ens5say4

Был ли Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

против обсуждения раса-лилы Кришны?

Обсуждение (оценка) документального фильма «Джагат Гуру — Учитель всего мира»

Старшие вайшнавы, включая учеников Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, просмотрев замечательный фильм о жизни и проповеди Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, высоко оценили его. Однако в фильме были затронуты такие идеи, которые возникла необходимость разъяснить. Тема, которую поднимают в этой статье авторы, связана с настроением Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в отношении сокровенных лил Шри Кришны. Шрила Сарасвати Тхакур действительно активно выступал против сахаджий, имитаторов и праздно любопытных людей, которые, движимые похотью, живо интересовались интимной жизнью Бхагавана и Его вечных спутников.

Сиддханта Сарасвати написал много критических статей против греховных наклонностей баддха-джив. Принимая лишь эту часть настроения ачарьи Гаудия Матха, преданные различных вайшнавских организаций жёстко ограничивают себя и других в отношении погружения в слушание возвышенных тем. В связи с этим преданные совершенно не получают никакого представления о том, как должен выглядеть идеал бхакти в линии Шри Чайтаньи Махапрабху. Многие начинают думать, что вся жизнь вайшнава должна состоять лишь из шаранагати начального уровня.

В каком свете мы должны понимать наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады о слушании расалилакатхи, рассказывает эта статья.

Был ли Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

против обсуждения раса-лилы Кришны?

   Шрипад Б.Г. Нарасимха Махарадж вместе со своей группой «Devavision» выпустили документальный фильм о жизни и учении Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура под названием «Джагат Гуру — Учитель всего мира». Судя по информации в интернет-сети, фильм быстро набрал популярность; на первом Вайшнавском Видео-фестивале ИСККОН в Майяпуре он был номинирован за лучший сценарий, лучший монтаж, лучшую музыку, лучшую графику и спецэффекты. Различные сообщества восприняли этот фильм как яркое и в то же время точное описание жизни и учения Шрилы Сарасвати Тхакура.

   Усилия его Святейшества Б.Г. Нарасимхи Махараджа и команды «Devavision» в прославлении Господа и Его чистого преданного достойны высоких похвал. Фильм в увлекательной и содержательной форме рассказывает об играх, соратниках, книгах, статьях и других подробностях жизни Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. Следует также отдать должное столь необходимым для здорового функционирования нашего вайшнавского общества содержащимся в фильме предостережениям относительно возвышенных тем.

   Конечно, никакое повествование не может быть полным; каждый сценарист встает перед дилеммой, что ему следует включить в сценарий. В процессе его написания одним фактам неизбежно отдаётся предпочтение, в то время как другие остаются без особого внимания. Поэтому, из соображений полноты и равновесия, нам бы хотелось представить другую сторону проповеди Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Данная статья представляет собой скромную попытку дополнить некоторые исторические детали, упомянутые в фильме, так же как сноски уточняют и разъясняют слова текста. Нашей целью является подчеркнуть естественную гармонию, существующую между шуддха-вайшнавами, учителями всего мира (учителями Гаудия-парампары).

   В одном из эпизодов фильма «Джагат Гуру — Учитель всего мира» на фоне фотографий Шрилы Сарасвати Тхакура Прабхупады, Шри Шри Радхи-Кришны и Их возлюбленных спутниц — гопи, диктор последовательно произносит следующие утверждения:

1. Хотя у Сарасвати Тхакура было действительно много высококвалифицированных учеников, он, в противоположность другим так называемым гуру и сиддха-пурушам того времени, не позволял своим ученикам обсуждать детали любовных игр Кришны и гопи.

2. Также Сарасвати Тхакур не позволял своим ученикам читать такие книги, как «Гита-говинда», «Удджвала-ниламани» или «Говинда-лиламрита».

3. Сарасвати Тхакур предупреждал:

матала хари-джана вишайа ранге

пуджала рага патха гаурава банге

 

Всегда почитайте путь рага-марга, спонтанной преданности, на расстоянии. Не рвитесь вперёд. Держите дистанцию и будьте ниже. Тот, кто нарушает эти наставления, будет низвергнут. Это девиз Гаудия Матха.

«Держи идеал пути рага-марга высоко над своей головой и никогда не пытайся низвести этот высший план и увидеть эту божественную лилу своими глазами или в своём уме. Просто совершай поклонение, делая всё, что необходимо в этом мире для божественного служения Им (Радхе Кришне)».

 Второе утверждение сопровождается полноэкранным изображением обложки «Шри Гиты-говинды» в переводе и с комментариями Шрилы Нараяны Махараджа.

 Существует вероятность того, что вышеперечисленные утверждения могут быть неверно истолкованы. Поэтому в данной статье мы попытаемся расширить контекст этих утверждений относительно того видения, которое обычно может позволить себе ограниченный формат фильма для широкой публики. Раскрытие сжатых тем фильма безусловно обогатит представление читателей о Шриле Сарасвати Тхакуре Прабхупаде, его учении и его миссии.

Утверждение из фильма №1.

«Хотя у Сарасвати Тхакура было действительно много высококвалифицированных учеников, он, в противоположность другим так называемым гуру и сиддха-пурушам того времени, не позволял своим ученикам обсуждать детали любовных игр Кришны и гопи. Особенно он беспокоился, когда слышал, как кто-либо из учеников обсуждает раса-лилу».

