муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих

«Мукти это освобождение от гун и достижение своей сварупы».
Главным качеством освобождения является обретение нитйа-самбандхи (вечной связи) с Богом, основанной на том виде любви, которая должна быть у атмы. Вторичным признаком является брахма-бхута – свобода от гун материи.
Когда гаудийи говорят о сварупе, то они подразумевают также ту землю, на которой должно пребывать живое существо после обретения истинного освобождения. Этот аспект сварупы дживы называется васа. Васа входит в перечень одиннадцати составляющих сварупы души. Если васа не достигнута хотя бы на уровне сознания (через медитацию на уровне зрелой рагануга-садханы), то такое освобождение нельзя называть освобождением в полном смысле этого слова, поскольку процесс достижения своего изначального положения не завершён, даже если живое существо уже свободно от гун материальной природы, и даже если оно находится за пределами материальной вселенной.
Есть и другой аспект этого вопроса. Вайшнавы признают факт освобождения, даже если душа пребывает в материальном мире в стихе («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.187):

 

  иха йасйа харер дасйе кармана манаса гира
никхиласв апй авастхасу дживан-муктах са учйате

«Тот, кто посвятил свое тело, ум, разум и речь служению Кришны, является освобожденной душой, даже если он находится в этом мире и занят разнообразной деятельностью, которая может показаться материальной».
Однако этот стих необходимо понимать правильно. Тут речь идёт не о той дживе, которая, став мадхйама-адхикари, добилась освобождения, или уттама-каништхе, который только начал развивать свою любовь к Кришне. В этом стихе говорится о совершенной душе, пришедшей из духовного мира и служащей Богу как в духовном мире в теле нитйа-сиддхи, так и в материальном мире в качестве идеального преданного. Если совершенная душа, достигшая сварупа-сиддхи, пребывает в материальном мире, и кажется, что её тело материально, тем не менее следует считать её полностью освобождённой. Такие души становятся понятными для несовершенных душ только через призму бхакти-шастр.

Теперь о другой части Вашего вопроса. С Вайкунтхи нельзя попасть на Голоку, т.к. для того, чтобы попасть на Голоку, необходима особая форма любви. Она называется мадхурйа-према. Такая любовь свободна от благоговения и почтения к Богу. Что касается жителей Вайкунтхалок (обителей разных форм Нараяны), то они (жители) все благоговеют перед Богом, как перед Высшей Абсолютной Истиной. Враджаваси, в свою очередь, даже не знают о том, что Кришна Бог. Именно такое настроение и предпочитает Шри Кришна, поскольку оно способствует очень близким и непринуждённым отношениям с Ним. Кришна размышляет так («Ч.-ч», Ади, 4):

 

аишварйа-джнанете саба джагат мишрита
аишварйа-шитхила-преме нахи мора прита

«Вся вселенная проникнута сознанием Моего величия, но любовь, ослабленная благоговейным трепетом передо Мной, не приносит Мне удовлетворения» (стих 17).

 

амаре ишвара мане, апанаке хина
тара преме ваша ами на ха-и адхина

«Если человек чтит Меня как Верховную Личность Бога, а себя считает Моим нижайшим слугой, его любовь ко Мне не покорит Моего сердца и не возымеет власти надо Мной» (стих 18).

 

мора путра, мора сакха, мора прана-пати
эи-бхаве йеи море каре шуддха-бхакти
апанаке бада мане, амаре сама-хина
сеи бхаве ха-и ами тахара адхина

