Икона бога отца вседержителя


Изображение Бога Отца на иконах

Вопрос об изображении Бога Отца на иконах является очень сложным и очень спорным. Он обсуждался и на Вселенских соборах, и на соборах православной церкви, в частности, на Стоглавом соборе в 1551 году и на Большом Московском соборе в 1666-1667 годах, которые постановили, что иконы Бога Отца неканонические. И все же почти в каждом православном храме такое изображение есть.

Почему нельзя изображать Бога Отца

Такие поборники почитания икон как св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит утверждали, что икона Бога не может быть написана, так как мы Его не видим, в отличие от Бога Сына – Иисуса Христа, у Которого было две ипостаси – человеческая и божественная, и святых, которые были людьми. Как сказано у Иоанна (1:18), «Бога не видел никто и никогда».

Святые отцы отвергали иконы Господа, так как это антропоморфный, то есть созданный по образу и подобию человека, образ Бога Отца. Богословы определяют Бога Отца как первую, начальную и причинную ипостась Святой Троицы.

Учение о триединстве Пресвятой Троицы

Триединство Пресвятой Троицы является основным христианским догматом. Она едина в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух (изображается в виде Голубя), которые в одно и то же время и не слитны между собой, и являются нераздельными проявлениями одной из сущностей Господа. Это так называемая Троица Ветхозаветная, лучшим воплощением которой в русской иконописи стала «Троица» Андрея Рублева.

На знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица» явлено символическое воплощение Троицы в соответствии с каноном. Однако икона «Отечество», которую нередко именуют «Новозаветной Троицей», изображает Ее совершенно иначе, хотя три обличья Господа и должны символизировать Триединство Его.

Здесь Бог Отец предстает в виде величественного старца с седой бородой, восседающего на престоле; Бог Сын – в виде Христа Эммануила (Эммануил – обозначение Иисуса-отрока), а на груди Его, в сфере – Голубь, символизирующий Бога Святого Духа.

Икона «Отечество» очень древнего происхождения: первое из дошедших до нас датируется началом 11 века

Она была широко распространена и, несмотря на негативное отношение церкви, ее можно увидеть в иконостасе многих храмов. Как правило, ее помещают на иконостасе в верхний праотеческий чин, чтобы она как бы осеняла собой все пространство храма.

Крайне редко встречается икона «Бог Отец Саваоф». С формальной точки зрения это как бы изображение Новозаветной Троицы, так как в медальонах на груди Господа изображены и две другие ипостаси Троицы (Бог Сын и Бог Святой Дух), но основное внимание приковано к Лику Бога Отца.

Почему икона Бога нужна верующим?

Иисус учил: «Будьте как дети». Если спросить любого ребенка, как он представляет себе Бога Отца, то он наверняка скажет, что это добрый (или строгий, но справедливый) дедушка с большой белой бородой, который сидит на облаках. Если ребенок уже знаком с основами православия, он может добавить, что там сидит еще Иисус Христос и летает голубь Святой Дух (примерно, как на иконе «Сопрестолие»).

Это, конечно, очень примитивное и наивное представление, но простому человеку важно иметь перед собой зримый образ своего Небесного Отца, Который прозревает все наши мирские дела и способен защитить нас. Но и мы чувствуем свою ответственность перед Ним: создавая человека, Он наделил его свободой воли, поэтому только от нас зависит, выберем мы праведный путь или греховный. А богословские тонкости большинству верующих недоступны.

Загрузка...

Как на иконах изображают Бога Отца?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Бог Отец — это первое Лицо Святой Троицы. Именно от Него, согласно православному богословию, исходит Святой Дух. Бог Отец равен двум другим Ипостасям Троицы, а первым назван потому, что Он — причина и начало всего, что создано и существует на земле.
Как часть Святой Троицы Бог Отец изображается в ангельском виде, это так называемая Ветхозаветная Троица. Пожалуй, самое известное подобное изображение — икона «Троица», или «Гостеприимство Авраама», которую Андрей Рублев написал в XV веке и которая сейчас выставлена в Третьяковской галерее в Москве.

