Устойчивость в бхакти
(Ништха)
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
В предыдущей главе были описаны шесть стадий аништхита-бхаджана-крийи. Минуя стадию ништхита-бхаджана-крийи, мы обсуждаем анартха-ниврити. Причина такой последовательности объясняется в «Шримад-Бхагаватам», где говорится:
шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани видхуноти сухрит сатам
наста прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштики
(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.17-18)
«Господь Кришна, благодетель Своих преданных, находясь в их сердцах, очищает их от всех неблагоприятных качеств, так что в преданном просыпается сильное желание слушать послание Господа, которое при должном изложении и правильном слушании, является самой благодетелью. Благодаря регулярному слушанию лекций по «Шримад-Бхагаватам» и служению чистым ваишнавам преданный почти полностью очищает свое сердце от всей материальной скверны и раз и навсегда достигает любовного служения Личности Бога, воспетого в изысканных стихах».
Первый стих, начинающийся со слов шринватам сва-катхах, описывает неустойчивое преданное служение, аништхита-бхакти. Что же касается наиштика-бхакти, постоянства в преданном служении, то его появление описано во 2-м стихе. Процесс очищения сердца от неблагоприятных качеств (абхадрани видхуноти), предшествующий появлению наиштика-бхакти, относится к стадии анартха-нивритти. Слова нашта-прайешв абхадрешу («почти полностью освобождается от неблагоприятных качеств») указывают на то, что единичные анартхи все еще продолжают существовать в сердце такого преданного. Таким образом, «Шримад-Бхагаватам» определяет правильную последовательность развития бхакти как: бхаджана-крийа, анартха-нивритти, ништха. Согласно такой последовательности, следующей темой для обсуждения должна стать ништхита-бхакти.
Слово ништха указывает на то, что обладает качеством устойчивости или постоянства. Несмотря на ежедневные попытки преданного достичь постоянства в преданном служении, он не сможет сделать этого до тех пор, пока у него сохраняются анартхи. Препятствием для стабильного преданного служения являются лайа (сонливость), викшепа (склонность к беспокойству), апратипатти (безразличие или отсутствие вкуса ко всему духовному), кашайа (греховные привычки) и расасвада (вкус к материальным наслаждениям). Пройдя стадию анартха-нивритти и почти полностью преодолев эти препятствия, преданный достигает уровня ништхита-бхакти. Иначе говоря, признаком устойчивого преданного служения является отсутствие вышеупомянутых пяти недостатков.
Лайей называется тенденция засыпать во время киртанам, шраванам и смаранам (джапа), викшепой – склонность переключаться на мирские темы во время совершения преданного служения (например, легкомысленные разговоры во время джапы и т.д.). Апратипатти означает возникающее время от времени нежелание совершать киртанам и другое служение даже несмотря на отсутствие лайи и викшепы. Кашайа относится к внутренней тенденции впадать в гнев, испытывать жадность и гордость. Расасвада означает неспособность сосредоточить внимание на киртане или любом другом виде служения при появлении возможности материальных чувственных удовольствий. Ништхита-бхакти достигается после освобождения от этих пяти пороков.
тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайас ча йе
чета этаир анавиддхам стхитам саттве прасидати
(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.19)
«Как только бесскорыстное любовное служение пробуждается в сердце преданного, он тотчас выходит из-под влияния гун страсти и невежества, проявляющихся в таких качествах, как похоть и жадность. Тогда преданный достигает уровня саттва-гуны и становится счастлив».
Слово ча в этом стихе употреблено в собирательном значении и относится к присутствующим в сердце страсти и невежеству. Однако слова этаир анавидхам («не затрагивает его») указывают на то, что материальное осквернение, хотя его следы все еще могут сохраняться в сердце преданного вплоть до достижения им уровня бхавы, не является препятствием на пути его преданного служения.
Ништха имеет две разновидности: первая относится непосредственно к процессу преданного служения Господу (сакшат-бхактир-вартини), а вторая – к саттвическим качествам, благоприятным для развития бхакти (бхактйанувартини). Сакшат-бхакти имеет бесконечное множество форм, но в основном делится на три вида в соответствии с тремя уровнями: уровнем тела (кармана), речи (гира) и ума (манаса). Некоторые мудрецы (муни) считают, что вначале преданный достигает постоянства в преданном служении на уровне физической деятельности, затем на уровне речи (киртанам) и, наконец, на уровне ума (постоянное памятование, медитация). Другие, однако, не согласны с такой последовательностью, утверждая, что сильное желание служить Господу в той или иной роли развивается прежде всего благодаря индивидуальной природе преданных, чьи физические, речевые и умственные способности могут различаться.
К пограничным (татастха) саттвическим качествам, которыми могут обладать даже атеисты, находящиеся под влиянием саттва-гуны, и которые благоприятны для преданного служения Господу, относятся смирение, терпение, доброта, почтительное отношение к другим, доброжелательность, сострадание и т.п. Эти качества нередко можно наблюдать в преданном, который обрел власть над своими чувствами, но еще не достиг постоянства в преданном служении. С другой стороны, иногда можно заметить отсутствие смирения и сострадания у того, кто достиг постоянства в преданном служении. Несмотря на это, ученые мудрецы считают критерием развития или отсутствия ништхи не постоянство саттвических, пограничных качеств преданного, а постоянство в совершении преданного служения Господу (сакшат-бхакти). Не имеющие опыта духовной жизни не способны понять эту истину. Подтверждением этому служит приведенный выше стих, где говорится бхактир бхавати наиштики: «с появлением наиштики-бхакти преданный выходит из-под власти раджа и тама-гуны, даже если следы качеств, порожденных этими гунами, до сих пор присутствуют в нем».
Обобщая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что слабое или сильное стремление (энтузиазм) и вкус к выполнению преданного служения (слушанию и повторению святого имени и т.д.) являются критериями соответственно двух типов преданного служения – неустойчивого и устойчивого.
Из «Мадхурья-кадамбини», Глава 4