Возродить свои отношения с Богом
Шрила Гоур Говинда Свами
Лекция прочитанная Гоур Говиндой Свами в Бхубанешваре, 12 апреля 1991г.
по «Чайтанья-чаритамрите», Ади, 7.146-148.
самбандха, абхидхейа, прайоджана нама
эи тина артха сарва-сутре парйавасана
(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 7.146)
Каковы наши отношения с Верховной Личностью Бога? К чему они нас обязывают? Какова высшая цель жизни? Эти вопросы освещены в каждом афоризме «Веданта-сутры», ибо они — венец философии Веданты.
КОММЕНТАРИЙ: В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.5) сказано:
парабхавас тавад абодха-джато
йаван на джиджнасата атма-таттвам
Все наши дела бессмысленны, если мы не знаем, каково предназначение человеческой жизни. Узнать об этом может только тот, кто спрашивает о том, что есть Брахман. Этим вопросом открывается «Веданта-сутра»: атхато брахма-джиджнаса. Человек должен стремиться узнать, что он такое, что представляет собой вселенная, кто есть Бог и каковы связи между Богом, им самим и материальным миром. Животные не задумываются над этими вопросами, но они неизбежно возникнут в сознании тех, кто достоин называться людьми. Знание об этих четырех предметах: о человеке, о вселенной, о Боге и их связях — есть самбандха-гьяна, знание о наших отношениях с Богом. Когда эти отношения восстановлены, необходимо действовать в соответствии с ними. Это — абхидхея. Исполнив то, что предписано Богом, мы достигнем высшей цели человеческой жизни — обретем любовь к Богу. Это — прайоджана-сиддхи. Обо всем этом обстоятельно рассказывается в «Брахма-сутре» («Веданта-сутре»). Если же мы изучаем «Веданта-сутру», но не стремимся узнать об этих предметах, то мы лишь напрасно теряем время. В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.8) сказано:
дхармах свануштхитах пумсам
вишваксена-катхасу йах
нотпадайед йади ратим
шрама эва хи кевалам
Ты можешь быть ученым философом, можешь безупречно исполнять предписания шастр, но если ты не стремишься познать Бога, если не слушаешь повествования о Боге и не славишь Его (шраванам-киртанам), то все твои дела — напрасная трата времени.
Философы-майавади не знают, каковы связи между человеком, космосом и Богом, поэтому все их труды совершенно бессмысленны, они лишь напрасно теряют время.
эи мата сарва-сутрера вйахйана шунийа
сакала саннйаси кахе винайа карийа
(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 7.147)
Когда Чайтанья Махапрабху рассказал философам-майавади о самбандхе, абхидхее и прайоджане, они смиренно обратились к Нему и сказали так:
КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто действительно хочет понять философию Веданты, должен опираться на толкования Господа Чайтаньи Махапрабху и ачарьев-вайшнавов, чьи комментарии к «Веданта-сутре» написаны в согласии с заповедями бхакти-йоги. Услышав, как Чайтанья Махапрабху толкует «Веданта-сутру», санньяси во главе с Пракашанандой Сарасвати стали смиренными и послушными Господу. Они сказали так.
ведамайа-мурти туми, — сакшат нарайана
кшама апарадха, — пурве йе каилун ниндана
(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 7.148)
«О высокочтимый, Ты сама мудрость Вед, Ты Сам Нараяна. Прости же нам нашу вину, прости нас за то, что мы Тебя осуждали».
КОММЕНТАРИЙ: Путь бхакти открыт только для смиренных и покорных. После того, как санньяси-майавади услышали от Шри Чайтаньи Махапрабху толкование «Веданта-сутры», они стали смиренными и послушными Господу. Они попросили у Него прощения за то, что осуждали Его, говорили, что Он только поет и танцует, но не изучает «Веданта-сутру». Стараясь ширить движение сознания Кришны, мы следуем наказам Господа Чайтаньи Махапрабху. Мы можем не знать всех афоризмов «Веданта-сутры», можем не всегда понимать их смысл, но мы следуем наставлениям ачарьев, и, поскольку мы верны Господу Чайтанье Махапрабху, мы знаем все, что необходимо знать о «Веданта-сутре».
Пожар в океане
(Бхубанешвар, Индия, 12 апреля 1991 г.)
Все это напрасная трата времени.
