Мощи сергия радонежского где


Преподобный Сергий Радонежский — святыни в Москве Сергиев Посад

Все знают, что мощи преподобного Сергия[5]
Х[5] Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина...
Читать далее... почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре[3]
Х[3] Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее...

в подмосковном Сергиевом Посаде[4]
Х[4] Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
Читать далее.... Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете — не огорчайтесь. В нескольких московских храмах[2]
Х[2] Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района.
Читать далее... есть частицы мощей преподобного Сергия.

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а — от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) — также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру — именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» — Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница — Великая Княгиня Елисавета Феодоровна — вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

В другой московской церкви — храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся — среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

Храм Илии Обыденного

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Источник: Православие и мир

Теги: Храмы преподобного Сергия Радонежского, преподобный Сергий Радонежский

10 Мая 2014

Интересные факты

Учреждение братского кладбища Троицкой обители

23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители…

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

Мощи преподобного Сергия Радонежского. Справка | Персона | КУЛЬТУРА

Мощи Сергия Радонежского являются одной из величайших святынь Русской Церкви.

Мощи великого подвижника были обретены нетленными 5 июля 1422 года, и уже много веков  они хранятся в основанной им Троицкой Лавре. В 1919 году мощи были вскрыты советскими властями и помещены в музей. Перед этим, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев по благословению патриарха Тихона тайно от всех сокрыли голову преподобного. В 1946 году, после того как Лавра вместе со святыми мощами была возвращена церкви, честная глава воссоединилась с телом.

Создатель лавры

Сергий Радонежский, игумен, преподобный, всея России чудотворец, основатель Троице-Сергиевской Лавры родился в 1314 году. При рождении мальчика назвали Варфоломеем. В детстве отроку Варфоломею довелось пережить несколько чудес. Одно из них, встречу с чудесным старцем, который помог Варфоломею освоить грамоту, широко известно, благодаря картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Между прочим, сам художник-передвижник, считал полотно со сценой из жизни Сергия Радонежского, лучим своим творением.

Преподобный Сергий благословляет Д. Донского (Кившенко А.Д.) Фото: Public Domain

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где жил его овдовевший брат Стефан. Варфоломей убедил брата основать пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора. Здесь была построена  небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей же остался в полном одиночестве, и вскоре, когда ему было 23 года, принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия.

Через два-три года к отцу Сергию стали стекаться иноки, образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь. Сергий запретил монахам принимать подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая в этом пример. 

Постепенно слава его росла. В обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие селились по соседству с ней и жертвовали обители своё имущество. В результате терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. 

Троице-Сергиева лавра. Фото: www.russianlook.com

Чудеса Сергия Радонежского

При жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных из окрестных селений и из отдаленных мест. Никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и  советов. 

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода предвидел свою кончину и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

Троице-Сергиева лавра (Лисснер Э., 1907) Фото: Public Domain

«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

25 сентября 1392 Сергий Радонежский  скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены его нетленными мощи. Сергий был причислен к лику святых в 1452 году. 

Кстати, именно у Сергия Радонежского принято просить об успехах в учении. Есть специальная молитва, с которой к святому обращаются учащиеся и их родители.

где находится, фото, история, отзывы

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

Мощи Сергия Радонежского оказались на территории мятежного юго-востока Украины

«МК» публикует список столичных церквей, где все желающие могут приложиться к частицам мощей преподобного

Между тем, реальная возможность прикоснуться к мощам знаменитого Радонежского святителя все же существует. Причем для этого вовсе не обязательно ехать в Сергиев Посад.

Корреспондент «МК» выяснил, где еще, кроме лавры, находятся частицы мощей преподобного Сергия. Сразу несколько таких храмов расположены в Москве.

Когда в 1919 году по решению большевистских властей производилось вскрытие мощей Сергия Радонежского, то в документальных свидетельствах людей, присутствовавших при этом, упоминается в частности, что в раке сохранились «все кости преподобного за исключением ступень». Монахи из числа братии монастыря объяснили, что в прежние времена именно фрагменты костей этой части скелета рассылались в качестве частиц мощей в некоторые храмы Русской Православной Церкви.

Сколько всего таких частиц было отделено, сейчас определить уже невозможно. Нет и полного списка храмов, куда они были направлены.

