Лошадиный праздник 31 августа


31 августа День Флора и Лавра

День Флора и Лавра - покровителей лошадей

В последний день августа православная церковь отмечает день мучеников Флора и Лавра (Фрола и Лавра). 31 августа отмечают и так называемый День лошади или конский праздник. Попробуем разобраться отчего «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр»?

Известно, что братья Флор и Лавр, жившие во II веке, были каменотесами. Однажды в одном из построенных языческих храмов Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву и разрушили идолов, предназначенных для перенесения сюда, и водрузили крест за что были подвергнуты истязаниям. Но братья «и в муках славили Бога», тогда их бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии мощи мучеников, пострадавших за веру, были перенесены в Константинополь.

Каноническое житие святых мучеников Флора и Лавра не совсем совпадает с народным представлениями о братьях как покровителях лошадей. В легендах переплетаются и христианский культ мучеников, и античные предания, и славянские сказания. 

Существует несколько легенд, среди которых и чудесное исцеление сына языческого жреца, уверовавшего во Христа, и явление Флора и Лавра пахарю, заставлявшему работать измученную лошадь, и легенда о колодце с чудодейственной водой, исцеляющей лошадей и скот... Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печеской Лавры.

Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

Благословение на битву, известную нам как Куликовская, святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского именно 18 августа в день памяти святых мучеников Флора и Лавра (по старому стилю).

После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру.

Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство - лошадь».

Икона XV века с таким сюжетом хранится в Третьяковской галерее. Всадник-воин - очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей - соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

Места в Москве связанные со святыми Флором и Лавром

Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот). Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

Народное почитание праздника Флора и Лавра - покровителей лошадей

На Руси братьев-мучеников в просторечии называли Фролом и Лавером и считали покровителями лошадей и конюхов. Именно поэтому день почитания их памяти называют еще и лошадиным праздником, конским праздников или день лошади. В этот день к лошадям относились по-особенному: не использовали даже для самой необходимой работы, чистили, купали, заплетали ленты в хвост и гриву. На Фрола и Лавра служили святым угодникам молебен, после свершалась «конная мольба» - окропление лошадей святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

Молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях, когда речь шла о лошадях. Если в коровниках помещали икону святого Власия, то в конюшнях непременно старались поместить образ Флора и Лавра. На протяжении всего периода выпаса пастухи в заговорах всегда упоминали Флора и Лавра, а также Егория (6 мая - Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий Храбрый, также почитаемый как защитник домашнего скота, и, прежде всего, как покровитель лошадей): «Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорий Храбрый, милые кониные и коровьи стада, кони и кобылы, и коровы... »

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название – «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

Почитая святых Фрола и Лавра как покровителей лошадей, в народе старались соблюдать в этот день следующие правила:

  • Лошадей в день их покровителя необходимо накормить досыта, искупать, заплести в хвост и гриву ленты.
  • Сытых и нарядных лошадей отводили к ближайшей церкви, где их кропили святой водой.
  • Ни в коем случае в этот день на лошадях не работают, иначе быть падежу.
  • Хозяйки в день лошади пекут особое печенье с изображением конского копыта и отдают его священнику.
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигали тавра на лошадях.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Флору и Лавру

Тропарь, глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8

Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.
 

Праздники, посвященные лошадям, и традиции стран мира, связанные с лошадьми

Значение лошади в истории трудно переоценить: эти животные сыграли большую роль в жизни людей всех стран и сословий. Кони -  частые герои песен, сказок и легенд. В честь своих быстроногих боевых товарищей, неутомимых тружеников и настоящих четвероногих членов семьи, люди  устраивали праздники, захватывающие своей зрелищностью.

Древние письменные источники донесли до наших дней, что раньше в Литве в первое январское полнолуние отмечались Крестины жеребенка. Этот праздник символизировал пробуждение новой жизни. На Руси славянки-язычницы ходили на конюшню гадать о суженом и будущей судьбе. А вот в Древнем Риме, во время ежегодных гонок на колесницах по полю Марса, правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам – чтобы дали хороший урожай. К счастью, ритуалы, подобные римским, остались в прошлом, зато свой День Коня отмечается во многих странах мира и по сей день.

Страна: Россия
Праздник, посвященный лошадям: День Фрола и Лавра
Дата: 31 августа

С возрождением коневодства в России новую жизнь получает и православный «лошадиный» праздник – день Фрола и Лавра, покровителя лошадей. Он приходится на второй день третьего Спаса - 31 августа.

С днем Фрола и Лавра связаны многие народные приметы. 31 августа крестьяне заканчивали посев озимых и говорили: «Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся», подразумевая под «фролами» пустоцвет. Другая народная мудрость выразилась в пословице: «Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра». В день конских покровителей крестьяне не только не работали на лошадях, но и не седлали, не погоняли их кнутом. Зато купали, украшали лентами, кормили досыта отборным овсом, угощали солеными горбушками и … водили в церковь.

Церковные дворы в день Фрола и Лавра были буквально переполнены лошадьми – каждый хозяин хотел, чтобы священник окропил святой водой и благословил его лошадь.

Сегодня этот праздник утратил свою массовость, его отмечают только в конных клубах, устраивая в честь празднования Дня Фрола и Лавра конские выставки и скачки.

Страна: Россия, Норвегия, Ирландия, Австрия, Финляндия, Нидерланды
Праздник, посвященный лошадям: День святого Стефана
Дата: 26 декабря

День святого Стефана - покровителя лошадей, по праву можно назвать международным праздником. В каждой стране, где почитают святого, есть собственные традиции, связанные с этим днем. Более подробно об особенностях празднования Дня Святого Стефана в России, Норвегии, Ирландии, Австрии, Финляндии и Нидерландах - в нашем следующем материале.