«Тот, кто испытывает ко Мне чистую любовь и преданность и считает Меня своим сыном, другом или возлюбленным, и кто, сознавая собственную значимость, относится ко Мне как к равному или даже покровительствует Мне, обретает власть надо Мной» (стихи 21-22).
В этих стихах Кришна показывает, какой дух должен быть у тех, кто достоин войти в Его обитель. Есть два вида любви к Богу:
1) аишварйа-према
2) мадхурйа-према.
Мадхурйа-према – это как раз и есть то, что необходимо обрести в садху-санге от вечных спутников Шри Радхи и Кришны. Они живут только на Голоке и иногда появляются в материальной вселенной ради спасения тех джив, которым суждено Самим Богом тоже оказаться на Голоке. На Вайкунтхалоках, где царствует аишварйа-према, таких садху нет, а значит, обучаться там кришна-бхакти невозможно. На Вайкунтхалоках другое настроение. Мадхурйа-према является ключом к тому, чтобы уйти в обитель Кришны. Без мадхурйа-премы джива не отворит дверь Вриндавана. Однако кто даст дживе этот ключ на Вайкунтхе, чтобы она оказалась на Голоке? Жители Нараяналок не имеют такого настроения у себя, а значит, не смогут дать его тем, кто желает попасть с Вайкунтхи на Кришналоку.
В «Брихад-бхагаватамрите» Шрила Санатана Госвами описал путешествие Гопа-кумара. Этот герой «Брихад-бхагаватамриты» показал пример того, как может выглядеть прогресс в духовной жизни. Вначале он был жителем Земли. Потом, благодаря практике, он стал Индрой в раю и позже даже занял пост творца материального мира — Брахмы. Однако после этого, в поисках Кришны, он попал на Вайкунтху. Придя в обитель Нараяны, он хотел найти там Враджендранандану Кришну, но ему не смогли там помочь в этом. По милости садху, Он был направлен в Бхаума-Вриндаван, тот Вриндаван, который находится на Земле. Возвратившись с Вайкунтхи снова в материальный мир и родившись в Гокуле, возле Говардхана, он смог позже развить должный уровень бхакти и ту бхаву, которая гарантировала ему через некоторое время перенесение на Голока Вриндавану. Гопа-кумар обрёл сакхйа-бхаву и стал вечным другом Кришны, пастушком коров.
В нашей линии Гаудий нужно понять необходимость дополнительного рождения во Вриндаване из лона гопи. Без этого рождения попасть на Голоку будет почти что невозможно. В этой кришна-бхакти-садхане есть свои условия игры. Обретение салокйа-мукти (возможности жить на одной планете вместе с Кришной) – это результат. В каждом результате соединяются два составляющих:
1) внутренние причины
2) внешние условия.
Под внутренней причиной попадания во Врадж имеется в виду особый вид трансцендентной жадности, пракриштх-лобха. Эта жадность именуется на санскрите лобха. Без неё невозможно войти в игры Кришны. Эта жадность является основой неукротимой премы. Если любовь слабая, то на неё будут довлеть различные обстоятельства или чувства. Разумность и прагматизм, этикет и здравый смысл могут удерживать любовь или сильное пристрастие. Однако когда лобха проявлена в высокой степени, то сознание, опираясь на неё, сметёт все преграды. Для высокой и настоящей любви нет никаких границ. Эту лобху джива не может обрести своими усилиями или имитацией, она не является порождением мирских ума или чувств. Лобха приходит благодаря общению с теми вайшнавами, которые ею обладают. Переняв эту духовную жажду от них, можно стремительно развиваться в своей садхане и быстро извлекать саму суть из всего, что может привести к великой цели. Духовная жадность обостряет духовное зрение. Она позволяет видеть в «темноте». Пример такой лобхи можно увидеть у гопи Враджи. Они самый яркий пример этого. Для них не существует правил, которые могли бы встать между ними и Кришной. Гопи просто не принимают их в расчёт. Радхарани — лучшая среди них. Она целомудренна в высочайшей степени, поскольку не позволяет никаким обстоятельствам нарушить поток Своей любви, направленный к Враджендранандане Кришне. Никто не в силах удержать Её дома: ни муж, ни Джатила, ни Кутила, ни мнение жителей всей деревни, ни наказания, ни социальные правила, установленные законами Ману или Ягьявалкьей. Враджа-према не обязана учитывать законы низшего мира. Законы Земли не для тех, кто живёт принципами кришна-премы.