В настоящее время частицы мощей Сергия Радонежского хранятся в некоторых храмах Москвы. Здесь к ним и могут приложиться все желающие.

Церковь Живоначальной Троицы (2-й Троицкий пер., 6а) неподалеку от станции метро «Цветной бульвар». Здесь расположено московское подворье Троице-Сергиевой лавры. В храме находится икона преподобного с частицей его мощей.

Церковь Илии Обыденного (2-й обыденский пер., 8/8) рядом со станцией метро «Кропоткинская». Здесь также есть икона Сергия с частицей его мощей.

Церковь Святителя Николая в Клённиках (ул. Маросейка, 5) в нескольких шагах от одного из выходов со станции метро «Китай-Город». В храме хранится мощевик с частицей мощей преподобного Сергия.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Крапивенский пер., 4, стр. 2). Ближайшая к храму станция метро «Трубная». Среди чтимых икон – образ Святого Сергия Радонежского с частицей его мощей.

Церковь Спаса Преображения в Песках (Старопесковский пер., 4а) в районе станции метро «Смоленская». Здесь хранится икона преподобного Сергия с частицей мощей.

Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, 2, стр.1), ближайшие станции метро – «Курская» и «Бауманская». Среди святынь храма есть крест-мощевик с частицами мощей нескольких святых, в том числе и Сергия Радонежского.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери в Виноградове (Дмитровское шоссе, 170). Сейчас бывшее село Виноградово стало частью Москвы, доехать сюда можно на автобусе от станций метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево». В годы войны именно в виноградовской церкви под престолом тайно хранилась вывезенная из закрытой лавры голова Сергия Радонежского (об этом «МК» подробно писал в номере от 17 июля). В честь Преподобного освящен один из церковных приделов; здесь находятся частицы мощей этого святого.

х х х

Маленький фрагмент мощей Сергия Радонежского, заключенный в специальный ковчег, находится и на объятом войной юго-востоке Украины – в Донецке, в не так давно построенном храме во имя Козельщанской иконы Божьей Матери.

Кирилл и Мария Радонежские — Википедия

Родители и младенец Варфоломей:
1. Рождение. 2. У колыбели. 3. Крещение.
Фрагмент ярославской иконы середины XVII века «Сергий Радонежский с житием».
Ярославский музей-заповедник

Кири́лл и Мари́я Ра́донежские (ум. 1337) — преподобные Русской православной церкви, родители величайшего подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского.

Кирилл и Мария жили в конце XIII — начале XIV века в Ростовском княжестве, по преданию, владели имением на берегу реки Ишни в 4 км от Ростова. Кирилл был знатным чистокровным русским боярином ростовских князей Константина Борисовича, а после Василия Константиновича, не раз сопровождавшим их в поездках в Золотую Орду. Возможно, близость рода преподобного Сергия по отцу и Вельяминовых объясняется их происхождением от общего предка — варяга Шимона — строителя Успенского собора Киево-Печерского монастыря. О происхождении рода преподобного Сергия от варяга Шимона, помимо косвенных данных, упоминаний семьи боярина Кирилла как Симоновых и т. д., говорит и предание, записанное в середине XIX века краеведом Ростова Великого Александром Яковлевичем Артыновым.

Происхождение Марии неизвестно, хотя можно предполагать её происхождение и от простых русских людей, и от знатных татар, возможно, чингизидов. Муж сестры Марии, переселившийся вместе с Кириллом в Радонеж — Дюдень, из многочисленных тогда в Ростове знатных крещёных татар. Подобно современным кряшенам, браки их обычно заключались внутри их общины, а исключения из этого правила были результатом очень большой любви. Среди переселившихся с боярином Кириллом в Радонеж родственников Марии был и Тормос. В то время прозвища (нехристианские имена) в официальных документах использовались только в отношении христиан из знатных людей. Но возможно, что оба знатных родственника Марии татарского происхождения — не только муж её сестры Дюдень, который не мог бы жениться на сестре Марии, будучи кровным родственником, но и Тормос — не были её кровными родственниками, поэтому и нельзя полностью исключать происхождение Марии из простых русских людей или других этносов Ростовской или Волынской земель.[1][2]

Супруги предпочитали жить не в городе, а на селе, и их дети несмотря на боярское происхождение, росли в трудах и заботах обычных селян, стали мастерами на все руки. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам, молились и вместе ходили в храм, помогали неимущим, принимали странников. Во время беременностей Мария соблюдала пост, избегала мяса, рыбы и молока, питаясь лишь хлебом и растительной пищей. У них были дети Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), Пётр и Анна (Анна упоминается историком Крючковым, в других же источниках Анна — жена Стефана). Согласно житию, когда Мария была в церкви, беременная Варфоломеем, тот трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве. С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо.