— Скорее! Бежим! Кто-то поджег океан! Нужно его потушить! Беги! Чало!! Туши пожар!
— А чем носить воду?
— Возьми скорее решето!
Ты бежишь, чтобы потушить пожар в океане, ты всю ночь поливаешь его водой, но только зря теряешь время — шрама эва хи кевалам. Нотпадайед йади ратим шрама эва хи кевалам. «Ты можешь быть ученым философом, можешь безупречно исполнять свой долг, но если ты не стремишься познать Бога, если ты равнодушен к шраванам-киртанам, то все твои дела — напрасная трата времени. Философы-майавади не знают, каковы связи между человеком, космосом и Богом, поэтому все их труды бессмысленны и они лишь напрасно теряют время». Об этом говорит и Сам Кришна:
дхармах сатйа-дайопето
видйа ва тапасанвита
мад-бхактйапетам атманам
на самйак прапунати хи
(«Шримад-Бхагаватам», 11.14.22)
«Ни религиозные обеты, ни правдивость, ни милосердие, ни знание, добытое ценой суровых лишений, не очистят твое сердце, если ты не служишь Мне с преданностью и любовью».
Ты можешь строго следовать заповедям дхармы. Можешь быть правдивым и никогда не лгать. Можешь быть милосердным к каждому. Можешь быть весьма ученым и знать все четыре Веды (быть чатур-веди). Можешь подвергать себя суровым лишениям (тапасье). Но если ты не знаешь, что ты такое (свою сварупу) и каковы твои отношения с Богом — видйа ва тапасанвита мад-бхактйапетам атманам, — то все твои заслуги ничего не стоят. Если к нулю прибавить ноль, потом еще один ноль и еще один, и так до бесконечности, в результате все равно будет ноль! Если ноль умножить на ноль, еще на ноль и еще на ноль, опять получится ноль — так какой в этом смысл?
Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Философы-майавади не знают, каковы связи между человеком, космосом и Богом, поэтому все их труды бессмысленны, и они лишь напрасно теряют время». Правдивость, милосердие, благочестие, ученость, аскетизм — все это замечательно, но если ты не служишь Богу, если в твоем сердце нет бхакти, то все твои достижения равны нулю. Поставьте рядом тысячи нулей, в результате будет только ноль, но, если к нулю слева приписать единицу, получится десять. Эта единица и есть ваши отношения с Богом — самбандха. Когда вы поступаете согласно с ними, это абхидхея. Без самбандхи и абхидхеи все ваши достижения равны нулю.
Когда майавади толкуют «Веданта-сутру», они получают нулевой результат, поскольку они очень далеки от истинных самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Они лишь напрасно теряют время. Господь Ришабхадева говорил:
парабхавас тавад абодха-джато
йаван на джиджнасата атма-таттвам
йават крийас тавад идам мано ваи
карматмакам йена шарира-бандхах
(«Шримад-Бхагаватам», 5.5.5)
«Если человек не стремится познать духовные ценности, он во всем терпит поражение и обрекает себя на страдания, источник которых — невежество. Любая карма, и греховная, и благочестивая, приносит плоды. К какой бы карме не был склонен человек, его ум остается карматмика, оскверненным мирскими желаниями. До тех пор, пока ум осквернен, сознание тоже будет нечистым, и до тех пор, пока мы трудимся ради плодов, нам придется облекаться в материальные тела».
Доступно только людям
Мы, люди, должны стремиться узнать, кто мы, кто Бог и каковы отношения между нами и Богом. Вот что значит атхато брахма-джигйаса. Пока человек не поднялся на ступень джигйасы, то есть не начал стремиться к самопознанию, он во всем терпит поражение — парабхавас тавад. Он лишен самбандха-гьяны и пребывает в невежестве. Его дела могут быть пунйа-кармой или папа-кармой, благочестивыми или греховными, но ему все равно придется пожинать их плоды, ибо у каждого поступка есть следствие. Ему придется снова и снова облекаться в материальные тела, принадлежащие к одной из 8 400 000 форм жизни, он будет вращаться в круговороте рождений и смертей и непрестанно страдать. Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» сказано: теперь, когда вам выпала редкая возможность родиться в облике человека, ваш долг — познать себя.