Кроме того, традиционно на фресках и иконах мы встречаем изображение Бога Отца в виде седовласого старца. Однако в современное время такие изображения считаются неканоничными. В 1551 году в Москве состоялся Стоглавый Собор, на котором было дано предписание иконописцам — не изображать Бога Отца. Позднее, в 1666–1667 годах, с этим постулатом согласился Большой Московский Собор. Объяснение этому правилу простое: никто из смертных не видел Бога Отца во плоти, поэтому иконописцам не стоит придумывать и писать на иконах Его плотский облик.

 

 

Православная иконография Иисуса Христа — Википедия

Название Икона Описание
Ангел Великого совета Ангел Великого совета — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис. 9:6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде Архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и других)[1], оказало влияние на сложение в рус. искусстве XVI в. иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание».
Благое Молчание
(Спас Благое Молчание, Ангел Благого Молчания)

Иван Дьяконов (?). Икона из местного ряда центрального иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа в ангельском чине, до воплощения, в виде Безбородого Юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами, кайма и пояс которой украшены жемчугом. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди как при причастии. Свиток или книга принципиально отсутствуют. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает Божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Этот сюжет появляется в России в XV в., он восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совета.
Ангел Великого Совета, крест нательный.
Великий Архиерей Спас Великий Архиерей  — символическое изображение Христа в образе Священника. Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 псалом: «Ты еси Иерей вовек по чину Мелхиседекову…» (Пс. 109:4).
  • Ты еси Иерей во век

Ветхий денми Христос Ветхий денми (Ветхий днями) — изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.

Эпитет «Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде Старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан. 7:9). Понимание библейского Ветхого денми как Бога-Отца, Первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт. 3:8; Быт. 32:24–30; Исх. 6:3, Исх. 33:23; Дан. 7:9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого денми.

Первые изображения Христа Ветхого денми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

Всевидящее Око Всевидящее Око — состоит из четырёх концентрических кругов. От меньшего центрального круга исходят четыре луча. Внутри изображение благословляющего Христа Эммануила. Надпись на окружности: «Очи мои на верныя земли, чтобы они пребывали при мне» (Пс. 100:6). Второй круг изображает лицо с 4-ми глазами. Надпись на окружности: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:46—48). Над третьим кругом возвышается Богородица. Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляли солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблуждшим благоразумия просвещение подавая». Четвёртый круг изображает звездное небо. Над изображением Богородицы возвышается изображение благословляющего обеими руками Саваофа с нимбом в виде восьмиконечной звезды. Вокруг него окружность с надписью: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» (Ис. 6:3). В концах четырёх лучей, исходящих из меньшего круга изображения 4 крылатых животных с нимбами (орел, телец, лев, человек) — символ 4 евангелистов. Вокруг животных поясняющие надписи: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.
Деисус Икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.

Ангельский деисус — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует ошибочное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы[2].

  • Ангельский деисус (со Спасом Эммануилом)

Добрый Пастырь Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (Лк. 15:3-7).

Была распространена в раннехристианском искусстве, затем сошла на нет. В иконописи появляется в регионах, находящихся под западным влиянием.

Древо Иессеево Икона Древо Иессеево часто представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.
Единородный Сыне и Слове Божий Фактически — Новозаветная Троица. В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью. Образ мира разума — Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами. Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума. Управляют днем и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного. Ниже изгнанные из рая в змея лукавого владения Адама и Еву за первородный грех — нарушение первой заповеди Господа Бога: не ешь плодов с дерева добра и зла, смертию умрешь. Образ смерти — ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях.
Лоза Истинная
(Виноградная лоза)
Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1), «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «Άμπελος», что, собственно и означает «виноградная лоза».
Недреманное Око Спас Недреманное Око (Христос ) — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, диагонально возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад. Икона появилась в XIV в. на горе Афон
Не рыдай Мене, Мати Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Развитие иллюстрации к 11-му кондаку Акафиста Богоматери «Пение всякое побеждается». Смысл данного сюжета связан с цельбоносным «Спасовым источником» у монастыря Всемилостивого Спаса при городской стене Константинополя, куда на праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня направлялся крестный ход из Софии Константинопольской с частицей Истинного Креста, постоянно хранившейся в императорских покоях.
София Премудрость Божия
Спас Вседержитель
(Пантократор)
Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκράτωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Существует несколько подтипов:

