Как выглядит католический крест фото


Чем отличаются католические кресты от православных?

Из всех христиан почитанием креста больше всего известны православные и католики. Все знают, что католический и православный крест отличаются друг от друга, в чем же разница?

Католический крест

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.

Фото: madeheart.com

Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни «Иисус Назорей Царь Иудейский» — INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени «преступлению» Спасителя не нашел Понтий Пилат.

Католический крест: отличие от православного

Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует «мерило праведное». На одной чаше весов — грехи, на другой — добрые и праведные поступки людей.

Фото: bolshoyvopros.ru

Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский» в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы  IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.

На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.

Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: « Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

Чем нательный русский православный крестик отличается от католического, армянского и «староверского» 

Нательный крестик является одним из олицетворений христианства, который признается всеми церквями, принадлежащими лону данной религии. Предназначенный для ношения людьми, принявшими таинство Крещения, этот Символ Веры после казни Христа превратился из орудия убийства в знамение победы добра над злом. Наделенный общим символическим смыслом, крест в разных течениях христианства обладает своими особенностями, а потому православное распятие довольно легко отличить от католического, армянского и староверского образца.

Католический нательный крестик

Католический нательный крестик не походит на православное распятие не только по форме, но и по канонической трактовке. По свидетельству иеромонаха Адриана (Пашина), западные христиане почитают четырехконечный крест, в котором вертикальная перекладина превосходит по размерам горизонтальную перемычку. Впервые подобный вытянутый крест был обнаружен на фресках, которыми в III веке украшали стены римских катакомб христиане, укрывавшиеся от преследования языческих властей. Кроме того, на нательном католическом Символе Веры допускается отсутствие фигуры Спасителя, но если она все же присутствует, то не отвечает канонам православной церкви. Юрий Федоров, занимающийся исследованием истории Креста, замечает, что существенное отличие заключается в том, что католики изображают на кресте измученного страданиями мертвого Христа с провисшим телом, поникшей головой, со следами крови на лбу от тернового венка, в области ребер от копья, на ладонях и ступнях от гвоздей. С точки зрения православия, правомерным является распятие с образом живого Спасителя, олицетворяющего торжество его Божественного начала, победившего смерть. Важнейшую роль играет количество гвоздей, которыми тело Иисуса было пригвождено к кресту. В католицизме принято считать, что их было три: два понадобились, чтобы прибить кисти, а один потребовался, чтобы пробить положенные друг на друга ступни. Свою правоту латиняне объясняют тем, что в Ватикане хранятся все гвозди с креста Христа и их всего три, а также тем, что отпечаток на Туринской плащанице явствует о том, что ноги казненного были скрещены. В православии считается, что каждая нога Спасителя была прибита отдельным гвоздем, а значит, их реальное число четыре, тем более что именно такое их количество было впоследствии обнаружено царицей Еленой на горе Голгофа.

Кроме того, на католическом распятии кисти у Спасителя могут быть сжаты в кулак. Это не допускается в православии, где, по объяснению игумена Луки, они обязательно должны быть раскрыты как символ того, что Сын Божий принимает всех обратившихся к нему в свои объятья.

Узнать католическое распятие можно также по надписи, расположенной над головой Христа. Обычно, когда казнили преступника, на этом месте висела табличка — титло с указанием правонарушения, за которое он приговаривался к смерти. На дощечке, предназначенной для Спасителя, за отсутствием состава преступления Понтий Пилат приказал сделать надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский», которая впоследствии превратилась в христограмму. На православных крестах эта фраза записывались на церковно-славянском языке, поэтому в сокращении выглядела как «IHHI», а на католических распятиях использовали латинское начертание «INRI». Священник Константин Слепинин обращает внимание, что на оборотной стороне католического креста надписей нет, в то время как на православном распятии всегда начертаны слова: «Спаси и сохрани».

