3n3g5iz7

Первая встреча с Бхакти Вигьяной Бхарати Махараджем

Интервью с Джагад Мохини д.д.

29.01.2016г.

Ари Мардан д: Харе Кришна, Джагат Мохини диди, очень рад слышать Вас снова. Вы обещали рассказать о том, как впервые встретились со Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Махараджем. Я с нетерпением жду Вашего рассказа.

Джагад Мохини д.д.: Харе Кришна! Впервые у меня появилась возможность увидеть и послушать Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа в конце лета прошлого года, в день явления Шримати Радхарани, когда он приехал на Говардхан. Потом я ещё два дня слушала его во Вриндаване, после чего он уехал к себе в Чандигарх. На самом деле это было нечто настоящее, абсолютно реальное. Он — святой человек. Моё сердце отдохнуло, я будто вдохнула глоток свежего воздуха в атмосфере сплошной тьмы, воцарившейся в нашей санге после ухода Шрилы Гурудева, то есть последние пять лет. Поэтому я в январе этого года съездила в Пури, чтобы провести с Шрилой Бхарати Махараджем ещё несколько недель.

Ари Мардан д.: Вы заметили, какое у него удивительное настроение? Он совершенно не заигрывает с аудиторией, не заискивает перед ней.

Джагад Мохини д.д.: Да, он не привязан ни к чему внешнему. Он лишь щедро всем раздаёт милость, ничего не ожидая взамен. Это исходит от него помимо его воли, такова его природа как святой личности. Он находится в трансцендентном потоке, и этот поток проливается на всех, кто находится с ним рядом. Он делает это неосознанно, и Шрила Гурудев был таким же. Просто находясь рядом с ним, в его поле, ты переносился в другое измерение. К сожалению, мы не понимали этого, пока он не покинул нас. Тогда мне казалось, что мир такой прекрасный, и что я такая молодец, и теперь так будет всегда. Однако всё изменилось, когда он вошёл в нитья-лилу, я увидела разницу: что значит находиться в этом мире вместе со Шрилой Гурудевом и без него. Теперь я вижу, что в сравнении с ним остальные — просто подражатели….

Ещё раз хочется сказать, что посетив лишь несколько лекций Шрилы Бхарати Махараджа, я будто отдохнула душой. Мне радостно было узнать, что есть такая личность, как Бхарати Махарадж, и убедиться, что можно дышать, пока он жив. Что будет после его ухода из этого мира — никто не знает. Он уйдёт, и этот портал снова закроется. Одно радует: Господь всегда посылает святого, чтобы утешить искренние души. Есть такое выражение: «Главное — кто говорит, и даже неважно, что именно». То есть когда говорит личность такого уровня, как Шрила Бхарати Махарадж, люди вокруг удивительным образом преображаются, даже если он говорит очень мало, не всегда и не всем понятно, обрывками.

Ари Мардан д.: А кто ещё приходил на даршан Шрилы Бхарати Махараджа, помимо учеников Гурудева?

Джагад Мохини д.д.: Я увидела там много зрелых преданных: старшие ученики нашего Гурудева, те, кто не имеет сектантской привязанности к той или иной популярной ныне личности. Для тех, у кого в сердце живёт истинный маха-бхагавата, такой как Шрила Гурудев, естественно прийти и отдать дань почтения другому махабхагавате. Это очень понятно. Царила атмосфера некой возвышенной серьёзности, сдержанности без дешёвых эмоций и слюней — это было очень приятно. На Говардхане Шрила Бхарати Махарадж провёл абхишеку Радхарани. В общем, всё было так же реально, как когда-то с Гурудевом. Это был настоящий праздник.

Я отметила про себя: маха-бхагавата, катха и праздник — опять всё посреди стройки! Мы с Гурудевом всё время находились посреди стройки: строительство храма в Навадвипе, на Говардхане, в Дели. Всё время, пока Гурудев был с нами и давал катху, вокруг нас шла стройка: негде было сидеть, почти не работали вентиляторы, микрофоны и т.д., но мы всего этого не замечали. Теперь, когда он ушёл, храмы построены, но в них нет жизни, они почти пустуют. Зачем нужна была эта мучительная стройка? Тогда казалось, Гурудев делает это, чтобы принимать большее количество преданных во время парикрам, а теперь храмы готовы, но в них так мало людей, что возникает проблема их содержать. Из каких денег платить, например, за электричество?

