Попразднество рождества пресвятой богородицы


Предпраздненство Рождества Пресвятой Богородицы » Москва-Третий Рим

публикации / православие

Плотское рождение Пресвятой Девы «радость возвести всей вселенней», так как в день этот «от корене Иессеова и от чресл Давидовых Богоотроковица Мариам рождается» (тропарь). Рождается преднареченная стать Божественной дверью, через которую и воссияет «Солнце Правды Христос Бог наш», грядущий в мир разрушить клятву Адамову и даровать человечеству вечную жизнь.

Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была приготовлением к раскрытию на земле этой великой и страшной тайны, а затем Ее служением ей, служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Оно не прекратилось и с концом земной жизни Пресвятой Девы, по успении не оставившей грешного мира и продолжающей оставаться непрестанной молитвенницей за человеческий род и в «предстательствах непреложным упованием» (тропарь предпразднству).

Поэтому и годичный богослужебный круг, в котором Святая Церковь раскрывает нам тайну любви и Домостроительства Божия и через посредство которого делает нас причастниками Божественной жизни, явленной на земле, развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее успением. В пределах этой жизни раскрывается вся тайна Домостроительства Божия.

 

В первой ее части, предшествующей Рождеству Христову, – приготовление к пришествию в мир Спасителя, как завершение Ветхого Завета и исполнение чаяний ветхозаветного человека. Далее Матерь Божия является участницей Боговоплощения, дарует Своему Божественному Сыну Свою пречистую плоть; Она является неизменной спутницей всей Его земной жизни, соучастницей Его искупительных страданий и первой свидетельницей Его Воскресения.

 

Она остается на земле со святыми апостолами после вознесения Господа на небо, присутствует с ними в День Пятидесятницы в Сионской горнице и является причастницей благодатной жизни Святой Церкви. Наконец, первая из рода человеческого, Она входит в Горний Иерусалим – Царство Небесное не только Своей безсмертной душой, но и Своей воскрешенной Господом и обожéнной плотью.

И поэтому весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную.

Рождество Пресвятой Богородицы – первый в году Богородичный праздник, и в его службе мы можем найти все основные черты, которыми характеризуется отношение Святой Церкви к Божией Матери. Православное богослужение уделяет особое внимание прославлению Богородицы, совершаемому не только в дни Богородичных праздников, но и во все остальные дни года, во всем богослужении суточного, седмичного и годичного кругов.

 

Даже в дни Святой Пасхи, когда прекращается служба святым, начиная со второго дня праздника после канона Пасхе, имеется особый канон Богородице, что объясняется тем исключительным местом, которое занимает Божия Матерь по отношению к Господу Иисусу Христу и к роду человеческому. Раскрывается это прежде всего в паримиях, читаемых в день Рождества Пресвятой Богородицы, где мы находим ветхозаветные прообразы и пророчества о Божией Матери, и далее во всей полноте - в песнопениях и канонах, посвященных Церковью этому празднику.

Достижение жизни вечной осуществляется через Церковь, основанную Господом Иисусом Христом (Мф.16:18). Иисус Христос – Глава Церкви (Еф.5:23;1:22;Кол.1:18). Церковь есть Тело Его (Еф.1:23). Первенствующим членом Церкви, средоточием ее является Божия Матерь – Пречистая Дева Мария, как «Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную» (3-я стихира на «Господи, воззвах»). Через Божию Матерь Бог непосредственно соединяется со Своим творением.

 

Дух Святый нисходит на Пречистую Деву Марию, и совершается новое творение человека. Христос становится Новым Адамом (1Кор.15:45, 47), родоначальником нового Израиля. А Матерь Божия становится новою Евою, Матерью нового духовного рода человеческого. Через вкушение в таинстве Причащения Тела и Крови Христовой (Ин.6:53,54) каждый верующий получает возможность быть «причастником жизни вечныя». А Плоть и Кровь Сына Человеческого восприняты от девственных кровей Пречистой Девы Марии. Так осуществляется духовная связь верующих с Божией Матерью.

