Шива-таттва – особая таттва

Опубликовано: октября - 18 - 2014

Шива-таттва – особая таттва
Шива-таттва – особая таттва

Шрила Гоур Говинда Свами

Лекция Шрилы Гоур Говинды Махараджа по «Шримад-Бхагаватам» (9.9.7)

дхараишйати те вегам

рудрас тв атма шариринам

йасминн отам идам протам

вишвам шатива тантушу

кширам йатха дадхи викара-вишеша-йогат

санджайате на хи татах притхаг асти хетох

йах шамбхутам апи татха самупайти карйад

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Молоко, смешанное с кислотой, превращается в простоквашу. Тем не менее, простокваша – это то же самое молоко, если мы рассмотрим элементы, из которых она состоит. Подобно этому, Говинда, Верховная Личность Бога, принимает образ Господа Шивы для целей материального творения. Я смиренно склоняюсь к стопам этого Господа Говинды».

Господа Шиву можно назвать Верховным Господом точно так же, как простоквашу можно назвать молоком. Простокваша – это молоко и не молоко в одно и то же время. Для целей материального творения, поддержания и разрушения существуют три образа – Брахма, Вишну и Шива. Господь Шива – это Вишну, который принимает образ, позволяющий Ему соприкасаться с гуной невежества. Гуна невежества является основной гуной, поддерживающей материальный мир. Поэтому в данном стихе Господа Шиву сравнивают с продольной и поперечной нитями, составляющими ткань.

Объяснение Шрилы Гоур Говинды Махараджа: Здесь обсуждается вопрос Шива-таттвы. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Шива – воплощение Господа Вишну, и как Сверхдуша он находится в сердцах всех живых существ. Шива-таттва – это особая таттва. Эта тема обсуждается во многих местах «Шримад-Бхагаватам». В двенадцатой песни (12.13.15) мы находим такое объяснение:

нимана-ганам йатха ганга

деванам ачйуто йатха

вайшнаванам йатха шумбхух

пурананам идам татха

ананта брахманде рудра – садашивера амша

гунаватара тенхо, сарва-дева-аватамса

«Рудра – экспансия Сада-Шивы, появляется в бесчисленных вселенных. Он также и гунаватара (воплощение Господа, ответственное за поддержание функций одной из материальных гун, в данном случае – тамо-гуны) и предводитель всех полубогов в бесчисленных вселенных». В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Существует одиннадцать экспансий Рудры или Господа Шивы. Их имена: Аджайкапат, Ахибрадхна, Вирупакша, Райвата, Хара, Бахурупа, Девашрештха Трйамбака, Савитра, Джаянта, Пинаки и Апараджита. Помимо этих экспансий существует восемь форм Рудры, а именно: земля, вода, воздух, солнце, луна и сома-яджи. Все эти Рудры имеют пять лиц, три глаза и десять рук. Иногда мы встречаем описания, в которых Рудру сравнивают с Брахмой и называют дживой. Но если Рудру называют частичной экспансией Верховной Личности Бога, его сравнивают с Шешой. Поэтому Господь Шива является воплощением Вишну, и, одновременно с этим, в своей способности уничтожать материальное проявление, – одной из джив. Как экспансия Вишну он известен под именем Хара; Хара трансцендентен к материальным гунам. Но, приходя в соприкосновение с гуной невежества, он кажется оскверненным влиянием материи. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам» и в «Брахма-самхите». В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Рудра соприкасается с материальной природой. Когда она находится в нейтральном, непроявленном состоянии. Когда же материальная природа приходит в активное состояние, и гуны начинают взаимодействовать друг с другом, Рудра общается с этой энергией, находясь на некотором расстоянии от нее. В «Брахма-самхите» отношения Вишну и Шивы сравниваются с отношениями молока и простокваши. Молоко превращается в простоквашу путем добавления в него какого-либо кислого вещества, и хотя молоко и простокваша состоят из одних и тех же элементов, они различаются по некоторым свойствам. Подобно этому, хотя Шива неотличен от Вишну, в результате своего участия в процессе разрушения мира, он считается также подвергающимся изменениям. В Пуранах мы находим описание того, что иногда Дурга появляется из голов Брахмы. И иногда – из голов Вишну. Рудра-разрушитель появляется из гнева Господа Санкаршаны, как огонь, призванный уничтожать творение. В «Ваю-Пуране» мы находим описание Садашивы, обитающего на одной из планет Вайкунтхи. Этот Садашива является непосредственной экспансией Кришны. Говорится, что Садашива, известный также, как Шамбху, является экспансией изначального Садашивы (Вишну) с Вайкунтхи, а его супруга, Махамайя является экспансией Рама-деви (Лакшми). Махамайя является матерью материальной природы».

