Кто исполнял колядки


Ансамбль народной музыки "Колядки" — Википедия

Фолк-шоу группа «Колядки» — российский музыкальный коллектив (ансамбль народной музыки «Колядки»), исполняющий популярную музыку в стиле фолк, а также традиционную народную музыку.

25 февраля 1996 года в городе Саратове создан ансамбль народной музыки «Колядки» выпускником Саратовской государственной консерватории им Л. В. Собинова Александром Красновым.[1][2] Изначально ансамбль «Колядки» задумывался как сугубо инструментальный коллектив народной музыки: баян, балалайка, домра, балалайка-контрабас, ударные. По мере расширения интересов в области народного исполнительства возникла необходимость включения в коллектив вокальной группы. Это существенно расширило репертуар и сценические возможности коллектива. Песенные композиции постепенно выходят на первый план, а в концертные номера привносятся элементы хореографии, обрядового и игрового действа. В течение года состав окончательно сформировался. В июне 1996 года ансамбль принимает участие в конкурсе «Играй, гармонь» (Саратов), где становится лауреатом. [1][2][3]
С 1998 года ансамбль принимает активное участие в подготовке и проведении II, III, IV, V, VI, VII и VIII Всероссийских конкурсов исполнителей народной песни им. Л. А. Руслановой (Саратов) и награждён специальными дипломами.[1][2][4][3]
Коллектив быстро завоевывает популярность[5][6][7][8] и представляет Саратовскую область в России и за её пределами: в культурной программе в рамках подписания договора о сотрудничестве Саратовской губернии и Липецкой области (Липецк, 1998), в юбилейной выставке, посвященной 65-летию Саратовской области (Москва, ВВЦ, 2001)[3] , в «Днях Саратовской культуры» в Сочи (2005), в Москве (2017).[1]
Ансамбль участвует в съемках телефильмов ВГТРК «Саратов»: «Колядки» (1997), «Как у нашего двора» (1998), «После праздничка в четверг» (1999).
2000 год — участник проекта телекомпании «КЛАСС» — «Культура Поволжья. Саратов».
В 2001 году группа «Колядки» становится обладателем Гран-при XXIX Международного фольклорного фестиваля «Сохраним завещанное нашими предками и передадим его нашим детям» (Бургас, Болгария, 2001). Коллектив даёт концерты в Бургасе, выступает в Концертном зале в Сланчев Бряг, где проходил Международный конкурс «Золотой Орфей», участвует в съёмках национальной телекомпании Болгарии. [1][2]
Ансамбль успешно гастролирует в Туле (2004), Украине (Севастополь, 2004), Таджикистане (Душанбе, 2005), Екатеринбурге (2006)[9], Казахстане (Уральск, 2006), Башкирии (Уфа, 2006), Мордовии (Саранск, 2007).

Запись передачи «Играй гармонь» с Заволокиным и группой «Колядки».jpg


2007 год стал новой вехой в творческих достижениях ансамбля «Колядки». Коллектив стал лауреатом I премии IV Всероссийского конкурса исполнителей народной песни «Голоса России» (Смоленск).[10]
2008 год — выступление ансамбля «Колядки» в Концертном зале им. Чайковского (Москва).
В 2008—2010 году группа даёт концерты в Германии (Берлин), Украине (Киев, Днепропетровск), Калмыкии (Элиста).
В 2012 году «Колядки» принимают участие в праздновании «Дня Военно-морского Флота» в Севастополе (Украина).[11]
В 2014 году в рамках визита официальной делегации Саратовской области с Губернатором В. В. Радаевым в г. Астану (Казахстан) ансамбль выступает в Концертном зале «Пирамида» (Дворец мира и согласия).
В 2015 году ансамбль народной музыки «Колядки» завоёвывает Гран-при I Всероссийского конкурса «Маэстро» (Пенза, 2015). (2006)[12]
2015 год — участник Всероссийского проекта «Семья года» (Оренбург).[13]
2016 год — выступление в Концертном зале им. Чайковского (Москва).
Группа участвует в телевизионных передачах Первого канала «Играй, гармонь» (2015), «Поле чудес» (2017).

Запись передачи «Поле чудес» с Якубовичем и группой «Колядки».jpg

.