Варфоломей, когда ему было около 12 лет, попросил у родителей благословения на монашество, те не возражали, но просили подождать до их смерти. Около 1328 года, по современным данным сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — около 1340 года[2], его родители после обнищания из-за длительного голода в Ростовской земле переселились в Московское княжество — в Радонеж, где жили близ церкви Рождества Христова, куда пригласил родственника боярина Кирилла — иеродиакона Онисима, впоследствии одного из первых учеников Преподобного Сергия в Свято-Троицкой обители — московский тысяцкий Протасий Фёдорович. Кирилл должен был получить поместье, но по старости не мог служить князю, и эту обязанность принял на себя старший сын Стефан.

В конце жизни Кирилл и Мария вместе приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре в 3 км от Радонежа, в то время одновременно мужском и женском. За ними, уже немощными, ухаживал Стефан, также поселившийся в монастыре после смерти своей жены. Умерли в 1337 году (не позже начала 1340 годов) в старости, после болезней, благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети похоронили их в Покровском соборе, где и поныне находятся их мощи, и преподобный Сергий перед принятием важных решений и перед своими опасными в то время из-за разбойников и диких зверей дальними пешими переходами, часто в одиночку, по Русской земле обязательно посещал место их упокоения.

Преподобный Сергий Радонежский перед гробами родителей. Икона XIX века

Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. К XIX веку почитание их распространилось по России, о чём свидетельствуют месяцесловы того времени, к ним шли за исцелением. 3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском соборе Русской православной церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января, а также в соборы Ростовских и Радонежских святых.

Святители
Преподобномученики
Преподобные
  • Сергий, Никон, Дионисий, Михей, Игнатий, Макарий, Иоанникий, Наум, Варфоломей, Стефан, Кирилл и Мария
  • Василий Сухий
  • Максим Грек
  • Даниил Чёрный
  • Андрей Рублёв
  • Епифаний Премудрый
  • Митрофан, Елисей, Иаков, Симон, Илия, Исаакий, Нектарий, Онисим, Иринарх, Дорофей Радонежские
  • Андроник, Савва, Александр и Евфросиния Московские
  • Ферапонт, Кирилл и Мартиниан Белозерские
  • Симон Смоленский
  • Ферапонт Боровенский
  • Афанасий и Феодосий Череповецкие
  • Димитрий Прилуцкий
  • Авраамий Галичский
  • Савва Сторожевский
  • Сильвестр и Павел Обнорские
  • Арсений Комельский
  • Никифор и Никита Боровские
  • Сергий Нуромский
  • Иаков Железноборовский
  • Мефодий Пешношский
  • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие
  • Роман Киржачский
  • Савва, Иаков и Леонтий Стромынские
  • Григорий Голутвинский
  • Стефан Махрищский
  • Евфимий Суздальский
  • Феодор и Павел Ростовские
  • Антоний (Медведев)
  • Варнава Гефсиманский
  • Александр Пересвет
  • Андрей Ослябя
Благоверные

Какие монастыри основал Сергий Радонежский

Мы собрали все (или почти все) сохранившиеся и даже плохо сохранившиеся монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками.

Сергий Радонежский, самый чтимый русский святой, основал за свою жизнь десять монастырей. Многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей. У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины - в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей.

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Ферапонтов монастырь гораздо меньше, но древнее (в нём вообще нет зданий моложе середины XVIIвека), и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО благодаря комплексу фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы (1490-1502).