Страна: Болгария
Праздник, посвященный лошадям: Тодоров день
Дата: Первая суббота Великого поста

Тодорова суббота, Тудорица. Тодоров день, или Лошадиная Пасха -  церковный праздник, весьма почитаемый болгарами. Празднование Тодорова дня, как и Пасхи, не прикреплено к какой-либо конкретной дате - день  определяется по лунному календарю.

Болгары чествуют христианского святого Тодора с раннего Средневековья - со времени объединения культов Святых Великомученика Феодора Стратилата (Теодора Стратилата) и Феодора Тирона (Теодора Тирона).

На иконах Святого Тодора изображают в виде всадника-змееборца на белом коне, поэтому Тодорова суббота считается праздником коневодов и конного спорта, а все ритуалы, проводимые в этот день, связаны со здоровьем лошадей. Мужчины по традиции, встают с восходом солнца, заплетают хвосты и гривы лошадям, ведут на водопой, а женщины замешивают обрядный хлеб, и делят его с животными.

Лошадиная Пасха знаменита также национальными конными состязаниями - «кушия». Конь-победитель получает в награду новую узду, а хозяин - рубаху и полотенце.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям: День Святого Антония
Дата: 18 - 25 января

В январе в испанскую деревню под названием Сан-Бартоломе-де-Пинарес с каждым годом все охотнее приезжают туристы. Вот уже около 500 лет,  в День Святого Антония жители деревни «купают» своих лошадей в огне -  всадники бесстрашно врываются в огонь, чтобы очистить своих любимцев от болезней. Костры для «купания» лошадей раскладываются по всей деревне.

Общественность реагирует на специфический народный ритуал неоднозначно: защитники животных протестуют и обвиняют участников в жестоком обращении с лошадьми, а местные жители уверены, что обязаны сохранить древние традиции. К слову, за 500 лет в День Святого Антония не пострадала ни одна лошадь.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям: Майская Ферия
Дата: первая неделя мая

Ежегодно в начале мая в Испании проходит весьма зрелищная ярмарка. В дни ее проведения люди одеваются в андалузские наряды и выезжает на скакунах на улицы городов. Самая древняя лошадиная ярмарка (Feria de Caballo) Испании проходит в андалузском городе Херес де  ла Фронтера – родине хереса. В Средние века целью ярмарки была продажа лошадей, сегодня мероприятие утратило торговый статус и стало массовым национальным праздником.

Страна: Испания
Праздник, посвященный лошадям: Стрижка диких лошадей
Дата: июль или август

В Испании День Стрижки диких лошадей - большой праздник. Это народное гуляние имеет глубокие корни, восходящие к древним традициям скотоводов. В древности лошадей выращивали на воле.

Празднование начинается с собрания самых старых и опытных скотоводов, на котором выбирают день стрижки лошадей. На рассвете Дня Стрижки юноши во главе с пастухом поднимаются в горы, откуда гонят жеребцов в загоны. Во время спуска молодые люди соревнуются в мастерстве погонщиков, выстраивая лошадей в правильные геометрические фигуры. В загонах животных пытаются укротить голыми руками и остригают им хвосты и гривы. Все действо происходит в торжественной обстановке.

Страна: Италия
Праздник, посвященный лошадям: Сиенское Палио
Дата: 2 июля и 16 августа

Каждое лето улицы итальянского города Сиена превращаются в одну сплошную беговую площадку. 2 июля и 16 августа страстные итальянцы отмечают не менее страстный праздник – Палио. История этого праздника уходит своими корнями в раннее Средневековье, где они благополучно теряются.

Празднование Палио представляет собой скачки на неоседланных лошадях прямо по городским улицам Сиены. По традиции, все начинается с выхода из двора правительственного дворца исторического кортежа. Все наездники, входящие в праздничный кортеж, одеты в исторические средневековые костюмы. Замыкают торжественное шествие знаменоносцы и барабанщики. Среди участников кортежа выбирают выбирают лучшего всадника, знаменосца и барабанщика. Примечательно, что лошадей, тщательно отобранных специально для Средневековых скачек, благословляют в церквях. Жители каждой улицы Сиены готовят для Сиенского Палио своих участников - всадника и лошадь.

В Средние века победителю скачек вручали знамя Палио, а всаднику, пришедшему вторым - живого петуха. Участник, пришедший к финишу последним, в насмешку награждался соленым анчоусом или луковицей, символизирующей слезы поражения.

Надо сказать, что травмы и несчастные случаи на Сиенском Палио – обычное дело, но с 2003 года была организована специальная комиссия, которая должна обеспечивать безопасность скачек.  Учреждение комиссии произошло благодаря возмущениям защитников животных.

Страна: Венгрия
Праздник, посвященный лошадям: Конный праздник
Дата: Троицкая суббота

В Венгрии до сих пор очень популярен национальный конный праздник, не оставляющий безучастными никого из жителей Пушты. Современный вид венгерский конный праздник приобрел в середине XX века - он переродился из древнего праздника пастухов. Раньше он проводился 20 августа, а теперь его отмечают на Троицу.

Главное действо праздника связано, конечно же, с лошадьми. Чикоши -  венгерские конные пастухи, - соревнуются между собой в искусстве уложить лошадь, остановив ее на полном скаку, и  меткости в обращении с трехметровым бичом.

В этот день проводятся скачки и состязания конных упряжек. Турист, посетивший венгерский конный праздник, может подумать, что попал на открытую выставку, но несмотря на то, что  некоторые повозки выглядят как музейные экспонаты, местные жители используют их в быту до сих пор!

Вся атмосфера праздника пропитана азартом: участники преодолевают препятствия, полосы из расставленных кеглей, а настоящий гвоздь программы - знаменитая «венгерская почта». Это захватывающее зрелище, когда один человек, стоя на крупах двух лошадей управляет еще тремя, скачущими в связке спереди.

