Толгская божья матерь икона


Толгская икона Божией Матери помогает исцелиться от недугов

На чудотворной Толгской иконе Божией Матери висит множество цепочек с крестиками, кольцами, медальонами. Все это - благодарность тех людей, кто просил у нее исцеления или решения своих проблем и получил его. Монахиня Толгского монастыря мать Смарагда ведет летопись этих чудес. Некоторыми из них она поделилась с нами.

Исцеление от пьянства

Это было в Калуге. Монахини приехали туда со списком с иконы Толгская Богоматерь. А на следующий год вернулись туда снова. Подошла женщина и рассказала, что после того, как она помолилась у Толгской иконы в прошлом году, перестала пить. После молитвы у Богородицы Толгской ей приснился сон:

- Спустилась по высокой лестнице величественная женщина, строго посмотрела на меня и говорит: «Светлана, с этой минуты я изгоняю из тебя беса пьянства. С этой минуты не пей ни капли». Мне стало очень тяжело Я села на пол. Всю сильно сжало. Думала, что сейчас душа выйдет. А потом я проснулась, и на сердце была необыкновенная радость. С тех пор я перестала пить.

Исцеление от тяжелой болезни

Женщина из Рыбинска приехала с тяжелой болезнью. Врачи сказали, что даже если она сделает операцию, то не выживет. Она приехала с мамой к Толгской иконе Божией Матери. Помолились. На обратной дороге они познакомились с человеком, который предложил пропить ей сборы трав. Спустя полгода сделали снимок - он показал выздоровление.

Исцеление от перелома позвоночника

У юноши вырос горб на месте перелома. Вместе с мамой он приехал в Толгский монастырь. Монахиня дала маме масло из лампады, которая была зажжена у Толгской иконы Божией Матери, и сказала: «Втирай сыну в горб, а он пусть молится». За неделю горб у мальчика исчез. Врачи очень удивились и спрашивали у мамы, в какую страну она возила лечить сына и сколько заплатила за лечение. Они уверяли, что в России такая травма позвоночника неизлечима.

Исцеление желудка

В монастырь приехала мать помолиться о сыне. У ребенка врачи диагностировали полип в желудке. Уже был назначен день для операции. Женщина рыдала у иконы, прося выздоровление для своего ребенка. А когда женщина приехала домой, ее встретил радостный сын. Оказалось, что в тот момент, когда она плакала у иконы, у мальчика резко поднялась температура, его начало рвать и тот полип, который нужно было аккуратно вырезать, сам оторвался и вышел.

Исцеление ног

В Толгском монастыре вместе с мамой целый год жил мальчик, у которого было костное заболевание ног. Он не ходил, а стоять мог только на костылях. Мама его усердно молилась у Толгской иконы Божией Матери и несла послушания (выполняла различную работу в монастыре). Спустя время сын поправился и уехал из монастыря уже на своих ногах.

Поделиться видео </>

Толга отмечает 700-летие.КП-ТВ

Толгская икона Божией Матери. Об иконах — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Полезная информация

То́лгская ико́на Бо́жией Ма́тер

Празднование

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 8 августа (по юлианскому календарю).

Храмы

На рубеже XVII и XVIII веков храмы в честь Толгской Богоматери строились не только в Ярославле (тёплая церковь Власьевского прихода, одноглавая церковь рядом с Успенским собором), но и в московских монастырях — Высокопетровском и Николо-Перервинском.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 8 

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 8

Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ина молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«В чем помогает Толгская икона Божией Матери?» – Яндекс.Кью

Рекомендую книжку Александра Никонова "Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект". Там есть глава, посвященная "чудесам" и их разоблачениям. Позволю себе привести здесь небольшой отрывок из нее:

Как-то довелось мне в новостях увидеть позорный репортаж о том, как в одном российском то ли храме, то ли монастыре вдруг случилось диво дивное — замироточила икона. Я был поражен: ведь это же самое настоящее чудо — обман, постыдная нелепость которого была ясна людям уже лет триста тому назад, до сих пор работает!

