Икона святой екатерины фото


про Значению и Фото Иконы Святой Екатерины

Первые изображения Екатерины, которые дошли до наших дней, датируются VIII-IX веками. Спустя триста лет после ее смерти, монархи Преображенского монастыря обнаружили в горах мощи Екатерины, и сегодня они находятся в алтаре католикона – это главный храм монастыря святой Екатерины.

День ее памяти выпадает на 7 декабря. Почему же икона святой Екатерины столь почитаема в наше время, и какой была ее жизнь?

Кто такая святая Екатерина?

Святая великомученица выросла в семье знатного рода. Отец ее был правителем Александрии Египетской Конст. Умная, и на редкость красивая, она имела хорошее образование, изучая творения и размышления древних мудрецов. Многие пытались добиться руки такой знатной особы, но Екатерина не спешила отдавать свое сердце даже самым достойным из мужчин. Пообещала она отдать себя только тому, кто будет умнее, красивее, знатнее и богаче, чем она сама. Мать девушки, тайно исповедуя христианство, познакомила ее со своим священником. Тот сказал девушке, что знает юношу, который подходит под требования Екатерины. По окончании беседы Екатерина получила икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом. Ей завещали молиться Царице Небесной, чтобы во сне Екатерина смогла увидеть своего суженого.  Целую ночь молилась девушка, и явилась ей Пресвятая Дева, которая попросила Сына Своего взглянуть на нее. Но младенец не хотел делать этого, потому что безобразной была девушка, не бывшая крещеной.

Опечалившись, Екатерина снова пошла к святому отцу, который совершил над ней тайный обряд Крещения. После этого девушке снова явилась Богородица с Младенцем. Только на этот раз Господь был к ней милостив, и дал ей перстень, чтобы обручиться с Ним. Утром Екатерина проснулась с кольцом на руке.   Тогда же император Максимилиан посетил Александрию. Его визит ознаменовался жертвами тех, кто не предал веру в Христа под сильнейшими издевательствами. Екатерина отправилась к императору, чтобы доказать ему праведность веры в Единого Истинного Бога. Красивая девушка покорила правителя, и он дал ей возможность рассказать о своей вере, и пригласил 50 ученых мужей-язычников, чтобы они послушали ее. Екатерина смогла убедить их перейти на сторону христианства. Но император все еще надеялся изменить мнение Екатерины, и обещал ей много денег и славу. Получив жесткий отказ, Максимилиан подверг Екатерину пыткам, а хате бросил в темницу. Снова привели Екатерину к императору, и снова отказалась она отречься от своей веры даже под угрозой колесования. Ангел разрушил смертельное орудие, а Екатерина, молясь своему Небесному Жениху, дала отрубить себе голову.

Икона святой Екатерины: значение

В разных традициях Екатерину изображают в своей манере, и запечатлена икона святой Екатерины на фото, но традиционно мученицу можно узнать по царскому одеянию, венцу на голове и кресту в правой руке. Обычно к ней молятся те, кто хочет выйти замуж или жениться счастливо. Кому-то это может показаться странным, ведь за свою жизнь мученица не была замужем. Но священники объясняют это тем, что Екатерина не побоялась отказать даже самым богатым женихам, и полностью отдала себя Богу. Многие хотят  узнать, икона святая Екатерина в чем помогает, и основное ее значение в том, что она избавляет человека от одиночества, и помогает найти человека, похожего на себя. Но одной молитвы к ней недостаточно. Еще рекомендуется читать Акафист Святой великомученице Екатерине в течение 40 дней. Тогда желание человека точно исполнится. Кроме того, покровительствует она и семьям, спасая их от развода, а также помогает сохранить отношения. Икона святой Екатерины помогает и тем девушкам, которые хотят забеременеть. Мир и благополучие несет такая икона в дом.

icon-store.com.ua

Икона Екатерины великомученицы. Житие святой, почитание и молитвы

О том, как прославила Господа своей земной жизнью и славной кончиной святая великомученица Екатерина, мы узнаём из весьма ограниченного количества дошедших до нас источников. Это записи её слуги и стенографа Афанасия, византийского писателя и религиозного деятеля Симеона Метафраста и, наконец, три сочинения, авторство которых не установлено. Однако её пример служения Богу столь ярок и назидателен, что она занимает одно из главных мест в сонме православных святых.

Юная Доротея

Будущая великомученица Екатерина появилась на свет в крупнейшем египетском городе Александрии в 287 году и до своего обращения во Христову веру носила языческое имя Доротея. Её родители были состоятельными людьми и смогли обеспечить дочери счастливое и беззаботное детство. Когда же настала пора приступать к учёбе, то для неё были приглашены в дом лучшие педагоги города. Девочка, отличавшаяся пытливым и острым умом, быстро усваивала знания.

В те годы была ещё цела уничтоженная впоследствии знаменитая библиотека Александрии, собравшая в своих хранилищах творениях многих выдающихся мыслителей прошлого. Туда и зачастила юная девушка. В этом храме мудрости она знакомилась с сочинениями древних поэтов и философов, изучив предварительно языки, на которых они были написаны. Здесь же она постигала секреты ораторского искусства, диалектики и тайны медицины, открывавшиеся ей в трудах Гиппократа, Асклепия и Галена.

Упрямая невеста

Икона святой великомученицы Екатерины, столь хорошо знакомая большинству верующих, представляет нам образ молодой и красивой девушки. Именно такой, по сохранившимся о ней сведениям, и была будущая святая. Прибавив к внешней привлекательности живой ум и редкую по тем временам образованность, нетрудно понять, каким успехом она пользовалась у лучших женихов Египта.

Родители Екатерины, пользуясь благоприятными обстоятельствами, пытались выдать дочь замуж и подыскать ей самую блестящую партию. Однако девица оказалась несговорчивой и поставила условие, что тот, кому она согласится отдать руку и сердце, не должен уступать ей ни в красоте, ни в образованности, ни в знатности и богатстве. В те времена ещё не было в ходу слово «мезальянс» – неравный брак, но и тогда красивые и состоятельные невесты знали себе цену.