Группа Колядки
Коллектив состоит из выпускников Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, РАМ им. Гнесиных, Санкт-Петербургского государственного института культуры разных лет.
Коллектив принадлежит к новому поколению ансамблей, исполняющих традиционную народную музыку на подлинных музыкальных инструментах в сочетании с электронными аранжировками и современными ритмами.[1][2][3] В ансамбле задействованы уникальные инструменты, характеризующие традиционную культуру Саратовской области: саратовская гармоника, саратовская гармоника пикколо-«черепашка», саратовская гармоника — «сапог», «играющее коромысло», «колокола» — чугунки на коромысле, стиральная доска, рубель, жалейка, ухваты и различные подлинные духовые, шумовые и ударные инструменты.
Репертуар коллектива составляют песни самых различных жанров — от архаичных до авторских песен в народном стиле, представляющих многоцветную мозаику, в основе которой глубинный интерес артистов ансамбля ко всем проявлениям народной культуры.[1][2][3]

  • «Славянский базар» — Международный фестиваль (1998г)[1][2]
  • Всероссийский фестиваль, посвященный 55-летию Победы в Великой Отечественной войне «Салют Победы» (Волгоград, 1999)[1][2][3]
  • XXIX Международный фольклорный фестиваль «Сохраним завещанное нашими предками и передадим его нашим детям» (Бургас, Болгария, 2001)[3]
  • «Радуга талантов» — I Всероссийский конкурс артистов эстрады (Москва, 2003)[1]
  • Международный фестиваль профессиональных этнографических коллективов «Садои Дилхо» (Душанбе, Таджикистан, 2005)[1][14]
  • «Grüne Woche» — Мировая аграрная выставка (Берлин, Германия, 2010)
  • X Международный фестиваль «Созвездие мастеров» (Москва, 2013)

Эксклюзивные инструменты ансамбля Колядки[править | править код]

Балалайка двухгрифовая[править | править код]

Мастер: А.Дормидонтов (сделана в 2012г для группы «Колядки»)
На фото: Евгений Телков

Балалайка двухгрифовая! Фолк-шоу группа Колядки (Ансамбль народной музыки Колядки).jpg

Домра двухгрифовая[править | править код]

Мастер: А.Дормидонтов (сделана в 2011г для группы «Колядки»)
На фото: Наталья Шахова

Домра двухгрифовая! Фолк-шоу группа Колядки (Ансамбль народной музыки Колядки).jpg

Контрабас 4-струнный[править | править код]

Мастер: А.Дормидонтов добавил четвертую струну (сделан в 2010г для группы «Колядки»)
На фото: Евгений Силкин

Евгений Силкин.jpg

Играющее коромысло[править | править код]

Мастер: А.Краснов (сделано в 2000г для группы «Колядки»)

Играющее коромысло! Фолк-шоу группа Колядки (Ансамбль народной музыки Колядки).jpg

Колокола (чугунки на коромысле)[править | править код]

Мастер: А.Краснов (сделаны в 2000г для группы «Колядки»)
На фото: играет Никита Краснов

Колокола (чугунки на коромысле) Фолк-шоу группа Колядки (Ансамбль народной музыки Колядки).jpg

Играющие дрова[править | править код]

Мастер: А.Краснов (сделаны в 2000г для группы «Колядки»)

Играющие дрова! Фолк-шоу группа Колядки (Ансамбль народной музыки Колядки).jpg

Играющяя гармошка (длина меха 2метра)[править | править код]

Мастер: Г.Рычагов (сделана в 2000г для группы «Колядки»)
На фото: играют Петр Рогов и Валерий Краснов

Играющяя гармошка (длина меха 2метра) Фолк-шоу группа Колядки (Ансамбль народной музыки Колядки).jpg

Жалейка-ложка[править | править код]

Мастер: В.Скородумов (сделана в 2000г для группы «Колядки»)

Жалейка-ложка! Фолк-шоу группа Колядки (Ансамбль народной музыки Колядки).jpg

Барабан-бугай[править | править код]

Мастер: А.Краснов (сделан в 2000г для группы «Колядки»)

Барабан-бугай! Фолк-шоу группа Колядки (Ансамбль народной музыки Колядки).jpg


.

Александр Краснов — баян, гармонь, вокал, духовые, гусли. Художественный руководитель — Лауреат Премии Правительства РФ «Душа России»[15][16]

Анна Краснова — вокал, духовые (награждена общественной медалью «За вклад в сохранение народных традиций»)

Анна Краснова.jpg

Татьяна Брезгина — вокал, духовые (Бронзовый призёр I молодёжных Дельфийских игр России, Лауреат II Всероссийского конкурса имени Л.А Руслановой)

Татьяна Брезгина.jpg

Евгений Денисов — вокал, духовые, ударные

Алена Старовойт — вокал, духовые, скрипка (награждена общественной медалью «За вклад в сохранение народных традиций»)

Алена Старовойт.jpg

Никита Краснов — ударные, духовые, вокал, балалайка (Бронзовый призёр XI молодёжных Дельфийских игр России, Лауреат VII Всероссийского конкурса имени Л.А Руслановой)

Никита Краснов.jpg

Валерий Краснов — звукооператор (награжден общественной медалью «За вклад в сохранение народных традиций»)

Валерий Краснов.jpg

Дмитрий Пятницын — саратовская гармоника, «черепашка», «сапожок»

File:Дмитрий Пятницын.jpg

Любовь Жукова — домра

Любовь Жукова


Георгий Яхонтов — балалайка, гусли

Колядки — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Калитки.