Армянский нательный крест

Художественной самобытностью и оригинальной религиозной трактовкой от своих христианских собратьев отличается армянский крест. В своей работе «Символика армянской апостольской церкви» Лаура Дунамалян утверждает, что его нельзя спутать ни с одним другим, поскольку в его изображении используются исключительно растительные элементы. Превратив Крест из орудия пытки в Животворящий символ, армяне отказались от помещения на него фигуры страдающего Христа и христограмм. Обильно украшенный резными элементами, данный крест чаще всего имеет вытянутую форму из-за более длинной вертикальной перекладины, но встречаются и такие, которые в виду равнозначности всех его сторон напоминают собой квадрат. Все лучи армянского креста, отходя от центра, расширяются и расщепляются в так называемый «ласточкин хвост», увенчанный искусными декоративными нюансами. Обрамленный лентами, виноградными лозами и ветками, крест апостольской церкви иначе именуется «Цветущим».

Нательный крестик староверов

Староверы, исповедующие православие в его исконном дореформенном виде, единственно полноценным признают восьмиконечный крест, который допустимо вписывать внутрь четырехконечного. Отвергая допустимые в официальной русской церкви четырехконечные и шестиконечные кресты, они доказывают свою правоту преданием, согласно которому именно такой Животворящий Символ Веры был обнаружен равноапостольной царицей Еленой, искавшей на горе Голгофа реликвии Страстей Христовых. Игумен Серапион (Митько) отмечает, что староверы никогда не помещают на нательный крест, именуемый тельником, образ Спасителя, поскольку считают, что его изображение превращает крест в икону, которую, по их убеждениям, нельзя прятать от глаз, в то время как нательный крестик запрещено выставлять напоказ. Кроме того, для них крест сам по себе является символом распятия — прикрепляя на него фигуру Христа, православные распинают его во второй раз. На староверском кресте присутствует характерная для православного Символа Веры верхняя коротенькая перекладина-титло, только вместо «IHHI» на ней бывает начертано «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), поскольку раскольники считают неприемлемым писать на кресте слова, принадлежавшие убийце Христа.

Кроме того, на характерном для данного религиозного течения кресте имеется косая нижняя перекладина, называемая мерилом праведности. Поднятая вверх левая сторона планки по преданию указывает на казненного одновременно с Христом и раскаявшегося в своих грехах преступника, попавшего в рай, а направленная вниз правая половинка намекает на разбойника, отказавшегося принимать Божью благодать и оказавшегося за это в аду. Искусствовед Светлана Гнутова констатирует, что на старообрядческом кресте традиционно помещаются символические надписи: «ІС» и «ХС» располагаются по разные стороны средней перекладины и обозначают имя Иисуса Христа, «Ника» («Победитель») или «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») начерчивается под центральной горизонталью.

На некоторых старообрядческих тельниках, называемых «Голгофский крест», восьмиконечный крест водружен на холмик с черепом, обозначенные буквами «Г Г», «Г А», «М Л Р Б». Эти изображения символизируют гору Голгофу, голову Адама, похороненную на ней, и «место лобное распят бысть» Христос. Данные знаки напоминают о том, что Спаситель своей кровью искупил первородный грех Адама и Евы, подарив людям надежду на вечную жизнь. И тут же представлены вырастающие из Голгофы и помеченные литерами «К» и «Т» копье и трость с губкой, которыми истязали Спасителя. Интересен тот факт, что у староверов существуют женские и мужские модификации нательных крестов, отличающихся внешними очертаниями. Мужской тельник может быть как сугубо восьмиконечным, так и восьмиконечным, вписанным в строго очерченный четырехконечный крест, в то время как женский Символ Веры чаще всего представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на пластину в форме лепестка.

Обязательным элементом любого староверского креста является помещаемая на обратной стороне тельника молитва: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его… » или слова тропаря «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Слов «Спаси и сохрани», как на православном кресте, на нем нет.

Отличие православного креста от католического. Распятие. Значение крестной смерти Христа

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе«. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

                 
Православное Распятие                               Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно!» — возражали одни; «Это не нужно!» — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

                  
Католический крест                                  Православный крест

  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк
Источник: hram-troicy.prihod.ru

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее

  Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (136508) раз

Отличие православного креста от католического: kirk_bv — LiveJournal

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе". Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). 