  • Спас в силах — Христос изображен на фоне красного квадрата (символ Земли), который вписан в синий овал (мир духовный). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).
  • Спас на престоле
  • Психосостер (Душеспаситель)
  • Елеемон (Милующий)
  • Спас на престоле

Спас оплечный (Спас оглавный) Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.
Спас в рост
  • Спас Смоленский

Спас Нерукотворный
(Нерукотворенный Убрус Господень)
Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик. Изображение обычно оглавно. Два основных варианта:
  • на убрусе (плате)
  • или чрепии, на керамиде (черепице, кирпичной кладке — «Чрепие», Святая Керамида, Керамидион).
  • На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
Спас Эммануил Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1:21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Царь Иудейский Христос Царь Иудейский — композиция католического происхождения, представляющая Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, руки Спасителя связаны, в правой руке трость. (См. также Ecce Homo и Муж скорбей).

Источник названия и иконографии — евангельская сцена поругания Христа римскими солдатами (Мф. 27:27-30).

  • Спас Полуночный (Христос в темнице) - западная иконография

Царь Славы
(Христос во гробе)
Иконографическая композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой.
Царь царем и Предста Царица Царь царем (Царь царей) — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр. 19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (1Тим. 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей»[3].
  • Отрыгну сердце мое слово благо (Пс. 44:2)

Церковь Христова
  • Апостольская проповедь

Хвалите Господа с небес Сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери.
Христос Агнец Божий
(Се Агнец)
Христос Халки, Христос Халкит Христос Халки (Христос Халке) — иконографический образ Христа, в котором за Его головой изображён крест, а нимб отсутствует. (По другой версии — Спас в рост)
Христос в темнице
(«Спас Полунощный», «Спаситель в темнице», «Сидящий Спаситель», «Страдающий Христос», «Бичуемый Христос»)
Христос в темнице — сюжет православной скульптурной иконографии, широко распространённый в народной культуре XVII—XIX веков. Скульптура изображает заточение Иисуса Христа после пыток (или во время них), ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, с терновым венцом на голове и, обычно, с прижатой к щеке правой рукой.

Господь Вседержитель | Иконописная мастерская Радонежъ

Рукописная икона – Господь Вседержитель. Список с Византийской иконы. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Полная гравировка по левкасу. Натуральные камни: цитрины, жемчуг

Размер представленной иконы: 24х30 см.
Иконописная мастерская Радонежъ.
Февраль, 2020 год. Сергиев Посад.

Спас Вседержитель, или Пантократор (от греч.  всевластный, всесильный) – это один из основных типов изображения Спасителя.  Он представлен как Царь Небесный и будущий Судия мира. Через единосущность первой и второй ипостасей Святой Троицы определение “Пантократор” соотносится и с образом Бога Отца. Именование Иисуса “Вседержителем” указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: “Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который  есть и был и грядет, Вседержитель” (Откр. 1: 8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой  природой Христа, искупившего  крестной жертвой людские грехи и обновившего тем самым человеческую природу. Крестный нимб усиливает жертвенную символику образа. По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже образ Спаса Вседержителя стали писать на иконах.

Икона Спаса Вседержителя — это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток или открытое, как правило, Евангелие с текстом. Оно символизирует дарование миру спасительного учения. Традиционно на страницах раскрытого Евангелия отображаются различные речения Спасителя. Но чаще всего это следующие слова: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, или “Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный”.Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества.

Каноном закреплено изображение Христа в одежде, которую Он носил в своей земной жизни – хитоне и гиматии. Обычно верхняя одежда Христа изображается синей, а рубаха, т.е хитон – красной, иногда лиловой, что символизирует  человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно. Кроме того, красный цвет хитона означает кровь и мученичество, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Синий цвет плаща ассоциативно связывается с небесным началом. Композиция иконы отличается строгой фронтальностью и статичностью, что придает облику Христа торжественность и царственность Властителя Вселенной.Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. Образ Спаса Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Этот образ и ныне занимает пространство центрального купола православного храма.

Купить икону с гравировкой – Господь Вседержитель

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете заказать рукописную  икону с гравировкой – Господь Вседержитель. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ Спаса Вседержителя выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры.

