Никого не критикуйте.

Опубликовано: декабря - 15 - 2014

Никого не критикуйте.
Хило, Гавайи, 7 февраля 2005.

Однажды Шрила Бхактисиддханта Сараствати Тхакур послал нескольких преданных проповедовать в Бенгалию, и их проповедь имела большой успех. Они хотели основать проповеднический центр и спросили Шрилу Бхактисиддханту Сараствати Тхакура: «Что мы должны делать?» Он ответил: «Я буду очень счастлив, если вы организуете проповеднический центр. Когда у вас будет всё готово, я приеду на открытие храма в обществе многих преданных». Они начали строительство центра, работали день и ночь – для того чтобы порадовать Шрилу Прабхупаду когда он приедет. Итак, преданные построили прекрасный храм и подготовили Божества, которые должен был установить их духовный учитель. В полдень в храм прибыл Шрила Прабхупада. Увидев храм и Божеств, он был очень обрадован и доволен. Он спросил: » Где же тот брахмачари, который приехал сюда первым, тяжело и старательно трудился и все так прекрасно устроил?» Преданные ответили: «Учитель, этот преданный был очень хорошим брахмачари, но затем он привлекся одной женщиной. Мы так сильно упрекали за его поведение, что он покинул это место». Шрила Прабхупада очень расстроился и сказал: » Я больше не хочу чтобы здесь основывали проповеднический центр и устанавливали Божества. Вы знаете, в этом мире мы проливаем сотни литров крови, чтобы вызволять джив из объятий майи, и если кто-то ошибается, то всё ошибки будут смыты благодаря его служению Хари, Гуру и Вайшнавам. Но вы строго отнеслись к нему, и он ушёл. Поэтому я не хочу здесь создавать центр. Найдите его и приведите ко мне, иначе я уеду». Все преданные были очень озабочены. Они везде искали этого преданного, который привязался к женщине. Шрипад Мадхава Махарадж, которого в то время звали Хайагрива брахмачари, узнал его приблизительное местонахождение. Он принёс извинения этому брахмачари и сказал: «Пожалуйста, прости меня. Шрила Прабхупада очень недоволен нами. Пожалуйста вернись.» Брахмачари начал плакать и сказал: «Прабхупада очень милостив. Работая сторожем, вдалеке от преданных, я не был счастлив. Я хотел вернуться, но думал: «Как я смогу показаться на глаза преданным?» Поэтому я не возвращался. Но Шрила Прабхупада позвал. Он бесконечно милостив! Он даже более милостив, чем Господь Кришна». Плача, он побежал к Шриле Прабхупаде, ощущая в сердце «прохладу» близости лотосных стоп своего Гуру Махараджа. Все его анартхи были уничтожены в тот же миг.

Итак, никого не критикуйте – ни преданных, ни обычных людей. Об этом говорится в Шримад-Бхагаватам (11.28.1-2) 

шри-бхагаван увача
пара-свабхава-кармани
на прасамсен на гархайет
вишвам экамакам пасйан
пракритйа пурушена ча

«Верховная Личность Бога сказал: «Никто не должен ни восхвалять, ни критиковать обусловленную природу и деятельность других личностей. Лучше, если каждый будет воспринимать этот мир, как комбинацию материальной природы и наслаждающихся джив, в связи с Абсолютной Истиной».

пара-свабхава-кармани

йах прасамсати ниндати

са ашу бхрасйате свартхад

асатйа абхинивесатах

«Кто бы ни восхвалял или критиковал качества и поведение других, скоро сам отклонится с пути преданного служения, запутавшись в иллюзорной двойственности». 
Не прославляйте мирских личностей, какие бы хорошие или плохие они не были. Освободить дживу из когтей майи очень и очень трудно. Вожделение или любая другая привязанность, которая присутствует в сердце любой личности, уйдёт очень скоро, если человек повторяет, памятует и слушает хари-катху. Будьте очень осторожны. Не критикуйте преданных или непреданных. Вначале посмотрите на своё положение, и попытайтесь сами очиститься. Нет ли у вас вожделения? Нет ли у вас кутинати, склонности к обману? Переживайте за это; не беспокойтесь за других. За других побеспокоятся Шри Гуру и Господь Шри Кришна. Вы не сможете ничего сделать, чтобы помочь им, поэтому у вас нет права критиковать.

