Кем крестная приходится крестному


Крёстный родитель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Крёстный оте́цкрёстный»), а также крёстная ма́тькрёстная») — духовный родитель в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крещаемого: кре́стника или кре́стницы. Восприе́мником или восприе́мницей[1] при христианском обряде крещения обозначается человек, который непосредственно принимает крещаемого, вынутого из купели, из рук священника.

Используются также термины «кум» для крёстного отца и «кума» для крёстной матери[2].

Церковные правила предусматривают одного крёстного (того же пола, что и крещаемый), но с XV века в России принято, что крёстных родителей должно быть двое, разного пола [3].

Требования к восприемникам в православии[править | править код]

Не каждый человек может быть допущен к принятию из купели крещаемого. По церковным правилам[4] восприемниками не могут быть:

  1. Родители самого крещаемого и ли́ца, состоящие в кровном родстве (это запрещение не носит безусловно обязательной силы).
  2. Монахи, так как монашеский сан соединяется с полным отречением от мира (исторически монашеские власти и монахи необщежительных монастырей бывают восприемниками[5]).
  3. Не достигшие совершеннолетия.
  4. Иноверцы, причём не только нехристиане, но даже и инославные. В некоторых случаях в прошлом по политическим обстоятельствам допускались восприемники из инославных, но с тем условием, чтобы они читали символ веры так, как он читается в Православной церкви.

Источники расходятся в вопросе, могут ли крёстные отец и мать впоследствии вступить в брак между собой[6]: дореволюционное церковное право этому не препятствовало[7], многие современные источники утверждают обратное[8].

Требования к восприемникам в католицизме[править | править код]

Согласно Кодексу канонического права, восприемниками не могут быть:

  1. Иноверцы (лица, принадлежащие к некатолическим общинам, могут быть только свидетелями, подтверждающими факт преподанного крещения).
  2. Родители крещаемого лица.
  3. Лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста.
  4. Лица, не принявшие миропомазания.
  5. Лица, связанные каноническим наказанием[9].

Кроме того, восприемник назначается при миропомазании (целесообразно, чтобы это был тот же человек, который принял на себя обязанности восприемника при крещении)[10].

В православии[править | править код]

В православии восприемники обязаны[11]:

  • научить крестников обращаться к таинствам церкви (исповедь и причащение),
  • дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря,
  • приучать посещать церковные службы и поститься.

В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги.

В католицизме[править | править код]

Восприемники обязаны:

  • вместе с родителями крестника воспитывать его в вере и практике христианской жизни[12],
  • помогать крестнику исполнять его обязанности как христианина [9].
  1. Чумаков В. Т. восприемник // Словарь употребления буквы «Ё». — 2013
  2. Осадчева О. Л., Кидямкина С. А., Зленко А. А. О терминах родства в русском языке // Русский язык за рубежом. — № 6 . — 2012. — С. 97—102.
  3. Вячеслав Пономарёв. Крёстные родители — восприемники // Справочник православного человека. — Ч. 2. Таинства Православной Церкви. — М.: Даниловский благовестник, 2007. — С. 23. — ISBN 978-5-89101-191-5.
  4. ↑ А. С. Павлов, Курс церковного права. Троице-Сергиева лавра, 1902. С. 312.
  5. ↑ Владимир Ивановский. Русское законодательство XVIII и XIX столетий в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей. Вера и разум. 1904. Т. 1. Харьков, 1904. С. 529.
  6. ↑ Дионисий Свечников. Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться? // Православие и мир, 27 октября 2009 года.
  7. ↑ А. С. Павлов, Курс церковного права. Троице-Сергиева лавра, 1902. С. 312: «если восприемники … настоятельно просят о дозволении им сочетаться браком, то не запрещать».
  8. ↑ Восприемник: почётное право Архивная копия от 28 августа 2012 на Wayback Machine. Православие и современность: «В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой.»
  9. 1 2 Крещение // Кодекс канонического права = Codex iuris canonici (рус.). — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. 353—354. — 1500 экз. — ISBN 9785942420451.
  10. ↑ Миропомазание // Кодекс канонического права = Codex iuris canonici (рус.). — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. 359—360. — 1500 экз. — ISBN 9785942420451.
  11. ↑ Восприемник: почетное право. Православие и современность.
  12. ↑ Катехетическая подготовка // Кодекс канонического права = Codex iuris canonici (рус.). — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. 318. — 1500 экз. — ISBN 9785942420451.

