Поминают ли умершего в день его рождения у христиан


Дни особого поминовения усопшего / Православие.Ru

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" — "Да, конечно". — "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Можно ли отмечать день рождения умершего человека

Согласно православным традициям, усопших поминают непосредственно после похорон, а затем на девятый, сороковой день и на годовщину смерти. Многих интересует, можно ли отмечать день рождения умершего человека и каким образом это правильно делать.

Почему нельзя устраивать пышное застолье

Церковь не одобряет празднества дня рождения усопшего в том виде, в каком это традиционно делается для живого человека — с ломящимся от угощений столом и распитием спиртных напитков. Это объясняется прежде всего тем, что душа после смерти покидает тело и отправляется в Царствие Небесное и к бывшему земному существованию она больше не привязана.

Как правильно помянуть умершего в день его рождения

Несмотря на то что нельзя устраивать шумное застолье и приглашать на него всех друзей и родственников, скромно помянуть умершего в кругу близких можно.

Сходить на могилу усопшего

Лучше всего прийти на место захоронения утром или днём, так как сумерки не очень подходят для визита на кладбище.

Детей можно брать с собой только в том случае, если есть полная уверенность, что это не нанесёт им душевной травмы и не расстроит их.

Желательно пригласить с собой служителя церкви, чтобы он помолился за упокой умершего, или самостоятельно прочесть священный текст, взять свечи и возложить на могилу цветы. Стоит учесть, что православие негативно относится к распитию спиртных напитков на месте захоронения, считая это языческими пережитками.

А также нельзя громко разговаривать, смеяться и веселиться — это считается неуважением к покойному. Однако лить слёзы и причитать тоже не будет правильным, так как это доставит душе умершего страдания. Лучше всего вспомнить хорошее и светлое об усопшем человеке, сохраняя спокойствие и умиротворённость.

Посетить храм

В день рождения умершего близкого человека стоит сходить в церковь на литургию, чтобы зажечь свечу за его упокой. В дни официального поминания усопших лучше отстоять всю службу. Молитвы в храме принесут умиротворение душе покойного. А также можно раздать милостыню у церкви или пожертвовать храму от лица почившего.

Устроить скромную поминальную трапезу

В день рождения усопшего обед не должен быть располагающим к чревоугодию. Лучше всего поставить на стол традиционные для семьи блюда, а также фото покойного.

Хорошим жестом будет подать любимую еду умершего родственника, причём собственноручно приготовленную — таким образом выражается почтение к нему.

По православным традициям поминки на день рождения усопшего следует проводить, ориентируясь исключительно на уважение к его душе, без излишеств, всегда помня повод, который собрал вместе близких людей. Это не праздник, а почитание светлой памяти умершего.

11 вопросов о поминовении усопших

Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? На эти и другие вопросы мы попросили ответить иерея Стефана Домусчи, кандидата богословия и философских наук.

№ 1 С усопшими можно говорить, просить их помощи и их молитв?

Как почти во всех вопросах, касающихся загробного мира, однозначного ответа здесь быть не может. Неслучайно преподобный Анастасий Синаит говорит, что человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно. То, что нам полезно, говорит преподобный, Бог нам открыл, и в той мере, в какой полезно.

Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. В стародавнее время Церковь очень четко различала умершего христианина и умершего нехристианина. Человек, который умер, будучи связан со Христом, умер членом Церкви, он хотя и разлучается физически со своими братьями и сестрами, через Христа остается с ними глубоко связан! Когда мы говорим на Пасху, что Христос «смертию смерть попрал», речь идет о том, что Он победил нашу смерть, и физическую тоже, но в первую очередь победил смерть как разлучение души и Бога. Поэтому тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым. И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины.

В этом ключе, естественно, можно было просить молиться и умерших. Мы привыкли просить молитв только у святых, но в древности святыми называли всех членов христианской общины, потому что они род избранный, род священный: апостол Павел пишет, например, святым, находящимся в Коринфе, обращаясь таким образом ко всем христианам Коринфа. Поэтому люди могли просить молитв всех умерших членов общины. Например, в катакомбах находят надписи на надгробиях, в которых люди обращаются к умершим родственникам. На одном из надгробий в древнеримских катакомбах IV века есть просьба от христианина Пектория, чтобы они вспоминали его всякий раз, когда будут смотреть на Христа. Причем ясно, что его родственники были простыми христианами и умерли обычной смертью, не были мучениками.

