калау бхагаватам нама дурлабхам наивалабхйате
брахма-рудра-падоткриштам гуруна катхитам мама

«Глупцы Кали-юги обычно не стремятся принять принципы бхагавата-дхармы. Причиной тому — их корыстное мышление. Поэтому чистые преданные встречаются чрезвычайно редко. Чистый преданный стоит выше великих богов Брахмы и Махадевы. Так сказал мне мой духовный учитель».
«Покуда мы будем сторониться киртаны, проводимой совершенными слугами кришна-киртаны, Майа будет обманывать нас самыми разными способами. Если мы присоединимся к киртане тех, кого должным образом не волнует собственное подлинное благо, кто морочит самих себя, то мы с такими не достигнем никакого благоденствия. Не будет никакой санкиртаны, если мы последуем за людьми, которые подражательски украсили свои тела бусами и символами вайшнавов, не получив наставлений от истинных вайшнавов, и которые выкрикивают какие-то имена, напоминающие имена Бога одним лишь внешним звучанием» («Путь к благодати», часть 2).
«Никто не может быть учителем Истины, кроме преданного Бога. Это не догма противоречащая здравому смыслу ортодоксальности. Это настоящая истина. Человек не может стать гуру,  —  будь он хоть самого высокого рождения, прошедший посвящение со всеми жертвоприношениями, изучи он хоть тысячу и один раздел Вед,  —  если он не истинный (сат) вайшнав» («В поисках истины»).

«Истинный духовный учитель — тот, кто своей духовной силой способен рассеять мрак невежества, царящего в этом мире, и дать зрение нашим ослепшим глазам. Он — наш единственный благожелатель. Он не будет скрывать от истинного ученика полное знание. Поэтому его вечную личность никогда нельзя отвергать. Слеует искать истинного наставника, чтобы навсегда избавиться от болезни материального существования — для этого нужно искренне молиться чайтья-гуру (Господу) в своём сердце».
«Наш первый долг — внимать и подчиняться указаниям шри гуру у его лотосных стоп. Даже в материальном мире, чтобы научиться какому-либо ремеслу, обрести знания и исполнить свои желания, необходимо обратиться к учителю. Однако знание, которое дают обычные учителя, приводит к весьма скромным результатам. Лишь шри гурудева заботится о нашем истинном богатстве. Как только мы теряем с ним связь, как только прекращается поток его милости, так порочные желания начинают прорастать в нашем сердце».
«Нам не нужен никто другой, если он не связан с этой Божественной Любовью (уттама-адхикари). Не следует устанавливать отношения с тем, у кого нет истинного сострадания и кто не переполнен любовью (према-бхакти) к Абсолюту. Таким образом, ценность личности в духовной жизни определяется совсем по другим критериям, нежели мы привыкли делать это в мирской жизни, по отношению к так называемым друзьям».
«Поэтому нам необходима постоянная помощь, даже на мгновение мы не можем отказаться от проводника на этом пути. Мы нуждаемся в руководстве потому, что не знаем, как найти прибежище у лотосных стоп шри гурудева и как общаться с ним. Если мы лишены таких наставлений, то потеряем даже то, что уже приобрели».
«Когда мы чувствуем потребность в настоящем излечении от наших материальных недугов, тогда духовный учитель становится для нас самым близким другом, появившимся по своей беспричинной милости, и мы понимаем, что он неотличен от Олицетворения Любви (Самого Кришны, ачарйа мам виджанийан). Он не только выше нас во всех отношениях, но и является для нас прозрачной, чистой средой, через которую можно общаться с Богом. Так называемый же наставник, сам не будучи чист, будет тем самым препятствовать нашим взаимоотношениям с Абсолютом» («Смиреннее травинки»).
«Лишь маха-бхагавата (преданный высшего уровня), гуру-вайшнав, проливает беспричинную милость на все души, поскольку только он по настоящему обеспокоен их печальной судьбой» (Президентское обращение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к духовной конференции. Журнал «Тhe Наrmonist»).
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своей работе «Брахман и Вайшнав», в главе «Посвящённый» пишет: «Каништха-адхикари, желая приобрести начальную квалификацию, чтобы тоже стать достойным совершать хари-нама-йагйу, принимает посвящение у маха-бхагаваты».