А ведь еще Петр Первый предупреждал попов: если где икона замироточит, в том приходе поповская задница заплачет кровью! И иконы на Руси мироточить сразу перестали. Попы берегли свои задницы. Христианские чудеса, как видите, отменить очень просто. Католики, имеющие печальный и дискредитирующий религию опыт масштабных средневековых фальсификаций, еще в XVI веке решением высших чинов церкви «отменили» 90 % всех известных на тот момент чудес (о редких исключениях поговорим ниже). А у протестантов, которые вообще отрицают существование чудес, никаких чудес и не происходит. Только тот, кто имеет неразвитое сознание, может найти чудо везде — даже в церкви…

Петр Первый сам с удовольствием разоблачал поповские трюки. Однажды царю донесли, что в Петербурге народ волнуется: в Троицкой церкви заплакала икона Богородицы. Народ — он как ребенок, всему верит, поэтому в церковь тут же устремились толпы простаков. Устроители шоу потирали ручки. Тут же нашлись толкователи, которые утверждали, что Богородица плачет потому, что недовольна вновь отстроенным городом и царем-антихристом. А это было уже опасно! Поэтому Петр, которого могли, казалось бы, заботить более важные вопросы, например, подготовка к очередной войне, бросив все дела, лично кинулся к церкви. В отличие от тупой голытьбы, он-то знал, что чудес не бывает. А бывают провокации.

Войдя со свитой в храм, Петр некоторое время рассматривал икону, потом хмыкнул, велел снять ее со стены и доставить к нему во дворец. Там Петр при свидетелях отодрал оклад и, разорив икону, показал присутствующим две небольшие лунки в доске напротив глаз Богородицы. В них лежали кусочки масла. А в глазах Богородицы ушлые попы прокололи дырочки. Когда возле иконы ставили свечи и вешали лампаду, масло растапливалось и начинало потихоньку сочиться через дырочки в слое краски.

Есть и еще один способ, похожий. Доску, на которой пишется икона, пропитывают маслом. Затем, когда доска чуть просохнет, ее покрывают плотным слоем краски, в которой прокалывают иголкой две крохотные дырочки в районе зрачков. От тепла дерево начинает «потеть» маслом, которое находит выход через эти дырочки. Верующие в полном восторге!

Бывает и так, что икону замасливает недостаточно прикрученный фитиль масляной лампы, который разбрызгивает масло. В этом случае масло удается обнаружить не только на самой иконе, но и на окружающих предметах.

А почему, кстати, масло?… Если Богу надо показать чудо, то святые на иконах и плакать должны какой-нибудь чудесной жидкостью! Или хотя бы реальными слезами. А они текут подручными материалами, например, миро. Миро — это растительное масло, настоянное на ароматных травах. Подобное бальзамическое масло продают в крупных торговых сетях в качестве приправы к блюдам. Аналогичный продукт используется и в церкви для магических ритуалов жиро-помазания…

Пошлый трюк с мироточением уже настолько неприличен, что его стесняются даже многие церковные иерархи. В 2001 году «Независимая газета» опубликовала интервью митрополита Нижегородского Николая Кутепова, в котором тот рассказал следующую историю: «Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась!»

Вот так вот — образованные попы разоблачают своих вороватых провинциальных коллег, телевидение рассказывает о «чуде», а прихожане с безумными глазами устремляются в такой храм, неся туда свою кровную денежку…

На протяжении долгой истории христианства фанатики верили во все, что им показывали. В святые пеленки, в которые был завернут после рождения Иисус (они экспонировались еще в начале XX века в главном соборе германского город

Икона Божьей Матери Толгская - известная святыня

В православии Матерь Божия почитается больше всех святых. Она помогает людям во всех благочестивых делах, иконы Богородицы есть в любом православном доме. Причем если обычно святого изображают каким-либо одним образом, то изображений Божьей Матери тысячи.

Иконы Богородицы называются по-разному, для того чтобы не возникало путаницы, но у каждой есть свои, только ей свойственные признаки. Таким образом, икон хоть и много, но все же их в мире определенное количество, Божью Матерь нельзя писать как угодно.

