ГРАДАЦИЯ ТЕИЗМА

Многочисленные концепции Бога

Б.Р. Шридхар Свами

Преданный: Если сознание Кришны имеет высочайшую природу, тогда для обусловленной души будет крайне сложно обрести его. И, возможно, для западных преданных, или людей, рожденных в неведических культурах, достижение этого сознания может быть особо сложным. Поэтому, иногда приходит мысль, что искателю духовной истины будет легче приблизиться к Богу посредством религии, в которой он родился, например, через христианство.

Шрила Шридхар Махарадж: Это не вопрос вероисповедания или культуры, речь идет о пробуждении сознания. Существует великое множество концепций Бога. В человеческой форме жизни присутствуют многочисленные стадии, начиная с атеизма. Вначале, душа покрыта плотным невежеством, лишенная представления даже о своем собственном «я». Затем, когда ее сознание до известной степени пробуждается, к ней приходит способность различения, благодаря чему она может признавать принципы морали; однако, она еще далека от теизма. На этой стадии, человек способен рассматривать интересы других людей, как свои собственные; таким образом, возникает мораль.

Когда личность пробуждается в еще большей степени, она открывает, что существует взаимосвязь между другими людьми, окружающим миром и ею самой, некий единый субстрат сознания, общая платформа, служащая основанием для всех существ. Тогда начинается поиск: какова природа этого явления?

Почему оно существует, в чем его предназначение? Когда человек начинает исследовать его природу, постепенно, он начинает более отчетливо чувствовать важность того измерения бытия, которое соединяет его самого, соседей и окружающий мир, и создает некую близость, симпатию между ними.

Продолжая поиск, он открывает, что подобное объединяющее измерение бытия, в котором он существует, которое пребывает как внутри, так и вне него, которое пронизывает все сущее, в высшей степени пленительно. Он испытывает очарование его характеристиками, его красотой. Тогда возникает  вопрос о его личных взаимоотношениях с этим измерением бытия. Какова их природа? Каким образом они осуществляются? То явление, которое он воспринимает как нечто очень близкое, это всего-лишь некий тонкий элемент, подобный воздуху, эфиру, или же это нечто высшего порядка? Поскольку он чувствует это начало внутри себя, в своем сердце, в своем уме, он испытывает все большее и большее любопытство, желание знать, каково оно.

Таким образом, в душе рождается концепция Бога. В ходе поиска, посредством процесса отвержения, его знание, его концепция Бога развиваются, и это прогресс. «Прогресс» подразумевает рост представлений и знания; в любой сфере жизни, человек всегда прогрессирует. Сама жизнь динамична, все сущее прогрессирует, неспособное оставаться статичным. Итак, поиск –  поиск более интенсивной жизни – подразумевает это, иначе не может быть. К примеру, в науке, Ньютон дал определенные представления, а позже пришли многие другие и принесли более высокую идею, которая была более наглядной и обширной; так прогрессирует знание.

Так же как в этом мире начальные школы заполнены учениками, равно как и колледжи, университеты, высшие образовательные учреждения, – повсюду есть множество студентов различных уровней, всегда существуют начальная, средняя и высшая стадии, подобным образом обстоит дело в прогрессе души, развитии ее концепции Бога. Существует великое множество душ, находящихся на различных уровнях пробуждения.

Что является мерилом ведического знания? Насколько обширно, насколько глубоко ваше знание о теистическом мире, об истине Откровения? Видйаватан бхагавате парикшара: мерилом служит Бхагавата, «Шримад-Бхагаватам». Она дает стандарт, на основании которого можно оценивать все иные представления. Стандарт таков: положение этой центральной концепции, центральной Истины.

Каковы могущество, благотворность, превосходство этой Истины? «Шримад-Бхагаватам» говорит:

ваданти тат таттва видас

таттвам йад гйанам адвайам

брахмети параматмети

бхагаван ити шабдайе

 

(«Шримад-Бхагаватам», 1. 2.11)

 

«Разные мудрые трансценденталисты знают Абсолютную Истину как единую неделимую духовную субстанцию, пребывающую за пределами двойственности; но они постигают Ее в трех фазах, как Брахман, Параматму, и, в конечном счете, как Бхагаван».

Брахман не является Центральной Истиной; Брахман – это всеобъемлющий аспект окружающего мира. Параматма – всепроникающий аспект, Бог, пребывающий во всем, повсюду. Другим аспектом высшего начала является Бхагаван. Бхагаван означает, что Он бхагйа, благой; Он полон великолепия, айшварьи. Таким образом, начальная интерпретация понятия «Бхагаван» может предстать как айшварьяман: Тот, Кто является источником всего могущества, владыка всех энергий. Но «Шримад- Бхагаватам» представила Бхагавана в ином, революционно новом аспекте: он переместил Центр от энергии, силы, в сторону любви. Она показала, что Бог есть любовь. Природа Центра – любовь. Любовь выше силы, она существует на более глубоком уровне бытия. Сила – это внешнее явление, тогда как любовь – основной и высочайший феномен.