названия, родственные связи, распространенные заблуждения

Собралась молодая пара малыша крестить. И тут же море вопросов: кого в крестные брать? Как крестить? Куда обращаться? Что для этого надо? С вопросами разобрались, дитя окрестили. И теперь новая дилемма: а кем приходится крестный отец отцу ребенка? И крестная мать – матери малыша? Родственниками стали, оно и понятно. Только как называются эти родственники? Сейчас все выясним.

Как выбирают крестных

Хотелось бы попросить прощения у читателей за приведенный рассказ. Его можно было бы назвать смешным, если бы не был таким грустным. Рассказ опубликован в книге священника Ярослава Шипова. И является правдивым.

Приходит в церковь мужичок. Из числа деревенских жителей. С батюшкой ему поговорить надо. Вызвали батюшку из алтаря, а визитер с места в карьер. И вопрос-то у него дикий: можно ли заново окрестить сына. Священник, конечно же, не разрешил. Крестят один раз и на всю жизнь. Но не удержался и спросил: с чем такое решение связано? На что получил ответ: выпивать с нынешними крестными нельзя. Крестная спилась, а крестный – завязал.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что наши уважаемые читатели крестят детей только ради вот таких посиделок. Это полный абсурд. Но давайте задумаемся: как мы выбираем крестных своим детям. Чем руководствуемся?

  1. Во-первых, мы доверяем тем людям, которые должны стать крестными.
  2. Во-вторых, мы знаем: если с нами что-то случится, то крестные малыша не оставят, будут заботиться.
  3. И в третьих, многие крестные помогают материально крестникам. Подарки дорогие покупают, гуляют и развлекают. В общем, снимают с родителей часть расходов.

Ну и люди хорошие, конечно же, выбранные крестные.

Это все так. Только абсолютно не правильный подход. И прежде чем разбираться, кем приходится крестный отец родителям ребенка, давайте выясним: как нужно крестных выбирать.

Чем мы должны руководствоваться

Крестный – это восприемник ребенка перед Богом. И в его задачу входит ответственность за духовное воспитание своего крестника.

Под духовным воспитанием подразумевается вовсе не помощь родителям материально и физически. Нет, этого никто не отменяет и не запрещает. Но основная задача – приучение крестника к вере, воспитание его в лоне церкви. Иными словами, крестный отвечает за духовную жизнь своего приемника. И именно он должен привить крестнику любовь к Богу.

Поэтому, когда мы выбираем крестных, надо обращать внимание на то, чтобы они были верующими людьми. Не просто крещенными, а знакомыми с церковной жизнью изнутри. Иначе, чему могут научить ребенка крестные, которые ни одной молитвы не знают? А на них, между прочим, ложится очень большая ответственность. Отвечать перед Богом будут за своих крестников.

Обязанности крестных перед родителями крестника

Кем приходится крестный отец отцу ребенка? Кумом самым настоящим. Считается, что с момента крещения малыша крестные и кровные родители роднятся. Даже если кровное родство не связывает их.

Это не совсем так. Обязанностей перед родителями, кроме воспитания крестника в вере, крестный не несет. По большому счету помогать им содержать ребенка – не в его компетенции. Отвечать за его духовное развитие – иное дело. А кормить, поить, одевать – задача родителей. Родственниками крестные и кровные родители не становятся. Родство духовное возникает только между восприемником и его подопечным.