камасйа нендрийа-притир
лабхо дживета йавата
дживасйа таттва-джиджнаса
нартхо йаш чеха кармабхих
(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.10)
«Пусть бренные услады не будут смыслом вашего существования на Земле. Ведите здоровую жизнь и заботьтесь только о самом необходимом, ибо предназначение человека в том, чтобы познать Абсолютную Истину. Это должно быть целью всех ваших трудов».
Как мы уже говорили, есть пять видов сознания: аврита—четана, скрытое, санкучита-четана, едва пробивающееся, мукулита-четана, подобное бутону, викачита-четана, расцветающее, и пурна-викачита-четана, расцветшее полностью. Три последних вида сознания бывают только у людей. Только человек может обрести высшую форму сознания — пурна-викачита-четана. Животным это недоступно. «Шримад-Бхагаватам» — наиболее важная из всех шастр. Язык «Бхагаватам» ясный и прямой. Там сказано, что человек, который не стремится познать Абсолютную Истину (таттва-джигйаса), ничем не лучше животного. Животные не задумываются о смысле бытия. И если вы тоже не размышляете над этим, ваше сознание не отличается от сознания животных. У животных четыре ноги, у вас — две. У животных, к тому же, могут быть рога и хвост — пуччха вишана хина. Если вы не стремитесь познать Абсолютную Истину, то вы всего лишь двуногое животное, пусть без рогов и без хвоста — са эва го-кхарах.
Махапрабху — Верховный, изначальный Ачарья. Он стоит у истоков ачарья-парампары. Он рассказал о вайшнавской философии приверженцам майавады, и они ее приняли. Шриман Махапрабху — Сам Верховный Господь, и в Его словах заключена великая сила. Такой же силой обладают слова ачарьи, гаура-прийя-джаны — того, кто очень дорог Гауранге Махапрабху. Майавади поносят Господа Кришну, грешат у Его лотосоподобных стоп (майавади кришне апарадхи). Они отвергают Кришну и считают Богом себя. Но даже их Махапрабху удостоил Своей милостью. Даже им Он дал таттва-гьяну. Столь милостив садху: он дает людям знание (таттва-джнана-шикша). Это способен сделать только ачарья. Махапрабху — совершенный Ачарья, и Он тоже наделял людей духовным знанием. Выслушав Его, философы-майавади полностью переменились и стали бхактами. В последующих стихах рассказывается о том, как они танцевали вместе с Махапрабху, наполняя воздух возгласами «Хари! Хари!» Как милостив Господь Чайтанья!
Назначение Вед
Махапрабху говорил, что истинны только наши отношения с Кришной — кришна сей мукхйа самбандха. Все остальные наши связи материальны и поэтому ложны. В материальном мире есть пять видов отношений: отношения между родителями и детьми, между супругами, между друзьями, между слугой и господином и нейтральные отношения. Но со смертью тела этим отношениям приходит конец. Мы страдаем в этом мире только потому, что связали себя телесными узами, но не восстановили свои истинные отношения — отношения с Кришной. Понять это — значит обрести самбандха-гьяну.
Далее необходимо узнать, как действовать на основе самбандхи. Такой образ действий называется абхидхея. Какой результат приносит абхидхея? Какова ее цель, садхья-васту? Ее цель — према-прайоджана-сиддхи, высшая ступень совершенства, на которую может подняться человек. Это — кришна-према.
бхагаван-‘самбандха’, бхакти-‘абхидхейа’хайа
према-‘прайоджана’, веде тина-васту кайа
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 6. 178)
«Наши отношения с Верховным Господом — это самбандха. Наш истинный долг — с любовью и преданностью служить Господу. Это абхидхея. Когда в нашем сердце проснется любовь к Богу, мы достигнем высшей цели человеческой жизни. Это прайоджана. Все три элемента: самбандха, абхидхея и прайоджана — изложены в Ведах».
О них также рассказывается в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: коротко — в Ади-лиле и более подробно — в двадцатой главе Мадхья-лилы. Там приведены такие слова Махапрабху:
мукхйа-гауна-вритти, кимва анвайа-вйатиреке
ведера пратиджна кевала кахайе кришнаке
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20. 146)
«Как бы мы ни изучали Веды — толкуя смысл слов или пользуясь их прямыми, словарными значениями, — Веды и прямо, и косвенно направляют нас к Кришне».
Все в Ведах сосредоточено вокруг Кришны. В «Бхагавад-гите» (15.15) Кришна говорит: «Следуй Ведам, и ты познаешь Меня». Однако так называемые ведантисты требуют: «Покажите, где в Ведах Имя Кришны!» Сами они не могут его найти.