Колядки (коледовки, колядные песни[1]) — календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании)[2].

Соответствия у европейских народов

Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам румынские, называемые colinda, ср. чешское и словацкое название песен — koleda, польское — kolęda, словинское kolednica, coleda, сербское — koleda, kolenda, албанское — kolĕndŭ. Считается что, перечисленные названия песен восходят к названию римского новомесячия — Kalendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник Рождества Христова (болгарское — колада, коляда, коленде, французское — tsalenda, chalendes, charandes, провансальское — calendas) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское — коляда). Подробное сравнение новогодних и святочных празднеств европейских народов с древними греко-римскими праздниками обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр.[3]

Колядки аграрные и церковные

Яркими выражениями так называемой продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, долженствующие изображением сытости и довольства вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство.

Христианская церковь очень сильно боролась с подобными остатками язычества как путём прямых запрещений, так и конкуренцией, то есть организацией своих торжеств и церемоний или вкладыванием христианского смысла в истолкование традиционных народных обрядов. В VI в., при императоре Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от Рождества 25 декабря по Крещение 6 января. Это обстоятельство должно было сильно содействовать смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен. Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер. Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных колядок и новогодних щедровок на Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских колядок — 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а «щедривок» — 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием). Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-колядок и родственных им щедровок.

Церковно-христианские моменты в содержании и бытовании естественно первоначально должны были преобладать в песнях рождественских, а не новогодних. Христианские колядки в значительной мере питались церковными источниками, приближаясь и в напевах (напр. в Румынии и Украине) к церковным псалмам, распеваясь церковными братствами, напоминающими средневековые рождественские организации (calendae, calandsgilden, fratres calendarum).

Сюжетные мотивы

Обстоятельный анализ образов украинских (наиболее разнообразных и многочисленных) колядок произвёл Александр Афанасьевич Потебня. Связи с балканскими колядками (румынскими, греческими, сербскими) установил Александр Николаевич Веселовский.

Очень многие колядки и щедровки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд (см. «Заговоры», «Гадания»). Ввиду многовековой давности колядок и щедровок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни. Однако в соответствии с магической функцией песни, исполнители её стремятся к созданию образов, идеализирующих реальную бытовую жизнь крестьянина. Стремясь, например, в песне выразить пожелание богатства или заклинание его, крестьянские певцы, естественно, не довольствуются описанием привычного деревенского быта, а рисуют картины роскошной жизни вышестоящих социальных групп: князей, бояр, купцов. При этом надо предполагать, что здесь мы имеем дело не только с поэтической идеализацией крестьянскими поэтами мужицкого быта, а и с воспроизведением по традиции песен или отдельных образов, созданных в поэтическом творчестве самих господствовавших классов, подобно тому, как в крестьянской свадебной обрядности мы также встречаемся и с поэтической творческой идеализацией и с заимствованиями напр. из боярского быта и боярской поэзии. Во многих колядках несомненно сохраняются образы и картины княжеско-дружинного и боярско-феодального строя. Наконец примитивные аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке. Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа, элементы апокрифических рассказов о крестном древе и его целебных свойствах, апокрифический рассказ о проклятии Христом и Богородицей осины и терна и т. д.). Во многих колядках видно явное приспособление христианских легенд и мифов к потребностям аграрной магии. В одной, распространенной во многих вариантах колядок, рассказывается, «как сам Милый Господь волики гонит, Пречистая Дева есточки носит, а святый Петро за плугом ходит». Эта колядка, подобно тому, как это часто наблюдается в заговорах, вводит в эпическую часть образы богов и святых, чтобы придать ещё большую магическую силу поэтической формуле. В иных случаях удается, при сравнительном анализе вариантов, с полной очевидностью вскрыть постепенность церковно-христианских напластований на первичные традиционно-поэтические образы. Во многих колядках рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от которых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик часто вступают друг с другом в спор, кто из них выше (важнее) других; и спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца:

Сонечко говорит: «Нет як над мене:
Як я освечу горы, долины,
Церкви, костелы и вси престолы».
Ясен мисячок: «Нет як над мене:
Як я освичу темну ночейку,
Возрадуются гости в дорози,
Гости в дорози, волойки в стози».
Дробен дожджейко: «Нет як над мене:
Як я перейду три разы на ярь,
Три разы на ярь мисяца мая,
Возрадуются жита, пшеници,
Жита, пшеници и вси ярници».