как же появились все эти иконы и для чего их такое множество? Образа Божьей Матери – первые иконы христианского мира. По преданию, самое первое изображение написал евангелист Лука, причем писал он ее с оригинала. Но все остальные изображения не были копией с того первого образа. Они появлялись в мире самыми разными способами: писались иконописцами, а потом прославлялись чудотворениями, появлялись в самых неожиданных местах (в таких случаях образ считается нерукотворным).

Например, Казанская икона Богородицы была найдена на пожарище, а Толгская икона Божией Матери – на сучке дерева, высоко над головами всех людей. Такие образа почитаются с момента своего обретения, считаются чудотворными. Икона Божьей Матери Толгская была обретена епископом Прохором, через короткое время рядом начал строиться монастырь. Сама икона названа по месту явления и теперешнего пребывания. Именно неподалеку от маленькой речушки в Толге была обретена икона Божьей Матери Толгская. С момента обретения прошло почти 700 лет, образ считается очень древним и ценным.

До революции Толгский монастырь был мужским, но за десятилетия, прошедшие после начала перестройки, восстановился как женский. Начало его возрождению было положено на заре девяностых годов, община собиралась трудно.

Но Толгская икона Божией Матери помогает насельницам монастыря. Постепенно все материальные трудности были преодолены, ремонтные работы закончены. Толгская икона – не единственная святыня монастыря. Здесь почивают мощи Святителя Игнатия Брянчанинова, чьи книги стали вновь издавать в последние годы. Сейчас икона Божьей Матери Толгская находится в Ярославской области, в Толгском монастыре. А в советские времена икона хранилась в городском музее, но в девяностые годы была передана обратно в монастырь. Сначала ее привозили сюда по праздникам: образ древний и необычайно ценный, поэтому перевозка осуществлялась в специальной машине с охраной. Но теперь в монастыре удалось создать необходимые для хранения такой старинной иконы условия. Поэтому икона Божьей Матери Толгская теперь пребывает в храме, и к ней можно приложиться в любой день. Монастырь живет размеренной жизнью, перед Толгской иконой ежедневно читаются акафисты, перед мощами служатся молебны, читается неусыпаемая псалтырь. Сестры-монашенки записывают свидетельства чудес, которые произошли по молитвам перед Толгской иконой. Каждый год в монастыре празднуется Толгин день - 21 августа, в день особенного почитания Толгской иконы Матери Божией. Сюда стекается множество паломников. После Литургии сестры раздают кедровые шишки из реликтового парка – кедровника на территории монастыря, угощают монастырским квасом. Все, кто приезжает в этот день помолиться Божьей Матери в монастырь, уезжают утешенными и радостными.

Купить икону в магазине Православных икон

Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы, именуемой Толгскою, и о чудесах от нея бывших

Во время княжения в Ярославле Благовернаго Князя Давида Феодоровича, в 1314 году, Епископ Ростовский Трифон, посещая паству свою, был в стране, где ныне монастырь преподобнаго Кирилла Белоезерского. Возвращаясь оттуда по Волге к Ярославлю, он немного запоздал и, не доходя шести верст до Ярославля, остановился вместе с бывшими при нем священниками и клириками, ночевать на берегу реки Волги, по ту ея сторону, на которой стоит город Ярославль. На противоположном же берегу за Волгою был большой лес. Ночуя на этом месте, Епископ проснулся в полночь, и увидел свет в своем стане, между тем как все бывшие с ним и даже стражи спали крепким сном.

Обратившись же к реке, он увидел на противоположном берегу Волги светлый столп, и до онаго столпа через реку мост. Епископ с ужасом и удивлением смотрел на это видение. Потом помолившись Богу, взял свой архиерейский посох, вышел из палатки своей и пошел к реке, не разбудив никого из спящих. Желая узнать причину необыкновеннаго явления, он перешел по чудному мосту через реку и, приблизившись к светозарному столпу, увидел стоящий на воздухе образ Пресвятыя Богородицы, держащей на руках Предвечнаго Младенца. Епископ принес теплую слезную молитву пред сим образом Божией Матери, и после долговременной усердной молитвы перешел опять по тому же чудесному мосту через Волгу, вошел в свою палатку и уснул до утра; между тем все спутники его еще спали, и никто не узнал о его хождении за Волгу.