Об этом говорится в следующем стихе:

наста-прайешу абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагавати уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики

Ш.-Б. 1.2.18

«Благодаря регулярному посещению лекций по Бхагаватам и служению чистым преданным, всё, что беспокоит сердце, будет полностью уничтожено, и любовное служение Личности Бога, которого восхваляют в трансцендентных песнях, несомненно постепенно проявится «.

Что такое аништхита-бхакти? (Шрила Нараяна Махарадж просит Шрипада Мадхаву Махараджа объяснить шесть типов аништхита-бхакти).

Следующие шесть видов неустойчивого бхакти (аништхита-бхакти), как объясняется в «Мадхурйа-кадамбини» Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура.

Утсаха-майи: Ребёнок брахмана, который только что начал изучать грамматику, и у него что-то немного начинает получаться, думает, что немедленно станет знатоком, заслуживающим всеобщее внимание. Обычно, начинающий преданный, в самом начале преданного служения, может иметь смелость полагать, что всё изучил. Это называется утсаха-майи или ложный энтузиазм.

Гхана-тарала: Иногда ребёнок во время обучения прилагает усилия, а иногда, неспособный понять школьные предметы или просто ленясь, перестает стараться. Точно также, действует начинающий преданный – иногда практикует различные формы преданного служения, а иногда нет. Иногда он старается, а иногда вообще не проявляет никакого интереса. Такое поведение называется гхана-тарала, нестабильность в преданном служении.

Вйудха-викалпа: «Провести ли мне свою жизнь счастливо с семьёй, помогая жене и детям стать сознающими Кришну и поклоняясь Господу? Или же я должен оставить их и уехать во Вриндаван, и полностью посвятить себя самосовершенствованию, проводя всё свое время в слушании и воспевании, не отвлекаясь ни на что другое? Или же мне подождать, пока, насладившись всеми видами удовольствий, я пойму, что весь материальный мир – это лишь лесной пожар страданий? А может будет лучше отречься прямо сейчас? Таким образом преданный колеблется в своем выборе между жизнью в отречении и семейной жизнью, принимая то одну, то другую сторону. Это называется вйудха-викалпа или переменчивость ума.

Вишайа-сангара: Видя, что материальные удовольствия насильно уносят его и разрушают стабильность в служении Кришне, преданный решает оставить свои привязанности, и принять прибежище святого имени. Но очень часто его попытки отречения заканчиваются наслаждением тем, что он пытался оставить. Происходит постоянная борьба с желаниями чувственных наслаждений, которые возникают из прошлых привычек, в которой он иногда одерживает победу, а иногда поражение. Это называется вишайа-сангара, или неспособность полностью оставить чувственные удовольствия.

Нийамакшама: Затем преданный решает: » С сегодняшнего дня я буду повторять столько-то кругов джапы и приносить столько-то поклонов. Также я буду служить преданным. Я не о чём не буду говорить, кроме как о Господе, я не буду общаться с людьми, которые кого-то обсуждают». Хотя преданный даёт так много обещаний каждый день, он не всегда может их сдерживать. Это называется нийамакшама или неспособность следовать взятым на себя обетам.

Таранга-рангини: Хорошо известно, что природа бхакти привлекательна, поэтому многие люди привлекаются преданными. И, благодаря вниманию общества, преданный становится богатым. Благодаря бхакти приходит много материальных достижений, почёт и положение (лабха, пуджа, пратиштха). Но это лишь сорная трава, душащая росток бхакти. Положение того, кто ищет удовольствий (ранга) от этих, подобным сорнякам, временных материальных удобств, которые, по сравнению с океаном бхакти, подобны нескольким небольшим волнам (таранга), называется таранга-рангини, наслаждение незначительными побочными плодами бхакти.