Развитие эпической части в колядках способствовало легкому проникновению в них мотивов из других самых разнообразных фольклорных жанров: эпических песен, в частности былин, сказок, духовных стихов, заговоров, загадок, лирических, свадебных и других обрядовых песен. Это создает особое значение материала колядок для этнографических исследований.

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.

Бытовые особенности колядок

Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — укр. «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, в зависимости от пола, возраста и состояния членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и достаток, девушкам — счастливый брак, парню — встретить суженую. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьёй, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал битвы, сулящие славу воинских подвигов, вероятно относятся к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского)[4].

См. также

Примечания

Литература

  • Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха, вып. VII; Румынские, славянские и греческие коляды — СПб., 1883
  • Колядные песни / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 576—579. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Колядки / Е. М. Фраёнова, Т. В. Зуева // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 588. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Коляда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коледа // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Коринфский А. А. Рождество Христово // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 533—545.
  • Колядка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Келдыш. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1990.
  • Приклади колядок. Колядки у Святвечір (укр.)
  • Соколов Ю. М. Колядки // Литературная энциклопедия 1929—1939 / Гл. редактор А. В. Луначарский. — М.: издательство Коммунистической академии, 1931. — Т. 5 Каани — Кюхельбекер.
  • Сумцов Н. Ф. Научное изучение колядок и щедривок — К.: Тип. А. Давиденко, 1886

Ссылки

Рождественские колядки: откуда они происходят, примеры

Всем известны рождественские колядки – обрядовые песни, исполняемые ряжеными по дням Святок, а также в ночь Рождества. Но не все знают настоящую историю появления колядок, откуда они происходят на самом деле. Предлагаю в данном материале разобраться в истоках этой старинной народной традиции.

Исторические сведения

Основная масса современных людей находят колядки атрибутом христианского Рождества. Но в действительности обряд колядования намного более древний – он существовал задолго до появления христианства у наших предков славян. И праздник, перед которым исполнялись колядки, назывался Коляда.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро - пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Но что значит слово «Коляда»? Оно образуется от уменьшённого сокращения «коло» — или солнечное дитя. Праздник Коляды издревле символизировал собой рождение нового, молодого солнышка. А оно в свою очередь олицетворялось с новым годом, рождением новой жизни.

Существовала интересная легенда, связанная с днём Коляды. Так новорожденное солнышко в ней выступало в роли прелестного малыша, захваченного злой ведьмой Зимой.

Как гласят старинные легенды, Зима превращает Коляду в маленького волка (в славянском языке синонимом к слову «волк» было слово «лютый», обозначающее название третьего зимнего месяца). А когда с волчонка снимут шкуру и сожгут на костре весеннего тепла, бог Коляда предстанет перед людьми во всей красе.

Наши пращуры спешили выразить свою благодарность божественному Коляде и поэтому распевали обрядовые песенки в его честь – колядки. С той поры прошло очень много времени, многие из обычаев безвозвратно канули в лету, а некоторые видоизменились. Но само действо колядования так и осталось неизменным, хоть и подаётся сейчас в несколько ином свете.

В чём смысл праздника Коляды?

Коляда (в некоторых версиях «Каляда») – древний славянский праздник, переименованный впоследствии в Рождество и Святки. Последние длятся с 7 января по 19 (до самого Крещения).

В день Коляды издревле проводились различные мистические ритуалы. Что касается тех традиций, которые дошли до наших дней, то из них можно назвать следующие:

  • положено облачаться в различные одеяния, изготовленные из шкур и рогов скотины, использовать специальные маски;
  • колядуют, исполняют ритуальные колядные песенки;
  • ряженым выражают свою благодарность, даря им сладости, продукты, монетки и другие предметы;
  • молодые люди играют в игры;
  • одинокие девушки гадают на суженого.

Нужно отметить, что праздник Коляды был самым главным в зимний период года у славян. Точно также, как в наши дни христиане очень чтят Рождество Иисуса.

Дата празднования дня Коляды

С праздника Коляды у славян начиналась святочная неделя (с 25 декабря, после дня зимнего солнцестояния). А длилось празднование вплоть до 6 января.