Страна: Нидерланды
Праздник, посвященный лошадям: Конкурс фризских лошадей
Дата: 1 раз в 5-6 лет

Фризы - угольно-черные, благородные лошади, с изящно изогнутой мощной шеей, с роскошными хвостами, гривами и фризами на ногах, - предмет гордости и национальный символ Нидерландов (Фрисландии). Конкурс фризских лошадей - грандиозное по своим масштабам событие, проводимое один раз в 5-6 лет в северной части Нидерландов. Жюри оценивает каждую представленную на конкурсе лошадь и выбирает лучших из лучших.

Во время конкурса, кроме официальной части, интересной в первую очередь, для селекционеров и заводчиков, предусмотрена и зрелищная часть. Жители страны и туристы съезжаются, чтобы полюбоваться на знаменитые конные кадрили. Юноши и девушки в национальных костюмах демонстрируют фигурную верховую езду, а семейные пары ловко управляются с упряжками - мужчина ведет коней между стойками с кольцами, а женщина старается эти кольца снять, не  уронив ни одного.

Страна: Монголия
Праздник, посвященный лошадям: Наадам
Дата: середина июля

С древних времен культура и традиции монгольского народа нераздельно связаны с лошадьми. Сегодня значение лошади для настоящего монгола по прежнему велико. Конь изображен даже на государственном гербе страны. Поэтому самым значимым и массовым праздником в Монголии  считается Наадам.

Национальный праздник Наадам проводится ежегодно в середине июля. Он продолжается четыре дня, в течение которых монголы соревнуются в трех традиционных вида спорта - монгольской борьбе, стрельбе из лука и скачках.

В качестве трассы для скачек выбирают любой участок степи, без какой-либо подготовки. А вот лошадей к празднику готовят особым образом. В Наадамских скачках лошдаи шести возрастных категорий: жеребцы, полнокровные, пятилетки, четырехлетки, трехлетки и двухлетки. В зависимости от возраста они бегут на расстояние от 15 до 30 километров.

Из каждой группы по результатам скачек выбирают по пять Занявшим первые пять мест в каждой группе поют восхваления, освящают их кумысом и вручают денежные призы. Кроме того, весь следующий год к победившим жеребцам приводят лошадей для скрещивания, таким образом хозяева жеребцов получают хороший источник дохода до проведения следующих скачек.

Примечательно, что в роли жокеев на Наасдамских скачках выступают исключительно мальчики 5-12 лет.

 

Фрол и Лавёр — лошадники — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фрол и Лавёр — лошадники

Флор, Лавр и архангел Михаил
Тип народно-христианский
Иначе Лошадиный праздник, Конский праздник, Дожинки и досевки
Также Флор и Лавр (церк.)
Значение окончание полевых работ, отдых и внимание лошадям
Отмечается восточными славянами
Дата 18 (31) августа
Празднование конные соревнования между деревнями
Традиции прикармливают лошадей свежим сеном да овсом, заплетают им гривы пестрыми лоскутками, служат молебен святым — покровителям коней, пекут обрядовое печенье — «кони», «копыта»; начинаются помочи
 Медиафайлы на Викискладе
Святые Флор и Лавр. Великий Новгород, XVI в.

Фрол и Лавёр — лошадники (Фролов день) — день народного календаря восточных славян, приходящийся на 18 (31) августа. Название происходит от имён христианских святых Флора и Лавра, которые в народных поверьях считались покровителями лошадей. У русских в этот день лошадей кормили в полную сыть и на них не работали, даже на скачках седлать лошадей было не принято[1].

В славянской традиции почитание святых, как покровителей лошадей было характерно преимущественно для русских, частично для белорусских и в меньшей степени для украинских регионов[2].

рус. Фролов день, Лошадники, Хролов день, Фролы, Фрол-день, Флор и Лавр, День свв. Фрола и Лавра[3], Флор и Лавр — лошадники, Конский праздник[4], Лошадиный праздник[5]; белор. Конскае свята[2], Рабінавая ноч, Гарабінава ноч[6], Капыты[7], Храл і Ягор'е[7].

В этот день с утра крестьяне прикармливали лошадей свежим сеном и овсом, заплетали им гривы пёстрыми лоскутками. В некоторых местах совершалось освящение воды[8]. После обедни за церковной оградой кропили приведённых лошадей святой водой. Это, по мнению крестьян, «охраняет коней ото всякого лиха»: «умолил Фрола-Лавра — жди лошадям добра!»[9].

Хозяева выводили своих коней на луг, чистили их, с ладони закармливали овсом. Поили лошадей из зимней шапки, в которую клали серебряную монету. Верили, что это этого «лошади добреют и не боятся лихого». Потом серебряную монету скрытно клали под яслями и закладывали соломой[10]. Если было подозрение, что лошадь болеет, то могли прочитать заговор[11]:

Стану поутру по раннему, по вечеру по позднему, выйду на сильный ветер, на легкий воздух, возьму я осинову вичку [ветку], пойду я к доброму хозяину на честен пир. Из-под левой ноги, из-под правого копыта обложу и обвяжу — кругом обнесу, чтобы был по старому, по-прежнему, чище и лучше, чтобы более не чула, куда бы ни поехали.

В некоторых местах в этот день устраивали конные соревнования между деревнями. В обычае была и обрядовая выпечка: в Орловской губернии — в форме подковы, в Рязанской губернии — в форме двухголовых коней[12].