По отношению к Господу Матерь Божия – Лествица, по которой Господь сходит с неба на землю; дверь, обращенная к Востоку и ожидающая входа Великого Святителя; и, наконец, дом, который созидает Себе Премудрость Божия, Единородный Сын и Слово Отчее. Последний образ особенно часто встречается в богослужении, которое постоянно именует Божию Матерь домом и храмом Божества. В первых стихирах праздника Рождества Пресвятой Богородицы Божия Матерь именуется престолом святым, который предуготовал Себе, «Иже на разумных престолех почиваяй Бог» (1-я стихира на «Господи, воззвах») и «чертогом Света» (2-я стихира на «Господи, воззвах»). А еще раньше, в службе предпразднству Божия Матерь именуется храмом, «в нем же жилище Себе сотворив, жилище Святыя Троицы верные соделывает Пресущественный» (песнь 3 канона).

Но отношение Божией Матери к Господу Иисусу Христу не исчерпывается только этим. Чрезвычайному по естеству служению Пресвятой Девы, как Матери Божией, во утробу Которой вселилась вся Полнота Божества телесно, соответствовало и личное Ее совершенство, особая целостность Ее души, всецело прилепившейся к Господу.

Без Ее добровольного согласия на воплощение («буди Мне по глаголу твоему». – Лк.1:38) не могла состояться искупительная жертва. Добровольно соумирала Она Господу, когда, по словам праведного Симеона, «оружие прошло Ей душу», и стоя при Кресте Сына Своего и Бога, в лице апостола Иоанна усыновила Себе весь род человеческий и воистину стала «Начальницей мысленного наздания (воссоздания)», (акафист, икос 10). Поэтому и праздник Рождества Пресвятой Богородицы может рассматриваться как начало искупления рода человеческого, начало нашего спасения и освобождения от власти тления и смерти.

 

Он возвещает эту радость не только людям, но и всей твари; он является началом созидания Нового Неба и Новой Земли. «Днесь Ева разрешается осуждения, разрешается же и неплодство, и Адам древния клятвы, о Рождестве Твоем: Тобою бо от тли избавихомся» (песнь 5 второго канона). «Срадуется Тебе днесь, богомудренная Анно, вселенная, Избавителя бо тоя Матерь процвела еси» (песнь 4 второго канона). Так воспевает в этот день Святая Церковь Божию Матерь в каноне, составленном святым Андреем, архиепископом Критским († 712). Ту же мысль высказывает святой отец в своем слове на Рождество Пресвятой Богородицы: «Кратко сказать, ныне начинает обновляться природа; древний мир воспринимает начало второго боговидного сотворения и образования».

Отношение Божией Матери к человеческому роду раскрывается прежде всего в тех же ветхозаветных образах. Если по отношению к Господу Богоматерь есть Лествица, по которой Господь нисходит к нам, то для нас Она Лествица, возводящая нас от земли на небо; если по отношению к Господу Она – дверь, обращенная к мысленному Востоку и вводящая Христа во вселенную (праздничная стихира по псалме 50), то для нас Она является дверью нашего спасения, дверью, открывающей нам бездну человеколюбия и милосердия Божия.

 

Не случайно одной из самых близких сердцу православного христианина молитв, обращенных к Божией Матери, является тропарь: «Милосердия двери отверзи нам, благословения Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед. Ты бо еси спасение рода христианскаго». И, наконец, если по отношению к Господу Божия Матерь есть дом, который устроил Себе на земле Единородный Сын Божий, чертог и селение славы Его, то для нас Она – священный храм, «церковь небообразная словесного Христова стада» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Вместе с тем, что особенно важно, будучи «честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим», Божия Матерь по естеству Своему принадлежит человеческому роду и поэтому является нашим человеческим даром Богу: «Ныне Адам приносит от нас начатки Богу, – достойнейший плод человечества – Марию, в Которой Новый Адам безсеменно делается хлебом жизни для человеков» (святой Андрей Критский).

В словах святого отца мы видим еще одну сторону отношения Божией Матери к человеческому роду. Будучи нашим даром Господу, Она вместе с тем становится для нас подательницей Божественных Даров, престолом и трапезою Хлеба Животного, началом нашего обожения, соделывающей нас жилищем Пресвятой Троицы. Будучи от рода нашего, Она разрешает неплодство человеческого естества.

 

В службе Рождеству Пресвятой Богородицы неоднократно воспоминаются родители Богоматери святые праведные Иоаким и Анна, до глубокой старости остававшиеся неплодными. Минейное сказание и служба Рождеству Богородицы подробно рассказывают о том поношении, которое терпели они ради своего неплодства, о их скорби и вере, молитве и уповании на Бога. «Анна богомудренная свое безчадие помянувше, вопияше: увы мне, Господи, Господи, аз грешна» (стихира 1 на стиховне). «Анна богомудренная безчадием боле неплодия, тем же вопияше к Богу: неплодия узы разреши» (стихира 2 на стиховне).