тип, символика и богословское содержание образа

Уже две тысячи лет фигура бедного палестинского проповедника Иисуса родом из Назарета довлеет над всей европейской (и не только) культурой. Сегодня его последователи в общей сложности составляют более двух миллиардов человек, то есть более тридцати процентов всего населения планеты. И нет такой страны, где бы не существовала хотя бы небольшая группа верующих христиан. Вполне естественно, что образ Христа запечатлелся и в мировом художественном наследии, особенно в религиозной живописи и иконографии. Ярким выражением почитания Иисуса, например, в православии является икона Господа Вседержителя. Значение ее стоит в тесной взаимосвязи с православной теологией. Поэтому необходимо немного разобраться с ролью Христа в богословии.

Иисус в ортодоксальном богословии

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие - очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, - это второе лицо Святой Троицы – Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них – Сын – на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы – божественную и человеческую. Поскольку он – Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Иисус в иконографии

Икона, будучи «богословием в красках», стремится отразить догматическое понимание Спасителя. Именно в свете догмы следует интерпретировать канонический православный образ Христа. На иконе изображен всегда воскресший Христос, изнутри которого сияет божественный свет. Даже если изображение сюжетное, в котором запечатлены прижизненные деяния Спасителя, оно все равно показывает не земного Иисуса, а воскресшего. Поэтому икона всегда метаисторична, она раскрывает духовную суть события или личности, а не фиксирует физическую действительность. В конечном счете, образ – полностью символ. И каждый элемент в нем - это отражение своего духовного корня. Справедливо будет сказать, что икона изображает неизобразимое и показывает незримое. Все эти особенности включает в себя и икона Господа Вседержителя. Значение ее определяется греческим термином «Пантократор», что значит «всем владеющий, всем правящий, имеющий над всем власть, всесильный».

Описание типа «Пантократор»

Собственно икона «Господь Вседержитель» - это даже не икона, а иконописный тип изображения Христа. Согласно каноническим нормам, Спаситель в нем представлен в образе царствующей особы. Поза при этом может быть различной – он может стоять или сидеть на престоле. Также популярны поясные и оплечные варианты образа. Икона «Господь Вседержитель» сразу узнается и по положению рук Христа. В левой он держит кодекс, который символизирует собой его проповедь – евангелие. А правая рука чаще всего сложена в благословляющий жест. В целом это самый распространенный и узнаваемый иконописный тип Спасителя. Известен он начиная примерно с четвертого века. А самая старинная икона «Господь Вседержитель» на сегодняшний день – образ из Синайского монастыря шестого века.

Символика «Пантократора»

Как и любой иконографический тип, «Пантократор» имеет свой набор символов. Большая часть из них, однако, является плодом последующей рефлексии над уже сложившимся образом. Так что интерпретация отдельных деталей довольно условна. Икона Господа Вседержителя отражает богословское осмысление фигуры Христа – об этом уже было сказано выше. Если при этом Иисус облачен в императорские одежды, то этим подчеркивается его абсолютная власть над космосом. Если же одежды епископские, то Христос представляет собой первосвященника, искупителя, который принес себя в жертву за грехи человечества. В этом качестве он приносит в небесную скинию свою кровь и является в силу этого священником – посредником между Богом и людьми. Но чаще всего икона «Господь Вседержитель» изображает Христа в его повседневных одеждах – хитоне, то есть длинной рубашке и гиматии – плаще. На хитоне, однако, часто изображается клав – вертикальная золотая полоса, которая символизирует благородство и власть. В древности его могли носить только аристократы. Сам хитон с некоторых пор принято ассоциировать с церковью. Традиционный нимб символизирует духовный свет, а крест, вписанный в его окружность – крестную жертву.

Чтимые образы типа «Пантократор»

В заключение необходимо напомнить, что образ - это не сам Христос, и что любой из них, в том числе «Господь Вседержитель» – икона. 19 век несколько приуменьшил значение личной духовной дисциплины и практики, в результате чего церковное сообщество до сих пор страдает болезнью погони за чудотворными образами. В качестве примера такой чтимой иконы Спасителя можно привести образ 14 века Елеазаровский, хранящийся ныне в одноименном монастыре Псковской епархии.