В степных губерниях с этого дня начинались «помочи» — работы, предпринимаемые всем селом в пользу вдов и сирот. Народ говорит: «На вдовий двор хоть щепку брось». На таких сходках косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. Все эти работы имели свои названия: полотушки, потрепушки, супрядки, назьмы, дровяницы, сеновницы. Помочи у зажиточных людей сопровождались угощениями. Для рабочих тогда выставлялись на дворе столы с пирогами или калачами, кадки с брагой, сулейки с вином. Такое угощение продолжалось во всё время работы[13].

  • Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр[14].
  • Флор и Лавёр — кончай посев ржи[15].
  • Мужик без лошади, что дом без потолка[16].
  • Сей озимь от Преображения до Фрола. Коли до Фрола не отсеешься, флоры и родятся (цветочки)[17].
  1. ↑ Усов, 1997, с. 239.
  2. 1 2 Белова, 2012, с. 399.
  3. ↑ Белова, 2012, с. 399–400.
  4. ↑ Некрылова, 1991, с. 319.
  5. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 236.
  6. ↑ Філалагічны факультэт БДУ.
  7. 1 2 Лозка, 2002, с. 167.
  8. ↑ Садырова, 2009, с. 127.
  9. ↑ Коринфский, 1901, с. 345.
  10. ↑ Грушко, 2000, с. 262.
  11. ↑ Забылин, 1880, с. 389.
  12. ↑ Тульцева, 2000, с. 201.
  13. ↑ Сахаров, 1885, с. 112.
  14. ↑ Угрюмов, 1993, с. 168.
  15. ↑ Некрылова, 2007, с. 421.
  16. ↑ Шангина, 2003, с. 344.
  17. ↑ Месяцеслов // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — М., 1879. — Т. 2. — С. 516.
  • Флор и лавр / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 399–401. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Грушко Е. А. Энциклопедия русских суеверий. — М.: ЭКСМО-пресс, 2000. — 558 с. — ISBN 5-04-005166-2.
  • Фролы // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Забылин М. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Август-собериха // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 345.
  • Максимов С. В. Лошадиный праздник // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 448—454.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Русские / В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999 страницы=. — 828 с. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-009558-3.
  • Русские имена: Народный календарь / Сост. А. А. Угрюмов. — Архангельск, Вологда: Сев.-Зап. книжное издательство, Вологодское отделение, 1993.
  • Русский народ. Будни и праздники. энциклопедия / Сост. И. И. Шангина. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 558 с. — ISBN 5-352-00650-6.
  • Садырова М. Ю. Духовная жизнь русского крестьянства на рубеже XIX — XX веков (по материалам Пензенской губернии) // Известия Пензенского педагогического университета им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. № 11 (15) 2009. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. — С. 126–129.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Тульцева Л. А. Календарные праздники и обряды (по материалам ХІХ–XX века) // Русские: народная культура (история и современность) / отв. ред. И. В. Власова. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — С. 128–205. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М.: Издательство Моск. ун-та, 1982. — 245 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554–612. Архивировано 11 мая 2012 года.
  • Жнівень (неопр.) (недоступная ссылка). Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ. Філалагічны факультэт БДУ. — Беларускі народны каляндар. Архивировано 5 апреля 2015 года. (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  • Лозка А. Беларускі народны каляндар // «Народная воля», 13.01.2009 №5–6

День Флора и Лавра – Лошадиный праздник 31 августа 2018 года

Народный праздник «День Флора и Лавра» в России припадает на 31 августа. По праву можно назвать этот день любимым для всех лошадников.  Православная церковь в это время чтит память святых Флора и Лавра. Именно их издревле считали покровителями лошадей. Ведь, по преданию, именно со времени открытия мощей святых массовый падеж скота вскоре прекратился. В результате 31 августа стал называться в народе Лошадиным праздником.

Считалось, что в этот день нужно было задобрить Флора и Лавра. Коней кормили на сыто, давали им угощения. Их приводили в порядок, мыли, вычищали, а также наряжали. На лошадях не разрешалось работать.

31 августа 2018 года отмечают День Флора и Лавра – покровителей лошадей

Обычно, в последний день лета, а именно 31 августа православные чтят память братьев Флора и Лавра.

Если обращаться к истоку, можно выяснить, что святые жили во II веке. По вере Флор и Лавр были христианами. Работали каменотесами. Все деньги, которые святые зарабатывали, они отдавали более нуждающимся. Также во время работы они совершали проповеди, во время которых, по легенде, совершались различные чудеса.

Так, однажды, их молитвенная речь исцелила сына местного языческого жреца. Говорят, что мальчику попал осколок в глаз. Тогда юноша и его отец также поверили в Бога.

Вместе с другими христианами святые братья уничтожили идолов в построенном ими языческом храме и совершили там молитву, воздвигнув крест. За это Лавр и Флор подались мучениям со стороны правителя, а затем их бросили в пустой колодец. Через некоторое время их мощи перенесены в Константинополь.

Считается, что с момента их открытия прекратился падеж скота, вследствие чего Флора и Лавра стали почитать покровителями лошадей. В церквях можно увидеть, что на иконах вместе со святыми изображены и лошади.

31 августа 2018 года – Лошадиный праздник: народное празднование

В народе сложились правила празднования. С самого раннего утра полагалось заботиться о лошадях: их обмывали, бережно вычищали, аккуратно чесали им гривы и вплетали туда красочные лоскутки. В этот день коней кормили на сыто. Им давали не только свежий овес и сено. Предназначались им и угощения – морковь, яблоки, пироги, и иногда даже угощали пивом.

Читайте также

В обеденное время лошадей приводили к церкви, где после молебна питомцев окропляли святой водой. Верили, что это охранить их всякого лиха.

Существует также и такой обычай — в зимнюю шапку кладут монету из серебра, наливают воду и поют из нее лошадей. Считается, что это сделает их более послушными.