Утром же, по окончании обычной утрени, когда уже все собрались опять в путь, слуги заметили, что нет архиерейского посоха; начали искать его, — и нигде не находили; а потому сказали о том Святителю. Тогда Святитель, вспомнив, что забыл жезл на противоположном берегу реки, и уразумев из сего, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было объяснено, показал рукою на Волгу, давая чрез то разуметь, где находится жезл его; ибо от множества слез он не мог произнесть ни слова. Потом, несколько успокоившись, он пересказал по порядку все, что видел за Волгою, и как там был. Затем он велел плыть на другую сторону реки и взять жезл его на том месте, которое он указал рукою.

Слуги, переехав Волгу, стали искать жезл, и обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и близ нея жезл своего архипастыря. Поклонившись иконе и взяв жезл Святительский, они возвратились к Епископу, и сказали ему о виденной ими иконе Пресвятой Богородицы. Тогда Епископ Трифон, оставив путь к Ярославлю, переехал со всеми бывшими с ним людьми за Волгу, и увидев икону Божией Матери, узнал в ней ту самую, которую видел ночью на воздухе осияваемую столпом огненным, и припадая к ней с усердным поклонением, приносил пред нею теплыя и слезныя молитвы, и срадостным благоговением лобызал ее. Возрадовались и все бывшие с Епископом, и от радости проливали токи слез, и многомолились пред образом Божией Матери. Тотчас же Епископ собственными руками начал рубить лес, и очищать место, где обретена была икона, и готовить деревья на построение церкви. В сем усердно помогали ему все с ним бывшие, и тотчас же заложили малую церковь, а к полудню и соорудили.

Между тем узнали об этом в городе Ярославле, и множество народа пришло на то место к Епископу, и, видя икону Пресвятой Богородицы, радовались и пособляли строющим. Когда церковь была сооружена; то к вечеру того же дня Епископ освятил оную, и внес в неее святую икону Богоматери. Он нарек новоустроенный храм во имя Введения Пресвятыя Богородицы, и установил праздновать явление образа августа в 8-й день. Потом Епископ повелел при той церкви быть монастырю и поставил в тот же день Игумена. С тех пор на том месте оставалась обитель, с начала малая, и, потом с течением времени все более и более устроявшаяся и умножавшаяся числом приходящих братий и усердием ревностных поклонников. Сия обитель, покровительствуемая общею Заступницею всех Богородицею, и до ныне существует, и именуется Толгскою, от реки Толги, впадающей в Волгу в том месте, где стоит сия обитель. От иконы же той, со дня явления ея, подаются многоразличныя исцеления и совершаются чудеса; о некоторых из них предложено здесь краткое повествование.

Истечение многоцелебного мира от иконы Пресвятой Богородицы

По прошествии семидесяти осьми лет от основания Толгской обители, то есть, в 1392 году, при Игумене Германе, однажды, во время совершения братиею утрени, когда на 9-й песни священник возгласил: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим; внезапно от иконы Божией Матери, из правой руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. После утрени братия пели молебен Пресвятой Богородице, и когда, в конце онаго, запели: Владычице приими молитвы раб Твоих; тогда от той же иконы, из левой ноги Предвечнаго Младенца также истекло миро, и таким образом от одной и той же иконы истекли два источника мира: один из правой руки Пресвятой Богородицы, — а другой из левой ноги Христовой. И сие миро соделалось источником многих исцелений и чудес; оно имело благодатную силу врачевать различные недуги, и больные, с верою и благоговением помазывавшиеся сим миром, тотчас получали исцеление.

Воскрешение сына одного вельможи

Один вельможа, по имени Никита, послан был царем из Москвы в страну Белоезерскую. Прибыв в Ярославль, он, с супругою, малолетним сыном и домочадцами, отправился в лодке вверх по Волге. На пути малолетний сын их заболел и по недолговременной болезни умер. Его мертваго довезли до Толгской обители, чтобы здесь погребсти. С растерзанным от горести сердцем неутешно плакали родители пред чудотворной иконою Божией Матери, ибо не имели другаго чада. Между тем тело умершего было изготовлено к погребению; приготовили гроб, и все нужное при сем случае: наконец начался самый обряд погребения, петы были погребальныя песни, и вдруг умерший отрок ожил и проговорил. Страх и радость объяли всех присутствовавших; а особенно родители, увидев сына своего живым и здравым, исполнились великой радости и в теплых молитвах благодарили Бога и Его Пречистую Матерь за неизреченное к ним милосердие.

