Лучший период в жизни человека
3 самых одиноких и кризисных возраста в жизни по версии ученых
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Новое исследование команды Дилипа Джеста (Dilip Jeste), авторитетного профессора психиатрии, директора Центра здорового старения Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), обнаружило, что люди чувствуют себя особенно одинокими в 3 определенных возрастных периода. Согласно статистике, такое кризисное настроение зачастую не зависит от воли и жизненных обстоятельств.
AdMe.ru проанализировал рассуждения людей этих возрастов и составил свою картину кризисных моментов. Итак, почему же людей настигает одиночество?
1-й период — 28–29 лет
«Для меня 28 лет — это возраст, когда перестаешь чувствовать себя бессмертным. Возраст, когда твой веселый, местами деструктивный образ жизни дает о себе знать. Возраст, когда организм требует расплату за веселые бессонные ночи кутежа, за сидячую работу, за твои вредные привычки. Возраст, когда всерьез задумываешься о том, что неплохо бы начать правильно питаться, отказаться от алкоголя, заняться каким-нибудь спортом, мотивируя себя уже не модным течением, а пугающей мыслью о том, что если в ближайшее время ты этого не сделаешь, то дальше будет хуже. 28 — это своеобразный закат физиологической юности».
Denis Zavarikhin
Звучит грустно, но это обязательный возрастной трамплин. Со временем подобные мысли проходят, открывается второе дыхание. Но именно в 28 человек чувствует приближение конца своей молодежной декады, невольно задаваясь вопросами вроде: «А правильно ли я живу? Почему я до сих пор не добился того, о чем мечтал? Может быть, я где-то повернул не туда? Что мне необходимо изменить?» и т. д. Кажется, что жизнь проходит мимо, но на самом деле это просто время давно зревших выводов.
2-й период — около 50 лет
«Я работал в оборонной промышленности. 25 лет был самым молодым: сначала молодой специалист, потом самый молодой начальник лаборатории, потом самый молодой главный конструктор. Когда начались другие времена, я ушел в частную фирму, где сразу стал самым старым, значительно старше всех. Все со мной были на вы, а я со всеми на ты, мне даже тяжелый портфель пытались помочь нести. Вот тут я испытал беспокойство, не сразу поняв, в чем дело. Лет мне было 47, для моих сослуживцев это очень много».
Михаил Лифшиц, писатель
50 лет — это во всех смыслах солидный возраст. К этому времени большинство людей выполняют «базовые» общественные задачи: находят себя, приходят к эмоциональной стабильности, создают семью, обустраивают дом, отпускают детей в самостоятельное плавание, достигают пика в карьере. Разумеется, вместе с этим встают новые вопросы: «А что теперь? Какова дальнейшая цель?» Это такой же неизбежный, как и временный период поиска смысла жизни, который помогает обрести новые цели. Все же без депрессий нет развития.
3-й период — старше 80 лет
Наверняка у многих есть знакомые бабушки-дедушки, которые копят на похороны. Покупают красивые платья-костюмы не для выхода в свет, а для отправки в последний путь. Ставят крестики на фотографиях над изображениями умерших друзей. Это все очень грустно.
К сожалению, отрезок после 80 зачастую воспринимается не просто временем, а периодом. Периодом дожития. Когда все в жизни уже достигнуто, что-то упущено и забыто, а многое безвозвратно потеряно, остается лишь оглядываться и жить воспоминаниями. Но при этом существуют примеры людей за 80, которые живут жизнью разнообразнее молодежной: заводят блоги, постигают новые профессии, путешествуют, работают и лишний раз доказывают, что все жизненные кризисы в нашей жизни — штука преодолимая. Даже кризис 80+!
Оглянитесь на свою жизнь: как вы считаете, есть ли другие периоды, когда практически любой человек рискует пережить возрастной кризис?
Возрастные периоды жизни человека
Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.
Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.
Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.
Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии
Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.
Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».
Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.
Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:
возраст | период | ||
0-4 недели | новорожденный | ||
4 недели - 1 год | грудной | ||
1-3 года | раннее детство | ||
3-7 лет | дошкольный | ||
7-10/12 лет | младший школьный | ||
девочки: 10-17/18 лет | подростковый | ||
мальчики: 12-17/18 лет | |||
юноши | 17-21 год | юношеский | |
девушки | 16-20 лет | ||
мужчины | 21-35 лет | зрелый возраст, 1 период | |
женщины | 20-35 лет | ||
мужчины | 35-60 лет | зрелый возраст, 2 период | |
женщины | 35-55 лет | ||
55/60-75 лет | пожилой возраст | ||
75-90 | старческий возраст | ||
90 лет и более | долгожители |
Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека
В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.
Например:
- Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
- Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
- Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.
Периоды жизни по Пифагору
Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:
- Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
- Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
- Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
- Зима – угасание, от 60 до 80 лет.
Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.
К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.
Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Основные периоды земного пути людей
Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:
- юность;
- зрелый возраст;
- старость.
На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.
Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Критические точки
Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.
Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:
- Подростковый период.
- Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
- Переход на четвертый десяток.
- Сорокалетие.
- Середина жизни – 45 лет.
- Пятидесятилетие.
- Пятидесятипятилетие.
- Пятидесятишестилетие.
Уверенное преодоление "критических точек"
Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.
В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.
На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.
Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.
В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.
В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.
В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.
В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.
Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.
Заключение
Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:
- Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
- Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
- Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
- Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.
Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.
7 циклов счастья: лучшие периоды в жизни человека
Читайте о том, что собой представляют циклы счастья и как определить их лично для себя.
Вы обращали внимание, что примерно в одно и то же время в году с нами происходят похожие события и возникают те же эмоции? Это связано с тем, что каждый из нас в течение года проходит семь жизненных циклов. И если быть к ним готовым, а не пытаться плыть против течения, можно существенно облегчить себе жизнь и достичь в результате гораздо большего.
Как вычислить личный цикл? Сделать это довольно просто. Началом первого цикла является дата вашего рождения. Продолжительность каждого из них – 52 дня. Например, к дате вашего рождения (предположим, 27 июля) прибавляем 52 дня – получаем 16 сентября. Именно в этот день заканчивается ваш первый цикл. С 17 сентября по 7 ноября – второй. От 8 ноября отсчитываем 52 дня, чтобы определить третий, и так далее. Последний период закончится у вас 26 июля, а 27 вновь начнется первый. А теперь давайте попробуем воспользоваться полученными знаниями на практике.
Первый цикл: период возможностей. Это время действия, когда все будет складываться для вас удачно. Сейчас вы сможете найти спонсоров для своего проекта и осуществить давно задуманное, найти работу своей мечты или познакомиться с нужными людьми. Хорошее время для партнерских связей, вложения средств и создания репутации.
Второй цикл: время малых и больших перемен. В это время хорошо отправиться в путешествие. При этом независимо от того, поехали вы на отдых или деловую поездку, все сложится наилучшим образом. Также это время благоприятствует всему, что связано с перемещением: транспортировка грузов, покупка и продажа автомобилей, организация перевозок и переезд на новое место. Удачно пройдут и публичные выступления.
А вот закладывать фундамент под новый дом, затевать новый бизнес, давать или брать в долг, менять место работы, оформлять документы и приобретать ценные бумаги в это время нежелательно.
Третий цикл: энергетический. Вы сейчас в отличной форме, энергичны и готовы к решительным шагам. Проблемы со здоровьем решены, и вы готовы к бою. Если в это время вы решите что-то продать (квартиру, машину или старое платье), покупатель вскоре найдется и все пройдет наилучшим образом с выгодой для вас.
В это время лучше избегать конфликтов, поскольку они могут перейти в продолжительную неприязнь и даже вражду.
Четвертый цикл: духовный. Это время творчества и самореализации. Решили записаться на курсы иностранного языка, обучиться живописи, написать книгу или статью? Самое время взяться за реализацию задуманного. Все, что связано с образованием и творчеством будет иметь успех. В это время вы переполнены идеями и готовы к их воплощению. Вы оптимистично смотрите на мир, хотя и несколько возбуждены в предвкушении реализации задуманного.
Но будьте внимательны, подписывая документы и составляя договора, вникайте во все юридические тонкости, ибо есть риск быть обманутым. Также не стоит в этот период делать крупных приобретений или вступать в брак.
