Высшее настроение Шрилы Прабхупады. Ч1

Опубликовано: апреля - 22 - 2015

Высшее настроение Шрилы Прабхупады. Ч1

Шрила Прабхупада находится в наивысшей из рас

Шьямарани даси

Часть 1.1

Мои публичные извинения

Каюсь и сожалею

Прошу всех вайшнавов, читающих эту статью, принять мои почтительные поклоны.

Вся слава Шри Гуру и Гауранге!

Я хочу публично извиниться. Я прошу прощения за то, что я забыла о том, что сделала когда-то, еще в 1970 году. Но вчера я вспомнила об этом. Я всегда считала, что должным образом прославляю Шрилу Прабхупаду, но основывая свои заявления на абсолютно неправильном понимании, я совершила большую глупость. Я была молода. Я не понимала, что говорю, когда заявила, что Шрила Прабхупада не был в линии бхагават-парампары, не был в линии своего гуру, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

В 1970 году я написала, что у моего божественного Гуру Махараджа, Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами Махараджа духовный образ (сиддха-деха) мальчика-пастушка и в этом образе он помогает Шри Кришне на Голоке Вриндавана. Эту концепцию я проповедовала в семидесятые годы.

Я верила в то, что это правда, иными словами, я сама отклонилась от истинного пути и помогала в этом сотням и тысячам моих духовных братьев и сестер в ИСККОН, до тех пор, пока не встретила моего шикша-гуру Шрилу Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа. Он даровал мне и тысячам других удачливых душ милость Прабхупады. Он раскрыл нам истинную славу Прабхупады как великого рупануга-ачарьи, последователя и проповедника истинной миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, которую открыл для всех Шрила Рупа Госвами, и как гопи, которая служит Шримати Радхарани под руководством Шри Рупы Манджари.

Я очень раскаиваюсь в том, что совершила столь грубую ошибку, и в то же самое время мне очень жаль, что книга «О, мой друг», цель которой заключается в распространении того же недоразумения, цитирует мою глупую и грубую ошибку, преподнося это, как свидетельство, чтоб доказать свою теорию.

В начале 2000-х под руководством Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа и с помощью старших вайшнавов я написала статью, опровергающую ложную информацию на эту тему, размещенную в интернете. И сейчас, после того, как я услышала и увидела, что мое имя (Джадурани даси) и мои ошибочные заявления были процитированы в книге «О, мой друг», я очень огорчилась. Поэтому я отредактировала ту статью со ссылками на высказывания из книги «О, мой друг». И в своем глубоком раскаянии я хотела бы предоставить эту статью читателю.

Стремящаяся стать слугой каждого, Шьямарани даси.

Часть 1.2

Шрила Прабхупада находится в наивысшей из рас

Эта статья представляет собой ответ на книгу «О, мой лучший друг», в которой авторы высказывают идею, что наш Шрила Прибхупада, Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж находится со Шри Кришной в сакхья-расе, а именно является прия-нарма-сакхой, мальчиком-пастушком, ближайшим другом Кришны. Доказательства, приводимые в данной статье, говорят о том, что Шрила Прабхупада, так же как и его предшественники в рупануга-парампаре, вовсе не является мальчиком-пастушком. На самом деле он находится в мадхурья-расе. Он наставлял нас собственным примером, который находится в полном соответствии с принципами матхурья-расы данными в линии Шрилы Рупы Госвами. Это становится очевидно если внимательно изучить его произведения и устные высказывания, а также работы других наших ачарьев.

Хотя тему данной статьи обычно не принято обсуждать публично, мы делаем это по просьбе старших вайшнавов, чтобы не было заблуждений относительно положения Шрилы Прабхупады и его слава и миссия были бы оценены в полной мере. Недопонимание его положения влечет за собой недооценку его миссии.

Начиная с семидесятых годов и на протяжении многих лет я тоже говорила, что Шрила Прабхупада является сакхой, мальчиком-пастушком, не сознавая, что тем самым я не признаю его как члена его бхагаватпарампары. Я пребывала в заблуждении относительно его онтологического положения до тех пор, пока не встретила Шрилу Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа, который раскрыл славу Прабхупады во всей полноте.

Доступ в Радха-Кришна лилу

Шрила Прабхупада поведал об играх Шри Шри Радхи и Кришны в таких книгах, как «Шри Чайтанья-чаритамрита», «Источник вечного наслаждения», «Нектар преданности», «Нектар наставлений» и др., если бы он был мальчиком-пастушком, даже таким близким как прия-нарма-сакха, он бы не обладал полным пониманием Радха-Кришна-лилы и не дал бы ясного понимания этой лилы своим последователям. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит следующее, подтверждая эту мысль («Ч.-ч.», Мадхья, 8.201-3):

радха-кришнера лила эи ати гудхатара
дасйа-ватсалйади-бхаве на хайа гочара

 

сабе эка сакхи-ганера ихан адхикара
сакхи хаите хайа эи лилара вистара

 

сакхи вина эи лила пушта нахи хайа
сакхи лила вистарийа, сакхи асвадайа

 

«Описанные мною лилы Радхи и Кришны исключительно сокровенны. Они не доступны пониманию тех спутников Господа, что находятся в дасья, сакхья и ватсалья-расе. Эти игры всецело зависят от сакхи – юных служанок Шримати Радхики и развиваются лишь благодаря их участию. Только сакхи, будучи полноценными носителями маха-бхавы, имеют право изведать вкус этих лил и принять в них участие».