И в таком смысле, конечно, общение с умершими возможно.

С другой стороны, преподобный Анастасий Синаит говорит, что душа после смерти теряет способность проявлять себя и воспринимать что-либо. То есть человек видит через глаза, слышит через уши, говорит посредством языка и связок, и, соответственно, когда все это умирает, душа не видит, не слышит, не говорит, не общается. Однако далее он разъясняет, что души,– перешедшие в бессмертие, будучи просвещенными Духом Святым, все-таки способны и видеть, и слышать, и молиться за ближних, и проявлять свою любовь. А те, кто не просвещены Духом Святым, находятся в некотором угрызении совести — и больше ничего…

Часто для людей разговор с умершими — это такой психотренинг, психологическая практика, которая помогает человеку успокоиться. Церковь больше поддерживает молитву об умершем, чем «разговор» с ним. Наверное, единственный контекст, в котором такой разговор возможен, это контекст молитв. Для этого человек действительно должен жить духовной жизнью — он должен быть верным членом Церкви.

№ 2 Вешать на стену фотографию усопшего близкого — это православная традиция?

Конечно, вешать портрет в красный угол, рядом с иконами, не стоит. Но мы совершенно спокойно можем вешать портреты родственников где-либо еще в доме — тут не должно быть никакого суеверного страха: усопшие ничего нам сделать не могут, они не могут принести человеку удачу или неудачу. Очевидная польза от такого портрета — молитвенная память: видя фотографию родственника, близкого человека, мы будем вспоминать его и молиться за него. Часто бывает, что человек умирает, теряется из вида и вскоре уходит и из памяти.

spbda/www.flickr.com

№ 3 Говорят: «Усопший стал моим ангелом-хранителем» или «Он мне помогает». Это правильно?

Никакого культа предков, которые охраняют, оберегают, в христианстве нет и в помине — это характерно для многих языческих верований, встречающихся и сегодня. В христианстве есть уважение к предкам, есть молитва за них, но понятия о том, что они охраняют живых, конечно, нет. Помогать своими молитвами, как я уже сказал, усопший может, если он был благочестивым христианином, верным членом Церкви, его любовь не покидает близких, хотя он уже покинул этот мир. Но, конечно, человек не становится никаким ангелом-хранителем.

№ 4 Иногда считают, что, если умер младенец, который не успел пожить, он может вернуться в семью в следующем ребенке. Допустимо так считать?

Никакой реинкарнации Церковь однозначно не допускает. Младенец, который умирает, он у Господа и, конечно, никак не может никуда вернуться. Так что это ошибка.

spbda/www.flickr.com

№ 5 Для самоубийц, людей, умерших некрещеными, или для тех, кто были при жизни ярыми атеистами, — нет никакой надежды на спасение?

Есть люди, которые утверждают уже здесь и сейчас о других, что они погибли, что они не спасутся, а будут в аду, но все же Церковь никогда не отрицала возможности молитвы за всех людей, покинувших этот мир. Есть даже Троицкая родительская суббота, в которую, по словам Василия Великого можно молиться даже о «иже во аде держимих». В этот день, как говорится в первой песне канона, мы молимся о всех«от века почивших», то есть обо всех людях. И это очень важно! Это означает, что Бог милостив, и последний суд —в Его руках, мы не имеем никакого права его предвосхищать и утверждать, спасется такой-то человек или погибнет.

Преподобному Силуану Афонскому была открыта такая «формула»: держи свой ум во аде и не отчаивайся. Мы можем сомневаться в своем спасении, но надеяться на него, а о том, что касается спасения других людей, апостол Павел прямо пишет в Послании к Коринфянам: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4:5). Мы не знаем отношений конкретного человека с Богом — как можно судить о том, спасен он или нет? В конце концов, у многих святых есть уверенность в том, что людей, которые не смогли при жизни услышать вести Христовой или услышали ее в искаженном виде, Господь будет судить не так, как тех, кто слышал Евангелие в полноте. Так что надежда всегда есть! И надежда, как говорит Писание, не постыжает (Рим 5:5).