Истинную лобху характеризует ещё одно качество — это способность усиливаться от существующих препятствий. Чем больше их проявляется на пути к Богу, тем сильнее напор этой жадности. Она как стремительная река, которая на некоторое время может быть перекрыта плотиной. Слабая река удерживается заграждением, а сильную реку долго удержать невозможно. Когда-то придёт время, и она так сильно надавит на препятствие, что сметёт его напрочь, не оставив от него и следа. Радха подобна этой реке. Она всегда найдёт возможность встретиться с Кришной. Вот это пример для истинных Гаудий, который позволяет лучшим образом понять характер враджа-лобхи. Неукротимость характеризует такую жажду.
Под внешними обстоятельствами можно рассмотреть два фактора:
1) настроение Господа
2) настроение Его вечных спутников.
Настроение Господа должно соответствовать той лиле, в которой мы планируем обрести вечное прибежище. У Бога есть два основных настроения: айшварья и мадхурья. Они уже перечислялись выше в цитируемых стихах из «Чайтанья-чаритамриты», Ади-лилы, 18, 21-22. Настроение айшварьи существует для айшварья-лил Бхагавана, а настроение мадхурьи для Его мадхурйа-лил. Существует настроение Бога, где Он чтит, устанавливаемые Им Самим правила. Это Его настроение называется дхармагья. В этом состоянии сознания Он чтит и полностью соблюдает те законы, которые Сам устанавливает для живых существ. Большинство экспансий Бога — дхармагья. Эти экспансии известны под такими именами, как Рамачандра, Чайтанья (после того, как Он принял санньясу), Нара и Нараяна Риши, Вишну, Дваракадиш Кришна. Но Враджендранандана Кришна не таков. Он полностью покорён принципами неограниченной ничем любви. Такая любовь царит во Врадже. Он самый большой нарушитель правил и предписаний, которые устанавливает Он Сам в шастрах. Именно от Него идут идеи трансцендентного произвола. Кришна — олицетворение исключения из собственных правил. Тот, кто поддерживает это настроение произвола и пропитывается им, становится дорог Ему. Однако следует уяснить для себя очень чётко, что эта концепция не для неофитов — анархистов, которые не чтят совсем никаких правил. Для того, чтобы проникнуться описанным выше настроением, необходимо пройти по пути правил, установленных великими преданными Кришны — ачарьями. Они утвердили эти правила для того, чтобы подвести душу к тому настроению, которым живёт Враджендранандана. Эти правила лежат в основе бхакти-садханы, которая подразумевает строгое следование всем законам духовной дисциплины для очищения и образования (обучения и формирования) души. Пренебрежение этими правилами никогда не позволит приблизиться к Кришне даже на самое малое расстояние.
Настроение нитйа-парикаров – вечных спутников Кришны, также важно для тех, кто хочет обрести даршан Враджендрананданы Кришны. Общаясь с такими душами, можно получить от них ту неуёмную духовную жажду, которая пропитывает их сердца. У вайкунтхаваси тоже есть своего рода жажда, но она не такая сильная как у паришадов (спутников) Кришны. Благодаря жажде, которая подобна жажде жителей Вайкунтхи, джива достигает Вайкунтхи. Жажда жителей Враджи приводит во Врадж. Подобное притянет к подобному. Гопа-кумар, развив жажду до уровня жажды вайкунтхаваси, после того, как оставил материальную вселенную, пришел в обитель Нараяны, хотя в своём сознании был устремлён к Вриндавану. На Вайкунтхе он не смог найти своего Господа, которого искал, и мудрый Нарада Муни дал ему очень важное понимание, которое прояснило Гопа-кумару причину его неудовлетворённости. Нарада сказал ему: «В образе Нараяны Господь не явит тебе той премы, которой ты жаждешь. Он её попросту не проявляет. Ты не сможешь удовлетворить своё желание шутить с Ним или фривольно беседовать. Это невозможно в такой обители как Вайкунтха. В этой обители всё будет тебе препятствовать в этом».