В некоторых областях на Лошадиный праздник мужчины не трудятся. Женщины занимались домашними заготовками. Девушки пекут лепешки в виде лошадиного копыта, подковы и др.

В современном мире

Флор и Лавр, Лошадиный праздник

На Флора и Лавра не допускалось привлекать лошадей к работе (Фото: Lenkadan, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 18 августа.

Святые Флор и Лавр — раннехристианские мученики, родные братья. Они были искусными каменщиками, и правитель направил их на постройку языческого храма. Плату, полученную за работу, братья отдавали бедным и рассказывали им о Христе. Проповеди сопровождались чудесами. Одним из них стало исцеление сына языческого жреца, после которого и он сам, и его отец обратились в христианство. Когда храм был готов, Флор и Лавр вместе с другими христианами совершили в нем совместную молитву, а после уничтожили всех идолов. Участников этих событий по приказу правителя схватили и сожгли, а Флора и Лавра бросили в колодец и засыпали землей.

Предание утверждает, что в момент обретения мощей святых братьев прекратился падеж скота. В связи с этим на Руси Флора и Лавра почитают как покровителей лошадей. Даже на иконах этих мучеников положено писать с конями.

На Руси на Флора и Лавра не допускалось привлекать лошадей к работе. Напротив, с самого утра их обхаживали: чистили, мыли, заплетали гривы, а после отводили к обедне и окропляли святой водой. Говорили, что это должно защитить лошадей от болезней. Весь день животных старались угощать лакомством — кормили пирогами, потчевали молодым пивом. Также пекли особое печенье с изображением конского копыта.


Этот день считался последним для полевых работ. Окончание сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем. Земледельцы вырывали полынь и рассматривали ее корни: если они толсты, на следующий год можно ждать хорошего урожая.

Начинались бабьи засидки: крестьянки собирались у какой-либо вдовы, и проводили вечера с рукоделием и за разговорами.

Именины в этот день

Георгий, Григорий, Денис, Евгений, Емельян, Иван, Иларион, Лев, Лука, Макар, Михаил, Ульяна

какого числа отмечают, дата и история праздника

Народный праздник Фрол и Лавер – лошадники отмечается 31 августа 2020 года (18 августа по старому стилю). В православном календаре это день памяти мучеников Флора и Лавра – родных братьев.

Святые работали камнетесами. По вере были христианами, постоянно соблюдали строгий пост, отдавая нуждающимся заработанные деньги. Однажды во время обтесывания камней для языческого храма они увидели, как любопытному подростку, подошедшему близко к стройке, в глаз попал осколок камня. Отцом мальчика оказался местный жрец.

Подав надежду отцу и сыну, они рассказали юноше о христианской вере, и тот изъявил желание стать христианином. Помолившись за новообретенного брата, Флор и Лавр увидели, что глаз исцелился. Отец юноши также изменил свою веру.

Собрав христиан, бывший жрец и братья разбили всех истуканов в достроенном храме, поставив в восточной стороне крест. За это Флора и Лавра похоронили под землей в заброшенном колодце, а остальных приговорили к сожжению.

Традиции и обряды

Флор и Лавр считаются покровителями коней. Поэтому 31 августа принято посвящать лошадям. Их купают, расчесывают и украшают ленточками гриву и хвост. Затем священник тут же, на берегу, окропляет животных святой водой. Кормят их досыта, не жалея лакомства.

В последний день лета не используют коней в работе, считая, что этим накличут беду. На некоторых ипподромах даже седел не одевают. Не выжигают и тавро в этот день.

Среди пекарей есть умельцы, которые на хлебе делают оттиск в виде конских копыт.

На Флора и Лавра молятся, чтобы не случился конский падеж.

В этот день устраиваются ярмарки.

Приметы

Истек срок посева озимых. Кто посеет в этот день или позже, ничего, кроме сорняка, не соберет.

Если корень полыни толстый – грядущий год будет урожайным.

Если лошадь храпит – к непогоде; головой трясет и вскидывается – жди дождь.

Читать ~2 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 4
Сколько всего было просмотров: 67

31 августа День Флора и Лавра

31 августа православная церковь чтит память мучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей. В народном календаре последний день лета так и называется - Флор и Лавр, Лошадиный праздник.

История праздника

Святые Флор и Лавр - родные братья. Они были искусными каменщиками и участвовали в строительстве языческого храма. Плату, полученную за работу, братья отдавали бедным и рассказывали им о Христе.

Братьев за пропаганду учения бросили в колодец и живьем засыпали землей. Возле колодца натекла лужица, из нее пила худая лошаденка и поправилась. Пастухи привели к той самой лужице хворых кляч, а они, попив воды, взбодрились.

Когда обнаружили мощи святых Флора и Лавра, внезапно остановился мор лошадей. Немало чудес сотворилось в момент обретения мощей и после этого.

В дореволюционной России конский праздник отмечался с размахом. К церквям в день Флора и Лавра приводились сотни тяжеловозов, крепких и выносливых. В городах устраивались бесплатные выставки орловских рысаков. Печенье стряпали в форме копыта.

Народные традиции

Согласно традициям, в этот день на лошадях не работают. С утра лошадей чистят, моют, кормят различными лакомствами. Для табунщиков же и конных пастухов устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали молодым пивом.

Чтобы проверить, есть ли порча на ком-то из жильцов дома, утром из полыни плели венок, и крепили его над входной дверью. Если до вечера венок упадет, то на хозяев дома наведена порча.

Не обходилось без гаданий. Например, считалось, что можно узнать о событиях наперед, если лечь на траву и ухом припасть к земле. Что-то важное скажут, о чем-то предупредят.

Вырывали стебель полыни и оценивали корни. По их толщине определяли урожай будущего года. А чтобы защитить жилище от нечистой силы, во дворе жгли костер из сухой полыни.