Признание:

   В начале своей миссии Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур делал упор на основополагающие принципы учения Шри Чайтаньи Махапрабху. В соответствии с документированными источниками, по мере расширения своей миссии, он постепенно раскрывал всё более возвышенные темы, одновременно следя за тем, чтобы основание — гуру-сева и нама-санкиртана — оставалось непоколебимым. Поэтому неудивительно, что мы находим как его мудрые запреты и предостережения (особенно в книгах избранных высказываний, составленных Его Божественной Милостью Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Махараджем), так и другие его утверждения, правда в меньшем количестве, вдохновляющие последователей не оставаться вечно обусловленными отсутствием квалификации.

   Основное намерение ачарьев, вне всякого сомнения, заключается не в том, чтобы запутать нас, а в том, чтобы убедить, что возвышенные темы никогда не должны восприниматься легко, дёшево или самостоятельно. Относиться к ним следует с величайшим уважением. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ясно отметил (24 декабря, 1969 года): осторожность должна быть, однако это не означает, что “мы взяли обет бойкотировать гопи”.

Приведём доказательства этой точки зрения.

   А) Шрила Сарасвати Тхакур выступал за надлежащее слушание раса-лилы.

   Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не запрещал своим высококвалифицированным ученикам обсуждать или слушать раса-лилу от других bona fide (истинных) преданных. Он запрещал это делать новичкам, и в особенности обсуждать самостоятельно. Однако, он не делал обобщающего утверждения, запрещающего навсегда всем ученикам слушать раса-лилу даже из надлежащего источника.

   Далее следует отрывок из лекции Шрилы Сарасвати Тхакура, прочитанной на Радха-кунде во время Враджа-мандала парикрамы в 1932 году. Лекция была напечатана в 1934 году в журнале «Гаудия». В этой лекции он дал следующие наставления: «Все эти дни мы не говорили о лилах. Однако это наше самое сокровенное достояние. Это наша единственная садхья (совершенство). Не следует ошибочно думать, что анартха-нивритти (преодоление препятствий, таких как вожделение и жадность) – это и есть прайоджана (цель жизни). Тот, кто так думает, никогда не достигнет артхаправриттти (удовлетворения истинных потребностей души). По этой причине я сейчас начинаю рассказывать об ашта-калия-лиле.

   Я знаю, что вы не готовы слушать о ней, однако мы должны знать о существовании в сфере преданности такого трансцендентного идеала. Вот почему так важна анартха-нивритти. За пределами анартха-нивритти находится артха-правритти, чистое служение Радхе и Кришне в духе супружеской̆ любви. Это трансцендентная реальность. И если мы ничего не знаем об этой трансцендентной сфере, то все наши усилия могут закончиться нирвишешавадой (имперсонализмом). Не позволяйте, чтобы ваши дни проходили только в попытках достичь анартха-нивритти. Артха-правритти также необходима. Анартха-нивритти нужна только до того момента, когда начнётся артха-правритти. С приходом артха-правритти, анартха-нивритти теряет свою важность, а артха-правритти выходит на первый план.

   Те, кто повторяет харинаму пятнадцать, двадцать лет, должны знать об этих вещах. Начинающим не следует слушать об этих темах, иначе они могут неверно понять их. Эти темы не для всех, они для особой аудитории. Также говорится: апана бхаджана-катха на кахибе джатхатха… — не следует открывать свой бхаджан другим. Если мы пренебрегаем этим наставлением предшествующих ачарьев, мы можем навсегда пасть из сферы преданного служения.

   Кришна испытывает счастье, снимая одежды гопи, это – чувственное удовольствие Кришны. Можно спросить: «Почему Он наслаждает Свои чувства? Мы хотим видеть, как Кришна контролирует чувства». Мы не можем задавать таких вопросов, потому что Кришна не является рабом наших желаний. Кришна может по собственной воле показать как Он способен контролировать чувства — и Он показал это в Своей форме Гаурасундары. Однако, Своим примером Шри Кришна показывает нам, что никто, кроме Него не в праве снимать одежду с гопи.

   Наш долг – культивировать преданное служение. Не думайте, что ашта-калия-лила смарана – это собственность сахаджий. На самом деле – это наша практика. Мы должны забрать её из рук сахаджий. Наш Шри Гурупада-падма слушал эти темы из уст Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Поэтому он говорил нам много всего сокровенного».

 

Стремление к совершенству

  Далее следует статья, переведённая для журнала «Гармонист» (2005), изначально опубликованная в журнале «Гаудия», том 11, номер 14 (12 ноября 1932 года):

«В 1932 году, в месяц Картика, Гаудия Матх под руководством Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады организовал Враджа-мандала-парикраму длиной в 84 кроша. В ней участвовали тысячи преданных со всей Индии. В первый день парикрамы паломники посетили святые места Матхуры, где было организовано огромное шествие с нагара-санкиртаной. В последующие дни, по указанию Шрилы Прабхупады, его последователи исполняли различные бхаджаны, составленные освобожденными махаджанами, великими душами. Через эти бхаджаны, наполненные сердечной мольбой, Шрила Прабхупада показал, что пример непрерывного поиска совершенства (сиддхи-лаласа) должен быть единственной целью всех ищущих, достигших ступени анартха-нивритти, на которой происходит очищение от нежелательных препятствий. Шрила Прабхупада лично выбрал для преданных следующие бхаджаны, написанные Шрилой Нароттамой дасом Тхакуром:

(1)

хари хари! кабе хаба вриндавана-васи

ниракхиба найане джугала-рупа-раси

 

О Хари, Хари, когда я стану вриндавана-васи и поселюсь во Вриндаване? Когда мои глаза будут созерцать  красоту юной Божественной Четы Шри Радха-Кришны? («Прартхана», Садхака-дехочита. Шри Вриндавана-васа-лаласа, песня 29. Стих 1).

