Матрешки на правом


прообраз матрешки, создатели, музеи матрешки, самые маленькая и большая игрушки.

Матрешку называют «подарком с русской душой», но появление одного из главных символов России так и остается загадкой вот уже второе столетие. Интересные факты о матрешке собрала Наталья Летникова.

1. Прообразом матрешки стала деревянная разъемная кукла японского божества Фукурумы. Сувенир попал в семью мецената Мамонтова с острова Хонсю. В самой Японии авторство приписывают неизвестному монаху-миссионеру… из России.

Матрешка - японское божество Фукурума

Традиционные японские матрешки


2. Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке один из создателей «русского стиля» — Сергей Малютин. Игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин выточил ее из дерева. Назвали новинку популярным в то время именем Матрена.

Самая первая матрешка в России

Самая первая матрешка в России

3. В создании матрешки есть свои секреты. Для прочности дерево должно пролежать на открытом воздухе два года. Весь путь от бруска до готовой фигурки занимает 15 этапов. Первой вытачивают самую маленькую фигурку.

Старинные токарные станки для изготовления матрешек. Вознесенский историко-краеведческий музей, Нижегородская область

Изготовление матрешки на токарном станке

Заготовка для матрешки малого размера

4. Матрешка — золотая медалистка. На Международной выставке кустарных ремесел в Париже в 1900 году она взяла первый приз, объехала всю выставочную Европу — от Берлина до Лондона. Сегодня уникальную выставку «Непростая игрушка» можно увидеть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Экспонаты выставки «Непростая игрушка» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства

Экспонаты выставки «Непростая игрушка» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства

Экспонаты выставки «Непростая игрушка» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства

5. Популярность матрешки вдохновила на творчество западных мастеров. В 1890 году российский консул сообщал из Германии в Санкт-Петербург, что в Нюрнберге стали подделывать русский сувенир, но производство так и не пошло, равно как и во Франции.

На фабрике хохломской росписи в Семенове. Нижегородская область

Роспись матрешки

Прилавок с русскими сувенирами

6. Первая матрешка с «узнаваемым лицом» вовсе не изобретение 1890-х, как принято считать. Еще в 1912 году, к столетию Бородинской битвы, были сделаны матрешки «Кутузов» и «Наполеон» со штабами. А к юбилею Гоголя выпускались целые серии: персонажи «Ревизора» и «Тараса Бульбы».

Матрешка «Кутузов» со штабом

Матрешки «Наполеон» со штабом

Матрешки-персонажи «Тараса Бульбы»

7. Самая большая матрешка расположилась на «перекрестке миров» — в китайском городе Маньчжурия. Тридцатиметровая скульптура установлена на пересечении границ России и Монголии. Символ дружбы украшают изображения трех девушек: китайской, монгольской и российской.

Ресторан «Матрешка» в Маньчжурии

Площадь «Матрешка» в Маньчжурии

Площадь «Матрешка» в Маньчжурии

8. Наиболее многочисленную семью матрешек сделали в нижегородском городе Семенове. В одной метровой деревянной матроне сидят 72 фигурки. А один из крупнейших музеев Европы — Российский этнографический — проводит мастер-классы по росписи фигурок.

Роспись матрешки

Девочка разрисовывает матрешку на мастер-классе

9. Матрешку размером с маковое зернышко можно увидеть в Томском музее славянской мифологии. Разглядывать фигурку из кости мамонта придется под микроскопом. Современный Левша Анатолий Коненко не только сделал фигурку размером чуть больше миллиметра, но и расписал ее по всем художественным канонам.

Самая маленькая матрешка, созданная Анатолием Коненко

Миниатюрные матрешки Анатолия Коненко

Читайте также:

10. В России сразу шесть музеев матрешки: в Нижнем Новгороде, Калязине, Нолинске, Вознесенском, Сергиевом Посаде и в Москве. Столичный музей расположен в историческом особняке Леонтьевского переулка, где и появилась на свет первая русская матрешка.

Экспозиция в Вознесенском историко-краеведческом музее

Матрешки в Нолинском краеведческом музее

Матрёшка — Википедия

Матрёшка в ряд. Вариант с ниспадающим платком, упрощённым передником, росписью цветами и бутонами Размещение открытых матрёшек во внутренних полостях. Нижние половинки имеют соединительный уступ, совпадающий с выемкой у верхних половинок. Самая большая оканчивается подставкой

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета — портретная матрёшка.

Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в 1890-х годах, когда бурное экономическое и культурное развитие страны сопровождалось подъёмом национального самосознания и интереса к русской культуре. В этот период в России возникло художественное направление, известное как «русский стиль». Его последователи, в частности, занимались возрождением и развитием традиций народной крестьянской игрушки. В Москве в этом направлении работала мастерская «Детское воспитание», где художники вначале создавали куклы, наряды которых повторяли праздничную женскую одежду жителей различных российских губерний и уездов. Именно здесь, по-видимому, появилась идея создания русской деревянной куклы. Первые эскизы разработал профессиональный художник Сергей Малютин (1859—1937), активно продвигавший «русский стиль» в искусстве. По другой версии, Малютин создал свою первую матрёшку, работая в Музее кустарных изделий[1].