В «Шримад-Бхагаватам» мы находим молитву, которую Маркандея Муни возносит Господу Шиве: «О, Шанкара, ты – пурна, совершенный! Ты исполняешь все желания Твоих преданных, поэтому я молю тебя – исполни и мое желание: даруй мне преданность Кришне и преданность тебе, тому, кто полностью предался Кришне!» В «Шримад-Бхагаватам» (4.30.38) Прачеты молятся Шиве так:

вайам ту сакшад бхагаван бхавасйа

прийасйа сакхйух кшана-сангамена

судушчикитсйасйа бхавасйа мритйор

бхишактамам твадйа гатим гатах сма

камайс тайс тайр хрита-джанах

прападйанте ‘нйа-деватах

там там нийамам астхайа

пракритйа нийатах свайа

 «Те, чей разум осквернен материальными желаниями, принимают покровительство полубогов и поклоняются им, следуя определенным правилам и предписаниям, соответствующим природе этих людей». Человека, прельщенного материальными благами, называют хрита-джнана («потерявшим разум»). В этой связи необходимо отметить, что в Богооткровенных писаниях порой говорится, что Господь Шива неотличен от Верховной Личности Бога. Имеется в виду, что Господь Шива и Господь Вишну так близки друг другу, что никогда не расходятся во мнениях. В сущности же, экале ишваре кришна, пра саба бхритйа: «Единственный верховный владыка – это Кришна, а все остальные – Его преданные или слуги» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.142). Таково истинное положение вещей, и по этому поводу у Господа Шивы и Господа Вишну никогда не возникает разногласий. В священных писаниях нет ни одного места, где бы Господь Шива утверждал, что он равен Господу Вишну. Все это выдумки псевдопреданных Господа Шивы, заявляющих, будто Господь Шива и Господь Вишну неотличны друг от друга. Вайшнава-тантра категорически запрещает делать подобные заявления: йас ту нарайана девам. Господь Вишну неразрывными узами связан с Господом Шивой и Господом Брахмой, которые являются Его верными слугами. Шива-виринчи-нутам. Господь Шива и Господь Брахма почитают Вишну и преклоняются перед Ним. Считать их равными друг другу крайне оскорбительно. Они равны в том смысле, что Господь Вишну – это Верховная Личность Бога, а все остальные – Его вечные слуги».