Пятый цикл: личный успех. В это время появляются новые интересы, реальные перспективы и расширяется круг общения. Вы – авторитетны, общительны, к вам прислушиваются и доверяют друзья и коллеги. Это прекрасное время заявить о себе, вести переговоры с влиятельными людьми, должностными лицами или попросить начальство о прибавке к зарплате. Если у вас есть необходимость отстаивать свои интересы в суде, лучше это сделать именно сейчас. Можно вкладывать средства в долговременные проекты, ездить в командировки, делать большие покупки.
При этом постарайтесь не нарушать закон – в это время даже небольшое отступление от его буквы, может создать много проблем. Лучше воздержаться от торговли мясными продуктами, а еще лучше попоститься.
Шестой цикл: расслабление. Пришло время отдохнуть от трудовых будней, заняться любимым хобби, спортом, просто развлечься. Всех денег, как известно, не заработаешь, посвятите это время себе. Хорошо отправиться в отпуск, сходить на концерт, пообщаться с друзьями, завести любовные отношения. Все новые знакомства (дружеские или интимные) будут иметь большие шансы на долговременное продолжение. Также в это время хорошо покупать акции или вложить деньги в новый проект.
Седьмой цикл: критический. Время проанализировать пройденный путь, переосмыслить накопленный опыт. Вы увидели, что совершили ошибку? Не бойтесь ее исправить и сменить направление движения. Часто перемены даются нелегко и болезненно, может возникнуть желание действовать необдуманно и импульсивно. Не рубите с плеча, не рвите старые связи, которые могут быть важны. При этом смело избавляйтесь от балласта – старых вещей, ненужных болезненных отношений.
Не поддавайтесь унынию, мыслям о том, что все хорошее позади, скоро начнется новый период и у вас появятся возможности подобно Фениксу возродиться из пепла.
Каков предел человеческой жизни и как он может измениться в будущем
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Согласно наблюдениям биологов, благодаря достижениям науки и общему росту уровня жизни уже сейчас среди нас живет множество будущих долгожителей. Вполне вероятно, что совсем скоро мы станем свидетелями новых рекордов продолжительности жизни человека. Но как с этим обстоит дело в наши дни?
AdMe.ru решил разузнать о пределах долголетия и делится своими находками с вами.
Китайский долгожитель, проживший 256 лет
Тема предельной продолжительности человеческой жизни издавна интересует людей по всему миру. В 1933 году в журнале Time вышла статья «Черепаха-голубь-собака», в которой рассказывалось о китайском долгожителе Ли Чин-Юне. По его словам и согласно свидетельствам его окружения, он родился в 1677 году и прожил 256 лет.
В той же статье была пересказана мудрость, в которой долгожитель выразил свой рецепт долголетия:
- Сохраняйте сердце в спокойствии.
- Сидите, как черепаха.
- Прогуливайтесь энергично, как голубь.
- Спите, как собака.
Несмотря на отсутствие доказательств долгожительства Ли Чин-Юна, в США тема изучения пределов человеческой жизни стала очень популярна.
Французский секрет: шоколад и сигареты
Официально зафиксированная максимальная продолжительность жизни человека — 122 года. Француженка Жанна Кальман — единственный человек, достигший 120-летнего возраста, что было подтверждено документально. Вполне возможно, что на планете были или есть люди, которые прожили больше, но в случае с Кальман возраст был официально подтвержден.
Любопытно, что Кальман вовсе не отличалась здоровым образом жизни, ела шоколад, курила и пила вино. Притом она не уставала повторять, что главное — это никогда не унывать.
А что мужчины?
Среди мужчин главным долгожителем долгое время считался японец Сигэтиё Идзуми, который якобы прожил более 120 лет. Тем не менее многие высказывали скепсис в отношении его свидетельства о рождении: это мог быть документ его старшего брата, который умер в детстве, а Сигэтиё просто назвали точно так же. Свое долголетие Идзуми объяснял благотворным влиянием Бога, Будды, солнца и воды.
Сейчас среди мужчин главным долгожителем официально считается
8 важнейших этапов в жизни человека
От момента рождения до завершения жизни обычный человек проходит 8 этапов развития. От того, насколько правильным было развитие личности на каждом из уровней, зависит ощущение полноты жизни, чувство уверенности и удовлетворения пройденным путем.