Заблуждения о крестных

Кем приходится крестная мать отцу ребенка? Кумой. Что нужно знать о заблуждениях, так или иначе связанных с кумовьями?

  1. Незамужней девушке нельзя крестить девочку. Якобы она ей счастье свое отдает. Все это бред. Конечно, когда у кумы есть муж и дети, она более опытная в житейском плане. И знает, как воспитывать детей. Но она может быть совершенно неподкованной в вере. Равно, как и незамужняя девушка может быть верующей, и привить своей крестнице любовь к Богу.
  2. Такая же ахинея с неженатым парнем. Нельзя ему мальчика крестить, отдает свою судьбу. Не верьте. Это ерунда.
  3. Беременным запрещено становиться крестными. Или ребенок мертвым родится, или крестник умрет. Большей глупости придумать сложно было. Единственный момент, что женщине, готовящейся стать матерью, будет тяжело выделять время на духовное воспитание крестника. Только из-за этого уместнее отказаться от звания крестной.
  4. Если ребенок во время крещения плачет, его Бог не принимает. Откуда пошла эта чушь – неизвестно. Но до сих пор можно столкнуться с данной дикостью. Тетушки и бабушки, находящиеся на крестинах, начинают ахать и причитать. Мол, младенчик у нас плохой раз рыдает взахлеб. Это не младенчик плохой, это у тетушек да бабушек проблемы. Ребенку просто страшно, жарко, мамы рядом нет. Вот он и плачет.
  5. Если с кумой в интимные отношения не вступал – жизнь кончена. Да, бытует такое мнение, что крестные родители просто обязаны переспать друг с другом. Это недопустимо. Крестные родители не имеют права вступать в интимную связь друг с другом, родителями крестника и с самим крестником. Это великий грех, за него от церкви отлучают.

Как готовиться к крестинам?

Кем приходится крестный дочери отцу кровному? Это мы выяснили – кумом. А теперь поговорим о том, как кумовья готовятся к крестинам.

На плечи крестных ложатся следующие обязанности:

  • покупка крестика, крестильной рубашки;
  • оплата крестин;
  • расходы на свечи и прочую атрибутику.

Родители отвечают за праздничный стол. Нужно ли дарить крестным подарки? И должны ли крестные задаривать своего подопечного и его родителей? Это на усмотрение каждого из них. Есть возможность и желание? Почему бы и не подарить подарок.

Перед крестинами будущие восприемники проходят курс обязательных лекций. Сейчас это условие введено почти во всех храмах. Как минимум три лекции придется прослушать.

Как договориться о крестинах

Кум – это тот, кем приходится отец крестника крестному отцу. И он договаривается со священником о крестинах малыша.

Как это сделать? Приходите в храм, желательно в воскресенье. Отстаиваете службу. Нет времени? Тогда приходите к концу службы. Просите за свечным ящиком позвать батюшку. И говорите, что хотите стать крестным, надо ребенка окрестить.

Все остальное расскажет батюшка: когда приходить на огласительные беседы, как вести себя на крещении, какие молитвы выучить перед крестинами.

Это важно

Кем приходится крестный отец отцу ребенка и матери, мы выяснили. А что с крестной делать? Представьте ситуацию: курс лекций прослушали, день крестин назначили. Батюшка ждет, гости собрались. А у будущей крестной мамочки критические дни пришли.

В это время женщине нельзя входить в храм и приступать к каким-либо таинствам. К ним относится и крещение. Поэтому во избежание конфуза заранее загляните в женский календарь. И просите о назначении крестин после того, как пройдет неделя недомогания. По церковным правилам женщина неделю считается нечистой.

И еще: приходите на крестины в юбке или платье. Обязательно должен быть платок на голове. Крестные отцы приходят в брюках. Легкомысленные наряды, типа шорт, под запретом. Должны быть закрыты плечи и руки, поэтому майки – «борцовки» отменяются.

Заключение

Вот мы и поговорили о том, кем приходится крестный отец отцу ребенка. Запомните: крестные родители и кровные родители – кумовья. Крестный отец – это кум. Крестная мать, соответственно, кума.

