Древо жизни значение


Древо жизни значение символа | ruyan-master.ru

Существует множество положительных знаков в славянской мифологии. Обозначение дерева, благодаря своей структуре, часто используется для отображения человека в мире, его связи с природой, семьей.

Символ древо жизни обладает мощной позитивной энергетикой. Трепетное отношение славян к растительному миру связано с языческими верованиями, в которых деревья приравниваются к живым существам. Встречаются изображения, совмещающие черты растения и человека, символизирующие глубокую связь с природой. Символ используется в качестве семейного оберега, хранителя очага, защитника, покровителя. Его также называют Мировое древо, подразумевая устройство вселенной.

Значение символа древо жизни

Древесная символика присутствует у разных народов, затрагивает языческие, христианские, эзотерические верования. Символ древо жизни у славян показывает представление о мировом устройстве, месте человека на земле. Он имеет обобщенный собирательный образ. Изображается в виде переплетенных ветвей и корней в круге, тем самым подразумевая единство жизни и смерти, земного и духовного, прошлого и будущего.

Кельты высоко чтили деревья из-за глубокой естественной связи с ними. Они кормили плодами, давали строительный материал для жилья, были источником тепла, приготовления пищи. В кельтских верованиях дерево обладает магической силой, является проводником в другие миры.

Значение символа древо жизни связано непосредственно со строением дерева. Корни олицетворяют связь с предками, растущий ствол – жизнь человека, плоды, побеги – детей. Образ объединяет земную и воздушную стихию воедино, подразумевая сочетание быта с духовной сферой. Люди тянутся к небесной силе, она дает им жизнь, подобно свету, необходимому для роста дерева. Символ отображает стойкую связь человека с энергией вселенной.

Оберег

Амулет в виде Древа или с его изображением обладает рядом позитивных качеств:

  • защищает от порчи, сглаза, зависти;
  • придает уверенность, спокойствие, приносит надежду;
  • способствует развитию, достижению целей;
  • хранит семейные ценности, отношения, любовь.

Этот талисман универсален благодаря присутствию во многих верованиях, не провоцирует религиозных конфликтов. Его можно сочетать с другими символами, украшениями. Рекомендуется ношение оберега беременным женщинам для защиты ребенка.

Украшения тончайшей ручной работы, выполненные мастерами Руян, уникальны и неповторимы. Ювелирные изделия на тему древо жизни привнесут особый шарм и энергетику, зарядят позитивом и придадут уверенность.

Дерево как символ: от религии до политики

Дерево как символ давно и прочно вошло в культуру разных народов: «ось мира», космическое дерево, древо познания, священное дерево. С незапамятных времен под деревьями собирались на совет, вершили суд, прятали сокровища. Символично не только само дерево, но и его части – ветви, ствол, корни, побеги. Приглашаем вас в увлекательное путешествие в мифологическое прошлое дерева.

От язычников до психологов

Дерево – один из самых универсальных символов в культуре человека. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия, в христианских – отождествилось с Крестом Искупления. Крест в иконографии часто изображается как древо жизни. С деревом, а именно с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста. Отрицая языческие обряды, христианская религия все-таки сохранила за рождественским деревом символику возрождения.

Широко использовалось дерево как символ и в поздний культурный период в искусстве и литературе, в геральдике и науке: у Пушкина анчар в одноименном стихотворении предстает как символ смерти, у Льва Толстого в романе «Война и мир» старый дуб – символ всепобеждающей жизни. Карл Юнг на примере дерева описывал психические процессы человека: корни олицетворяют бессознательное, ствол – сознательное, а крона – транссознательное.

Интересно

В психологии есть метод диагностики состояния человека по тому, как он рисует дерево, при этом корни символизируют коллективное и бессознательное, ствол – импульсы и инстинкты, ветви – пассивность или противостояние жизни.

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе – вода, а дереву – свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно – путь, соединяющий нас с небом.

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель

Космос, жизнь, познание

В культуре различных древних цивилизаций, таких как Вавилон, Египет, Индия, Скандинавия, встречается символ древа жизни (мировое, или космическое, дерево) и древа познания добра и зла.

В общем смысле образ дерева обозначает жизнь космоса: его гармоничность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения, неистощимую жизнь, бессмертие. Дерево с корнями, находящимися под землей, и ветвями, вздымающимися к небу, символизирует устремление ввысь и отождествляется с такими символами, как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между тремя мирами. Нижний мир – ад, срединный мир – земля, верхний мир – небо. Обладая вытянутой по вертикали формой, дерево ассоциируется с осью мира, соединяющей небо и землю, человека и его путь к духовным высотам.

Часто древо жизни изображается перевернутым: его корни находятся на небе, а ветви опускаются вниз – это символ макрокосма, его законов, миров и процессов эволюции.

Если древо жизни охватывает все законы и формы существования космоса, то древо познания добра и зла отражает лишь ту часть космоса, которая доступна пониманию человека. Его плоды могут принести и пользу, и вред в зависимости от того, ради чего ими пользуется сам человек.

Древо познания добра и зла – это испытание для человека на пути к истине и мудрости. Оно совершенствует дух человека, учит отличать фальшивое от подлинного, нести ответственность за свои мысли и поступки.

В разных верованиях эти деревья носят разные названия, но суть остается единой – это центр мироздания, опора для человека и проводник в мир добра и зла:

  • космическое древо Индии Ашваттха (смоковница) в язычестве было местом обитания хранителей природы, а с приходом буддизма оно становится священным деревом Будды;
  • ассирийское древо жизни Ашера – место поклонения душам усопших.
  • у подножия ясеня Иггдрасиля (скандинавская мифология) боги решают судьбу миров. Он же является источником возрождения Вселенной;
  • китайское древо жизни Киен-Му – лестница, по которой поднимаются владыки и мудрецы – посредники между небом и землей;
  • в каббале (эзотерическом течении иудаизма) космическое дерево состоит из 10 качеств: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. Они порождают все космические законы и принципы;
  • символ ислама – крепкое дерево, корнями которого является призвание Аллаха богом; ствол и ветви – послушание Всевышнему; его плоды – счастье, которым Аллах одаривает мусульман.

Священные деревья и духи леса

Священное буддийское дерево

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что у дерева есть душа и оно обладает мистической силой, мудростью и способно многому научить человека, стать ему другом, братом и отражало его судьбу. Оно рассматривалось как зеркало происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Дерево играло роль посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

В древности деревья одушевляли и даже обожествляли, населяя леса сказочными существами, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девами. В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись сверхъестественными свойствами разные деревья.

  • В Германии сушествует легенда о духе Пулче и призраке леса Хильде-Моер (бузина-матушка), которые наказывали тех, кто приносит ущерб деревьям.
  • В Древней Японии деревья считались одушевленными существами, и лесорубы опасались рубить старые деревья, считая, что они могут отомстить.
  • Скандинавские леса населяли эльфы и феи. Обижать этих существ или даже просто интересоваться их жизнью было очень опасно.
  • Хозяином славянского леса считался леший, хорошим людям он помогал, а плохих пугал и путал.
  • В греческой мифологии древесные души назывались дриадами. Они покровительствовали людям, ухаживающим за деревьями, были единственными смертными нимфами и умирали вместе со своим деревом.
Интересно

У эллинов каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих сил. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива – Афины, кипарис – Аида, кедр – Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был всегда священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу и индийскому богу Вишну.

Друиды и Юнг

Культ дерева достиг апогея в верованиях кельтских языческих жрецов друидов. Их учение было тайным и передавалось новым членам племени устно. Значимое место в культе занимал ритуал жертвоприношения, причем не только животных, но и людей. После прихода к власти императора Клавдия (начало II тысячелетия) друидическое учение и обряды были запрещены, но еще долгое время существовали тайно. После появления христианства в IV–V веках деятельность друидов свелась к знахарству.