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы. Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

В Троицком монастыре в 1392 году Сергий и преставился, а тридцать лет спустя были обретены его мощи, к которым потянулся народ. Монастырь рос и хорошел вместе с Россией, пережил в 1408 году разорение ордой Едигея, а в 1608-10 годах – осаду польско-литовским войском пана Сапеги. В 1744 году монастырь получил статус лавры – второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей – около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра. Старейшие храмы – Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую "Троицу". Успенский собор (1559-85) – один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра – это целый город, а также "градооборазующее предприятие" немаленького города Сергиев Посад.

Благовещенский Киржачский монастырь. Киржач, Владимирская область

Порой Сергий покидал Троицкий монастырь на несколько лет, но где бы он ни поселился – возникала новая обитель. Так, в 1358 году на реке Киржач Сергий и его ученик Симон основали Благовещенский монастырь, где остался игуменом другой ученик Роман. Ныне это небольшой уютный женский монастырь на высоком берегу – с одной стороны город Киржач, с другой – бескрайние луга. В центре – белокаменный Благовещенский собор начала XVI века и церковь Всемилостивого Спаса (1656).

Бобренев монастырь. Коломна, Московская область

Один из героев Куликовской битвы Дмитрий Боброк-Волынский приехал в Москву из мест, ныне известных как Западная Украина и сблизился с князем Дмитрием настолько, что они вместе готовили план битвы с Мамаем. Боброку отводилась военная хитрость: когда через 5 часов боя русские начали отступать, его засадный полк ударил в тыл татарской рати, тем самым решив исход сечи. Возвращаясь с победой, Боброк с благословением Сергия основал монастырь у Коломны. Ныне это небольшая уютная обитель в поле между Новорязанским шоссе и Москвой-рекой с собором Рождества Богородицы (1757-90) и другими постройками XIXвека. К монастырю лучше всего пройти из Коломенского кремля по живописнейшему пути через Пятницкие ворота и понтонный мост.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Коломна, Московская область

Большой монастырь на окраине Коломны хорошо виден с железной дороги, привлекая внимание тонкими ложно-готическими башенками ограды (1778), похожими на минареты. Его Сергий основал в 1385 году по просьбе Дмитрия Донского, и оставил игуменом своего ученика Григория. До 1929 года в монастыре был родник, по легенде забивший там, где сказал Сергий. В Средние века обитель была крепостью на дороге в Степь, но большинство нынешних построек, включая Богоявленский собор, относятся к XVIIIвеку.

Свято-Троицкий монастырь, Рязань

Одной из миссий Сергия была своего рода «дипломатия общего авторитета» – он ходил по Руси, примиряя враждующих князей и убеждая их в единстве русского дела. Самым непокорным был Олег Рязанский: с одной стороны, Рязань соперничала с Москвой за лидерство, с другой – была открыта ударам Орды, и потому Олег вёл двойную игру на грани предательства. В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь. Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери "Знамения-Кочемная") веков.

Борисоглебский монастырь. Пос. Борисоглебский (Борисоглеб), Ярославская область

Ещё несколько монастырей Сергий основал как бы "в соавторстве" – не с учениками, а с монахами своего поколения. Например, Борисоглебский в 18 верстах от Ростова, где Сергий родился, – вместе с новгородцами Феодором и Павлом в 1365 году. Позже живший здесь затворник Иринах благословлял Кузьму Минина на защиту Руси. Великолепный архитектурный комплекс сложился в XVI-XVIIвеках, и снаружи, особенно при взгляде на ворота (коих у обители двое), башни или трёхпролётную звонницу, напоминает слегка упрощённый Ростовский кремль. Внутри несколько церквей, в том числе собор Бориса и Глеба 1520-х годов.

Богородице-Рождественский монастырь. Ростов Великий

Эту обитель ученик Преподобного Сергия инок Фёдор основал на родине учителя, и в сказочном пейзаже Ростова она заняла своё место за квартал от кремля. Первую каменную церковь основал митрополит Иона Сысоевич в 1670-ом году. Ныне это большой, но на первый взгляд не слишком зрелищный (тем более на фоне Ростовского кремля!) ансамбль храмов, корпусов и ограды XVII-XIXстолетий. Тем более стоит к нему приблизиться и присмотреться.