Посещение пустынножителя

Икона великомученицы Екатерины, фото которой помещено в начале статьи и которая представлена в большинстве православных храмов, являет нам её уже принявшей истинную веру, однако этому предшествовало важное событие, ставшее поворотным в жизни девушки. Дело в том, что мать Екатерины втайне исповедовала распятого и воскресшего Христа. Её духовным отцом был сирийский монах, скрывавшийся от суетного мира в отдалённой пещере. К нему-то и привела тайная христианка свою дочь.

Часто встречается икона святой великомученицы Екатерины, где она изображена на фоне реки, за которой раскинулась гряда безжизненных холмов. Очевидно, именно их избрал местом своего пребывания сирийский отшельник, открывший юной деве веру во Христа. Он поведал ей о том, что есть на свете Юноша, во всём превосходящий её, и, прощаясь, дал икону Богородицы с Младенцем на руках, научив в молитве просить Царицу Небесную явить ей этого Юношу – Её Сына.

Обретение Христовой веры

Житие великомученицы Екатерины свидетельствует о том, что в ту же ночь в сонном видении девушке явилась Дева Богородица, но Предвечный Младенец не пожелал воззреть на неё до тех пор, пока деву не омоют воды святого крещения. Проснувшись в слезах, Екатерина вновь отправилась в заветную пещеру, где мудрый старец, наставив её в основах христианской веры, совершил над ней великое таинство, связавшее её навеки с Сыном Божьим.

Счастливая, она вернулась домой и, устав от дальнего пути, забылась лёгким сном. Едва веки девушки сомкнулись, как перед ней вновь предстала Царица Небесная, но в этот раз Её Сын, с лаской во взоре, протянул деве обручальный перстень – знак того, что отныне Он стал её Небесным Женихом. Проснувшись, Екатерина обнаружила у себя на пальце чудесный дар Иисуса.

В ожидании языческого праздника

В те давние годы Египет входил в состав восточной части Римского государства и находился под юрисдикцией императора. Периодически в крупнейшем городе- Александрии - устраивались языческие торжества, на которые прибывал сам правитель империи. Один из таких праздников ожидался вскоре после описанных выше событий.

Икона Екатерины великомученицы часто представляет её держащей в руках цветы или пальмовую ветвь. Это неслучайно. И то и другое является символом мира и любви, неотъемлемых от учения Спасителя. Их-то и хотела принести погрязшему в языческих заблуждениях венценосцу молодая христианка. Она явилась на праздник с одной целью – убедить императора в ошибочности его воззрений и явить ему свет истины.

Полемика с императором

Молодая и красивая девушка сразу привлекла к себе внимание римского правителя, а когда она обратилась к нему с философскими речами, столь несвойственными женским устам, то он смешался и не нашёлся что ей возразить. На помощь себе император призвал целую толпу придворных мудрецов, которые, вступив в полемику с девушкой, были побеждены неоспоримостью её аргументов. Недаром икона Екатерины великомученицы часто представляет святую с развёрнутым свитком в руках, подчёркивая тем самым её глубокую учёность.

Мудрецы, не оправдавшие надежд императора, были тут же отправлены на костёр. Перед смертью они во всеуслышание объявили, что, убеждённые красноречием Екатерины, сами желают принять христианство и умереть во имя истинной веры и того, кто принёс её людям. Древние авторы, поведавшие миру об этих событиях, сообщают, что когда пламя костров угасло, останки казнённых были не тронуты огнём.

Неустрашимая в мучениях

Наиболее распространённая икона св. великомученицы Екатерины в свою композицию включает изображение зубчатого колеса, ставшего орудием мучения, с помощью которого языческий император пытался заставить её отречься от своих убеждений. К этому средству он был вынужден прибегнуть, когда не смог достичь желаемого ни посулами богатств и почестей, ни лестью, ни запугиванием.

Рассчитывая на то, что муки голода заставят девицу быть сговорчивей, император вверг её в темницу и повелел не давать пищи. Но Господь не оставил святую, и в течение двенадцати дней голубь приносил молодой узнице еду, поддерживая в ней телесные силы и укрепляя дух. Далее в житии святой повествуется о том, что само колесо, которое икона Екатерины великомученицы представляет как свидетельство её неустрашимости, было сметено неведомою силой, едва только осуждённую на муки подвели к нему.

Без тени страха подошла святая к плахе, на которой по повелению императора палач должен был усечь её главу. Когда казнь свершилась, то из открывшейся раны потекла не кровь, а молоко. Все присутствовавшие при этом стали свидетелями того, как ангелы Божьи подхватили безжизненное тело и вознесли его на вершину Синая.

Чудесное обретение мощей и создание гимнографии

Через триста лет у монахов, находившихся неподалёку от монастыря, было видение, повинуясь которому они поднялись на вершину горы и обрели нетленные мощи святой – её главу и правую руку, опознанную иноками по сохранившемуся на ней кольцу. Бесценную реликвию перенесли в обитель. Сегодня мощи святой покоятся в мраморной раке, установленной в главном храме построенного на Синае монастыря, носящего её имя. Находящаяся там же Икона Екатерины великомученицы снабжена мощевиком, в котором хранится её палец.

Гимнография святой Екатерины берёт своё начало в IX веке. В этот период преподобный Феофан Никейский и его ближайший сподвижник Вавил посвятили ей целый ряд созданных ими песнопений. Считается, что тогда же был написан и тропарь святой великомученице Екатерине. На Русь, принявшую крещение и ставшую в ряд христианских народов, они, как и многие иные церковные тексты, попали в переводе с греческого. Очевидно, тогда же был написан кондак святой великомученице Екатерине, в котором она именуется всемудрой, поправшей змия и укротившей разум риторов.

Поклонение святой великомученице в России

С давних пор на Руси установлено её почитание. Редко найдёшь храм, в котором среди прочих образов не представлена икона великомученицы Екатерины. В Москве этот образ можно увидеть в главном соборе страны – храме Христа Спасителя. Туда в 2010 году привозили из Египта мощи святой для всеобщего поклонения. У многих верующих среди прочих образов, составляющих домашний иконостас, имеется и икона Екатерины великомученицы.