(2)

радха-кришна-севон муни дживане маране

танра стхана танра лила декхон ратри дине

Я буду служить Шри Шри Радхе и Кришне как в этой жизни, так и после смерти. День и ночь пребывая в трансцендентной обители, я буду свидетелем Их нектарных игр («Прартхана», Шри-Рупа-Рати Манджарьях вигьяптих, песня 48. Стих 1).

(3)

хари хари ара кабе палатибе даша

э-даша корийа баме, джа’бо вриндавана-дхаме,

эи мане корийачхи аша

«О Шри Хари, когда изменится моя жизнь? Когда я отрешусь от всех мирских занятий и направлю свой путь в Шри Вриндаван-дхаму? Я лелею эту надежду («Прартхана», 47. Садхака-дехочита. Шри Вриндавана-васа-лаласа, песня 27. Стих 1).

   По указанию Шрилы Прабхупады преданные также исполнили бхаджаны Шрилы Бхактивиноды Тхакура, такие как:

(4)

декхите декхите, бхулибо ва кабе, ниджа-стхула-паричойа

найане херибо, враджа-пура-шобха, нитйа чид-анандамойа

Когда я перестану отождествлять себя с материальным телом, моему взору откроется несказанная красота Враджа — обители, где всё исполнено вечного духовного блаженства?

вришабхану-пуре, джанама лоибо, йавате виваха ха’бе

враджа-гопи-бхава, хоибе свабхава, ано-бхава на рохибе

Я появлюсь на свет в городе Махараджи Вришабхану, выйду замуж в Явате и приобрету нрав и наклонности юной враджа-гопи.

ниджа сиддха-деха, ниджа сиддха-нама, ниджа-рупа-сва-васана

радха-крипа-бале, лобхибо ва кабе, кришна-према-пракарана

Когда же по милости Радхи я обрету свою сиддха-деху, узнаю своё вечное имя, облик и одежды? Когда же я обрету кришна-прему?

йамуна-салила, ахаране гийа, буджхибо йугала-раса

према-мугдха хо’йе, пагалини-прайа, гаибо радхара йаша

Однажды, идя за водой на Ямуну, я постигну тонкости любовных отношений Божественной Четы. И тогда в безумии премы я стану громко петь во славу Радхики («Гита-мала», Сиддхи-лаласа, песня 2).

[В статье из «Гармониста» приводится только первый стих этого бхаджана. Мы добавили оставшиеся стихи для блага тех читателей, которые не знакомы с этим бхаджаном].

(5)

радха-кунда-тата-кунджа-кутира

говардхана-парвата, йамуна-тира

Маленькая кунджа на берегу Радха-кунды, холм Говардхан, берега Ямуны… («Шаранагати», Бхакти-анукула, Свикара, Песня 4. Стих 1).

(6)

йамуна-пулине, кадамба-канане,

ки херину сакхи аджа

шйама вамшидхари, мани-манчопари,

коре лила расараджа

О сакхи! Что я видела сегодня! В кадамбовой роще на берегу Ямуны сидел на драгоценном троне очаровательный темнокожий юноша. В руках Он держал длинную флейту и являл Свои развлечения раса-раджи, царя всех божественных рас («Кальяна-калпатару», Уччхаса, песня 26. Стих 1).

   8 октября в полдень, в конце Гранд-фестиваля с киртаном, Шрила Прабхупада начал лекцию для собравшихся преданных в Матхуре. По просьбе Шрилы Прабхупады, Шримад Бхакти Виласа Габхасти-Неми Махарадж пропел молитву “хари хари аба кабе палатибе даша” из коллекции бхаджанов Шрилы Нароттама даса Тхакура Махашаи под названием «Прартхана». В это же время прибыл Шри Девапрасад Сарвадхикари, бывший вице-канцлер Калькуттского Университета, и, выразив почтение Шриле Прабхупаде, занял место среди присутствующих. Шрила Прабхупада начал построчное объяснение молитвы Тхакура Махашая.

   

Б) Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хотел, чтобы его высококвалифицированные ученики правильным образом рассказывали миру о раса-лиле.

  Несомненным является тот факт, что Шрила Сарасвати Тхакур запрещал некоторым начинающим ученикам слушать о раса-лиле, но это наставление не могло относиться ко всем преданным без исключения. Например, одним из его самых прославленных учеников является наш дикша-гуру, Шрила Прабхупада Бхактиведанта Свами Махарадж. Голос за кадром, а также многочисленные интервью, содержащиеся в фильме, прославляют нашего Шрилу Прабхупаду как чистого преданного и, вероятно, как лучший инструмент Шрилы Сарасвати Тхакура в распространении чистого сознания Кришны по всему миру. Если бы не наш Шрила Прабхупада, большинство людей за пределами Индии (и даже во многих частях Индии) никогда не узнали бы даже имя, не говоря уже о славе Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

   Шрила Прабхупада Бхактиведанта Свами Махарадж написал краткий обзор Десятой Песни «Шримад Бхагаватам», под названием «Кришна, Верховная Личность Бога». В нём содержится шесть глав, описывающих любовные игры Шри Шри Радхи и Кришны, и, в частности, сокровенная раса-лила. По наставлению нашего Шрилы Прабхупады, эта книга была переведена на многие языки и распространена миллионам падших обусловленных душ, многие из которых стали преданными Господа Кришны.