Друиды считали, что бог сотворил человека из дерева, и верили в то, что деревья, как и люди, имеют характер, достоинства и недостатки и даже внешне схожи со «своим» человеком. Большое значение кельтские жрецы придавали весеннему и летнему равноденствию, зимнему и летнему солнцестоянию. Они считали, что судьба человека, его характер, здоровье и способности находятся в прямой зависимости от положения солнца в момент его рождения. Каждое дерево в гороскопе друидов соотносилось с двумя периодами – летне-зимним или весенне-осенним. Периоды, в свою очередь, были связаны с днями рождения людей. Таким образом, дерево, соответствующее дню рождения определенного человека, становилось «его деревом», защитником, покровителем, символом удачи.

Интересно, что взгляды друидов во многом разделял Карл Юнг, признавая за деревьями индивидуальность и личностные качества: «Старый могучий дуб – что-то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного он центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней».

Друиды считали, что бог говорит с ними из дерева

Дерево как символ…

  • Растения, в том числе деревья, символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.
  • Плоды и цветки дерева связаны с Великой матерью, богиней земли, плодородия и растительности.
  • Полное жизненных соков растение – это материнство.
  • Деревья, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют единство человека и растения и рождение жизни из смерти. Так, из крови Диониса выросли гранаты.
  • Вечнозеленые деревья означают бессмертие, бесконечность, юность и бодрость.
  • Деревья, у которых цветки распускаются по очереди, символизируют постепенный переход к совершенству, а у которых листья сворачиваются от легкого прикосновения – человека, не терпящего насилия.
  • Горящее дерево – символ альтруизма: «Сгорая, я даю тепло и свет другим».
  • Дерево с широкой кроной – символ грубого ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости.
  • Дерево, растущее вдоль стены, – символ постепенного обучения молодежи: «Меня ведут, но не принуждают».
  • Старое высохшее дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки, – символ отцовской нежности, которую испытывает пожилой человек, с радостью глядящий на растущих здоровых отпрысков, идущих ему на смену.
  • Дерево, часть которого отрублена, – символ конечности жизни.
  • Буйно разросшееся дерево олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности.

В геральдике и политике

Очень часто деревья используются в гербах. Во всем мире приняты определенные правила геральдики, в которых закреплены следующие древесные символы, они универсальны и понятны представителям разных культур:

  • ветви и листья дуба – символ крепости и силы, они частый атрибут военных гербов;
  • ветви и листья оливы – символ мира;
  • пальма – символ долговечности;
  • сосна – жертвенности;
  • лавр – славы.

Во всем мире около 120 стран определили свое дерево как символ. Как правило, это деревья, которые произрастают на территории данной страны в большом количестве или встречаются в диком виде только здесь.

В России – лиственница. Основная часть ареала этого растения приходится на Сибирь. Это дерево славится качеством своей древесины. С нашей родиной также связывают образ березы, очень часто встречающейся в фольклоре.

Канадский клен

В Канаде – клен сахарный. Из него делают знаменитый кленовый сироп и сахар. Приезжавшие в Канаду в XVII–XVIII веках переселенцы из Европы никогда прежде не видели таких ярко-красных листьев на кленах, поэтому именно клен стал для них символом новой жизни на другом континенте.

В Австралии – эвкалипт, который произрастает только на этом материке и на прилегающих к нему островах Тихого океана.

В Китае – гинкго двулопастный, эндемик, реликтовое растение, часто называемое живым ископаемым.

Лавровый венок

В Греции – лавр. При упоминании о Греции нам прежде всего приходят на ум знаменитые оливковые рощи, однако на гербе Греции изображен лавровый венок, которым награждались победители первых олимпийских игр.

В Шотландии – сосна. Это дерево преобладает в местных лесах.

В Германии – дуб, ставший символом мужественности, героизма и бессмертия из-за своего твердого ствола. Немецкая пословица гласит: «Von den Eichen sollst du weichen, wenn Gewitter droht!» Что в переводе на русский означает: «Избегай дуба в непогоду». Речь идет о способности дерева притягивать молнию. С начала ХIХ века листву дуба вручали победителю как лавры. Во времена Третьего рейха (1933–1945) листья дуба украшали ордена нацистов. В наше время дубовый листок изображен на мелких немецких монетах – евроцентах. Дуб и его листья очень часто встречаются в геральдике разных, прежде всего европейских стран. Также это дерево считается символом США.

В Словении липа. Это наиболее распространенное дерево на территории страны.

В Перу – хинное дерево. В 1638 году при помощи коры хинного дерева была излечена от лихорадки жена вице-короля Перу графиня Чинчон, в честь которой дерево получило свое латинское название (Cinchona pubescens).

В Барбадосе – фикус бородатый. От этого растения происходит название острова. Первооткрыватели испанцы назвали дерево «барбудос» («бородатое») за его спускающиеся до земли воздушные корни. Позже,немного изменившись, название перешло на сам остров.

Ливанский кедр

В Ливане – кедр, символ бессмертия и христианства. Кедр был эмблемой христианской секты маронитов, распространившей свое влияние преимущественно в Сирии и Ливане. Ныне изображение этого дерева украшает герб теперь уже исламской страны.

На Мальдивах – кокосовая пальма. Дерево имеет важнейшее хозяйственное значение в экономике этой страны: самые разные его части используются в различных отраслях – от медицины до судостроения.

Сакура

В Японии – сакура, самое любимое дерево японцев, считается воплощением японского характера и культуры. Инадзо Нитобэ писал о цветке сакуры в своей знаменитой книге «Путь самурая»: «По красоте и изяществу, на которых и основаны эстетические принципы нашей культуры, с ним не может сравниться никакой другой цветок в мире».

На Мадагаскаре баобаб. Он олицетворяет жизнь, плодородие и считается хранителем земли.

 ________________________________________________________________

Рекомендуем прочитать:

Одно из старейших деревьев на Земле

К этому дереву, растущему на острове Тенерифе, даже подходить не разрешают. Высота старожила 22 м, вес кроны – 17,5 т.

 

 

 

 

Омела и ее жертвы

Будучи полупаразитом, омела селится на деревьях, и вряд ли последние рады такому соседству. Ее жертвами становятся и лиственные и хвойные породы.

Дерево как древний символ жизни

Дерево символизирует единение неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; «срединное древо», соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам; центр мира.

Дерево как древний символ

Дерево как древний символ также означает женское начало; питание, убежище, защиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью; силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под женскую фигуру.

Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в ее центре, дерево растет в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности, символизируя различия в плане проявлений материального мира.

Вечнозеленое дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие.

Дерево, как древний символ, подобно роще, горе, камню и водам, может символизировать космос во всей полноте его связей.

Космическое древо часто изображается растущим на вершине горы, а иногда - наверху колонны.

Древними символами дерева являются колонна, шест, зазубренный шест, ветка и т. п. Они часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, фруктов и различных лунных животных.

Деревья, приносящие плоды жизни, - священны. К ним относится виноградная лоза, тутовое дерево, персик, финик, миндаль и кунжут.

В христианстве дерево является образом человека, так как родит одновременно плоды и добра, и зла.

С другой стороны, оно является символом воскрешения, так как несет обновление через смерть Христа на деревянном кресте, который был сделан из Древа Познания, и, таким образом, спасение и жизнь были обретены на том же дереве, из-за которого произошло грехопадение и смерть, и покоритель оказался покорен.

Крест иногда отождествляется со Срединным Древом, как вертикальной осью сношений между Небом и Землей.

В средневековой христианской символике было известно Древо живых и мертвых, приносящее плоды добра и зла, вырастающие на его разных сторонах.

Его стволом был Христос как древний символ центрального креста на Голгофе. Это дерево было эмблемой святой Зенобии.

Древо Жизни, Древо Познания и Мировое Дерево - что они означают

Древо Жизни и Древо Познания растут в Раю.

