Лекция по бхаджана-рахасье (6.6)

Опубликовано: августа - 24 - 2015

Шрила БВ Нарайана Махарадж

Лекция по бхаджана-рахасье (6.6)

10 Марта 2004г., Матхура, Индия

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро 

нахам варни на ча гриха-патир но ванастхо йатир 

кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамритабдхер   

гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

 

Шрила Гурудев замечательно объяснил этот стих. На самом деле каждое живое существо — каждый человек, животное, птица, пчела, насекомое — каждый в этом мире, а также в духовном мире — то есть Мама Яшода, Нанда Махарадж — все, от начала до конца являются слугами Кришны, кришна-дасами.

В Чайтанья-чаритамрите говорится:

экала ишвара кришна ара саба бхритйа  

йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нритйа

Мама Яшода и Нанда Махарадж тоже являются дасами, слугами Кришны, но в ватсалья-бхаве, родительском настроении. Гаргачарья и Сандилья Риши также дасы. Кунти, Драупади, Деваки, Васудева — все они дасы и даси Кришны. Йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нритйа означает, что все они танцуют и поступают согласно воле Кришны.

Шримати Радхика — это шакти Шри Кришны, и благодаря своей према-расе она обладает также особым качеством. Каким? Радхикара према — гуру, ами — шишйа ната. Говорится, что Кришна танцует по воле Радхики. Так оно и есть, но с точки зрения таттва-вичара даже Шримати Радхика является даси. Мы видим, что когда Кришна исчез с арены танца раса, Радхика стала плакать: дасйас те крипанайа ме сакхе даршайа саннидхим (ШБ 10.30.39) — «Я — Твоя даси». Это настроение проявляется особенно в период разлуки — Она видит Себя как даси.

Концепция стри и пуруши, женщины и мужчины, существующая в этом мире, ложна. Почему? Джива изошла из татастхи, пограничной области между духовной и материальной энергиями, из взгляда Каранадакашайи Вишну. В этот период, хотя джива не совершает никакого служения, согласно своей изначальной природе (сварупата) она остается кришна-даси. Попав в материальный мир и став майа-баддха, то есть связанной материальной энергией, джива развивает дехатма-абхиман, ложное отождествление себя с физическим телом. Находясь в мужском теле, она считает себя пурушей, находясь в женском теле, она считает себя стри. Этот абхиман очень трудно преодолеть. Как от него можно избавиться?

Шрила Гурудев дал очень хороший пример. У Шри Чайтаньи Махапрабху было три с половиной близких парикара — Сварупа Дамодара, Рамананда Рай, Шикхи Махити и Мадхави деви. Сварупа Дамодара, Рай Рамананда и Шикхи Махити были мужчинами, а Мадхави была женщиной. Мы видим, что Мадхави не приближалась к Махапрабху, тем не менее она была Ему также близка, как Сварупа Дамодара и Рамананда Рай. Почему она не приближалась к Нему? По причине стри-пуруша абхимана. Преданные даже самого высокого уровня следуют этому этикету.

Шрила Гурудев: У Мадхави деви не было абхимана женщины, но она была в теле женщины. Поэтому она поддерживала очень почтительные отношения со Шри Чайтаньей Махапрабху, с расстояния. Мы должны принять это за пример. Понимаете? Нет? Продолжайте практиковать, чтобы избавиться от отождествления с этим телом. Это не так просто понять. Только те, кто внимательно слушают, смогут это понять и следовать. Но сначала надо слушать. Продолжайте слушать. Старшие могут понять и следовать примеру Мадхави деви и Сварупы Дамодары.

БВ Аранья Махарадж: Шри Чайтанья Махапрабху дал наставление всем дживам этого мира. Эти слова изошли непосредственно из Его лотосных уст. Он сказал, что в своем изначальном чистом отождествлении живое существо является гопи-бхартух падакамалайор даса-дасанудаса, то есть слугой слуги слуги гопи-бхартух. Здесь гопи-бхартух означает прана-валлабха, дорогой возлюбленный гопи, то есть Шри Кришна.