В материале были разобраны основные заблуждения, связанные с крестными родителями. А также рассказано, как подготовиться к крестинам, каковы действия крестных и какие у них обязательства перед родителями своего приемника.

кем приходится жена крестного если я крестная

никем. "крестные" - это условное, устаревшее обозначение, никакого родства нет.

Тоже кумой. И родители крестника тоже для вас - кум и кума.

Кумой, постольку они женаты

Кумой, возможно и то, не факт)

НИКЕМ! Крестный и крестная - это КУМ и КУМА. И для Родителей крестника и друг для друга. Но все их родственники - никто, ни для кого.

как люди должны называть друг друга если они крестили одного ребенка

и меж собой вы кум и кума

так и называть. вы для всех кумовья кроме крестника

Также кум да кума

И между собой вы кумовья.

Так и называйте-Добрый вечер кум...

кумовья, а друг друга можно по имени называть - ведь вы же теперь родственники

Так же - кумовья, кум и кума.

По имени, но Вам теперь жениться нельзя между собой.

Все равно - кум и кума

!что за кума коль под кумеом не была? Коль под кумом не была значит не кума!" Народная песня.

кум и кума либо по имени

Что за кума коль под кумом не была Раз под кумом не была значит не кума! Ю. Клинских

Вы также кумовья. Это прикольно. У меня теперь 2 кума с кем крестили и папа девочки

Кем приходится крестный отец отцу ребенка: названия, родственные связи, распространенные заблуждения |

Автор ИА РусРегионИнфо На чтение 7 мин. Опубликовано

0

0

Собралась молодая пара малыша крестить. И тут же море вопросов: кого в крестные брать? Как крестить? Куда обращаться? Что для этого надо? С вопросами разобрались, дитя окрестили. И теперь новая дилемма: а кем приходится крестный отец отцу ребенка? И крестная мать – матери малыша? Родственниками стали, оно и понятно. Только как называются эти родственники? Сейчас все выясним.

Как выбирают крестных

Хотелось бы попросить прощения у читателей за приведенный рассказ. Его можно было бы назвать смешным, если бы не был таким грустным. Рассказ опубликован в книге священника Ярослава Шипова. И является правдивым.

Приходит в церковь мужичок. Из числа деревенских жителей. С батюшкой ему поговорить надо. Вызвали батюшку из алтаря, а визитер с места в карьер. И вопрос-то у него дикий: можно ли заново окрестить сына. Священник, конечно же, не разрешил. Крестят один раз и на всю жизнь. Но не удержался и спросил: с чем такое решение связано? На что получил ответ: выпивать с нынешними крестными нельзя. Крестная спилась, а крестный – завязал.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что наши уважаемые читатели крестят детей только ради вот таких посиделок. Это полный абсурд. Но давайте задумаемся: как мы выбираем крестных своим детям. Чем руководствуемся?

  • Во-первых, мы доверяем тем людям, которые должны стать крестными.
  • Во-вторых, мы знаем: если с нами что-то случится, то крестные малыша не оставят, будут заботиться.
  • И в третьих, многие крестные помогают материально крестникам. Подарки дорогие покупают, гуляют и развлекают. В общем, снимают с родителей часть расходов.
  • Ну и люди хорошие, конечно же, выбранные крестные.

    Это все так. Только абсолютно не правильный подход. И прежде чем разбираться, кем приходится крестный отец родителям ребенка, давайте выясним: как нужно крестных выбирать.

    Чем мы должны руководствоваться

    Крестный – это восприемник ребенка перед Богом. И в его задачу входит ответственность за духовное воспитание своего крестника.

    Под духовным воспитанием подразумевается вовсе не помощь родителям материально и физически. Нет, этого никто не отменяет и не запрещает. Но основная задача – приучение крестника к вере, воспитание его в лоне церкви. Иными словами, крестный отвечает за духовную жизнь своего приемника. И именно он должен привить крестнику любовь к Богу.