(Мадхурйа-кадамбини, с.15-18)

Слушайте очень внимательно. Держите это объяснение в своём сердце, и пытайтесь следовать тому, что услышали.

У того, кто прошёл этот уровень – нет больше апарадх (оскорблений), нет хридайа-дурбалйи (слабости сердца), нет асат-тришны (желания временных удовольствий), и нет сварупа-брахмы (привязанности и следования ложным философиям ). Однако всё ещё остаются другие анартхи (недостатки), такие как лайа, викшепа, апратипатти, кашайа, расасвада и другие, описанные в «Мадхурйа-кадамбини» Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура.

Лайа означает сонливость во время киртаны, смараны и шраваны (джапы) , возникающие от незаинтересованности, которая возникает из-за недостаточного изучения предмета, неразвитых взаимоотношений с бхакти и отсутсвия четкого понимания природы души и его истинного счастья, а также вкуса к бхакти, которым можно заразиться от милостивых и сострадательных преданных .

Викшепа означает отвлечение ума материальными темами во время преданного служения (например, пустые разговоры и посторонние мысли во время джапы).

Апратипатти – это неспособность сосредоточить ум в киртане и другом служении, даже несмотря на отсутствие лайи и викшепы.

Кашая означает cклонность к таким качествам как гнев, жадность и гордость.

Расасвада означает неспособность сосредоточить ум в киртане и других видах преданного служения в присутствии материальных чувственных удовольствий.

Ништхита-бхакти проявляется когда все эти недостатки уже отсутствуют. Мы с вами полностью разберём все эти темы. Нужно очень постараться, чтобы быстро пройти через много стадий. Не так-то легко обрести прему и особенно враджа-гопи-бхаву. Достичь её можно через тысячи и тысячи рождений. Сейчас же вы можете придти на стадию, на которой сможете слушать и воспринимать хари-катху. Если вы упустите эту возможность – всё будет потеряно. С другой стороны, если вы будете следовать процессу, все анартхи полностью уйдут.

В Шримад-Бхагаватам говорится:

катха имас те катхита махийашам
витайа локешу йашах парейашам
виджнана-вайрагйа-вивакшайа вибхо
вачо-вибхутир на ту парамартхйам

Шрила Шукадева Госвами сказал: «О могущественный Парикшит, я поведал тебе рассказы о всех этих великих царях, чья слава распространилась по всему миру. В действительности моей целью было научить тебя трансцендентному знанию и отречению. Истории царей наполняют повествования силой и могуществом, но сами по себе не являются высшим аспектом знания». (Ш.-Б. 12.3.14)

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в своей «Шримад Бхагаватарка-маричи-мале», что так много царей, таких как Пуру, Уттанапада, его брат Прияврата и другие, исчезли. Шрила Шукадева Госвами говорил: «Я описал истории этих царей в «Шримад-Бхагаватам». Зачем я сделал это? Эти повествования не составляют высшего трансцендентного достижения сами по себе. Что тогда в них? Вайрагйа-вивакшайа (отречение с желанием знания). Что стало с ними? Они не были счастливы. Шри Нарада поведал аллегорическую историю Пуранджаны царю Прачинабархи. Пуранджана не был удовлетворён своей женой, детьми и царством; он был обманут.

Вы должны понять учение Бхагаватам, и затем непривязанность к мирскому чувственному удовлетворению войдёт в ваше сердце. Если вы слушаете хари-катху, повторяете святое имя и совершаете все виды духовной деятельности, отречение должно постепенно придти.

Мы должны слушать все темы, такие как истории великих царей, упомянутые выше, и только затем 10 Песнь «Шримад-Бхагаватам», описывающую сладкие игры Господа Кришны. Вначале утвердитесь на начальном уровне, а затем слушайте славу игр Господа (лила-катху). Мы попытаемся объяснить Его славу, описанную в 10 Песни, в следующие три дня. Мы обсудим анартха-нивритти, а завтра попытаемся прославить игры Господа Кришны.

Гоура премананде!