Страницы: 12345>

Толгская икона Пресвятой Богородицы

Празднование Толгской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 августа (8 по ст. ст.). Толгскому образу Богородицы молятся о здравии.

 

Содержание

 

Толгская икона Пресвятой Богородицы. История

В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги, в шести верстах от города, в месте впадения в нее речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемуся видению. Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Исуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Ей молитвы, соединенные со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох. Наутро слуги епископа не смогли найти его посох, и Прохор рассказал им о ночном видении. Он повелел им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги исполнили повеление, и нашли на противоположном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Пресвятой Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор направился туда и повелел расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского.

Празднование обретения иконы совершается 21 августа. Известны копии с Толгской иконы Пресвятой Богородицы в следующих местностях: в Нежинском девичьем монастыре, в Воскресенской Подкубенской церкви Вологодской области; в Мценском Петропавловском монастыре Орловской области.

 

Чудеса Толгской иконы Пресвятой Богородицы

Настоятелем новой обители был игумен Герман. 16 сентября 1392 года за утреней из правой руки Пресвятой Богородицы на иконе истекло миро, от которого благоухание распространилось по всей церкви. Когда после утрени стали по случаю этого чуда служить молебен, то миро истекло из левой ножки Младенца. То и другое миро исцелило многих больных. Вскоре в монастыре случился пожар и сгорел храм, где хранилась икона. Вынести ее не успели. Все скорбели, что она погибла. Но после пожара ее нашли в чудесном сиянии в монастырской роще. Был некогда неурожай, и обитель даром кормила всех богомольцев и бедных, стекавшихся под кров Богородицы. Когда с усилением голода народу стало стекаться еще более, игумен, боясь, что братия останется сама без хлеба, отказал народу в пропитании. После этого при всей изобильности трапезы монастырская братия стала чувствовать необъяснимый голод. Игумен приказал удвоить количество трапезной пищи, но братия все оставалась голодной. Тогда понял игумен наказание Божие и велел кормить народ по-прежнему, и братия при обычной трапезе стала сыта. В 1766 году в Ярославле и его окрестностях была засуха более двух месяцев. Все растения и посевы засохли, земля потрескалась. Из Толги подняли чудотворную икону и понесли в Ярославль. Когда в городской Успенской церкви отслужили молебен, небо внезапно покрылось тучами, начался дождь, который шел трое суток. Осенью собрали обильную жатву.

Молебен перед Толгской иконой Богоматери в ярославском Успенском соборе.
Клеймо иконы «Богоматерь Толгская с клеймами». Ярославль, 1655 год

Иконография Толгского образа Пресвятой Богородицы

Иконография Толгской иконы происходит из византийской иконописи XII-XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Исуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах Младенца, Дева Мария склоняет к Нему голову. Исус обнимает Ее, прижимаясь к щеке Матери. В верхних углах — архангелы в рост, предстоящие Богородице с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков. Белые обильные пробела лучше сохранились на синих частях одежды. Подбитый красной тканью, изображенной у лба, красновато-коричневый мафорий Богородицы украшен серебряной каймой и запоной с жемчугом и цветными камнями. Охряной трон, расписанный желтым растительным орнаментом, изображен с аркатурой в три ряда; трон усажен жемчугом и цветными камнями по обрамляющей его черной полосе. На троне лежит ярко-зеленая подушка, внизу виднеется завеса этого же цвета. Под подушкой подостлан темно-коричневый ковер, шитый камнями и жемчугом, так же как и подножие, на которое опираются ноги Богородицы. Вохрение плотное, глинисто-коричневое с подрумянкой, по желтому санкирю. Оливковые и темно-красные тени приплеснуты, так же как и белильные высветления у рта, на носу и под глазами. Глаза темно-коричневые, почти черные, с ярким белильным белком. Волосы Спаса исполнены исчерна-коричневой краской по зеленоватой подготовке; на крещатом нимбе — следы написанных красками драгоценных камней. Предстоящие архангелы представлены в розовых и синих одеждах. Слева вверху над архангелом следы киноварной надписи. Звезда на лбу Богородицы, орнамент трона и крылья архангелов прописаны в XVI веке.