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла. 

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также  и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.    

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Католический крест Православный крест

  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.

  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).

  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.

  4. Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Чем православный крест отличается от католического? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Православный и католический кресты. Фото: Commons.wikimedia.org

Православный крест отличается от католического по форме и по изображению распятия Спасителя. Католики почитают крест четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. В православии форма креста в принципе не имеет никакого значения, однако большее распространение получили шестиконечные и восьмиконечные кресты. В древней Руси был очень распространён шестиконечный крест, который как бы делился пополам перекладиной. Нижняя часть креста свидетельствовала о том, что человек имеет нераскаянные грехи, а верхняя часть говорила о том, что душа человека стремится к Небу и покаянию за свои грехи.

Главным отличием между православным и католическим крестами является образ Иисуса Христа. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но если оно присутствует, то Иисус Христос изображен на нем мертвым, с потоками крови на лице и ранами на руках, ногах и ребрах. На православном кресте Христос изображен воскресшим, его ладони открыты и он как бы призывает всех быть рядом с ним в Царстве Божием.  

На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно, а на католических ноги пригвождены одним гвоздем, одна на другую. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине XIII века.

Существуют отличия и в надписях на табличке над головой Господа. На Кресте над головой преступника обязательно прибивали табличку, на которой описывалось то правонарушение, за которое данные человек был казнён. На табличке, предназначенной для Иисуса Христа было написано следующее: «Иисус Назорей Царь Иудейский». На католическом кресте эта надпись сделана латинскими буквами — INRI. А на православном кресте буквы выведены на церковно-славянском языке: IHHI.

Помимо этого, на оборотной стороне православного креста обязательно есть надпить «Спаси и сохрани» на русском или церковно-славянском языке.

Комментарий эксперта

Священник Андрей Ткачев:

«Если разбираться в этом вопросе с точки зрения культурного аспекта, как традиционно его изображают у католиков и как у православных, то можно найти много интересных деталей в изображении распятия или ношения нательного креста. Православные изображают перекладину сверху и перекладину снизу скошенную, католики просто четырехконечный крест. Кроме этого, есть еще много разных изображений креста, которые словесно даже трудно изобразить. Это вопрос культурологии, церковной орнаменталистики, вопрос глубоко уходящих культурных различий между Западом и Востоком, но не более того. Носимый с верою человеком крест на груди или изображенный крест в помещении храма, с изображением нога на ногу, как у католиков, или две ноги рядом, как у православных...»

Смотрите также:

Католический крестик: значение, отличие от православного

Казалось бы, Христианство предполагает одинаковые символы, но несмотря на это – католический крестик и православные кресты имеют существенное отличие. Атрибуты вероисповедания разные у каждого религиозного течения. В этой статье вы сможете узнать, как определить православный и католический крест.

История католицизма

Как отдельное течение Христианства, он отделился ещё в 1054 г. Произошло это после «Великого раскола», когда Папа и Патриарх придали друг друга анафеме. Последователи также разделились на два «лагеря» и с тех пор, католицизм считается отдельным религиозным течением.

Как и у православных, у них есть свои символы и атрибуты, которые символизируют их веру. Католицизм считается одним из самых распространенных на планете вероисповеданий. В Европе, большинство стран находятся под управлением и сильнейшем влияние церкви на жизнь людей. Например, Польша, Бельгия, Италия и другие. Больше всего католиков на американском континенте.

 

Значение

Как и для православных, для католиков крест обозначает освобождение и символ победы добра над злом. Может трактоваться, как атрибут вечной загробной жизни. Крест также символизирует надежду и веру – это его основная цель. Человек получает его в знак того, что он привержен определенной церкви.

Также существует крест Св.Петра, который может символизировать веру в христианство. Он отнюдь не символизирует сатанизм или богохульство, а является одной из разновидностей католического креста. Стоит заметить, что это обычный латинский перевернутый крест. Вы сможете найти множество различных крестов, которые используются не только у католиков, но также и православных.