  • Первое растет в его центре и означает восстановление, возвращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла.
  • Второе дерево, очевидно, двойственно, ибо на нем растут плоды добра и зла.

Во многих традициях это соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением.

Древо Жизни как древний символ символизирует также начало и конец цикла: оно имеет двенадцать плодов (иногда десять), которые являются формами солнца и которые появятся одновременно в конце цикла как проявления Единого.

Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни либо выпив влаги, полученной из этого Дерева. Древо Познания часто изображается как лоза (in vino Veritas).

Мировое Древо

Мировое Древо - символ мироздания. Согласно славянской мифологии, мировое древо - ось мира - стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней.

По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры.

В «Слово о полку Игореве» говорится о легендарном певце Бояне, который путешествовал по древу, превращаясь в мышь (она же белка, соответствует среднему, т. е. земному, миру), в орла (соответствует небу) и в волка (преисподней).

В традиционном жилище обязательным элементом был шест (в культурах кочевников) или столб (у оседлых народов), который также символизировал ось мироздания.

В восточнославянских орнаментах мировое древо как древний символ изображалось условно. Крона-в свернутом, еще не распустившемся виде, отростки посередине ствола, два корня и между ними зерно, из которого выросло дерево.

Построить дом, посадить дерево и вырастить сына - означало правильно прожить жизнь, реализоваться.

Что символизируют ветви и корни

Ветвь

Значение этого символа тесно переплетается с символизмом Древа Жизни, которое часто изображалось одной ветвью и являлось символом жениха и невесты.

Значение древних символов Дерева: украшение человеческого жилища вересковыми веточками на 1 -е мая было частью весеннего ритуала плодородия.

Золотая Ветвь как древний символ олицетворяет связь между низшим и высшим Мирами, ключ к небесному миру, инициацию, волшебную палочку. Сломать ветвь означает убить короля. Символизм ветви связан также с символизмом палочки, шеста и весла.

Корни

Символ связи с землей, с семьей. «Человек, имеющий корни»-говорят о человеке, который твердо стоит на ногах. «Смотреть в корень»-обращать внимание на самое существенное, вникать в суть.

«Корень зла»-источник, сердцевина зла. «Вырвать с корнем»-лишить жизни, перерезать доступ к питанию, радикально решить проблему.

В орнаменте корни как древний символ представлены переплетениями в виде шестигранника, буквы «Ж» («живите» по древнерусски). Переплут-бог корней.

Что символизирует лес

Олицетворяет женский принцип. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы.

Войти в темный или заколдованный лес означает переход, когда душа встречается с чем-то гибельным и неведомым; область смерти; секреты природы, в которые человек должен проникнуть, чтобы понять их смысл.

Лес как древний символ может также означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное Богом.

Береза, верба, дуб и ель - магические свойства

Береза

Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей. «Стоит дряво кудряво, на этом дряве сусло, масло, глазам светло и всем тепло».

Эта загадка про березку говорит о том, как необходима была она нашим предкам. В бане попариться, колесо смазать, лучину зажечь, весенним днем собрать целебный сок, очищающий кровь и восстанавливающий силы после долгой зимы.

Береза как древний символ - священное дерево всей Северной Европы. В гороскопе друидов ей посвящен день летнего солнцеворота, 24 июня.

В то же время Она символизировала переход от зимы к весне, как первое дерево, выпускающее почки. Первый месяц весны в Украине носит название «березень».

Одно из священных деревьев восточных славян, береза, была у русских «ярилиным» деревом. Ярилин день - древний языческий праздник плодоносящих сил природы, отмечался 4 июня (по старому стилю).

В этот день водили хороводы вокруг березки (знаменитая русская народная песня «Во поле березка стояла...»), только после этого дня разрешалось рубить березу.

Позднее этот праздник увязали с православной Пасхалией, он стал зависеть от дня Пасхи и назывался «семик» - седьмой четверг по Пасхе. Поэтому береза еще считается у православных русских Троицким деревом.

На семик и на Троицу березу освящают в храмах.

Связанные с этим днем обряды - хороводы девушек, заплетание березовых веток в косы, украшение березок лентами, венками из трав и венками из теста («козулями»), - представляют березу как символ девичьей красоты, целомудренности.

Береза как древний символ связана со сказаниями о Берендеевом царстве. Есть сведения, что в некоторых племенах, живших на территории России и Белоруссии, хоронили людей в бересте.

Береза почиталась как вместилище душ умерших. Береста в Древней Руси заменяла бумагу, и по сей день она используется в традиционных ремеслах (плетение коробов, туесков).

Верба

У восточных славян - символ весны. У древних славян верба как древний символ символизировала первоисточник сотворения мира, Дерево Жизни, Чумацкий Шлях на небесах.

В России верба, как символ весны, заменила священные пальмовые ветви (листья вайи) в праздник памяти входа Иисуса Христа в Иерусалим (праздник вайи отмечается в последнее, шестое, воскресенье Великого поста, перед Пасхой).

В этот день ветки вербы освящались в церквах.

Принесенные домой после службы ветви ставили в красный угол, веточками били детей, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтоб быть здоровым», и домашнюю скотину.

Дотронуться до человека освященной вербой - означало соединить его с силами Космоса, обновить его здоровье.

Дуб

Одно из самых сакральных деревьев, с которым связано много символических пластов. Означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность, мужчину, человеческое тело.

Дуб часто бывает связан с богами-громовержцами и громом и считается эмблемой богов Неба и плодородия, поэтому может также символизировать молнию и огонь.

Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».

Дуб - древний символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. Дуб посвящен Зевсу, Тору, Перуну и другим богам грома. Алтарь Зевса окружали дубы, вокруг капища Перуна росла дубовая роща.

В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.

Дуб - древний символ мужской силы. Кроме того, желудь - символ процветания, плодородия и духовной энергии. Согласно некоторым повериям, Христа распялила дубовом кресте.

Под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь.

Священное дерево у кельтов и у славян. Под ним приносились жертвы. Поклонялись отдельным деревьям и целым священным рощам.

С введением христианства началось безжалостное истребление дубов по всей Европе, как главного предмета языческих культов.

Древний символ твердости, крепости, прочности, долголетия. В мистериях Бог-Отец часто выступал под именем или в форме дуба. Дуб с желудями - эмблема зрелости, полной силы.

Дуб без желудей - древний символ юной доблести.

В христианстве - символ Христа, как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По разным источникам, крест был сделан из дуба, падуба или осины.

Ель

Символизирует смелость, цельность и честность. Символизировала вечную жизнь. Символика ели получила свое воплощение в двух непересекающихся значениях:

1) как «дерево жизни» ель стала почитаться в новогодних и рождественских празднествах, эмблема которых - разукрашенное, искусственно расцвеченное дерево;

2) как древний символ жертвенности и похоронного знака употребляется еловый лапник, гирлянды из еловых лап или еловые веники.

Часто лапник специально мелко рубят и набрасывают на свежую могилу, чтобы подчеркнуть частность, обрывочность человеческой жизни.

Рождественская елка. Вечнозеленое дерево - древний символ зимнего солнцестояния, а также Нового года и нового начала. Это дерево возрождения и бессмертия, Райское Древо света и подарков, сияющее ночью.

Каждый огонек на ней - это душа и, кроме того, огоньки олицетворяют солнце, луну и звезды, сияющие на ветвях Космического Древа.

Яблоко и яблоня - древние символы

Яблоня

Символ материнства, плодородия, материнского благоговения. Это значение яблони сохранилось в народных сказках «Гуси-Лебеди» и «Хаврошечка».

С античных времен яблоко, а точнее гранат, фигурировавший у народов Европы под этим значением, считался древним символом совершенства и эмблемой Божественного дара.

В действительности же символическое значение граната и яблока имеет более древнее происхождение и коренится в том удивлении, которое испытывали древние перед внешним видом этих плодов.

Яблоко

Яблоко как древний символ означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Яблоко было запретным плодом Золотого Века.

Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. Предложить яблоко - значит сделать признание в любви.

Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест.

Шарообразная форма и красный либо золотистый цвет хорошо отражали два понятия: совершенство (ведь форма шара-самая совершенная геометрическая форма!) и обладание (точнее - трудности обладания, ибо охватить шар рукой труднее, чем любое другое тело).

В европейской и русской символике яблоко часто заменяет понятие «плод». Является символом искушения, соблазна, недозволенного плода и делания.

В христианстве имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло и является плодом совращения Адама и Евы.

С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение.




значение символа — что означает славянский оберег

Символ древа жизни — один из старейших знаков, которые встречаются в различных письменных источниках. О талисмане упоминали и представители древнейших цивилизаций, славяне и жители средневековой Европы. Богатая история позволяет наиболее точно указать значение амулета, сферу влияния и магические силы.

Древо жизни в народном представлении

С древних времен жрецы обращались к помощи Древа жизни в обрядах. Этот символ покровительствовал врачам, использовался больными при лечении для усиления действия медицинских препаратов. Богато украшенные растения были неотъемлемым символом молодоженов.

Считалось, что оно символизирует счастливую и благополучную семейную жизнь.

Беременные женщины вышивали деревце на носовых платочках, а также пеленках для будущего малыша. Символ должен был сберечь новорожденного от недугов, сглаза и порчи.

В народном представлении существовало 4 подвида этого магического знака.

  1. Весенний вариант — древо жизни с только появившейся листвой и даже цветами. Оно ассоциировалось с весной, новой жизнью и поиском себя. Такой амулет — символ поклонения перед богиней весенней пахоты Ладой. У символа было значение появления чувств — любовных или дружеских. Такой подарок часто дарили друг другу обвенчавшиеся пары, как символ привязанности. Также весеннее древо было связано с началом истории — с образованием первых славянских племен. Корни и ствол означали мудрость предков, ветви — жизнь современных людей, а только появляющиеся листья — потомков и их судьбы. Поэтому амулет часто передавали в семье от старшего поколения к младшему, чтобы сохранить традиции и знания отцов и прадедов.
  2. Летний вариант — дерево в расцвете сил. На картинах оно часто изображено с молниями, так как покровителем этого варианта признавался Перун. Считалось, что именно этот Бог оберегает посевы крестьян, поддерживает их с помощью регулярных дождей или, напротив, иссушает за грехи. При длительном голоде жители поселений украшали таким амулетом свои дома, скатерти и полотенца, чтобы завоевать расположение всемогущего покровителя молнии. Моряки часто брали с собой дерево жизни, считая, что символ защитит их корабль от шторма и гнева Перуна. Если же рыбаки отправлялись в далекое путешествие, знак вырезали прямо на карме или на мачте.
  3. Осенний подвид символизировал плодородие, поэтому покровительницей древа была Макошь. Обычно такой вариант изображался рядом с полем, обильно засеянным пшеницей или рожью. Приговаривали, что мать — растущие колосья, а отец — могучее дерево. Вместе такое изображение давало людям надежду на светлое будущее, счастье и богатство. Старики поговаривали: хорошо поработаешь — соберешь большой урожай, поможет Макошь и Древо жизни. Поэтому перед уходом на сенокос или посев, крестьяне кланялись в сторону символа с просьбами о безбедной жизни.
  4. Зимний вариант был у славян символом долголетия, мудрости и надежности. Он ассоциировался с Велесом, который является антагонистом Перуна, поэтому Боги и отвечают за разные времена года. Благодаря такому символу люди старались напомнить себе о неизбежности некоторых событий в жизни. Весной важно было помнить о скорой зиме, чтобы приложить максимум усилий к труду. В молодости нужно задумываться о старости, чтобы не остаться у разбитого корыта. В течение жизни не стоит забывать о смерти, заботиться о состоянии души, не грешить. Обо всем, об этом напоминало зимнее древо жизни.
  5. Одним из наиболее популярных изображений было древо жизни во всех четырех вариантах одновременно. В народных преданиях это было самым могущественным оберегом. Считалось, что такой символ соединил в себе мощь каждого из времен года и готов помогать хозяину. Могущество знака распространяется на всех членов семьи.

Славянский оберег за много столетий успел полюбиться простому народу. Все мольбы и требования выполнялись, а семьи довольствовались хорошим урожаем, крепким здоровьем каждого из домочадцев. Однако если хотя бы один из Богов-покровителей гневался на семью, то действие символа было неполным.

Значение символа

Многие из славян совмещали древо жизни с другими талисманами, призывая помощь всех четырех богов. Благодаря этому действие всех амулетов усиливалось в разы. Значение символа также напрямую зависело от того, с какими оберегами или идолами он соединялся.

  • С молотом Перуна. Хозяин наделялся большой физической силой, мог противостоять любому в сражении. Часто такой союз амулетов использовали мужчины, которым предстояло защищать свою честь в кулачном бою или сражаться с врагами на поле боя. Древо жизни, усиленное молотом, поможет современным бизнесменам найти свое дело и достичь успехов в нем.
  • С щитом Перуна. Вместе с жизненным древом они создавали вокруг человека незримое защитное поле. Ни злой глаз, ни сплетни, ни порча не могли одолеть владельца. Отрицательная энергия также не сможет повлиять на энергетическое поле. Благодаря защите высших сил появляется уверенность в будущем благополучии, что необходимо современным суетливым жителям городов.
  • С печатью Велеса. В симбиозе с древом знак укажет на пути развития. Антагонист Перуна подарит владельцу шанс проявить себя в той или иной сфере. У человека появятся возможности для самореализации. В дальнейшем это положительно повлияет на карьерный рост, статус и уровень знаний работника.
  • С Лунницей. Это женский союз оберегов. Благодаря амулетам у дамы появится время на все дела — на работу, семью, на собственные заботы. С помощью большого объема сил и энергии получится преодолеть все трудности, взять на плечи большую ответственность и при этом не перетрудиться. Талисман позаботиться, чтобы психическое здоровье не страдало от переутомления или выгорания.
  • С Яровиком. Этот талисман призывает к помощи Ярило. В теплые дни у владельца будет хорошее настроение, а все дела сделаются сами собой. Доброе расположение духа перейдет к соседям, коллегам и членам семьи, что станет причиной всеобщего жизнерадостного настроя. Именно с этого начнется белая полоса.
  • С Рожаницей. Этот амулет издавна помогал семьям с решением финансовых проблем. Ни кризис, ни долги, ни незапланированные траты не смогут нанести серьезный урон общему бюджету. Каждый из членов семьи заметит за собой экономность и рациональность в покупках, что не может не сказаться на благополучии семьи.
  • С оберегом Макошь. Благодаря покровительству богини в семье всегда будет уют. Бытовые проблемы не испортят жизнь домочадцев. Дети вырастут послушными, в то время как между супругами больше не будет конфликтов. Дружеская атмосфера взаимопонимания и помощи станет неотъемлемой частью семейной жизни.
  • С Алатырем. Этот магический предмет позволяет обнаружить в человеке тайные способности. Множество талантов откроются за короткий промежуток времени. Более того, у владельца появятся силы и время на то, чтобы развиваться и стать настоящим профессионалом. Главное — вовремя приложить усилия.
  • С Кресом. Талисман оберегает хозяина от негативного влияния недоброжелателей. Завистники не смогут испортить репутацию или создать проблемы на работе, ведь человек будет под защитой высших сил. Это означает полную свободу от позора и страха предательства.

Значение оберега

Значение древнего древа жизни можно сформулировать, исходя из материала, использовавшегося при создании амулета.

