Марк имя в православии


Именины Марка по церковному календарю

Церковное имя: Марк

Значение имени: молот (Читать полное значение имени Марк)

Ближайшие именины Марка: 8 Ноября

Именины Марка в 2020 по церковному календарю

  • 17 Января

    Марк Иоанн Евангелист, священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский 70 апостолов

  • 27 Января

    Марк Синайский, преподобномученик

  • 1 Февраля

    Марк Евгеник, архиепископ, Ефесский

  • 18 Марта

    Марк Нитрийский, Египетский, Келлийский, Постник

  • 11 Апреля

    Марк Арефусийский, исповедник, епископ

  • 18 Апреля

    Марк Афинянин, Фракийский, преподобный

  • 8 Мая

    Марк (Иоанн) Евангелист, священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский

  • 27 Мая

    Марк Критский, мученик

  • 10 Октября

    Марк (Иоанн) Евангелист, священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский

  • 12 Ноября

    Марк (Иоанн) Евангелист, священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский

  • 3 Декабря

    Марк Римский, священномученик, диакон

  • 5 Декабря

    Марк Махров, преподобномученик, инок

Трактовка имени характерные черты его обладателя

У имени Марк, как и у многих других имен, существует несколько теорий появления:

  1. Имя пришло к нам из Древнего Рима. На латыни оно имело значение «молоток», символизирующий стойкость и силу.
  2. Имя появилось из мифологии Древнего Рима от имени бога войны Марса. Четкого перевода имени нет, но оно перенимает характеристики Марса, а именно силу, воинственность и мужественность.
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро - пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

На Русь имя пришло вместе с Христианством и не теряет своей актуальности и по сей день.

Марк со своей сильной мужской энергетикой всегда обращает на себя внимание. Он чрезвычайно динамичен и склонен к изменчивости. По типу темперамента большинство Марков сангвиники – для них характерны контроль эмоций и поверхностные чувства. Его разум всегда трезв и ясен. Марк обычно обладает расчетливостью и прагматичностью. Он живет только рассудком. Несмотря на всю прямолинейность и честность, у него отличное чувство юмора. Его тонким остроумием восхищаются все окружающие. Эмоции никогда не берут над ним верх.

Он обаятельный человек с хорошими коммуникабельными способностями, однако, своими замыслами и планами он ни с кем не делится. Обладая уравновешенностью и эгоизмом, Марк нередко стает высокомерным снобом, который холоден к окружающим. У него прекрасные актерские способности и он с легкостью может ввести в заблуждение собеседника, который даже не сможет догадаться, как на самом деле Марк к нему относится, что он думает и чувствует. Он превосходный манипулятор. Ему даже доставляет удовольствие управлять людьми, особенно в личных целях.

Марк умеет мечтать и фантазировать, но это вовсе не похоже на романтические розовые мечты, это построение четких задач и конкретных целей. В жизни для него важнее всего материальная составляющая и социальный статус. Он сможет быстро взбираться по карьерной лестнице и быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Из-за его нездорового эгоизма у Марка мало друзей. Ему тяжело примириться с победами друзей и переносить их недостатки. Он конфликтует с окружающими, поэтому часто бывает одинок. Это может привести к тому, что он стает мстительным и жестоким. С возрастом он понимает все это и стает мудрее, добрее и терпимее.

Его характер весьма тяжелый и непредсказуемый. Никогда нельзя знать точно, в каком образе он будет в следующую минуту. Он всегда объективен и не позволит на себя воздействовать. Его внешность обманчива. С виду он стеснительный, скромный малый. Но общаясь с ним, можно быстро попасть под его влияние. Его скорости реакции можно только позавидовать. У него хорошая интуиция, аналитические способности, отличная память и здоровое любопытство.

Работа и карьера для Марка удовлетворение собственных желаний и амбиций. Физический труд совсем не для Марка. Выбирает он ту сферу, где сможет получить престиж, статус и высокую зарплату. Работе он может уделять много времени. Всегда стремится к руководящим должностям и с легкостью этого добивается в любой сфере – политика, наука, педагогика или медицина.

Марк – яркий и особенный мужчина. Он с легкостью завоевывает любовь и доверие у представительниц слабого пола. Он будет надежным и верным супругом, при условии, что жена будет беспрекословно слушать своего мужа и не лезть в его внутренний мир. Особых требований по ведению хозяйства жене не предъявляет, но дома хочет ощущать себя по-хозяйски. Детей своих не балует, держит их в строгости.

Покровители имени

Один из известных и почитаемых покровителей имени – преподобный Марк Гробокопатель. Он всю жизнь посвятил служению Господу и церкви. Его называли заступником униженных и слабых. Марк занимался копанием могил, и делал это абсолютно бескорыстно. Ели кто-то пытался ему за это заплатить, он все раздавал нуждающимся. Его мощи, его вериги и крест хранятся в Киево-Печерской Лавре.

Святого Апостола Марка особо почитают христиане– апостол от 70, евангелист. Последовательницей Иисуса была его мать, поэтому он с юных лет стал участником общины учеников Христа. Учил его Апостол Петр. В Египте Марк основал церковь и был первым Александрийским епископом. Согласно преданию, в Риме после посещения узника Апостола Павла, Марком было создано его Евангелие, предназначенное язычникам, которые примкнули к Спасителю. Считается, что его Евангелие – изложение рассказов и проповедей Апостола Петра.

Значение имени Марк. Подбор мужских имен ребенку. Значение мужских имен на CafeMam.ru

Ты можешь сделать подборку имён и выбрать наиболее понравившееся, глядя на его сочетаемость с фамилией и отчеством. Ты также можешь отобразить имена в виде списка, чтобы распечатать его и обсудить с подругами и супругом.

Значение имени Марк

Происхождение имени Марк. Имя Марк русское, английское, православное, католическое.
Синонимы имени Марк. Марко.
Краткая форма имени Марк. Маркуша, Маркуся, Мася, Мара, Мар, Мака, Маркус, Маркуха, Мартуся, Туся, Маричек, Марик, Марки, Марко, Марчик.
Именины: 11 января — Преподобный Марк-пещерник, подвизался в Киево-Печерском монастыре (XI век). Безмерно занимался копанием пещер и могил и изнурял тело свое ношением тяжелых вериг.
8 мая — Святой апостол и евангелист Марк, ученик апостола Петра; вместе с ним проповедовал Христово учение в Риме, где и написал Святое Евангелие. Мученически скончался в 67 году.
Знак Зодиака — Телец.
Планета — Венера.
Цвет — красный.
Благоприятное дерево — аралия.
Заветное растение — портулак.
Покровитель имени — як.
Камень-талисман — порфирит.

Имя Марк имеет несколько версий происхождения имени. По первой версии имя Марк произошло от греческого имени Маркос, которое имеет латинские корни и произошло в свою очередь от латинского слова «marculus», означающее «молоток», или же от «marca», переводящееся как «метка».
По второй версии имя Марк берет начало от имени бога покровителя-покровителя людей и стад, впоследствии ставшего богом войны - Марса. Подтверждением этому является наличие у римлян преномена (личного имени) Marcus. У христиан почитается евангелист Марк, апостол от 70-ти, который считается покровителем животноводов, а также секретарей, нотариусов и подростков.
По третьей версии имя Марк имеет французские корни и произошло от «marquis», означающее «маркиз».
Народные приметы.
На апостола Марка, 8 мая, стаями прилетают певчие птицы. Если пташки в этот день летят на конопляник, будет урожай конопли.
Свт. Марка в народе принято называть ключником, ибо люди верят, что он владеет ключами от дождей. В его день молятся о ниспослании сильного дождя, так необходимого в эту пору: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».

Марк эгоцентричен, и эту черту можно легко различить в раннем детстве. Во взрослой жизни она будет успешно маскироваться обаятельной улыбкой, подчеркнутой вежливостью и готовностью к самопожертвованию. Маркуша делает все для того, чтобы мама, папа, дедушка, бабушка и гости занимались только им.