№ 6 Узнаем ли мы друг друга после смерти, сохраним ли родственные связи, ведь Христос сказал: «Там не будут ни жениться, ни выходить замуж»?

Христос не говорит, что не будет родственных привязанностей, — не стоит Ему приписывать того, что Он не имел в виду. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что муж и жена будут знать, что они муж и жена, но семейных отношений, супружеских отношений больше не будет: супруги будут любить друг друга, и совместно возрастать в любви к Господу. Поэтому неправы те, кто утверждает, что за гробом мы друг друга не узнаем, никому ни до кого не будет дела. Когда Христос говорит, что там уже не женятся и не выходят замуж, это означает, что люди уже не создают новых семей, не рожают детей, не живут такой бытовой семейной жизнью, к какой мы привыкли здесь. Это очевидно, на то оно и Царствие Небесное — совершенно иное состояние, а не просто какой-то очередной этап земного существования.

О наших телах после воскресения апостол Павел пишет, что они будут такими, какое было тело у Христа по его воскресении. Из этого иногда делают вывод, что мы все будем 33-летними… Да, мы знаем, каковы будут свойства нашего тела — как у тела Христова, но про возраст ничего нельзя сказать, нет такого однозначного церковного учения об этом! Хотя бы потому, что несложно представить себе, как воскреснет в 33-летнем теле 80-летний старик, но как, например, в этом возрасте воскреснет абортированный младенец, не сформировавшийся ни телесно, ни как личность?.. Мы не знаем.

Если вы посмотрите на святоотеческие творения, то почти не увидите в них каких-то подробных описаний загробного мира. Потому что акцент в христианском богословии всегда ставился на другое — на воскресение мертвых и на жизнь будущего века. Зачастую все подробные описания загробного мира мы находим в апокрифах, то есть в книгах неканонических, чей авторитет не абсолютен: «Мытарства блаженной Феодоры», например,— тоже апокриф, благочестивое педагогическое повествование, довольно позднее, которое на определенном уровне церковного сознания полезно, но не является точным, совершенно адекватным изображением того, что будет происходить после смерти.

spbda/www.flickr.com

Поэтому вопросы «Узнаем ли мы друг друга?», «Какого возраста будут наши родные в загробном мире?» и так далее — это вопросы о мире после воскресения мертвых, о Царствии Небесном, а не о загробном мире. А я думаю, что такое пристальное внимание к тому, что будет в Царствии Небесном, это большая ошибка, это неправильно. Православный христианин не должен этим интересоваться, он должен молиться, надеяться на Бога и не выспрашивать у Него, как Он собирается содержать души в Своем Царствии — это все не наше дело! Они у Бога, и Господь знает, где они, — всё, больше ничего не нужно. Это в том числе и вопрос доверия к Богу. Господь милостив, и мы должны понимать, что Он поступит с умершими с любовью и настолько благо по отношению к человеку, насколько это вообще возможно.

Лейбниц в свое время писал, что наш мир —наилучший из миров. То же самое можно сказать и о загробной участи человека: Бог поступит с ним наилучшим образом — настолько, насколько сам человек позволит с собою поступить (тут мы не должны забывать о свободе человека).

№ 7 Как поминать усопших вне храма: обязательно ли читать Псалтирь или можно молиться своими словами?

Молитва всегда очень индивидуальна. Несмотря на то, что есть общее правило, человек по договоренности со священником или по собственному разумению, если священника рядом нет, по собственным силам, по совести, может читать те молитвы, которые считает для себя целесообразными.

Молитвы об усопших есть в любом молитвослове, их можно читать и в церкви, и дома. И, конечно, никто не запрещает молиться своими словами. Традиционно в первые 40 дней читают Псалтирь по усопшему, и есть определенные правила чтения Псалтири — по одной кафизме каждый день, но в то же время человек этими правилами не ограничен! Он спокойно может читать Псалтирь и в другое время, и в том объеме, на который у него есть силы, на церковнославянском языке или на русском — как ему удобно.