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Московская область

После смерти Сергия новый игумен Троицкого монастыря Никон почти сразу ушёл в шестилетний затвор, оставив настоятелем другого Сергиева ученика Савву. Сразу после возвращения Никона в 1398 году Савва ушёл в Звенигород и по просьбе местного князя основал монастырь на горе Сторожка. Как видно из названия, место было стратегическим, и в XV-XVIIвеках монастырь превратился в мощнейшую крепость. Но эту обитель особо чтили русские цари, порой уединявшиеся в ней для молитв и покоя: дорога сюда из Москвы называлась Царский путь, а ныне это не что иное, как Рублёвка. Монастырь стоит в чрезвычайно живописном месте, и за неприступными стенами скрывает образцовый "сказочный город" времён Алексея Михайловича – вычурные палаты, изящные звонницы, кокошники, шатры, изразцы, бело-красная гамма ансамбля. Есть тут даже свой Царский дворец, а также отличный музей. А в центре – маленький белый собор Рождества Богородицы, освящённый в 1405 году, при жизни Саввы-чудотворца.

Николо-Пешношский монастырь. Село Луговое, Дмитровский район, Московская область

Один из красивейших монастырей Подмосковья, основанный в 1361 году Сергиевым учеником Мефодием, оказался незаслуженно забыт – с 1960 года в его стенах обитал психоневрологический интернат, закрытый для посторонних. Внутри скрыты Никольский собор начала XVIвека, очень изящная колокольня, еще несколько храмов и палат. Интернат сейчас в процессе переезда, а храмы – в начале реставрации.

Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологда

Вологодчину называли Северной Фиваидой за обилие уединенных и сказочно красивых монастырей, основанных в годы расцвета Русского Севера – страны купцов, рыбаков и монахов. Прилуцкий монастырь на окраине Вологды своими мощными гранеными башнями похож на кремль куда больше самого Вологодского кремля. Его основатель Дмитрий повстречал Сергия в 1354 году, будучи основателем и игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, и не без влияния Сергиевых идей ушёл на Север, надеясь обрести уединение где-нибудь в лесной глуши. В 1371 году он пришёл в Вологду и построил там большой монастырь, средства на который выделил сам Дмитрий Донской, и все последующие века обитель оставалась одной из богатейших в России. Отсюда Иван Грозный брал святыни в поход на Казань; в Смуту обитель трижды разоряли; в 1812 году сюда эвакуировали реликвии подмосковных монастырей. Главные святыни – икона Дмитрия Прилуцкого с житием и принесенный им же из Переславля Киликийский крест, ныне хранятся в вологодском музее. За мощными стенами 1640-х годов – Спасский собор (1537-42), Введенская церковь с трапезной палатой и крытыми галереями (1623), ряд зданий XVII-XIXвеков, пруд, могила поэта Батюшкова, деревянная Успенская церковь (1519), принесенная 1962 году из закрытого Куштского монастыря – старейший шатровый храм России.

Павло-Обнорский монастырь. Грязовецкий район, Вологодская область

Монастырь в верховьях реки Обноры в Вологодской области основал в 1389 году Сергиев ученик Павел, за плечами которого было 15-летнее затворничество. Он и здесь 3 года прожил один в дупле старой липы... Когда-то Павло-Обнорский монастырь был одним из крупнейших на Руси, но ему особенно не повезло при Советах: погиб Троицкий собор (1510-1515) с иконостасом Дионисия (уцелели 4 иконы, разошедшиеся по музеям), обезглавлена Успенская церковь (1535). В уцелевших постройках находился детский дом, позже пионерлагерь – поэтому и село, где стоит монастырь называется Юношеским. С 1990-х годов обитель возрождается, на месте Троицкого собора построена деревянная часовня с ракой мощей Павла Обнорского.

Воскресенский Обнорский монастырь. Любимовский район, Ярославская область

Небольшой монастырь в глухих лесах на реке Обноре в 20 километрах от городка Любим основал Сергиев ученик Сильвестр, проживший на этом месте много лет в уединении и случайно обнаруженный заблудившимся крестьянином, после чего молва о пустыннике разнеслась, да потянулись туда другие монахи. Монастырь упразднён в 1764 году, сохранились святой источник Сильвестра Обнорского да Воскресенская церковь (1825).

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь. Спас-Нурма, Грязовецкий район, Вологодская область

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь

Ещё один монастырь на реке Нурма в 15 километрах от Павло-Обнорского основал в 1389 году Сергий Нуромский, ученик Сергия Радонежского. Упразднен в 1764, Спасо-Сергиевская церковь в стиле "северного барокко" построена в 1795 уже приходской. Сейчас монастырская жизнь в этом лесной заброшенной обители постепенно возрождается, постройки восстанавливаются.