махакула прасуто ‘пи сарва йагйешу дикшитах
сахасрашакхадхйайи ча на гурух сйад аваишнавах
маха-бхагавата шрештхо  брахмано ваи гурур нринам
сарвешам эва локанам  асау пуджйо йатха харих

«Не истинный вайшнав не может быть гуру, даже если он родился в самой благородной семье, совершил все жертвоприношения и прочитал тысячи ведических книг. Среди всех живых лишь брахман, являющийся маха-бхагаватой, то есть величайшим преданным, — наилучший и может быть гуру. Его следует почитать наравне с Господом Хари» («Брахман и вайшнав», стр. 268-269).
«Самый первый объект моего поклонения — лотосные стопы шри гуру. Я следовал за пророками, которые сами оказались слепы — они так же, как и я, находились во власти внешних объектов. Шри гуру освободил меня от чар этих слепцов; я понял, что мой единственный долг — следовать по стопам шри гуру и поклоняться им. Это произошло лишь по его милости; раньше я не понимал, что служение стопам истинного гуру из года в год — естественная склонность моей души, и нет у меня иного долга. Нет для дживы иного занятия и нет благословения выше, чем стремление удовлетворить чувства возлюбленного сына Нанды. Служение Ему — и средство, и цель всей моей деятельности. Это стало возможным лишь потому, что подлинный гуру — очень близкий спутник сына Нанды. Служение лотосным стопам такому Гуру не под силу такому неумехе, как я, — для этого не годятся ни тело, ни ум, ни речь. Но если он наделит меня особой силой или хотя бы бросит на меня милостивый взгляд, то я обрету способность служить ему. Шри гуру неотличен от Самого Господа, поскольку имеет единственную цель — служение Ему. Каждый миг жизни шри гуру являет собой высочайший идеал служения Богу (према-бхакти). Шри гуру приходит в этот мир (из духовного мира), чтобы выполнить то, что на сердце у Шри Чайтаньи. Когда же лотосные стопы такого шри гуру привлекут меня к себе? Когда он позволит мне войти в узкий круг последователей Рупы? Шри гуру — это тот, кто представляет собой проявление духовного облика Кришны и в то же время выполняет в этом мире сокровенное желание Шри Чайтаньи. Только тот, кто развивает во мне склонность служить такому учителю, — мой истинный друг. Забывая об этом, я погружаюсь в суету по добыванию средств к существованию для моих родственников, которые отвернулись от Кришны. Причина тому — нежелание служить лотосным стопам шри гуру. Человек выбирает себе гуру в соответствии со степенью своей удалённости от Кришны. К сожалению мы не стремимся увидеть красоту лотосных стоп шри гуру. Наши мысли блуждают по всей вселенной в поисках чувственного счастья; нас беспокоит, как и чем набить свой желудок, как лучше использовать этот мир для своих целей, как излечиться от болезней или сохранить своё здоровье.
Шри гуру говорит о святом имени, об облике Господа, об Его качествах и полностью привязывает нас к лотосным стопам Шри Кришны, рассказывая нам о Его деяниях и разнообразном индивидуальном служении Ему в духовном мире. Тогда мы сможем служить сыну Нанды, Высшей Личности, которая совершает божественные игры, войдя в лилы. Можно ли совершить это с помощью грубого физического или тонкого тела, получив второе рождение (посвящение в мантру гаятри) или изучая священные писания? Это возможно лишь с помощью шри гуру. Я не способен постоянно, всеми силами служить такому гурудеве — хотя это мой долг» (Лекция Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, 18.2.1930 г., Маяпур).
«Иностранец: Вы только что подробно изложили высокие философские истины, которые я буду усваивать ещё долгое время.
Сиддханта Сарасвати: Одно только время не поможет. Эти истины нужно слушать снова и снова в словах, сходящих с уст истинных ачарьев» (Из «Диалогов с иностранцами»).
«Если принять процесс садханы так, как наставляют настоящие беспримесные преданные, вскоре придёт безудержное влечение к той стадии, на которой возможно вкушать прему. Но опять-таки, эта према останется невообразимо далеко от садхаки, если общаться с неистинными вайшнавами (уттама-адхикари) и не полностью посвящать себя служению Кришне» («Нама-бхаджан», часть 2).