В школе он ревниво относится к успехам сверстников, не выносит их превосходства, однако пытается скрыть чувство зависти. Так же ведет он себя и став взрослым: довольно терпим к тем, кто перечит ему и не считается с его интересами. Здесь, видимо, сказываются карьерные соображения.

У Марка почти всегда можно обнаружить дома хорошую библиотеку, в которой преобладают иностранные авторы, он выписывает много газет. Любит играть в карты, злится, когда проигрывает, может вести себя при этом бесцеремонно.

Женится очень осторожно. Ищет женщину, которая могла бы стать ему безукоризненной подругой, беспрекословной помощницей, человеком, способным жертвовать своими интересами во имя честолюбивых планов мужа. К тому же она должна признавать несомненное интеллектуальное превосходство Марка, если даже его и нет. Женщина с выраженной индивидуальностью, творчески одаренная будет скорее всего раздражать и угнетать Марка.

Он прагматичен и скрытен. Даже для самых близких он никогда не бывает открыт полностью.

В быту непритязателен. В доме - хозяин, "всему голова". Детей воспитывает в строгости и послушании, иногда проявляет к ним излишнюю жесткость. Любит доказывать свое, спорит. Обожает разговоры с женой и тещей о своих болезнях.

Марк Богатырев Марк Уолберг Марк Цукерберг

Именины Марк

Марк

ЗНАЧЕНИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Имя латинского происхождения. Означает принадлежность к древнему римскому роду Марков. Марк переводится как "сухой", "увядающий".

значение, происхождение

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Марк-Пещерник, преподобный, 11 января (29 декабря). Жил в XI веке, копал пещеры и могилы в Киево-Печерском монастыре, изнурял тело свое ношением тяжелых вериг. Святые мощи его покоятся в Киевских пещерах. Марк, святой апостол и евангелист, 8 мая (25 апреля). Родился в Иерусалиме, был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Он совершил с ними много путешествий, проповедуя учение Иисуса Христа. Апостол Марк является автором одного из четырех Евангелий. Он написал его в Риме в 62-62 гг. Из Рима святой апостол Марк был послан апостолом Петром для проповеди веры Христовой в Аквилею (северный берег Адриатического моря), а затем в Египет. Там, в Александрии, он основал церковь, в которой был первым епископом. Там же он был схвачен на Пасху, в тех самый момент, когда он совершал богослужение. В тюрьме ему явился Христос, который укрепил его дух перед страданием. Марк умер после того как был волоком протащен по улицам города на веревке, завязанной у него на шее. Внезапные буря и град рассеяли толпу нечестивцев, и христиане смогли забрать тело и похоронить его.

именины, святые покровители

ЗОДИАК ИМЕНИ

Стрелец, Рыбы.

зодиак имени

ПЛАНЕТА

Нептун.

планета

ЦВЕТ ИМЕНИ

Аквамариновый, морской зеленый.

цвет имени

РАСТЕНИЕ

Виноград, мак, розы, шафран, плакучая ива, водоросли, грибы, кувшинка, белена, конопля.

растение

ЖИВОТНОЕ

Глубоководные рыбы, кит, чайка, альбатрос, дельфин.

животное

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Сильный, волевой, суетливый.

основные черты

ТИП

Тихушник

тип

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Сложны. Самолюбивы, бесцеремонны, удачливые карьеристы. Грубоваты, но нравятся женщинам. Вспыльчивость не мешает им принимать правильные решения в любых ситуациях. В доме — хозяева, «всему голова».

имя и характер

СУДЬБА

В раннем детстве уже проявляется его эгоизм. Он умело делает так, что вся семья, гости занимаются только им. Знает слабые черточки каждого из взрослых знакомых и пользуется этим. Требует повышенного внимания отца, может доводить его до невменяемого состояния. Эгоизм сопутствует ему всю жизнь.

судьба

ПСИХИКА

Он из тех людей, которые еще в детстве выбирают определенную модель поведения и следует ей до конца. Он прикрывается хорошим воспитанием и милыми улыбками и вы никогда не знаете, что же именно у него в голове, но вы непременно будете наслаждаться его компанией.

психика

ИНТУИЦИЯ

Он обладает редким даром предчувствия. Такая интуиция обычно приписывается только женщинам.

интуиция

ИНТЕЛЛЕКТ

У него аналитический склад ума, он прекрасно делает выводы и умеет убеждать. Он на самом деле умен и хитер.

интеллект

НРАВСТВЕННОСТЬ

Марк скорее прагматичен и скрытен, чем нравственен. Он, подобно хамелеону, часто подстраивается под обстоятельства и выбирает себе ту мораль, которая ему выгодна на данный момент.

нравственность

ЗДОРОВЬЕ

Марк не самый крепкий, но он никогда не будет жаловаться, и к врачу пойдет только в крайнем случае, предпочитая занимаясь самолечением.

здоровье

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Марк рано приобщается к сексуальным радостям, имеет успех у женщин, но женится нескоро, долго и осмотрительно выбирая жену.

сексуальность

БРАК

Женится очень осторожно. Ищет женщину, которая могла бы стать ему безукоризненной подругой, беспрекословной помощницей, человеком, способным жертвовать своими интересами во имя честолюбивых планов мужа.

брак

УВЛЕЧЕНИЯ

У Марка почти всегда можно обнаружить дома хорошую библиотеку, в которой преобладают иностранные авторы, он выписывает много газет. Любит играть в карты, злится, когда проигрывает, может вести себя при этом бесцеремонно.

увлечения

ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Он достигает успеха в любой сфере благодаря своей целеустремленности. Марк умеет зарабатывать деньги – у него всегда есть куда их потратить.

поле деятельности

БИЗНЕС

Марк — карьерист. Все его помыслы и усилия направлены на достижение высокого положения в обществе. Он постоянно стремится к популярности.

бизнес

ПОДОЙДУТ

Галина, Екатерина, Мария, Анна

подойдут

НЕ ПОДХОДЯТ

Елена, Ирина, Инна

не подходят

ИМЯ ПОДХОДИТ

Весам, Льву, Овну, Близнецам

имя подходит

4 мая в Латвии отмечается государственный праздник, в этот день в 1990 году, Верховный Совет...

Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ

Конда́к 1.

Пресла́вних апо́стол Петра́ и Па́вла сора́тниче, струя́ми бла́года́ти Госпо́дней напои́вши оби́льне концы́ ми́ра, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, при́зри ны́не на ны́, чту́щия усе́рдно па́мять твою́! Укрепи́ сердца́ на́ша Тро́ическою ве́рою, испо́лни на́с ду́ха прему́дрости, научи́ ра́зуму, обрати́ во ученико́в свои́х, да непреста́нно пое́м бла́года́рственная тебе́, во умиле́нии зову́ще:

Ра́дуйся, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

И́кос 1.

Ми́ра созда́телю, Христо́с Бо́г, па́дшее во тьму́ челове́чество, све́том нетле́нным просвеща́ти жела́я, тя́, блаже́нне апо́столе Ма́рко, из до́ма ма́тери твоея́ Мари́и во гра́де Иерусали́ме на служе́ние Себе́ призва́, на де́лание спасе́ния на́шего во мно́ги зе́мли иуде́ом и е́ллином Христа́ распя́таго, Бо́жию си́лу и Бо́жию прему́дрость пропове́дати посла́в. Те́мже и мы́, све́том уче́ния твоего́ озаря́еми, се́рдцем и усты́ к тебе́ си́це вопие́м:

Ра́дуйся, из евре́йска коле́на Леви́ина роди́выйся:

ра́дуйся, от пле́мени свя́ще́нническаго Бо́гом избра́нный.

Ра́дуйся, в до́ме ма́тери своея́ Мари́и, апо́стольском прибе́жище, Све́т узре́вый:

ра́дуйся, евре́йски Иоа́нном нарече́нный, лати́нское и́мя Ма́рк во сла́ву Бо́га просвети́вый.