Каждая из разновидностей символизирует причастность к церкви, а также высоко почитается Христианской церковью. Стоит обратить внимание, что у католиков обычный крест и Папский, различаются количеством концов. Папский представляет собой тройное правление, как священника высшего чина. Он выше над всеми остальными, так как больше привержен к Господу и может посылать свои молитвы напрямую.

Отличие православного креста от католического

На католическом кресте особое внимание предается именно изображению Христа на распятье, а не количеству перекладин или других символов. Крест, как и для православных, играет важную роль среди католиков и их веры.

Чтобы осветить эту тему детальнее, обратимся к самым важным деталям, которые есть у обоих крестов и они могут иметь различия. Это:

  • Форма;
  • Надписи;
  • Расположение самого Христа;
  • Количество гвоздей на кресте

Форма

Главное отличие, которое существует – количество концов. В православии – восемь или шесть, а в католицизме – четыре. При этом, обе церкви признают, что не от количества перекладин зависит вера, это всего лишь тот символ, который показывает приверженность человека к религии.

Католическая церковь, как и православная, признает оба вида. На православном кресте существует верхняя перекладина, которая символизирует раскаяние разбойника, а также верхняя табличка с именем. Но при этом, древняя христианская церковь признавала только одну форму креста – четырехугольную. Упоминания об этом можно найти в катакомбах, в которых были христиане во время гонения. Также в католицизме и православии можно встретить шестиугольную форму креста, которая также является верной.

 

Образ Иисуса Христа

Католический вид креста самый приближенный к реальности. На нем можно встретить изображения Христа, где его пальцы сложены в кулак. Это символизирует те муки, которые он перенес. На некоторых крестах может быть изображена кровь или какие-либо другие атрибуты нестерпимой боли и покаяния.

Именно расположение Христа на распятье вызывает наибольшее количество споров среди обеими церквями. Форма и расположение на католическом кресте говорит о боли и муках, которые пережил Спаситель. Как уже говорилось ранее, может изображаться кровь и определенное выражение лица у Христа. Традиционно, в православной церкви крест обозначает спасение и вечную любовь, которую преподносит Христос свои последователям и всему миру. Православие также объясняет, что Спаситель, изображенный на их кресте показывает, что вечная жизнь существует и после смерти она не заканчивается, а просто переходит в другую форму. До одного времени, на крестах изображался не просто живой Христос, но торжествующий, готовый вступить в новую жизнь уже очищенным и искупленным. Только с десятого столетия появились изображения уже мертвого Спасителя, а также стали изображать различные атрибуты его смерти.

Надписи

Существуют и другие несущественные отличия, которые можно встретить на обоих видах. Можно встретить отличия и по табличке, которая расположена в верхней части креста. Когда у православных это – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»), а у католиков на латинице – INRI. На католическом кресте отсутствует надпись "Спаси и сохрани", в то время как на православном она есть на обороте.

Гвозди

Количество гвоздей играет важную роль, в изображении Христа на распятье. На католических крестах ноги Господа прибиты всего одним гвоздем, а на православном – двумя. Это стандартный внешний вид креста католиков, который хранится в Ватикане.

Если тема формы была детальнее описаны выше, то стоит добавить, что образ католического креста выполнен в более сдержанном виде. Как и само убранство католических церквей, крест без лишних деталей и особого украшения.

Заключение

Вне зависимости какой крест предпочитает человек – это прямой символ того, что он знает о мучениях Христа и привержен к определенному религиозному течению. Сами священники не дают точной оценки тому, если человек снимет православный и наденет католический. Именно поэтому, приверженцы обеих церквей могут носить кресты разной формы, не беспокоясь за свою веру. Не имеет значение и материал изготовления католического символа, это может быть золото, серебро, дерево или что-то другое.

Это важнейший символ, признавшийся не только в наше время, но и десяток столетий до нас. «Крест хранитель всей вселенной.» - утверждает святилен праздника Животворящего Креста. Основные отличия только в их форме, а не силе любви к Господу человека.