  • Каменный. По традиции дедов, талисман рекомендуют изготавливать из пластин жемчуга или кварца. На замену можно взять любой самоцвет с высокой твердостью. Еще более оригинальным вариантом будет подобрать кристалл, соответствующий зодиакальному знаку. Тогда к народным верованиям в божества присоединится сила астрологии, увеличив мощь оберега.
  • Металлический. Такое древо жизни будет менее действенным, так как железо, по представлениям славян, далеко от природы и естественной жизни. Чтобы усилить оберег, необходимо совместить его с камнем, с природной дырочкой или с не синтетической нитью.
  • Деревянный. Такой талисман получится максимально заряженным энергией. Его влияние на владельца будет в два раза больше. Магическое воздействие коснется разных сфер жизни, благодаря чему человек почувствует себя действительно счастливым.
  • Золотой. Древо жизни привлечет в жизнь богатство и благосостояние. Однако вместе с тем у владельца появятся скупость, предвзятое отношение к окружающим, из-за чего хозяин дорогостоящего украшения потеряет дружеские связи с окружающими.
  • Серебряный. Светлый оберег будет помогать только в том случае, если надевать его во время растущей луны. Тогда человек будет чувствовать прилив сил и бодрости, а в долгосрочной перспективе ювелирное изделие положительно повлияет на здоровье и продолжительность жизни.
  • С драгоценными камнями. Если подобрать дорогой камень, который рекомендован астрологами для определенных знаков Зодиака, то амулет станет именным. Он поможет справляться с конкретными проблемами владельца, облегчая ему жизнь.
  • Самодельный из пуговиц. Этот вариант подойдет для детей или как сувенир в квартире. Тогда от древа жизни будет исходить позитивная энергия, положительно влияющая на настроение и отношения с близкими людьми. Амулет в машине защитить автомобиль от крупных аварий или мелких дорожных происшествий.

Кому подходит этот символ

Подобрать символ можно по тому, в какой сфере деятельности задействован человек. Древо жизни подходит:

  1. Педагогам и организаторам. Благодаря постоянным приливам энергии и положительных эмоций хозяин сможет быстрее и лучше справляться с профессиональными задачами.
  2. Людям, задействованным в изучении новых сфер жизни. Благодаря магическим свойствам древа у владельца появятся необычные идеи и гипотезы, которые помогут в общем научном процессе.
  3. Обучающимся в школах или вузах. Благодаря доброжелательности и отзывчивости, которые появятся после регулярного применения амулета, студент или ученик сможет завоевать расположение со стороны преподавателей и одноклассников. Это положительно повлияет на успеваемость и участие в учебном процессе.
  4. Всем, кто экстренно нуждается в помощи. Древо жизни начинает действовать на жизнь человека уже в первые часы, а с каждым днем это влияние расширяется.

Древо жизни сопровождает человечество еще со времен рассвета Древнего Египта. В гробницах фараонов найдены таинственные руны, схожие с этим символом. В мифах других народов также встречается такое понятие. А благодаря значимости знака у древних славянских племен, информация о жизненном дереве дошла до наших дней.

Могущество талисмана в современном мире остается таким же большим, каким оно было много веков назад, поэтому владелец может рассчитывать на долгосрочную поддержку. Главное — правильное сочетание оберегов и выбор материала.

Древо Жизни (каббала) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Древо Жизни (ивр. ‏עץ חיים‏‎ эц хаим) — диаграмма, использующаяся в каббале и ряде родственных ей религиозно-мистических, оккультных и эзотерических течений. Представляет собой 10 кругов (сфирот), символизирующих различные архетипы, выстроенных в три колонки («столпа») и соединённых 22 линиями.

Согласно каббале, Древо Жизни иллюстрирует совокупность сфирот, проявившихся в иерархическом порядке в процессе сотворения мироздания и развёртывания вселенского бытия, рассматриваемую как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога[1]. Этим именем также названа книга по каббале «Эц Хаим» Хаима Виталя. Исследователь Е. Торчинов полагает, что концепция сфирот, составляющих Древо Жизни, восходит к гностическим эонам[2].

Древо Жизни составляют 10 элементов (сфирот), представляющих 10 эманаций, 10 имён[3] или 10 каналов проявления Бога[4]. В наши дни сфиротами называют и «архетипы состояний сознания»[5].

Одновременно Древо Жизни олицетворяет строение высшего человека (Адам Кадмон)[6], созданного по образу Творца. В Древе различают правую и левую часть, мужское и женское начало, свет и тьму. Каждая сфира проявляет мужские свойства по отношению к нижележащей, и женские — по отношению к вышележащей сфире (правое считается немного более высоким, чем левое). Взаимоотношения между двумя сфирот называются «зивуг» (досл. «спаривание»).

Три столпа[править | править код]

Левый столп — Столп Строгости (Суда, «Дин»). Чтобы стать строгим, необходимо познать Законы вселенной и Силу, чтобы их правильно исполнять.

Правый столп — Столп Милосердия («Рахамим»). Чтобы стать милосердным, необходимо иметь Мудрость, чтобы видеть результаты своих действий и понимать, что победа может прийти через мудрость и смелость, а не только через силу.

Срединный столп — Столп Нежности (Равновесия). Чтобы стать нежным, необходимо понимание, что живешь в Царстве (Земли), но не Бог. Срединный столп также рассматривается как Путь Стрелы, короткий путь от Малхут до Кетер (единения с Божественным), также известный как путь отшельника, аскезы (отрешения от мирского). Путь Змеи предполагает прохождение через каждую из 10 сфирот от Малхут до Кетер, также известный как путь мага или мирянина.

В книге Сефер Йецира говорится о творении мироздания буквами еврейского алфавита. Мужчина и женщина были созданы как сосуд, Творец желал наполнить его светом. Вместе со светом сосуд перенял свойство Творца наполнять, но поскольку сосуд не мог этого сделать, он "отказался от света Творца". Тогда были созданы десять сфирот, чтобы скрыть совершенство Творца.

Шестью нижними сфирот - гвура, хесед, тиферет, ход, нецах, йесод был создан мир физический, в котором мы можем принимать только отражённый свет Творца.

Древо жизни (фильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Дре́во жи́зни» (англ. The Tree of Life) — американский драматический фильм режиссёра и сценариста Терренса Малика, вышедший на экраны в 2011 году. Планировалось, что фильм войдёт в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2010 года, но Малик не успел его закончить в срок[2]. Премьера состоялась на Каннском фестивале 2011 года, где картина была удостоена «Золотой пальмовой ветви»[3]. В США лента вышла в прокат 26 мая 2011 года[4], в России — 9 июня[5].

История начинается со смерти ребёнка, с которой тяжело смириться и матери, и отцу, и брату. Каждый из них обращается с вопросами к Богу, ответить на которые может лишь он сам.

Взрослый Джек чувствует себя лишним в этом мире и пытается найти ответы в воспоминаниях о прошлом.

Джек — одиннадцатилетний мальчик и наблюдает этот мир с чистотой и непосредственностью взрослеющего ребёнка. Мать учит сына добру и бескорыстной любви, а также является глубоко верующей, отец же настаивает на первичности своих интересов в этой жизни. Родители Джека разные люди, и каждый хочет донести до сына своё понимание места в этой жизни.

После закрытия завода отец становится мягче и признается сыну, что лишь хотел закалить его характер, поэтому постоянно придирался к нему. Деньги у семьи заканчиваются, из-за чего они вынуждены покинуть свой дом.

Актёр Роль
Брэд Питт Мистер О’Брайен Мистер О’Брайен
Шон Пенн Джек Джек
Джессика Честейн Миссис О’Брайен Миссис О’Брайен
Хантер МакКракен Джек в детстве Джек в детстве
Ларами Эпплер Р. Л. Р. Л.
Тай Шеридан Стив Стив
Фиона Шоу Бабушка Бабушка
Джессика Фуселье Гид Гид
Николас Гонда Мистер Рейнольдс Мистер Рейнольдс
Уилл Уоллес Архитектор Архитектор
Келли Кунс Отец Хейнс Отец Хейнс
Ирен Бедард Посланница Посланница

После четырех месяцев съемок «Древа жизни», когда эти детишки вернулись к своей настоящей матери, у меня началась истерика. Я как будто снова осталась одна.