 

Господь не оставил без ответа горячую, исполненную скорби и упования молитву: «Молитва, купно и воздыхание неплодства и безчадства, Иоакима же и Анны благоприятное, и во уши Господни вниде, и прозябе плод живоносен миру. Ов бо молитву на горе творяше, ова же в саде поношение ношаше; но с радостью неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея» (икос).

В образе святых и праведных Иоакима и Анны в совершеннейшей степени собраны черты ветхозаветных праведников, к подражанию которым и призывает нас в эти дни Святая Церковь. Упование и вера, терпение, покаяние и молитва –от черты, которые в совершенной степени были свойственны святым Богоотцам Иоакиму и Анне. Святая Церковь неизменно прибегает к их молитвенной помощи, вспоминая их на отпусте церковной службы.

И хотя Рождество Пресвятой Богородицы было в истории человеческого рода исключительным событием, можно сказать, Господь и ранее, в Ветхом Завете, неоднократно испытывал веру праведников, посылая им тягость неплодства, которое по вере и молитве их разрешалось рождением великих праведников. Так было и с родителями Сампсона и Самуила, и со святыми и праведными Захариею и Елисаветой, родителями величайшего из всех ветхозаветных пророков Иоанна Крестителя.

«Но почему Дева-Матерь родилась от неплодной? – спрашивает преподобный Иоанн Дамаскин. – Потому что чудесами дóлжно было предуготовить путь к главнейшему из чудес... Впрочем, я знаю и другую причину сего, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается и не смеет идти далее» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы).

 

Поэтому праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как праздник разрешения неплодства человеческого естества, особенно близок тем, кто, вступая в Новый церковный год, приносит с собою в храм Божий неплоды, собранные многими годами духовного делания, а сердце неплодное, кто приходит сюда, не имея, что принести Богу в дар.

 

Как Рождеством Пречистой Девы началось приуготовление жилища для вселения Божественного Слова, так и для тех, кто только вступает на путь духовного восхождения по ступеням годового богослужебного круга, соучастие в самом начале церковного года в праздновании Рождества Пресвятой Богородицы должно стать началом очищения и приготовления храма своей души, чтобы рождение Превечного Христа-Бога, совершившееся в жизни Богоматери по естеству, по благодати имело место и в их жизни. В этом делании ни у кого из святых мы не можем найти такой скорой и действенной помощи, как у Божией Матери.

Кашин Православный - Рождество Богородицы

Рождество Богородицы - двунадесятый праздник

Рождество Богородицы – важный церковный праздник, относящийся к числу двунадесятых. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 21 сентября (н. ст. или 8 сентября по ст. стилю). Рождество Богородицы 21 сентября празднует кроме Русской Православной Церкви также Иерусалимская, Грузинская и Сербская; 8 сентября празднуют Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей. Праздник Рождества Богородицы был установлен Церковью в IV веке.

Рождество Пресвятой Богородицы

 

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы

В городе Назарете проживала праведная и благочестивая супружеская пара - Иоаким и Анна. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Иоаким и Анна дожили до глубокой старости, но детей не имели, что очень огорчало их. Несмотря на старость, Иоаким и Анна не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. При этом они дали обет - посвятить младенца на служение Богу.

Каждый еврей в то время надеялся, что через своё потомство может стать участником в царстве Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи.

Однажды Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу, но первосвященник не захотел принять эти дару, поскольку Иоаким был бездетен. В это время Анна, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары. Анна узнала также, что муж ее Иоаким, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала.

После этого Анна пошла в свой сад, и сев под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами. Вверху дерева было свито гнездо в котором пищали маленькие птенцы. Анна подумала: «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости». Вдруг пред ней предстал архангел Гавриил, сказавший: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Неё получат благословение Божие и все земные народы. Через Неё будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

Одновременно ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Потрясенный Иоаким поспешил в Иерусалим к храму. Там Иоаким увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Анна также рассказала Иоакиму об увиденном и услышанном о рождении Дочери - Марии. Помолившись Богу супруги вернулись в свой дом.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы

 

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Спустя 9 месяцев Анна родила Дочь – Марию. О рождестве Богородицы радовались небо и земля. По случаю рождения Марии Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом Иоаким устроил в своем доме большой пир, где все веселились и славили Бога. Святая Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от их Пресвятой дочери Марии родился Спаситель - Иисус Христос.