Ра́дуйся, обы́чаи роди́тельския почита́вый:

ра́дуйся, измла́да и́стинную простоту́ возлюби́вый.

Ра́дуйся, от ю́ности украше́нный доброде́тельми:

ра́дуйся, к ве́ре и упова́нию на Бо́га на́с призва́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 2.

В собо́рныя труды́ созыва́юще иерусали́млян ве́рующих и апо́стол Бо́жиих, до́м ма́тери твоея́, свя́ты́й апо́столе, тебе́ ковче́гом духоно́сным и назида́тельным ста́л, оба́че и мы́ собо́рность Це́ркви Госпо́дней почита́ем, усе́рдно поя́: Аллилу́иа.

И́кос 2.

Ра́зум боже́ственный и́мам, при жи́зни земно́й в це́ркви гра́да Госпо́дня сугу́бо чти́мый, тво́й дя́дя Варна́ва, апо́столе Ма́рко, му́ж до́брый и испо́лненный Ду́ха Свята́го и ве́ры, Тро́ическим про́мыслом к апо́столу Па́влу в до́ме ма́тернем тебя́ прибли́зивый, за таково́е и мы́ с благогове́нием умиле́нно вопие́м сицева́я:

Ра́дуйся, апо́столу Варна́ве по пло́ти и о Бо́зе сро́дниче:

ра́дуйся, в до́ме ма́тернем первоверхо́вных апо́стол Петра́ и Па́вла сре́тивый.

Ра́дуйся, первоверхо́вных апо́стол Петра́ и Па́вла учениче́ ста́в усе́рдный:

ра́дуйся, Ду́ха Свята́го обогати́выйся от апо́стол первоверхо́вных.

Ра́дуйся, я́ко са́м ста́л еси́ обита́лищем Пресвята́го Ду́ха:

ра́дуйся, украше́ние целому́дрия.

Ра́дуйся, от Го́спода жре́бий апо́стольства улучи́вый:

ра́дуйся, благове́стия трубо́, основа́ния ве́тхаго ми́ра сокруши́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 3.

Си́лою свы́ше укрепле́ннии, в пе́рвый пу́ть из Антиохи́и к иуде́ом и волхво́м с апо́столы Па́влом и Варна́вою по́слани Го́сподем бы́сте, тебе́, святы́й апо́столе и евангели́сте, с собо́ю взя́вше, на́м же укажи́ стезю́ ко Го́споду, вопию́щих: Аллилу́иа.

И́кос 3.

Иму́ще прему́дрость ше́ствовати за ста́ршими апо́столы, ты́ святи́телю Ма́рко, о́стров Ки́пр с восто́ка на за́пад проше́д пропове́да, те́м у́бо и на́ша ду́ши, омраче́нныя мра́ком страсте́й ко све́ту Госпо́дню просвети́, да восхва́лим ти́ та́ко:

Ра́дуйся, свиде́телем ста́в пораже́ния слепото́ю волхва́ Вариису́са по сло́ву апо́стола Па́вла:

ра́дуйся, в ма́лую А́зию из Ки́пра со апо́столы Па́влом и Варна́вою проше́ствовавый.

Ра́дуйся, дерза́ющий Про́мысл Бо́жий исполня́ти, из Перги́и во Иерусали́м возврати́выйся:

ра́дуйся, во свято́м гра́де ко апо́столу Петру́ присоедини́выйся.

Ра́дуйся, со апо́столом Петро́м в Ри́м от до́ма ма́терняго ше́ствовати вознаме́ривыйся:

ра́дуйся, Це́рковь Правосла́вную во гра́де Ри́ме апо́столу Петру́ соде́йствующе, утверди́вый.

Ра́дуйся, напои́вый зе́млю ри́мскую струя́ми боже́ственных веща́ний:

ра́дуйся, мно́жество язы́чников ри́мских во́инами христо́выми утверди́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 4.

Сладча́йшаго Учи́теля ты́ па́че все́х бла́г земны́х возлю́бил еси́, что́ устреми́лся возвести́ти его́ о ше́ствии Иу́ды со стра́жники, наготу́ пло́ти своея́ успе́в покры́ти то́лько покрыва́лом, научи́ и на́с чрез все́ житие́ ко Спаси́телю свои́ стопы́ устремля́ти, вопия́ше Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 4.

Слы́шаша, богому́дре Ма́рко, бли́жнии и да́льнии ри́мляне из у́ст твои́х о Го́споде, ре́вностно возжела́ли в письмена́х обрести́ сло́во Бо́жие, мы́ же к и́х мольба́м благода́рственно вопие́м ти́:

Ра́дуйся, в дни́ разли́чны от апо́стола Петра́ слы́шанное во Ева́нгелие изложи́вый:

ра́дуйся, Ева́нгелие тобо́ю пи́санное, второ́й кни́гой Заве́та Госпо́днего яви́ся.

Ра́дуйся, чудеса́ми Боже́ственными во Ева́нгелие си́лу Тро́ицы Свято́й показа́вый:

ра́дуйся, явле́нием Иоа́нна Крести́теля благовествова́ние о Го́споде нача́вый.

Ра́дуйся, про́поведь из пусты́ни иуде́йской в пусты́ню все́й земли́ принесы́й:

ра́дуйся, я́ко рыка́ющему льву́ гла́с вопию́щаго в пусты́ни уподо́бивый.

Ра́дуйся, са́м со льво́м в Це́ркви Христо́вой показу́емый:

ра́дуйся, непоколеби́мый сто́лпе, тве́рдо содержа́вый су́щих в ве́ре.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 5.

Сверши́вше труды́ апо́стольские в Ри́ме, исполня́я смире́нно чрез апо́стола Петра́ во́лю Госпо́дню дарова́ти ины́м зе́млем сло́во Бо́жие, апо́столе Христо́в Ма́рко, научи́ смире́нию и послуша́нию на́с гре́шных, пою́щих: Аллилу́иа.

И́кос 5.

Не и́щуще сла́вы себе́, но ре́вностно благовеству́яй во сла́ву Христо́ву, святы́й апо́столе Ма́рко, дерзну́вый во гра́д импера́торов войти́. Тебе́ мы́, многогре́шнии, хвалу́ воспева́ем:

Ра́дуйся, из Ри́ма в Аквиле́ю для про́поведи сло́ва Бо́жия прише́дый:

ра́дуйся, во гра́де, возлю́бленнем импера́торами, о Христе́ распя́том бла́говествова́вый.

Ра́дуйся, Аквиле́ю, зла́том с Ри́мом ра́вной, нетле́нным зла́том сло́ва Бо́жия озари́вый:

ра́дуйся, во́ды мо́ря Адриати́ческаго вода́ми Иорда́нскими утверди́вый.

Ра́дуйся, сокро́вищами духо́вными бога́тства Аквиле́и посрами́вый:

ра́дуйся, в гра́де се́м Це́рковь Христо́ву основа́вый.

Ра́дуйся, все́м се́рдцем Иису́са, Сы́на Бо́жия возлюби́вый:

ра́дуйся, с усе́рдием Свято́й Тро́ице зе́мно послужи́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 6.

Боготе́чной звезде́ подо́бен бы́л еси́, апо́столе Ма́рко, с ра́достию во иуде́йский и язы́ческий египет Ева́нгелие Христо́во поне́сший, научи́л еси́ неве́рных ве́ровати в Тро́ицу Единосу́щную и ку́пно с тобо́ю воспева́ти: Аллилу́иа.

И́кос 6.

Подо́бно Моисе́ю, не́когда возвести́вшему сыно́м Изра́илевым избавле́ние от и́га Фарао́нова, ты́ из апо́стол пе́рвым, евангели́сте Ма́рко, во Еги́пте возвести́л свобо́ду от ра́бства диа́вола, мы́ же, чту́щи па́мять твою́, умиле́нно пое́м:

Ра́дуйся, вели́кое мно́жество же́н и муже́й иуде́йских во Еги́пте ко Христу́ приведы́й:

ра́дуйся, зе́рна Ева́нгелия в угото́ванную зако́ном Моисе́овым зе́млю всади́вый.