   Шрила Прабхупада не запрещал нашему Гуру Махараджу (Ш.Бхактиведанте Свами) обсуждать раса-лилу с его последователями или теми, кого он сам выбирал. Выбор чистого преданного — это выбор Самого Шри Кришны.

В) Его самый прославленный проповедник (Ш.Бхактиведанта Свами) поддерживал надлежащее слушание о раса-лиле.

Приведём цитаты, взятые из переводов и комментариев Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами Махараджа к «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-чаритамрите», а также из других его книг. Сущность его утверждений состоит в том, что раса-катху необходимо слушать из надлежащего авторитетного источника — не от майявади,  сахаджий или профессиональных чтецов. Никто не должен имитировать игры Господа или думать о себе как о продвинутом или совершенном преданном, но должен слушать с уважением из авторитетного источника. По поводу слушания о раса-лиле, Шрила Прабхупада пишет:

   «Обсуждать раса-лилу с обычными людьми, как правило, не рекомендуется, поскольку они находятся под влиянием философии майявады, но если тот, кто достиг совершенства в сознании Кришны, разъяснит им смысл божественных игр Верховного Господа, люди, слушая его, постепенно тоже обретут сознание Кришны и освободятся от материальной скверны… Заключая рассказ о раса-лиле, Шукадева Госвами сказал, что тот, кто услышит о развлечениях Кришны (Самого Вишну) с гопи из достоверного источника, излечится от самой опасной болезни — вожделения. Другими словами, тот, кто надлежащим образом слушает о раса-лиле, сможет освободиться от стремления удовлетворять похоть и поднимется на высший уровень духовного самоосознания» («Кришна, Верховная Личность Бога», глава 33).

   «Чайтанья Махапрабху говорил, что главы «Шримад-Бхагаватам», посвящённые раса-лиле, предназначены не для обычных людей, а для освобождённых душ. Непосвящённым людям вообще нельзя рассказывать о раса-лиле. Только возвышенные преданные, чьи сердца свободны от скверны, способны постичь сокровенный смысл раса-лилы Радхи и Кришны. Мирянам не стоит даже пытаться понять её.

   Но и обычные люди, слушая «Шримад-Бхагаватам», повествующий об играх Кришны, очищаются, хотя и не понимают всей глубины раса-лилы. Когда же о деяниях Господа рассказывает чистый преданный, слушатели поднимаются на уровень трансцендентного преданного служения. Наши сердца поражены болезнью вожделения, желанием наслаждаться, но, когда авторитет в духовной науке говорит о любви, которая связывает Кришну и гопи, из наших сердец изгоняются все глубоко укоренившиеся плотские желания.

   К сожалению, мало кому удаётся услышать «Шримад-Бхагаватам» от истинного духовного учителя (садгуру). Те же, кто слушает профессиональных чтецов, не излечиваются от вожделения. Некоторые из таких людей даже становятся сахаджиями: они пытаются подражать верховному наслаждающемуся, изображая из себя Кришну, Радхарани или одну из Её подруг» («Еще один шанс», Глава 16).

    «Чтобы правильно понять танец раса, обусловленные души должны слушать о нём от истинного духовного учителя (сад-гуру) и пройти у него подготовку. Тогда они смогут достичь высшей ступени духовного развития; в противном случае они будут введены в заблуждение. Материальное вожделение — своего рода болезнь сердца, и, чтобы излечиться от этой материальной болезни, обусловленным душам рекомендуется слушать, но слушать не мошенников-имперсоналистов. Если они будут слушать знающего наставника и правильно поймут услышанное, результат будет совершенно другим» («Кришна, Верховная Личность Бога», Глава 33).

   «Господь милостиво нисходит в этот мир, чтобы вернуть падшие души домой, в Своё царство, где они смогут вечно наслаждаться истинной любовью во взаимоотношениях с Богом — любовью, которая отличается от извращенной сексуальной любви, столь дорогой сердцу падших душ в их болезненном состоянии. Господь являет раса-лилу главным образом для того, чтобы падшие души оставили болезненную мораль и религиозность, вернулись в Его царство и наслаждались там истинной реальностью. Тот, кто действительно постигнет смысл раса-лилы, почувствует отвращение к мирской половой жизни» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.30, комментарий).

   «Не следует превратно истолковывать особую прелесть Его игр с гопи. «Бхагаватам» повествует об этих трансцендентных играх в Десятой Песни. В первых девяти Песнях «Бхагаватам» постепенно поднимает читателя до уровня, на котором он может понять трансцендентную природу игр Господа Кришны с гопи» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28,  комм.).