Прославляя Рождество Пречистой Богоматери, разрешившее от неплодства ее родителей, мы должны стремиться к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но и на деле стараться не в себя, а в Бога богатеть, принося плод святости и жизни вечной. Мы должны молить Богоматерь, чтобы помогла Она нам избавиться от духовного неплодия, от ежедневного сеяния дел смерти духовной, и как Сама Она постоянно слагала словеса (Лк. 2:19) жизни в сердце Своем, так насадила бы в наши сердца семена слова Божия, которые, возрастая, давали плод, если не в сто, шестьдесят, тридцать крат (Мф. 13:8), то хотя бы настолько, чтобы нам избавиться от голода и жажды духовной, которые будут мучить и палить нас, как пламя геенны (Лк. 16:24).

 

Рождество Богородицы - Видео из цикла "Лето Господне"

 

Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости.

 

Храмы Рождества Богородицы в Кашине

В городе Кашине имелось два храма в честь праздника Рождества Богородицы.

Храм Рождества Богородицы на болоте в Кашине

 

Первые храм Рождества Богородицы был построен в 1690 году, получил в народе название «на болоте». Храм был одноглавым, в 19 веке претерпел незначительные изменения. В 1872 году купец Зызыкин облагородил территорию у храма и на месте топкого болота открыл сад. В 1929 году храм подверся разорению, в 1930 году прекращены богослужения, а в 1936 году он был окончательно снесен.

Церковь Рождества Богородицы на Чистых прудах в Кашине

 

Второй храм Рождества Богородицы строился в 1785 году, в народе получил название «на Чистых прудах», которые до официального переименования, назывались Погаными прудами по названию располагающейся здесь бывшей Поганой слободы (из-за производства белил). Церковь была одноэтажной, имела широкий южный придел. В 1929 году также подверглась разорению, с 1935 года в здании разместилась сапоговаляльная фабрика. В 2012 году здание было переведено из архитектурного статуса в обычную гражданскую постройку и приспособлено под 3D-кинотеатр.

 

Тропарь праздника Рождества Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак праздника Рождества Богородицы

Иоаким и Анна поношения безчадства,/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

 

Источники:

[1]. Митрополит Антоний Сурожский, Проповеди;

[2]. Святитель Фаддей (Успенский), Слово пастыря на Рождество Пресвятой Богородицы, 1928 г.;

[3]. Серафим Слободской, Закон Божий.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©

 

Отдание праздника Рождества Христова

 

Празднование Рождества Христова завершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю), когда отмечается отдание (окончание) праздника.

В Православной Церкви в праздновании больших праздников, которые совершаются не один день, существует определенный порядок. Вначале идет предпразднство («перед праздником») – определенный период богослужебного календаря, когда церковные службы содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой.

Следующий этап – само празднество и, наконец, – попразднство («после праздника»).

Попразднство («после праздника») – определенный календарный период, дни которого являются продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церковного праздника, причем его тема совмещается с самостоятельными литургическими темами этих дней (днями памяти святых и др.). Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется «отданием праздника».

Отдание праздника было установлено Церковью в IVв. при организации богослужения и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; а в последующее время для большей торжественности были присоединены и к другим великим праздникам.

Отдание праздника отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник. Рождество, как отмечалось выше, имеет 6 дней попразднства, поэтому его отдание всегда совершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю)».

Праздник Рождества Христова — самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеющий 6 дней попразднства (для сравнения, праздник Богоявления – 4 дня предпразднства, остальные праздники – по одному дню).

Источник: https://pravme.ru/2018-01-12-16838.html

 

Сегодня Православная Церковь чтит память апостола Иакова, брата Господня, праведных Иосифа Обручника, Давида царя.

Праведные Ио́сиф Обручник, Дави́д царь, апостол от 70-ти Иа́ков, брат Господень

 

Праведный Дави́д Псалмопевец, царь Израильский, пророк

Свя­той царь и про­рок Да­вид был вось­мым, по­след­ним сы­ном ста­рей­ши­ны го­ро­да Виф­ле­е­ма. В от­ро­че­ском воз­расте Да­вид пас ста­да от­ца. В ча­сы до­су­га он упраж­нял­ся в пе­нии и иг­ре на гус­лях. Дан­ную от Бо­га спо­соб­ность к это­му ис­кус­ству он об­ра­тил на слу­же­ние Бо­гу: вос­пе­вал пре­муд­рость и бла­гость Ца­ря Небес­но­го.