В этом мире джива совершает карму (деятельность) и в результате этого развивает самскары (впечатления). Затем на основе этих самскар джива развивает васану (желания). Какого рода желания? «Я женюсь» Или она думает: «Это мой враг. Я уничтожу его». Эти самскары и васаны переходят из жизни в жизнь. Шрила Гурудев предостерег нас: «Будьте осторожны. Освободитесь от сатру-бхавы. Ни в ком не нужно видеть врага». Почему? Если у вас появилось настроение, что «это — мой враг», то это карма-пхала, результат вашей предыдущей кармы. Ни к кому не нужно испытывать злобу или неуважение.

Таким образом на основе своей кармы живое существо развивает самскары и васаны (различные желания), блуждая по всему материальному миру в бесконечной цепи рождений и смертей. Это называется карма-чакра. Как живое существо может выбраться из карма-чакры? Ему необходимо принять прибежище у шуддха-гуру, сведущего в шастрах, который является таттва-вит (то есть он знает все установленные философские истины) и расика (то есть он наслаждается вкусом служения в играх Кришны). Приняв прибежище у такого гуру, он совершает садхана-бхаджан, начиная постепенный процесс чето-дарпана-марджанам. Зеркало сердца постепенно очищается, и он обретает свое истинное отождествление. Его материальный абхиман (отождествление) исчезает и он обретает сварупу, свой духовный образ, в котором он может совершать служение лотосным стопам Шри Кришны. Он обретает самбандху — а именно, рупу (образ), аджну (особые наставления) севу — все одиннадцать бхав. Он проходит через панча-дашу, обретая сварупа-сиддхи и васту-сиддхи.

Не нужно преждевременно думать «Я гопи» или «Я — гопа». Этот уровень осознания наступит сам в процессе служения и повторения харинамы под руководством истинного гуру.
Джива относится к мужскому, женскому или среднему роду? В действительности каждая джива является пракрити, то есть в каждой из них заложено женское начало по отношению к Кришне. Даже в духовном мире такие вечные спутники Кришны, как Нанда Махарадж, Субал и все Его друзья с точки зрения таттвы обладают тем же женским началом, хотя находятся в мужском теле. Каждый является практири, несет женское начало, потому что живое существо не имеет аспекта, согласно которому его можно было бы считать мужчиной или женщиной. Более того, когда человек достигает духовное тело, проявляется его свабхава, природа. Эта природа — это сева-лаласа, желание совершать служение. Когда у садхаки есть страстное желание совершать служение как отец или как друг и т.д., он начинает вести себя определенным образом, и его духовное тело становится олицетворением этого желания. Но в действительности живое существо не является ни мужчиной, ни женщиной. Это только стиль поведения, который джива принимает согласно своему сева-вритти, желанию служить.

В материальном мире хотя живое существо является стри (пракрити), то есть обладает женским началом в отношениях с Кришной, у каждого есть пуруша-бхава. Это означает «Я — наслаждаюсь. Я контролирую». Мужчины имеют пуруша-бхаву, и женщины также имеют пуруша-бхаву.

Когда проявляется васана, трансцендентное желание служить Кришне в своей сиддха-сварупе, в трансцендентном теле, преданный начинает постоянно медитировать на эту бхаву. Благодаря этой непрерывной медитации он обритает тадатмью, то есть полностью отождествляет себя с этим настроением. Рагхунатха дас Госвами является этому примером. Он повторяет харинаму, будучи глубоко погруженным в свое внутреннее настроение. Когда он в конце концов достигает тадатмья-бхавы, он уже не может помнить ни о чем другом. У него нет представления о том, что он — Рагхунатха дас Госвами. Он полностью чувствует: «Я — Рати Манджари». Как это проявляется? Это устраивает Йогамайя, лила-шакти Шри Кришны.

Шрила Гурудев процитировал из «Према-Бхакти-чандрики» Шрилы Нароттамы Тхакура:

 

садхана бхавибо йаха,   сиддха-дехе пабо таха

паквапаква матра се вичара

Желание, которое преданный имеет на уровне садханы, определяет сиддха-деху, которую он достигнет. Разница между уровнем садханы и уровнем сиддхи заключается только в паква-апаква матра се вичара. На уровне садханы желание незрелое, а на уровне сиддхи — зрелое. То, к чему преданный стремится на уровне садханы, он обретет на уровне сиддхи. Другими словами, джива уже обладает сварупой, которая постепенно проявляется в процессе садхана-бхаджана. То, что находится внутри, должно проявиться.