Впервые о проекте Малик заговорил в конце 70-х — тогда лента была известна, как «Q». Проект был заброшен, но некоторые идеи вошли в «Древо жизни»[7]. В 2006 году началось производство картины с участием Колина Фаррелла и Мела Гибсона[8], но позже оно было приостановлено. В октябре 2007 переговоры вели Шон Пенн и Хит Леджер[9]. В декабре Пенн был утверждён на роль, а Леджер ушёл из жизни в 2008 году, в связи с чем на его роль рассматривался Брэд Питт[10].

Съёмки фильма проходили в 2008 году в городе Смитвилл, штат Техас[11].

На премьере в Каннах фильм был освистан[12], что, впрочем, не помешало ему получить главную награду — Золотую пальмовую ветвь и высокие оценки кинокритиков. На Rotten Tomatoes 85 % рецензий являются положительными[13]. На Metacritic картина получила 85 баллов из 100 на основе 43 обзоров[14]. Кинокритик Роджер Эберт дал фильму высшую оценку — 4 звезды[15]. Антон Долин (Газета. Ru) характеризовал ленту, с одной стороны, как «роман воспитания», проводя определённые параллели с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи», а с другой — как «кино о сотворении мира и его грядущей гибели». «Сумасшедшие», по словам критика, спецэффекты, формирующие впечатляющий визуальный ряд картины, сопровождаются закадровым голосом, потоком сознания или даже «ментальным радио»[16]. Олег Зинцов из «Ведомостей» описывал фильм как симфонию, состоящую из ряда частей, вложенных друг в друга по принципу матрёшки[17], а Роман Волобуев из «Афиши», поставив «Древу жизни» высшую оценку, подчеркнул флегматичность и уверенность режиссёра, выступившего в жанре «исчерпывающего фильма об устройстве вселенной»[18].

Но у фильма нашлись и противники. Весьма скептически воспринял новую работу Малика Дж. Хоберман, осудивший его за претенциозную высокопарность на грани китча[19]. По его словам, фильм отключает рассудок и притупляет чувства (disengages the mind, even as it dulls the senses). Андрею Плахову лента напомнила «не столько даже о помпезном Голливуде, сколько о худших традициях советского „высокодуховного“ пафоса»[20]. Майкл Аткинсон, ранее с восторгом принимавший все работы Малика, не нашёл в «Древе жизни» нового для режиссёра киноязыка. Погружаясь в автобиографическую стихию, режиссёр упивается мельчайшими подробностями собственного детства, увязывая их с событиями планетарного масштаба, в убеждённости, что «солнце освещает вселенную из его задницы». Это не сложная картина детства, воссозданная глазами взрослого (как у А. Германа в «Хрусталёв, машину!»), а примитивная идеализация ребёнка, застрявшего в тривиальной ситуации эдиповского конфликта[21].

  • 2012 — 3 номинации на премию «Оскар»: лучший фильм (Сара Грин, Билл Полад, Деде Гарднер, Грант Хилл), лучший режиссёр (Терренс Малик), лучшая операторская работа (Эммануэль Любецки)
  • 2012 — премия «Выбор критиков» за лучшую операторскую работу (Эммануэль Любецки), а также 4 номинации: лучший фильм, лучшая работа художника-постановщика (Джек Фиск, Дэвид Крэнк), лучшие визуальные эффекты, лучший звук
  • 2011 — 2 премии «Спутник»: лучшая женская роль второго плана (Джессика Честейн), лучший оригинальный сценарий (Терренс Малик), а также 2 номинации: лучшая операторская работа (Эммануэль Любецки), лучший звук (Джон Притчетт)
  • 2011 — попадание в десятку лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США
  • 2011 — Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля (Терренс Малик)
  1. 1 2 The Tree of Life (2011) - Box Office Mojo
  2. Рождественская, К. Пророк-фестиваль (неопр.). Русский Newsweek (11 мая 2010). Дата обращения 7 июня 2010. Архивировано 18 июня 2012 года.
  3. ↑ Lenta.ru: Кино: «Золотую пальмовую ветвь» получил Терренс Малик
  4. ↑ The Tree of Life (2011) — Release dates
  5. ↑ Древо жизни (Tree of Life, The, 2011). Фильм. Ру
  6. ↑ Правила жизни Джессики Честейн | Журнал Esquire.ru
  7. ↑ The Tree of Life (2011) — Trivia — IMDb
  8. Naval-Shetye, Aakanksha. Guess who's coming to town!, Times of India (17 мая 2006). Дата обращения 26 октября 2010.
  9. Campbell, Christopher. Sean Penn and Heath Ledger to Star in Malick's 'Tree of Life', Cinematical (30 октября 2007). Архивировано 31 июля 2011 года. Дата обращения 26 октября 2010.
  10. Fleming, Michael. Pitt in talks to star in 'Tree of Life', Variety (18 декабря 2007). Архивировано 23 марта 2008 года. Дата обращения 29 марта 2008.
  11. McNary, Dave. Chastain to star opposite Pitt in 'Tree', Variety (15 апреля 2008). Архивировано 20 апреля 2008 года. Дата обращения 19 апреля 2008.
  12. ↑ 42 — Блог о Каннском фестивале — Афиша (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 мая 2011. Архивировано 19 мая 2011 года.
  13. ↑ The Tree of Life (2011) (неопр.). Rotten Tomatoes.
  14. ↑ The Tree of Life — Metacritic
  15. ↑ The Tree of Life, Chicago Sun Times (2 июня 2011).
  16. Антон Долин. Теория большого древа (неопр.). // gazeta.ru. Дата обращения 17 мая 2011.
  17. Олег Зинцов. Смотри, как растет трава (неопр.). // Ведомости, 10.06.2011, № 105 (2871). Дата обращения 10 июня 2011.
  18. Роман Волобуев. Ответы на главный вопрос жизни вселенной и всего такого (неопр.). // afisha.ru. Дата обращения 23 июня 2011. Архивировано 29 апреля 2012 года.
  19. ↑ Cannes 2011: The Tree of Life — Voice Film (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 мая 2011. Архивировано 17 мая 2011 года.
  20. ↑ Ъ-Газета — Планета китча и планета сказки
  21. ↑ Рецензия Архивная копия от 8 ноября 2011 на Wayback Machine в издании Sight & Sound.

Значение «древо жизни»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Дерево познания добра и зла — Википедия

Де́рево позна́ния добра́ и зла (ивр. ‏עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע‏‎, Эц ха-Да’ат Тов ва Ра) — согласно библейской книге Бытия, особое дерево, посаженное Богом наряду с Древом жизни посреди Эдемского сада. Символизирует познание, в том числе этических категорий, способность осознанно решать, что добро и что зло.

Тора (Пятикнижие) сообщает о Дереве познания:

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Грехопадение[править | править код]

Дерево познания становится центром сюжета грехопадения, описанного в 3 главе книги Бытия. Первый человек Адам был предупреждён, что вкушение плодов с Дерева познания добра и зла ведёт к смерти:

От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь

Сотворённая из ребра Адама Ева (Быт. 2:22) в результате диалога со змеем вкусила запретный плод от Дерева познания добра и зла и дала есть Адаму. Последствиями нарушения запрета и отказа от предложенного покаяния[1] стали повреждённость мироздания (природы) и человека, изгнание из рая, утрата доступа к Древу жизни и смерть.

В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы — если бы Адам и Ева подождали и вкусили бы от дерева в шаббат, они имели бы силы души отличить добро от зла даже внутри себя.

Согласно Книге Зогар, Дерево познания добра и зла и Древо жизни пребывали вместе в совершенной гармонии до тех пор, пока не пришёл Адам и не разделил их, положив начало злу, что содержалось внутри Дерева познания добра и зла[2].