В 18 лет он про­сла­вил­ся и за­слу­жил все­об­щую лю­бовь на­ро­да. На зем­лю Из­ра­иле­ву на­па­ли фили­стим­ляне. Ве­ли­кан Го­лиаф вы­зы­вал на по­еди­нок из­ра­иль­тя­ни­на. Да­вид, при­нес­ший на по­ле бра­ни еду бра­тьям-во­и­нам, без ору­жия по­бе­дил Го­лиа­фа: ка­мень, мет­ко пу­щен­ный из пра­щи Да­ви­дом, уда­рил в лоб ве­ли­ка­на с та­кой си­лой, что Го­лиаф упал и не встал. Об­ра­до­ван­ный Са­ул, царь Из­ра­и­ля, по­ста­вил Да­ви­да ты­ся­че­на­чаль­ни­ком. И в этой долж­но­сти Да­вид по­сту­пал во всех де­лах бла­го­ра­зум­но, чем и за­слу­жил еще боль­шую лю­бовь на­ро­да.

Са­ул знал от про­ро­ка, что Гос­подь от­вер­га­ет от него цар­ство и от­да­ет дру­го­му. В Да­ви­де он ви­дел сво­е­го пре­ем­ни­ка, и это его раз­дра­жа­ло. По­это­му Са­ул стал ис­кать смер­ти Да­ви­да. До са­мой сво­ей смер­ти царь пре­сле­до­вал Да­ви­да, но Бог спа­сал сво­е­го из­бран­ни­ка.

По­сле смер­ти Са­у­ла Да­вид стал ца­рем Из­ра­иль­ско­го го­су­дар­ства. Муд­ро управ­лял стра­ной но­вый царь. Он за­бо­тил­ся об уго­жде­нии Бо­гу и поль­зе на­род­ной. Из­ра­иль ста­но­вил­ся мо­гу­ще­ствен­ным го­су­дар­ством. Свой дар пес­но­пев­ца он упо­треб­лял для вос­пи­та­ния в сво­ем на­ро­де ду­ха ве­ры и бла­го­че­стия, люб­ви к оте­че­ству и дру­гих доб­ро­де­те­лей.

В цар­ство­ва­ние Да­ви­да бы­ла по­стро­е­на но­вая сто­ли­ца Из­ра­и­ля – Иеру­са­лим (т.е. го­род ми­ра), ко­то­рая быст­ро рас­цве­ла пыш­но и бо­га­то, и впо­след­ствии Иеру­са­лим сде­лал­ся зна­ме­ни­тым го­ро­дом во всем све­те.

В го­ды ис­пы­та­ний, с осо­бым рас­суж­де­ни­ем вни­кая в пу­ти Про­мыс­ла, он из­ли­вал пе­ред Бо­гом глу­бо­кую скорбь свою и про­сил Его по­мо­щи. При этом неред­ко от изо­бра­же­ния соб­ствен­ных стра­да­ний го­ни­мый псал­мо­пе­вец в про­ро­че­ском ду­хе пе­ре­но­сил­ся в пес­но­пе­ни­ях сво­их в от­да­лен­ное бу­ду­щее и со­зер­цал стра­да­ния Хри­ста, Спа­си­те­ля ми­ра. Бо­го­вдох­но­вен­ные по­вест­во­ва­ния Да­ви­да впо­след­ствии со­бра­ны бы­ли в од­ну Кни­гу Псал­мов, или Псал­тирь.

Праведный Ио́сиф, Обручник Пресвятой Богородицы

Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. О воплощении через Нее Сына Божия ему возвестил Ангел. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет.