Этапы человеческой жизни
Психологи насчитали 8 этапов в жизни человека, в каждый из которых происходит развитие его как личности. И для каждого этапа характерны свои цели и задачи. Рассмотрим их подробнее.
1. Первый год жизни (младенчество)
Базовая характеристика этого периода развития человека – доверие к миру. Считается, что ребенок с появлением на свет изначально испытывает доверие к миру, олицетворением которого становится мать. Если она с радостью ждала рождения малыша, любит его, заботится о нем, неотлучна от него и в эмоциональном плане дает ребенку все, что ему необходимо в первый год жизни, то доверие сохраняется. Ребенок даже учится оставаться какое-то время в одиночестве и не испытывает при этом тревоги, потому что знает: мама обязательно вернется. В будущем, став взрослым, доверие к матери трансформируется в доверие ко всему миру.
Однако рождение ребенка может быть связано с разными ситуациями. Не все дети желанны. Не всякая женщина может избежать послеродовой депрессии. Не в каждой семье царит гармония в отношениях между супругами. В результате мать не всегда может давать малышу достаточно любви, заботы и внимания.
Казалось, что он может в этом возрасте понимать? Возможно и не понимает, но чувствует уж точно – тревогу, беспокойство, незащищенность. Испытывает эмоциональный дискомфорт. Вырастая, человек не ощущает себя в безопасности, люди и мир для него враждебны. С подобным мировосприятием невозможно быть счастливым. Человек должен себя перевоспитать, обязан научиться доверять. Тем более что это не так уж и сложно.
2. Второй-третий год жизни (ранний возраст)
Базовая характеристика периода – самостоятельность. В этот период ребенок стремится стать самостоятельным. «Я сам!» – все чаще он произносит эту фразу по любому поводу или же пытается дать понять родителям свое желание, если еще не разговаривает хорошо. Сам ест, хотя может измазать себя и все вокруг, сам одевается, хотя долго и неловко, сам моет руки, разрешая маме просто присутствовать при этом процессе.
Стремление к самостоятельности нужно поощрять, потому что через самостоятельность у ребенка формируются ценные и необходимые в жизни качества. Уверенность в себе. Чувство собственного достоинства. Самоконтроль. Самоуважение. Если сейчас ограничивать самостоятельность малыша, во всем опекать, «душить» его своей заботой, самим же родителям потом будет хуже, не говоря уж о ребенке. Это обернется для него неуверенностью в своих силах, болезненной стеснительностью, излишней робостью, неумением находить общий язык со сверстниками. Такие дети очень зависимы от чужого мнения, несамостоятельны.
3. Четыре-шесть лет (дошкольный возраст)
Базовая характеристика – активность. Ребенок активно познает окружающий мир и самого себя. Он знает, чем ему нравится заниматься. Кто-то любит рисовать и клеить, а кто-то – гонять мяч во дворе. Именно в этом возрасте хорошо отдавать ребенка в спорт, но не для того, чтобы уже сейчас начинать растить из него будущего профессионального спортсмена, а чтобы он стал физически крепким и ловким, знал, что такое самоорганизация и дисциплина.
Так называемые осознанные родители водят малышей на всевозможные кружки, стараясь, чтобы ребенок попробовал все, что только возможно, и нашел занятие для себя, для души. Может быть, это музыка, или рисование, или танцы… Самое трогательное, что ребенок уже сейчас выбирает свою будущую профессию. Когда-то все повально хотели стать космонавтами. Теперь – миллионерами. Я, помнится, одно время планировала танцевать в балете, а потом вдруг решила стать проводницей в поезде. Очень нравилась темно-синяя форма, но самое главное – возможность постоянно путешествовать.
Нельзя смеяться над детской мечтой или запрещать ее. Моя мама, к примеру, уважительно отнеслась к моему выбору поезда как места будущей работы – она не стала меня разубеждать, только удивленно подняла брови. Но в ее глазах я все же прочитала неодобрение. Поощряемая активность дополняется инициативностью, уверенностью в себе, общительностью.
4. Семь-двенадцать лет (школьный возраст)
Базовая характеристика – собственная значимость. Ребенок становится школьником. Школьный класс – это своеобразная модель общества со своей иерархией. Тут свои лидеры, их последователи и антагонисты. Каждый маленький ученик занимает свое место, и где бы он не находился, важно при этом не потерять ощущение собственной значимости – в своих глазах и в глазах коллектива. Но сочетать эти две вещи не всегда удается.