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО : mon_sofia — LiveJournal

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос.Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе". Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также  и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость"(1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

главные различия между двумя изделиями

Содержание:

  1. Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения
  2. Форма креста - первое и главное отличие
  3. Различия католического и православного крестного символа
  4. История возникновения раскола
  5. Выбор крестиков в сети Ювелірна Карта

Самый частый вопрос, который так же часто остается без ответа: «Чем отличается католический крестик от православного?» Нерелигиозный человек вряд ли поймет разницу: зачастую такие крестики очень похожи внешне, да и носятся одинаково. Но не всё так сложно, как может показаться. Чтобы научиться их различать, не обязательно углубляться в религиозные знания. Достаточно знать всего 5 важных деталей!

Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения

Безмолвный символ веры или изысканный предмет внешнего убранства? Скорее, и первое и второе. Многовариантность техник исполнения - яркое подтверждение тому, что значение христианского креста в современном мире довольно обширное. Золотые крестики носят религиозные люди, так и те, кто далёк от церкви; мастера облекают его в пышные формы, либо делают в строгом соответствии с церковными канонами.

За последние десять лет крестики с бриллиантами прочно вошли в ювелирный обиход, превратившись из религиозного символа в изысканный предмет роскоши. Этому в некой мере способствовали коллекции именитых брендов Dolce&Gabbana (осень-зима 2013), Tiffany&Co, которые стали активно использовать крестообразные подвесы в одежде/аксессуарах.

Форма креста - первое и главное отличие 

Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное - форма крестика.

В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; - восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.

Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя - его очищение покаянием.

Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма. 

Четырехугольный крест

По преданию, на таком кресте был распят Иисус. Четырехконечный крест - классика католицизма. А вот восточные собратья считают его равнозначным всем остальным. 

Шестиконечный крест

Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину (под наклоном), которая символизирует чашу грехов. Нижний конец - тяжесть от не раскаяния, а верхний - облегчение в покаянии, которое открывает путь в Царствие Небесное. 

У католиков крест — показатель сана священника. Крест с шестью концами — атрибут власти архиепископов, а с восемью — Папы Римского. 

Восьмиконечный крест

Изображение Иисуса на таком кресте находят в римских погребальнях еще в 3 веке. Над средней, самой длинной перекладиной, находится короткая, а под ней маленькая косая - так выглядит православный крест с восемью концами.

Восемь концов символизируют восемь периодов в развитии человечества, последний из которых - путь в духовное царство. Верхний конец на кресте - дорога вверх, в вечное царство, открытое Христом.

Различия католического и православного крестного символа

Для православия не так важна форма креста как то, что на нем написано/изображено. Внимательно изучив надписи на женском крестике, можно с полной уверенностью сказать, к какому течению христианства принадлежит изделие.

Надписи

Табличка с надписью, закрепленной над головой Христа, присутствует на обоих крестах. И даже надпись на ней, которая, по идее, должна описывать проступок Иисуса, одна и та же. Понтий Пилат, осуждая Сына Бога, так и не нашел действительной вины его, и табличка гласит: «Иисус из Назарета Царь Иудейский».

Самый простой способ определить, какой перед вами крестик, это посмотреть на надписи на православных/католических нательных крестах.

До сих пор эта надпись инициальной аббревиатурой гравируется на нательных крестах. На православных по-славянски I.Н.Ц.I., на католических по-латыни INRI. И еще, на православных крестах с обратной стороны может быть выгравировано выражение «Спаси и сохрани», на католических ничего подобного нет.

Изображение

Одно из самых дискуссионных отличий - изображение облика Христа. На католическом нательном кресте Иисус показан страдающим: с ранами и струящейся кровью, в терновом венце, с поникшей головой и закрытыми глазами. Его ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены. Так он должен напоминать христианам о том, какую цену заплатил за спасение людей.

Основной посыл православного распятия не в физических страданиях, а в торжестве воскрешения (ладони Иисуса развернуты к людям), в победе над смертью, Духа над телом. 

На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.

Распятие у католиков выступает над поверхностью, а у православных имеет плоский вид.