Апостол Иаков, брат Господень

Святой апостол Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею. После Вознесения ГосподняИаков был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили с крыши Иерусалимского храма за то, что он публично проповедовал народу о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Молитвы

Тропарь праведному Иосифу Обручнику, Давиду царю и Иакову, брату Господню, глас 2

Благовеству́й, Ио́сифе,/ Дави́ду чудеса́ Богоотцу́,/ Де́ву ви́дел еси́ pо́ждшую,/ с па́стыpьми славосло́вил еси́,/ с волсви́ поклони́лся еси́,/ А́нгелом весть пpие́м;/ моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак праведному Иосифу Обручнику, Давиду царю и Иакову, брату Господню, глас 3

 

 

 

Всенощное бдение проходит под Рождество Пресвятой Богородицы

Поиск: Какой белорусский продукт может защитить от коронавируса, рассказал Александр Лукашенко Поделки к Пасхе своими руками можно сделать с детьми 4 апреля: этот день в истории России Опасность коронавируса для беременных сравнили с гриппом 4 апреля церковь совершает пение акафиста или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице 4 апреля православные празднуют акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице Создана онлайн-форма для частных лабораторий, которые будут делать тесты на коронавирус Как будем отмечать Пасху в 2020 году Народный праздник Василий Солнечник отмечают 4 апреля Чудовищное лицемерие: Европа замалчивает истинные причины итальянского кризиса с коронавирусом Как работают школы с 6 апреля 2020 года в России Итальянский подарок российским врачам рассорил пользователей соцсетей День веб-мастера во всем мире отмечают 4 апреля Что можно посмотреть дома: список фильмов, которые скрасят ваши выходные Во всем мире 4 апреля отмечают День Интернета ПРОНЕДРА КоронавирусКоронавирусыВладимир ПутинПенсииВеликий постШоу-бизнес
    • Промышленность
      • Армия и ВПК
      • Газ
      • Нефть
      • Руды и металлы
      • Сельское хозяйство
      • Строительство
      • Транспорт
      • Уголь
      • Химия
    • Энергетика
      • Альтернативная энергетика
      • Атомная энергетика
    • Экономика и финансы
      • Банки
      • Бизнес
      • Деньги
      • Рынки
    • Политика
      • Власть и закон
      • Внешняя политика
      • В мире
      • Вооруженные конфликты
    • Наука и техника
      • Hi-Tech
      • Интернет и связь
      • Космос
      • Медицина
      • Наука
    • Общество
      • В мире
      • Авто
      • ЖКХ
      • Культура
      • Недвижимость
      • Образование
      • Происшествия
      • Путешествия
      • События

Канон предпразднству Рождества Пресвятой Богородицы — Акафистник

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

Ра́дующеся дне́сь, с весе́лием воспои́м боже́ственное рождество́ Богома́тере, и́бо роди́ Ра́дость вселе́нней, печа́ль прама́тере потребля́ющую.

От непло́дове происхо́дит греха́ непло́дство, Ю́же Зако́н прописа́ и пропове́дания предъяви́ша боже́ственных богоглаго́льников, Пречи́стая Влады́чица и Всенепоро́чная.

Хра́м и пала́та Царе́ва бы́сть, в Не́йже жили́ще себе́ сотвори́в, жили́ще Святы́я Тро́ицы ве́рныя содева́ет Пресу́щественный.

Черто́г красне́йший, престо́л Бо́жий высоча́йший из непло́дове происхо́дит, на не́мже се́де Пло́тию Пресу́щественный, седя́щия во тьме́ поги́бели воздвиза́ет к зна́нию Све́та бла́гостию.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Я́ко непло́ды роди́ от язы́к Це́рковь, и мно́гое в ча́дех изнемо́же со́нмище, чу́дному Бо́гу на́шему возопии́м: Свя́т еси́, Го́споди.

Земля́ плодови́та от земли́ непло́дныя ражда́ется, Я́же плодороди́т Де́лателя благи́х и жизноно́сный Кла́с, пита́ющ вся́ Боже́ственным манове́нием.

Дне́сь прозябе́ де́вства же́зл, из него́же процвете́т Цве́т, Садоде́латель на́ш Бо́г, лука́выя ра́сли отсека́я кра́йнею бла́гостию.

Се́ несеко́мая гора́ от ка́мене непло́дна отсече́н Ка́мень плодороди́т мы́сленный, И́же сокруше́ние соде́лает истука́нных все́х льсти́ваго.

Зако́на проначерта́ния Тя́ предсказа́ша, Отрокови́це: Законода́вца бо Ты́ зако́нных кроме́ во чре́ве но́сиши, соблюда́юща Тя́ па́че сло́ва нетле́нну и нескве́рну.

Седа́лен, гла́с 8.

Да ра́дуется Не́бо, и земля́ да весели́тся: Бо́жие бо не́бо на земли́ роди́ся, Богоневе́стная Сия́, от обетова́ния. Непло́ды Младе́нца пита́ет Мари́ю, и ра́дуется о рождестве́ Иоаки́м: же́зл, глаго́ля, роди́ся мне́, из него́же Цве́т Христо́с прозябе́, из ко́рене Дави́дова. Вои́стинну чу́до пресла́вно!