    Поэтому, когда мы выбираем крестных, надо обращать внимание на то, чтобы они были верующими людьми. Не просто крещенными, а знакомыми с церковной жизнью изнутри. Иначе, чему могут научить ребенка крестные, которые ни одной молитвы не знают? А на них, между прочим, ложится очень большая ответственность. Отвечать перед Богом будут за своих крестников.

    Обязанности крестных перед родителями крестника

    Кем приходится крестный отец отцу ребенка? Кумом самым настоящим. Считается, что с момента крещения малыша крестные и кровные родители роднятся. Даже если кровное родство не связывает их.

    Это не совсем так. Обязанностей перед родителями, кроме воспитания крестника в вере, крестный не несет. По большому счету помогать им содержать ребенка – не в его компетенции. Отвечать за его духовное развитие – иное дело. А кормить, поить, одевать – задача родителей. Родственниками крестные и кровные родители не становятся. Родство духовное возникает только между восприемником и его подопечным.

    Заблуждения о крестных

    Кем приходится крестная мать отцу ребенка? Кумой. Что нужно знать о заблуждениях, так или иначе связанных с кумовьями?

  • Незамужней девушке нельзя крестить девочку. Якобы она ей счастье свое отдает. Все это бред. Конечно, когда у кумы есть муж и дети, она более опытная в житейском плане. И знает, как воспитывать детей. Но она может быть совершенно неподкованной в вере. Равно, как и незамужняя девушка может быть верующей, и привить своей крестнице любовь к Богу.
  • Такая же ахинея с неженатым парнем. Нельзя ему мальчика крестить, отдает свою судьбу. Не верьте. Это ерунда.
  • Беременным запрещено становиться крестными. Или ребенок мертвым родится, или крестник умрет. Большей глупости придумать сложно было. Единственный момент, что женщине, готовящейся стать матерью, будет тяжело выделять время на духовное воспитание крестника. Только из-за этого уместнее отказаться от звания крестной.
  • Если ребенок во время крещения плачет, его Бог не принимает. Откуда пошла эта чушь – неизвестно. Но до сих пор можно столкнуться с данной дикостью. Тетушки и бабушки, находящиеся на крестинах, начинают ахать и причитать. Мол, младенчик у нас плохой раз рыдает взахлеб. Это не младенчик плохой, это у тетушек да бабушек проблемы. Ребенку просто страшно, жарко, мамы рядом нет. Вот он и плачет.
  • Если с кумой в интимные отношения не вступал – жизнь кончена. Да, бытует такое мнение, что крестные родители просто обязаны переспать друг с другом. Это недопустимо. Крестные родители не имеют права вступать в интимную связь друг с другом, родителями крестника и с самим крестником. Это великий грех, за него от церкви отлучают.
  • Как готовиться к крестинам?

    Кем приходится крестный дочери отцу кровному? Это мы выяснили – кумом. А теперь поговорим о том, как кумовья готовятся к крестинам.

    На плечи крестных ложатся следующие обязанности:

    • покупка крестика, крестильной рубашки;
    • оплата крестин;
    • расходы на свечи и прочую атрибутику.

    Родители отвечают за праздничный стол. Нужно ли дарить крестным подарки? И должны ли крестные задаривать своего подопечного и его родителей? Это на усмотрение каждого из них. Есть возможность и желание? Почему бы и не подарить подарок.

    Перед крестинами будущие восприемники проходят курс обязательных лекций. Сейчас это условие введено почти во всех храмах. Как минимум три лекции придется прослушать.

    Как договориться о крестинах

    Кум – это тот, кем приходится отец крестника крестному отцу. И он договаривается со священником о крестинах малыша.

    Как это сделать? Приходите в храм, желательно в воскресенье. Отстаиваете службу. Нет времени? Тогда приходите к концу службы. Просите за свечным ящиком позвать батюшку. И говорите, что хотите стать крестным, надо ребенка окрестить.