Бог Отец, Вседержитель, Создатель - Символ веры

Бог Отец мы узнаем о том, что для христиан Бог как Отец, все люди Божье творение, сотворены Творцом о любви Бога к роду человеческому.


Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого


Почему Бог называется Отцом?

Христианство как единственная истинная религия, прежде всего, выделяется учением о Боге. Мы воспринимаем Бога и обращаемся к Нему, как своему Небесному Родителю. Бог Отец наш Небесный.

Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: «Отче наш…» (Отец наш, для всех христиан Бог Отец).

Святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: «вы не приняли духа рабства, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:15-16). Слово «авва» в арамейском языке соответствует нашему «папа» — доверительное обращение детей к отцу. Поскольку мы уже верим и знаем, что Бог Отец наш, то невозможно не вспомнить об отцовской любви.

Бог есть любовь

Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога в тесной связи с Домостроительством спасения человека.

Другие свойства Бога

Бог – всесовершенный Дух.

Он вечен. Не имеет ни начала, ни конца.

Бог – Всемогущий.

В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в своей силе и власти.
Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагий и Человеколюбивый.

Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет быть всегда с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах.

Притча о том, что Бог постоянно заботится о нас.

В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк.24:13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни.

И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни.

И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь существовал с ним в жизни, как он и молился Ему.

Бог никогда не оставляет человека.

Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной.

И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти.

Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих».

Свойства Бога Отца

Бог имеет Всеведение. В его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но каждое слово и чувство. Господь знает будущее.
Бог Вездесущ. Он на Небе, на земле. Созерцание Божественного все присутствия вызывает радость и поэтическое умиление у псалмопевца Давида:

«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.

Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10).

Бог Творец всего сущего.

Бог – Творец неба и земли. Он является Причиной и Создателем всего видимого и невидимого мира. Наш мир, вселенная невероятно сложно и премудро устроена, и конечно создать все это мог только Высший, Божественный Разум. В сотворении мира участвовала Вся Божественная Троица. Бог Отец творил все своим Словом, то есть Единородным Сыном, при содействии Святого Духа.

Бог обладает Премудростью. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс.103:13-14).

Бог Отец, Творец духовного мира.

Кроме того, что Бог является Творцом видимого, материального мира, Он также сотворил мир духовный, невидимый нами. Мир духовный, ангельский создан Богом еще раньше нашего материального мира.

Падшие ангелы. Все ангелы были сотворены добрыми, но часть из них, во главе с верховным ангелом Люцефером, возгордилась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали темными духами злобы, желающими людям, как творению Божию, всякого вреда. Они всячески стараются совратить людей во грех и погубить.

Но Бог очень сильно ограничил их власть и воздействие на людей, к тому же у каждого христианина есть свой ангел-хранитель, который оберегает и защищает его от зла, в том числе и от воздействия дьявольских сил.


Группа вконтакте

Молитва «Верую во единого Бога Отца Вседержителя»: история, пояснение, текст

Многие православные люди согласятся, что молитва «Верую во единого Бога Отца Вседержителя», которая еще известна под названием «Символ веры», принято считать одной из основных молитв в православии. У нее давняя история, ее важность сложно переоценить, а текст – забыть после первого прочтения, ведь в нем содержатся основные положения православия.

История утверждения молитвы

Молитва «Верую во единого Бога Отца Вседержителя» была утверждена на первых двух Вселенских соборах, прошедших еще в четвертом веке от рождества Христова. Первый собор проходил в Никее, второй – в Константинополе, поэтому иногда можно слышать и такое название данной молитвы – Никео-Цареградская. На Никеевском соборе утвердились начальные 7 членов (предложений) текста, на Константинопольском – заключительные 5.

Особенности молитвы

Уникальность молитвы «Верую во единого Бога Отца Вседержителя» заключается в четком, ясном и лаконичном отражении в ней всей сути православного верования. Произнесение ее слов выступает неким напоминанием для каждого верующего об основных принципах христианского учения.

Эта молитва присутствует в молитвенном правиле одного из величайших подвижников Русской Церкви – преподобного Серафима Саровского. С его слов ясно, что наряду с такими сильными молитвословиями, как «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», эти святые слова могут помочь прийти к духовному идеалу.