Шрила Рупа Госвами говорит, что поток бхакти открывается непредсказуемо, и надо просто стремглав бежать туда, где это случилось (кришна-бхакти-раса-бхавита матих). Необходимо всё бросить и бежать к этому святому, чтобы пить нектар общения с ним (слушать его катху, служить ему, радоваться, встречая его, и так далее), пока этот нектар доступен, дышать, пока этот воздух ещё есть, понимаешь? И получается, что всё остальное не поддаётся никакому рациональному началу. Я имею в виду не наши познания на эту тему, но состояние — оно иррационально: ты находишься рядом с необыкновенной личностью и незримым образом переходишь в это состояние, когда уже никакие объяснения не нужны. Потому что качественно меняется ощущение жизни.

 Ари Мардан д.:  Я понимаю Вас. Когда находишься рядом махабхагаватой, то чувствуешь, что теперь тебе уже больше ничего не нужно, поскольку создаётся ощущение полноты: ты уже на месте и достиг своего предназначения.

Вы видели там Мадхава-прию Прабху? Он был там?

Джагад Мохини д.д.: Да, он переводил с хинди на английский синхронно.

Ари Мардан д.: А Вы раньше знали Мадхава-прию Прабху?

Джагад Мохини д.д.: Конечно, замечательный преданный. От встречи с ним тоже как-то радостно было  на душе.

Ари Мардан д.: Я помню, что Шриман Враджанатха Прабху на алтайском фестивале провёл параллель между Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Махараджем, Бхактиведантой Свами Прабхупадой и Шрилой Гурудевом! Это было неожиданно для меня. Я обрадовался, что теперь мы можем обрести милость ещё одного истинного вайшнава.

Джагад Мохини д.д.: Ну да, всё это личности одного масштаба. При этом наш Гурудев занимает особое положение, потому что у него исключительная миссия. Я подумала об этом, когда Шрила Бхарати Махарадж говорил на Говардхане о Шримати Радхике: его катха была краткой, намёками. Шрила Бхарати Махарадж не обучает этой таттве так, как это делал Шрила Гурудев, но он говорит о том же самом. Если хорошо знаешь катху Шрилы Гурудева, то всё недосказанное Шрилой Бхарати Махараджем становится понятым. Я слушала его и думала: «Как хорошо, что Гурудев дал мне такую мощную философскую базу. Без него вся эта тема была бы закрыта и непонятна для меня сейчас». Об особой миссии Шрилы Гурудева как-то раз упомянул Шрила Бхакти Вайбхава Пури Махарадж: «Я тоже вижу, что происходит на Сева-кундже, но Свамини не дала мне разрешения говорить о Ней. Она позволила это только Нараяне Махараджу».

У Гурудева была миссия дать нам прайоджана-таттву. Слушая Бхарати Махараджа, я понимала по некоторым его словам, отдельным фразам, что он — преми-бхакта, как и все остальные в нашей парампаре, слуга Радхарани, просто Махарадж не говорит об этом слишком прямо и подробно. Но он полностью в этой теме. Несомненно, не имей я закалки, полученной у Гурудева, у меня не было бы возможности это понять. Это как айсберг – на поверхности лишь малая часть целого. Одно дело, как собака, чувствовать: «Всё чувствую, а объяснить не могу», и совсем другое дело — осознавать. Шрила Гурудев дал основу, благодаря которой ясно понимаешь, о чём говорит расика- и бхавука-вайшнав. Так что катха Шрилы Бхарати Махараджа доставляла мне огромное удовольствие.

Кроме того, я попала наконец на настоящий киртан! Это был Радхаштами, и звучал чудесный киртан, который попросту выносит душу вон. Мадхусудан Махарадж.