Почему читается Псалтирь? Другие книги Ветхого Завета в основном —исторические, где идет повествование, учительные, где записана мудрость житейская, или пророческие, в которых идет разговор о грядущем, напоминание о Суде Божьем и так далее. А Псалтирь — книга молитв, постоянное обращение к Богу в надежде, в вере, в доверии к Нему, в просьбе о спасении. Поэтому, конечно, это самое лучшее чтение и для живого, и для умершего. И, мне кажется, не нужно разделять, читаем ли мы Псалтирь от лица усопшего или от своего лица, даже хотя бы в силу того, что мы, как члены Церкви, едины, и поэтому мы молимся не столько об усопшем, сколько вместе с усопшим.

№ 8 Нужно ли отмечать день рождения умершего человека и день его смерти?

Обычно люди просто заказывают панихиду в этот день и молятся.

Надо отдавать себе отчет в том, что поминки, которые обычно устраивают, имеют двойное значение и историческое происхождение. С одной стороны, к сожалению, часто бывает на поминках, что люди просто употребляют спиртное, начинают смеяться, шутить и просто хорошо проводить время. Повод, по которому люди собрались, теряется, об усопшем уже никто особенно не вспоминает. С другой стороны, у поминок есть глубокие христианские корни: дело в том, что на поминки собирались разные люди, все, кто мог, и знакомые, и незнакомые, и нищие, и богатые — всех людей кормили для того, чтобы они в благодарность за это угощение поминали усопшего, молились о нем. То есть поминки воспринимались как милость от его лица.

spbda/www.flickr.com

№ 9 Люди переживают, что редко приезжают на могилу родного человека. Насколько это важно?

Лучше бы люди переживали не о том, что не получается на кладбище попасть к могиле родного человека, а о том, что не получается молиться искренне за него, не получается стать членом Церкви, причащаться, исповедоваться и в молитве поминать родных! А то, что на кладбище не часто бываем и это повлечет за собой какие-то дурные последствия — это как раз суеверный страх, которого не должно быть.

В отношении к могиле усопшего, к телу усопшего, к сожалению, до сих пор есть элемент язычества: если мы говорим о попытках как-то «задобрить» покойника, позаботиться, чтоб «там у него все было хорошо» и он не беспокоил живых, как очень часто люди думают. Иногда считают, что умерший начинает сниться, что он таким образом сам влияет на это, и люди начинают какие-то ритуалы проводить, чтобы этого больше не было. Это неправильно.

Что касается вообще отношения в Церкви к телам усопших, тут были разные традиции. Мы знаем, что к телам святых у нас особое отношение — их почитают как мощи. Но и к телам простых христиан относятся с почтением и с уважением. Поэтому Православная Церковь не одобряет кремации, хотя и идет навстречу тем, кто иначе поступить не может, — отпевание, панихиду мы все равно служим, вне зависимости от способа погребения.

№ 10 Ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище —грех?

На Пасху надо идти в храм: Пасха — это время празднования победы над смертью!

Одно дело, когда в деревнях и в маленьких поселках сохранилась традиция после ночной Пасхальной службы вместе со священником отправляться на близлежащее кладбище с пением «Христос Воскресе из мертвых!», с кроплением могил святой водой. В этой традиции мы видим желание людей, которые только что побывали на воскресной пасхальной службе, поделиться этой радостью с усопшими — условно, конечно, но все равно это происходит от некоторой переполненности радостью! А другое дело, когда человек просто-напросто променял пасхальную службу на поход на кладбище… Конечно, это глубоко неверно! Как пишет святитель Григорий Богослов: «Пасха по сравнению с остальными праздниками — как солнце по сравнению со звездами», — то есть это величайший праздник, ни с чем не сравнимый, а люди вместо того, чтоб праздновать его, идут на кладбище… Что же для них важнее: воскресший Христос или покойники?

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху —ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.

Самый лучший вариант для посещения кладбищ — это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших. Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!

№ 11 Если человек годами тяжело переживает смерть близкого, как ему преодолеть скорбь и чувство отчаяния?

Скорбь, печаль — это естественно, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, который прослезился на гробе Лазаря, показал нам меру нашей печали. То есть это должна быть именно печаль, грусть о том, что человек жил рядом с нами, а теперь умер, но это не должна быть чрезмерная скорбь, которая, как пишут многие авторы, оскорбляет Бога.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной (т.е. ты сам должен помнить о смерти) и —надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское—говорят именно о воскресении!