Мидраш Берешит раба[en]* приводит версии о дереве и его плодах[3]. Рабби Меир сказал: Это была пшеница. Репа (лефет) — два мудреца рабби Ханана бен Ицхак и рабби Шмуэль бен Амии. Рабби Йегуда, сын рабби Илая, сказал: «Плоды древа познания были виноградом, ибо сказано „Виноградины их — ягоды ядовитые, гроздья горькие у них (Дварим 32:32)“ — эти гроздья привели горечь в мир».

Рабби Аба из Акко сказал: «Этрогом было оно, ибо написано: „И увидела женщина, что дерево хорошо для еды“ (Берешит 3:6) — сказал ты: иди и смотри, у какого дерева древесина съедобна, как и плод, и ничего не найдёшь, кроме этрога».

Рабби Йосе сказал: «Смоквами они были: коли не учишь ты одно из другого, то изучи из смысла! Притча о царском сыне, который согрешил с одной служанкой. Когда же узнал царь об этом, выгнал он сына из дворца, и он стучался в двери служанок, но они не принимали его, но та, которая согрешила с ним, открыла свои двери и приняла его. Так, когда первый человек поел с того дерева, Всевышний выгнал его из сада Эдена, и ходил он по всем деревьям, но не принимали они его. А что они говорили ему?»

Сказал рабби Берехья: «Говорили деревья: Вот вор, который обманул Творца своего, вот вор, который похитил знание Господина своего, — об этом написано: „Да не наступит на меня нога высокомерного“ (Тегилим 35:12) — нога, что поднялась на Творца своего; „и рука нечестивых да не изгонит меня“ — не возьмёт от меня листа. Однако смоковница, поскольку поел он от её плодов, открыла двери свои и приняла его — об этом написано: „И сшили листья смоковницы“» (Берешит 3:7).

Рабби Азария, рабби Юдан сын рабби Симона, от имени рабби Йегошуа бен Леви говорят: «Упаси Бог, не открыл Святой, благословен Он, то дерево человеку и не откроет в будущем!»

По святоотеческой трактовке св. Ефрема Сирина Дерево познания было самим Богом, а его плоды — причастием. Ефрем Сирин и Григорий Богослов считают, что запрет вкушения был временным, пока человек, созданный по образу, но не имея от создания подобия, «не преобразит себя от образа Бога в Его подобие».

Максим Исповедник называет Дерево познания, плоды которого Бог временно запретил вкушать человеку, «чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия»[4].

В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко») Дерево познания изображается яблоней, что имеет аналогию в греческой мифологии — эпос о яблоке раздора.

Дерево в христианских апокрифах[править | править код]

В апокрифическом «Евангелии от Никодима» (IV век) рассказывается история происхождения материала для Животворящего Креста. Согласно данному источнику, когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошёл к вратам рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5 500 лет (пророчество о пришествии Христа), и дал Сифу ветвь от Древа познания добра и зла, плод с которого вкусил Адам во время грехопадения. Вручив ветвь, архангел сказал: «Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным»[5].

Вернувшись домой, Сиф нашёл Адама мёртвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетённый из этой ветви[6], или это сделал сам Адам, который был ещё жив к моменту возвращения Сифа[7]). Затем из неё проросло дерево из трёх сросшихся стволов, из которого и был впоследствии сделан крест для распятия Иисуса Христа.

Исследователи считают, что целью такого предания было показать происхождение христианства (бывшего на тот момент ещё «молодой» религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама»[5].

Древо познания в мифологии разных народов[править | править код]

Древо жизни существовало у вавилонян. Не упоминается древо познания в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причём Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения.[8] Однако другой весьма древний вавилонский миф[9] о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба бессознательных стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт. 2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев[10].

  1. ↑ Быт. 3:11. См. также «Мидраш раба» 21:6.
  2. ↑ Православная энциклопедия. Книга Зогар
  3. ↑ Мидраш Раба 15:7
  4. ↑ Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 43
  5. 1 2 О святом кресте // Яков Ворагинский. Из «Золотой легенды» Архивировано 1 декабря 2012 года.
  6. ↑ Слово о Крестном Древе
  7. ↑ Крылов Н. История Креста, на котором был распят Христос. — М., 1855.
  8. ↑ Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98
  9. ↑ Jensen, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101;
  10. ↑ Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.

Древо жизни (роман) — Википедия

«Древо жизни» — фантастический роман-трилогия Владимира Кузьменко, впервые опубликованный в 1991 году. Автор романа широко прибегает к философским рассуждениям о человечестве и гуманизме.

Книга 1[править | править код]

Сергей возвращается из межзвёздной экспедиции, которая обнаружила на двух далёких планетах - Перуне и Счастливой - разумную жизнь. Экипаж получил сильное облучение гамма-радиацией, а Сергей остался единственным оставшимся в живых. На Земле к этому времени создали кибернетическую Сверхсложную Систему (СС), к которой был подключён Сергей, пока его новое тело выращивалось из клонированных клеток.

Не зная о происходящем в настоящем мире и воспринимая виртуальный мир СС как единственную и абсолютную реальность — остров в Тихом океане, Сергей живёт полноценной жизнью с женой Ольгой, ведёт исследовательскую работу, у них рождаются дети. В результате прорыва реальности он внезапно оказывается на другой планете — Элии, среди цивилизации элиан, биологически почти идентичных человеку, которым помогает справиться с вторжением инопланетной расы обезьяноподобных свистунов, исповедующих фашистскую идеологию. Получив от элиан телепатические способности, пережив множество приключений, прожив на Элии несколько десятилетий и умерев там от старости, Сергей снова оказывается на острове с женой Ольгой и детьми. На остров вскоре прибывают люди, которые пытаются втереться в доверие к Сергею, но на деле многие из них являются преступниками из запрещённой организации неогуманистов. Неогуманисты при помощи насилия и установления фашистской диктатуры пытаются решить основную проблему на Земле — появление значительного количества людей с мутациями и отклонениями в генотипе, способными привести человеческую расу к биологическому вырождению. Справившись с преступниками, Сергей внезапно оказывается в реальном мире — его клон был выращен, и в него перенесли разум Сергея.

Вначале потрясённый тем, что его жена, приключения на Элии и на острове — не более чем виртуальная реальность, Сергей, однако, быстро замечает, что очень многое из его электронного сна находит свои параллели в реальности. Так, в реальности существуют напавшие на Сергея в виртуальной реальности преступники, движение неогуманистов и девушка Эльга, в которую влюбился Сергей. Кроме того, он узнаёт, что его приключения никак не отражены в сценарии, который был заложен в СС, и существовали на самом деле. Выяснилось, что СС, впитавшая в себя разум Сергея и его высокие морально-этические нормы, гуманизировалась, самопроизвольно оформилась как искусственный интеллект, отождествила себя с Ольгой и закрылась от электронного и физического доступа для всех, кроме Сергея, которого считала своим. Она также дублировала разум Сергея. Один из Сергеев остался в СС, второй — в теле клона. Второй Сергей был призван для борьбы с неогуманистами в реальном мире.

Книга 2[править | править код]

Первая часть — это книга-прогноз с названием «Тупик», созданная СС на основе экстраполяции политической ситуации на планете. Книга показывает, к чему пришло бы человечество через несколько десятилетий, если бы власть на Земле захватили неогуманисты. Человечество, скованное рамками фашизма, проходящее селекцию по генетическому признаку, медленно вырождается. Элита, закосневшая в своей власти, предаётся порокам и развлечениям. Низшие слои, не прошедшие селекцию и не имеющие никаких прав, сведены до положения рабов, но не осознают этого, ибо большую часть жизни проводят в виртуальной реальности, и это их вполне устраивает. Средний класс — инженеры и специалисты, ничего нового не хотят, и виртуальная реальность стремительно распространяется и среди них. Есть небольшая кучка вооружённых экстремистов, которые хотят перемен, но их не поддерживают ни средний класс, ни нижний, а их война против элиты - всего лишь переворот, совершаемый частью правящего класса в своих интересах. Стремительно деградирует и уровень технического развития человечества. Жизнь после неогуманистов - тупик, из которого нет выхода.