Ари Мардан д.: Шрипад Бхакти Прасун Мадхусудан Махарадж?

Джагад Мохини д.д.: О да! Он поёт прекрасно, он так хорошо вёл киртан. В его голосе слышна духовная сила, живое обращение. Он  всю жизнь поёт эти бхаджаны: на своём языке поёт любимые песни о любимой Радхике. Сейчас редко так поют: чаще всё пустое, звуки даром сотрясают воздух. Звучит, возможно, и красиво, но на самом деле нет силы. А здесь открывается трансцендентный поток, который уносит тебя, ты просто в нём. Этим брахмачари и санньяси в присутствии Шрилы Бхарати Махараджа легко входить в этот поток: они поют для него, как это было при Гурудеве. Гурудев слушал — и это был момент йоги, момент контакта. Знаешь, это как электрическая цепь: она нигде не прерывается, и ток невозможно не почувствовать. Меня, конечно, это очень сильно впечатлило, очень порадовало. Главное, на душе такой покой наступил. Точно как в «Шикшаштаке»: дождь, который тут же гасит огонь материальной жизни (чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам).

 Ари Мардан д.:  Мне тоже удача улыбнулась, и я провёл со Шрилой Бхарати Махараджем в Пури один месяц.

Джагад Мохини д.д.: Я прежде не имела такой возможности и в этот раз впервые попала на встречу со Шрилой Бхарати Махараджем. У меня, несомненно, остались очень тёплые впечатления: без фанатизма и лишних восторгов. Я понимаю масштаб этой личности. И меня радует, что такое ещё можно увидеть в этой жизни. Мне бы хотелось больше времени с ним рядом провести,  на киртане посидеть.

Ари Мардан д.:  У нас некоторые преданные за ним колесят по городам Индии, делают его аудио- и видео-записи, не так давно создали официальный сайт Бхарати Махараджа на русском языке*.

Джагад Мохини д.д.: Сайт — это хорошее дело, но гораздо важнее личный опыт, который получаешь, когда слушаешь такую личность вживую. Как только дождевая капля касается земли, она становится грязной. Послание заключается не только в словах, в которые облачено. В нём есть нечто такое, что не поддаётся логике, но оставляет глубокое впечатление в сердце. Поэтому Шрила Гурудев поначалу говорил нам, показывая на чёрные коробочки магнитофонов: «Этот чёрный ящик вас обманет. Слушайте сердцем».

 Духовный опыт приходит непосредственно от Кришны, при соприкосновении с дхамой, сад-гуру и вайшнавами. Сначала он приходит на уровне ощущений, практически подсознательных: мы мало анализируем и просто чувствуем, и у нас остаются самскары. Под их влиянием, сами не зная почему, мы испытываем непреодолимую привязанность к той или иной святой личности. Осмысление этой привязанности приходит к нам потом, со временем, когда у нас устанавливаются глубокие и близкие отношения с этой личностью. Поэтому так важно даже мгновение общения с садху, любое общение: будь то хари-катха, вопросы-ответы, просто принесённый ему стакан воды или что-то ещё. Неважно также осознанное для нас это общение или случайное. То есть я хочу сказать, что дело не в словах. Поэтому сайт — это хорошая миссионерская деятельность, но это лишь инструмент. Несомненно, это кому-то поможет, но для меня важна сама личность, которая прошла путь садхана-бхакти до конца и живёт в этом мире как полностью раскрывшийся лотос сознания Кришны. То, что ты слышал много раз, ты можешь увидеть собственными глазами. Вот это оставляет глубокое впечатление в сердце и поддерживает веру в процесс. Это даёт силы продолжать прилагать усилия.

Ари Мардан д.: Когда я приехал в Пури, в Шри Чайтанья Гаудия Матх, и слушал лекции Шрилы Бхарати Махараджа, у меня было чувство, будто я нахожусь в Матхе при Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре. Матх в Пури произвёл на меня такое необычное впечатление, и это меня удивило. Казалось, будто все обитатели Матха сошли со страниц этих книг.

