Кто первичен: Кришна или Маха-Вишну?

Часть 2

Высочайшее проявление Кришны

 

тасмат кришна эва эва паро девас там дхйайет

там расет там бхаджет там йаджет

эко ваши сарвагах кришна идйа

экопи сан бахудха йо вибхати 

«Итак, Шри Кришна – Верховный Повелитель. Медитируй на Него, прославляй Его, служи Ему и поклоняйся только Ему. Шри Кришна – всепроникающая, вездесущая Личность. Он способен подчинить Своей воле любого, и поэтому Он единственный, кто достоин поклонения всех живых существ. Хотя Он един, всё же Он проявляет и распространяет Себя в бесчисленное количество экспансий (свамша)» («Гопала-тапани-упанишад» текст 21).

кришнам энам авени твам атманам акхилатманам 

 

«Знай же, что Шри Кришна – изначальная Душа всех душ» (Ш.Б. 10.14.55).

эковаши сарвагах кришна идйа

эко пи сан бахудха йо вабхати 

«Единственному повелителю всех, вездесущему, не имеющему равных Парабрахману Шри Кришне поклоняются полубоги, люди и все живые существа. Хотя Он один, с помощью Своей непостижимой энергии Он проявляется во многих образах и устраивает всевозможные развлечения» («Гопала-тапани упанишад», Пурва).

сеи тинера амши паравйома-нарайана

тенха томара виласа, туми мула-нарайана 

«Три-пуруша-аватары порождены Нараяной, но Сам Нараяна – Твоя экспансия виласа. Поэтому Ты – Кришна, Мула-Нараяна (причина Нараяны)» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 2.25).

бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам

сухридам сарва-бхутанам джнатва мам шантим риччхати 

«Человек, полностью осознавший, что Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение».

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива 

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».  

 

рамади-мурттишу каланийамена тиштхан

нанаватарам акарод бхуванешу ким ту

кришнах свайам самабхават парамах пуман йо

говиндам ади пурушам там ахам бхаджами 

«Множество аватар, таких как Рама, явил в этом мире Господь, развёртывая Свои полные проявления и проявления тех проявлений; и Он же, Шри Кришна, Сам пришёл на землю – тому предвечному Господу Говинде я поклоняюсь».

«Поскольку Кришна является изначальной причиной всего, поскольку Он обладает всеми достояниями, такими как вездесущность, разум, блаженство и прочими, и поскольку Он является вечным хозяином энергий, которые олицетворяет Лакшми и другие, Его называют Верховным Богом»

Также Шри Чайтанья сказал:

кришнера сварупа-вичара шуна, санатана
адвайа-гйана-таттва, врадже враджендра-нандана

сарва-ади, сарва-амши, кишора-шекхара

чид-ананда-деха, сарвашрайа, сарвешвара

свайам бхагаван кришна, ‘говинда’ пара нама
сарваишварйа-пурна йанра голока – нитйа-дхама
 

 

«О Санатана, благоволи выслушать о вечном образе Господа Кришны. Абсолютная Истина, Он лишён двойственности, но живёт во Вриндаване как сын Нанды Махараджи. Кришна является изначальным источником и совокупностью всего сущего. Он предстаёт в юном божественном облике, и всё Его тело образовано духовным блаженством. Прибежище всего, Он владыка каждого. Изначальный Верховный Господь – это Кришна. Его изначальное имя – Говинда. Он полон всех достояний, а Его вечная обитель называется Голокой Вриндаваной» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.152-153, 155).

 

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграха

анадир адир говиндах сарва-карана-каранам 

 

«Кришна превосходит всех, никто не может затмить Его. Он Верховный Господь, Его вечное тело исполнено знания и блаженства. Он предвечный Господь Говинда, причина всех причин, не имеющий над Собой начал и причин».

дживера ишвара – пурушади аватара

танха саба хаите томара аишварйа апара

атаэва адхишвара туми сарва пита

томара шактите танра джагат-ракшита

брахма кахе – джала дживе йеи нарайана

се саба томара амша – э сатйа вачана

э сабхара даршанете ачхе майа-гандха

турийа кришнера нахи майара самбандха 

«Непосредственными повелителями всех живых существ в материальном мире являются пуруша-аватары. Но Ты превосходишь Их могуществом и богатством. Поэтому Ты предвечный Господь, изначальный отец всех и каждого. Они (пуруша-аватары) поддерживают вселенную лишь благодаря Твоему могуществу.

аватара саба – пурушера кала, амша

свайам-бхагаван кришна сарва-аватамса 

«Все воплощения Бога суть полные экспансии или части полных экспансий пуруша-аватар, но Шри Кришна – изначальный Господь. Он – Всевышний Бог, источник всех воплощений» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 2.70).

Ари Мардан д.

Редакция: Дхаранидхара д. Шамали д.д.

Написать комментарий