По стопам служанок-помощниц

Шрила Прабхупада хотел привести своих последователей обратно к Богу и служил божественной лиле Радхи и Кришне. Чтобы помочь им обрести это служение, он дал несколько песен. В 1970 он дал им песню Туласи-арати, которая начинается со слов «намо, намо туласи кришна прейаси». В этой песне бхакты молят: «Я хочу, чтобы ты даровала мне также возможность жить в кунджах Вриндавана, и тогда я смогу всегда наблюдать прекрасные игры Шри Радхи и Кришны. Я молю о том, чтобы стать последователем девушек-пастушек Враджа. Пожалуйста, одари меня преданным служением и сделай своей близкой служанкой».

В 1966 Шрила Прабхупада дал своим ученикам Шри Гурваштаку, молитву Шрилы Вишванатхи Тхакура, которую они поют по сей день. В шестом стихе «никунджа-йуно рати-кели-сиддхйай», описывается, что духовный учитель очень дорог Кришне, потому что «он искусно помогает гопи в том, чтобы в совершенстве устроить любовные игры Шри Радхи и Кришны в кунджах Вриндавана». Каждое утро он начинал свою лекцию по «Шримад-Бхагаватам» с песни «джайа-радха-мадхава кунджабихари, джайа гопи джана валлабха-гири-вара-дхари – «Кришна – возлюбленный Радхи. Он являет множество любовных игр в кунджах Вриндавана. Возлюбленный гопи Он поднял Говардхан». Мальчики-пастушки не поют таких песен. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что лишь идя по стопам гопи можно служить в кунджах Враджа (радха-кришна-кунджасева). Это говорили как Шри Чайтанья Махапрабху так и Шри Рая Рамананда («Ч.-ч.», Мадхья, 8.204-205).

сакхи вина эи лилайа анйера нахи гати
сакхи-бхаве йе танре каре анугати
радха-кришна-кунджасева-садхйа сеи пайа
сеи садхйа паите ара нахика упайа

«Без помощи гопи невозможно войти в эти игры. Только тот, кто поклоняется Господу в настроении гопи, идя по их стопам, может быть вовлечен в служение Шри Шри Радха-Кришны в кунджах Вриндавана. Только тогда он поймет любовь Радхи и Кришны, иного способа это понять не существует».

Комментарий Бхактиведанты Свами:

«Вернуться домой, назад к Богу, можно лишь благодаря преданному служению, но каждый в служении Господу обладает своим настроением. Один человек больше склонен служить Господу в качестве слуги (дасья-раса), другой – в качестве друга (сакхья-раса) или родителя (ватсалья-раса), но, ни одно из этих настроений не позволяет служить Господу в мадхурья-расе. Чтоб обрести это служение нужно идти по стопам гопи, испытывая сакхи-бхаву. Только тогда человек сможет постичь трансцендентный вкус мадхурья-расы».

Также: «Наивысшего совершенства в преданном служении – Шри Радха-кунды на Голоке Вриндаване – можно достичь, приняв прибежище помощницы гопи или манджари: «Живые существа, которые хотят вернуться домой, в трансцендентное царство Бога, на Голоку Вриндавана, обретя свое духовное тело (сиддха-деху), должны жить на Радха-кунде, принять прибежище у ближайших служанок Шри Радхи и под их руководством постоянно служить Ей… Человеку следует регулярно омываться в Радха-кунде и отказаться от всех материальных представлений, приняв прибежище Шри Радхи и Ее служанок. Тот, кто посвящает этому всю жизнь, оставив тело, вернется к Богу служить Шри Радхе именно так, как он думал об этом, живя на берегах Радха-кунды. Таким образом, жить на берегах Радха-кунды и ежедневно омываться в ней – это наивысшее совершенство преданного служения» («Нектар наставлений», текст 11, комментарий).

Раса-лила Шри Кришны

Процесс, который Шрила Прабхупада принес в западный мир, позволяет его последователям войти в раса-лилу Кришны и служить в ней. В эту лилу войти могут только гопи. Следующие цитаты раскрывают истинную цель, которую он преследовал:

«Это спонтанно; это жизнь. И это наша истинная жизнь в духовном мире… «Веданта» говорит, что Бог – анандамайа, полон блаженства. Мы – частицы Бога; мы обладаем этим же качеством. Анандамайо’бхйасат. Весь наш процесс заключается в том, чтобы присоединиться к верховному анандамайе, Кришне в Его групповом танце. Это сделает нас по-настоящему счастливыми» (Лекция Шрилы Прабхупады в Лос-Анджелесе, 13 февраля, 1969 г.).