В чем помогает эта святая? Принято считать, что, поскольку в своей земной жизни она отличалась необыкновенным умом и образованностью, то, находясь в горнем мире, великомученица может оказывать покровительство всем учащимся, независимо от уровня обучения, а также людям, занятым умственным трудом. Ещё одним призванием святой, является помощь одиноким девушкам, поскольку сама она закончила жизнь, не вступив в брак.

fb.ru

Иконография образа святой Екатерины — Татьянин день

 

Св.Екатерина с житием. Начало XIII в.

Монастырь святой Екатерины на горе Синай

«Иконописный подлинник», составленный в начале XX века С.Т. Большаковым на основе подлинников XVI века, сообщает, что святая Екатерина изображается так: «На голове венец царский, власы просты, как у девицы, риза лазоревая, испод киноварь (нижняя одежда красная), бармы царские (драгоценные украшения на одежде) до подола, и на плечах и на рукавах, рукава широки, в правой руке Крест, а в левой свиток, а в нем пишет: «Господи Боже, услыши мене, даждь поминающим имя Екатерины отпущение грехов, и в час исхода его проводи его с миром и даждь ему место покойно»».

Таким образом, только без свитка, она изображена на иконе начала XIII века из монастыря святой Екатерины на горе Синай. Возможно, именно эта икона служила главным храмовым образом и располагалась возле раки с мощами святой. В средней части иконы изображена святая в рост, на полях представлены сцены из ее жития. Великомученица одета в расшитые драгоценными камнями царские одежды синего и красного цветов, на главе — массивная царская корона, украшенная самоцветами и свисающими нитками жемчуга. Екатерина, как подобает девице, изображена с непокрытыми волосами, которые, однако, уложены в красивую прическу. Все одеяние свидетельствует о происхождении святой — согласно житию она принадлежала к семье правителей

Мастер Виктор. Св.Екатерина на троне.

Вторая половина XVII в. Крит.

Византийский музей, Афины.

богатейшего города Империи - египетской Александрии, соперничавшей по своей роскоши и славе со столицей — Римом. Ткани одеяния святой образуют большой щит, на котором изображен Крест. Эта деталь одеяния, заимствованная из облачения византийских императоров, в иконописи называется «лор» - широкая длинная полоса ткани, как правило, богато украшенная. В правой руке святая держит Крест, символизирующий ее мученический подвиг; жест раскрытой ладони левой руки означает принятие Божественной благодати. Тема мученического подвига подробно раскрывается в клеймах, размещенных на полях иконы, в зоне второстепенного, «периферийного» пространства. В то время как в центральном, главном во всех смыслах, изображении эта тема передана только с помощью двух изображений Креста — орудия пытки, с одной стороны, и орудия победы Христовой над смертью, с другой.

Св.Екатерина.

фрагмент русской иконы XV в.

Иногда Святая Екатерина изображается в красном плаще, традиционном одеянии мучеников, и синем хитоне. Глава святой может быть покрыта белым платом, символизирующем целомудрие, духовную и телесную чистоту.

В позднесредневековый период возникает еще один иконографический вариант, получивший широкое распространение на Западе и оттуда, через позднюю греческую иконописную традицию, пришедший на Русь. Такой иконографический тип представлен на иконе второй половины XVII века «Святая Екатерина на троне» критского мастера Виктора. Святая, одетая по-прежнему в царское платье и затканный золотом и напоминающий венецианское одеяние плащ, восседает на троне. Она взирает на резное Распятие, которое вместе с пальмовой ветвью — символом победы над смертью— держит в левой руке. Этой же рукой она придерживает колесо — орудие пыток, которым ее подвергали, символ ее мученической кончины. Трон окружен книгами и инструментами: циркулем и армиллярной сферой, которые подчеркивают прекрасное образование святой, ее не только языческую, но и христианскую мудрость. Святая Екатерина победила в диспуте лучших александрийских философов, а ведь Александрия справедливо считалась научным центром римского мира, именно там когда-то располагалась самая большая библиотека империи. В католической традиции именно великомученица Екатерина считается покровительницей учащихся.

А.Корреджо. Мистическое обручение святой

Екатерины. 1527г. Лувр, Париж

Многочисленные детали, позолоченная мебель с резными рельефами, пышные драпировки делают изображение избыточно повествовательным. Акцент постепенно смещается с темы молитвенного предстояния мученицы перед Богом, на житийную тематику: подчеркивается образование святой, способы, которыми ее мучили. Такое тяготение к нарративности, скрупулезной подробности, в целом, весьма характерно для искусства позднего Средневековья, где главное постепенно теряется в многочисленных второстепенных деталях и поворотах сюжета. Часто можно встретить иконы святой Екатерины не только с изображением колеса, но и меча, которым ей отсекли голову. Однако согласно древнейшим иконописным традициям святые изображаются такими, какими они предстоят Престолу Божию в Царствии Небесном, поэтому на ранних иконах святые никогда не изображались с орудиями перенесенных ими пыток, на мученичество достаточно четко указывал Крест в руке святого. Мысль о том, что в Царствии Небесном святая Екатерина, например, будет опираться на орудие колесования, была чужда древним иконописцам.

В западноевропейском искусстве очень популярным становится еще один сюжет «Мистическое обручение святой Екатерины». С учетом повышенного внимания западного христианства к темам визионерства, созерцания различных мистических образов, религиозных экстазов, не удивительно, что произведения, изображающие видение Екатерины, в котором она обручается с Богомладенцем Христом, столь многочисленны. Самые известные живописцы создавали картины на данную тему, например, Корреджо, ван Дейк, Рибера.

В православной иконописи этот сюжет не получил широкого распространения и встречается только XVIII-XIX веках.

На Руси изображения Святой Екатерины появляются уже в домонгольский период. Ее образ можно видеть в росписях Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199год), Спаса Преображения на Ковалёве в Великом Новгороде (1380год), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (конец XIV века).

В XVI веке в русском искусстве появляется новый иконографический вариант - «Моление великомученицы Екатерины о народе», не встречающийся в византийском или балканском искусстве. Святая изображается со свитком в руке, содержащим текст ее предсмертной молитвы, позади Екатерины изображен палач с мечем; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения Александрии. Вероятно, эта иконография возникла благодаря почитанию святой Екатерины как заступницы «при исходе души»: перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Иногда у ног святой изображаются коленопреклоненные верующие, прибегающие к ее молитвенному заступничеству.