«Бхагаван» означает бхаджанийа-гуна-вишиштха: природа этой субстанции такова, что когда мы соприкасаемся с ней, мы хотим предаться Ему, поклоняться Ему, растворить наши интересы в Нем. Мы хотим прыгнуть, бросить себя к Его стопам. Мы будем думать: «То, что я искал, Господь моего сердца, я обрел Его здесь! Я не желаю ничего иного». Такова природа Бхагавана: Он порождает страстное, непреодолимое желание прыгнуть к Его стопам. Он привлекает все сущее, поэтому Его зовут Бхагаваном.

Его природа, Его привлекательность таковы, что атмарамы, личности, лишенные влечения к этому бренному миру, также почувствуют непреодолимое притяжение Его существа. Он обладает такой природой, таким качеством: Он побуждает душу самозабвенно устремиться навстречу Ему, Его служению. Он побудит нас предаться, без остатка отдать себя.

Итак, видйаватан бхагавате парикшара, Бхагавата является критерием, она спрашивает нас: «Как далеко ты продвинулся в своей теистической жизни? Ты способен сделать это: отдать себя без остатка? Ты можешь сделать это: решиться на безраздельное самопредание? Способен ли ты даже представить такое? Можешь ли ты думать, что, «умирая», ты будешь жить подлинной жизнью; что, умирая таким, каков ты сейчас, через тотальное растворение, ты обретешь новую жизнь? Достаточно ли ты смел для этого?»

Качество высочайшей Субстанции не таково, что Он – Владыка силы, или всеведущ, и все сущее заключено в Нем, словно «плавая в Его чреве»; и этим качеством также не является Его способность пронизывать все сущее, быть микроскопическим, существующим в самом крохотном объекте. Всепроникающий, вездесущий или всеобъемлющий – все это не есть высшие качества Верховной Субстанции. Его природа Владыки всего могущества, контролирующего все сущее, Нараяны, – это одна концепция. Но речь идет о том, что Он абсолютным образом притягивает нас к Себе, и единственное, чего мы хотим, – упасть к Его стопам. Он есть Красота и Любовь такой природы – эту идею дает «Шримад-Бхагаватам», и это высшее из всех представлений, опираясь на которое, следует оценивать все иные идеи. Получили ли вы какое-то представление о таком качестве, такой характеристике Абсолюта как Центра любви, из какого-либо источника Богооткровенных Писаний?

Только «Шримад-Бхагаватам» дала нам высшее явление. Это центральный мир, высшее измерение бытия, в котором нас призывают жить. Махапрабху пришел с этим даром, Он безвозмездно принес нам его. Нам не только выпала удача родиться людьми, но мы обрели такую великую жизненную перспективу.

Но мы должны понять: в существование какой природы мы погружены в настоящее время? Я могу вновь опуститься в низшие формы жизни, быть насекомым, зверем, деревом. Я блуждаю в порочном круге рождения и смерти: таково мое положение. В одно мгновение я нахожусь на вершине цикла; в следующее мгновение, я потерян, я нигде. Это действие и следствие. Это не более чем действие и реакция: сейчас я играю роль господина, а затем приходит реакция, как предъявляемое мне требование заплатить долг, и она стащит меня вниз, схватив за ухо, подобно тому, как родитель или школьный  учитель наказывают озорного ребенка. Так мы движемся в мире материи: выше и ниже, вверх и вниз, непрестанно. В «Бхагавад-гите», Кришна говорит:

абрахма-бхуванал локах

пунар авартино рджуна

мам упетйа ту каунтейа

пунар джанма на видйате

 

(«Бхагавад-гита», 8.16)

 

«О, Арджуна, начиная с высшей планеты материальной вселенной, мира Господа Брахмы, вплоть до низших миров, все они суть юдоль страданий, поскольку обитатели всех этих измерений бытия подчинены закону повторяющихся рождения и смерти. Но тот, кто достигает Моей обители, о, сын Кунти, не рождается вновь».

Как нам выбраться из этого порочного цикла и достичь осуществления нашей жизни? Только те наши друзья, кто несут эту информацию, эти новости людям: знание о том, что Абсолютный Центр – Любовь. Те, кто осуществляют эту миссию, – наши лучшие друзья. Все остальные, мнимые друзья, должны быть отвергнуты, с ними следует распрощаться. Их следует оставить, если мы искренни. Для этого необходимо отвержение и принятие, принятие нового. Таким образом, отвергая все иные формальности, внутренний дух должен сделать нас безумными, чтобы все больше и больше приближаться к Нему.

Написать комментарий