Соответственно, если человек скорбит безмерно, то он своей жизнью показывает, что не имеет надежды, что он не до конца надеется на Бога, не верит в Его поддержку, не верит в Его утешение и в итоге, получается, не верит в бессмертие души и воскресение мертвых. Если он не верит, как же Церковь может ему помочь? А если верит, тогда не должен печалиться чрезмерно, и здесь Церковь дает ему утешение. Как пишет апостол Павел: Не хочу же оставить вас, братия,в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (…) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4:13–18).

Записала Валерия Михайлова
На заставке фрагмент фото spbda/www.flickr.com

когда и как правильно поминать умершего

Поминальная суббота, день поминовения покойных, родительская суббота – у данного дня много названий. Смысл же один – поминовение усопших через молитвы, воспоминания, поминальную трапезу. Для каждого христианина поминальный день усопших очень важен и дорог. Он объединяет всех людей, заставляя каждого помолиться за близкого человека.

Поминовение у христиан: происхождение традиции

Декрет об образовании всемирного дня особого поминовения умерших датирован 998 годом. Впервые традиция была введена во Франции. Ее основатель — аббат Одилон Клюнийский. Ее распространение происходило достаточно быстро.

Решение организовать повсеместный для католической церкви поминальный день поминовения всех усопших было вызвано легендой пилигрима. Она гласит о том, как возвращающийся со Святой Земли паломник узнал от отшельника об огромной трещине в скале, ведущей прямо в землю. Мужчина рассказал о страшных звуках, доносящихся оттуда. По его словам, это были стоны умерших. Также он повествовал и о криках дьявола, который досадовал о том, что люди читают молитвы за покойников. Услышав эту историю, Одилон Клюнийский и решил сделать поминовение покойных обязательным для всех православных. 

Интересный факт: Одилон Клюнийский назначил датой дня памяти усопших 2 ноября. Именно этого числа в католической церкви и читают молитву об умерших ежегодно. У христиан же установлено сразу несколько дней почтения покойных.

Индивидуальные дни поминовения покойных

Поминают умерших не только в общепринятые дни (о которых речь пойдет далее). Читать молитвы об усопших близких можно в любой день. Но правильнее всего делать это на:

  • Третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно в этот период (до 40-го дня) умерший держит ответ перед Богом. Его душа находится в стадии перехода от жизни земной к жизни вечной. В эти дни она особо нуждается в помощи (молитве со стороны близких, воспоминаниях о добрых делах умершего и т.д.).
  • Годовщину с даты смерти. Событие ухода души в иной мир по значению не уступает дню рождения тела человека (а для многих православных даже превосходит, ведь когда люди умирают, они переходят в вечную жизнь). Именно поэтому в годовщину смерти необходимо в обязательном порядке помянуть покойного добрым словом.

Церковью не возбраняется ежедневно читать молитву близким людям, ушедшим в вечную жизнь. Помимо индивидуальных дат существуют и общие дни, когда поминание усопших родственниками обязательно.

Вселенский день памяти умерших или родительские субботы

В церковном календаре существуют особые поминальные дни, распространяющиеся на всех христиан. В установленные православной церковью даты совершаются соответствующие панихиды в святых местах. Называются дни вселенскими родительскими субботами. Читать молитву следует не только родителям, но и всем робам божьим, ушедшим в иной мир. Проводить такие поминки можно как в церкви, так и дома.

Мясопустная суббота

Первым календарным днем, когда поминают всех  усопших является мясопустная суббота. В 2019 году она выпадает на 2 марта. Проводятся поминки за 8 дней до великого поста перед главным христианским праздником — Пасхой. Приходится мясопустная суббота на последнюю неделю перед Масленицей. Именно поэтому ее также называют и Малой Масленицей.

Церковные панихиды проводятся по особому уставу. Батюшки, когда поминают умерших, читают молитвенные речи одновременно за всех христиан, начиная от Адама и заканчивая именами, предоставленными в записке прихожанами. Вместе с церковным служителем Бога молятся и пришедшие родственники покойных. Они просят у Господа упокоения души усопшего, отпущения всех его земных грехов.