Когда же было утверждено христианство, то традиции несколько видоизменились, и период Святок стали отмечать с 6 по 19 января – то есть до самого Крещения. Таких же временных рамок придерживаются и в современном мире.

Как зимнее солнцестояние связано с днём Коляды

Как уже упоминалось выше, Коляда – это праздник, призванный отметить рождение нового солнышка во время зимнего солнцестояния. В древние времена на 25 декабря приходился не просто Новый год – люди полагали, что тогда зарождается новое светило и вся сельскохозяйственная деятельность.

Если вы ознакомитесь с книгой А.С.Фаминцына «Божества древних славян» (была издана в 1884 году), то из неё получите информацию о двух божествах – Купала (являлся богом летнего солнца) и Коляда (божество зимнего солнышка).

А в трудах А.Н.Афанасьева под названием «Поэтические воззрения славян на природу» рассказывается о том, что дневное светило у наших пращуров олицетворяло собой счастливую и божественную жизнь.

Именно солнечные боги в языческом пантеоне всегда были самыми светлыми, добрыми и милосердными. Они пробуждали к жизни всё живое вокруг, давали пищу и свою поддержку всем, кто в этом нуждался.

Ещё верили в связь солнца и человеческой судьбы. В связи с чем, следовало обращаться за помощью к солярным (то есть солнечным) богам в трудные периоды своей жизни, когда наступала тотальная «чёрная полоса». А красно Солнышко призвано было защитить от всякого зла, тьмы и холода.

Получается, что смысл славянского праздника Коляды и колядок заключался в славлении бога солнца и по этим обычаям мы понимаем важность дневного светила для наших пращуров.

Интересные традиции славянских колядок

По обычаям колядовые песни распевались не в жилище, а у окон. Сначала колядующие спрашивали разрешения, а лишь затем начинали исполнять ритуальное действо. Их положено было одарять разными вкусностями, которые несколько варьировались в зависимости от конкретного региона.

К примеру, жители северных областей дарили колядующим не пироги и сласти, а обрядовое печенье, выпеченное в форме живых существ, птичек. Эту выпечку готовили из особого теста с длинным сроком хранения.

Дело в том, что коржики представляли большую ценность для каждого семейства – их положено было хранить целый год, вплоть до следующего праздника. Верили, что таким образом оберегут скотину от потери и обеспечат ей удачное размножение.

В принципе ритуальное печенье изготавливалось у славян и к другим праздничным дням, но тогда на него наносили иные символы (например, символ Род или Солнце).

Колядующие в процессе своего действа использовали такие атрибуты:

  1. Символ Коляды. Колядник обязательно имел восемь концов, был ярко разукрашен и освещался при помощи свечи. А мог быть зажжённым, распространяющим везде свой свет. В христианстве трансформировался в звезду.
  2. Вертеп. Он представлял собой двухъярусный ящик, куда ставились деревянные статуэтки, связанные с появлением на свет Коляды (у христиан – Иисуса Христа).

Древняя традиция гласила, что для колядования должны присутствовать по меньшей мере трое людей. Причём неважно, какого пола и возраста. Во главе колядующих стоял человек, носящий колядник (в христианстве он носит звезду). Он должен был обладать громким и красивым голосом и выступал зазывалой.

Вторым в данной процессии следовал звонарь. Он также считался обязательной частью колядующей группы. В его обязанности входило звонить большим колокольчиком, оповещая всех вокруг о прибытии исполнителей колядок.

И третий не менее важный участник действа – мехоноша. Для этой роли выбирали сильного физически человека, ведь его задача заключалась в том, чтобы нести все те угощения, которые были получены колядующими. Ведь им самим нельзя было руками притрагиваться к подаркам, последние хозяева домов опускали в специальный мешок.

Колядующие пели ритуальные песни под окнами и лишь одному члену процессии позволялось заходить в жилище, да и то только с разрешения его владельца.

Интересно, что за время праздника Коляды в крупных русских селениях в одном дворе могли побывать от 5 до 10 групп колядующих. И каждой группе стремились дать щедрые дары.

Подготовка к празднику Коляды

И напоследок хочется поговорить о правильной подготовке, которой наши предки обязательно придерживались перед ритуальным днём. А начинали её заблаговременно и делали это очень старательно.

  • полагалось приготовить много разных кушаний, особенно мясных, поэтому зарезали кабана;
  • выполняли тщательную уборку дома;
  • парили своё тело в баньке;
  • запасались новыми нарядами перед праздником.

Если вас интересует текст колядки, тогда рекомендую просмотреть следующее видео:

Что такое колядовать и коляда

Мы каждый год с нетерпением ждём прихода зимних праздников и воспринимаем Рождество и Новый год как волшебное время с незабываемыми эмоциями, вкусной едой, каникулами, поездками, встречами с родными и близкими людьми.