По молитвенным правилам читать «Верую во единого Бога Отца Вседержителя» нужно в утреннее и вечернее время, еще ее следует петь в период Литургии Верных. Пусть в ее тексте не имеется обращений, покаяний и благодарений, его все же принято считать молитвой, поэтому он присутствует во всех молитвословах.

Молитвословие «Символ веры» нужно заучить каждому крестному, ведь оно является неотъемлемой частью обряда крещения. Его следует читать при вхождении в храм во время данного события. Когда крестят взрослого человека, он должен сам читать текст молитвы. Если же происходит крещение ребенка, читает молитву крестный того же пола.

Разбор молитвы «Символ веры»

Каждая составляющая этого догмата содержит одно предложение, и каждое оно начинающееся с неизменного слова «Верую». Первая часть гласит о любви к Богу как о главной заповеди. Во 2-7 частях рассказывается о земной жизни Иисуса Христа. 8 член повествует о Святом Животворящем Духе. 9 часть описывает святость церкви и ее роли. В 10 члене идет речь о таинстве крещения. В заключительной паре частей упоминается вечная жизнь и бессмертие человека.

Учитывая то, что священные слова «Символа веры» основываются на догматах православия, эта молитва включает краткое изложение всех истин. При трактовке текста молитвы простым языком, некоторые говорят, что контекст молитвы содержит сам смысл веры. Прочтение этого молитвословия дарует человеку духовную уверенность, закрепляет его истинное верование и дает светлую надежду на будущее.

Текст молитвы «Верую во единого Бога Отца Вседержителя»

Ниже в таблице приведен текст молитвы на церковнославянском и русском языках.

 1-й. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша; (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5-й. И воскресшаго в третий день, по Писанием; И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца;
7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
11-й. Чаю воскресения мертвых. Ожидаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Истинно так.

 

Загрузка...

Рукописная икона Господь Вседержитель – заказать на Ярмарке Мастеров – EWGM3RU

Икона «Господь Вседержитель» важна для любого православного человека. В иконе имеется упоминание о том, что каждый христианин получит по своим заслугам пусть не в земном суде, а на небесном, который является самым ответственным и справедливым, поэтому в иконе можно прочитать призыв быть терпимее друг к другу и милосерднее. Образ имеет огромную силу, поэтому каждый верующий может произнести молитву и попросить Бога помочь преодолеть все трудности, чтобы достичь успеха в своих начинаниях. Стоит произносить молитву перед иконой, если человек находится в скорби и ему требуется умиротворение, чтобы побороть сложности. Перед иконой произносится специальная молитва, в которой человек не только просит Господа помочь, но и благодарит его за поддержку и помощь. Этот образ должен находиться не только в храмах, но и в каждом доме православного христианина. В самом центре иконостаса всегда должна находиться икона «Господа Вседержителя», значение которой связано с обозначением силы Иисуса, ведь именно он может сотворить настоящее чудо, и не раз он доказывал это на деле всем верующим. Лик Господа очень важен для каждого христианина, так как Иисус - это самый главный судья.
------------------------------------------------------------

Икона пишется на липовой доске с строгим соблюдением старинной технологии. Возможно рассмотрение пожеланий заказчика по оформлению иконы: цвет фона, полей, золотой фон, добавление орнамента и т.д
-------------------------------------------------------
Возможна поставка икон в киоте. Киоты изготавливаются мастерами высокого класса из липы или ценных пород древесины. Оформление киота( цвет, резьба и длр.) оговаривается отдельно по желанию заказчика.
-------------------------------------------------------------------------
крестильный набор , крестильный комплект , крещение , для крещения , чудотворная икона , святыня , одежда для крещения , крестильные принадлежности , полка для икон , угловая полка для икон , домашний иконостас , иконостас , подарок на рождество , подарок на Пасху , полочка для икон , иконостас угловой , полка под иконы , крест , венчание , ангел , найти икону , церковь , платок в церковь , палантин в церковь , накидка в церковь , храм , платок в храм , платок для храма , подарок , для храма , одежда для храма , юбка для храма , лампада , киот , резной киот , киот для икон , киоты для икон , молитвослов , молитвенник , евангелие , библия , аналой , церковная утварь , венчальный набор , рушник для венчания , рушник свадебный , рушники на свадьбу , подарок на свадьбу , подарок на рождение ребенка , иконопись , иконописная мастерская , семейная икона , мерная икона , именная икона , аналой , аналойная икона .