  Джагад Мохини д.д.: Да, я поверю. В этом Матхе царит особая атмосфера. Ведь это был дом Бхактивиноды Тхакура, где и родился Сарасвати Тхакур. Шрила Бхарати Махарадж и его Гурудев, Бхакти Дайита Мадхава Махарадж, ценой огромных усилий купили эту землю и построили этот  Матх к концу 80-х годов ХХ века. Конечно, там чувствуется сильнейшая связь с Бхактисиддхантой Сарасвати. То же самое я в своё время почувствовала в Матхуре при Гурудеве: когда я только туда попала, мне показалось,  будто ожили страницы «Чайтанья-чаритамриты».

Ари Мардан д.: Да, да. Когда я слышал об этом от многих приезжих проповедников, в том числе от Ананта-Кришны Прабху, то не очень в это верил. Однако оказавшись во Вриндаване, с Шрилой Гурудевом, я понял, о чём он говорил.

Джагад Мохини д.д.: Я хорошо знала гаура-лилу, когда пришла к Гурудеву. И меня поразила атмосфера любви и бескорыстной заботы, которая царила тогда в матхурском Матхе. Раньше я лишь читала о ней в «Чайтанья-чаритамрите», —  её нигде не увидеть было своими глазами.  Поэтому у меня сразу возникло чувство, будто я перенеслась во времена Шри Чайтаньи Махапрабху. Это чудо происходило только благодаря присутствию Шрилы Гурудева. Я абсолютно не вижу разницы между Шрилой Гурудевом и Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати. Некоторые по сей день считают, что Нараяна Махарадж говорил на темы расы больше, чем дозволил или хотел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, но это неправда. И тот, и другой говорили об одном и том же. Не говорят лишь те, кому нечего сказать. К истинному вайшнаву хари-катха сама нисходит на уста.

Великие маха-бхагаваты не могут не говорить о Радхе-Кришне и Их преме. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж — в процентном соотношении неважно, сколько они будут говорить о шаранагати или повторении хари-нама, а сколько — о Радхарани. Пусть большую часть — об одном, и меньшую — о другом, дело не в этом. Радхарани всё равно остаётся в поле их медитации высочайшего уровня, Она — цель, которой они достигают к концу своей катхи. Вспомните Шрилу Гурудева: о чём бы он ни начал говорить, заканчивал он темой гопи и радха-севой. Это очень сокровенная тема для многих из них, и они говорят об этом мало. Но у Гурудева была особая миссия — Радхика Сама поручила ему рассказать о Ней миру, чтобы эта высшая цель вовсе не исчезла из учения Гаудиев за толщей правил, предписаний и бесконечной борьбы с анартхами. Кроме того, эта тема для махабхагават слишком волнительна: их тут же захватывают эмоции, и они просто не могут говорить много о сокровенном. Как Шукадева Госвами: он вообще ни разу не мог произнести имя Радхики в «Бхагаватам». Но Гурудеву его Госпожа — Шримати Радхика — даровала особую силу не терять дар речи, когда он говорил о Ней. Я повторюсь: Она хотела, чтобы Гурудев озвучил и объяснил истины о Ней и Их любви с Кришной и напомнил всем, зачем они практикуют, а иначе получается шаранагати ради самого шаранагати. То есть, Гурудеву это было дозволено.

Пока я слушала Шрилу Бхарати Махараджа на Говардхане, я всё это ясно увидела. У нас один путь — путь Шри Рупы и Рагхунатхи. Путь поклонения Радхарани и исключительной, абсолютной сосредоточенности на Ней. Шри Кришна отдельно от Радхарани здесь мало кого интересует. Какие у Него друзья и где Он с ними проводит время — всё это не имеет отношения к настроению Рупы и Рагхунатхи. Настроение Рупы и Рагхунатхи — это манджари-бхава.