Идею создания разъёмной деревянной куклы ему подсказала японская игрушка, привезённая женой мецената Саввы Мамонтова, — это были вкладывающиеся одна в другую куколки, изображавшие Семь богов счастья[2].

Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух.

Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьш. Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии это имя сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. И в наши дни, однако, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина, была сделана лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, она была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывавшиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Придание формы инструментами. Внутренние полости так и остаются открытой древесиной без какого-либо покрытия

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Древесина может заготавливаться в регионе изготовления или быть завозной.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

Контуры могут обводиться черным или выжигаться[3]. В вятской матрёшке использовали декорацию узорами из соломки. Образы могут выделяться в сторону художественной росписи (растительные мотивы) или натуралистичности (наличие рук, детали одежды), а также тематическими (например, сказочные). Примером похожей росписи может выступать роспись деревянных пасхальных яиц[3].

  • Советская марка 1970 года

  • На основе других сюжетов

  • Набор из 37 матрёшек

  • Микроматрёшка

  • Крупные скульптуры матрёшек в Сокольниках, Москва, январь 2014 года

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. Экспозиция, посвящённая матрешкам и иным сувенирам с урало-сибирской росписью, произведённым Туринской фабрикой детской игрушки, выставлена в краеведческом музее г. Туринска Свердловской области.

Коллекционные авторские матрёшки: 14 прекрасных работ от профессионалов высокого уровня

Конкурс «Русский стиль» подарил нам много интересных открытий, ярких впечатлений и вдохновил на новые работы.

Продолжая тему русского стиля, хочу рассказать вам о художниках, которые представляют наше национальное искусство за рубежом.

Это профессионалы высокого уровня, «широко известные в узких кругах».

Они работают только по заказу коллекционеров и галеристов. Их авторских сувениров нет в свободной продаже, поэтому в России они известны немногим.

Настало время для знакомства с коллекционными авторскими матрёшками.

Начну с работ нашего признанного мастера Елены Лабузовой. Её любимые темы — иллюстрации к сказкам. Каждая фигурка искусно расписана, её можно подолгу рассматривать.

10-местная матрёшка «Руслан и Людмила».

7-местная матрёшка «Снегурочка». Сюжет идёт по кругу.

На каждой фигурке по три волшебные миниатюры. Разворачивается действие русской сказки.

Забавно было смотреть на коллекционера, который поворачивал фигурки одну за другой, повторяя: «Impossible...»

7-местная матрёшка «Март». Нежная, поэтичная история о весне и любви.

Следующий автор — восхитительная Светлана Покровская.

7-местная круговая матрёшка «Щелкунчик».

Светины кукольные детки невероятно симпатичны, и потому давно снискали любовь у ценителей русской матрешки.

Автор Ольга Синицина

Одна из матрёшек Ольги признана коллекцинерами лучшей работой по сказкам Бажова.

7-местная матрёшка «Каменный цветок».

Авторская техника живописи напоминает вышивку золотыми нитями и жемчугом. Самоцветы играют как настоящие.

Автор Ирина Долгова

Работы Ирины замечательны своим изяществом и профессионалным использованием разных техник.

10-местная матрёшка «Рождество».

5-местная матрёшка с иконами.

Автор Альбина Золотовская

10-местная круговая матрёшка, посвящённая войне 1812 года.

Очень интересный заказ от американского коллекционера, изучающего русскую историю.

7-местная матрёшка «Тройка». Любимая многими тема русских зимних праздников.

Автор Людмила Асонова

7-местная матрёшка «Снегурочка».

Милая красавица Снегурочка и лиричная сказка на миниатюрах.

Мне посчастливилось наблюдать за созданием этих работ. Смотреть на них можно бесконечно.

Они совершенно разные. У каждого художника ссвои собственные авторские приёмы, цветовая гамма, настроения, темы. Однако я уверена, что у вас уже появились любимчики!

Рада показать вам эти матрёшки и поделиться восхищением и гордостью за наших художников.

Спасибо за внимание!

Инна.

Веселая и неординарная. Кем и как создавалась воронежская матрёшка | КУЛЬТУРА

По росписи и форме

В России матрёшка — круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье — появилась в 90-х годах XIX века. Токарь по дереву из московской игрушечной мастерской Василий Звёздочкин вытачивал фигурки, а художник Сергей Малютин расписывал их. Первыми матрёшками были вставленные друг в друга игрушки — девочки и мальчики. С тех пор во многих частях России появились свои особенные матрёшки, различающиеся по форме и росписи. В частности, стали традиционными Полхов-Майданская, Сергиево-Посадская, Семёновская матрёшки — целые районы и сёла занимались изготовлением народного сувенира.

Воронежская матрёшка родилась случайно. Её автор Елена Матвеева 49 лет назад в числе шести училась у знаменитого воронежского художника и краеведа Петра Пономарёва, организовавшего курсы, чтобы изготовить воронежский сувенир. Рассматривали разные варианты и идеи. Токарь Леонид Голованов изготавливал деревянные основы, а художники в своём стиле их расписывали. Одна заготовка получилась бракованная — в виде яйца, но Матвеева её не выкинула, а расписала — так народилась на свет новая оригинальная игрушка.