У христиан принято носить крестик под, а не поверх одежды, поскольку он считается личным оберегом каждого верующего. По мнению церковников, если крестик важен как символ веры, его не следует демонстрировать окружающим.

Расположение Христа

Если присмотреться к фигуре Христа, то можно заметить еще одну немаловажную деталь. На православном распятии каждая его нога пригвождена по отдельности, а у католиков - скрещены вместе.

Количество гвоздей

Если ноги Спасителя пригвождены к столбу двумя гвоздями — крест православный.

У католической церкви принципиально иное мнение и своя святыня — три гвоздя, хранящиеся в Ватикане. Соответственно, на католическом распятии ноги Иисуса наложены одна на другую и прибиты лишь одним гвоздем.

История возникновения раскола

Раскол между католиками и православными насчитывает более тысячи лет, а официально датируется 1054 годом. Среди причин называют церковные разногласия на политической и канонической почве.

Римские служители стремились руководить христианским миром, а византийцы противились это признавать. Кроме того, западные церковники выступали «за» обновление церковной доктрины, а восточные собратья считали грехом любые отклонение от первых догматов вселенских соборов.

Сегодня церковники насчитывают 49 таких отличий, многие из которых носят не только теологический, но и внешний характер. Например, католики, в отличие от православных, верят в непорочное зачатие Христа и Марии, крестятся щепотью пальцев слева направо, а также не признают иконостасы.

Выбор крестиков в сети Ювелірна Карта

В нашей ювелирной коллекции собрано более 100 моделей католических и  православных крестов в комбинации различных типов золота, а также с элегантной инкрустацией и растительными узорами. Все модели мужских крестиков, как и женских, отличаются аккуратностью исполнения, что позволит приобрести изделие в качестве значимого атрибута веры и изысканного украшения. 

Дополнительные вставки из драгкамней делают изделия более яркими и современными на вид.

Все крестики (для взрослых и детей) можно посмотреть в каталоге на Diamant.ua (с подробным описанием характеристик). Элегантные цепочки из белого/желтого/красного аурума составят крестику гармоничный ансамбль.

Среди множества моделей вы непременно найдете свой драгоценный талисман!

чем эти нательные крестики отличаются от православного — Рамблер/субботний

Нательный крестик является одним из олицетворений христианства, который признается всеми церквями, принадлежащими лону данной религии.

Предназначенный для ношения людьми, принявшими таинство Крещения, этот Символ Веры после казни Христа превратился из орудия убийства в знамение победы добра над злом.

Наделенный общим символическим смыслом, крест в разных течениях христианства обладает своими особенностями, а потому православное распятие довольно легко отличить от католического, армянского и староверского образца.

Католический нательный крестик

Католический нательный крестик не походит на православное распятие не только по форме, но и по канонической трактовке. По свидетельству иеромонаха Адриана (Пашина), западные христиане почитают четырехконечный крест, в котором вертикальная перекладина превосходит по размерам горизонтальную перемычку. Впервые подобный вытянутый крест был обнаружен на фресках, которыми в III веке украшали стены римских катакомб христиане, укрывавшиеся от преследования языческих властей. Кроме того, на нательном католическом Символе Веры допускается отсутствие фигуры Спасителя, но если она все же присутствует, то не отвечает канонам православной церкви. Юрий Федоров, занимающийся исследованием истории Креста, замечает, что существенное отличие заключается в том, что католики изображают на кресте измученного страданиями мертвого Христа с провисшим телом, поникшей головой, со следами крови на лбу от тернового венка, в области ребер от копья, на ладонях и ступнях от гвоздей. С точки зрения православия, правомерным является распятие с образом живого Спасителя, олицетворяющего торжество его Божественного начала, победившего смерть.