В книге «Песни ачарьев-вайшнавов», изданная в ИСККОНе включает комментарий Шрилы Прабхупады к песне «Нитай-пада-камала»: «До тех пор, пока ты не примешь прибежище в тени лотосных стоп Нитьянанды… радха-кришна паите наи… Будет очень трудно приблизиться к Радха-Кришне. Это движение сознания Кришны позволяет приблизиться к Радха-Кришне, общаться с Верховным Господом в Его раса-лиле, дарующей наивысшее блаженство. Такова цель сознания Кришны. Поэтому Нароттама дас Тхакур советует: «Если вы действительно хотите войти в групповой танец Радха-Кришны, примите прибежище лотосных стоп Нитьянанды».

Шрила Прабхупада не стал бы обещать своим последователям, что дарует им отношения с Кришной, которыми сам не обладает и потому не способен дать. «Пока человек сам не практикует преданное служение, он не может учить этому других. Несомненно, это подтверждается повсюду в «Гите» и «Бхагаватам». («Ч.-ч.», Ади, 3.21).

Рупануга-бхакти и манджари-бхава

Шрила Прабхупада является строгим последователем Шрилы Рупы Госвами. В начале своего вступления к «Нектару наставлений» он пишет: «Движение сознания Кришны осуществляется под руководством Шрилы Рупы Госвами. Гаудия-вайшнавы или бенгальские вайшнавы, являются последователями Шри Чайтаньи Махапрабху, прямыми последователями которого были шесть Госвами Вриндавана. Поэтому Шрила Нароттама дас Тхакур пел:

рупа-рагхунатха-паде хоибе акути

кабе хама буджхабо се йугала-пирити

«Поняв литературу Госвами, я смогу понять трансцендентные любовные игры Радхи и Кришны».

Шри Чайтанья Махапрабху нисшел, чтобы даровать человечеству благословение, которое заключается в науке о Кришне. Вершиной всех деяний Господа Кришны являются Его любовные игры с гопи. Шри Чайтанья Махапрабху нисшел в настроении Шримати Радхарани, лучшей из гопи. Поэтому, чтобы понять миссию Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и идти по Его стопам, следует очень серьезно идти по стопам шести Госвами – Шри Рупы, Санатаны, Бхатты Рагхунатхи, Шри Дживы, Гопала Бхатты и Даса Рагхунатхи.

Книга «О, мой друг» утверждает, что Гауридас Пандит (спутник Господа Нитьянанды) находился в сакхья-расе, поэтому Прабхупада тоже должен быть в сакхья-расе. Там говориться, что хотя Гауридас Пандит и его ученик Хридой Чайтанья находились в сакхья-расе, ученик Хридой Чайтаньи Шьямананда Прабху, вкушал мадхурья-расу. Вывод, который делается в этой книге, что бхакта в сакхья-расе может дать мадхурьярасу своему ученику. Однако, там не упоминается, что согласно нашей бхагават-парампаре, Шьямананда Прабху получал шикшу у Шрилы Дживы Госвами, который находился в мадхурья-расе.

Более того, Гауридас Пандит не принадлежал к линии Шрилы Рупы Госвами. Несомненно, он был вечным спутником Господа, но не рупанугой. В «Гуру-парампара киртане», который мы поем ежедневно, он не упоминается как один из ачарий в линии рупануг.

В своем вступлении к «Нектару преданности» Шрила Прабхупада пишет: «Данное движение сознания Кришны основывается также на авторитете Шрилы Рупы Госвами Прабхупады. Поэтому мы в целом известны как рупануги, последователи Шрилы Рупы Госвами Прабхупады». Это также отражается в пранамамантрах Шрилы Бхатисиддханты Сарасвати Прабхупады: мадхурйоджджвала-премадхйа-шри-рупануга бхактида, шри-гаура-каруна-шакти-виграхайа намо’сту те – «И снова я кланяюсь Шриле Сарасвати Тхакуру – воплощению милости Шри Гауранги – который, будучи последователем Шри Рупы Манджари, одаривает уджджвала – мадхурья-расой, сокровищем мадхурья-премы».

Уннатоджджвала-раса, или мадхурйаджджвала-раса – это дар принесенный Шри Чайтаньей Махапрабху. Это дар всех ачарий, строго придерживающихся линии Шрилы Рупы Госвами. Этот дар Махапрабху не давали никакие предшествующие ачарьи или воплощения Господа. Махапрабху – это Сам Кришна, Он пришел в этот мир по двум причинам: вкусить славу любви Шримати Радхарани и вовлечь дживы в божественное служение Ей (см. «Ч.-ч.», Ади, 4.15-16). Следующий стих, приведенный в «Чайтанья-чаритамрите (Ади, 1.4), цитируется из «Видагдха-мадхавы» Шрилы Рупы Госвами.

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

«Пусть верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи деви, озарит Своим появлением самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что еще не давало ни одно из воплощений Господа – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Ее доверенной служанки, манджарибхаву».