Гурудев дал нам слова, с помощью которых мы сейчас можем мыслить, он научил категориям, которыми теперь можно пользоваться, поэтому теперь язык полунамёков всех предыдущих, нынешних и будущих махабхагават можно расшифровать, когда слушаешь их катху. Это приносит огромную радость, потому что позволяет видеть замечательный истинный путь раги, расчищенный для нас Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой. Кругом столько собак, которые до сих пор облаивают этого могущественного ачарью: будто он обрезал процесс,  будто у нас нет шансов дойти до уровня саддхана-сиддхи и поэтому надо идти искать себе другую семью: на Радха-кунде, в нитьянанда-париваре, адвайта-париваре.

Наивные, сентиментальные и мало знающие преданные легко теряются в куче апа-сампрадай. Я понимаю, как им трудно: языковой, культурный барьеры вдобавок к личным проблемам. И тем не менее, я считаю, у нас доступно уже достаточно много литературы в относительно адекватном переводе, чтобы изучить вопрос и определиться. Поэтому если люди решают уйти из семьи Бхактисиддханты Сарасвати, благодаря которому они вообще узнали о Кришне, то пусть идут и пусть тонут. Мне никого не жаль. Им был предоставлен отличный шанс, которым они пренебрегли, значит, не накопили сукрити, чтобы понять истину о Гаудиях и их пути. Рагавартма-чандрика — очень узкая тропинка раги, затерявшаяся в траве, и только свет луны чистого преданного может осветить эту тропинку. Как говорил Иисус, «много званных — да мало избранных».

Ари Мардан д.: Да, мы видим, как ушли какие-то наши духовные братья, сёстры и друзья. Они блуждают впотьмах, так и не оценив Шрилу Гурудева или Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура.

Джагад Мохини д.д.: Я перестала сожалеть о потерянных друзьях, в сердцах которых новоявленные маха-бхагаваты вытеснили Шрилу Гурудева. У меня вдруг перестало это так сильно болеть: пусть уходят, они просто не созрели, оказались не готовы принять его великий дар. Эти отношения — его особая милость. Он дал их нам, когда был с нами, и мы забыли всё, чем жили прежде: свою страну, семью, деньги, молодость. И просто побежали за ним: кто-то все пятнадцать лет ездил за ним по всему свету, а я всякий раз ждала его во Вриндаване, как верная собака. Теперь, когда он вошёл в нитья-лилу, он перевёл эти отношения в другую фазу: сначала это было испытание и закалка отношений при встрече, а теперь — их глубокое переживание в разлуке. Я всем говорю сейчас: «Эта разлука с Гурудевом — его благословение, не надо её бояться и не надо от неё бежать к кому-то под крыло. Примите это благословение с открытым сердцем, и вы увидите, как оно обернётся новой встречей, но только вы уже станете другим: из куколки вылетит прекрасная бабочка».

Гурудев всегда говорил: «Дикша — это школа. Вы поступили в школу гопи, а это школа слёз в разлуке». У меня нет причин не доверять ему. Я знаю, что он единственный, кто не разобьёт мне сердце, не обманет, не разочарует, не использует и не бросит. Он не сделал этого за все годы, пока был здесь, не сделает и теперь. Тем более, что он сам пообещал мне, что не оставит… так это и происходит. Потому что он полностью трансцендентен, он состоит из вишуддха-саттвы, где нет места эгоизму. Вот почему он говорил: «Я езжу по всему свету и собираю в карман цветы, которые хотят, чтобы я их нашёл. А потом я делаю из них гирлянду, которую надеваю на Радху-Кришну». И он не обманывал. Но мы тогда в этих словах видели только красивую аллегорию. Те, кто так и не понял его зова, не успел, не созрел, испугался, не оценил, потерял…. Что мне сказать? С абсолютной точки зрения на этом пути нет потерь. Значит, Гурудев просто помог им по пути, но приходил он не за ними…

Ари Мардан д.:  Мадхава-прия Прабху произвёл на меня большое впечатление, когда я с ним познакомился. Очень серьезный преданный. Никакого желания дешёвых отношений. Всегда сдержан, целеустремлён, чист, опрятен, спокоен, рассудителен и почтителен.