    Все остальное расскажет батюшка: когда приходить на огласительные беседы, как вести себя на крещении, какие молитвы выучить перед крестинами.

    Это важно

    Кем приходится крестный отец отцу ребенка и матери, мы выяснили. А что с крестной делать? Представьте ситуацию: курс лекций прослушали, день крестин назначили. Батюшка ждет, гости собрались. А у будущей крестной мамочки критические дни пришли.

    В это время женщине нельзя входить в храм и приступать к каким-либо таинствам. К ним относится и крещение. Поэтому во избежание конфуза заранее загляните в женский календарь. И просите о назначении крестин после того, как пройдет неделя недомогания. По церковным правилам женщина неделю считается нечистой.

    И еще: приходите на крестины в юбке или платье. Обязательно должен быть платок на голове. Крестные отцы приходят в брюках. Легкомысленные наряды, типа шорт, под запретом. Должны быть закрыты плечи и руки, поэтому майки – «борцовки» отменяются.

    Заключение

    Вот мы и поговорили о том, кем приходится крестный отец отцу ребенка. Запомните: крестные родители и кровные родители – кумовья. Крестный отец – это кум. Крестная мать, соответственно, кума.

    В материале были разобраны основные заблуждения, связанные с крестными родителями. А также рассказано, как подготовиться к крестинам, каковы действия крестных и какие у них обязательства перед родителями своего приемника.

    Источник: fb.ru

    Автор публикации

    0 Комментарии: 1Публикации: 55161Регистрация: 28-09-2014

    Кем приходятся крестные родители родителям крестника. Крестные родители

    Если у родителей в предыдущих или последующих браках рождаются дети, они считаются сводными братьями и сестрами. Муж матери, но не отец ее ребенка - отчим. Жена отца, но ребенку не родная мать - мачеха. Неродной сын мужа или жены при очередном браке своего родителя (родительницы) - пасынок, а неродная дочь - падчерица.

    В русском фольклоре о мачехе говорится нелестно: не верили люди, что женщина может любить чужого ребенка, как своего. Не случайно так и растение назвали: мать-и-мачеха. Листья у него сверху гладкие и холодные, а с изнанки - теплые, пушистые. А еще говорят: «Чужая сторона - мачеха».

    При усыновлении или удочерении ребенка называли приемышем. Новые родители - названная мать и названный отец - считали девочку названной дочерью, а мальчика - названным сыном.

    Близкими, но не родными становились посаженные мать и отец - люди, которых приглашали на свадьбу, чтобы заменить родную мать и родного отца жениха и невесты.

    А после того как появлялся в семье новорожденный, ему могла потребоваться мамка, кормилица, - молочная мать. Выкормить - это значило почти породниться с малышом. К детям постарше приставляли дядьку - для ухода и надзора. Такой дядька воспитал кавалерист-девицу Шурочку Азарову в фильме «Гусарская баллада».

    Мужчины могли побрататься, обменявшись нательными крестами и троекратно поцеловавшись. Они становились крестовыми братьями. Братание бывало результатом большой дружбы или спасения жизни в бою. Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестами. Потом подруг так и называли - крестовые, побратимки, названные сестры.

    Духовное родство

    Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын - крестным братом, а оба крестных по отношению к родителям крестника - кумами: он - кум, она - кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крестника и в случае смерти родителей занимали их место. Быть крестным у первого или второго ребенка в семье раньше считалось большой честью.

    Выбирали крестных отца и мать из близких людей: родственников или друзей семьи. В крестные матери не звали беременную: считалось, что крестник умрет. Если в семьях раньше умирали новорожденные или малолетние дети, в кумовья брали первого встречного. Предпочтение отдавалось таким крестным, у которых в живых оставалось много крестников.