Ра́дуйся, утвержде́ние ве́ры Христо́вой:

ра́дуйся, сто́лпе Це́ркви Бо́жия.

Ра́дуйся, в Александри́и еги́петской Це́рковь Христо́ву возведы́й:

ра́дуйся, насади́телю и́стиннаго богопочита́ния.

Ра́дуйся, свети́ло ве́ры Правосла́вныя:

ра́дуйся, всего́ ро́да Христиа́нскаго украше́ние.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 7.

Узре́л еси́, апо́столе Ма́рко, во о́бразе Челове́честем Влады́ку ми́ра и Сы́на Бо́жия, от первоверхо́вных апо́стол открове́ние о Го́споде возлюби́в. Сего́ ра́ди и мы́, испове́данию твоему́ вня́вше, пое́м та́ко: Аллилу́иа.

И́кос 7.

Ра́зум неуразуме́нный вразумля́я о Святе́й Тро́ице, побо́рниче испове́дания Правосла́вныя ве́ры, святы́й апо́столе Ма́рко, из Антиохи́и со святы́ми Па́влом и Варна́вою ше́ствовати во вторы́й пу́ть с про́поведию Христо́вой вознаме́ривыйся. Сего́ ра́ди ве́рнии научи́шася воспева́ти тебе́:

Ра́дуйся, про́мыслу Бо́жию на тебе́ по исхо́де из Антиохи́и сверши́вшемуся:

ра́дуйся, ше́ствовати да́лее ку́пно, отка́з апо́стола Па́вла получи́вый.

Ра́дуйся, с дя́дею свои́м апо́столом Варна́вою в Ки́пр возврати́выйся:

ра́дуйся, в се́ни до́ма роди́тельскаго от стра́нствий до вре́мени почива́вый.

Ра́дуйся, богоозаре́нный испове́дниче неизрече́нныя Боже́ственныя сла́вы:

ра́дуйся, ми́р веща́нием воплоти́вшагося Бо́жия сло́ва озари́вый.

Ра́дуйся, мре́жею бла́года́ти на́с из суе́т ми́ра любо́вию возводя́щий:

ра́дуйся, уче́ний небе́сных бла́говеща́нный сказа́телю.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 8.

Та́йнам Ца́рствия Бо́жия науче́нный, па́ки во Еги́пте благовеству́я, апо́столе Ма́рко, апо́стола Петра́ сре́тивый, омраче́нныя грехми́ ду́ши на́ша просвети́, да воспря́нем е́же пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 8.

Ве́сь огне́м Боже́ственныя любве́ испо́лненный, в терпе́нии стяжа́в Ду́х Святы́й, Бо́гом води́мый десни́цею свое́ю Ева́нгелие Госпо́дне напису́я, апо́столе Ма́рко, апо́стола Петра́ в Вавило́не для трудо́в но́вых сре́тивый, мы́ же, любо́вию твое́ю побежда́еми, дерза́ем зва́ти тебе́ такова́я:

Ра́дуйся, апо́столу Петру́ усе́рдно подража́вый:

ра́дуйся, со апо́столом Петро́м Це́рковь Христо́ву в Вавило́не еги́петстем созда́вый.

Ра́дуйся, апо́столе Пе́тре, в хра́ме то́м пе́рвое посла́ние к малази́йцем сотвори́вый:

ра́дуйся, апо́столе Ма́рко, дру́же врата́ря ра́йскаго, отве́тшаго Спа́су, ты́ еси́ Христо́с, Сы́н Бо́га Жива́го.

Ра́дуйся, собра́том ста́в апо́столу, ключи́ Ца́рствия Небе́снаго стяжа́вшаго:

ра́дуйся, Христо́во Ева́нгелие в себе́ воплоти́вый.

Ра́дуйся, ко све́ту та́йн Бо́жиих приница́ющий:

ра́дуйся, сло́ва Бо́жия усе́рдный изъясни́телю.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 9.

Си́лою свы́ше осене́нный, апо́столе Ма́рко, гони́телей свято́й ве́ры не устраши́выйся, благове́стническия труды́ заточе́ннаго во у́зы в Ри́ме апо́стола Па́вла раздели́вый, ве́ру Христо́ву велегла́сно прославля́я, те́мже поя́ху Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 9.

Вити́я многовеща́нныя не довле́ют изглаго́лати чистоту́ духо́вную, ю́же име́л ты́, апо́столе Ма́рко, и на́с научи́ ве́ре кре́пцей, с любо́вию зову́щих ти́:

Ра́дуйся, Па́влом, во дни́ заточе́ния, колосса́ем о тебе́ писа́вшим, я́ко о свое́м уте́шителе:

ра́дуйся, и́мже сотру́дником свои́м для Ца́рствия Бо́жия нарече́нный.

Ра́дуйся, указа́ние ше́ствовати из Ри́ма в Ма́лую А́зию испо́лнивый:

ра́дуйся, во фриги́йский гра́д Коло́ссы прише́дый.

Ра́дуйся, лжеучи́телем, прельща́вшим колосси́йских христиа́н, противоде́йственниче:

ра́дуйся, иуде́ев и е́ллинов просвети́телю.

Ра́дуйся, тридне́внаго сме́рти и воскре́сния Божества́ бла́говести́телю:

ра́дуйся, кро́тости и воздержа́ния учите́лю.

Ра́дуйся, свя́ты́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 10.

Спасти́ хотя́ ро́д челове́ческий, са́м благове́стником на стезя́х Бо́жиих ста́вый, в приле́жнем послуша́нии апо́столу Па́влу ве́рен до конца́ бы́вый, поя́ Тро́ице Пресвяте́й: Аллилу́иа.

И́кос 10.

Царя́ Небе́снаго, Его́же славосло́вят херуви́мы и серафи́мы, житие́м, ве́рою и любо́вию всеусе́рднейший служи́тель бы́л еси́, апо́столе Ма́рко, первоверхо́вным апо́столом Па́влом пред кончи́ною его́ во у́зах бы́л призва́нный, Того́ ра́ди ра́достно зове́м ти́:

Ра́дуйся, посла́ние апо́стола Па́вла к Тимофе́ю испо́лнивый:

ра́дуйся, со апо́столом Тимофе́ем из Ма́лой А́зии в Ри́м на по́мощь Па́влу поспеши́вый.

Ра́дуйся, свиде́телем му́ченической кончи́ны обои́х учи́телей свои́х яви́выйся:

ра́дуйся, вели́каго апо́стола Па́вла, ри́мскаго граждани́на, усекнове́нным узре́вый.

Ра́дуйся, первоверхо́внаго апо́стола Петра́, ра́спята на кресте́ созерца́вый:

ра́дуйся, пло́ть свою́ ко страда́нием за Христа́ угото́вавый.

Ра́дуйся, сле́зы за грехи́ на́ша пред Го́сподем пролия́вый:

ра́дуйся, учи́телей свои́х в Ца́рствии Бо́жием сре́тивый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 11.

Пе́ние Пресвяте́й Тро́ице с первоверхо́вными апо́столы возда́л еси́, апо́столе Ма́рко, сло́вом, умо́м и живы́м всего́ себе́ в же́ртву принесе́нием: подража́я бо распя́тому за ны́ непоро́чному А́гнцу Христу́, положи́л еси́ ду́шу свою́ за дру́ги своя́ во́лею. Те́мже благода́рни су́ще, пое́м ди́вному во святы́х: Аллилу́иа.

И́кос 11.

До после́дняго часа́ своего́ науча́ти любви́ Госпо́дней и сло́ва Бо́жия устремле́нный, апо́столе Ма́рко, па́ки во Еги́пет по́сле убие́ния учи́телей свои́х стопы́ напра́вивый, просвеща́еши бо сердца́ ве́рных и к ра́зуму Боже́ственному вся́ наставля́еши, поуча́я и на́с ве́село взыва́ти:

Ра́дуйся, во Еги́пет воздви́гнутый тобо́ю хра́м благоустра́ивать напра́вивыйся:

ра́дуйся, в Александри́и средото́чие гре́ческаго уче́ния в зна́тнем книгохрани́лище во сла́ву Христо́ву употреби́вый.