Джагад Мохини д.д.: Он молодец, он большой молодец. Он ведёт себя как Арджуна, нацелившийся на глаз рыбы. Мадхава-прия не обращает внимания ни на что, кроме общения с маха-багаватами. Не пытается никого разоблачить или исправить. Он постоянно служит тем, кто находится уже на другом берегу реки Вираджи, и пользуется большим доверием с их стороны. Сначала он носил на руках Шрилу Б.П.Пури Госвами Махараджа, потом — Шрилу Гурудева, когда они вместе Кришна-крипой Прабху (сейчас Сиддханти Махарадж) ухаживали за ним до последней минуты. Он был с Гурудевом, а теперь — со Шрилой Бхарати Махараджем.

Мадхава-прия Прабху совсем не тщеславен. Он скромный, выглядит при этом очень вежливым. Возможно, он никогда не решится на самостоятельную деятельность и до конца своих дней будет искать общества маха-бхагават. Главное, что он их всегда находит, как пчёлка, которая с одного цветочка перелетает на другой. Понимаешь?

 

Ари Мардан д.: Идеальный образ жизни. Это меня в нём больше всего и привлекает. Он не играет в гуру. Несмотря на свои обширные познания в нашей философии он полностью придерживается правил анугатьи. Он подаёт пример, даже сам не зная об этом. Настоящий сат-шишья. Жаль, что он не ездит с проповедью в другие страны. Если бы он принял это решение, многие преданные увидели бы пример настоящей садханы и поведения вайшнава.

Джагад Мохини д.д.: Главное, что он организует свою жизнь так, что ему ничто не мешает служить махабхагавате, его ничто нигде не держит. Он жил в Рупа-Санатане Матхе, у него была там важная сева по изданию книг на хинди, своя комната — всё было. Но когда ситуация изменилась, и чистая вода в колодце стала покрываться зеленью, он смиренно всем поклонился и уехал в Чандигарх к Шриле Бхарати Махараджу. Всё остальное ему было неважно, его ничего не связывает, не интересует больше ничего. У него всё устраивается в жизни наилучшим образом: он нужен был Шриле Гурудеву, и Гурудев дал ему все возможности жить с ним рядом. Теперь он нужен Шриле Бхарати Махараджу, и тот тоже даёт ему все возможности служить ему. Можно только порадоваться за Мадхава-прию Прабху. Мне кажется, у него уже всё хорошо.

Ари Мардан д.:  Здорово. Ещё меня впечатлило, как в санге Бхарати Махараджа в Матхе поют чудесные киртаны. Вы слышали их?

Джагад Мохини д.д.: Да, это так, но в этом нет ничего удивительного. Бенгальские брахмачари всю жизнь поют эти бхаджаны: на своем языке поют любимые песни о любимой Радхике. Мне всё это очень нравится, всё живое: Гурудев живой, киртаны живые, катха живая. Гаудия Матх — прямая дорога к Радхарани, самая прямая дорога.

Это бенгальский вайшнавизм, который открыл для нас Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, а всё остальное — это отжившее историческое болото, в котором человек тонет. Шрила Сарасвати Тхакур мыслил глобально, масштабами всего мира, на много веков вперёд. Он бережно покрыл нежную мякоть бхакти тонкой шкуркой правил, дисциплины и бескомпромиссного отречения цвета анураги — цвета восходящего солнца. И те, кто стали орудием в его руках, — это мощный кулак в растущем движении любви, начатом Шри Чайтаньей Махапрабху. Такое сильное впечатление создалось у меня, когда я увидела фотографии и видео недавнего собрания всех Гаудия-вайшнавов в Калькутте, на котором выступил премьер-министр Индии, Нарендра Моди. Представь, целый стадион людей в шафрановой одежде, а ближе к сцене — одни данды в руках почтенных и полных достоинства вайшнавов. Сколько бы ни было ошибок, разногласий и так далее, но в недрах этой традиции до настоящего момента рождались такие великие души, как Шрила Гурудев и Шрила Бхарати Махарадж, не говоря уже об их предшественниках. Они уже изменили мир к лучшему, они и дальше будут это делать. Об этом говорил Нарендра Моди, обращаясь к этому собранию. Посмотрите сами по ссылке:  https://www.facebook.com/kokila.uz/posts/1118494648194958

 

Ари Мардан д.: Спасибо большое, было очень интересно.