Последнюю часть этого стиха можно перевести также как «то, что не давало еще ни одно воплощение Господа – манджари-бхаву, служение Шримати Радхике в качестве Ее близкой служанки». В «Чайтанья-чаритамрите» говорится: «По своей природе Шримати Радхарани подобна лиане любви к Богу, ветвями, цветами и листьями которой являются гопи» (Мадхья, 8.210). Опираясь на эту же аналогию в своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите», Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает толкование фразы сва-бхакти-шрийам. Это толкование приводит далее Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж: «Так что же Он пришел дать? Уннатоджджвала-раса сва-бхакти-шрийам. Здесь основной смысл содержится в заключительных словах сва-бхакти-шрийам. Сва означает «собственный». Собственное бхакти. Чья именно собственная? Шримати Радхики. Бхакти Кришны означает бхакти Радхики, потому что Радхика – олицетворение бхакти Кришны. Шри Кришна хотел почувствовать то, что составляет суть высшей преданности Ему, то есть любовь Радхики, и хотел даровать достойным дживам Свою бхакти-шриям. Сва означает Радхика. Бхакти означает бхакти Радхики, и шри означает шобха, красота. Шри Чайтанья Махапрабху хотел дать красоту уннатоджджвала-расы Шримати Радхики.

Следующий пример поможет нам это понять. Представьте лиану. Без листьев плодов и цветов в ней нет красоты. Она покрыта листьями, на каждой ее веточке благоухают цветы. На ней есть также манджари и сладкие красноватые, розоватые или золотистые плоды. Кукушки всегда едят эти плоды и сладко поют, стоит ветерку поиграть с лианой как все ее листья начинают радостно танцевать, и тогда манджари тоже счастливо танцуют. В этом заключается вся красота лианы. Если на лиане нет ни листьев, ни плодов, ни манджари, ветер не будет играть с ее ветвями, это не принесет ему удовольствия. Если мы видим, что лиана играет с ветром, то ее листья качаются, постоянно танцуя, и в этом заключается вся ее красота. Подобным же образом Шри Чайтанья Махапрабху хотел дать красоту уннатоджджвала-расы Шримати Радхики. Лиана символизирует Саму Шримати Радхику. А в чем заключается ее красота? В сакхи Шримати Радхики.

Шри Чайтанья Махапрабху нисшел только ради уннатоджджвала-расы. Что это такое? Это настроение гопи в служении Кришне, а именно настроение Шримати Радхики. Не думайте, что использовать слово гопи означает сахаджия. Если бы это было так, то Шрила Кришнадас Кавирадж (автор «Чайтанья-чаритамриты»), Шрила Рупа Госвами (автор этой шлоки) и Шри Чайтанья Махапрабху (живое воплощение «Чайтанья-чаритамриты») – все были бы сахаджиями, потому что этот стих – вступительная молитва и основной стих «Чайтанья-чаритамриты». Уннатоджджвала-раса бывает двух видов: настроение Шримати Радхики и гопи, таких как Лалита, Вишакха, Читра и другие, а также настроение палья-даси, настроение служанок Шримати Радхики. Палья-даси Шримати Радхики не хотят служить Кришне, когда Радхики нет рядом с Ним. Если Кришна один и зовет их, они не придут к Нему, они не хотят лично наслаждаться обществом Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху принес настроение таких служанок, как Рупа Манджари и Лаванга Манджари, в их служении Шримати Радхике и Кришне. Настроение Шримати Радхики дать невозможно, это исключительно Ее собственность. Кришна в полной мере прочувствовал три Ее настроения, приняв образ Шри Чайтаньи Махапрабху («Ч.-ч.», Ади, 1.6).

Блаженство, которое Шримати Радхика испытывает в служении Кришне, когда видит Его, никому передать невозможно, но настроение служанок гопи даровать можно. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху пришел дать это настроение служения Шримати Радхике, то есть предпочтение служению Ей, чем Кришне, но в конце концов служение Им обоим. До прихода Чайтаньи Махапрабху было много вайшнава-ачарий таких как Шри Рамануджа и Шри Мадхвачарья. Приходили такие воплощения Господа, как Господь Рама и Господь Нарисимха. Все Они давали что-то особенное миру, но только не эту прему, именуемую бхакти-раса, которую Шри Чайтанья Махапрабху дал через Шрилу Рупу Госвами.

Вокруг Шри Чайтаньи Махапрабху было много великих преданных Его близких спутников, таких как шесть Госвами, Шри Сварупа Дамодара и Шри Рая Рамананда, но эта шлока (шри-чайтанйа-мано-бхиштам…), составлена Шрилой Нароттамой дасом Тхакуром, прославляет именно Шрилу Рупу Госвами. Потому что он – Рупа Манджари, он понимает самые сокровенные желания Господа и может дать дживам свое собственное близкое служение Кришне. Шрила Сварупа Дамодара и Шри Рая Рамананда – это Лалита и Вишакха, и ни одно из своих настроений или видов служения они дать никому не могут. Они служат Кришне подобно Шримати Радхике в том смысле, что Кришна наслаждается с ними расой и они имеют собственные непосредственные отношения с Ним.