Существует православная традиция того, как помянуть  усопших в мясопустную субботу.  К основным ее правилам можно отнести:

  • Приготовление блинов. По христианским обычаям, первый испеченный блин хозяйка должна положить у икон, второй — на подоконник, а все остальные — отнести на могилу родственника и раздать их малоимущем либо служителям храма/церкви.
  • Проведение поминального ужина. Вечером хозяйке дома предстоит накрыть богатый стол. Еда может разнообразной, т.к. она еще неограниченна постом. Главное, чтобы на столе было нечетное количество блюд. Желательно, чтобы на столе была кутия.

Перед тем, как поминать покойных за обеденным столом, нужно подготовить место для самих умерших душ. Для этого достаточно лишь отложить в отдельную тарелку понемногу с каждого блюда и налить стакан вина/водки/киселя. Помимо этого, на столе в обязательном порядке должна быть зажжена свеча.

Радоница

После празднования Пасхи (на второй неделе) первым днем памяти всех умерших является Радоница (в 2019 году выпадает на 7 мая). Ее основной смысл — разделение радости от великого праздника с усопшими. В Радоницу принято приходить на могилы родственников как бы с благой вестью — Иисус не умер, он сумел победить смерть и защитить душу каждого человека своим поступком.

В этот праздник (именно так называют эту поминальную дату) христиане посещают кладбище, где и происходит встреча живых и мертвых душ. Здесь близкие вспоминают ушедшего на тот свет раба божьего добрыми словами, поминают его и молятся за его упокоение. Сопровождается поминовение усопших освящением еды (куличей, крашенок, сладостей) и ее предоставлением родным или чужим людям за упокой души (необходимо называть точное имя).

Помните! Не стоит создавать широкие пиршества на могиле покойного. Это говорит о неуважении к миру мертвых. Церковь возбраняет такое поведение.  Кладбище — это место, где необходимо читать молитву об усопших и поминать их.

На Радоницу также принято накрывать обильный поминальный стол дома. Правила его создания не отличаются от уставов, характерных для Мясопустной субботы.

Троицкая вселенская суббота

Не менее значимой поминальной датой в христианстве является Троицкая субботу (в 2019 году выпадает на 15 июня). В вселенскую Троицу принято поминать не только родителей и близких родственников, но и всех людей, некогда живущих на земле. Утром верующие посещают литургию, проводимую в церкви. После этого они отправляются на кладбище на могилы родных. Места захоронения принято украшать свежими ветвями и цветами. Это символизирует пробуждение природы и скорейшее становление единого царства.

В православии Радоница является единой  для поминовения всех усопших. Именно поэтому многие прихожане украшают и чужие могилы, отдавая дань каждому рабу божьему. После посещения кладбища верующие отправляются домой, где им предстоит накрыть стол. Для приготовления блюд можно использовать любые продукты (ведь великий пост уже позади). Чтобы правильно поминать умерших, необходимо отказаться за столом от:

  • пустых разговоров, злословий и сплетен;
  • праздного веселья;
  • алкоголя.

Поминальную трапезу можно проводить как в компании родственников и друзей, так и в одиночку. Главное — не  забыть о поводе застолья и зажечь свечу в память об усопшем.

Дмитриевская суббота

Еще одним днем поминания покойных является Дмитриевская суббота (в 2019 году выпадает на 2 ноября), появление которой связывают с Куликовской битвой и, соответственно, Дмитрием Донским. Ранее в Дмитриевскую субботу провожали осень и готовились к зимним холодам. Согласно поверьям, закончить подготовку необходимо было до наступления Покровов.

В этот день принято в обязательном порядке проводить генеральную уборку всех помещений, посещать кладбище и церковную службу, поминать усопших. По православным традициям обеденный (вечерний) стол должен быть устелен новой льняной скатертью. Пища на нем должна быть  поминальной (кутия, блины с разными начинками, пироги).