Женщины собрались во вдовьем доме и выясняли, кому из вдов помощь нужна. Выбирали день, когда всем селом выходили на разные работы. Они так и назывались: сеновницы, назьмы, дровяницы и так далее.

Приметы на 31 августа

  • Воздух прозрачный и свежий – к скорому ненастью.
  • Если день жаркий, а солнце за тучами спряталось - будет дождь.
  • Если лошадь фыркает и часто ногами перебирает - погода скоро испортится.
  • Облака низко плывут – к непогоде.

Флор и Лавр. Почему 31 августа нельзя работать лошадей

 

Флор и Лавр с Власием и Спиридоном. Новгород

31 августа (18 августа по старому стилю), последний день лета. Сегодня все лошадники отмечают праздник Флора (Фрола) и Лавра покровителей лошадей. На конюшнях часто можно увидеть икону этих святых.

Святые мученики, братья Флор и Лавр жили во II в. в Иллирике и были каменотесами. На одном из построенных языческих храмов они водрузили крест. Разгневанный правитель области приказал истязать их, но они «и в муках славили Бога». Затем братьев бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии их мощи были перенесены в Константинополь. После этого в Царьграде прекратился падеж скота.

На Руси имена святых оказались неразрывно связаны с лошадьми. Согласно поверью, бытовавшему на Орловщине, Флор и Лавр рыли колодцы. Но однажды колодец обвалился и братья оказались погребены заживо. Из-под обвала стала сочиться вода и вскоре там образовалась лужица. Сюда стала ходить на водопой одна худосочная лошаденка, которая быстро раздобрела. Слава о чудодейственном источнике быстро распространилась по округе, сюда стали пригонять старых и больных лошадей, и все они поправлялись. Тогда местные мужики решили на этом месте вырыть колодец. И вскоре произошло чудо: Флор и Лавр обнаружились живыми и невредимыми, с железными лопатами в руках.

Согласно другому поверью, на второй день Спаса некий мужик выехал в поле пахать, чтобы посеять озимые. Однако лошадь его остановилась и отказалась работать. С бранью и проклятиями крестьянин стал бить своего коня, угрожать. Лошадь упала на колени и заржала. И вдруг на поле появились двое странников с посохами и грозно сказали: «За что ты бьешь лошадь? Ты в ответе за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У людей на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним». Крестьянин раскаялся, а с тех пор 31 августа стал отмечаться как конский праздник.

Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Сибирь

Часто на иконах Флор и Лавр изображаются вместе с архангелом Михаилом. Согласно одному из поверий, однажды пастухи обратились к святым, чтобы те помогли им вернуть пропавших коней. А те, в свою очередь, умолили архангела Михаила помочь им. Согласно другому толкованию, архангел Михаил возвещает об обретении мощей святых мучеников, благодаря чему прекратился падеж лошадей.

Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

В селах Вологодской губернии на молебны приводили до 300-400 лошадей местной породы — в основном рыжей масти, часто с хохлатой шерстью, низеньких и неказистых, но очень выносливых, работоспособных и неприхотливых в пище.

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название — «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

В этот день было принято вволю кормить лошадей, водить их купать, пастись, украшать, но ни в коем случае нельзя было работать на них. Считалось, что даже запрягать лошадь в этот день нельзя, иначе начнется падеж скота. На скачках в праздник Флора и Лавра было запрещено седлать лошадей. Люди тоже старались в этот день обильно есть и пить, причем выпить лишнего разрешалось и женщинам. Пекли специальное печенье с изображением конского копыта, которое жертвовалось священнику за молебен, а также раздавалось лошадям. До конца XIX века также в ряде мест сохранялся языческий обычай жертвоприношения скота.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру:

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

С этим днем по народному календарю связано много примет:

  • Фрол и Лавр — покровители лошадей.
  • «Фрол-Лавр до рабочей лошади добр».
  • «Умолил Флора и Лавра, жди и лошадям добра».
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
  • «На Фрола и Лавра — досевки» — последний срок посева озимых.
  • Кончается посев ржи — после этого дня он считается запоздалым.
  • Коли на Фрола не отсеешься — фролы (то есть сорняки) и родятся.
  • После Флора родятся фролы.
  • Начинаются вечерние «засидки» — женские работы в избах при свете свечей: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
  • Начинаются осенние утренники.

* Работать лошадь — профессиональный термин конников, означает «тренировать лошадь».

Статья обновлена

© Сайт "История и путешествия", 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

 

 

31 августа – День лошади

Лошади – грациозные создания, сочетающие в себе мощь, красоту и выносливость. Известны слова американского писателя Уильяма Фолкнера: «Все равно лошадь выдержит, она не исчезнет до тех пор, пока существует сам человек». А знаете ли вы, что 31 августа отмечается российский день лошадей? – интересуется библиотекарь Елена Коркина.