Нарада отправил Гопа-кумара снова в материальный мир для того, чтобы тот обрёл всё необходимое для перехода в нитйа-вриндаван. Там он должен был обрести новое рождение. Однако это рождение нельзя назвать обычным. Такое рождение трансцендентно и поэтому лишено изъянов, которые присущи тем, кто рождается, движимый кармой и гунами. Рождение в Бхаума-Вриндаване духовно, поэтому не следует его избегать или бояться. Это то, к чему следует стремиться, так как без этого рождения у нас не будет должного опыта для вечной жизни в нитйа-вриндаване.
Шрила Нараяна Махарадж говорит: «Человек изучает закон, а затем сдает экзамен, но разве это позволяет ему сразу стать судьей? Сначала он должен набрать практический опыт, какое-то время работая в суде, только затем он сам сможет стать судьей. Точно так же, родившись во Вриндаване этого мира, человек должен сначала пройти у кого-то непосредственное обучение. Например, невестка попадает в дом свекрови. Она не умеет готовить, чистить горшки, подавать пищу, и потому каждый день её будут ругать. Но члены семьи обучат ее всему. Свекровь скажет ей: «Дочь моя, сегодня я плохо чувствую себя, ты приготовишь еду. Тебе также нужно будет помыть горшки и подмести пол. Мне нужно отдохнуть, и поэтому тебе нужно будет приготовить роти. Это делается так…». Прибегнув к такой хитрости, они на практике научат ее всему. Где ещё человек действительно научится служить, как это делают гопи духовного мира? Нигде, как только в проявленных лилах Бхагавана в Гокуле Враджа. Он научится всему, какое-то время живя с нитья-сиддха бхактами. Человека невозможно отправить непосредственно на Голоку, пока он до конца не осознает свою роль в играх Кришны. Поэтому прежде необходимо родиться в проявленном тут Врадже, неважно, находимся ли мы в дасье, сакхье, ватсалье или мадхурье — нужно обучиться этому там» (Из книги «За пределы Вайкунтхи»).
Нарада Муни всесторонне объяснил Гопа-кумару как следует жить, что искать и где, если хочешь полностью удовлетворить потребности своей души, учитывая то, что её предназначение служить Кришне во Врадже. Он сказал ему: «На Вайкунтхе твоё желание обрести прему, отвечающую твоей вечной сварупе, никогда не исполнится. Твоя сварупа в вишрамбха-сакхйа-бхаве (быть другом в настроении равного). Такую бхаву ты не найдёшь у жителей Вайкунтхи, Айодхьи, Мадхуры или Двараки. Она есть только во Врадже».
Это и есть ответ на поставленный изначально тут вопрос. С Вайкунтхи нельзя попасть во Врадж. Это возможно только, пройдя обучение в Бхаума-Вриндаване. Враджа-према должна созреть до должного уровня. Пока она не созрела, она не сможет привести туда, куда мы хотим.
Идея о том, что кто-то достигает Вриндавана, минуя Бхаума-Вриндаван ложны. Я слышал о том, что такие поверхностные представления имеют своё место в некоторых вайшнавских организациях, которые до некоторой степени оторваны от парампары. Более того, когда в России Сознание Кришны было представлено фактически только одной организацией, в ней долгое время существовало представление о том, что Кришну можно достичь сразу после смерти этого тела, нужно лишь повторять шестнадцать кругов на чётках, следовать регулирующим принципам и немножко что-то делать для Кришны. Такое представление существовало в активной форме вплоть до начала этого тысячелетия. Даже сейчас больше чем половина практикующих преданных думают именно так, поскольку не знают наставлений бхакти-шастр.
Весь секрет в настроении, а не во внешних усилиях. Даже если практиковать двадцать четыре часа в сутки шуддха-бхакти, но при этом не иметь должной самбандхи (отношений) с Кришной, невозможно достичь нитйа-вриндавана. Эта обитель является сиддха-стхали – местом, где живут сиддхи (совершенные души), а не садхаки (совершенствующиеся). Доказательством необходимости дополнительного рождения даже после обретения премы к Кришне являются слова Шрилы Рупы Госвамипада в «Уджджвала-ниламани»:

 

тад бхава баддха-рага йе джанас те садхане ратах
тад йогинам анурагаугхам прапйоткантханусаратах
та экашо тхава дви-трах кале кале врадже бхаван

«Те, кого привлекает настроение враджаваси, совершают садхана-бхаджан согласно правилам рага-марга. Когда они обретают бесценное для рагануга-бхаджана страстное желание, в соответствии с ним в должное время они рождаются во Враджабхуми. Они приходят во Врадж по одиночке или группами из двух-трёх человек».
Также Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отвечает на данный вопрос следующим образом: «Возникает вопрос: «Почему садхака, достигший премы, по оставлении тела не может непосредственно получить тело в апраката-врадже (на Голоке), минуя рождение из лона гопи и, минуя общение с нитйа-сиддха-гопи, от которых садхак должен получить такие настроения, как снеха и т.д.?» Ответ таков: «Потому  что это противоречит подобным человеческим отношениям, которые царят во Врадже. Не родившись из лона гопи, преданный не может ответить на вопросы (которые ему зададут сиддхи): «Что ты за сакхи? Чья ты дочь? Чья сноха или жена?»
Также важно ответить на другой вопрос: «Почему достигшие совершенства садхаки не могут родиться в апраката Вриндаване из лона гопи?» Ответ таков: садхакам, или обусловленным душам (обусловленным авидьей в понимании своей нитйа-сварупы), закрыт вход в трансцендентный Шри Вриндаван, который находится за пределами материальной реальности и который доступен только сиддхам, достигшим совершенства душам.  Поскольку трансцендентный Врадж — это обитель совершенных душ, там нет места садхане, которая позволяет обрести снеху и т.д. Поэтому прежде чем дать преданному непосредственное общение с Кришной, Йогамайя переносит его во Вриндаван, существующий в материальной вселенной. Он рождается там во время игр Шри Кришны, чтобы достичь совершенства как в настроениях снехи так и в других. Очевидно, что карми, садхака-бхакты и сиддха-бхакты, — все приходят во Вриндаван, проявленный в материальной вселенной, и потому он является обителью как садхак, так и сиддх. Преми-бхакты рождаются из лона гопи в той вселенной, где в настоящее время происходит вриндавана-лила» («Рага-вартма-чандрика», текст 7).
Важно понимать, что после стадии премы, которую достигают садхаки в материальном теле, должны также проявиться и другие более сильные стадии и признаки любви. Эти стадии известны как снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и маха-бхава. Если джива практикует враджа-садхану ради обретения настроения гопи, то она должна развиваться, двигаясь по этим стадиям. Эти стадии любви требуют особого тела, которое должно будет их выдержать. Материальное тело не способно выдержать должным образом даже проявления премы, и поэтому быстро погибает. Что касается других стадий любви, которые перечислены, начиная со стадии снехи, то они слишком активны и особенны, а поэтому не предназначены для тех, кто имеет несовершенное тело. Для прохождения по этим ступеням любви необходимо духовное тело. Его можно получить, обретя рождение из лона сиддха-гопи. Поэтому рождение в Бхаума-Вриндаване – необходимость даже для тех, кто смог оказаться на Вайкунтхе. 
Сама возможность перемещения джив с Вайкунтхи на Голоку как правило ограничена. Но есть и исключения существующие для освобождённых живых существ. Те существа, чья сварупа связана с правом перемещения на любые планеты, могут путешествовать по всем планетам духовного мира. Пример тому Нарада Муни. Его свобода перемещения фактически ничем и никем не ограниченна. О его способности путешествовать в любое место по своему желанию упомянута в «Шримад-Бхагаватам» 1.6.37: ранайан йайау йадриччхико муних. Слово йадриччхиках указывает на полную свободу Нарады в перемещении в любом пространстве. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада в комментарии на этот стих «Бхагаватам» пишет: «Абсолютно свободные души, как Нарада, всегда воспевающие славу Господа, могут беспрепятственно перемещаться не только по Земле, но и по всей вселенной и по всему духовному миру. Можно представить себе, насколько безгранична свобода Нарады, практически равная свободе Самого Верховного Господа. Ничто не заставляет его путешествовать, и никто не в силах воспрепятствовать его свободному передвижению».
Теперь последняя часть вашего вопроса: «Будет ли попавшая на Вайкунтху по недоразумению джива, находиться там вечно?»
Любое положение, не соответствующее вечному предназначению души, не может быть вечным. Джива, будучи вечно активной, сама вынуждена будет оставить это положение и направиться туда, где она сможет получить возможность исполнить свои желания. Только то место, где мы будем полностью удовлетворены, будет являться для нас вечным. У такой личности не возникнет даже вопроса: «Нужно ли мне покидать это место, или лучше остаться тут?» Тот, кто достигнет своего предназначения, которое дано нам от Господа, будет полностью счастлив и поэтому останется в этом положении навсегда. Находясь в этом положении, джива будет продолжать духовно расти, увеличивая свою любовь к Богу до бесконечности. Если бы было всё иначе, то тогда мы могли бы утверждать, что джива может оказаться в вечной ловушке и остаться страдать навечно там, где ей не суждено получить своё вечное счастье. В таком случае, можно было бы упрекать Бога за то, что Он создал такие законы, которые не приводят к вечному благу души. Однако Бог – анагха, безгрешен, и поэтому, Он всегда оставляет свободу выбора дживе. На основе этой свободы, джива всегда может двигаться навстречу своему вечному счастью, путешествуя из одного мира в другой.

Ваш слуга,
Ари Мардан дас