В калужском Боровске наиболее знаменит, конечно, Пафнутьев монастырь, но его основатель вышел из другого, ныне исчезнувшего Покровского монастыря в предместье Высокое, основанного в 1414 году Сергиевым учеником Никитой, и упразднённого опять же в 1764 году. Осталась лишь деревянная Покровская церковь XVIIвека на монастырском кладбище.

Спасо-Андроников монастырь. Москва

"Совместный проект" Сергия – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Симоновский монастырь, Москва

Другой "совместный проект" – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома

Детище ученика Сергия - старца Никиты – Богоявленский монастырь в Костроме. Не столь известный, как Ипатьевский, он древнее и в самом центре города, а его святыня – Фёдоровская икона Богоматери. Обитель пережила многое, в том числе разорения Иваном Грозным и поляками в Смуту, но фатальным стал пожар 1847 года. В 1863 году храмы и палаты передали женскому Анастасьинскому монастырю. Собор состоит теперь из двух частей: белокаменный старый храм (1559) превратился в алтарь краснокирпичного нового (1864-69) – у этой конструкции 27 главок! На месте угловых башен – Смоленская церковь (1825) и шатровая колокольня. Если удастся заглянуть внутрь – можно увидеть бывшую трапезную (ныне семинарию) XVIIвека и очень красивый настоятельский корпус.

Троице-Сыпанов монастырь. Нерехта, Костромская область

Живописный монастырь на Сыпановом холме в 2 километрах от городка Нерехта основал в 1365 году Сергиев ученик Пахомий – как и многие другие ученики, и сам учитель, он ушёл в леса искать уединения, выкопал келью… и вскоре монастырь вокруг него сложился сам собой. Ныне это по сути просто Троицкая церковь (1675) в ограде (1780) с башнями и часовней – в 1764-1993 годах это и был приходской храм вместо упразднённой обители. А теперь – снова монастырь, женский.

Иаково-Железноборовский монастырь. Село Борок, Буйский район, Костромская область

Село Борок близ города Буй – крупного железнодорожного узла – в старину называлось Железным Борком, так как здесь добывали болотные руды. Основанный Сергиевым учеником Иаковом в 1390 году монастырь сыграл роль в двух русских Смутах: в 1442-м Василий Тёмный сделал его своей "базой" в походе на Дмитрия Шемяку, а в начале XVIIвека тут принял постриг Гришка Отрепьев – будущий Лжедмитрий I. Ныне от обедневшей в XIXвеке обители остались церкви Рождества Богородицы (1757) и Рождества Иоанна Предтечи (1765), колокольня - "карандаш" между ними, ограда и кельи.

Авраамиев Городецкий монастырь. Село Ножкино, Чухломской район, Костромская область

Одним из ярчайших продолжателей Сергиева дела был монах Авраамий, основатель четырех монастырей в глухой галицкой стороне (речь, конечно, не про Галицию, а про Галич Костромской области). Сохранился лишь Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино, где святой упокоился. Храмы видны из Чухломы и с солигаличской дороги за озерной гладью: Покровская и Никольская церкви XVIIвека и собор иконы Божьей Матери "Умиление" с колокольней, построенные Константином Тоном в стиле его московского "шедевра". Руины двух церквей еще одного Авраамиева Новоезерского монастыря сохранились напротив Галича, в селе с ласковым названием Умиление.

Череповецкий Воскресенский монастырь. Череповец

Сложно поверить, что индустриальный гигант Череповец когда-то был тихим купеческим городком, выросшим в XVIIIвеке у монастыря, основанного Сергиевыми учениками Феодосием и Афанасием. Монастырь упразднили в 1764 году, но его Воскресенский собор (1752-56) остаётся старейшим зданием, историческим сердцем Череповца.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кирилловский район