Св.Екатерина. Русская икона XIX в.

Начиная с XVIII века почитание великомученицы Екатерины в России заметно увеличивается, так как святая является небесной покровительницей двух царствующих императриц. Образы святой все чаще встречаются на иконах, в храмовых росписях, в шитье, в декоративно-прикладном искусстве. В XVIII - XIX веках в иконописи постепенно распространяется академическая живописная манера, поэтому облик святой все более напоминает западно-европейские аналоги. Композиционные схемы и иконографические детали также заимствуются художниками на Западе.

Иногда великомученица Екатерина изображается на одной иконе с благоверным князем Александром Невским. Такое совмещение никак не связано с иконографией или житиями данных святых, а объясняется тем, что дни их памяти следуют один за другим — 6 и 7 декабря по новому стилю.

www.taday.ru

Икона Екатерина, в житии

Размер: 75,3 х 51,4 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Вмч.Екатерина, ангел, ( ВИС № 32 ) мц.Августа, мч.Порфирий

Уточняющая датировка: 13 в. Начало

Век: 13

Страна: Египет

Место хранения: Монастырь святой Екатерины на Синае

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовой с клеймами

Иконографическая справка

В среднике изображается святая Екатерина в рост. Она облачена в костюм византийской императрицы, поскольку, согласно преданию,вмч. Екатерина была царского рода, дочерью правителя Кипра (по другим версиям Крита). Ее голову украшает корона в виде двойного венца с жемчужными подвесками. На красном (царском) одеянии возлежит драгоценный лор, который, согласно дворцовому церемониалу, в дни больших праздников могли носить только император и императрица. В нижней части фигуры лор сложен таким образом, что создает форму щита, который иногда ошибочно рассматривается как особое одеяние и неточно называется торакионом. Эта щитообразная деталь с XI века получает широкое распространение в изображениях царственных святых жен. Она подчеркивала их роль как защитниц веры. Не случайно, на щите вмч. Екатерины написан большой шестиконечный Крест. Он находит смысловую параллель в мученическом Кресте, который вмч. Екатерина держит в правой руке. Символически это также небесное оружие, дополнительную силу которому придает движение левой руки, раскрытой ладонью перед грудью в жесте молитвы и приятия благодати. При этом весь образ великомученицы подобен драгоценной колонне. Житие святой в конце X веке было составлено Симеоном Метафрастом. Житийный цикл включает в себя следующие клейма: 1.Святая перед императором Максенцием, который приносит жертвы идолам 2.Явление ангела вмч. Екатерине 3.Святую ведут на допрос к императору 4. Святая спорит с философами 5.Риторы склоняются к стопам святой 6.Риторы в печи огненной 7 - 9.Первые мучения и обращение в христианство императрицы Августы и стратопедарха Порфирия (правителя Александрии) 10. Святая на колесе (представляет самую необычную из многих казней, которой подверглась мученица) 11.Святая спорит в последний раз с императором в присутствии императрицы Августы 12.Усекновение главы святой (она в согласии с текстом жития показана вместе с обращенной в христианство императрицей Августой) В задачу житийного цикла не входит строго историческое повествование и подробное описание событий. Изображения на полях являются своеобразной "похвалой" святой, сопоставимой с литургическими песнопениями в день церковного празднования. В этих текстах отдельные эпизоды жития отбирались как иллюстрации наиболее важных качеств, за которые конкретный святой или святая прославлялись - подчеркивается царственность вмч. Екатерины, ее исключительная мудрость, сила убеждения и стойкость к мучениям. Состав житийного цикла позволяет сделать некоторые наблюдения. К примеру, поразительно отсутствие сцены перенесения мощей на гору Синай, о котором упоминается у Симеона Метафраста. По отношению к тексту жития нарушен порядок сцен. Явление ангела происходит после эпизода с жертвоприношением идолам, однако оно показывается первым. Видимо, иконописца вдохновляла зримая параллель со сценой "Благовещения", открывающей цикл двенадцати праздников. Прославленная святая неявно сопоставлялась с Богородицей. Синайская икона "Св. Екатерина с житием" вскоре после создания стала широко известна. По всей видимости, именно она являлась тем главным храмовым образом, который располагался в южной части алтаря Синайской базилики непосредственно перед мраморным саркофагом с мощами св. Екатерины. В греческом описании Синая XVI века говорится: "Перед нею (гробницей) поставлена икона, изображающая лик мученицы. Это превосходное, тонко исполненное произведение живописи. К нему приделали унизанный каменьями золотой венец. Сверху висят пять золотых лампад, а спереди стоят бронзовые подсвечники со свечами; а вне этого неугасимая лампада, с которой по пятницам обмывают осадок". Из описания ясно, что икона в интерьере Синайской базилики должна была восприниматься как сгусток света, поскольку имела больше светильников, чем сам алтарь. На образе концентрировалось внимание многочисленных паломников, пришедших поклониться чудотворным останкам прославленной святой, непрерывно источавшим миро. Уже в середине XIII века она послужила образцом для итальянского живописца, создавшего алтарный образ святой в Пизе. Принципиальное значение имел статус иконы как главного образа у гробницы великомученицы, к которой стекались паломники, распространявшие славу святой по всему христианскому миру.

Стилистическая справка

Надо отметить, что высокому назначению образа не вполне соответствовали его художественные достоинства. Живопись выдает руку рядового мастера, работавшего в жесткой и несколько упрощенной манере. С этой точки зрения икона св. Екатерины значительно уступает многим подлинным шедеврам, созданным в начале XIII века в иконописной мастерской Синайского монастыря.

Происхождение

Синай. Монастырь св.Екатерины

Фрагменты

Библиография

icons.pstgu.ru

Святая Екатерина | Журнал Ярмарки Мастеров

7 декабря (24 ноября по старому стилю) православные отмечают день памяти Святой Великомученицы Екатерины Александрийской. Поздравляя всех тёзок с Днем Ангела, я хочу предложить небольшую подборку вышитых изображений Святой Екатерины, но начну я не с вышивки, а с живописи.