«Из шрути мы знаем, что вопрошающий о тат (Боге) должен, имея всё необходимое для посвящения, обратиться к истинному гуру, сведущему в Ведах и погруженному в Брахман (Бога). Такое же наставление даётся и в «Шримад-Бхагаватам»: «Вопрошающий о высшем благоденствии должен предаться подлинному гуру, обладающему полным знанием Вед, равно как и Пара-Брахмана, и тем самым ставшему прибежищем ищущих истинного покоя».
Трибунные ораторы предосудительного поведения, умудрённые в одном лишь велеречии, и профессиональные жрецы не имеют права быть гуру.
От кого надлежит слушать «Бхагаватам», под чьим началом изучать «Бхагаватам»? Эту шастру следует слушать от истинного вайшнава: «Бхагаватам» не может исходить из уст того, кто не является бхагаватой, то есть истинным преданным (уттама-адхикари). Притворщик, изображая из себя чтеца «Бхагаватам», вводит других в заблуждение. Обманутый, он обманывает других.
Лишь маха-бхагавата (уттама-адхикари), каким является нишкинчана (не имеющий притязаний ни на что в мире), пребывающий в искреннем самопредании Кришне или Его безраздельному слуге все двадцать четыре часа в сутки, может по праву занимать престол ачарьи» («Путь к наивысшей благодати», часть 1).
«Если лесной пожар уничтожает деревья и животных, то пожар материального бытия в форме повторяющихся рождений и смертей мучительно жжёт живые существа, отвернувшиеся от Кришны. Когда же джива начинает повторять святое имя Шри Кришны под руководством истинного гуру и вайшнавов, она спасается от пожара материального бытия, даже оставаясь в материальном мире» (Комментарий на «Шикшаштаку», стих 1).
«Порой нам кажется, что мы по собственной воле можем возносить молитвы Господу и по собственной же прихоти заняться чем-то иным, пренебрегая молитвами. Такой образ мыслей, несомненно, указывает на отсутствие терпения. Чтобы избежать подобных ловушек ума, шастры настоятельно рекомендуют принять прибежище у истинного духовного учителя — тогда мы сможем оставаться в смиренном настроении и действовать в соответствии со стихом тринад апи суничена. Истинный духовный учитель, как наш вечный доброжелатель, никогда не станет вдохновлять ученика следовать по пути корысти. Поэтому, как только мы лишаемся милости такого духовного учителя, нас обуревают низменные желания, которые есть не что иное, как обман.
Первый духовный учитель, встречающийся на нашем пути — вартма-прадашак — даёт нам начальные знания о том, как принять прибежище у истинного гуру, как строить с ним свои взаимоотношения. Если мы не получаем этих знаний, то теряем бесценный дар в виде общения с подлинным гуру.
Равана приказал построить лестницу на небеса. Сооружение поднималось ввысь до тех пор, пока, лишённое твёрдой опоры в безвоздушном пространстве, с грохотом не рухнуло вниз. Такая же судьба ожидает и нас, если мы попытаемся выбраться за пределы материального, используя материальный интеллект, — нас неминуемо ждёт падение. В худшем случае мы примем обычного человека за истинного духовного учителя и через некоторое время падём.
Человек, погружающий нас в пучину наслаждений, — не более чем шарлатан. Единственный способ избежать риска быть обманутым — найти истинного духовного учителя. Поэтому в идеале следует каждый миг поклоняться шри гуру, а не только в этот благоприятный день. Шри гуру — источник вдохновения в каждом нашем поступке, совершённом ради Господа; поэтому нет иного способа достичь высшей цели, как поклоняться и служить такому духовному учителю» (Обращение на праздновании Вьяса-пуджи, 1931 г.).
«Шри Махапрабху говорит, что хотя формальная инициация в данном случае может и не быть столь уж необходимой, но подлинное руководство в нама-бхаджане совершенно необходимо. Буквосочетание шри намы может быть получено где угодно и от кого угодно, однако глубинную и незримую истину, что надёжно сокрыта в этом буквенном образе, открыть способен лишь настоящий учитель (сад-гуру) беззаветно преданный Кришне. Единственно милость такого руководителя может помочь пересечь стадию, на которой святое имя только-только отбрасывает свой свет (абхас), и войти в абсолютное сияние шри намы, а кроме того, избавить от десяти апарадх, что останавливают попытки служить кришна-наме» («Нама-бхаджан», часть 2).