Господь Вседержитель. Смысл икон

Господь Вседержитель

Иконописный тип Христа Вседержителя (Паптократюр) выражает в человеческих чертах воплощенного Сына Божия божественное величие Творца и Искупителя, правящего судьбами мира. Вседержитель восседает на престоле, благословляя правой рукой и держа в левой свиток или книгу. Таким Он изображается, например, в композиции Деисус, где по сторонам престола Ему предстоят Богоматерь и Предтеча[155]. Представлен ли Он один или в окружении святых, в этом иконографическом типе изображение Господа Вседержителя может быть сокращено до поясного, когда престола не видно (за исключением икон Страшного Суда, где Господь всегда изображается в полный рост на престоле славы). Огромные полуфигурные изображения Господа Вседержителя в мозаиках или фресках византийских куполов выдержаны в монументальном стиле, подчеркивающем грозный облик Господа, Владыки мира, грядущего судить живых и мертвых. Однако на моленных иконах Христос Вседержитель, сохраняя все Свое величие, не имеет ничего устрашающего. Строгое выражение Его лика исполнено милости. Это милосердный Господь, пришедший в мир, чтобы взять на Себя его грехи. Книга в Его левой руке раскрыта, и в ней читаются слова Евангелия, которые могут отличаться на разных иконах. На нашей иконе (см. с. 122) приведены слова из Евангелия от Матфея: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз успокою вы <…> иго бо Мое благо (Мф. 11:28–30).

На этой русской иконе XVI в. Христос облачен в темно-синий гиматий. Хитон же Его изображен как одеяние славы, на что указывает золотая разделка (ассист[156]). Густые волосы Господа ниспадают на Его левое плечо. Десница сложена в жесте благословения и указывает на книгу Евангелия, предлагаемую Христом верующим. Надпись и крест в нимбе частично утрачены.

Христос Пантократор. Москва. XV в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Большая икона, воспроизведенная на с. 124, датируется концом XV столетия. Здесь Спаситель изображен как Царь славы, окруженный небесными силами. Он восседает на великолепном резном престоле, благословляя правой рукой и держа в левой раскрытое Евангелие с комбинированным текстом: «Не на лицы зря судите, сынове человеческие, но праведен суд судите. Каким судом судите…» (ср.: Ин. 7:24; Мф. 7:2). Христос окружен мандорлой, в которую вписаны два четырехугольника, образующие восьмиконечную звезду – символ будущего века. Внутренний четырехугольник включает в себя только фигуру Вседержителя; сама мандорла охватывает Его престол и окружающих Его херувимов. В углах второго четырехугольника помещены символы четырех Евангелистов, проповедавших Евангелие четырем концам света. Сильное и спокойное движение Творца, «седящаго на херувимех», передается тварному миру: трепещущим херувимам и четырем символическим животным.

Спас Вседержитель. Мозаика в куполе церкви Богородицы Паммакаристы. Начало XIV в. Константинополь

Спас Вседержитель. Икона в эмалевой рамке. Россия. Вторая половина XIX в.

Еще одна воспроизведенная здесь икона типа Вседержителя – поясная, заключена в эмалевую рамку, которая следует контуру фигуры Христа. Он благословляет правой рукой и держит другой Евангелие, раскрытое на тех же словах, что и в первой описанной иконе. Здесь изображение Христа упрощено, менее утонченно разработано. На хитоне нет золотой разделки, и общий вид Спасителя не столь величествен: иконописец стремился передать скорее милосердие и кротость Искупителя как Господа, слышащего мольбы людей.

Эта икона была написана в русской мастерской во второй половине XIX в. Хотя она и принадлежит времени упадка, она все же верна иконописному канону как в понимании Христа Вседержителя, так и в приемах живописной техники.

Богоматерь с младенцем. VI в. Музей им. Хоненко

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >


Смотрите также