Шрила Сварупа Дамодара и Шрила Рая Рамананда были шикша-гуру для Шрилы Рупы Госвами. Шри Чайтанья Махапрабху попросил их, так же как Нитьянанду Прабху и других Своих спутников пролить особую милость на Шрилу Рупу Госвами, чтобы тот мог понять сокровенное желание Его сердца и распространить это по всему миру. Все они пролили на Шрилу Рупу Госвами свою милость, поэтому он смог создать литературу, объясняющую глубокие настроения Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, Шрила Рупа Госвами доставил удовольствие Господу. Никто до него не создавал подобных книг.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж пришел дать эти высочайшие принципы посредством святого имени. Тем, кто к этому был не готов, он дал также ваидхи-бхакти посредством святого имени, но его самым глубоким желанием было дать эту форму кришна-премы… Он был рупануга-вайшнавом последователем Шрилы Рупы Госвами, Рупы Манджари» («Вершина преданности»).

Ученическая преемственность рупануга-вайшнавов

Практически все песни, которые пел Шрила Прабхупада, были написаны ачарьями, имевшими сиддха-деху служанок Шримати Радхарани. Например, «Радха-Кришна прана-мора йугала кишор», в которой описывается сокровенное служение манджари Божественной Чете: «Я украшу темноликого Кришну и златокожую Радхарани сандаловой пастой, благоухающей чувой. Я буду обмахивать Их чамарой и смотреть в Их прекрасные как луна лица…»

Когда Шрила Прабхупада пел «Шат-Госвами-аштаку» он испытывал столь глубокие чувства, что иногда плакал. Будучи последователем шести Госвами он и внешне и внутренне всецело посвятил себя миссии проповеди и в то же время был погружен в настроение служанки-гопи. Стих тйактва турнам ашеша-мандала-пати раскрывает эту истину: «Я почтительно кланяюсь шести Госвами, а именно Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе дасе, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые с легкостью отказались от всякого аристократизма как от чего-то незначительного. Чтобы даровать освобождение страждущим обусловленным душам они стали носить лишь набедренную повязку, как подобает аскетам, но при этом были всегда поглощены сладким вкусом любви гопи к Кришне, постоянно омываясь в волнах этой любви».

Перед тем как наш дорогой Шрила Прабхупада покинул этот мир в ноябре 1977-го года, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж посетил его вместе с Пуджьяпадом Шэшашаи брахмачари. Тогда Шрила Прабхупада слушал, как Шэшашаи поет для него «Шри Рупа-манджари пада». Шрила Нароттама дас Тхакур прославляет лотосные стопы Шри Рупы Манджари как свое самое дорогое сокровище, наивысший объект своего поклонения и садханы, богатство, лучшее украшение своей жизни и саму свою жизнь.

Вся наша гуру-парампара, начиная со Шрилы Мадхавендры Пури до настоящего времени – Шри Сварупа Дамодара, Шри Рая Рамананда и Шрила Рупа Госвами и все его последователи – все сакхи или манджари. Шри Сварупа Дамодара Госвами и Шри Рая Рамананда — Лалита и Вишакха соответственно. Остальные – Шри Рупа Госвами, Шри Рагхунатха дас Госвами и т.д. – манджари. Если бы Шрила Прабхупада был мальчиком-пастушком, он бы не принадлежал к линии Шрилы Рупы Госвами. Те, кто совершают садхану с целью стать сакхами, не имеют отношения к линии Рупы Госвами. Это рагануга-вайшнавы, но не рупануги. Рагануга-бхакти включает все виды взаимоотношений с Кришной, такие как дружба, родительская любовь и супружеская. Сварупа Дамодара и Рамананда Рай также не являются рупануга-бхактами, они не находятся в линии Рупы Госвами. Они – гуру Шрилы Рупы Госвами. В нашей линии, начиная с Рупы Госвами, вся парампара состоит из рупануга-вайшнавов. Поэтому Прабхупада не может быть сакхой.

В «Шри Гаура-ганодеша-дипике» Шрилы Кави Карнапура, большой отрывок из которой Прабхупада приводит в своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лиле, гл. 9-10, приводятся исчерпывающие сведения о том кем являются спутники Господа Чайтаньи в кришна-лиле. Например, Шрила Рупа Госвами – это Шри Рупа Манджари, Шрила Рагхунатха дас Госвами – Рати Манджари, Шрила Джива Госвами – Виласа Манджари, Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами – Раса Манджари, а Шрила Санатана Госвами – Лаванга Манджари. В литературе шести Госвами раскрывается, что Нароттама дас Тхакур – Анувиласа Манджари. В своей «Навадвипа-бхава-таранге» Шрила Бхактивинода Тхакур раскрывает, что он – Камала Манджари.

Мы не знаем ни одного случая, когда бы ачарья в нашей рупануга-линии имел бы иную сварупу и служение, чем его гуру, по стопам которого он идет. Садхаки в сакхья-расе не идут по стопам Рупы Госвами, или Рупы Манджари. Они идут по стопам Субала, который, согласно «Гаура-ганодеша-дипике» был Гауридасом Пандитом в чайтанья-лиле. Гауридас Пандит – рагануга-ачарья в нашей гаудия-вайшнава-сампрадае, но он не находится в линии Шрилы Рупы Госвами.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхара Махарадж также утверждает это (8.10.1981г.): «Наша сампрадая известна как рупануга, мы ясно даем понять, что находимся в мадхурья-расе».