Частные поминальные дни

К особым дням поминовения относятся и частные поминальные даты, приуроченные к великим историческим событиям и связывающие большое количество сторонников православия. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • 9 мая — дата, когда день поминовения усопших посвящен всем жертвам Великой Отечественной Войны;
  • 22 июня — день памяти и скорби, связанный с нападением фашисткой Германии на СССР;
  • 11 сентября — день скорби павших православных воинов.

В эти даты необязательно сопровождать поминание походом на кладбище и в церковь. Достаточно будет помянуть погибших родителей, родственников, знакомых добрыми словами и чистыми мыслями за обедом или ужином.

Особенности поминания умерших в родительские субботы

Православные христиане, чтущие свои традиции и обязанности, несмотря на то, в какие дни они поминают усопших, соблюдают целый ряд правил. Большинство уставов являются общими и подходят для всех вселенских суббот. Изучить их несложно. Главное — подходить к данному процессу с душой и пониманием. Необходимо осознавать, что поминание умерших — это наш долг. Каждому стороннику православия известно, что при втором пришествии все, чье тело погибло, а душа осталась жива, воскреснут. Именно поэтому богослужители просят верующих молиться о своих родителях и близких людях, спасая тем самым их душу и очищая ее от земных грехов. И совершать молитвенные обряды следует не только на годовщины со дня смерти, но и во все вселенские субботы (а лучше — чаще).

Чтобы быть услышанным Господом, необходимо знать о том, как правильно поминать усопших, и стремиться к полному соблюдению основных уставов проведения поминок. Касается это как поведения на церковной службе, так и совершения поминального обряда дома.

Церковные поминальные службы

Далеко не все верующие знают, как правильно в церкви поминать усопших и что необходимо нести в храм. Ответить на вопрос непросто, так как данный процесс имеет сразу несколько нюансов:

  • Имя усопшего. Перед непосредственным началом поминальной службы пришедшему необходимо записать на листке имена усопших и подать записку богослужителю.
  • Свечи и молитва. После того, как записка отдана, необходимо поставить свечу за упокой души умершего. Устанавливаются поминальные свечи на панихидный столик.
  • Молитва. Во время богослужения от прихожан требуется лишь одно — искренне молиться за усопших близких.
  • Совершение блага. В память об усопших принято творить добро и оставлять нуждающимся милостыню (деньгами или продуктами).

Приносить же в храм следует постную еду и кагор. Она раскладывается на отдельном столе, расположенном недалеко от панихидной подставки. Приносить крепкие спиртные напитки (коньяк, водка) нельзя. В церкви можно также заказать и индивидуальную панихиду об усопшем.

Заупокойные молитвы дома

Если возможности посещения церкви нет, необходимо помянуть душу близкого человека дома. Умерший нуждается лишь в нашей молитве и памяти. Ему неважны материальные блага и большие яства. Чтобы правильно почтить его душу, достаточно лишь веровать и уметь молиться. Молитва — неотъемлемое звено самостоятельного поминовения. В молитвеннике представлено большое разнообразие поминальных слов. Произносить их необходимо искренне, от души, обдумывая истинный смысл произносимого. Правильно делать это перед иконой с саженной рядом свечой.

Поминать близкого следует и за столом. Для этого следует создать для раба божьего отдельное блюдо с едой и стакан с напитком. Во вселенские родительские субботы все души, потерявшие свое тело, возвращаются к близким людям. Поэтому так важно уделить им в эти дни свое внимание.

Особенности поминального стола

Перед тем, как поминать усопших за поминальным домашним столом, в обязательном порядке следует прочитать краткий чин панихиды. При отсутствии слов такового можно прочесть «Отче наш». Только после этого все пришедшие на обед приступают к трапезе. Первым блюдом, которое можно вкусить, является кутия. Она должна быть освещена в церкви. Если такой возможности не было, необходимо сбрызнуть блюдо святой водой.

При проведении поминок рекомендуется воздержаться от употребления спиртного. Необходимо следить и за тем, чтобы поминальный обед не превращался в шумное застолье. За столом не должны обсуждаться новости, вестись сплетни и пустые беседы. В течение обеда разговоры должны посвящаться добрым делам усопшего. Отметить следует и его положительные качества.

От чего следует отказаться в поминальные дни?