«Благодаря подлинному общению с представителями рода парамахамс джива избавляется от риска пасть в слепой колодец семейной жизни. Такое общение с членами духовной семьи свободных душ позволяет ей стать парамартхика грихастхой  (грихастхой ради премы)» (Речь «Новоселье вайшнава-грихастхи»).
«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Наша единственная надежда — это милость шри гурудевы. Шри гурудева неотличен от Шри Рупы. Только его милость может быть полезна для нас.
Вопрос: Можно ли поклоняться Кришне без руководства Шри Гурудевы?
Бхактисиддханта Сарасвати: Никогда. Гаудия-вайшнавы в большей степени находятся на стороне Радхарани, чем на стороне Кришны. Шри гурудева неотличен от Шримати Радхарани. Не получив милость из самого благоприятного источника, невозможно развивать сознание Кришны. Если у человека нет самого благоприятного руководства, он не может найти ничего полезного для развития своего сознания Кришны. Следует помнить, что нам необходимы наставления на каждом шагу. Необходимо постоянное руководство шри гуру» (Ответы на вопросы учеников. Из книги «Беседы об Абсолюте», стр. 34, 36).
«Нельзя обрести знания заключений Вед без неуклонного служения лотосам стоп шри гурудевы» (Из очерка «В поисках истины»).
«Атхау гурупуджа, поклонение шри гуру прежде всего» («Принимая ответственность быть гуру»).
«Не пытайся сделать новый Матх, постарайся основать Живой Матх. Если ты привлёк хоть одно живое существо к святым стопам шри гуру, значит построен Живой Матх».
«Мы должны постоянно услаждать своей музыкой стопы-лотосы шри гуру. Если мы постоянно вдохновлены своим долгом — говорить об истине под руководством шри гуру —  никакие стремления кроме стремления путешествовать проповедуя, никакие скрытые желания, кроме желания повторять и петь хари-наму, никогда не поразят страхом наши сердца» (Из беседы с профессором Сазерсом).
«Ученик, счастливый тем, что он — слуга такого (маха-бхагавата) вайшнава, должен принять у него посвящение панчаратрика. Получив должным образом дикшу, этот ученик возвысится до положения брахмана. Он будет тщательно соблюдать правила и предписания (например, обряд вручения священного шнура) и благодаря этому станет благонравным и смиренным. Никак иначе сделаться слугой вайшнавов невозможно, даже если стремиться к этому воплощение за воплощением («Брахман и вайшнав», стр. 269).
«Искренний ученик предан шри гурудеве так же, как Верховному Господу. Он поклоняется и служит ему как Богу. И те, кто не служит шри гурудеве таким образом, перестают быть учениками. Ни один ученик не сможет чисто повторять святое имя до тех пор, пока не увидит, что шри гурудев неотличен от Кришны и является проявлением Кришны.
Я буду просто искренне служить шри шри гуру и Гауранге под руководством такого гурудевы. У шри гуру есть слово Верховного Господа, и я буду подчиняться этому слову надлежащим образом. Я не перестану оказывать почтение такому гурудеву под чьим-то влиянием из этого мира. Гурудев был послан Кришной. Если, исполняя его приказ, я стану гордым, попаду в тело животного или отправлюсь в ад на целую вечность, то я готов подписать этот контракт. Я буду слушать только приказы шри гурудева и не буду слушать, что говорят другие. Обретя силу от лотосных стоп истинного гурудевы, я отброшу ударом кулака все другие идеи этого мира. От одной пылинки с лотосных стоп гурудевы спасутся миллионы людей этого мира. Ученость и теории всех четырнадцати миров нельзя сравнить даже с пылинкой с лотосных стоп моего гурудевы. У настоящего ученика именно такая твёрдая вера и решительность» (Ответы на вопросы учеников).
«Тот, кто, пребывая в трансцендентном духовном сознании, непрерывно служит Кришне, не противится Хари ни в чем и не порицает при этом даже тех, кто завидует Хари, — маха-бхагавата, и ему следует служить с глубоким убеждением, что его общество является наиболее желаемым» («Брахман и вайшнав», стр. 157).
«Только того должны мы принимать как своего гуру, кто на сто процентов задействует своё время в служении Богу; в противном случае, в служении ему нас ожидает неминуемое и низкое падение» («Путь к наивысшей благодати», часть 1).