Наш Шрила Прабхупада учит нас идти по стопам гопи: «Обрести это сильное чувство разлуки – в этом заключается учение Господа Чайтаньи и Его прямых учеников, Госвами. Не имея непосредственного общения с Кришной, мы можем общаться с Ним через чувство разлуки, как это делали гопи. Трансцендентный образ Кришны, Его качества, игры и окружение – все тождественны Ему.

Есть девять различных видов преданного служения. Преданное служение Кришне с чувством разлуки поднимает бхакту на высший уровень совершенства, уровень гопи. Это говорится в молитве Шриниваса Ачарьи, посвященной шести Госвами, которые оставили свою службу при дворе и царскую роскошь и пришли во Вриндаван, где стали жить как обыкновенные аскеты, собирая милостыню от двери к двери. Но их переполняло такое чувство разлуки, свойственное гопи, что они каждое мгновение наслаждались трансцендентным блаженством.

Подобным образом, когда Господь Чайтанья жил в Джаганнатха Пури, Он испытывал разлуку с Кришной, как Радхарани. Те, кто принадлежат к мадхва-гаудия-сампрадайе, должны всегда испытывать разлуку с Кришной, поклоняться Его трансцендентному образу и обсуждать Его трансцендентные наставления, игры, качества и окружение. Это поднимет преданного на высочайший уровень совершенства в бхакти. Служить Господу постоянно чувствуя разлуку с Ним, — совершенство сознания Кришны» («Источник вечного наслаждения», гл.35).

Наш Шрила Прабхупада получил дикшу у своего Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Его дикша-мантры включали гопала-мантру, в которой есть слова гопи-джана-валлабхайа-сваха. Это означает: «Я обрел такие же отношения с Кришной как у гопи, то есть Кришна – мой возлюбленный». Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил, что эта мантра – гопи-мантра, то есть мантра, позволяющая обрести настроение гопи. Она предназначена для гопи бхава ашрайа, принятия прибежища у их трансцендентных любовных эмоций. Кама-гаятри также предназначена исключительно для того, чтобы стать гопи. Она не содержит никаких других настроений.

В 1966-ом году Шрила Прабхупада дал преданным ИСККОНа пранама-мантры своего Гуру Махараджа, которые они повторяют по сей день. В этих мантрах говорится о том, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур милостиво раздавал рупануга-бхакти и был нетерпим к идеям, противоречащим учению Шрилы Рупы Госвами. Шрила Сарасвати Тхакур также раскрыл свою сварупу как Наяна Манджари своим нескольким самым близким ученикам. В «Гаудия-патрике» он раскрыл также сварупу Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи как Гуны Манджари. В письме Хамсадуте (16 января, 1969 г.) Шрила Прабхупада ответил на вопрос, касающийся сварупы его Гуру Махараджа: «Положение моего Гуру Махараджа – одна из помощниц манджари».

В 1959г. Шрила Прабхупада получил санньясу у своего почтенного духовного брата Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, который является Винода Манджари в кришна-лиле. Санньяса-мантра Шрилы Прабхупады ничем не отличается от мантры, которую получают все санньяси в линии Шрилы Рупы Госвами. Это гопи-мантра, молитва о том, чтобы стать гопи.

Роль прия-нарма сакх

Особая роль прия-нарма сакх описывается в «Нектаре преданности»: «Есть другие друзья, которые даже еще ближе. Их называют прия-нарма, самые близкие друзья. К ним относятся Субал, Арджуна, Гандхарва, Васанта и Уджджвала.

Подруги Радхарани, гопи как-то говорили об этих самых близких друзьях. Одна гопи обратилась к Радхарани: «Моя дорогая Кришанги (нежная), только посмотри как Субал шепчет Твое послание Кришне на ухо, как он молча кладет Кришне в руку тайное письмо от Шьяма-даси, как он кладет Кришне в рот орехи бетеля, приготовленные Паликой, как он украшает Кришну гирляндой, сделанную Таракой. Знала ли Ты, о подружка, что все эти близкие друзья Кришны всегда заняты в подобном служении Ему?» (Гл. 41).

Эта цитата является еще одним доказательством, что Прабхупада – не прия-нарма сакха. Будучи рупануга-бхактой, Шрила Прабхупада в своей сиддха-шарире служанки Радхики служит Кришне только в связи с Радхикой, не имея отношений ни к каким другим группам гопи. В «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет, что Шьяма-даси – сухрит-пакша гопи, то есть она дружески настроена по отношению к Шримати Радхарани и Ее группе (во главе с Лалитой, Вишакхой и Рупой Манджари), но сама она не принадлежит к этой группе. Палика – татастха-пакша, то есть она нейтральна к группе Шримати Радхики и дружески относится к группе Чандравали, соперницы Шримати Радхарани. Тарака – випакша, то есть она противница Радхики, как и Шримати Чандравали. Приведем далее стих, составленный Шрилой Вишваннатхой Чакраварти Тхакуром:

акхила-расамрита-муртих

прасримара-ручи-руддха-тарака-палих

калита-шйама-лалито

радха-прейан видхур джайати

«Слава Кришне, Верховной Личности Бога! Своей всевозрастающей красотой Он покорил сердца гопи по имени Тарака и Пали и завладел мыслями Шьямы и Лалиты. Он – возлюбленный Шримати Радхарани, старающийся доставить Ей наивысшее удовольствие, и не иссякающий источник блаженства для преданных во всех трансцендентных расах».