Толгская икона Пресвятой Богородицы. Ярославль, последняя четверть XIII в. Москва, ГТГ

На списках с Толгской иконы Богородица изображается погрудно, а Исус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богородицы.

Толгская икона Пресвятой Богородицы. Ок. 1314 г. Ярославль, Ярославский художественный музей, Ярославль

Либо Богомладенец изображается сидящим на левой руке Богородицы. Гиматий Исуса оранжево-розовый, хитон темно-синий.

Толгская икона Пресвятой Богородицы. Ок. 1327 г., Ярославль. СПБ, ГРМ

Монастыри и храмы во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы

В 1314 году епископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрел на берегу Волги в 8 верстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении образа Пресвятой Богородицы дошла до Ярославля, откуда стеклось множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню была отстроена церковь, епископ Прохор освятил ее во имя Введения во храм Богородицы, внес в нее образ Пресвятой Богородицы, названный «Толгским». В 1609 году в Смутное время поляки убили иноков Толгского монастыря. В 1625 году на территории монастыря был построен Крестовоздвиженский храм. В 1652 году был построен Никольский храм, а в 1681-1683 годах — Введенский собор. В 1893 году на территории монастыря была построена часовня в память об убиенных в 1609 году иноках. В 1928 году Толгский монастырь был закрыт советскими властями. В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырем в РСФСР. Ныне действующий монастырь РПЦ.

Толгский Введенский монастырь в Ярославле

Во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел церкви Богоявления в селе Красное-на-Волге под Костромой. Церковь была построена в 1592 году на средства дяди царя Бориса Фёдоровича Годунова, Дмитрия Ивановича. В начале XVII века к храму пристроили два придела, а в конце этого же века возвели колокольню. На протяжении всех последующих веков храм неоднократно перестраивался, а к концу XIX века практически утратил свой первоначальный облик, за исключением шатра. В 1932 году церковь закрыли, а в дальнейшем она использовалась как зернохранилище, склады, библиотека и клуб. В 1950-1960 годах в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который имел храм к концу XVII века. В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии РПЦ.

Церковь Богоявления Господня (с приделом Толгской иконы Пресвятой Богородицы) в Красном-на-Волге под Костромой

Толгская икона Божией Матери — Википедия

То́лгская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году епископу Ростовскому Прохору, и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 8 августа (по юлианскому календарю).

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века[1]. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы периода дученто[2], а В. И. Антонова грузинской школе[3]. Обе эти версии не находят поддержки. В пользу ярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения[1][3]. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII—XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века)[4]. В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ[1] и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля[4].

Иконография

Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на липовой доске размером 92 на 140 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио[5]. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил и Михаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону:

В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.

Явленная икона Толгской Богоматери

Явленная икона Богоматери Толгской

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и передана в собрание Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была передана в монастырь[6], оставаясь частью коллекции Ярославского художественного музея.

Предание

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемуся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох.[7]

Богоматерь Толгская с клеймами, 1655 год

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы — 8 августа, стал днём празднования в её честь.

Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса:[7]

  • 16 сентября 1392 года — мироточение образа во время утрени;
  • воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой;
  • конец XIV — начало XV веков — чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря;
  • 1553 год — исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор[8];
  • 1766 год — спасение Ярославля от засухи[9].

Иконография

Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на доске размером 48 на 61 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы[1]. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери.

В колорите иконы преобладают темные краски — красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски.[4]

Для придания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший ныне название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург).

Он выполнен не столь эмоционально, как явленная икона, и в ряде деталей имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере, что на двух других списках.