Как его еще называют день Флора и Лавра – приходится на последний день лета. Покровители лошадей – братья Флор и Лавр жили во II веке и зарабатывали на жизнь тесанием камня. Так почему же лошади? На этот счет существует множество версий – здесь переплелись теологические представления, античные предания и славянские мифы. По одной из легенд, благословение на Куликовскую битву князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского. Случилось это 18 августа в день памяти святых мучеников Флора и Лавра (по старому стилю). После победы на поле Куликовом эта дата навеки осталась в памяти русских людей. Особое почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Вот что пишет князь Е. Трубецкой о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. … именно Флор и Лавр более чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство - лошадь». Для любознательных! Икона с таким сюжетом, датированная XV веком, хранится в Третьяковской галерее. Образ воина-всадника – напоминание и призыв российскому народу следовать по пути духовности, соединять мирный земледельческий труд с воинским служением. Считалось, что в этот день лошади требуется особенный уход. Помимо того, что коня требовалось накормить досыта и искупать, лошадям еще и повязывали ленты – заплетали хвост и гриву. Сытых и красивых лошадей отводили к храму. Работать на лошадях в этот день категорически запрещалось, иначе быть падежу. Хозяйки пекли в этот праздник особое печенье с изображением конского копыта. Отдел научно-популярной литературы не остался равнодушным: сотрудниками была оформлена книжная выставка «Эх, кони-кони!». Среди многообразия литературы – издания зоологического толка и книги по животноводству. Например, книга Н.А. Моисеенко «Служит людям добрый конь», хоть и малоформатная, но очень информативна. Здесь вы найдете факты о том, где и когда появилась лошадь, проследите этапы ее эволюции. В книге подробно описана история зарождения и развития коневодства в нашей стране, рассказано об основных отечественных породах лошадей.Отдельной статьей идет конный спорт – удел мужественных и отважных, о национальных конноспортивных играх, конных пробегах и увлекательных маршрутах конного туризма. Хотите узнать о селекционной работе по созданию конских пород, об их многообразии, о роли коневодства в будущем и настоящем? Тогда вам в наш отдел! А теперь удивительные факты о лошадях!
  • Самая распространенная кличка лошади в мире — Чжу-хань.
  • В финском языке слово «конь» является оскорбительным, а слово «лошадь» — ласкательным. Любой финке будет приятно, если ее мужчина скажет: «Ах, ты моя прекрасная лошадь!»
  • Ехать на лошади задом наперед вовсе незазорно. Воины суахили ездили на лошади, исключительно сидя спиной вперед и глядя через плечо.
  • Лошади умеют узнавать себя на картинках. Увидев на картинке собрата, лошадь может «здороваться» с ним тихим ржанием и обнюхивать.
  • Если поставить перед лошадью ведро с кофе и ведро с какао, лошади в четырех случаях из пяти предпочтут кофе.
По материалам сайтов: Елена Коркина, библиотекарь отдела научно-популярной литературы

Читайте также День лошади

Фрол и Лавёр - лошадники: история, приметы и традиции


Загрузка...

Праздник Фрол и Лавёр – лошадники отмечается 31 августа (18 августа по старому стилю) каждого года.  В Этот день почитают память двух братьев – святых Флора и Лавра.

Другие названия: Флор и Лавр, Фролов день, Конский праздник, Лошадиный праздник, Лошадники, Фролы, Дожинки и досевки.

День святых Флора и Лавра заканчивал сезон полевых сельскохозяйственных работ. В народном календаре день памяти Флора и Лавра считался «лошадиным праздником». «Фрол и Лавер до рабочей лошади добер». В этот день на лошадях не работали, чтобы падежа не было, обязательно купали их в реке, кормили овсом, гривы и хвосты украшали красными лентами и окропляли святой водой. Издавна уважительно и бережно относились к лошади, как к единственному и верному своему помощнику, от здоровья и силы которой зависело его благополучие. В этот день выпекали особое обрядовое печенье в форме конского копыта, этим печеньем закармливали лошадей, ели сами с чаем и молоком, и угощали всех, кто заходил в дом. Конь был как бы член семьи.

История праздника

День этот был назван в честь двух раннехристианских мучеников, братьев Флора и Лавра, живших во 2 веке. Правитель их родного города отправил братьев на строительство языческого храма в качестве каменщиков, они же, работая, проповедовали учение Христа. Во время одной из таких проповедей чудесным образом и

Флор и Лавр (Лошадиный праздник), народный календарь 31 августа

31 августа (18 августа по старому стилю) православная церковь отмечает память мучеников Флора и Лавра. Святые мученики Флор Иллирийский и Лавр Италийский считались покровителями лошадей, поэтому в народном календаре их день назывался Конский (Лошадиный) праздник.

Обычно к этому времени старались закончить работы, связанные с посевом ржи. Хозяйки 31 августа солили огурцы и заготавливали их на зиму. Впоследствии из огурцов варили рассольник или просто ели их с кашей. У женщин 31 августа было достаточно много работы, поскольку именно они занимались домашними заготовками.

Лавр и Фрол — родные братья, которые были искусными каменщиками. В результате, правитель города, в котором они жили, издал указ, согласно которому Фрол и Лавр должны были отправиться на строительство языческого храма.

Плату, которую братья получили за работу, они раздавали бедным людям и все время стремились проповедовать Слово Божие. При этом, все их поступки сопровождались различными чудесами. Например, был исцелен от тяжкого недуга сын языческого жреца, после чего и он, и его отец стали христианами и поверили в Бога. Когда храм был построен, Фрол и Лавр совершили в нем молитву, а затем уничтожили всех идолов. Правитель, узнав об этом, распорядился арестовать Фрола и Лавра, бросить их в колодец и засыпать землей.

Говорили, что после обретения мощей братьев прекратился падеж скота, а потому, именно 31 августа принято почитать лошадей. Напротив, старались 31 августа угощать их каким-либо лакомством. Пекли специальное печенье в виде конского копыта.

В этот день лошадей по общему и неизменному правилу кормили в полную сыть, чистили их, мыли и ни в коем случае на них не работали, чтобы не было падежа. Не принято было даже седлать лошадей на скачках. В некоторых регионах лошадей поили из зимней шапки, в которую клали серебряную монету. Это делали для того, чтобы лошади добрели и не боялись лихого. Монету эту полагалось потом спрятать под яслями и нарыть соломой.

С утренней зорьки крестьяне прикармливали лошадей свежим овсом и сеном, расчесывали им гривы и вплетали в них пестрые лоскутки. В обедню лошадей гнали к церковной ограде. После того как священнослужитель отпевал молебен святым Флору и Лавру, крестьяне выходили за ограду и окропляли приведенных лошадей святой водой, которая должна была охранить их от всякого лиха.