Рафаэль. Святая Екатерина

Многие художники в своем творчестве обращались к образу Святой Екатерины. В интернете есть несколько блестящих публикаций об образе Святой Екатерины в живописи, здесь же я приведу лишь несколько картин:

Вацлав Холлар. Святая Екатерина Александрийская

Лоренцо Лотто

Икона Святая Екатерина Александрийская

Я уже писала в своем блоге о Екатерине Александрийской. Напомню, что важной части жития святой является ее мистический брак с Иисусом Христом. По одной из легенд, Иисус привиделся ей во время ее видений, она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей свое кольцо и назвал своей невестой.. По другой легенде, Екатерина молилась перед маленькой иконой Мадонны с Младенцем. Во время молитвы младенец на иконе повернул голову к Екатерине и одел кольцо ей на палец. Сцена мистического брака Екатерины является одиним из распространенных сюжетов в западно-европейской живописи, на очень многих картинах Екатерина изображается с кольцом на пальце.

Сассоферрато. Обручение святой Екатерины Александрийской

Атрибутами Святой Екатерины Александрийской являются корона (венец), колесо с шипами (иногда часть сломанного колеса), меч, кольцо, книги, пальмовая либо лавровая ветвь. Эти атрибуты легко можно заметить на картинах.

Мой интерес к этой святой вполне понятен. Также мне интересно, как Святую Екатерину изображают не только художники, но и коллеги-вышивальщики.

Вышивать образ святой начали еще в средние века. К сожалению, картинка нечеткая, но тем не менее, сюжет различим. На фрагменте средневековой вышивки (вышитый медальон) изображена сцена из жития Святой Екатерины:

За годы работы я вышила две репродукции картин, изображающих Святую Екатерину - Святую Екатерину Рафаэля и Святую Екатерину Лотто (обе схемы Solaria Gallery).

Святая Екатерина, вышивка крестом по картине Рафаэля, большая модель:

Святая Екатерина, вышивка крестом по картине Лоренцо Лотто (фрагмент):

Про Святую Екатерину работы Лоренцо Лотто я уже писала в блоге, рассказывая о своем аватаре.

К моей большой радости, на Ярмарке Мастеров есть несколько вышитых бисером икон Святой Екатерины:

Святая Екатерина, вышивка бисером, работа мастера марина (petrusya)

Святая Екатерина, вышивка бисером, работа мастера Анастасия

Икона Святая Екатерина, вышивка бисером, работа мастера Larisa Xxx

Икона Святая Екатерина, вышивка бисером, работа мастера frauhelga (картина найдена в Яндексе, на ЯМ работа удалена).

Естественно, что образ Святой Екатерины шьют не только на Ярмарке Мастеров. К сожалению, многие схемы вышивки по картинам, изображающим Святую Екатерину, являются чистым прогоном и, по-моему, просто неотшиваемы. Но на просторах интернета я нашла несколько вышивок крестом, выполненных по профессиональным схемам:

Святая Екатерина, вышивка крестом по картине Рафаэля, схема Solaria Gallery, малая модель, автор работы неизвестен

Икона Святая Екатерина, вышивка крестом, автор неизвестен

Святая Екатерина, автор ИринаMedvedeva

Бисерные иконы:

Икона Святая Екатерина, вышивка бисером, работа Crow (сайт easycross)

Икона Святая Екатерина, вышивка бисером (работа Натальи Зарубиной)

Вышивают не только руками, но и на машине:

Икона Святая Екатерина, машинная вышивка, автор неизвестен

К сожалению, для некоторых схем я не нашла фотографий готовых работ, поэтому в эту публикацию я включила картинки из вышивальных наборов. Я буду признательна за фотографии реальных вышивок, выполненных по этим наборам.

Икона Святая Екатерина, вышивка бисером

И, в завершении, Екатерины, Кати, Катюши, Катеньки, Катарины, с именинами нас!

www.livemaster.ru

Святая Екатерина-2

Святая Екатерина. Современная православная икона

Начало здесь

Святая Екатерина – один из самых любимых образов западных мастеров живописи. Не отстает от них и богатая иконографическая галерея великомученицы, почитаемой как в восточной, так и в западной церкви.

Последним объясняется интерпретация образа Екатерины в диапазоне от строго лаконичного византийского до картинно-житейского воплощения на западе.

Иконографический образ святой сложился довольно рано - к XI веку - и имел набор символов, по которым можно было отличить святую, даже если не было надписи.

На изображениях святая всегда в царственных лоратных одеждах с богатыми украшениями на рукавах и лорах (поясах-ремнях), являвшимися обязательным атрибутом византийских царственных особ в дни торжеств.

На голове – корона, знак царственного происхождения. Она возложена на распущенные волосы, подчеркивающие девственность святой. В правой руке  Крест, символ защиты веры, знак мученичества и победы над врагом. Левая рука - с открытой ладонью в молитвенном жесте поднята для принятия Божьей благодати.

Классический образ святой - икона «Великомученица Екатерина» с двенадцатью житийными клеймами из Синайского монастыря, относящаяся к началу XIII века. Икона была главной святыней монастыря и находилась непосредственно перед мощами св. Екатерины.

Святая Екатерина. Икона из Синайского монастыря. XIII век

Икона ярко освещалась лампадами и подсвечниками, стоящими перед образом. Света было так много, что было понятно: святая должна была восприниматься как источник света. От мощей исходило благоухание, они постоянно мироточили. Основной пафос иконы, который передает иконописец, святая - столп непоколебимой веры и света.

В среднике иконы - вытянутый силуэт, вписанный в длинный прямоугольник. Двенадцать клейм с сюжетами из жизни святой располагаются на периферии, являясь рамкой и не отвлекая внимание от центрального образа.

Зауженные и вытянутые формы клейм, удлиненная фигура святой, обилие свободного пространства вокруг фигуры подчеркивают вертикальную ориентацию и направленность святой к Вечному и Небесному.

Пластика великомученицы практически отсутствует, здесь нет богатых драпировок, подчеркивающих ее фигуру. Наоборот, она максимально скрыта. Основную роль в образе играет цвет: яркий, лаконичный, гладкий, без переливов и пробелов.