Ра́дуйся, иуде́ев, увле́кшихся гре́честей уче́ностию, к зна́нием христиа́нским приведы́й:

ра́дуйся, христиа́нское учи́лище в Александри́и основа́вый.

Ра́дуйся, учи́лище сие́, знамени́тыми учи́тельми и отца́ми Це́ркви просла́вивший:

ра́дуйся, в забо́те о слу́жбе церко́вней чи́н Боже́ственныя Литурги́и соста́вивый.

Ра́дуйся, из Александри́и пропове́дать Христа́ в А́фрику, Ли́вию и ины́м язы́ком пу́ть предприя́вый:

ра́дуйся, во Еги́пте про́поведи твои́ вро́вень с мле́ком ма́тери христиа́не употреби́ша.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 12.

Благода́ть Бо́жия соблюда́ше тя́, апо́столе Ма́рко, а́ки Пе́тр и Па́вел Ева́нгелие возвеща́л еси́, сло́вом Христо́вым ве́рныя утеша́я. И та́ко упа́сл еси́ Це́рковь да́же до дне́, егда́ язы́чники злы́я в хра́м ворва́вшеся с наме́рением погуби́ти тя́, неуста́нно взыва́л ко Го́споду: Аллилу́иа.

И́кос 12.

Пою́ще многотру́дныя по́двиги за Христа́, всехва́льный апо́столе Ма́рко, хва́лим ева́нгельския труды́ твоя́, ублажа́ем му́ченическую кончи́ну, почита́ем свяще́нную па́мять твою́ и в похвалу́ сицева́я тебе́ зове́м:

Ра́дуйся, пе́рвый епи́скопе це́ркви Александри́йстей:

ра́дуйся, Александри́и первому́чеником явле́нный.

Ра́дуйся, е́ллинское божество́ се́раписа Свято́ю Па́схою разруши́вый:

ра́дуйся, в Пра́здник Христо́вой Па́схи е́ллинами уму́ченный.

Ра́дуйся, а́нгелом Госпо́дним в темни́це на по́двиг укрепле́нный:

ра́дуйся, исте́рзанный, всле́д за а́нгелом от Самого́ Го́спода утеше́ние прия́вый.

Ра́дуйся, во вторы́й де́нь лю́тою толпо́ю доро́гами гра́да влаче́нный, ду́х от му́к испусти́вый:

ра́дуйся, я́ко те́ло твое́ не да́л еси́ Госпо́дь огне́м сожещи́, громо́м с мо́лнией злора́дных е́ллинов вразумля́я, и христиа́ном пречи́стую пло́ть погреба́ти бла́гослови́вый.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Конда́к 13.

О всехва́льный благове́стниче апо́столе и евангели́сте Ма́рко! Внемли́ у́бо воздыха́нию серде́ц на́ших, моля́щихся тебе́, учите́лю и архипа́стырю, мно́го бо мо́жет моли́тва святы́х апо́стол пред Бо́гом: научи́ на́с потщи́теся и па́мятовати о небе́снем зва́нии и христиа́нстей кончи́не жи́зни на́шея, привлецы́ ны́ ко сла́дости ева́нгельския и́стины, свяжи́ у́зами любве́ Христо́вы, да мы́ вси́, отве́ргшеся нече́стия и мирски́х похоте́й, вни́дем в ра́дость Го́спода на́шего, пою́ще Ему́ с тобо́ю и со все́ми апо́столы: Аллилу́иа.

Се́й конда́к глаго́ли три́жды, та́же и́кос 1-й и конда́к 1-й.

Моли́тва свято́му апо́столу и евангели́сту Ма́рку.

О пресла́вный апо́столе и ева́нгели́сте Ма́рко, ду́шу за Христа́ преда́вый и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удобри́вый! При́зри на на́с, ча́д Госпо́дних многогре́шных, все́х зде́ ны́не предстоя́щих и моля́щихся (имена), моли́твы и воздыха́ния сердца́ми сокруше́нными ны́не принося́щих.

Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися во́лком хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся.

О, всехва́льный апо́столе и ева́нгели́сте Ма́рко! Просвети́ на́с све́том Свята́го Ева́нгелия Госпо́дня, вразуми́ истреби́ти не́мощи на́ша, помоги́ не отлуча́тися от Го́спода Спа́са на́шего, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да вразуми́т сло́вом Свои́м и рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших истреби́т, и да сподо́бит со все́ми святы́ми апо́столы во блаже́нном Ца́рствии воспева́ти Пресвяту́ю и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в! Ами́нь.

Марк Эфесский — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Марк (имя).

Марк Эфе́сский (в миру Мануил Евгеник, греч. Μανουήλ Ευγενικός; 1392 — 23 июня 1444) — епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Эфесский, православный богослов, участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший Флорентийскую унию.

В 1734 году канонизирован в лике святителей, память совершается 19 января (по юлианскому календарю).

Юность и монашество[править | править код]

Марк родился в Константинополе, его отец был диаконом и сакелларием при храме Святой Софии, мать была дочерью врача. О происхождении Марка в своём синаксаре пишет его младший брат Иоанн Евгеник:

Родителями же его были Георгий, диакон и сакелларий Великой Церкви, — в те времена великий град вдвойне был богат, имея его также и наставником в Церкви Христовой, к которому стекалось множество молодых людей, — и Мария, некоего почтенного и боголюбивого врача дочь. Род же обоих совершенно зрится во всем благородством, сочетанным с благочестием к Богу и добродетелью украшенным.[1]

Иоанн Евгеник. Синаксарь

Марк получил домашнее образование, изучал риторику и математику. В 13 лет он лишился отца и продолжил обучение у двух знаменитых профессоров того времени: риторику изучал у Иоанна Хортасмена, а философию у Георгия Гемиста Плифона. В раннем возрасте Марк занял должность отца при храме Святой Софии, а в 24 года получил звание «Вотария Риторов».

С юности Марк имел склонность к богословию и аскетической жизни. В надгробном слове Геннадий Схоларий пишет про своего учителя:

Я могу сказать о праведности усопшего отца нашего, что будучи ещё юношей и прежде чем он умертвил свою плоть о Христе, он был уже праведнее пустынножительствующих отшельников, и что, отбросив от себя все мирское для Христа и приняв иго послушания Богу…[1]

Будучи духовным сыном Константинопольского патриарха Евфимия, Марк стал приближен к императорскому двору и привлёк внимание императора Мануила II, который сделал его своим советником. В 1418 году Марк оставляет Константинополь и принимает монашеский постриг в обители на острове Антигон.[2] Вскоре, опасаясь турецкого завоевания, монахи покинули обитель, и Марк возвращается в Константинополь и поселяется в Манганской обители, где, по словам Иоанна Евгеника: «крайнему трудоделанию и посту и спанию на земле и стоянию всенощному предав самого себя, и особенно тогда, когда остался один, часто прибавляя: „ничем из всего так не угождается Бог, как претерпением зол“…».[1]

Ферраро-Флорентийский собор[править | править код]

Император Иоанн VIII, сменивший Мануила, также высоко ценил Марка, о чём свидетельствует ряд сочинений святителей, написанных по просьбам императора дать ответы на вопросы богословско-философского характера. В 1437 году по воле императора Марк становится митрополитом Эфесским и 24 ноября вместе с ним и патриархом в составе делегации православных епископов отправляется на церковный собор с католиками в Феррару, который продлился два года и получил название Ферраро-Флорентийский собор. По мнению исследователей, возведение Марка в архиерейское достоинство было сделано для того, чтобы он не как простой монах, а как высокопоставленный церковный иерарх представлял Византию на соборе.[3] Это подтверждается также тем, что до возвращения Марка из Италии ничего не известно о его делах по управлению епархией.