   По этому поводу Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 4.34) цитирует «Шримад-Бхагаватам» (10.33.36):

 

ануграхайа бхактанам

манушам дехам ашритах

бхаджате тадриших крида

йах шрутва тат-паро бхавет

 

«Кришна предстаёт в Своём вечном человеческом облике и являет Свои игры из милости к преданным. Услышав о Его играх, человек должен посвятить себя служению Ему».

   В своём комментарии на этот стих Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет:

   «…Танец раса устраивает йога-майя, внутренняя энергия Кришны, и это божественное развлечение Господа непостижимо для тех, кто подвержен влиянию материи. Своей извращенностью сахаджии бросают тень на всё духовное и искажают смысл таких высказываний, как тат-паратвена нирмалам и тат-паро бхавет. Неверно толкуя афоризм тадрших кридах, и пытаясь подражать Господу Кришне, они попросту потакают своей похоти. Афоризмы Вед следует понимать в соответствии с толкованиями авторитетных госвами. Шрила Нароттам дас Тхакур, обращаясь с молитвами к Шестерым Госвами Вриндавана, признаётся в своей неспособности понять духовные отношения:

рупа-рагхунатха-паде ха-ибе акути

кабе хама буджхаба се йугала-пирити

 

«Когда во мне пробудится страстное желание понять книги, написанные Госвами, я постигну божественные любовные отношения Радхи и Кришны».

Иными словами, без обучения у представителей школы Шестерых Госвами, невозможно постичь Радху и Кришну» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.34, комм.).

   В вышеприведенном комментарии Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет о том, что нужно слушать эти трансцендентные темы, но не от тех, кто неверно их истолковывает. Он переводит следующий стих следующим образом: «Здесь [в этом стихе «Шримад-Бхагаватам»] глагол бхавет стоит в повелительном наклонении, указывая, что действие непременно должно быть выполнено. Не исполнить его — значит пренебречь своим долгом» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.35).

Г) Он учил: « Слушайте, не имитируйте».

   Шрила Сарасвати Тхакур — чистый последователь предшествующих ачарьев. Их взгляды неотличны друг от друга. Поэтому он не стал бы противоречить их словам и делать обобщённое утверждение не слушать расa-катху. Напротив, он говорил не имитировать. Его ученик, наш Шрила Прабхупада, пишет:  «Не следует разделять ошибочные взгляды и считать своё материальное тело совершенным, воображая себя сакхи. Это сродни аханграхопасане, практике майявади, которая заключается в поклонении собственному телу как Всевышнему. Шрила Джива Госвами советует обывателям избегать подобных представлений. Он также предостерегает нас, говоря, что считать себя одной из приближённых Всевышнего и не следовать при этом примеру гопи так же оскорбительно, как считать себя Всевышним. Подобные мысли считаются апарадхой. Мы должны, слушая о беседах гопи и Кришны, готовить себя к жизни во Вриндаване, однако не следует считать себя гопи, потому что это оскорбительно» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.204-205, комм.).

Шрила Шукадева Госвами говорит Махараджу Парикшиту («Шримад-Бхагаватам», 10.33.30):

 

наитат самачаредж джату

манасапи хй анишварах

винашйатй ачаран маудхйад

йатхарудро ’бдхи-джам вишам

«Тот, кто не является могущественным ишварой (повелителем мироздания), не должен пытаться подражать поведению великих личностей даже в уме. Если же какой-нибудь глупец всё же попробует подражать их поступкам, его ждёт неминуемая гибель, как ждёт она того, кто, не будучи Рудрой, попытается выпить океан яда».

   Во вступлении к своему переводу и комментариям на «Вену-гиту» Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж обобщает комментарии Шрилы Дживы Госвами и Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура следующим образом:

   «Суть комментариев на этот стих Шри Дживы Госвами и Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура заключается в том, что живые существа, зависящие от своего материального тела и не обладающие могуществом Верховного Господа (анишва­ра), не должны подражать Его деяниям даже в мыслях. Что говорить о том, чтобы подражать Его поступкам, даже подобное желание не должно возникать. Другими словами, нельзя, нарушая религиозные законы, даже помышлять повторить то, что совершал Бог…

В этом стихе строго запрещается любое подражание играм Господа. Однако, из стиха 10.33.36 «Шримад-Бхагаватам» — йах шрутва тат­паро бхавет, становится ясно, что не только преданные, но и любой простодушный человек, который с верой слушает об этих играх, полностью предастся Верховному Господу. Это объясняется в следующем стихе из «Шримад-Бхагаватам» (10.33.39)».

 

Д) Уважаемые Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром вайшнава-ачарьи выступают ЗА слушание о раса-лиле Кришны.

   Шрила Джива Госвами, один из почитаемых шикша-гуру Шрилы Сарасвати Тхакура Прабхупады, комментирует в Вайшнава-тошани вышеупомянутый стих о раса-лиле из «Шримад-Бхагаватам» (10.33.36):   «Слова ануграхайа бхактанам манушам дехам ашритах из комментария на приведённый выше стих «Шримад-Бхагаватам» (10.33.36) Шрилы Дживы Госвами («Вайшнава-тошани») указывают, что хотя Верховный̆ Господь Шри Кришна и самоудовлетворён (апта-кама), Он нисходит в Своём изначальном, подобном человеческому, образе и совершает разнообразные игры, чтобы даровать милость Своим преданным и выразить им Свою любовь. Это характерная черта вишуддха­-саттвы (абсолютно чистой благости). Господь всегда готов вознаградить преданных в соответствии с совершаемым ими бхаджаном. Примером тому служит благосклонность, которую Шри Джада Бхарата проявил по отношению к царю Рахугане, а Господь — к Шукадеве Госвами.