Однако мало кто знает, что Рождество – этот великий христианский праздник, имеющий не только религиозные, но глубокие народные корни. В древней Руси рождественская неделя была весёлой и шумной, она сопровождалась колядками и хождением по улицам ряженых. В данной статье мы постараемся углубиться в историю колядок, и понять их истинный смысл.

Что такое колядки?

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро - пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Всенародные гуляния, сопровождающиеся песнопениями и плясками, издревле были неотъемлемой частью жизни простого народа. Все, от мала до велика, моги принять участие в данной затее, сделать себе костюм, изображающий животных или лесных жителей, выйти из дома, чтобы исполнить праздничные обрядовые песни. Для костюмов использовались шкуры, маски, рога животных, ткани и другие материалы.

Ряженых ждали в каждом доме, считалось, что если они зашли, значит, будет в доме счастье и удача. Колядующие за свои песни и танцы получали от хозяев подарки, шёл своеобразный обмен пожеланиями удачи и благополучия. Мы для вас спляшем и споём, разыграем смешные сценки из жизни, словом, повеселим вас от души, а уж вы, будьте так любезны, нас отблагодарите.

Коляда – это понятие, связанное с традициями не только русского народа. Очень похожие обряды можно встретить далеко за пределами нашей страны. Конечно, они несколько иначе выглядят, например: в католической церкви – ряженые – это персонажи из Библии, но они также посещают дома и являются носителями «света».

Слово «колядки» — это производная от названия праздничного периода «Коляда», который продолжался от Рождества до Крещения Господня. На протяжении двух недель пелись праздничные песни, в которых заключались пожелания тому, для кого они исполнялись. Конечно, сегодня сакральный смысл песнопений утрачен и упрощён до максимума, но несколько веков назад каждое произнесённое слово несло глубокий смысл и значение.

Славянские обряды, называемые колядками, раньше исполняли важную роль по изгнанию из домов злых духов, болезней и невзгод. Каждый образ и костюм, изобретённый из того, что было под рукой, имел определённый смысл и играл также огромное значение.

Медведь, коза, баран или другие маски должны были помочь напугать злых духов, бубны и трещотки, с которыми ходили колядующие отпугивали нечистую силу. Медведь как символ силы и могущества, коза, как образ веселья и добра. Конечно, такие традиции уходят далеко в прошлое, когда у славян было огромное количество праздников, которые впоследствии объединились в один.

Сегодня праздник Колядки потерял первоначальный смысл, и редко в каком сообществе или коллективе можно услышать те самые аутентичные напевы, услышать тот набор слов и стихов, которые пели наши далёкие предки. Сегодня колядки – это покупные, далёкие от настоящего, костюмы, и наряды. Дети, идущие колядовать, сегодня, как правило, озадачены только одним: получить за своё выступление деньги и сладости. Но даже такие попытки сохранить традиции становятся большой редкостью.

Не открыть дверь колядующим, значит навлечь на себя неудачи и потери, поэтому если к вам в дом стучатся ряженые, откройте им двери и одарите их, чем можете.

Выбор песни и смысл обряда

Стихи и песни для колядок можно взять в различных источниках, они есть в интернете и многочисленных сборниках по фольклору. Многие праздничные песни пришли к нам из глубины веков, но есть и такие, которые появились сравнительно недавно. Всех их объединяет одно – добро и хорошие пожелания. Вспомните хорошо знакомые с детства строчки: «Рождество Христово – ангел прилетел. Он летел по небу, людям песню пел: Все люди, ликуйте, днесь торжествуйте!» или такие строчки: « Коляда, коляда, отворяй ворота! Открывайте сундучки, доставайте пятачки!»

Наверняка вам вспомнились такие знакомые песенки, ведь многие из нас впервые познакомились с ними в детском саду.

Вечер 6 января считается началом колядок, именно в это время мы встречаемся с соседями, родными и поздравляем всех с Сочельником и наступающим Рождеством. Именно накануне Рождества очень актуальны добрые пожелания, подарки, песни для всех людей, встречающихся на пути.

Следующий день – 7 января – великий праздник Рождества, здесь начинаются застолья, поздравления, встречи больших компаний и самых близких родственников. За столом поют рождественские песнопения и звучат поздравления, это время рождествования.

На старый новый год 13 января — щедруют, и уже в ходу другие песни: « Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» Это время посещения родственников, крестных и близких друзей, тех людей, кому хочется пожелать самого хорошего и порадовать их своим присутствием.