Успешная учеба повышает собственную значимость, но в некоторых школьных коллективах хороший ученик становится объектом насмешек. Интересная внешность, оригинальная прическа, непохожесть на других, что способствует ощущению своей особости, также может превратить ребенка в изгоя. В таких ситуациях очень важна поддержка родителей. Не уставайте повторять ребенку, что он особенный, что он не обязан быть как все, что вы цените его за это качество. И тогда чувство собственной значимости позволит ему успешно пережить трудный период адаптации в классе и остаться самим собой.
5. Тринадцать-девятнадцать лет (юность)
Базовая характеристика – цельность, понимание себя. Это один из самых сложных периодов в жизни человека. Начинается он с подросткового кризиса, когда растущий ребенок пытается ощутить свою цельность, «отдельность», понять себя через конфликт с миром взрослых. Наверное, отчужденность в этот период вполне закономерна. Он должен отойти от родителей, чтобы понять, кто он и чего хочет.
Многие подростки испытывают при этом душевный разлад. А родителям нужно быть мягче, мудрее, понимать, как тяжело сейчас взрослеющему ребенку, и доказывать ему, что он им дорого несмотря ни на что. К 16-ти годам период противостояния, к счастью, заканчивается, но молодой человек продолжает утверждать свою целостность. Он хочет четко уяснить для себя, что ему нравится в этом мире, а что нет. Какие ценности для него важны. Какие книги, какую музыку он любит. Какие отношения с противоположным полом собирается выстраивать. Чем будет заниматься в будущем, где будет учиться.
6. Двадцать-тридцать лет (ранняя зрелость)
Базовая характеристика – жажда любви и успеха. Представление о счастье в этот период связано с взаимным чувством и близкими отношениями. Причем если в прошлые годы любовь непременно должна была перетекать в законный брак, то теперь ничто не мешает юношам и девушкам обитать под одной крышей и без официальной регистрации отношений. Подобную тенденцию нельзя оценивать категориями «плохо» или «хорошо». Ее нужно воспринимать как данность: вот такой сейчас мир, и все тут!
Но, наряду с поисками или ожиданием любви, молодые люди упорно ищут свое место в жизни. Оканчивают учебу, устраиваются на работу, начинают делать карьеру. Очень симптоматично, что право строить свободные отношения с представителями противоположного пола сейчас увязывается с самостоятельностью и независимостью в финансовом отношении.
7. Тридцать-семьдесят лет (средняя зрелость)
Базовая характеристика – забота. Забота подразумевает ответственность, которую человек проявляет во всех сферах жизни. Он заботится о семье, о детях. Опекает родителей, которые с возрастом все больше нуждаются в нем. Отвечает за развитие своего дела и благополучие сотрудников. Особо активным и неравнодушным этого оказывается мало, для того чтобы в полной мере ощущать собственную значимость. Такие занимаются общественной деятельностью, политикой, пытаясь изменить страну и мир к лучшему.
8. Зрелость
Базовая характеристика – мудрость. В этот период человек подводит своеобразные итоги. Мысленным взором он оглядывает все этапы своей жизни и говорит себе: я доволен. Он ценит все, что с ним произошло на долгом пути. Благодарен за все встречи. Сделал выводы из всех ошибок. Простил всех врагов и обидчиков. А сейчас испытывает душевный комфорт и радость жизни. И самое главное – у него нет страха смерти.
© Ильина Наталия, BBF.RU
Жизненные периоды людей по годам: периодизация возрастного развития, этапы
Периоды жизни человека позволяют лучше понять особенности его развития. Разделение может основываться на биологических изменениях, социальном становлении или психологическом развитии.
Часто периодизация считается с момента рождения
Основное понятие
Периоды развития – это основные этапы становления человека как личности. Традиционно они начинаются с младенческого возраста, но некоторые специалисты склонны выделять еще и эмбриональное развитие.
Основой для выделения этапов жизни могут служить разные факторы. Например, с юридической точки зрения период детства длится до 18 лет (в некоторых странах до 21 года). В это время человек имеет ограниченные права.