   Слово бхакта в обсуждаемом стихе относится к гопи (враджа­-деви), враджаваси и всем вайшнавам прошлого, настоящего и будущего. Чтобы доставить удовольствие гопи, Сваям Бхагаван с любовью совершает такие игры как пурва­-рага (предвкушение первой встречи с Ним), рождение и др., одаривая милостью обитателей Враджа, а Своими деяниями благословляет преданных прошлого, настоящего и будущего, давая им возможность слушать лила­-катху.

   Шри Кришна совершает Свои игры ради блага преданных. Однако даже обычные люди (не преданные), слушая повествования о широко известных играх Господа, начинают обращаться к Нему. Слушая же о божественно-сладостной раса­-лиле, они, несомненно, предадутся Господу. Более подробно это будет обсуждаться в таких стихах, как викридитам враджа­вадхубхир идам ча вишнох («Бхагаватам», 10.33.39).

  Слова манушам дехам астхитах могут также указывать на то, что дживы в человеческой форме жизни способны слушать об этих играх и, благодаря этому, полностью предаться Верховному Господу. Дело обстоит так, что Господь нисходит исключительно на планеты земного типа (мартья­локи), и только здесь возможно достичь наивысшей формы поклонения Ему. Поэтому человеческие существа — обитатели земных планет, беспрепятственно могут слушать об играх Господа.

   В этом стихе использовано слово бхактанам, но в некоторых других изданиях вместо него стоит слово бхутанам. В таком случае комментарий должен быть следующим: «Господь нисходит только ради преданных, то есть, преданные являются основной причиной нисхождения Господа». Господь нисходит в Своём изначальном, подобном человеческому, облике ещё и для того, чтобы даровать благословения освобожденным душам (муктам), тем, кто стремится к освобождению (мумукши), тем, кто стремится к чувственным удовольствиям (вишаи), и всем живым существам согласно их взаимоотношениям с преданными. Поэтому считается, что причиной нисхождения Господа является сострадание. Тем не менее, очень важно понять, что Господь благоволит к живым существам только из-за их отношений с преданными. Другими словами, Господь дарует милость дживам лишь потому, что они связаны с Его бхактами» («Вену-гита», Вступление, Шрила Нараяна Махарадж).

  Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, ещё один почитаемый шикша-гуру Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, комментирует тот же стих (10.33.36), начинающийся с ануграхайа бхактанам: «Господь совершает разнообразные игры для того, чтобы доставить удовольствие Своим преданным. Живые существа в человеческой форме жизни, слушая об этих играх, становятся преданными Господа. Другими словами, они развивают глубокую веру в слушание повествований о деяниях Господа. Что ещё можно добавить к сказанному о важности слушания лила­-катхи? Раса­-лила, пропитанная мадхурьярасой, значительно отличается от всех остальных лил Господа. Словно драгоценный камень, мантра или сильнодействующее лекарство, эта ли­ла обладает такой изумительной силой, что пробуждает в каждом, кто слушает о ней, преданность Верховному Господу. Поэтому преданные всех уровней, слушая об этих играх, достигнут успеха и наивысшего блаженства. Разве могут быть какие-то сомнения в этом?» («Вену-гита», Вступление, Шрила Нараяна Махарадж).

 

Е) Шрила Шукадева Госвами поддерживает слушание о раса-лиле.

Шрила Шукадева Госвами говорит Царю Парикшиту:

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох

шраддханвито ’нушринуйад атха варнайед йах

бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам

хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

 

«Любой, кто с верой слушает или пересказывает истории о любовных играх Господа с юными гопи Вриндавана, достигнет уровня чистого преданного служения Господу. Скоро он обретёт невозмутимость и одолеет болезнь сердца — вожделение» («Шримад-Бхагаватам», 10.33.39).

Шрила Прабхупада Бхактиведанта Свами Махарадж комментирует этот стих: «Но в действительности, шастра говорит, что если человек слушает раса-лилу, то похотливые желания уйдут: викридитам враджа-вадхубхир…хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах. Таков результат. Если человек действительно слушает из надлежащего источника, тогда похотливые желания сексуальных наслаждений уйдут. Больше их не будет» (Беседа в комнате, Вриндаван, 11 сентября, 1974г.).

Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупада верный последователь Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Шрила Чакраварти Тхакур пишет в своём комментарии на этот стих: «…ктва пратийайена хрид-рогавати апи адхикарини пратхам атаева премнах правешаш татас прабхавенаивачирато хрид рога нада ити премайам йога ива на дурлабха пратантрас чети бхавах

   Суффикс ктва используется при образовании глагола пратилабхья (обретённый) — прати + лабх + ктва. Согласно правилам грамматики, когда суффикс ктва присоединяется к глагольному корню с приставкой̆, он заменяется на йап, затем буква п опускается. Так появляется окончательная форма — пратилабхья. Если суффикс ктва присоединяется к первому из двух глаголов, которые указывают на действия одной и той же личности, то это показывает последовательность действий (т.е. обретя прему, человек избавляется от похотливых желаний в сердце). В данном случае первое действие — пратила­ бхйа (обретение премы), а второе — апахиноти (освобождение от вожделения).