Философы-майавади известны своей некой ученостью. И Пракашананда Сарасвати, и Сарвабхаума Бхаттачарйа были большими знатоками Вед. Сарвабхаума Бхаттачарйа — воплощение самого Брихаспати, жреца полубогов. И все же они не могли найти Кришну. Кришна говорит: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо — «Следуй Ведам, и ты познаешь Меня». Если же, тщательно изучив четыре Веды (чатур-веди), вы так и не познали Кришну, то вы напрасно потеряли время — шрама эва хи кевалам. И вы будете страдать, поскольку не восстановили отношения с Кришной и связали себя недолговечными, телесными узами.
Бесплодная корова
В Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам» (11.11.19) сказано:
гам дугдха-дохам асатим ча бхарйам
дехам парадхинам асат-праджам ча
виттам тв атиртхи-критам анга вачам
хинам майа ракшати духкха-духкхи
«Поистине жалок тот, кто заботится о корове, переставшей давать молоко, о неверной жене, о теле, которое во всем зависит от других, о никчемных детях или о деньгах, не используемых на благо дела. И не менее жалок тот, кто изучает Веды, но не славит Меня».
Ты держишь бесплодную корову. Она не дает молока. Она приносит только хлопоты и беды, больше ничего. У тебя есть жена, но она тебе не верна. От нее одни только хлопоты и беды, больше ничего. Вдобавок ко всему у тебя есть тело. Ради мимолетных наслаждений ты заботишься о теле и потому служишь недостойным людям — бипхале севину, крипана дураджана чапала сукха-лава лаги’ре. Твой хозяин — отпетый негодяй, но ты все равно ему служишь. Все теперь так служат. «Дайте нам работу! Требуем работы!» Люди совсем уподобились ослам. Хозяин заставляет осла везти тяжелую поклажу и еще погоняет его: «Чало! Чало!» День и ночь люди трудятся, как ослы — гардабхера мата ами кари паришрама. Хватит работать на злобных прислужников майи! Лучше служите Кришне! Вы слуги Кришны! Но вы не знаете об этом и служите недостойным хозяевам — крипана дураджана. И все это только ради того, чтобы получить жалкие крохи удовольствий — чапала сукха-лава лаги’ре. Они нужны вашему телу. Ради тела, ради семьи вы трудитесь в поте лица, но взамен получаете только страдания — дехам парадхинам.
У вас есть сын, но он негодяй. От него одни неприятности. Он асат-путра, недостойный сын. У вас есть деньги, так используйте их в служении Кришне — вишайа-самуха сакали ‘мадхава’, канакера дваре севаха ‘мадхава’ (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Вайшнава Ке»). Иначе ваше золото, ваши ценности станут прибежищем Кали. Золото было пятым местом обитания, которое Махараджа Парикшит назначил для Кали. Если ваше золото не служит Мадхаве (виттам тватиртхи-критам), оно порождает ссоры, коварство, приносит всевозможные несчастья.
И если вы толкуете Веды, но не славите Кришну, то ваша жизнь будет тяжелой и безрадостной. Майавади заявляют: «В Ведах ничего не сказано о Кришне». Но Кришна говорит: «Следуй Ведам, и ты познаешь Меня — ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо».
Веды свидетельствуют
Кришна упомянут в Ведах. И Гаурахари тоже. Венцом четырех Вед считают Упанишады. В «Чхандогья-упанишаде» (8.13.1) говорится: шйамачххавалам прападйе, шавалачххйамам прападйе. Энергия шавала, которую также называют хладини-свабхава или хладини-шакти, — это энергия Шьямы, Кришны. Кто найдет прибежище у внутренней энергии Господа, Его энергии наслаждения, тот предастся Шьямасундаре, Кришне.
В «Риг Веде» (1.164.31) также сказано:
апашйам гопам ани-падйа-манам
а ча пара ча патхибхиш чарантам
са садхричих са ишучир васана
авариварти бхуванешу антах
«Я видел пастушка Гопала, нетленного, непогрешимого. Порой Он совсем рядом, а порой далеко-далеко от меня. Пути Его бесчисленны. Он часто поражает взор многоцветием одежд. Я не раз видел, как Он странствует по вселенной».