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце, прии́де Иису́с Пребоже́ственный нетле́нною дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

Превы́шшая А́нгелов на земли́ Отрокови́ца ражда́ется, в святы́ни су́щи и чистоте́ без разсужде́ния, Я́же очище́ние все́х, Христа́, ражда́ет, освяще́ние и всесоверше́нное избавле́ние.

Блаже́нно чре́во А́ннино бы́сть, во чре́во бо Хотя́щую вмести́ти Блаже́нное и Невмести́мое Сло́во породи́, возрожде́ние все́м ве́рным подаю́щее.

Ны́не мра́к зло́бный потребля́тися начина́ет, Со́лнца бо одушевле́нный о́блак возсия́ от непло́дных ложе́сн,

Всенепоро́чная, Ея́же Рождество́ светоза́рное воспра́зднуим.

Я́ко плодови́тая ма́слина, я́же от ко́рене прозя́бши Иессе́ева, Де́во, А́нна Тя́ прораща́ет, прозяба́ющую Ми́лостиваго Сло́ва, Ему́же ми́лость и и́стина всегда́ предхо́дит.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, Неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м воспева́ющим Тя́ ми́р подава́ющая.

Запеча́танная ны́не кни́га ражда́ется, ю́же прочести́ невозмо́жно естество́м зако́на земны́х, соблюда́ема в жили́ще Сло́ва, я́коже кни́ги прояви́ша богоглаго́ливых Ду́хом.

Лоза́ дне́сь роди́ся спаси́тельная, Я́же нетле́нный процвете́т Гро́зд Боже́ственный, сла́дость пролива́ющий, от Него́же вся́к пия́й та́инственно, боже́ственное и спаси́тельное весе́лие плоди́т.

Игра́йте, челове́цы, со А́нгелы лику́юще: дне́сь, от непло́дове Де́ве ро́ждшейся, печа́ль преста́ и приво́дится ра́дость торжеству́ющим Тоя́ боже́ственное рождество́.

Боже́ственный прописа́ проро́к проявле́ннейше сви́ток Тя́ но́в, в не́мже пе́рстом Сло́во О́тчим, Де́во, напи́шется, в кни́зе напису́я жи́зни вся́ бла́гостию Того́ нача́льству повину́ющияся.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Боже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, богому́дрии, Богома́тере, прииди́те, рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.

Роди́ся дне́сь мо́ст, преводя́щь к све́ту челове́чество, ле́ствица Небе́сная, гора́ Бо́жия я́вственнейшая, Богоро́дица Де́ва, Ю́же ублажа́ем.

Червлени́ца А́нна произведе́ багряни́цу, руно́ омочи́вшую воплоще́ния Царе́ва по́слежде, Ю́же досто́йно вси́ песносло́вим.

Исто́чник ны́не произы́де из ма́лыя ка́пли, Всенепоро́чная, Я́же, Бе́здну спасе́ния ро́ждши, многобо́жия упраздни́т безме́рныя то́ки.

От непло́днаго ко́рене прозябла́ еси́ и из ко́рене зло́бы те́рние па́че естества́ Твои́м боже́ственным прозябе́нием посе́кла еси́, Богороди́тельнице Де́во, Присноблаже́нная.

Конда́к, гла́с 3.

Де́ва дне́сь и Богоро́дица Мари́я, черто́г безконе́чный Небе́снаго Жениха́, ражда́ется от непло́дове, Бо́жиим Сове́том, колесни́ца Сло́ва благоукраша́ется: на сие́ бо преднарече́ся Боже́ственная две́рь и Ма́ти су́щия Жи́зни.

И́кос:

И́же от непло́дове пло́д даде́ся, Богоотрокови́ца Мари́я, ю́же прови́деша иногда́ боже́ственнии проро́цы Ду́хом; Сию́ мы́ дне́сь зря́ще в не́дрех А́нны игра́ющую, с ве́рным Иоаки́мом мы́сленне ко учрежде́нию стеце́мся и су́щия дале́че призове́м, глаго́люще: ми́ра сего́ ны́не воззва́ние, от непло́дна бо чре́ва прозябе́ Боже́ственная две́рь и Ма́ти су́щия Жи́зни.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии па́че Созда́вшаго, но, о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Иоаки́м же и А́нна ублажа́ются, ро́ждши блаже́нную Я́ве Чи́стую Богома́терь, Блаже́нное Сло́во ро́ждшую, блаже́нны ве́рныя соверша́ющаго вся́.