   Поэтому наличие суффикса ктва в глаголе пратилабхйа показывает, что сначала према­-бхакти проявляется в сердце (несмотря на то, что в нём ещё остаётся некоторая форма вожделения и другие неблагоприятные склонности) и, благодаря своей непостижимой силе, искореняет все пороки. Другими словами, слушание и пересказ раса-лилы обладает таким необыкновенным могуществом, что очищает сердце преданного от вожделения, и он достигает премы. Хотя и то и другое происходит практически одновременно, сначала проявляется према и, благодаря её влиянию, вожделение полностью исчезает из сердца.

   Таким образом, в результате слушания и пересказа повествований об играх Господа, человек сначала обретает прему к Его лотосным стопам, а затем освобождается от похотливых желаний и прочего осквернения. Другими словами, он становится совершенно чист, потому что према не такая немощная, как процесс гьяны или йоги. Бхакти всемогуща и в высшей̆ степени независима» («Вену-гита», Введение, Шрила Нараяна Махарадж)

   Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит, что слушающий может быть bona fide (истинным), даже если вожделение до сих пор присутствует у него в сердце: «Благоговейно слушая об играх Кришны с гопи, напоминающих мирские любовные утехи, обусловленная душа избавится от вожделения, которым заражено её сердце, и станет возвышеннейшим преданным Господа» («Шримад-Бхагаватам», 7.1.30, комментарий).

   Наш Шрила Прабхупада не утверждал, что те, у кого есть анартхи, не должны слушать*. Наоборот, он утверждал, что не следует слушать от майявади и профессиональных чтецов: «И бхактим парам бхагавати прарилабхйа кама. Таков результат. Не так, что после слушания раса-лилы “О, я буду подражать. Я также буду танцевать с молодыми девушками и наслаждаться” Это происходит. Так поступают мошенники-майявади. Возможно вы знаете. Так много примеров. Но на самом деле, результатом будет хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах. Желание больше не возникнет» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 5.5.9, Вриндаван, 31.10.1976 г.).

   «Энергию наслаждения зовут Шримати Радхарани. Любовное влечение на основе этого чувственного желания есть изначальная черта Верховной Личности Господа, и мы, обусловленные души, будучи неотъемлемыми частичками Всевышнего, также испытываем такие чувства, но в извращённом, неполном виде. Поэтому, когда люди, поглощённые сексуальными удовольствиями этого материального мира, услышат о развлечениях Кришны с гопи, они почувствуют трансцендентное наслаждение, хотя это кажется материальным. Преимущество в том, что они постепенно поднимутся до духовного уровня. В «Бхагаватам» говорится, что если человек со смирением слушает из уст авторитетного рассказчика о развлечениях Господа Кришны с гопи, он поднимется до уровня трансцендентного любовного служения Господу, и победит материальный недуг вожделения в сердце. Другими словами, материальное половое влечение отступит» («Кришна, Верховная Личность Бога», Введение).

 

Ж) Атеисты не верят в шлоку Шрилы Шукадева Госвами.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур продолжает обсуждать вышеприведённый стих, начинающийся с “викридитам враджа-вадхубхир” («Ш.-Б.», 3.3.39), концентрируясь на последнем слове дхира: «Слово дхира означает пандит — сведущий в шастрах. Тот, кто не принимает утверждение данного стиха и думает, что невозможно обрести прему, пока в сердце остаётся вожделение, обладает атеистическим складом ума, свободный же от таких глупых атеистических наклонностей, известен как пандит или разумный человек. Следовательно, дхирой можно назвать того, кто обладает твёрдой верой в шастры. Те же, кто не имеют веры в утверждения шастр, никогда не достигнут премы**, поскольку являются атеистами и оскорбителями святого имени.

   Поэтому тот, кто думает, что только садхаки, полностью освободившиеся от анартх, имеют право слушать об этих играх, никогда не освободится от анартх и, следовательно, не будет достоин слушать и через миллионы рождений. И только искренние садхаки, твёрдо верящие в утверждения шастр, гуру и вайшнавов, достойны слушать лила-катху «Шримад-Бхагаватам», пропитанную расой» («Вену-гита», Вступление, Шрила Нараяна Махарадж).

   Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж, во вступлении к своему переводу «Вену-гиты», комментирует следующим образом: «В сердце садхака, который твёрдо верит в утверждения шастр, вера в Господа пробуждается в процессе слушания раса-лилы и других повествований о Нем. В результате слушания лила-катхи в сердце таких искренних преданных проявляется према, а вожделение и другие пороки удаляются с корнем».

З) Все Гаудия-вайшнавы верят в эту шлоку.