В некоторых районах в этот день мужчины не работали, а женщины не пряли. Хозяйки пекли специальные лепешки размером с чайное блюдце, которые назывались копытами.

Начинались 31 августа так называемые бабьи засидки, когда по вечерам женщины собирались дома у какой-либо вдовы и проводили вечера за разговорами и рукодельем. Поспевали к 31 августа летние сорта яблок, а потому, обязательно собирали урожай.

 

Народные приметы 31 августа, Флор и Лавр (Лошадиный праздник)
  • Флор и Лавёр — кончай посев ржи. Дожинки, досевки.
  • После этого дня посев ржи считается запоздалым.
  • Коли до Флора не отсеешься — фролки и родятся (цветочки).
  • Флоры — голы.
  • Смотрели у полыни корни: если побеги корня толсты — следующий год будет урожайным.
  • Огурцы солят.
  • Фрол-Лавёр — конский праздник.
  • Лошадей по общему и неизменному правилу кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято.
  • В день мучеников Флора и Лавра не выжигают тавра.
  • На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет.
  • Умолил Фрола и Лавра, жди лошадям добра.
  • Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр.
  • Лошадей купали, завивали лентами их хвост и гривы.
  • В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику.
  • На Флора и Лавра лошадей кропят святой водой.

В День Флора и Лавра 31 августа стоит с почтением относиться к лошадям

Ежегодно 31 августа в России отмечается День Флора и Лава, который также известен, как Лошадиный праздник. Торжество богато на приметы и поверья, которым следовали еще в период Киевской Руси. Традиционно 31 августа на Руси чтили память мучеников Флора и Лавра, в честь которых и названо данное событие. Прадеды в этот день ходили в церковь молиться, а также с почтением относились к лошадям, давая им в праздник отдохнуть.

В Лошадиный праздник 31 августа верующие вспоминают святых Флора и Лавра

Флор и Лавр — родные братья. Еще будучи детьми, они поверили в Иисуса Христа и посвятили ему всю жизнь. Браться работали каменщиками и были хороши в своем дело. За это правитель Иллирика назначил их строителями нового языческого собора в соседней области. Флор и Лавр работали отменно, а все заработанные деньги отдавали бедным и рассказывали им о христианстве. Браться совершали различные чудеса, благодаря которым смогли исцелить сына язычника, после чего спасенные уверовали во Всевышнего.

Когда храм был уже возведен, а в него еще не внесли языческих идолов, то Флор и Лавр вместе начали молиться Господу, а затем вместе с другими верующими ликвидировали статуи языческих богов. Когда об этом узнал правитель города, то приказал поймать всех участников и сжечь, а Флора и Лавра изгнали из области. Браться вернулись в свой родной город и признались, что являются христианами. После этого правитель приказал их бросить в колодец и засыпать землей. Спустя время мощи мучеников откопали. Они оказались нетленными и их перенесли в Константинополь.

Поверье гласит, после того, как мощи Флора и Лавра были выкопаны, то скот перестал умирать. Именно поэтому на Руси мучеников считали покровителями лошадей. Святым молились, чтобы они уберегли животных от болезни. Ставили иконы Флора и Лавра в каждом доме, а также конюшнях.

В День Флора и Лавра 31 августа существуют интересные традиции

31 августа на Руси с почтением относились к лошадям и устраивали для них праздник. Их не заставляли работать, а давали им отдохнуть. Даже скачки в этот день не проводились. Лошадей в День Флора и Лавра купали и сыто кормили.

Утром крестьяне кормили лошадей свежей травой и овсом, им плели гривы и украшали их лентами. Затем животных вели на водоем, где хорошенько купали. Занимались этим мужчины. Для них это также был праздник, поэтому они надевали свои самые лучшие рубахи и водили в таком виде лошадей по деревне.

После обеда лошадей вели в церковь, где их кроили святой водой. Люди верили, что такой обряд поможет защитить животных от сглаза и различной беды. Затем наступал час есть. В день лошадям давали овес с руки. Поили животных также особым способом. В зимнюю шапку клали монету, наливали в нее воды и давали пить из нее. Считалось, что это поможет животным стать более добрыми и покорными. Монету затем прятали под ясли в солому. В некоторых деревнях в Лошадиный праздник также пекли печенье в виде подковы и угощали им всех прохожих. Готовили угощения и для конепасов. Для них пекли особенный пирог.

Вечером лошадей было принято кормить специальной просфорой, которую приносили из церкви. Ее нужно было разломать на несколько частей и угостить каждую скотину во дворе. Лошадям также давали специальное печенье, которое было в виде шариков. Они готовились из толокна с добавлением пшеницы и ячменя.

В День Флора и Лавра обычно заканчивался посев озимых культур.

В День Флора и Лава 31 августа стоит присмотреться к погоде

На Руси 31 августа особенно внимательно старались наблюдать за природой, с которой связывали множество примет. Благодаря им, прадеды могли узнать, какую погоду стоит ожидать в будущем:

  • 31 августа воздух свежий — скоро случится ненастье;
  • день жаркий, но солнце за тучами спрятано — к дождю;
  • лошадь себя неспокойно ведет — к ухудшению погоды;
  • непогода будет, если 31 августа облака по небу низко плывут;
  • на небе звезды красного цвета — к сильному ветру и осадкам;
  • чтобы нечисть в дом не проникла, возле него в праздник стоит сжечь сухой полынь;
  • 31 августа лошадям нельзя работать, чтобы они не погибли;
  • у полыни толстые корни — в следующем году будет хороший урожай.


Смотрите также