Важнейшую роль играет количество гвоздей, которыми тело Иисуса было пригвождено к кресту. В католицизме принято считать, что их было три: два понадобились, чтобы прибить кисти, а один потребовался, чтобы пробить положенные друг на друга ступни. Свою правоту латиняне объясняют тем, что в Ватикане хранятся все гвозди с креста Христа и их всего три, а также тем, что отпечаток на Туринской плащанице явствует о том, что ноги казненного были скрещены. В православии считается, что каждая нога Спасителя была прибита отдельным гвоздем, а значит, их реальное число четыре, тем более что именно такое их количество было впоследствии обнаружено царицей Еленой на горе Голгофа.

Кроме того, на католическом распятии кисти у Спасителя могут быть сжаты в кулак. Это не допускается в православии, где, по объяснению игумена Луки, они обязательно должны быть раскрыты как символ того, что Сын Божий принимает всех обратившихся к нему в свои объятья.

Узнать католическое распятие можно также по надписи, расположенной над головой Христа. Обычно, когда казнили преступника, на этом месте висела табличка — титло с указанием правонарушения, за которое он приговаривался к смерти. На дощечке, предназначенной для Спасителя, за отсутствием состава преступления Понтий Пилат приказал сделать надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский», которая впоследствии превратилась в христограмму. На православных крестах эта фраза записывались на церковно-славянском языке, поэтому в сокращении выглядела как «IHHI», а на католических распятиях использовали латинское начертание «INRI». Священник Константин Слепинин обращает внимание, что на оборотной стороне католического креста надписей нет, в то время как на православном распятии всегда начертаны слова: «Спаси и сохрани».

Армянский нательный крест

Художественной самобытностью и оригинальной религиозной трактовкой от своих христианских собратьев отличается армянский крест. В своей работе «Символика армянской апостольской церкви» Лаура Дунамалян утверждает, что его нельзя спутать ни с одним другим, поскольку в его изображении используются исключительно растительные элементы. Превратив Крест из орудия пытки в Животворящий символ, армяне отказались от помещения на него фигуры страдающего Христа и христограмм. Обильно украшенный резными элементами, данный крест чаще всего имеет вытянутую форму из-за более длинной вертикальной перекладины, но встречаются и такие, которые в виду равнозначности всех его сторон напоминают собой квадрат. Все лучи армянского креста, отходя от центра, расширяются и расщепляются в так называемый «ласточкин хвост», увенчанный искусными декоративными нюансами. Обрамленный лентами, виноградными лозами и ветками, крест апостольской церкви иначе именуется «Цветущим».

Нательный крестик староверов

Староверы, исповедующие православие в его исконном дореформенном виде, единственно полноценным признают восьмиконечный крест, который допустимо вписывать внутрь четырехконечного. Отвергая допустимые в официальной русской церкви четырехконечные и шестиконечные кресты, они доказывают свою правоту преданием, согласно которому именно такой Животворящий Символ Веры был обнаружен равноапостольной царицей Еленой, искавшей на горе Голгофа реликвии Страстей Христовых. Игумен Серапион (Митько) отмечает, что староверы никогда не помещают на нательный крест, именуемый тельником, образ Спасителя, поскольку считают, что его изображение превращает крест в икону, которую, по их убеждениям, нельзя прятать от глаз, в то время как нательный крестик запрещено выставлять напоказ. Кроме того, для них крест сам по себе является символом распятия — прикрепляя на него фигуру Христа, православные распинают его во второй раз. На староверском кресте присутствует характерная для православного Символа Веры верхняя коротенькая перекладина-титло, только вместо «IHHI» на ней бывает начертано «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), поскольку раскольники считают неприемлемым писать на кресте слова, принадлежавшие убийце Христа.

Кроме того, на характерном для данного религиозного течения кресте имеется косая нижняя перекладина, называемая мерилом праведности. Поднятая вверх левая сторона планки по преданию указывает на казненного одновременно с Христом и раскаявшегося в своих грехах преступника, попавшего в рай, а направленная вниз правая половинка намекает на разбойника, отказавшегося принимать Божью благодать и оказавшегося за это в аду. Искусствовед Светлана Гнутова констатирует, что на старообрядческом кресте традиционно помещаются символические надписи: «ІС» и «ХС» располагаются по разные стороны средней перекладины и обозначают имя Иисуса Христа, «Ника» («Победитель») или «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») начерчивается под центральной горизонталью.