Да́р че́стен стяжа́ша Тя́, Пречи́стая, Твои́ роди́телие, заче́ншую Бо́га, обогати́вшаго дарми́ лу́чшими взыва́ющия: отце́в Го́споди и Бо́же, благослове́н еси́.

Сосцы́ твои́ па́че вина́ блажа́йшии, А́нно богозва́нная, я́ко сосцы́ свяще́нными преблаго́е Сло́во Дои́вшую ты́ дои́ла еси́, Пода́теля млека́ и дыха́нию Пита́теля всему́.

Игра́й, бряца́й в гу́сль твою́, богодохнове́нне Дави́де, и лику́й: се́ бо киво́т, его́же дре́вле провозвести́л еси́, от непло́дствующа чре́ва про́йде, Царю́ тва́ри и Бо́гу соблюде́н.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дично спасло́ е́сть; тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Подви́гнем язы́к, песнопе́ньми боже́ственное рождество́ чту́ще препе́тое Сло́во и Пребоже́ственное Воплоти́вшия Ду́хом, и воззове́м: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Боже́ственнии, игра́йте, проро́цы, почита́юще Де́вы рождество́: Та́ бо испо́лни все́х пропове́дания, ва́ми сказу́емаго поро́ждши Христа́, вся́ческих Царя́, Его́же превозно́сим во вся́ ве́ки.

Возопи́йте, го́ры, весе́лие, апо́столи и му́ченицы, лику́йте, преподо́бнии и пра́веднии, ны́не ра́дуйтеся в рождестве́ дне́сь Госпо́дни Ма́тере, Го́спода по́йте, вопию́ще, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Процвете́ я́блоко благово́нное, ши́пок Боже́ственный появи́ся, и облагово́ни дне́сь концы́, и злосмра́дие уста́ви греха́ на́шего, Всечи́стая и Ма́ти Сло́ва, Ю́же превозно́сим во вся́ ве́ки.

Непло́дствующее естество́ челове́ческое честны́х дарова́ний Боже́ственнаго Ду́ха, дне́сь возвесели́ся, от непло́дове Богоотрокови́цу ро́ждшуся ви́дев, и возопи́й: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, Всеблаже́нная, Богоро́дице, Чи́стая Присноде́во.

Се́ Бо́жие ме́сто свято́е проявле́нно показа́ся, гра́д препросла́вленный Царе́в назда́ся, светоза́рный ра́й све́тло процвете́, рая́ Хода́таица су́щи, к Бо́гу же челове́ков усвое́ние.

Яви́ся свеща́ и свети́льник дне́сь, златозаря́щий Све́т преве́чный, в Ню́же всели́вся, су́щия в нощи́ лю́тых просвети́т, разори́т же безбо́жия мглу́ и дне́ вся́ соде́лает прича́стники и́стинно ве́ры ра́ди.

Дне́сь земля́ лику́ет, но́вое бо Не́бо ви́де, Бо́жие прекра́сное поро́ждшееся, в Не́мже всели́вся Пло́тию, Небе́с превы́шше возведе́т челове́ки и обожи́т вся́ бла́гостию, Его́же, пою́ще ве́рно, велича́ем.

Предо́брая дво́ица прозябе́, Иоаки́м и А́нна, Ю́ницу нескве́рную, из Нея́же Юне́ц упита́нный проше́д, за ми́р закла́ся, е́мляй прегреше́ния челове́ков, приноси́мыя же разоря́я же́ртвы де́моном.

Просвети́ ны́, Све́т ро́ждшая, светоно́сное Твое́ рождество́ ду́хом, Богороди́тельнице, торжеству́ющия, и све́та бу́дущаго покажи́, Пречи́стая, прича́стники, и ми́р пода́ждь и избавле́ние лю́тых, Ма́терними Твои́ми моли́твами.

Свети́лен.

Ада́ме, обнови́ся, и Е́ва, возвели́чися, проро́цы, со апо́столы лику́йте и пра́ведными, о́бщая бо ра́дость возсия́ А́нгелов же и челове́ков от пра́ведных дне́сь Иоаки́ма и А́нны, Богоро́дица Мари́я.


Смотрите также