С психологической и биологической стороны выделяют подростковый период, который сопровождается серьезными изменениями в организме. Он проявляется в возрасте 12-13 лет и заканчивается к 17-18 года.
Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п.
Важно! Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства.
В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых.
Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития.
Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной
У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности.
Периодизация психического развития
Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.
У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:
- С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
- С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
- С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
- После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.
У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:
- До года шло оживление.
- С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
- С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
- С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.
Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.
Возрастные периоды развития человека
Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:
- младенчество;
- детство;
- дошкольный;
- младший школьный;
- средний школьный;
- старший школьный;
- юность;
- зрелость;
- старость.
Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.
Разделение по годам
До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.
Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте.
С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.
В этот период ребенок активно познает мир
Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.
Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.
Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.
Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет. В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения. У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.
Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.
Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.
Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.
Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.
Критические моменты
Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.
В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.
Важно! Без социализации ребенку будет трудно заниматься и общаться со сверстниками.
Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.
Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.
После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.
Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.
С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.
В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни
Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.
В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.
Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.
Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.
Разные взгляды
В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.
Эльконин
Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.
Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.
Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни.
После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.
Пифагор
В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.
Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.
Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.
Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.
Выготский
Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.
В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития
Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.
Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.
Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.
Фрейд
Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.
Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.
В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол
Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.
В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.
Видео
Лучшие годы жизни для здоровья, ума, счастья и секса
Экология жизни: «Самое ценное время – молодость», «В 40 лет жизнь только начинается», «Старость – не радость», «60 – это новые 30»… Какие из этих афоризмов кажутся вам верными? Некоторые звучат очень оптимистично, но как бы мы ими ни утешались, никому не хочется стареть. А так ли это плохо? И правда ли, что в возрастом у нас остается все меньше преимуществ?
«Самое ценное время – молодость», «В 40 лет жизнь только начинается», «Старость – не радость», «60 – это новые 30»… Какие из этих афоризмов кажутся вам верными? Некоторые звучат очень оптимистично, но как бы мы ими ни утешались, никому не хочется стареть. А так ли это плохо? И правда ли, что в возрастом у нас остается все меньше преимуществ?
Чтобы это выяснить, журналисты BBC Future обратились к науке и оказались… приятно удивлены данными медицинских исследований.
Физическая выносливость
Пиковый возраст для активности, требующей коротких и резких всплесков энергии (к примеру, стометровка, толкание ядра, метание копья), – 20-25 лет. Позже уже наблюдается быстрый спад. По той же причине недолог профессиональный век футболистов.
Но зато возраст не такая уж помеха для изнурительных длинных дистанций, например, для марафонов на 100 и даже 1000 километров. Спад начинается только где-то после 40 лет и происходит плавно. Так что если поддерживать себя в форме, то и в 70 лет можно участвовать в триатлоне (велогонка, бег и плавание)!
Мозговая активность
На первый взгляд, картина не такая радужная. После 20 лет память уже не та, что прежде. Способность запоминать большие объемы информации начинается снижаться уже после школы. Рабочая память (способность держать в уме фрагменты информации, необходимые для решения сиюминутных задач) служит нам дольше, но тоже постепенно ослабевает после 40 лет.
Пик креативности тоже приходится на 40 лет – большинство открытий, удостоенных Нобелевской премии, были сделаны учеными примерно в этом возрасте. Наконец, после 50 начинает сокращаться объем белого вещества головного мозга, которое играет важную роль в процессе обучения. В конце концов мозг в целом замедляет свою работу.
Однако, не все так плохо, если взглянуть на следующий пункт.
Знания
Пусть запоминать стало чуть труднее, зато кое-что другое с возрастом совершенствуется. К примеру, в 50 лет мы куда лучше понимаем прочитанное и производим арифметические расчеты, чем в юности. Тогда же мы можем похвастать общим уровнем накопленных знаний, который в этом возрасте достигает пика.
Также с возрастом к нам приходит умение разбираться в людях и наилучшим образом выстраивать отношения с ними. Словом, наши мыслительные способности чередуются волнами: проходит одна – наступает другая. Нет такого возраста, когда человек был бы в наилучшей форме со всех сторон. У каждой поры есть свои преимущества.