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Кирилло-Белозерский монастырь ныне крупнейший в России, и на площади в 12 гектар размещается полсотни построек, в том числе 10 церквей, из которых лишь две моложе XVIвека. Монастырь так велик, что делится на "районы" – Большой Успенский и Ивановский монастыри слагают Старый город, к которому примыкает обширный и почти пустой Новый город. Все это – под защитой мощнейших стен и неприступных башен, а когда-то в обители была и своя цитадель Острог, служившая также "элитной" тюрьмой. Еще тут множество палат – жилых, учебных, больничных, хозяйственных, также почти сплошь XVI-XVIIстолетий, одну из которых занимает музей икон. В Новом городе – деревянные мельница и очень старая (1485) Ризоположенская церковь из села Бородавы. Добавьте сюда славную историю и красивейшее расположение – и получается одно из самых впечатляющих мест России. Кирилло-Белозерский монастырь дал больше всего "учеников третьего порядка": его иноками были идеолог "нестяжательства" Нил Сорский, основатель Соловецкого монастыря Савватий и другие.

Лужецкий Ферапонтов монастырь. Можайск, Московская область

Белозерский князь Андрей Дмитриевич владел несколькими городами на Руси, в том числе Можайском. В 1408 году он попросил инока Ферапонта основать там монастырь, и Сергиев ученик вернулся в Подмосковье. Ныне Лужецкий монастырь на окраине Можайска – небольшой, но очень цельный ансамбль с собором Рождества Богородицы (1520), ещё парой церквей помоложе и шатровой колокольней за декоративными, но внушительными стенами и башнями.

Успенский Боровенский монастырь. Мосальск, Калужская область

Самый южный монастырь Сергиевых учеников основал тезка «северного» Ферапонта – инок Ферапонт Боровенский. Калужская земля в те времена была неспокойной окраиной, на которую покушались то Литва, то Орда, и уйти сюда жить беззащитному монаху – уже был подвиг. Монастырь, однако, пережил все войны… чтобы закрыться в 1760-е годы. Заложенную в 1740-е Успенскую церковь, одну из красивейших на Юге, освятили уже как приходскую. Ныне она стоит среди полей, заброшенная, но незыблемая, и внутри видны росписи, сделанные украинскими мастерами, в том числе "Всевидящее Око" на сводах.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь. Усть-Вымь, Республика Коми

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь

Стефан Пермский родился в купеческом Великом Устюге в семье батюшки и крещёной зырянки (так в старину называли коми), и в историю вошел тем, что в одиночку присоединил к России целый край – Малую Пермь, страну коми-зырян. Приняв постриг и поселившись в Ростове, Стефан выучился наукам, и не раз беседовал с Сергием Радонежским, перенимая его опыт, а затем вернулся на Север и пошёл за Вычегду. Коми тогда были народом воинственным, с миссионерами их разговор был короткий, но когда они связали Стефана и стали обкладывать хворостом, его спокойствие так потрясло зырян, что они не только пощадили его, но и вняли к его проповедям. Так, обращая в Христову веру село за селом, Стефан дошёл до Усть-Выми – столицы Малой Перми, и там встретился с памой – верховным жрецом. По преданию, исход решило испытание: прикованные друг к другу цепью инок и жрец должны были пройти сквозь горящую избу, нырнуть в прорубь на одном берегу Вычегды и вынырнуть на другом… По сути они шли на верную смерть, и в готовности к ней была суть: пама убоялся, отступил и тем самым спас и Стефана… но враз потерял доверие своего народа. Это было в год Куликовской битвы. На месте капища Стефан построил храм, и ныне в центре Усть-Выми стоит небольшой, но очень ландшафтный монастырь из двух церковок XVIIIвека (и третьей 1990-ых годов) и деревянной монашеской обители, похожей на маленькую крепость. Из двух других монастырей Стефана выросли нынешние Котлас и Сыктывкар.

Высоцкий монастырь. Серпухов, Московская область

Монастырь на окраине Серпухова – одна из главных достопримечательностей древнего города. Его основал в 1374 году местный князь Владимир Храбрый, но для выбора места и его освящения позвал Сергия с учеником Афанасием, который и остался за игумена. Монастырь невелик, но красив: стены с башнями XVIIвека, изящная надвратная колокольня (1831), Зачатьевский собор времен Бориса Годунова и еще несколько церквей и корпусов. Но более всего обитель славится иконой "Неупиваемая Чаша", избавляющей от алкоголизма, наркомании и прочих пагубных пристрастий.

Читайте также:


Смотрите также