Родительские поминальные субботы не ограничивают православных жесткими рамками поминовения. Единственно, что не рекомендуют делать церковные служители, — это организовывать пиры на кладбище. Могила — это место упокоения души. Здесь не стоит сплетничать, вести пустые разговоры и слишком много пить, есть. Лучше отдать еду нуждающимся. Приходить сюда следует с одной целью — для чтения молитвы и предоставления подати за упокой. Действует этот устав независимо от того, в какой день поминается умерший человек.

Помните, что поминание умершего — это серьезный процесс, требующей искренности и чистоты. Поэтому перед тем, как , стоит освободить свои мысли от дурных помыслов и настроиться на духовную связь с Богом через молитву. Состояние души близкого человека, ушедшего в иной мир, находится именно в наших словах. Поэтому читать поминальные молитвы следует не только после похорон, но и в родительские субботы, а также при любой другой возможности в поминальный день. Особенности того, как нужно поминать усопших, необходимо прививать верующим с раннего возраста.  

Поминовение умерших, Что нужно знать о поминовении и погребении усопших

Третий, девятый и сороковой день; годовщина памяти.

Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших?

Поминовение на Божественной литургии

Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

О поминовении усопших в третий день после смерти повествует предание апостольское. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день, поэтому и нам надо в этот день усиленно Ему молиться, памятуя, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.

Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих».

Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и бескровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих. Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Святой Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно – в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

Преподобный Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души после смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей разнообразные муки нечестивых (грешных) людей, находящихся там в разных отделениях и местах мучений ада, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу. Теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

Что мы можем сделать для умерших после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, то есть ежедневном в течение сорока дней поминовении во время Божественной литургии. По возможности, хорошо заказать сорок обеден, и даже в нескольких храмах.

Если смерть человека случится во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресения обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как в этот период Божественной литургии каждый день не бывает.

Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихид не бывает, ибо Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказывают обедни об усопших, не заказывают панихид. Со вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) уже принимаются, сорокоусты и заказные обедни об упокоении. Этот день называется Радоницей, потому что именно в этот день и мертвым возвещается радость о Воскресении Христовом.

В третий, девятый и сороковой день закажите в церкви обедни об упокоении усопшего (называют его полное имя). Дома, в память о нем, в эти дни собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.

Годовая. День смерти христианина есть день рождения его для новой лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память наших братий по истечении года со дня их кончины, умоляя благоутробие Божие, да милостив будет Господь душам их, да подаст им вожделенное отечество в вечное наследие и сотворит их жителями рая.

Но не только в годовщину смерти следует поминать усопших, но и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили).

В дни их памяти закажите в церкви обедню об их упокоении, помолитесь за них дома, помяните их за своей трапезой.

Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших? Некоторые души, спустя сорок дней, оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (второго пришествия Господа, когда Он будет судить всех живых и мертвых). Но до этого все же возможны, изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв Церкви и творению добрых дел в память об умершем.

Польза молитвы как общественной, так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых и подвижников, в святоотеческих наставлениях.

Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, пребывая в общении с Церковью и с Господом Иисусом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову (Еф. 1: 23; Кол. 1: 18).

Скончавшиеся в правой вере и истинном раскаянии перенесли в иной мир начаток добра, или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца, при благорастворении воздуха.

Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасившим в себе Дух Христов (1Фес. 5: 19), то есть отвергшим веру в Бога, не помогут никакие молитвы еще живущих братий.

Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда за них молятся, а только извлекается добро из прежде положенных ими начал.

Святитель Епифаний поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего».

В альманахе «Странник» (за 1864 год) рассказан такой случай. В одном селе скоропостижно умер дьяк. У него был сын – чиновник. Нечаянная (неожиданная) смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш», – печальный сын, находясь в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник (следующего дня после праздника дня Святого Духа) он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой».

Поминовение на Божественной литургии. Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на Церковь), – все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии.

Было много явлений усопших и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение преставившимся. Умершие в покаянии, хотя и не сумели явить его при жизни, освобождаются от мучений и получают упокоение.

В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых» (о тех, кто в аде содержится).

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию (в дни Богоявления, Святой Пасхи и Пятидесятницы), по освобождении из плена неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни он опять содержался в оковах».

Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5: 7).


Смотрите также