Храмы

На рубеже XVII и XVIII веков храмы в честь Толгской Богоматери строились не только в Ярославле (тёплая церковь Власьевского прихода, одноглавая церковь рядом с Успенским собором), но и в московских монастырях — Высокопетровском и Николо-Перервинском.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Толгская икона Божией Матери в Толгском монастыре

День обретения Толгской иконы Божией Матери — особый праздник для Ярославской земли. Во все времена и ярославцы, и богомольцы со всех концов России просили у Пресвятой Её помощи и покрова. 21 августа, в день обретения святыни, Свято-Введенский Толгский монастырь принимает гостей со всей России.

Толгская икона Божией Матери

В этом году исполняется 25 лет со времени восстановления обители, переданной Церкви одной из первых, еще во времена Советского Союза. За эти годы Толгский монастырь поднялся из руин и засиял светом веры и вечной надежды. Традиционно накануне Толгиного дня, 20 августа, совершается крестный ход по Ярославлю с чудотворным списком Толгской иконы Божией Матери. Отчасти крестный ход повторяет путь святителя Трифона, основателя обители. Часть пути преодолевают на кораблике по Волге.

В этом году множество паломников из разных городов специально прибыли поучаствовать в этом крестном ходе и в торжествах на Толге, помолиться перед образом Божией Матери. Этот древний образ на протяжении последних десяти лет пребывает в построенной специально для него обители и хранится согласно всем требованиям передавшего его Церкви музея.

20 августа 2003 года Толгская икона Божией Матери была возвращена в монастырь. Это успешный пример соработничества государства и Церкви: святыня вернулась в Церковь благодаря губернатору Ярославской области Анатолию Ивановичу Лисицыну и архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу, ныне митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому. На протяжении десятилетия все обязательства и соглашения полностью выполняются обеими сторонами.

Про Свято-Введенский Толгский женский монастырь можно сказать — во многом первый: первый был передан, первый налаживал монашескую жизнь, первый отстраивался и восстанавливался, первый принял святыню земли Русской, первый ее достойно хранит.

Любой богомолец в любой день с 7 утра до 9 вечера может помолиться перед чудотворной Толгской иконой Божией Матери, но завтрашней день в этой древней обители — особый, главный праздник. В следующем году исполнится 700 лет со времени основания монастыря и обретения иконы. К этой знаменательной дате на Толге уже готовятся.

Толгская икона Божией Матери













































Толгская икона Божией Матери | Благоздравница

Толгская икона Божией Матери
(Изображение с сайта troickiyhram.prihod.ru)

Явление образа Толгской Богоматери относят к 1314 году.

Как гласят православные предания, епископ Прохор из Ростова ночевал недалеко от реки Толга. Он был разбужен странным видением: на противоположном берегу реки ему явилась Богоматерь с младенцем в огненном столпе.

Епископ поспешил к видению, чтобы совершить перед ним молитву. После вернулся назад к месту ночлега, но оставил у места явления по забывчивости посох. Утром вместе с посохом была найдена на берегу и икона Богоматери. Неподалеку от этого места был основан Толгский монастырь.

Прославился образ широко на территории России с момента, когда было засвидетельствовано мироточение иконы в 1392 году. От мира, исходившего из образа, исцелялись многочисленные больные. В качестве особенного случая исцеления предания сохранили данные о чудесном воскрешении младенца, которого родители привезли хоронить. После молитв перед образом он вернулся к жизни.

Когда церковь с иконой сгорела в пожаре, сам образ нашли непострадавшим. Это событие верующие расценили как знак великого потенциала образа. Также именно с Толгским образом Богоматери связывают исцеление Ивана Грозного в 1533 году. Его принесли в храм с иконой, так как он не был в состоянии ходить — у царя отказали ноги. Перед иконой произошло его полное исцеление.

В 1766 году в Ярославской области была сильная засуха. Жители городов и деревень усердно молились перед Толгским образом — и их урожай был чудесным образом спасен. Проливные дожди обильно пропитали землю. С тех пор Толгская икона считается покровительницей Ярославской области.