Греческая делегация 4 марта 1438 года прибыла в Ферарру и 9 апреля состоялось открытие Собора. Было принято решение создать комиссию по изучению догматических расхождений между двумя Церквами и выработке условий заключения унии. От православной части комиссии только Марк Эфесский и Виссарион Никейский были уполномочены публично выступать в дискуссиях с католиками. О положении Марка на Флорентийском соборе пишет великий ритор Мануил: «Царь… взял с собой (в Италию) и помянутого блаженного Марка, которого уже там, когда состоялся Собор, прилично поставил своим экзархом…».[1]

В начале работы Собора Марк был положительно настроен по вопросу принятия унии. Об этом свидетельствует его речь, обращённая к папе Евгению IV:

Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгаго времени; уврачуй смутившихся. Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды; скажи и сам твоим Ангелам, как подражатель Бога: «Путь сотворите людем Моим, и ка́мение, еже на пути, размещи́те» (Ис. 62:10).

Марк Эфесский. Слово перед открытием Флорентийского собора

За время работы комиссии Марк написал ряд богословских работ: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе», «Главы против латинян», «Исповедание веры» и «О времени пресуществления». За это время он отошёл от идеи принятия унии, найдя учение Западной церкви противоречащим догматам Вселенских соборов (в частности вопрос о филиокве). В своём сочинении «О Флорентийском соборе» Марк писал:

…одни слова сменялись другими, и речь рождала речь, как это в их обыкновении; и ничем сколь-нибудь большим их истина не доказала свою силу, хотя они много излили чернил ради себя и многословиями прикрывали её… я же, с тех пор отмежевавшись от них, ушёл в самого себя, для того, чтобы непрестанно согласуясь со святыми моими Отцами и Учителями, всем сделать известным мое воззрение чрез это мое писание, дабы (всякому) желающему было бы возможно взвесить: …я не принял заключенную Унию.

Марк Эфесский. О Флорентийском соборе

Несмотря на это, в ходе Собора православные иерархи, ознакомившись с учением Римской церкви, под давлением императора[4] и патриарха[5] пришли к выводу, что оно основано на Священном Писании и Священном Предании. После некоторых колебаний все они, кроме митрополита Марка, признали нововведения Римской церкви правомочными, но с оговоркой, что Восточные церкви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439 года греческая делегация, включая императора, подписали резолюцию собора, буллу «Laetentur coeli».

Марк стал единственным из числа греческих иерархов, кто не признал унию. В своём «Окружном Послании против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» он писал: «Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они — „лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы“…».[6]

Когда папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?», и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!»[7]

Последние годы жизни[править | править код]

1 февраля 1440 года греческая делегация вернулась в Константинополь. По словам историка Дуки, встреча их была безрадостной и на вопрос «победили ли мы?» они ответили: «Продали мы веру нашу, променяли благочестие на нечестие; изменив Святым Дарам, стали азиматами-опресночниками». Константинопольский патриарх Иосиф II скончался в 1439 году во Флоренции, и по возвращении императора в Константинополь место предстоятеля было предложено Марку, но он отказался принять патриаршее достоинство. Патриархом был избран Митрофан II, являвшийся сторонником унии. Византолог Г.А. Острогорский пишет: «Решения, принятые на Соборе во Флоренции, не имели никакого значения. Византийский народ был против постановлений Феррары и Флоренции со страстным фанатизмом, и в то время как все́ увещания сторонников Унии игнорировались, пламенные проповеди Марка Евгеника везде находили восторженный отклик».[1] Вокруг Марка сплотилась многочисленная партия не признавших унию, многие из подписавших буллу епископов взяли свои подписи обратно.[8] Отрицательное мнение Марка об унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на православное население.[9]

Недолго пробыв в Константинополе, Марк 15 мая 1440 года уезжает в свою митрополию в Эфес. Оттуда он направлял многочисленные послания против унии, которые настроили против него императора Иоанна. Также святитель начал восстанавливать церковную жизнь города, находившегося под властью турок. Жизнь в Эфесе для Марка не была спокойной, и он решил покинуть город. В своём письме к иеромонаху Феофану от 16 июня 1441 года он писал:

…там я не нашёл никакого успокоения и тяжко переболел, и бедствуя от нечестивых и подвергаясь напастям по той причине, что я не имел мандата от властей, я ушёл оттуда с намерением отправиться на Святую Гору.[10]

Марк Эфесский. Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове.

Остров Лемнос, где Марк провёл в заточении два года

Согласно синаксарю Иоанна Евгеника, когда корабль, на котором плыл Марк, пристал к острову Лемносу, митрополит был арестован по указанию императора и заточён в местную крепость Мундрос, в которой провёл два года. В этот период не перестал вести переписку, в которой по-прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться православия.

В августе (или октябре) 1442 года Марк был освобождён из крепости и вернулся в Константинополь, где продолжил свою борьбу с унией. Григорий III Мамма, бывший в последние годы жизни Марка константинопольским патриархом, придерживался унии и был противником Марка. Несмотря на это, по свидетельству великого ритора Мануила, «…он подъявши многие труды и из обманутых там одних вновь обративши, в том числе и самого приснопамятного царя…». О перемене взглядов императора пишет и сам Марк: «Император… открыто говорит, что кается в совершившемся и слагает вину на покорившихся и подписавших Унию».[10]

…как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так — и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от обращения и единения с ними и клятвенно заповедую, чтобы никто (из них) не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей…

Марк Эфесский. «Предсмертное слово»

Скончался Марк 23 июня 1444 года в Константинополе. По свидетельству Иоанна Евгеника, смерти предшествовала 14-дневная агония:

Проболел он 14 дней, причём сама болезнь, как он сам говорил, оказывала на него то же действие, что и те железные орудия пыток, какие применялись палачами по отношению к святым мученикам, и которые как бы опоясывали ребра и внутренности, сжимали их и оставались прикрепленными в таком состоянии и причиняли совершенно невыносимые боли.

Умирая, Марк обратился к присутствующим с напутственным словом, записанным Георгием Схоларием, в котором он даже в момент смерти проявляет себя как непримиримый борец с унией. В этом же слове Марк напутствует будущего патриарха Геннадия Схолария стать вместо него борцом за веру. Святитель был погребён в Манганской обители в Константинополе.

Богословское наследие Марка Эфесского состоит из трудов, написанных им в ходе работы на Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий, объясняющих его непринятие унии. В своих трудах как член соборной комиссии Марк излагает свой анализ католического богословия в соотношении с православным. Марк Эфесский указывал, что в Католической церкви ряд догматов (напр., филиокве, чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и Преданию.

По отзывам современников Марк был блестящим оратором, но тексты его проповедей не сохранились. Известны его попытки написания автобиографии («Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции», «Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове»). Труды Марка Эфесского включены в 160-й том Patrologia Graeca.

В 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I был канонизирован определением Священного Синода Константинопольской Православной Церкви:

Священный Марк, именуемый Евгеник, бывший предстоятель и пастырь и архиерей Ефесской Церкви, общепризнанно является святым в нашей Христовой Восточной Церкви и приемлется и почитается несомненно как священный отец Церкви. Наша Святая Христова Восточная Церковь священного сего Марка Ефесскаго, Евгеника, и знает и почитает и радостно приемлет святого сего мужа и богоносного и преподобного и пламенного ревнителя Благочестия и наших Священных Догматов и праваго мышления, Православия поборника и доблестнейшего защитника и прежде поборствовавших в древние времена священных богословов и воевод Церкви подражателя и соревнителя[1].

Его имя было окончательно включёно в святцы других поместных православных церквей, в том числе и Русской в конце XX века.

В октябре 2012 года канонизирован Русской православной старообрядческой церковью на освящённом соборе[11].

Cвятой апостол и евангелист Марк - 8 мая день памяти

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме.