Почему же вы говорите, что Кришна не упомянут в Ведах? Вы самонадеянно называете себя знатоками Вед, но в действительности их толком не знаете. Вы не можете найти в них Кришну, потому что не восстановили с Ним связь.
Господь Чайтанья наставляет Шачимату
Узнав, что Махапрабху решил уйти от мирской жизни (принять санньясу), Шачимата, Его мать, заплакала, и Махапрабху стал ее утешать. Лочана дас Тхакур рассказывает об этом в «Чайтанья-мангале». Махапрабху говорил Шачимате:
ки нари, пуруша ара кева кара пати
шри-кришна-чарана вину ара нахи гати
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11.183)
«Кто наш истинный супруг? Кто наша супруга? Одни из нас родились мужчинами, другие — женщинами, но истинны только те узы, что связывают нас с лотосоподобными стопами Шри Кришны».
сеи пита, сеи мата, сеи бандху-джана
сеи харта, сеи карта, сеи матра дхана
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11. 184)
«Кришна один — и отец наш, и мать, и друг. Кришна — единственный вершитель всех дел. Он один — наше богатство. Он для нас всё»
путра-снехе кара море йата бада бхава
шри-кришна-чаране хаиле ката хайа лабха
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11.193)
«Я твой сын, и ты Меня любишь, но если бы такую же любовь ты питала к Кришне, к Его лотосоподобным стопам, подумай только, что бы ты обрела!»
Махапрабху — Сам Кришна, но Он никогда не говорил: «Я — Кришна». Он считал Себя преданным Кришны (гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах). Махапрабху — скрытое воплощение Кришны, и таковым Он предстал перед Шачиматой, Своей матерью.
Махапрабху далее сказал:
сеи се парама-бандху, сеи мата-пита
шри-кршна-чаране йеи према-бхакти-дата
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11.195)
«Кто вновь соединил меня с Кришной, тот Мне первый друг, тот Мне и мать, и отец. Он — Мой гуру» Это — дикша-гуру, гуру, который дает духовное посвящение. Его также называют самбандха-дата, поскольку он дает самбандха-гьяну, знание о наших отношениях с Кришной.
Махапрабху сказал Шачимате:
амара нистара хайа тора паритрана
шри-кришна-чарана бхаджа — чхада путра-джнана
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11.198)
«Более не считай своим сыном Меня. Считай своим сыном Кришну. Восстанови свою связь с Кришной и поклоняйся Его лотосоподобным стопам. Тогда и ты, и Я обретем спасение».
анера танайа ане раджата-суварна
кхаиле винаша пайа — нахе пара-дхарма
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11.200)
Обычный сын лишь зарабатывает деньги. Он достает золото или серебро, чтобы прокормить своих престарелых родителей, жену и детей. При этом он не гнушается никакими средствами и совершает много грехов. Он торгует вином или убивает коров и продает их мясо. Ради денег люди готовы пойти на любой грех. Ну, будут у вас деньги, а что потом? Кхаиле винаша пайа-нахе пара-дхарма. Потом вы умрете и отправитесь в ад. Вы так и не достигнете пятой пурушартхи, не достигнете цели человеческой жизни — премы.
Рискуя жизнью
дхана-упарджана каре ане бада духкха
дханаи йаука кива апани марука
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11.201)
Чтобы добыть деньги, вам приходится преодолевать много трудностей. Вы день и ночь работаете, как ослы. Иногда вы даже подвергаете себя опасности. Грабители могут явиться и вас убить. Власти могут вас схватить, отправить в тюрьму и приговорить к смерти. Я прочел недавно в газете статью об одной канадской женщине, которая пыталась вывезти из Токио золото. Она распилила его на маленькие кусочки, положила в капсулы и проглотила. Но в аэропорту таможенники обнаружили золото и задержали преступницу. Ей вскрыли живот и достали оттуда золото. Теперь ее дни сочтены. Ради денег люди часто рискуют жизнью. И сыновья, обычные сыновья, тоже нередко идут на такой риск.
ами ани диба кришна-према хена дхана
сакала-сампада-майа кришнера чарана
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11.202)
Махапрабху сказал матери, что, приняв санньясу, Он принесет ей настоящее богатство. «Обычный сын приносит родителям мирские богатства. Я же принесу тебе сокровище прайоджана-сиддхи, высшей цели жизни». Кришна-према хена дхана. Кришна-према — вот истинное сокровище. «Зачем же плакать? Я принимаю санньясу, чтобы принести тебе это сокровище. Сакала-сампада-майа кришнера чарана. Тогда ты обретешь лотосоподобные стопы Кришны, и они дадут тебе все блага». Вот настоящий сын. Ему не нужно глотать капсулы, чтобы потом лежать со вскрытым животом и ожидать смерти.