Икона Толгской Богоматери
(Изображение с сайта upload.wikimedia.org)

Сегодня явленный Толгский образ Богоматери находится в Ярославском Толгском монастыре в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Ярославская область, г. Ярославль, пос. Толга, 1). Почитаемый чудотворным список образа находится также в церкви в честь Толгской иконы Богоматери в Высоко-Петровском монастыре (Москва, улица Петровка, дом 28/2).

К образу обращаются верующие, страдающие от разных заболеваний широкого диапазона степени тяжести. Икона считается особой помощницей при заболеваниях суставов, проблемах с ногами, опорно-двигательным аппаратом, а также при острых кожных заболеваниях. Образ неоднократно помогал в исцелении болезней обмена веществ, имеющих хронический характер и тяжелое течение. К иконе с молитвой обращаются те, кому предстоят сложные операции.

Толгская икона Божией Матери — Википедия

То́лгская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году епископу Ростовскому Прохору, и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 8 августа (по юлианскому календарю).

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века[1]. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы периода дученто[2], а В. И. Антонова грузинской школе[3]. Обе эти версии не находят поддержки. В пользу ярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения[1][3]. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII—XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века)[4]. В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ[1] и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля[4].

Иконография

Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на липовой доске размером 92 на 140 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио[5]. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил и Михаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону:

В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.

Явленная икона Толгской Богоматери

Явленная икона Богоматери Толгской

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и передана в собрание Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была передана в монастырь[6], оставаясь частью коллекции Ярославского художественного музея.

Предание

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемуся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох.[7]

Богоматерь Толгская с клеймами, 1655 год

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы — 8 августа, стал днём празднования в её честь.

Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса:[7]

  • 16 сентября 1392 года — мироточение образа во время утрени;
  • воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой;
  • конец XIV — начало XV веков — чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря;
  • 1553 год — исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор[8];
  • 1766 год — спасение Ярославля от засухи[9].

Иконография

Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на доске размером 48 на 61 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы[1]. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери.

В колорите иконы преобладают темные краски — красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски.[4]

Для придания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший ныне название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург).

Он выполнен не столь эмоционально, как явленная икона, и в ряде деталей имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере, что на двух других списках.

Храмы

На рубеже XVII и XVIII веков храмы в честь Толгской Богоматери строились не только в Ярославле (тёплая церковь Власьевского прихода, одноглавая церковь рядом с Успенским собором), но и в московских монастырях — Высокопетровском и Николо-Перервинском.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Толгская икона Божией Матери - это... Что такое Толгская икона Божией Матери?

Толгская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 8 августа (по юлианскому календарю).

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века[1]. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы периода дученто[2], а В. И. Антонова грузинской школе[3]. Обе эти версии не находят поддержки. В пользу ярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения[1][3]. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII—XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века)[4]. В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ[1] и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля[4].

Иконография

Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на липовой доске размером 140 на 92 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио[5]. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил и Михаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону:

В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.

Явленная икона Толгской Богоматери

Явленная икона Богоматери Толгской

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и передана в собрание Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была передана в монастырь[6], оставаясь частью коллекции Ярославского художественного музея.

Предание

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох.[7]

— Димитрий Ростовский. Жития святых. 8 августа

Богоматерь Толгская с клеймами, 1655 год

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы — 8 августа, стал днём празднования в её часть.

Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса:[7]

  • 16 сентября 1392 года — мироточение образа во время утрени;
  • воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой;
  • конец XIV — начало XV веков — чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря;
  • 1553 год — исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор[8];
  • 1766 год — спасение Ярославля от засухи[9].

Иконография

Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на доске размером 61 на 48 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы[1]. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери.

В колорите иконы преобладают темные краски — красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски.[4]

Для придания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III

Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург).

Он выполнен не столь эмоциональным, как явленная икона и в ряде деталей он имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере что на двух других списках.

Храмы

На рубеже XVII и XVIII веков храмы в честь Толгской Богоматери строились не только в Ярославле (тёплая церковь Власьевского прихода, одноглавая церковь рядом с Успенским собором), но и в московских монастырях — Высокопетровском и Николо-Перервинском.

См. также

Примечания

Ссылки


Смотрите также