Cвятой апостол и евангелист Марк

Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6–12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (Мк. 13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13, 10; 16, 15).

Cвятой апостол и евангелист Марк иконы

Cвятой апостол и евангелист Марк

Cвятой апостол и евангелист Марк

Cвятой апостол и евангелист Марк

Cвятой апостол и евангелист Марк

 

МОЛИТВЫ

Тропарь апостолу Марку

глас 3

Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолу Марку

глас 2

С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Ин тропарь апостолу и евангелисту Марку

глас 3

У верховнаго Петра научився,/ апостол Христов был еси/ и, яко солнце, странам возсиял еси,/ Александриом удобрение быв, блаженне:/ тобою Египет от прелести свободися,/ евангельским твоим учением просвещ вся,/ яко свет, столп церковный./ Сего ради твою память чтуще, светло празднуем,/ Марко Богогласе,/ моли тобою благовестимаго Бога/ да согрешений оставление подаст душам нашим.

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Имя марк значение происхождение в православии. Именины марка

Имя Марк в православном календаре (Святцах)

Имя Марк предположительно происходит от латинского слова, означающего «молот».

Апостол и евангелист Марк, дата памяти 17 января, 8 мая, 12 ноября, 10 октября

Он родился в Иерусалиме, дом его матери Марии располагался рядом с Гефсиманским садом. В ночь, когда Христос следовал путем своих Крестных страданий, апостол Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ. Евангелиста Марка пытались схватить стражники, но он сумел от них убежать. После Вознесения Спасителя, дом матери апостола Марка стал местом, где собирались христиане для молитвы.

Евангелист Марк был очень близок духовно с апостолом Петром и Павлом, а также Варнавой. Вместе со святыми Павлом и Варнавой, он посетил Селевкию, а затем отправился на остров Кипр. Он стал свидетелем, как в городе Пафе, апостол Павел ослепил волхва Елима.

После проповедничества, апостол Марк вернулся в Иерусалим, после чего отправился с апостолом Петром в Рим, а затем в Египет. Именно в Риме апостол Марк написал Святое Евангелие, после чего удалился вновь в Египет, где стал основой христианского вероучения. Благодаря «посеянной» здесь благой вести, всему христианскому миру были явлены такие светильники веры, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец. Именно апостол Марк составил чин Литургии, он проповедовал в Африке, был в Ливии, Нектополе, где сподобился получения от Духа Святого указания вернуться в Александрию для того, чтобы противостоять язычникам. Прибыв в указанное место, апостол поселился у сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Анания после этого чуда принял Святое Крещение, а вслед за ним и еще сотни жителей города. За это язычники возненавидели евангелиста Марка. Когда он совершал богослужения, они напали на него, избили и тащили по улицам города, чтобы бросить апостола в темницу. Здесь святой Марк был удостоен видения Христа, Который укреплял подвижника перед страшными страданиями. Наутро толпа нечестивцев повлекла апостола на суд, но по дороге святой Марк отошел ко Господу, с молитвой на устах. Язычники решили сжечь тело святого, но как только они развели костер, началось землетрясение. Христиане смогли взять тело апостола Марка и похоронить его в гробнице. Через несколько веков, над усыпальницей была построена церковь, но в 820 году, когда арабы в Египте укрепили свою власть, мощи святого решено было перенести в Венецию.Икона Апостола и евангелиста Марка
В Киево-Печерском монастыре он выполнял послушания могильщика. Своими руками он выкопал множество могил, находящихся в пещерах, выносил землю, камни, непрестанно находился в трудах. В один из дней он копал могилу, но сильно занемог, а потому оставил ее не расширенной. Один из монахов братии в этот момент преставился, из-за того, что тело не могло пройти в могилу, монахам удалось похоронить его с особым трудом. Братия стала роптать на святого Марка, ведь они не могли возлить елей на тело умершего. Тогда почивший монах приподнял руку и сам крестообразно возлил на себя елей, а затем вновь лег бездыханным. Когда же святой Марк узнал о дне своей кончины, то он сам для себя ископал могилу. В ней святого Марка и захоронили, в гроб также положили вериги, которые он носил все это время, а также крест из меди. Именно из него святой Марк пил воду.Икона преподобного Марка Печерского

Православные святые с именем Марк

Даты указаны по новому стилю.

  • Марк, мч. 18 июня
  • Марк, мч. 16 июля
  • Марк, мч. 24 августа
  • Марк, прп. 17 июля
  • Марк 23 февраля
  • Марк, прп. 23 марта
  • Марк (Махров), прмч., инок 8 февраля, 5 декабря
  • Марк, папа, Римский 20 октября
  • Марк Арефусийский, исповедник, епископ 11 апреля
  • Марк Афинянин, Фракийский, прп. 18 апреля
  • Марк Глухой, прп. 15 января
  • Марк (Иоанн) Евангелист, сщмч., епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский 17 января, 8 мая, 12 ноября, 10 октября
  • Марк Евгеник, архиепископ, Ефесский 1 февраля
  • Марк Клавдиопольский, мч. 11 октября
  • Марк Критский, мч. 27 мая
  • Марк Нитрийский, Египетский, Келлийский, Постник 18 марта (ученик свт. Иоанна Златоуста)
  • Марк Печерский, Гробокопатель 11 октября, 11 января
  • Марк Псково-Печерский, прп. 11 апреля
  • Марк Римский, сщмч., диакон 31 декабря
  • Марк Синайский, прмч. 27 января
  • Марк Триглийский, прп. 7 декабря
  • Марк Фиваидский, мч. 9 ноября

Источник: //www.krestilnoe.ru/imena-muzhskie/mark/

Именины Марка по православному календарю, что означает имя Марк

День ангела Марка отмечается почти каждый месяц. Молодые родители в последние годы все чаще решают назвать так своих сыновей, ориентируясь на Святцы, в которых достаточно много святых покровителей для мальчиков по имени Марк. Хотя это имя больше распространено в христианстве латинской традиции, оно набирает популярность и в православии тоже.

Происхождение имени Марк

Большинство имен имеет одну теорию происхождения, но это не случай Марка. Специалисты ономастики выделяют два варианта генезиса имени, каждый из которых имеет своих приверженцев:

  1. От греческого имени с латинскими корнями «Маркос». В переводе оно означало «молот». В Римской империи являлось распространенным личным именем. Так, например, звали известного полководца Марка Лициния Красса. По другой версии, имя переводится как «сухой».
  2. От имени римского божества Марса. Многим он известен как бог войны и раздора, но в более древние времена он считался покровителем животноводства. В пользу этой теории говорит тот факт, что апостол Марк также считается покровителем животноводческого промысла.

Есть и менее популярные теории из сферы обманчивой этимологии. К примеру, говорят о связи этого имени с французским словом «маркиз». Но на самом деле никакого отношения этот титул к имени, известному еще с дохристианских времен, не имеет. Это слово произошло от германского «марка», что означало «граница».

Значение имени Марк

Зная о происхождении данного имени, несложно понять, что оно означало. Конечно, сейчас редко задумываются о тайне имени, выбирая, как назвать ребенка, но иногда это напрямую влияет на характер человека.

«Сухой» – один из переводов имени «Маркос». Нередко мужчины, носящие это имя, отличаются сдержанным и скрытным характером. Из-за того, что они предпочитают скрывать эмоции, может показаться, что они – «сухари», особенно в сочетании с присущим им эгоцентризмом.

«Молоток» – выдает человека твердого, практичного. Он стремится к решению всех поставленных задач, поэтому часто идет к цели напролом. Вспомните, как называют людей с высокой смекалкой («ну, ты молоток»). Благодаря острому уму и самоуверенности, Марк именно из таких мужчин.

Именины Марка по месяцам

Сразу обращаем внимание, что в июне и сентябре (по православному месяцеслову) именин у Марка нет.

В другие месяцы молодые родители могут выбрать дату, ближайшую к рождению малыша, чтобы определиться с именем.

Январь

В январе сразу четыре даты, в дни которых можно отмечать именины.