В одежде святой доминирует темно-синий и красный, цвета Неба и мученичества, Вечности и царственности. В таких цветах изображаются только Спаситель и Богородица,. Обилие красного и синего в клеймах усиливает акцент мученичества и Вечной жизни. Маленькие ножки и небольшие руки создают эффект зыбкого покачивания фигуры как пламени свечи на золотистом фоне иконы.

Двенадцать клейм иконы делятся на четыре группы. Их открывает верхний ряд, состоящий из трех сюжетов (слева направо): первый – явление Екатерине ангела перед диспутом с философами и потом – в темнице.

Второй - явление Екатерины перед императором, совершающим языческое жертвоприношение как главный жрец; третий – приведение Екатерины на допрос к императору.

Левый ряд клейм Синайской иконы св. Екатерины

Правый ряд клейм Синайской иконы св. Екатерины

Везде св. Екатерина узнаваема по царственной и богато украшенной драгоценными камнями лоратной одежде в сине-красных цветах, короне на голове и нимбом золотистых цветов.

Ее одежда мало отличается от императорской, что подчеркивает ее царственность.

Правый ряд клейм (сверху вниз) показывает, как разворачивались отношения святой с философами и риторами.

Первое клеймо – Екатерина вступает в диспут; второе – философы склоняются перед победительницей и третье –  сожжение философов в печи.

Левый ряд показывает сцены пыток святой и обращение ею в христианство императрицы Августы и военачальника Порфирия.

Верхнее клеймо  левого ряда – избиение св. Екатерины; второе – поклонение императрицы Екатерине в темнице; третье – разговор с Порфирием (в центре) в присутствии императора.

Нижний ряд житийных сцен рассказывает о последних днях великомученицы. Слева – пытки святой на колесе; в середине – ее последний спор с императором и заступничество императрицы; в последней - сцена казни святой и императрицы Августы, хотя произошла она накануне смерти Екатерины.

Нижний ряд клейм Синайской иконы св. Екатерины

Клейма расположены не последовательно в соответствии с житием. Так явление ангела было не до, а после разговора с императором, но иконописец хочет подчеркнуть параллель с Богородицей и двенадцатью основными праздниками, которые начинаются с Благовещения Богородице.

Кроме того, здесь выбраны те моменты жития св. Екатерины, выделяющие ее достоинства и мужество, которые в совокупности составляют единый цикл похвалы великомученице.

Одно из житий св. Екатерины рассказывает, что перед смертью, видя сколько женщин оплакивают ее и сопереживают, святая стала молиться и благодарить Господа за дарованную ей силу и терпение, а также просила, чтобы Он услышал всех, кто молился за нее, и даровал им все земные блага.

Еще просила она Иисуса, чтобы всем, кто помянет ее имя в час исхода души от тела, отпустить грехи. Поэтому св. Екатерина и считается молитвенницей за народ и заступницей при исходе души.

На этот сюжет написана одна из самых известных русских икон с 18 житийными клеймами, где святая со свитком и в молитвенном жесте обращается ко Господу. Перед ней на коленях стоит народ, за спиной - воин с мечом, готовый исполнить приказ императора. Эта икона особенно почиталась в народной среде и часто ее можно было видеть в домах.

Моление вмц. Екатерины о народе, с житием. Икона. 30-40-е гг. XVI в.

Спустя четыре века появился другой образ великомученицы. Элементы нового образа накапливались постепенно, появляясь сначала в разных картинах западноевропейских художников, но собраны были воедино в новом иконографическом типе критскими мастерами.

Среди них наиболее известна икона 1612 года, выполненная Иеремией Палладасом, и получившая название «Великомученица Екатерина на троне». Икона выполнена уже в католических традициях, далеко отстоящих от византийско-православной лаконичности.

Она больше похожа на картину: святая восседает на троне как царица, ее плащ богато расшит красочными узорами с орлами и подбит горностаевым мехом, что является отличительным признаком королевских особ.

Волосы уже не распущены, а убраны по моде того времени в сеточку, на голове - королевская корона, значительно отличающаяся по форме и украшениям от византийской, символизирующая не только царственность, но и мученичество.

Мастер Виктор. Св. Екатерина на троне. Вторая половина 17 в. Крит. Византийский музей

Святая развернута влево в сторону Распятия на длинном древке, которое она держит в левой руке. Оно тоже символизирует мученичество. Рука опирается на колесо - орудие ее пыток. Хитон святой ярко-красного цвета мучеников.

Хитон перехвачен лентами-лорами, уложенными в виде креста и украшенными разноцветными камнями, как полагается византийским царям и императорам. Ее сапожки и подушечка напоминают Богородичные, подчеркивающие связь святой Екатерины с Девой Марией.

В правой руке Екатерина держит пальмовую ветвь – символ смерти. На заднем плане слева ангелы, полагающие тело святой на горе Синай, справа гора с молящейся за великомученицу Богородицей ("Знамение"). Икона светится золотом Царства Небесного.

В иконографии этого типа акценты сделаны на множестве деталей из земной жизни великомученицы, на разных символах смерти и мучений, которые в православной иконе выведены в клейма. О земном рассказывают и окружающие ее книги, подчеркивающие ученость св. Екатерины.

Святая Екатерина на троне.

Христианскую мудрость олицетворяет раскрытое Писание, лежащее перед ней на аналое справа, а книги древних философов, поэтов, врачей и некоторые приборы (циркуль, глобус, чернильница) символизируют светскую мудрость Екатерины.

Эта иконография получила очень широкое распространение и ее чаще всего можно встретить в росписях и иконах святой в последующие века (XVII-XVIII). Известны также образы Екатерины, напоминающие великомученицу на троне, но только выполненные в рост, но тоже с колесом и пальмовой ветвью, символами мучений и смерти.

Наконец, в XVIII веке складывается последний иконографический тип святой «Мистическое обручение великомученицы Екатерины». Он сложился под влиянием западноевропейской живописи и склонности католичества к визионерству и видениям. Этот иконографический тип меньше всего напоминает икону. Он ближе к религиозной живописи с ее красивостью и множеством деталей интерьера.