«Шастры обязывают нас принимать посвящение в бхакти у достойного трансценденталиста, повторением мантр сделавшего свою жизнь совершенной (мантра-сиддхи, уттама-адхикари). Невозможно получить запредельное знание от недостойного человека» («Брахман и вайшнав», стр. 158).
«Шри Харидас Тхакур — первейший, идеальный пример маха-бхагаваты. Маха-бхагавата — лучший среди брахманов; он — подлинный вайшнав. Он способен давать посвящение другим. Вместе с тем простое повторение мантр не приведет каништха-адхикари к освобождению от материального существования» («Брахман и вайшнав», стр. 262).
Итак, мантры следует получать от уттама-адхикари, шри гуру, иначе прилагающий усилия в слежунии Богу не может даже именоваться садхаком, так как цель бхакти-йоги будет от него бесконечно далека. Также он не сможет удовлетворить своей севой Шри Кришну, как бы не старался. «Служение святому имени Бога — единственный способ, который даёт нам возможность по-настоящему служить Господу. Этим служением нас награждает шри гурудев, и никто больше» (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Смиреннее травинки»).
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати в своём комментарии на «Шримад-Бхагаватам» (11.2.46) пишет: «Когда незрелые люди считают себя маха-бхагаватами и действуют вопреки духовному учителю, подлинному вайшнаву, это поведение попросту не даёт им возможности получить милость такого гуру-вайшнава. Введённые в заблуждение ложным эго, эти самопровозглашённые преданные постепенно падают настолько, что на некоторой промежуточной стадии чистые преданные начинают игнорировать их, и милость, которая обычно проистекает от удовлетворённости преданных, до них не доходит. Так они становятся асадху, постоянно оскорбляющими преданных, которые проповедуют святое имя Кришны. Чистые преданные поэтому, при любых обстоятельствах выказывают полное безразличие к тем, кто ошибочно воображает себя вишудха-бхактами, или чистыми преданными Господа. Это безразличие есть блистательное проявление их милости».
«Следует понимать, что те, кто подражает поведению маха-бхагавата вайшнава, желая стяжать мирскую славу, далеки от служения лотосным стопам Господа. Стремясь наслаждать материальные чувства, они гордо облачаются в одежды преданных, но их публичное притворство под видом религиозных эмоций предназначено лишь для того, чтобы обмануть наивных людей. Там, где в поведении людей присутствуют признаки показной религиозности – «обеты утки» и «обеты кошки» — не может быть и речи о чистом преданном служении Богу. Эти ложные проявления преданности, всегда указывают на наличие гордости, лицемерия и посторонних мотивов» (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Комментарий на «Чайтанья-бхагавату», 16.229).
«Бог сказал: «Подлинно разумный человек должен решительно сторониться дурного общения и искать общества святых, которые подтачивают и разрушают своими наставлениями узел мирских привязанностей в нашем уме». Смысл этих слов в том, что ради собственного настоящего блага нам необходимо постоянно отдаваться руководству истинного гуру и сторониться псевдо-гуру, дабы не сбиться с пути» («Путь к наивысшей благодати», часть 1).
«Итак, те, кто желает себе добра, должны отвергнуть корыстных и гордых так называемых гуру и подобающим образом получить посвящение у гуру-вайшнава. Человек, ложное эго которого раздуто, а представления о жизни материальны, неизбежно будет завидовать возвышенным вайшнавам. Так называемого гуру, завидующего вайшнавам, надо отвергнуть, понимая, что он — непреданный. Если человек этого не сделает, он возьмет на себя грех и сойдет с пути преданности» (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «Брахман и вайшнав», стр. 159).
«Лишь когда шри гуру дарит нам бесценное сокровище — мантру, которая избавляет от любых умственных беспокойств и которую он получил лично от Верховного Господа, мы начинаем понимать, что служение его лотосным стопам — единственный способ обрести любое благо: «Теперь я буду служить шри гуру на протяжении всего года и из года в год. Я желаю служить ему из жизни в жизнь. Если в результате служения ему я когда-нибудь обрету освобождение, я буду служить сыну Нанды — но только через моего шри гуру» (Лекция прочитанная Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром в «Шри Чайтанья Матхе», 18.2.1930 г.). 

Компиляция ссылок: Ари Мардан дас

Написать комментарий