В день 11 января православная церковь чествует память преподобного Марка Гробокопателя. Он был монахом в Киево-Печерской лавре, при этом руками выкапывал целые комнаты в пещере.

Часть из этих помещений была предназначена для упокоения его братьев-монахов. Преподобный всю жизнь придерживался строгого поста, неустанно молился, а после смерти его мощи оказались нетленными.

Они хранятся сейчас в Лавре.

17 января – день святого апостола Марка Евангелиста, ближайшего ученика апостола Петра. Известно, что Петр называл его «сын мой» и высоко ценил. Проповедовал святой апостол в Египте и Ливии, обошел всю Северную Африку. Евангелие от Марка, одно из четырех канонических, было записано по словам самого Петра, при этом имело цель рассказать о христианстве и Господе Боге римским язычникам.

Также именины отмечаются 15 и 27 числа.

Февраль

Последний зимний месяц не столь урожайный на именины, как его предшественник. Дни ангела Марка отмечаются 1 и 23 февраля.

Март

18 марта чтут память преподобного Марка Постника. Он был последователем и учеником Иоанна Златоуста. Знал всю Библию наизусть. Известно, что воздерживался преподобный от излишеств, отличался кротким нравом.

Еще одни именины Марка в марте отмечают 23 числа.

Апрель

11 апреля вспоминают сразу двух святых с этим именем. Арефусийский епископ Марк был замучен разъяренными язычниками после того, как он разрушил их святилища, а затем воздвиг на их месте храм. Псковско-Печерский чудотворец Марк «делит» дату вместе с чудотворцем Ионой.

18 апреля – день преподобного Марка Афинянина.

Май

8 мая – еще один день памяти апостола Марка. Другие именины в этом месяце отмечаются 27 числа.

Июль

16 июля – день святых мучеников Мокия и Марка. Их убили язычники за то, что они не собирались отказываться от христианской веры.

Август

Именины Марка отмечают 24 числа.

Октябрь

В этом месяце день апостола и евангелиста Марка отмечается 10 числа. На следующий день, 11-го, в составе соборного праздника снова вспоминают Марка Гробокопателя.

Ноябрь

В последний осенний месяц день ангела Марка приходится на 8 число. 9-го чтут память мученика Марка Фивадийского, которого умертвили за проповеди во имя Христа азиатские язычники.

Декабрь

В этот зимний месяц именины Марка выпадают на 5 и 7 число. Также 31-го числа отмечают день Марка Римского.

Источник: //pravednik.info/imeniny-marka-po-pravoslavnomu-kalendaryu-chto-oznachaet-imya-mark.html

Именины Марка

Полное имя:Марк
Церковное имя:Марк
Значение имени:от греческого имени Маркос, происходящее от латинского слова «marcus» – «молоток»
от французского «marquis» – «маркиз»

Святые с именем Марк в 2020 году почитаются 25 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Марк.

Январь
11 январяМарк Печерский, Гробокопатель
15 январяМарк Глухой, преподобный
17 январяМарк Иоанн Евангелист, священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский 70 апостолов
27 январяМарк Синайский, преподобномученик
Февраль
1 февраляМарк Евгеник, архиепископ, Ефесский
23 февраляМарк
Март
18 мартаМарк Нитрийский, Египетский, Келлийский, Постник
23 мартаМарк, преподобный
Апрель
11 апреляМарк Арефусийский, исповедник, епископ
Марк Псково-Печерский, преподобный
18 апреляМарк Афинянин, Фракийский, преподобный
Май
8 маяМарк (Иоанн) Евангелист, священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский
27 маяМарк Критский, мученик
Июнь
18 июняМарк, мученик
Июль
16 июляМарк, мученик
17 июляМарк, преподобный
Август
24 августаМарк, мученик
Октябрь
10 октябряМарк (Иоанн) Евангелист, священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский
11 октябряМарк Клавдиопольский, мученик
20 октябряМарк, папа, Римский
Ноябрь
9 ноябряМарк Фиваидский, мученик
12 ноябряМарк (Иоанн) Евангелист, священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский
Декабрь
5 декабряМарк Махров, преподобномученик, инок
7 декабряМарк Триглийский, преподобный
31 декабряМарк Римский, священномученик, диакон
  • Марк, пусть в именинный деньПокинет сердце твое лень,Чтоб словно факел ты горел,

    Чтоб был решителен и смел.

Пусть будут у тебя в излишкеБанкноты в евро на сберкнижке.Пускай друзья не предают,

А в доме ждет покой, уют.

  • Дорогой Марк!
    Твоя целеустремленность увлекает за собой. Ты заражаешь окружающих своим энтузиазмом. Не боишься строить смелые планы и воплощать их в жизнь. Мы восхищаемся тобой и желаем, чтобы ты всегда был таким же энергичным и деятельным. С именинами тебя, Марк!

  • Читать все поздравления (6)

    Именная термокружка. Термокружка с именем владельца станет отличным презентом для мужчины, который часто бывает в командировках, путешествиях и длительных поездках.

    Футляр для галстуков. Мужчина, который носит галстуки, будет рад получить для них специальный футляр. Он позволит аккуратно хранить галстуки в гардеробной и брать их с собой в поездки.

    Молитва святому, имя которого носишь

    Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Марк, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

    Именины по именам

    АаронАвгустинаАвдейАгатаАглаяАгнияАгриппинаАдамАдрианАзаАзатАифалАкакийАкилинаАкимАлевтинаАлександрАлександраАлексейАленаАлимАллаАнастасияАнатолийАнгелинаАндрейАнисияАннаАнтонАнтонинаАнфисаАполлинарияАполлонАриаднаАринаАристархАркадийАрсенийАрсенияАртемАрхипАфанасийАхмедБогданБорисВадимВалентинВалентинаВалерийВалерияВарвараВарфоломейВасилийВасилисаВениаминВераВероникаВикторВикторияВиринеяВиталийВладимирВладиславВольдемарВсеволодВячеславГавриилГалинаГеннадийГеоргийГерманГлафираГлебГликерияГордейГригорийДавидДаниилДарьяДементийДемидДемьянДенисДжулияДинараДмитрийДоминикаЕваЕвгенийЕвгенияЕвдокияЕвлалияЕвстолияЕгорЕкатеринаЕленаЕлизаветаЕлизарЕлисейЕмельянЕремейЕфимЕфросиньяЗахарЗинаидаЗлатаЗояИбрагимИванИваннаИгнатИгорьИисусИларияИлларионИлонаИльяИннаИннокентийИосифИраидаИраклийИринаИсмаилИяКалерияКапитолинаКатаринаКираКириллКириллаКлавдияКлимКонстантинКристинаКсенияКузьмаЛаврентийЛарисаЛевЛеонЛеонидЛеониллаЛеонтийЛидияЛукаЛукьянЛюбовьЛюдмилаЛюцияМагдалинаМакарМаксимМаксимилианМаргаритаМарианнаМаринаМарияМаркМартаМартинМарфаМатвейМатренаМеланияМилицаМиронМирраМитрофанМихаилМстиславНадеждаНазарНатальяНеонилаНесторНикаНикитаНиколайНилНинаНоннаОксанаОлегОльгаОстапПавелПелагеяПетрПлатонПотапПрасковьяПрохорПульхерияРаисаРафаэльРиммаРодионРоманРостиславРуфинаСабинаСавваСавелийСаломеяСамсонСамуилСараСветланаСвятославСевастьянСеменСерафимСерафимаСергейСимонСоломонСофияСтаниславСтепанСтефанияСюзаннаТаисияТамараТарасТатьянаТеодорТимофейТихонТрофимУльянаУстиньяФаинаФевронияФедорФеклаФеликсФилиппФомаФотинияХаритонЭмилияЭмильЭммануилЭрастЮлианЮлианаЮлийЮлияЮрийЮстинаЯковЯнЯнаЯрополкЯрослав

    Источник: //my-calend.ru/name-days/mark


    Смотрите также