Святая Екатерина. Вторая четверть XVIII века

На картине в верхнем левом углу изображена Богородица с Младенцем Иисусом на коленях, одевающим кольцо на правую руку Екатерины в знак небесного обручения Екатерины Себе в невесту. В левой она держит пальмовую ветвь, олицетворяющую смерть и свиток со своей предсмертной молитвой. Есть иконы этого типа, где святая опирается на колесо, орудие своих будущих мучений.

На иконе великомученица выглядит царевной, словно сошедшей со страниц книг народных сказок: расписной яркими  зелеными цветами хитон, красный королевский плащ на меху из горностая, богатая корона, а на заднем плане - Синайский монастырь, в котором покоятся мощи святой.

Святая Екатерина. Православная икона

В православии икона святой вмц. Екатерины выполняется по строгим канонам иконописи. Она изображается с крестом в правой руке и поднятой кверху открытой ладонью левой или со свитком предсмертной молитвы.

Голова покрыта белым платом в знак чистоты и целомудрия. Ее венчает корона, украшенная камнями, но простая по форме. Одежда выполнена в классических сине-красных цветах древних образов святой Екатерины.

На иконе отсутствуют многочисленные детали, которыми изобилуют католические иконы: они вынесены на периферию в житийные клейма. Икона лаконична, проста, насыщенна символическими цветами, лик святой покоен и сосредоточен.

И последнее. В западном мире святая Екатерина считается покровительницей учащихся, в православии - помощницей при родовспоможении, целительницей и молитвенницей при исходе души.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Святая великомученица Екатерина Александрийская

7 декабря (24 ноября по старому стилю) – день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской, равно почитаемой как Православной, так и Католической церковью.

Святая великомученица Екатерина Александрийская

О жизни Екатерины, как и о жизнях подавляющего большинства мучеников первых веков христианства, нам известно до обидного мало. Жития святых составлялись спустя не одно столетие на основании так называемых мартириев («мученичеств»), которые также писались далеко не по горячим следам. Этот жанр церковной литературы сложился в Византийской империи и сочетал в себе агиографию и беллетристику. Авторы мартириев придерживались определенной сюжетной схемы и главное внимание, разумеется, уделяли мученическому подвигу святых, одновременно обращая внимание на их сны, мысли и переживания. Однако хронология и исторические реалии большинства мартириев настолько размыты или противоречивы, что ученые не считают их серьезными источниками.

Конечно, для верующего человека в житии святого главное не столько его биография, сколько указание на горячую веру, любовь к Господу и готовность отдать за Него жизнь. Это образцы для подражания, нравственные ориентиры. И все же о любимых святых хочется узнать как можно больше. Так что же нам известно о жизни святой Екатерины?

Откуда мы о ней знаем?

Основными источниками жизнеописания святой являются мученичество, приписываемое некому Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, мученичество, составленное Симеоном Метафрастом, три анонимных мартирия, а также «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита. Самое раннее из них относится к VI-VII вв. На их основе позднее были написаны многочисленные агиографические сочинения, посвященные великомученице, причем ее жизнеописание варьировалось, дополнялось новыми деталями (например, описание обручения Екатерины с Небесным Женихом появилось в ее житиях лишь в XIV в.).

Указывается, что Екатерина пострадала за Христа между 305 и 312 гг. Поскольку известно, что на тот момент ей было 18 лет, год ее рождения – между 287 и 294 гг. Место рождения – Александрия Египетская. Считается, что Екатерина происходила из знатного рода, ее отцом называют некого Конста – правителя Александрии. Однако среди римских проконсулов конца III – начала IV вв. человека с таким именем нет. Впрочем, не исключено, что среди предков великомученицы были греческие цари Египта. Греческим является и ее имя – дословно «всегда чистая».

Впрочем, некоторые источники указывают возможное языческое имя Екатерины – Доротея. Достоверных свидетельств этому не обнаружено. Однако Евсевий Кесарийский, современник святой, в своей «Церковной истории» упоминает о безымянной мученице, история которой один в один совпадает с жизнеописанием Екатерины. Кроме того обстоятельства, что неизвестная мученица была не казнена, а отправлена в ссылку. В латинском переводе Руфина Турания эта женщина фигурирует под именем Доротея. Церковный историк XVI в. Цезарь Бароний предполагал, что святая Екатерина действительно могла претерпеть мученическую кончину уже после возвращения из ссылки.

Жизнь Екатерины до обращения

Жизнь Екатерины до крещения подтверждала: можно иметь все, но не быть счастливым человеком. Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование – всем этим она обладала в избытке. Согласно житию, написанному святителем Димитрием Ростовским, Екатерина «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

Родители Екатерины торопились выдать дочь замуж, женихи один за другим просили ее руки, но девушка заявила, что согласиться стать женой лишь того, кто превзойдет ее во всем – в знатности, богатстве, красоте и уме. Вряд ли это было проявлением гордыни, скорее всего, умная девица понимала, что неравный брак не принесет ей счастья, и предпочла сохранить себя в чистоте девства.

Мистическое обручение святой Екатерины. Пармиджанино, 1503-1540

Мистическое обручение святой Екатерины

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами святого крещения.

Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце.

Свидетельница веры

Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 г. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан.

Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась в дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкость победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа.

Мученичество

Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Двенадцать дней голубь приносил ей пищу, а затем явился Сам Христос в окружении ангелов, чтобы укрепить ее перед предстоящими мучениями.

Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, вместе с военачальником Порфирием и отрядом солдат ночью тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа.

Специально для устрашения Екатерины было изготовлено орудие пытки: на ось насадили четыре деревянных колеса, утыканных железными остриями. Вращаясь в разные стороны, колеса должны были растерзать тело стоящей между ними мученицы, которая осталась тверда и не отказалась от Христа. Житие рассказывает о том, как невидимая сила разрушила это сооружение, колеса разлетелись в разные стороны, убив немало зевак, пришедших поглазеть на казнь.

Изображение святой Екатерины с колесом

После этого жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили. Императрица известна нам как мученица Августа, хотя это не имя, а лишь титул супруги августа. Однако этот факт – еще одно указание на императора Максимина, поскольку Максенций не был августом, а жена Максимиана Евтропия благополучно пережила мужа.

Нечестивый император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее своей наложницей или даже законной супругой. Максимин действительно славился крайней степенью распутства, а Екатерина оставалась прекрасной даже после всех истязаний. Мученица с возмущением отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом.

С молитвой положила Екатерина голову на плаху, и из раны вместо крови потекло молоко. По преданию, тело мученицы было отнесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая.

Почитание

Три века спустя монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там нетленные останки святой Екатерины – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре католикона -главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения.

Синай. Монастырь святой Екатерины

Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных образцов.

Впервые память святой Екатерины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. Ее гимнография восходит к IX в. Именно тогда преподобный Феофан Никейский и монах по имени Вавил создали в честь великомученицы Екатерины несколько замечательных песнопений, которые и поныне поются в день ее преставления. Также преподобный Феофан написал в честь великомученицы канон, краегранесие которого гласит: «Екатерину приснопамятную песньми пою…»

Тропарь святой великомученице Екатерине

Добродетельми яко лучами солнечными просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто блаженная Екатерине; желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со ангелы предстояще, за ны молися, творящия пречестную память твою.

Кондак святой великомученице Екатерине

Лик честный Божественно мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши.

Читайте также:

www.pravmir.ru

Икона Екатерина, в житии

Реставрация: Реставрирована в 1968 году в ВХНРЦ Т.В. Давыдовой

Размер: 134 х 106,5 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера.

Персоналии: Вмц. Екатерина

Уточняющая датировка: 16 в. Вторая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовой с клеймами

Поступила в музей в 1931 году. Вероятно, икона святой Екатерины первоначально находилась в посвященной мученице деревянной монастырской церкви, о существовании которой нам известно из "Летописи Горицкого монастыря", составленной в конце XIX - начале XX века. В 1611 году на средства инокини Марфы, бывшей царицы Марии Нагой (последней жены Ивана Грозного), был возведен каменный придел Воскресенского собора во имя великомученицы Екатерины и царевича Димитрия. По Описи Горицкого монастыря 1661 года, нам известны две иконы святой Екатерины. Одна из них находилась в самом Воскресенском соборе: "Против левого крылоса в стоящем киоте образ святые мученицы Екатерины обложен серебром золоченым басмянным, венец, сканои, да 2 цаты сканные золочены с финифты, в руце крест сребрян". Другая была в приделе "на правой стороне царских дверей образ настоящей святыя мученицы Екатерины в деянии на вохре, коруна низана жемчюгом, цата серебрена золочена бас-мянна. У того образа в прикладе 5 крестов сребряных, один в них золочен, двои серги сребряны, одне двойчатки. Да внов в привесе у того ж образа крест сребрян да серги двойчатки сребряные золочены" (Опись Горицкого монастыря 1661 года 1994. С. 267, 171). Два образа в Воскресенском соборе вновь упоминаются в летописи Горицкого монастыря конца XIX - начала XX века: "Св. великомученицы Екатерины, с изображением ея страданий, эта икона, по преданию, дар царя Иоанна Грозного", и в приделе великомученицы Екатерины и царевича Димитрия: "...также замечателен по своей древности образ св. великомученицы Екатерины с изображением ея страданий". Вероятно, публикуемая икона - та, что находилась с начала XVII века в приделе Воскресенского собора, куда была перенесена из деревянной церкви. Великомученица Екатерина - дочь Ксантоса, правителя Александрии Египетской, жила на рубеже III-IV веков. Став христианкой, она обличала в приверженности язычеству правителя Максимина, за что была подвергнута тяжким мучениям. Под влиянием Екатерины христианами стали сорок ученых мужей, которые не смогли победить ее в споре, жена правителя - Августа, а также военачальник Порфирий. После казни святой ангелы перенесли ее мощи на Синайскую гору. В начале IV века придворным писателем при дворе императора Константина Евсевием была описана жизнь Екатерины, в X веке на основании этого описания Симеон Метафраст составил ее житие. Изображения св. Екатерины в древнерусском искусстве известны с домонгольского времени, однако житийные иконы великомученицы появляются на Руси лишь в XVI столетии. В среднике иконы из Горицкого монастыря святая представлена в полный рост, в царских одеждах. Она облачена в зеленую далматику, украшенную лором - золотой каймой, унизанной драгоценными камнями, и красный плащ. В правой руке святая держит крест, а в левой - развернутый свиток, текст которого утрачен. В верхней части средника изображено, как два ангела возлагают на голову Екатерины венец - символ мученичества. Вокруг средника располагаются 16 житийных клейм. Необычна схема их размещения. В первом верхнем ряду они идут по порядку слева направо, строго следуя хронологии Жития. Боковые же клейма располагаются справа налево. В нижнем ряду казнь царицы Августы, которая произошла раньше казни св. Екатерины, помещена в последнем клейме. Состав клейм (клейма пронумерованы в соответствии с житийной хронологией): 1. Св. Екатерина и женихи. 2. Обличение св. Екатериной царя Максимина в языческом храме. 3. Обличение св. Екатериной царя Максимина во дворце. 4. Царь Максимин приказывает привести св. Екатерину на суд. 5. Явление св. Екатерине в темнице архангела Михаила. 6. Обращение языческих ученых в христианство. 7. Избиение св. Екатерины воловьими жилами. 8. Заключение св. Екатерины в темницу. 9. Царица Августа и военачальник Порфирий в темнице у св. Екатерины. 10. Явление св. Екатерине Иисуса Христа с силами небесными. 11. Св. Екатерина вновь приведена к царю Максимину. 12. Сокрушение ангелом колес смерти. 13. Казнь царицы Августы. 14. Св. Екатерину ведут на казнь. 15. Казнь св. Екатерины. 16. Перенесение ангелами мощей св. Екатерины на Синайскую гору

Образ отличается темным колоритом, построенным на сочетании красно-коричневых и зеленых тонов. Среди немногочисленных украшений выделяется тонкий, исполненный золотом растительный орнамент, отделяющий средник от клейм. Архитектурные фоны и горки в клеймах переданы достаточно просто, без детальной прорисовки. Судя по стилю и колориту, икона могла быть создана во второй половине XVI века среднерусским мастером. Возможно, она была вложена кем-то из представителей царской фамилии, так как во времена Ивана IV святая пользовалась большим почитанием.

icons.pstgu.ru


Смотрите также