[Другой перевод:] «Шри Кришна, освобождающий от всех грехов, дарующий блаженство, воплощающий в Себе наивысшее счастье и вмещающий все расы, всех затмевает Своей славой. Покоряя сердца Тараки и Пали Своей красотой, Он очарован любовью Шьямалы и Лалиты и полностью сражен несравненной любовью Шримати Радхики. Своими непревзойденными достоинствами Он доставляет Ей наивысшее удовольствие».

[Другой перевод:] «Полная луна (Шри Кришна), своими прохладными лучами устраняющая страдания и дарующая счастье, озаряет все вокруг Своими непревзойденными достоинствами и красотой. Эта Луна – само воплощение нектара, полного всех разнообразных вкусов (рас). Своим светом она затмевает скопление звезд (тарака-палих), благосклонно принимает игривые жесты ночи (шйама-лалито) и с наступлением весны с любовью приближается к созвездию Радха (радха-прейан), рядом с которым становится еще прекраснее» (Другими словами, слава Шри Кришны во всей полноте раскрывается только в присутствии Шримати Радхики).

[Другой перевод:] «Слава, слава всемогущему Господу Шри Кришначандре, совершенному воплощению трансцендентного блаженства, проявляющегося в форме двенадцати рас – пяти главных (шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья) и семи дополнительных (смех, изумление, сострадание, гнев, страх, героизм и отвращение)! Сияние Его тела озаряет все стороны света, покоряя сердца ютхешвари, возглавляющих разные группы гопи, а именно Тараки (из числа випакша-гопи, соперничающих со Шримати Радхикой) и Пали (из числа татастха-пакша-гопи, нейтральных к Шримати Радхике). Он считает близкими Себе Шьямалу (из числа сухрит-пакша-гопи, дружественных к Шримати Радхике) и Лалиту (из числа сва-пакша-гопи, самых близких спутниц Радхики) и является возлюбленным Шримати Радхики. Это означает, что Шри Кришначандра, пребывая во власти премы Шримати Радхики, воплощения махабхавы всех ютхешвари, непрестанно жаждет Ее любви» («Б.-р.-с.-б.», с. 18).

Служанка (манджари) Шримати Радхики, будучи свапакшей, то есть находясь в Ее ближайшем окружении, никогда не передаст Кришне гирлянду сделанную Таракой, соперницей Радхики, как это делает Субал согласно приведенному выше стиху из «Нектара преданности».

Однажды один сострадательный преданный дал Шриле Рагхунатхе дасу Госвами молочную сыворотку в чаше из листьев. В своей сиддха-шарире Шри Рагхунатха дас Госвами – это Рати Манджари, одна из лидеров служанок Шримати Радхики. Когда он услышал, что эту сыворотку принесли из сакхи-стхали, обители Чандравали, он тут же выбросил ее. Полностью преданный свамини, Шримати Радхике, он готов был даже побить этого преданного палкой.

Шрила Бхактивинода Тхакур, который в своей сиддха-шарире служит Шримати Радхике как Камала Манджари, пишет в своей книге «Шаранагати», в четвертой песне «Бхакти-пратикула-бхава варджанангикара»:

1

ами то свананда-сукхада-даси

радхика-мадхава чарана-даси

2

дунхара милане ананда кори

дунхара бийоге духкхете мари

3

сакхи-стхали нахи хери найане

декхиле шаибйаке парайе мане

4

йе-йе пратикула чандрара сакхи

пране духкха паи тахаре декхи

5

радхика-кунджа андхара кари

лоите чахе се радхара хари

6

шри-радха-говинда милана-сукха

пратикула-джана на хери мукха

7

радха-пратикула йатека джана

самбхашане кабху на хайа мана

8

бхакативинода шри-радха-чаране

санпечхе парана атиба йатане

  • О, я – жительница свананда-сукхада кунджи и служанка лотосных стоп Радхи и Мадхавы.
  • Я радуюсь встрече Божественной Четы и страдаю, когда Они пребывают в разлуке.
  • Я никогда не смотрю в ту сторону Враджа, где находится сакхи-стхали, обитель Чандравали и ее подруг. Это место напоминает мне острый язык Шайбьи, подруги Чандравали.
  • Мое сердце сжимается от боли, когда я случайно ловлю гордый взгляд Чандравали, потому что все они враждебно относятся к гопи из группы Радхи.
  • Чандравали хочет увести Господа Хари, который принадлежит Радхе, от чего любовная кунджа Радхики погружается во тьму печали.
  • Я никогда не смотрю в лица тех, кто хочет воспрепятствовать радостной встрече Шри Радхи и Говинды.
  • Точно так же я не нахожу никакого удовольствия в беседах с теми, кто принадлежит к группе соперниц Радхи.
  • Бхактивинода вручил свою душу лотосным стопам Шримати Радхарани.