На некоторых старообрядческих тельниках, называемых «Голгофский крест», восьмиконечный крест водружен на холмик с черепом, обозначенные буквами «Г Г», «Г А», «М Л Р Б». Эти изображения символизируют гору Голгофу, голову Адама, похороненную на ней, и «место лобное распят бысть» Христос. Данные знаки напоминают о том, что Спаситель своей кровью искупил первородный грех Адама и Евы, подарив людям надежду на вечную жизнь. И тут же представлены вырастающие из Голгофы и помеченные литерами «К» и «Т» копье и трость с губкой, которыми истязали Спасителя. Интересен тот факт, что у староверов существуют женские и мужские модификации нательных крестов, отличающихся внешними очертаниями. Мужской тельник может быть как сугубо восьмиконечным, так и восьмиконечным, вписанным в строго очерченный четырехконечный крест, в то время как женский Символ Веры чаще всего представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на пластину в форме лепестка.

Обязательным элементом любого староверского креста является помещаемая на обратной стороне тельника молитва: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его… » или слова тропаря «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Слов «Спаси и сохрани», как на православном кресте, на нем нет.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

Католический крест Виды и символика

В человеческой культуре крест издавна наделяют сакральным смыслом. Многие люди считают его символом христианской веры, но это далеко не так. Древнеегипетский анх, ассирийский и вавилонский символы бога Солнца — все это варианты креста, которые были неотъемлемыми атрибутами языческих верований народов по всему миру. Даже южноамериканские племена чибча-муисков, одной из самых развитых цивилизаций того времени наряду с инками, ацтеками и майя, использовали крест в своих обрядах, веря, что он защищает человека от зла и олицетворяет собой силы природы. В христианстве же крест (католический, протестантский или православный) тесно связан с мученической смертью Иисуса Христа.

Крест католиков и протестантов

Образ креста в христианстве отличается некоторой вариативностью, поскольку он часто менял свой вид с течением времени. Известны следующие виды христианских крестов: кельтский, солнечный, греческий, византийский, иерусалимский, православный, латинский и т.д. К слову, именно последний в настоящее время используют представители двух из трех основных христианских течений (протестантизм и католицизм). Католический крест отличается от протестантского наличием распятия Иисуса Христа. Подобный феномен объясняется тем, что протестанты считают крест символом позорной казни, которую пришлось принять Спасителю. Ведь в те древние времена лишь преступники и воры приговаривались к смерти через распятие. После своего чудесного воскрешения Иисус вознесся на Небеса, поэтому помещать на крест распятие с живым Спасителем протестанты считают кощунством и неуважением к сыну Божьему.

Отличия от православного креста

В католицизме и православии образ креста имеет куда больше различий. Так, если католический крест (фото справа) стандартно имеет четырехконечную форму, то православный — шести или восьмиконечную, поскольку на нем присутствуют подножие и титл. Другое различие проявляется в изображении самого распятия Христа. В православии Спаситель обычно изображен торжествующим над смертью. Широко раскинув руки, он обнимает всех тех, за кого отдал жизнь, как бы говоря, что его смерть послужила благой цели. В противовес этому католический крест с распятием — это мученический образ Христа. Он служит вечным напоминанием всем верующим о смерти и предшествующих ей муках, которые перенес Сын Божий.

Крест Святого Петра

Перевернутый католический крест в западном христианстве отнюдь не является знаком Сатаны, как любят нас убеждать третьесортные ужастики. Он часто используется в католической иконописи и при украшении церквей и отождествляется с одним из учеников Иисуса Христа. Согласно заверениям римско-католической церкви, апостол Петр, посчитав себя недостойным умереть, как Спаситель, предпочел быть распятым вниз головой на перевернутом кресте. Отсюда и его название — крест Петра. На различных фотографиях с Папой Римским можно часто видеть этот католический крест, что время от времени вызывает нелестные обвинения церкви в ее связи с Антихристом.


Смотрите также