Сегодня дни колядок чаще всего выпадают на 6, 7 и 13 января, хотя это не совсем верно. Но даже в таком виде сохранение народных традиций, особенно среди молодого поколения крайне важно. Многие руководители фольклорных коллективов стараются привить своим воспитанникам любовь к красивым народным праздникам, и это очень своевременно. А что может быть красивее зимних Новогодних праздников, когда в каждом доме стоит нарядная ёлочка, когда пахнет мандаринами и вкусными пирогами, когда в каждом доме собираются близкие люди и приподнятое праздничное настроение витает в воздухе.

Выбрать песню для колядок сегодня не сложно, стоит только погуглить и найдётся несколько вариантов на выбор, однако если вы хотите найти настоящие тексты, придётся обратиться к специальной литературе. Хорошо, если слова колядок будут простые и запоминающиеся, тогда и ряженые и хозяева могут исполнить их вместе.

Из истории праздника

В Древней Руси праздники отмечались широко и вольно, они сопровождались массовыми гуляниями, настоящими пирами, коллективными песнями и хороводами. Коляда относится к той самой категории массовых народных гуляний.

Вечером, накануне Рождества, а именно в Сочельник молодёжь собиралась в одной избе и начинали наряжаться, мастерить костюмы и маски, в ход шло всё, что было под рукой. Из целого ряда популярных образов можно выделить таких персонажей:

  • Из животных брали медведя, корову, журавля и козу.
  • Среди нечисти популярными образами были ведьмы и черти, и другие мифические существа, например: русалка, леший.
  • Девушки часто переодевались в мужчин, а парни в женщин.

После того, как молодые люди были облачены в костюмы, ряженые отправлялись на прогулку, и надо сказать, что вел себя вызывающе, гремели, хохотали и бесчинствовали, иногда даже приставая к прохожим. Постепенно такое поведение поменялось на более достойное времяпровождение, вызывающее поведение сменилось песнопениями, а многие нечистые персонажи ушли в лета.

Основным смыслом колядок стало красивое и яркое поздравление – выступление перед хозяевами дома, куда заходили ряженые, пожелания мира и добра. После импровизированного концерта «гостей» одаривали пирогами, сладостями, деньгами. После похода по домам, колядовщики отмечали праздник у кого – либо на дому, пробуя угощение и вспоминая колядки.

Что такое колядки сегодня? Скорее всего, это тоска по тому весёлому и бесшабашному народному празднику, который почти забыт. Сегодня мы обособлены и разобщены, мы редко собираемся на массовые гуляния и ещё реже принимаем в них участие, оставаясь пассивными наблюдателями. Такая редкость как колядки становится доступна лишь тем, кто живёт в деревнях или небольших посёлках, и то тогда, когда находится человек, способный организовать и провести этот весёлый новогодний праздник.

Организатор, который способен заинтересовать детей и родителей в подобном мероприятии и вызвать их неподдельный интерес. Как правило, такими людьми становятся руководители детских народных ансамблей или фольклорных коллективов, иногда классные руководители средней школы или преподаватели воскресных школ.

Заключение

  • Колядки — это народный праздник со светлыми традициями, который проводится на протяжении двухнедельного периода с 6 по 13 января.
  • Колядки несут радость, мир и пожелание счастья всем, кому они посвящаются и для кого исполняются.
  • В древности не открыть двери ряженым в канун Рождества считалось плохой приметой, которая навлекала на дом невзгоды и неприятности.
  • Тексты песенок – колядок сегодня без труда можно найти в сборниках по народным праздникам. Главное, чтобы они были понятны и тем, кто их исполняет и тем, кто их слушает.

КОЛЯДКИ - ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

 

М. Гермашев. «Со звездой». 1916

Колядки (коледовки, колядные песни) — календарные обрядовые песни, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании). Широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то, большей частью на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (у русских колядки, по-видимому, вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства).

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года были перемещены как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер.

Очень многие колядки и щедровки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке.

Ввиду многовековой давности колядок и щедровок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни.

Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа

Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепёшку

В заднее окошко.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Колядки

То, что стужа - не беда,

В дверь стучится Коляда.

Рождество в наш дом идет,

Много радости несет.

 

Много лет звезды горенье

Извещает о рожденье.

И Вселенная неспроста

Славит нашего Христа.

 

Вот, Господь звезду на небе

Зажигает в быстром беге.

Он спешит поздравить вас

С торжеством в сей добрый час.

 

В этот день он стал Отцом

Миру Сына дал с венцом.

Чтобы дух земных людей

Стал богаче и добрей.