   Из Вступления к «Вену-гите» (продолжение): «…Если же принять противоположную точку зрения, то мы — садхаки, обладающие верой, но всё ещё находящиеся во власти анартх, не должны ни читать, ни слушать священные писания расика гаудия-вайшнава-ачарьев таких, как Шрила Санатана Госвами, Шрила Рупа Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Бхактивинода Тхакур. В таком случае, мы навечно были бы лишены возможности соприкоснуться с самыми возвышенными и сокровенными истинами о бхакти, явленными этими ачарьями. И тогда не осталось бы никакого шанса, чтобы росток страстного желания войти в раганугабхакти когда-нибудь проявился в наших сердцах, и мы были бы обмануты, навечно лишившись того, что ранее не было дано — према-расы милостивого Шри Шачинанданы, дарителя кришна-премы. Чем бы тогда отличались Шри Гаудия-вайшнавы, нашедшие прибежище у Шри Чайтаньи Махапрабху от вайшнавов других сампрадай

   Самореализованные гуру являются проявлением ашрая-виграхи Самого Господа Кришны. Поэтому они обладают силой и правом знать кому что говорить. В 1968 году Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, в своей лекции на день явления Шримати Радхарани, перед сравнительно новыми преданными [которые находились к тому времени максимум 2 года в сознании Кришны], говорил об энергии наслаждения Кришны: «Итак, мы описали любовные взаимоотношения Радха-Кришны в нашей книге “Учение Господа Чайтаньи” на странице 264. Если у вас есть эта книга, вы можете прочесть об этом, каким образом существующий любовный взаимообмен Радхи-Кришны является трансцендентальным».

 

И) Кто скажет не слушать?

   Далее приводится отрывок из лекции Шрилы Нараяны Махараджа, прочитанной в Уэльсе, в июле 2000 года: «Есть четыре причины, или четыре типа людей, которые запрещают читать Десятую Песнь «Бхагаватам». Первый тип — те, кто в невежестве. Возвышенные преданные знают все причины прихода Шри Чайтаньи Махапрабху в этот мир. Вы знаете почему Он пришёл? Если вы не читаете и не слушаете Десятую Песнь «Шримад-Бхагаватам», вы не сможете этого понять. Вы будете обмануты. Поэтому вы должны стараться слушать «Шримад-Бхагаватам» из уст возвышенных вайшнавов. Не думайте, что вы не можете читать Десятую Песнь «Шримад-Бхагаватам», как говорят вам некоторые преданные.

   Настоящие преданные знают обо всем и могут сказать несколько иначе: «Начинай с Первой Песни, потом 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, и постепенно ты дойдешь до Десятой». А третьи «обманывают». Как? Например, кто-то говорит: «Что у меня в руках? Можешь сказать, что у меня в руках?» Люди начинают проявлять любопытство. Если кто-то говорит: «Не читай Десятую Песнь «Шримад-Бхагаватам»», то естественно, вам станет очень любопытно: «Интересно, что в этой книге такое? Я должен узнать!» Таким образом, некоторые даже усиливают интерес к слушанию и чтению «Шримад-Бхагаватам». А четвёртые говорят прямо противоположное тому, что имеют ввиду. Когда Шрила Рупа Госвами говорит: «Не ходи на берег Ямуны, где Говинда сладостно играет на Своей флейте, потому что ты забудешь о своём окружении, любви и дружбе», на самом деле он имеет ввиду: «Непременно иди!» Поэтому они говорят таким образом.

   В моей деревне жил преданный, который каждый день ходил на Гангу совершать омовение. Всякий раз, когда кто-то звал его «Рам! Рам!» он гневался и, схватив палку, намеревался побить их. Почему? Почему деревенские мальчишки кричали ему «Рам! Рам!»? И всякий раз он притворялся, что собирается поколотить их. Зачем он это делал? Чтобы побудить их воспевать святое имя «Рам! Рам!» И в этом была определённая игра.

   Если кто-то говорит, что люди не должны читать «Шримад-Бхагаватам», у них появляется интерес: «Что там кроется? Должно быть, что-то очень ценное!»

   Не слушая и не читая Десятую Песнь «Шримад-Бхагаватам», вы не сможете определить цель жизни в преданности. Но, с другой стороны, если вы слушаете Десятую Песнь, у вас может появиться сильное желание достичь этой цели».

Статья опубликована Шримати Шьямарани д.д. на сайте purebhakti.com

Перевод: Джая Шри д.д.

Редакция: Ари Мардан д. Аударья д.д.

_________________________________________

* Ш.Бхактиведанта Свами не говорил о том, что те, у кого есть анартхи, не должны слушать о раса-лиле и играх Кришны с гопи. Он говорил о том, что если анартхи (вожделение) всё же не уходят благодаря такому слушанию, то следует прекратить слушать о подобных сокровенных темах: «Действительно, слушая об играх Радхи и Кришны от чистого преданного Господа, человек сразу же достигает освобождения. К сожалению, иногда случается так, что люди слушают, как об этих играх рассказывает человек, который не обладает духовным самосознанием. И это иногда сбивает людей с толку. В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.40) говорится, что ЛЮБОЙ, кто слушает об играх  гопи  и Кришны, достигнет высшей стадии преданного служения и освобождается от материального вожделения, переполняющего сердца живых существ в этом материальном мире. Иначе говоря, слушая об играх Радхи и Кришны, можно полностью избавиться от материального вожделения. Но если человек не освобождается от материального вожделения таким образом, он не должен позволять себе слушать об играх Радхи и Кришны» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 32. Стр. 348-349. Издан. 1986г.).

**  Шри Кришна в «Бхагавад-гите», 16.23 говорит:

йах шастра-видхим утсриджйа 

вартате кама-каратах 

на са сиддхим авапноти 

на сукхам на парам гатим

 

«Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели (парам-гатибхагават-премы)».