    Неженатый мужчина, которому впервые предстояло стать крестным, выбирал для крещения девочку, незамужняя девушка - мальчика. Считалось, что иначе девушка рискует остаться вековухой, а парень - холостяком. Среди крестьян бытовало поверье, что если девушка или парень, которые приглашались в крестные к первому ребенку, старше родителей крестника, то девушка выйдет замуж за вдовца, а парень - за вдову или женщину старше его. Поэтому, соответственно, старались, чтобы кумовья были младше родителей.

    В Петров день (12 июля) кума пекла крестникам пресные пироги с творогом. В прощеный день (последний день перед Великим Постом), по обычаю, кум шел к куме с мыльцем, а она - к нему с пряниками. По канонам православия, крестные не могли вступать в брак друг с другом.

    Словарь родственных отношений

    БАБУШКА, бабка - мать отца или матери, жена деда.

    БРАТ - сын в отношении к другим детям одних родителей.

    БРАТ КРЕСТНЫЙ - сын крестного отца.

    Брат КРЕСТОВЫЙ, брат по кресту, брат названый - лица, обменявшиеся нательными крестами.

    БРАТАН, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.

    БРАТАНИЧ - племянник по брату.

    БРАТАНИХА - жена двоюродного брата.

    Братанна - дочь брата, племянница по брату.

    Брательница - родственница двоюродная или дальняя.

    Братова - жена брата.

    Братыч - сын брата, племянник по брату.

    Вдова - женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа.

    Вдовец - мужчина, не вступивший во второй брак после смерти жены.

    Великая тетка - сестра деда или бабки (двоюродная бабка).

    Великий дядя - брат деда или бабки.

    Ветвь - линия родства.

    Внук - сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы.

    Внучатая двоюродная племянница - внучка двоюродного брата или сестры.

    Внуча

    Крестные и крестники: неформальные отношения

    Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

    История вопроса

    Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.

    Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.

    Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.

    В домах состоятельных римлян жили домашние рабы – прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.

    При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».

    В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.

    Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины – женщина, мужчины – мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.

    Церковные правила (и в полном согласии с ними – гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).

    В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже – недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.

    Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще – родственников.

    Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных – 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки – ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.

    Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

    Свадебный генерал или фея-крестная?

    Крестный или, иначе говоря, восприемник – это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели – поэтому «восприемник».

    Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» – мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов – это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее – эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, – но ребенку этого было явно недостаточно.

    Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все – кроме молитвы – зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома – долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.

    Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей – из церковных и нецерковных семей – ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи – и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

    Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?

    Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально… Летом надо на дачу, зимой – эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье – единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год – это хорошо.

    Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?

    Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую церковь, предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.

    Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней – к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю нашу последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся – и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма – это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.

    Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.

    А она настаивала, говорила: «Вы же мне обещали», предупреждала: «Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра». Спрашивала: «Аня и Федя, а вы читали молитвы?» Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: «Ну как, Федя, ты читал молитвы?» Я говорю: «Да». Она взяла молитвослов и сказала: «Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную». Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.

    А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие – это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. Притом, что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».

    Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

    Подросток

    Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков – им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, – говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна Воспенникова. – Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним – это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».

    Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное – помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна Крылова, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в Церковь. А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».

    Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!

    Крещение в детском доме

    В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно

    Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана Покровская, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».

    Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина Нефедова (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».

    Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

    Ярослав Зверев, Вероника Бузынкина

    Нескучный сад

    Кем мне будет приходится сын моей крёстной мамы?

    Сводным братом.

    Никак, если, конечно, вы не родственники.

    вообще-то никем, но если вы по каким-то причинам перейдете жить в семью крестной матери, то названным братом

    Наверное, крёсным братом:)

    Если вы с крестной матерью не имеете родства, тогда он ни кем тебе не будет

    По церковным правилам просто человеком, если нет родства.

    духовный брат

    Это Вы сами сможете определить. Всё зависит от Вашего чувства и желания. Увидите в нём близкого человека - назовёте крёстным братом. А если между вами не возникнет взаимопонимания и духовно-родственного чувства - не назовёте никем. Так что выбирайте.


    Смотрите также