Джагад Мохини д.д.: Во время моей поездки в Пури в январе этого года мне повезло присутствовать на двух личных даршанах Шрилы Бхарати Махараджа и задать ему вопрос.

Даршан со Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Махараджем

25.01.2016г. Джаганнатха Пури

Джагад Мохини д.д.: Прошло уже пять лет с тех пор, как Шрила Гурудев – Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж покинул этот мир. Я вижу, что многие из его учеников ослабели и не способны различить, кто на самом деле является представителем Шрилы Гурудева.

Ш.Б.В. Бхарати Махарадж: Почему ослабели? Принцип гуру – вечен. Твой Гурудев не ушёл. Он сейчас здесь и продолжает направлять тебя из твоего сердца. Также он может проявиться в теле другого великого вайшнава.

Джагад Мохини д.д.: Но как я его узнаю? В наши дни многие, пользуясь именем Гурудева, выдвигают ложные идеи и дают ложное руководство.

Ш.Б.В. Бхарати Махарадж: Если этот вайшнав не пытается заменить Гурудева в твоём сердце, не меняет слова Гурудева, и, в то же время, ты чувствуешь, что он помогает тебе продолжать гуру-севу и твой бхаджан, ты можешь считать, что Гурудев помогает тебе через эту личность.

 

Из личных даршанов Ш.Б.В. Бхарати Махараджа

 

Поклонение Божествам

Если ты поклоняешься чётному числу шалаграмма-шил (6, 8, 10), то нужно для каждого из Них готовить отдельную тарелку подношений. Но если у тебя нечётное число шалаграмма-шил, ты можешь предлагать одно общее подношение на всех. В арчане есть много правил и предписаний, важно им следовать, но главное здесь – любовь. Если ты не правильно следуешь правилам, и у тебя нет любви, твоё поклонение не принесёт плода. Оно будет просто бесполезным. Как поклоняться Тхакурджи (арча-виграхе)? Если тебе холодно, то значит и Ему холодно. Надень на Божество тёплую одежду. Если тебе жарко, значит и Ему жарко, и тебе надо Его охладить. Если ты голоден, значит, тебе пора покормить Божество. Вот как надо поклоняться Тхакурджи. Необходимо видеть в Нём живую Личность.

Если ты носишь свои Божества на шее, ты никому не обязана выражать (внешне) почтение. Если ты хочешь кому-то поклониться, сними Божества с шеи и потом кланяйся. Так ты избежишь апарадх.

Повторение харинамы

Не торопись, когда ты повторяешь харинаму. Каждое слово произноси очень ясно. Неважно сколько кругов ты повторяешь – качество важнее количества. Повторяй как минимум шестнадцать кругов, постоянно стремясь к тому, чтобы увеличивать это количество. Но гораздо важнее произносить ясно и слушать. Прежде чем прикоснуться к чёткам, сделай ачаман. Если у тебя (дикша-инициированной) нет возможности для этого, то прикоснись к мочке правого уха, потому что из твоего правого уха всегда течёт Ганга.

Гуру— и вайшнавасева

Очень важно всегда совершать вайшнава-севу, потому что это позволит повторять харинаму постоянно. Вайшнава-сева означает следовать наставлениям своего гуру, практиковать нава-видха-бхакти и шаранагати, как Амбариша Махарадж. Он практиковал все девять составляющих бхакти, используя все свои чувства. Благодаря этому ты сможешь повторять харинаму постоянно и разовьёшь привязанность к гуру и вайшнавам. Например, если ты служишь собаке, то ты привяжешься к собаке. Гуру и вайшнавы приходят в этот мир для того, чтобы научить нас повторять харинаму. А иначе, кто нас научит? Так что изо всех сил служи вайшнавам.

Транскрипция: Камала д.д.

Редакция: Джагад Мохини д.д.

___________________________________

* Русскоязычный сайт Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махараджа: http://vigyana-bharati.ru/