Вайам ту сакшад бхагаван – это очень важное словосочетание. Частица ту используется тогда, когда есть необходимость подчеркнуть различие; но здесь же говорится прийасйа-сакхйюх – Шива – очень близкий друг Кришны. Встречая подобное словосочетание в шастрах, мы должны понимать, что имеется ввиду. Как, например, в «Гурва-аштаке» говорится: кинту прабхор йах прийа эва тасйа…, здесь есть те же слова – кин ту и прийа – с одной стороны гуру и Ишвара (Господь) неотличны (сакшад-дхаритвена), но с другой стороны – это две личности, их близость определяется близостью их сердец. Также и Шива – с одной стороны, он един с Кришной, но с другой стороны – это две разные личности. Таково положение чистого преданного. В «Бхагавад-сандарбхе» Джива Госвами объясняет: уддха-бхакта шри-гуру шри шивасйата бхагаваташа абхеда-дришти те прийатаматва манйанте – «Шри Гуру и Шива – очень близкие преданные Кришны; они неотличны от Ишвары (абхеда). Они неотличны от Господа, ибо они очень дороги Господу». Когда вайшнавам предоставляется возможность совершить поклонение Шиве, они поклоняются Господу Вишну или Кришне, который присутствует в форме Шивы. Вайшнавы знают: Шива и Кришна неотличны друг от друга. В «Вишну-дхармоттаре» мы встречаем такое описание: Вишваксена, великий преданный Вишну, парама-бхагавата путешествовал по миру. Однажды он сидел в лесу. Рядом находилась деревня. К нему пришел один местный житель и сказал: «Я – сын деревенского старосты. Я – шива-бхакта. К несчастью, сегодня у меня болит голова, и я не могу как следует совершить поклонение моему ишта-девате. Ты – брахман, поэтому, пожалуйста, будь добр соверши пуджу от моего имени». Вишваксена ответил на это: «Я – вишну-бхакта, преданный Вишну. Я совершаю пуджу только Вишну, Кришне или любым вишну-таттвам, таким, как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Я не могу поклоняться Шиве или иным полубогам. Я не могу сделать это даже от имени кого-то другого. Сын деревенского старосты разгневался. Он закричал на Вишваксену: «Что!? Ты не хочешь совершить поклонение моему ишта-девате Шиве!? Тогда я убью тебя!» Он выхватил меч с намерением исполнить свою угрозу, и тогда Вишваксена, желая спасти свою жизнь, сказал: «Хорошо, хорошо! Не гневайся! Я сделаю то, что ты хочешь!» Вишваксена не хотел нарушать свой обет поклонения Вишну; он стал размышлять: «Рудра-дева (Шива) является воплощением тамо-гуны, а Господь Нрисимхадева убивает демонов, которыми управляет тамо-гуна. Дай-ка я стану поклоняться Нрисимхадеву, пребывающему в Рудре! Я буду просить Его изгнать невежество из сердца этого недалекого сына деревенского старосты». Придя к такому заключению, Вишваксена отправился в храм Шивы и стал поклоняться ему, произнося следующую молитву: шри нрисимхайа намаха, шри нрисимхайа намаха… Когда сын старосты услышал это, он был вне себя от ярости: «Что ты делаешь?! Как ты смеешь произносить нрисимха-мантру?! Ты не поклоняешься моему ишта-девате Шиве?!» Он выхватил меч и на этот раз был намерен отрубить голову Вишваксене. Но в это самое мгновение из шива-лингама, вышел Господь Нрисимхадева и отрубил голову самому сыну деревенского старосты, который осмелился оскорбить великого преданного Вишну. В Южной Индии вы можете видеть такое божество – шива-лингам и Нрисимха – Нрисимха выходящий из шива-лингама.

Шива – великий преданный Кришны, Вишну. В «Брахманда-пуране» Господь Шива говорит: «Те, кто хочет видеть меня и Брахму, должны стремиться увидеть Васудеву». Смысл этого высказывания таков: тот, кто знает Васудеву, Кришну, знает Шиву и Брахму. Поэтому Прабхупада объясняет в комментарии: «Шива, Брахма и Вишну не равны». Тот, кто думает иначе и поклоняется им на одном уровне, ошибается. Они равны, но иначе. Их равенство состоит в том, что они – очень близкие друзья, прийасйа сакхйюх. Шива – это севака-бхагаван, ашрайа-бхагаван; он не вишайя-бхагаван. Гуру Бхагаван, Шива и Бхагаван имеют очень близкие отношения друг с другом. Подобные отношения связывают двух друзей или двух влюбленных. Поэтому: гуру-кришна-рупа хона шастрера прамане – так говорит «Чайтанья-чаритамрита».

Садху-гуру-рупе кришна джанмена надийа – «В Надии Кришна появился как садху-гуру, сад-гуру. Это Махапрабху. Хотя Он – Сам Кришна, теперь Он пришел в образе совершенного преданного Кришны». Как и где являет Себя Кришна можно понять из шастр, от садху и гуру. Нужно хорошо понимать, как, когда и с какой целью являет Себя Господь – не имея такого понимания, невозможно продвигаться по пути преданности. Если кто-то будет поклоняться Шиве как сватантра-ишваре, он совершит оскорбление и сойдет с пути бхакти. Вайшнав-садхака должен поклоняться Шиве, прося его о бхакти. Это правильный метод. Но не только садхака должен поклоняться Шиве! Даже гопи – лучшие их совершенных преданных, поклонялись Шиве. Они просили Шиву даровать им Кришну в качестве супруга. Поэтому во Вриндаване поклоняются гопишвара-махадеву. Вайшнавы поклоняются Шиве как маха-бхагавате, лучшему из вайшнавов и благодаря такому поклонению обретают бхакти. Вайшнавы никогда не просят у Шивы ничего материального. Демоны просят Шиву исполнить их материальные желания – они просят даровать им мистические силы, власть, бессмертие и т.д.

_____________________________________________________________________________

(глава из книги Шрилы Гоур Говинды Свами «Бхуванешвар – город Шивы»)