 

Ты скорее дверь открой

Дух впусти с небес домой.

Чтоб любви огонь горел,

С Рождеством, мир в ваш удел! 

Ульянич Надежда специально для http://otebe.info/

Рождественские колядки

К нам приходит коляда

Накануне Рождества.

Просит, просит коляда

Хоть кусочек пирога.

 

Кто пирог колядке даст,

Будет тот во все горазд!

Будет скот того здоров,

Полон хлев будет коров

 

Кто зажмет же свой кусок,

Будет год весь одинок.

Не найдет удачи, счастья,

Год промается в ненастье.

 

Не жалей ты пирожок,

А не-то создашь должок!

Калядую для того,

Кто мне рублик даст всего,

И сплясать нетрудно мне,

За десяточку в руке.

 

Если в доме есть сынок,

Дай хозяйка, хозяин мне сырок,

Раз имеешь в доме дочку,

Попрошу я меда бочку.

 

Если есть еще вкусняшки,

Приючу себе в кармашке.

Ну, хозяйка и хозяин, не робей!

Угости меня скорей!

Колядую, колядую,

Вот и запахи я чую.

Не забудьте мне налить,

А потом дать закусить!

 

С колядою поздравляю

И хозяевам желаю,

Чтобы в доме был достаток

И в семье все было гладко!

Колядуем, колядуем

От семьи, к семье кочуем

Мы расскажем вам стишки,

Вы нам дайте пирожки

 

Ну, а лучше бы монет,

Сами купим мы конфет,

А еще орехов горстку,

И вина возьмем наперсток!

Рождественские колядки

Ночь волшебная идет,

Ночь идет святая,

Радость светлую несет,

Души озаряя.

 

Открывайте ворота

Коляде идущей,

Накануне Рождества

Счастье вам несущей.

 

Чтобы полон был ваш дом

И добром и благом,

Хорошо чтоб жили в нем

Без забот и тягот.

 

Колядует коляда

Из веков сегодня,

Чтоб сияла вам звезда

Милости Господней.

Коляда - это... Что такое Коляда?

  • коляда́ — коляда, ы …   Русское словесное ударение

  • Коляда — Гео (Грицько Панасович Коляда, 1904 ) современный украинский поэт. Р. в семье сапожника, провел крайне тяжелое детство. После Октябрьской революции учился в педагогической школе, в Академии коммунистического воспитания и в Московском институте… …   Литературная энциклопедия

  • КОЛЯДА — Коледа (от лат. Calendae), в славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Авсенем (см. также Божич). Иногда К. изображал сноп, принесённый в дом на рождество (у поляков), или кукла «колед» (у хорватов).… …   Энциклопедия мифологии

  • коляда — 1) святки, сочельник, колядование – хождение с песнями под рождество ; 2) зимнее солнцестояние , колядка песенка при колядовании , укр., блр. коляда, ст. слав. колѩда (Еuсh Sin.), болг. коледа рождество , сербохорв. ко̀леда колядка , словен.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • КОЛЯДА — ы; КОЛЯДА, ы; ж. В славянской мифологии: персонаж, олицетворяющий наступление нового земледельческого года, будущего весеннего плодородия и осеннего изобилия (изображался в виде наряженной куклы, чучела или снопа, которые сжигались во время… …   Энциклопедический словарь

  • КОЛЯДА — КОЛЯДА, коляды, мн. нет, жен. (лит., Этногр., обл.). 1. Рождественский обряд, преим. на Украине, сопровождающийся песнями и обходом соседей (теперь исчезнувший). 2. Припев к обрядовым песням, относящимся к празднованию Рождества. || Самая… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОЛЯДА — КОЛЯДА, ы, жен. Старинный рождественский и святочный крестьянский обрядхождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; песня, исполняемая во время такого обряда. | прил. колядный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов …   Толковый словарь Ожегова

  • КОЛЯДА — Святочный обычай в Малороссии ходить по домам и приветствовать хозяев с праздником. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛЯДА святки в Малороссии и Белоруссии. Словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • коляда — (не рекомендуется коляда) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • коляда — КОЛЯДА, ы, ж Обряд, объединивший дохристианский славянский праздник в период зимнего солнцеворота и христианские рождественский и крещенский обряды, состоящий в хождении по домам со звездой и другой христианской атрибутикой, сопровождаемом… …   Толковый словарь русских существительных

  • КОЛЯДА — КОЛЯДА, мифологический персонаж у славян и некоторых других народов, связанный с весенним циклом плодородия. В образе ряженого (козел и другие) участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки) …   Современная энциклопедия


  • Смотрите также