Сергей, зная о возможном будущем, принимает решение силой противостоять неогуманистам, действия которых по подготовке к вооружённому перевороту вышли на финишную прямую. Как выяснилось, телепатические способности Сергея, которые он приобрёл на Элии, сохранились с ним и на Земле. Эти способности он может передавать и другим людям. Они заключаются в том, что владеющий телепатией человек может прочитать чужие мысли и угадать злые намерения, а женщина-телепат способна выбрать генетически полноценного мужчину. Сергей решил, что зло можно победить только большим злом. Он находит единомышленников, формирует свои вооружённые отряды и безжалостно истребляет как боевые отряды неогуманистов, так и коррумпированных чиновников, наркоторговцев и т.д. За несколько кровавых недель неогуманисты практически уничтожены, но Сергей и его бойцы своими действиями поставили себя вне закона. Состоялся суд, на котором решалась их судьба как группы, занимавшейся массовым убийством людей (пусть и преступников) и внёсшую в человечество новую телепатическую способность.

Книга 3[править | править код]

Поскольку последствия деятельности Сергея неясны и могут проявиться только в отдалённом будущем, то приговор отложен на 200 лет, а Сергея и его людей отправляют исследовать открытую первой экспедицией планету. Экспедиция землян снова прибыла на планету Перун. Планета, на которой раньше была разумная жизнь, ныне занята гигантской кибернетической системой, аналогичной земной СС. Построенная в эпоху конфликта между её обитателями — титанами и олимпийцами — система уничтожила их всех, поскольку не обладала гуманизмом земной СС и руководствовалась только сухой нечеловеческой логикой. Она также не имеет цели своего дальнейшего развития, хотя обладает огромной мощью. Выбрав путь гуманизма, Урания — такое имя сверхсистеме дал Сергей — решила пойти по пути земной СС «Ольга» и оставила себе ещё одну копию разума Сергея. Поставив целью объединить все разумные создания Вселенной в гуманный союз, оба Сергея, Ольга и Урания вошли в контакт со многими человеческими расами в космосе и наделили некоторых их представителей телепатическими способностями.

На одной из планет, в некоем государстве человек по имени Эл, ставший телепатом, оказывается в тюрьме по сфабрикованному делу. Бежав из тюрьмы вместе с единомышленниками, он мстит своим обидчикам и борется против пронизавшей государство коррупцией, выводя на чистую воду продажных чиновников. Он тоже может распространять свои телепатические способности среди других людей, и тем самым может избавить свою планету от несправедливости.

Тем временем земная экспедиция продолжила свой путь и прибыла на вторую планету — на Счастливую. Оказалось, что на ней кроме людей-лапифов и кентавров тоже присутствует биологическая сверхсистема по имени Кибела. Сверхсистема контролирует биологические процессы на планете, способна дать бессмертие своим обитателям и воскрешать их после смерти. Земляне входят в конфликт с Кибелой, но Сергей находит с ней общий язык. У Кибелы есть серьёзная проблема — бункер с выжившими в анабиозе титанами, который взорвётся и уничтожит планету, если им будет причинён вред. Сергей договаривается с титанами и убеждает их снять угрозу взрыва. Тогда же на планету прибывает корабль с Земли. Сергей узнаёт, что цивилизация Земли пошла по пути гуманизма и достигла значительных успехов в технике.

  • В. Кузьменко. Древо жизни (фантастический роман в 3-х книгах. Книга 1.). — М.: Терра, Книжное обозрение, 1991. — 256 с. — 300 000 экз. — ISBN 5-85255-039-6.
  • В. Кузьменко. Древо жизни (фантастический роман в 3-х книгах. Книга 2.). — М.: Терра, Книжное обозрение, 1991. — 240 с. — 300 000 экз. — ISBN 5-85255-055-8.
  • В. Кузьменко. Древо жизни (фантастический роман в 3-х книгах. Книга 3.). — М.: Терра, Книжное обозрение, 1991. — 320 с. — 300 000 экз. — ISBN 5-85255-096-5.

Древо жизни (картина ди Буонагвида) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Древо Жизни» (итал. Albero della Vita) — картина итальянского художника Пачино ди Буонагвида, написана в 1305—1310 году и представляет собой живопись темперой и сусальным золотом на доске размером 248×151 см. В настоящее время хранится в Академической галерее, во Флоренции[1][2].

Образ написан на большой заострённой к верху доске по заказу клариссинок из монастыря в Монтичелли во Флоренции. На заказчиц также указывает наличие на картине изображений святой Клары, основательницы ордена, и сестры её святой Агнессы, первой настоятельницы монастыря ордена во Флоренции. В 1531 году клариссинки перенесли её в свою новую обитель на улице Мальконтенти. После упразднения монастыря в 1808 году алтарный образ был передан в благочестивый дом трудолюбия в Монтедомини, где был обнаружен лишь в 1849 году и сразу же передан в галерею при Академии изящных искусств во Флоренции.

На создание образа живописца вдохновил трактат монаха-францисканца Убертино из Казале «Древо жизни Иисуса Христа распятого» (лат. Arbor vitae crucifixae Jesu Christi), написанный им в 1305 году и книга медитаций «Древо Жизни» (лат. Lignum Vitae) Бонавентуры из Баньореджо, в которой тема Древа Жизни сливается с историей о кресте Христовом. Текст в этой книге разделен на двенадцать «ветвей» или «плодов» и сорок восемь глав или медитаций, что точно воспроизведено живописцем в картине.

Изначально картина была атрибутирована почти всеми искусствоведами как работа Пачино ди Буонагвиды, но были и те, кто выражал сомнения. Бернард Беренсон полагал, что автором образа является аноним из региона между Умбрией и Римини, а Пьетро Тоэска считал, что она принадлежит кисти мастера джоттовской школы. Последующие исследования подтвердили авторство Пачино ди Буонагвиды, указав на присутствие влияния риминийской или болонской живописных школ. Временем создания картины принято считать период с 1305 по 1310 год, когда во Флоренции находился и проповедовал Убертино из Казале.

В центре картины изображен распятый Христос, в реалистичной позиции, что свидетельствует о влиянии на автора творчества Джотто. От ствола с каждой стороны отходит по шесть ветвей красного и зеленого цвета, чередуясь, с надписями. На каждой ветви висит по четыре медальона—«плода» с христологическими сюжетами, символизирующими добродетели Иисуса. Исключением является последняя ветвь в правом верхнем углу которой показан вход в рай. На верху ствола изображено гнездо с пеликаном, разорвавшим грудь и кормящим птенцов своей кровью — символ родительской любви Бога к людям и искупительной жертвы Христа.

В нижней части картины изображены сцены из книги «Бытия», тесно связанные с темой Древа познания добра и зла, которое позже стало Древом Жизни и материалом для креста Иисуса Христа. Это следующие сцены: «Сотворение человека», «Создание женщины», «Бог говорит прародителям о древе познания добра и зла», «Искушение Адама», «Грехопадение», «Прещения Бога», «Источник четырех рек рая» и «Изгнание из рая». Сцены в стиле поздней готики разделены на четыре части с Голгофой в центре, под которой изображен францисканец с открытой книгой, вероятно, это Бонавентура из Баньореджо со своим трактатом.

Над сценами из книги «Бытия» изображены четверо святых и пророков со свитками: Моисей, Франциск Ассизский, Клара Ассизская и Иоанн Богослов; на свитках цитаты из «Бытия», «Послания к галатам», «Песни Песней» и «Апокалипсиса».

Вверху картины изображен рай — небесный град, в котором на скамьях восседают святые, пророки и блаженные, а на самом верху на тронах Богоматерь и Христос во славе.


Смотрите также