Несмотря на то, что в служении прия-нарма сакх несомненно присутствуют элементы мадхурья-расы, они идут по стопам таких спутников как Субал, а не гопи. Прия-нарма сакхи служат в лиле Радха-Кришны по-своему, и их служение явно отличается от служения манджари.

Служение манджари описывается в песне Шрилы Нароттама даса Тхакура «Радха-Кришна прана мора». На это служение медитируют все ачарьи в нашей линии и обучают этому своих учеников. Это служение присуще только манджари, у которых есть особый доступ в игры Радхи и Кришны. Прия-нарма сакхи могут прикоснуться к махабхаве, но не более того. В «Джайва-дхарме» и «Бхакти-расамрита-синдху» написано, что они могут прикоснуться лишь к незначительному аспекту сакхьи-бхавы (бхавы гопи), но они не могут уподобиться Шри Рупе Манджари, которая способна испытать даже вкус маданакья-махабхавы Шримати Радхики (Вершина махабхавы, недоступная даже Лалите и Вишакхе). Они не могут служить Радхе и Кришне в Их любовных играх в кунджах. Им вход туда закрыт. Субал иногда может что-нибудь принести Кришне в кунджу, но не войти туда и служить. А гопи доступ в кунджу открыт, они могут также там одевать и украшать Радху Кришну. В своей «Вриджа-виласа ставе» (31) Шрила Рагхунатха дас Госвами пишет:

тамбeларпана-пада-мардана-пайоданабхисарадибхир

вриндаранйа-махешварау прийатайайас тошайанти прийах

прана-прешnха-сакхи-кулад апи кила-санкочита бхумиках

кели-бхумишу рупа-манджари-мукхас та дасиках самшрайе

«Я принимаю прибежище у служанок Шримати Радхики, главная из которых Шри Рупа Манджари. В отличие от прана-прештха-сакхи они без смущения совершают любое служение во время сокровенных игр [Радхи и Кришны]. Они бесконечно радуют Шримати Радхику, с любовью предлагая Ей тамбулу, растирая Ей стопы, подавая Ей воду и устраивая для Нее встречи с Кришной».

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме» излагает беседу Шрилы Гопала Гуру Госвами и его ученика Шри Виджая Кумара. Гопал Гуру Госвами велел ученику прийти и поговорить с ним с глазу на глаз, без Враджанатха, потому что Враджанатх был последователем Субала и потому не имел адхикары слушать его мадхурья-катху.

Шрила Прабхупада написал поэму, когда направлялся в Америку в 1966-ом году, в которой он выражает желание поиграть во Вриндаване, из-за чего некоторые стали думать, что он – мальчик-пастушок: «О, дорогой друг, вместе с тобой я снова испытаю огромную радость. Рано утром я буду гулять по пастбищам и полям. Бегая и играя в многочисленных лесах Враджа, я буду кататься по земле в духовном восторге. О, когда же наступит этот день?»

В действительности это также является особенностью уннатоджджвала-расы Шрилы Прабхупады, его изначального положения как гопи. Шримати Радхика тоже так поступает иногда. Бывает, что Она служит Кришне как мать, потому что это чувство также присуще Ей как это говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 8.83-87). Иногда Радхика служит Ему как друг, сакха, и в книгах наших Госвами есть много таких описаний. Иногда Она борется с Кришной, шутит, играет в кости и другие игры, предается с Ним играм в воде. Субалу гораздо труднее одержать победу над Кришной в поединке, чем Шримати Радхике, которая, завязав Свою одежду для борцовского поединка, лишь искоса взглянет на Него, как Он уже теряет сознание. Следовательно, поэма Прабхупады не является доказательством того, что он – мальчик-пастушок.

Преданные, вечно пребывающие в сакхья-расе, в качестве прия-нарма сакх, также как и садхаки, совершающие свой садхана-бхаджан с целью стать прия-нарма сакхами, не идут по стопам гопи, они следуют за Субалом. Это объясняется в «Нектаре преданности»: «Преданный, испытывающий родительскую любовь к Кришне или дружескую должны идти по стопам Нанды Махараджа или Субалы соответственно. Нанда Махарадж воспитывал Кришну, а Субал является Его самым близким другом во Враджа-бхуми».

Шьямарани д.д.

апвббшп 4х185
Кабели, токопроводящие жилы которых заключены в изоляцию из сшитого полиэтилена, обладают целым рядом достоинств. Благодаря этому они смогли занять лидирующие позиции на рынке продукции такого рода. Диапазон их рабочих температур шире, чем у других кабелей. В нормальном режиме допустимая температура составляет 90° С, а при протекании токов короткого замыкания они способны кратковременно выдержать 250° С. Компания «Энергофорум» реализует кабель АПвБбШп 4х185 по оптимальной стоимости.