Господь Чайтанья сказал Шачимате:
сакала джанаме пита, мата сабхе пайа
кришна-гуру нахи миле буджхиха хийайа
(«Чайтанья-мангала», Мадхья, 11.204)
«Отец и мать есть у нас в каждой жизни. Но обрести Гуру и Кришну нам удается очень, очень редко».
Вы пьете яд!
В наставлениях, которые Махапрабху дал Шачимате и которые затем были изложены в «Чайтанья-мангале», Он рассказал о самбандха-гьяне, абхидхее и прайоджана-сиддхи. Прайоджана-сиддхи — это кришна-према, высшая цель человеческой жизни. Кто не восстановил свои отношения с Кришной, кто не совершает кришна-бхаджан, тот неизбежно окажется в сетях недолговечных отношений, которые не принесут ему ничего, кроме бед и страданий. Бхактивинода Тхакур пишет:
дурлабха манава-джанма лабхийа самсаре
кришна на бхаджину духкха кахиба кахаре
(«Кальяна-калпатару», 2.4)
«Человеческая жизнь — ценный дар, ибо только человек способен достичь духовного совершенства. Мне больно и горько теперь от того, что, получив столь редкий дар, я пренебрег им и не поклонялся Господу Кришне».
(Нароттама даса Тхакура, «Прартхана», песня 4)
«О, Господь Хари! Я прожил жизнь впустую. Я получил такой редкий дар — тело человека, но не поклонялся Радхе и Кришне. Я намеренно пил яд».
се самбандха нахи йа’р, вритха джанма тела тар
сеи пашу бада дурачара
«Кто не восстановил свои отношения с Кришной, тот прожил жизнь напрасно. Он невежда, двуногое животное. Сеи пашу бада дурачара. Большое, глупое, злобное животное. Он растратил свою жизнь. Он намеренно пил яд». Здесь все только и делают, что пьют яд.
Всеобщее братство
Махапрабху учит: вы связаны только с Кришной. Если вы восстановите эту связь, то увидите, что все остальные тоже связаны с Ним, что все мы истинно братья. Люди мечтают о всеобщем братстве. Но возможно ли оно, если мы не помним о нашей связи с Кришной? Люди говорят о всеобщем братстве, но не знают даже, кто их отец. Как они утвердят всеобщее братство, если не знают, каковы их отношения с Кришной, Всевышним Отцом? Тогда о каком братстве может идти речь? Все это пустые разговоры. Эти невежды ничего не понимают. Животные неспособны к самопознанию. Они не будут спрашивать об Абсолютной Истине. Собакам и кошкам это недоступно — это доступно только людям. Дживасйа таттва-джиджнаса нартхо йаш чеха кармабхих. Кто достоин звания человека, тот стремится познать самбандха-таттву, абхидхея-таттву и прайоджана-таттву. Веде тина-таттва кайа. Он стремится узнать, каковы его отношения с Богом, каков его долг перед Богом, какова высшая цель жизни. Он стремится обрести кришна-прему, любовь к Богу.
Все три таттвы изложены в Ведах и «Веданта-сутре», но философы-майавади неспособны их понять. Они хвастливо заявляют, что знают Веды, но все их философские изыскания — напрасная трата времени (шрама эва хи кевалам). Только когда Махапрабху одарил майавади из Бенареса милостью, только тогда они смогли все понять и стали просить у Него прощения: кшама апарадха, пурве йе каилун ниндана. До этого они осуждали Махапрабху, но теперь молили: «Прости нас! Ведамайа-мурти туми, сакшат нарайана. Ты — Сами Веды. Ты — Сам Нараяна! По незнанию мы злословили на Тебя, и это великий грех — кшама апарадха. Прости же нам нашу вину!»
Таковы наставления Махапрабху о самбандхе, наших отношениях с Кришной. Шрила Кришнадас Кавирадж изложил Его наставления в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: коротко — в Ади-лиле и более полно — в Мадхья-лиле.
_________________________________________________________________________
(глава из книги «Парипрашна»)