Уже в 1974 году, работая на фабрике игрушки главным художником, Елена создала и воронежскую роспись. Матрёшки мастерицы яркие и живописные, яйцеобразной формы — олицетворение весёлых воронежских девушек и женщин, которые святятся добротой и без труда могут и большой огород вскопать, и за скотиной ухаживать, и рубашки вышивать. Такие работящие и творческие женщины всегда ценились на Руси. А ещё они одеты в народный воронежский костюм с основными элементами-узорами: в рубаху с закруглёнными рукавами, и конечно, знаменитый красный барановский платок — очень популярный в губернии в конце XIX — начале ХХ века.

Знатоки народного искусства знают, что воронежский костюм — это чёрная ювелирная вышивка на рукавах белоснежной рубахи, яркая, расшитая красно-оранжевыми нитями понёва и самобытный головной убор. Но Воронежская губерния заселялась из самых разных мест, и потому здесь было большое разнообразие в костюмах — одеяния Бутурлиновки, например, отличались от одежды, которую носили в Нижнедевицком или Хохольском районах. И по матрёшкам Елены Матвеевой можно изучать народную историю и традиции и узнать, откуда родом олицетворённая в матрёшке девушка.

Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

Весёлая «Свадьба»

Одна из самых уникальных композиций мастерицы — «Свадьба», состоящая из семи различных игрушек. Первая матрёшка — «Сваха», одетая в красную рубаху и понёву — шерстяную юбку замужних женщин из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом, на голове у неё дорогая павлово-посадская шаль и традиционный головной убор — сорока, на шее — красивое бисерное ожерелье. В ней следующая матрёшка — «Жених», одетый в свадебную рубаху Бутурлиновского района, с украшением и паломническим кипарисовым крестом на шее. Дальше — «Невеста» в фате-дымке, украшенном цветами кокошнике, понёве Острогожского района. Потом «Отец невесты» и «Мать жениха» — в руках у неё хлеб и соль на полотенце, где вышиты слова «совет да любовь» и петух, чтобы молодые вставали рано и были трудолюбивыми. Далее «Дружка» — весёлый парень с гармошкой и полотенцем через плечо, которое вышила невеста, — современный тамада. «Подружка невесты» — замужняя девушка в понёве и со слезами на глазах, она оплакивает подругу, которая уходит в другую семью и прощается со свободной жизнью.

В 1996 году на выставке «ООН — моя Россия, мой мир» «Свадьба» вошла в 30 лучших работ России, и за неё был выдан сертификат победителя. Есть заслуга в этом и мужа Елены Геннадьевны — Владислава Анатольевича, который, собрав токарный станок, вытачивал всех деревянных матрёшек.

Продолжатели традиций

Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

Елена Геннадьевна, лауреат многих конкурсов, сейчас уже не занимается росписью, но активно участвует в мастер-классах и лекциях. Её дело продолжают ученицы со всей Воронежской области, совершенствуют мастерство, привнося в культуру что-то своё. Одна из них — народный мастер Евгения Афанасенко.

«В 18 лет я переехала в Воронеж из Киргизии, поступила в здешнее художественное училище, — рассказывает Евгения Афанасенко. — Когда первый раз увидела воронежскую матрёшку, она мне очень понравилась! А потом случайно познакомилась с Еленой Геннадьевной и начала учиться этому делу. Очень интересно расписывать матрёшку — все детали требуют аккуратности. В итоге получается настоящее произведение искусства».

В матрёшках Евгении заметен авторских почерк — светлое, лучезарное лицо красавицы. В руках у матрёшек-девочек — цветочки и яблочки, у матрёшек-женщин — крынки и петушки. Вдохновившись творчеством своего учителя, придумала Евгения и свою деревянную куклу, что-то среднее между куклой и матрёшкой: матаню, что побольше, и матанечку, что поменьше. Название игрушке дал проходивший в Воронеже Всероссийский конкурс исполнителей народной частушки «Распотешная Матаня». Несмотря на несомненные успехи в творчестве, Евгения Афанасенко считает, что учиться и совершенствоваться в народном промысле ей предстоит ещё очень долго.

Как рождается матрешка

Сначала токарь вытачивает деревянную основу матрёшки. Затем её обрабатывают —  убирают сучки, сколы, затирают шпаклевкой, наносят грунт —  обычно это разбавленный водой клей ПВА. Когда всё высохнет, затирают «шкуркой», чтобы поверхность была идеально гладкой, и с ней приятно было работать.

Наметив основные элементы —  личико и платочек, художник приступает к росписи. Используются натуральные кисти и различные краски. Считается, что особого мастерства требуют акварель и гуашь, поскольку  неверный мазок такой краски удалить проблематично. Гораздо проще водостойкая темпера, которая не растекается и при необходимости легко закрашивается. Напоследок игрушка лакируется и подписывается.


Смотрите также