Таким образом, прежде всего должно быть страстное желание. Затем, когда проявляется рати, преданный всегда помнит свою сиддха-деху. Описанный здесь вид садханы — очень высокого уровня. Эта садхана возможна только на уровне анартха-мукта-даша, то есть на уровне, когда живое существо освободилось от всех видов неблагоприятных желаний.

Преданный на уровне чистой садханы обладает очень сильным желанием и согласно этому желанию достигает сиддхи. В этом заключается единственная разница между уровнем зрелости и незрелости. Садхана — уровень незрелости, а сиддхи — уровень зрелости.

В этом стихе, произнесенном Шри Чайтаньей Махапрабху, слово даса-даса-анудаса имеет глубокое значение. Оно означает, что без анугатьи, без руководства и следования по стопам гопи Враджа невозможно удостоиться мадхурья-севы, сладостного служения Радхе и Кришне во Вриндване.

Рупа Манджари и другие находятся под руководством сакхи — Лалиты и Вишакхи. Нужно стараться идти в анугатье за Рупой Манджари и Рати Манджари под руководством Лалиты и Вишакхи. Как это происходит? С утра и до утра преданный повторяет и памятует — с раннего утра, весь день и всю ночь вплоть до следующего утра. Он полностью поглощен медитацией на то, как Рупа и Рати Манджари служат Радхе и Кришне под руководством Лалиты и Вишакхи. Таким образом можно обрести мадхура-бхаву. Этот процесс называется рага-марг.

Шрила Рагхунатха дас Госвами шел по пути рага-марга. Он поклонялся Говардхана Шиле, но при этом не придерживался арчана-марга, то есть правил и предписаний для поклонения божествам. Он служил Говардхана Шиле согласно рага-маргу. Тот, кто прибегнет к этому методу, сможет достичь совершенства. Следуя лишь арчана-маргу, преданный не сможет преодолеть концепцию стри или пуруши.

Находясь в теле садхаки, необходимо следовать настроению гопи Враджа. Никогда не нужно думать: «Я Лалита-сакхи или Рупа Манджари или Рати Манджари». Нужно стараться следовать им и служить им. В Навадвипа-дхаме, во Вриндаване и других местах мы видим, что некоторые садхаки не следуют процессу должным образом. Они надевают одежды гопи и женские украшения. Но в этом нет никакого смысла. Нет необходимости снимать мужскую одежду, нужно оставить пуруша-абхиман, сознание себя как мужчины. Шрила Рупа Госвамипада или любой другой из наших Госвами никогда не надевали женских одежд. Мужчинам нет необходимости внешне проявлять настроение женщины. Тот, кто делает это, потеряет бхакти.

Живое существо не может стать Шримати Радхикой, Лалитой, Вишакхой или любым другим спутником Радхи и Кришны. Эти спутники не относятся к категории джива-таттвы, но являются кая-вьюха-рупой (непосредственным проявлением тела) Шримати Радхики. Те, кто следуют истинному процессу чистой садханы, во время своей практики примут пародха-абхиман. Пародха-абхиман означает концепция «Я замужем за кем-то иным, чем Кришна. Я — кишори, сладостная юная девушка, у которой нет детей».

Шрила Бхактивинода Тхакур молился: враджа-гопи-бхава, хаибе свабхава, ана-бхава на рахибе. Когда наступит этот день, когда это настроение станет моим единственным настроением и у меня не будет никаких иных чувств?

Этот процесс описывает Шри Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»:

сева садхака-рупена
сиддха-рупена чатра хи
 тад-бхава-липсуна карйа
 враджа-локанусаратах

Здесь ясно говорится, что существует большая разница между садхака-рупой и сиддха-рупой, и точно также существует большая разница в форме практики, соответствующей каждой из них. Сева садхака-рупена означает, что будучи садхакой, преданный должен следовать поведению Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и других, внимательно посвящая себя шраванам, киртанам, смаранам и другим ангам бхакти. Другой аспект рага-марга садханы означает сиддха-рупена чатра хи. В своей сиддха-рупе, то есть во внутренне осознанном теле, в котором возможно совершать служение Радхе и Кришне, преданный должен совершать бхава-майи севу, служить Им посредством своих трансцендентных настроений.

В этом стихе слова врадажа-локанусаратах означают, что нужно следовать по стопам жителей Враджа. Это означает, в особенности следовать той духовной практике, которую совершали Шрила Рупа и Санатана Госвами, когда находились на Земле и совершали свою садхану во Врадже.

Написать комментарий