Даже когда ваша сексуальная активность идет на спад, появляется нечто более ценное…
Удовлетворенность жизнью
Вопреки стереотипу, что самые яркие сексуальные приключения мы переживаем только в ранней молодости, реальные исследования показывают, что по-настоящему качественный секс и острые чувства становятся доступны позже.
К тому же сексуальное желание, как и активность, начинают снижаться только после 50-55 лет, и то не сразу. Здоровый мужчина вполне может рассчитывать еще как минимум на 15 лет регулярной половой жизни, женщина – на 10 лет с лишним.
И самое важное. Когда ваше либидо лет в 70 стремится к нулю, то парадоксальным образом возрастает страсть к самой жизни! Может, это из-за того, что после стольких лет борьбы и суеты мы, наконец, находим идеальный баланс?
Это Вам будет интересно:
12 способов получить ВСЁ, что захочется
20 жестких жизненных истин, которые никто не хочет признавать
«Эликсир молодости»
Получается, каждый возраст может быть по-своему счастливым, и это радует. Но что особенно вдохновляет, так это возможность дольше сохранять свои лучшие способности. Физическая активность, например, укрепляет не только здоровье, но и слабеющую память. А также как минимум на 5 лет продлевает сексуальную жизнь. Так что в этом смысле здоровый образ жизни – настоящий эликсир молодости!опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Периоды жизни человека
Большинство из нас привыкли видеть в позитивном свете лишь молодость. Для многих женщин постсоветского пространства пенсия свидетельствует чуть ли не о конце жизни. Это совсем не так! И мы сегодня тебе это докажем.
Периоды жизни человека
Страх старости не имеет никакого смысла. Периоды развития и жизни человека сменяют друг друга, это совершенно нормально. Научись видеть в этом преимущества.
© Depositphotos
Зрелость и старость — важнейшие периоды жизни человека. Неопытность и суетливость молодости уже прошли, дети выросли… Наконец можно пожить в свое удовольствие!
© Depositphotos
Преимущества зрелости и старости
- Во-первых, необходимо определить, когда действительно начинается зрелость и старость. Большинство ученых сходится на возрасте 60 лет.
Да-да, именно так! Не стоит считать себя пожилой, если тебе только-только 50 исполнилось.
© Depositphotos - Самое главное преимущество людей в возрасте перед молодыми — это опыт.
© Depositphotos
Все мы учимся лучше всего именно на своих ошибках. Человек после 60 большинство ошибок уже сделал, а выводы давно принял к сведению.
- Уровень стресса после 60 лет снижается, так же как и желание грустить без причины. Большинству зрелых людей свойственно спокойствие и размеренность принятия решений.
© Depositphotos
Именно к этому возрасту наконец понимаешь, что спешка ни к чему. Всему свое время.
- Возраст — не помеха ни приключениям на любовном фронте, ни путешествиям, ни учебе! Найти свою вторую половину можно в любом возрасте.
© Depositphotos
Наличие большого жизненного опыта помогает гораздо лучше разбираться в людях, а потому найти правильного человека с возрастом бывает даже проще.
© Depositphotos
Пенсия — отличное время для того, чтобы узнать мир, в котором ты живешь, чуть лучше. В молодости мы заняты зарабатыванием денег, заботой о детях и самореализацией, а вот старость — идеальный период жизни для размеренных приятных путешествий.
© Depositphotos
- Если ты думаешь, что узнавать что-либо новое можно лишь в первой половине жизни, ты очень ошибаешься. За границей существует множество специальных курсов, школ и других учебных заведений для людей преклонного возраста.
© Depositphotos
- Беспокоишься о том, как будешь выглядеть в старости? Не стоит! Выглядеть хорошо можно в любом возрасте. © Depositphotos
Красота многих женщин раскрывается именно после 50. Возможно, твоя кожа не будет идеальна, однако ухоженность и стройная фигура скрасит любые морщины!
Понравилось?! Поделись с друзьями!
Автор статьи
Галина Пашинская
Когда Галина улыбается, невозможно удержаться и не улыбнуться в ответ! Наш энергичный редактор обожает электронную музыку и книги Макса Фрая. Девушка живо интересуется психологией и старается сегодня быть лучше, чем вчера. Любимая книга Гали — «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса.