Икона тихвинской божьей


Тихвинская икона Божией Матери: На страже государственной безопасности

Среди православных Тихвинская икона Божией Матери славится как чудотворная. Но она не только исцеляет тело и душу: со Средневековья Тихвинская Богородица стоит на защите государства, помогая отбиться от захватчиков. Невероятно, что не без ее помощи появились Иван Грозный и императорский дом Романовых, а русские воины победили в войне с Наполеоном и спасли Москву в годы Великой Отечественной.

ЕЕ ПРИНЕСЛИ АНГЕЛЫ

Хотя исследователи относят Тихвинскую икону Божией Матери к концу XIV или началу XV века, по преданию, она была написана самим евангелистом Лукой еще при земной жизни Девы Марии. Святой Лука работал над ликом типа Одигитрия (с греч. «путеводительница») – это когда изображены Пресвятая Дева и Младенец Христос со свитком в руках, обращенные друг к другу, – одновременно с написанием Евангелие.

И Евангелие, и икону Лука отправил в дар правителю Антиохии Феофилу. В V веке икона переехала в Константинополь и стала одной из главных святынь Византии, первой христианской империи.

За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, как гласят летописи, «сия икона взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь»: образ Богоматери явился рыбакам над Ладожским озером. Согласно рукописным «Сказаниям о Тихвинской иконе Богоматери», «ангелами невидимо носима», «светозарно шествуя по воздуху», икона являлась семь раз в разных селениях. Последние два раза – у реки Тихвинки.

Появление образа Богородицы, да еще и в малообжитых и не христианизированных землях, восприняли как чудо. Потрясенный увиденным, народ собрался на берегу, стал молиться – и икона сошла с небес в руки.

ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

В тот же день приступили к строительству церкви, главной святыней которой стала бы икона. Работали до утра. Но на заре возведение храма остановили, выставили стражу. От усталости охрана задремала, а когда проснулась, не увидела ни сруба, ни иконы, ни даже щепок от сваленного леса.

Поднялся шум. Но вскоре святыня нашлась на другом берегу Тихвинки. Вместе… с бревнами и срубом. Богородица выбрала место, где должен был появиться храм, и хотя участок был неровный и болотистый, строительство продолжили там.

Церковь достроили в том же году. Когда пономарь Юрыш отправился оповестить народ о времени освящения храма, ему явились Богоматерь и Николай Чудотворец. Устами святителя Дева Мария повелела увенчать церковь деревянным крестом, потому что именно на таком был распят Иисус.

Потом на этом месте появился Николо-Беседный мужской монастырь. Но тогда пономарю не поверили: на купол стали ставить кованый железный крест. Вдруг рабочий, который это делал, очутился вместе с крестом внизу, невредимый, будто кто-то взял и осторожно поставил его на землю. И по сей день все кресты на соборе деревянные.

ЦАРСКОЕ БОГОМОЛЬЕ

Трижды церковь сгорала дотла, но всякий раз икона оставалась невредимой. К концу XV века в явлении иконы на Тихвинке стали видеть подтверждение особого статуса Святой Руси перед Богом. Москва же утвердилась как третий Рим, «а четвертому не бывать».

В 1507-1515 годах по указу князя Василия Иоанновича построили каменный Успенский собор. Большой пятиглавый храм, прообразом которого стал главный собор государства, Успенский в Московском Кремле, – и в глубинке? Отношение к иконе у княжеской семьи явно было особое. Тихвин становится местом «царского богомолья», а икона обретает название Тихвинская. С чудотворного образа пишут многочисленные списки.

В 1525-ом в Тихвин приезжает князь Василий. Туда его приводят личные дела: развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. На следующий год князь женится на Елене Глинской – и, начиная новую жизнь, снова совершает паломничество и усердно молится.

Спустя два года после моления Тихвинской Богородице о чадородии на свет появляется наследник – Иван IV, который останется в истории как Иван Грозный. Первый российский царь пронесет благоговение перед Тихвинской иконой через всю свою жизнь.

СВЯТЫНЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

За 15 дней до венчания на царство и венчания с Анастасией Иван Грозный спешит в Тихвин получить благословение.

– Любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая, – ведают летописцы.

Прежде чем превратиться из князя в первого русского царя, Грозный вновь едет в Тихвин. На царство Ивана IV венчали в Москве, но списком с чудотворной иконы.

В походе на Казань ночью, во время привала на реке Пьяне, икона Тихвинской Богоматери явилась царю во сне. Благодаря видению в Иване Васильевиче укрепилась вера в победу. Спустя годы на этом месте появится монастырь, которому государь подарит список с чудо-иконы.

В 1560-ом, по велению царя, в Тихвине закладывают Богородичный Успенский мужской монастырь.

– Царь с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил и до самой кончины все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, – говорится в летописях.

Сюда Грозный сошлет свою четвертую жену Анну Алексеевну. В монашестве Дария, она станет ктиторшей Тихвинского Введенского монастыря, одной из самых богатых женских обителей вплоть до Революции. Дарью очень чтил Михаил Федорович Романов – человек, который прервет череду Рюриковичей на российском престоле. Кстати, и благословят на царство первого Романова списком Тихвинской иконы.

ПРОТИВ ШВЕДОВ И ФРАНЦУЗОВ

В Смутное время «царское богомолье» стало и военным объектом: соседство с границей заставило монастыри Тихвина укрываться за рвами и частоколами. В 1610-ом обитель была разорена литовским войском, а до 1613-го неоднократно подвергалась нападкам шведов и в результате стала их гарнизоном. Тихвинцы восстали: в условиях, когда вокруг были одни враги, они напали на захватчиков и выбили их из обители.

Но враг вернулся с подкреплением, желая сравнять Тихвин с землей. Когда надежды почти оставили тихвинцев, одному из послушников было видение – Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. Чудотворец пообещал, что общая молитва избавит от врага и поможет одержать победу.

Тихвинцы вышли на стену монастыря с иконой Богоматери. И свершилось очередное чудо: шведам показалось, что со всех сторон идет несметное русское войско, – и они обратились в бегство.

Освобождение Тихвина, который в дальнейшем становится центром борьбы с интервентами, стало первой победой при царствовании Романовых. Под Тихвином же заключили Столбовский мир, который фактически значил, что Романовых на международном уровне признали как правящую династию России.

Во время Полтавской битвы, генерального сражения Северной войны, фельдмаршала Бориса Шереметева спас от пули образок Тихвинской иконы. В своем имении полководец основал Борисовский Тихвинский женский монастырь, а чудотворную икону одаривали многие поколения его потомков.

Тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном, благословили списком с чудотворной иконы. Список прошел с воинами всю Отечественную. Чудо произошло снова: «врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней».

СССР – США – РОССИЯ

В середине 20-х Успенский монастырь закрыли и разорили, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея.

Во время Великой Отечественной войны немцы оккупировали и Тихвин. Чудотворную икону враг отправил в Псков, где в течение двух лет ее выдавали по воскресеньям для богослужений: так гитлеровцы рассчитывали снискать расположение на захваченных территориях.

По легенде, в 1941-ом Сталин призвал духовенство, чтобы совершить в Кремле молебен о даровании победы. Тогда же список с чудотворной иконы погрузили на самолет и обнесли вокруг Москвы. Верующие полагают, что это помогло спасти белокаменную от врага.

В 1944-ом Тихвинскую Богоматерь перевезли в Ригу, но, отступая, забрать не успели. Через лагерь беженцев, рискуя жизнью, икону вывез в США рижский епископ Иоанн (Гарклавс). В 1950-ом Тихвинская Дева Мария обосновалась в Свято-Троицком соборе в Чикаго, где отец Иоанн стал настоятелем. Всю жизнь Иоанн и его приемный сын, протоиерей Сергий, посвятили сохранению святыни. Отец Иоанн завещал вернуть икону только в восстановленную Тихвинскую обитель.

В 1995-ом Успенский собор восстановили и освятили. А в 2004-ом Тихвинская Богородица вернулась домой. Любопытно, что Владимира Путина в день инаугурации в 2004 году благословили именно этим чудотворным образом.

Списки с удивительной иконы есть практически во всех храмах России. И они тоже обладают чудодейственной силой. Так, список, хранящийся в киргизском Караколе, испещрен следами от выстрелов: в икону палили в упор, но пули просто отскакивали от дерева.

КОМУ ПОМОЖЕТ:

Тихвинская икона Божией Матери традиционно считается не только заступницей России при угрозе иноземного вторжения, но и помощницей в зачатии. Перед нею молятся о здравии своем и своих детей, причем не только физическом, но и душевном. Свидетели чудес говорят, что после молитвы перед Тихвинской Богородице излечиваются суставы, возвращает зрение и слух.

КАК МОЛИТЬСЯ:

«Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну.

Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо

Тихвинская икона Божией Матери
Тихвинская икона Божией Матери

Празднование 26 июня

Написана, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Святой Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, уже в V веке икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроен знаменитый Влахернский храм, ставший хранилищем главных святынь Византии.

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа».

В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, "в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона "Пречистыя образ Одигитрия" во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин". Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И - о, чудо! - икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от "свещи ночию", чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 году по указу великого князя Василия III была заложена каменная Успенская церковь - пятиглавая и "отвсюдуже преславно всеми видемая...", по образу Успенского собора Московского Кремля. В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской.

В 1547 году Великий князь Иоанн Васильевич Грозный перед венчанием на Царство совершил паломничество к «Пречистой на Тихвине». Спустя некоторое время, в 1560 году, по его повелению при храме возникает Тихвинский Богородичный мужской монастырь. Главной его святыней стала чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Она прославилась здесь множеством чудес.

Когда в 1613-1614 годах шведские войска захватили Новгород и неоднократно пытались разрушить обитель, Божия Матерь сама встала на ее защиту. Незначительные по числу иноки монастыря долгое время успешно отражали атаки превосходившего их по численности противника. При этом в решительные моменты боя наступающим шведам часто представлялась то многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они неожиданно обращались в бегство.

После окончания войны в монастырь прибыли царские послы. По их просьбе был изготовлен список с чудотворной иконы, перед которым 10 февраля 1617 года в деревне Столбово и был заключен мир со шведами. Впоследствии этот список был принесен сначала в Москву, в Успенский собор, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

С этого времени началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божией Матери, прославленной многими чудотворениями и помощью в одолении врагов предстательством Богородицы.

После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь, где хранилась Тихвинская икона, закрыли, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов Тихвина. Во время второй мировой войны, при оккупации города, икону перевезли во Псков.

В 1944 году чудотворный образ принимает православная община Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез образ в США. Святыня была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго.

После смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием передать ее в Тихвинский Успенский монастырь после его возрождения.

В январе 2004 года в ходе переговоров Святейшего Патриарха Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. 7 июня (20 по н.ст.) святыня покинула Чикаго, она была доставлена в Ригу, затем — в Москву и 15 (28) июня — в Санкт-Петербург. 25 (8 июля по нов. ст.) июня чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Тихвинский Успенский монастырь.

Икона Божией Матери Тихвинская
Тропарь

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе / всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный / свыше благоговейне восприймши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. / Емуже молеся, о Госпоже Царице Богородице, / да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих / и спасет верою поклоняющихся / Его Божественному и Твоему пречистому образу, / Дево Неискусобрачная.

Использованные материалы

значение, в чем она помогает

Многие родители беспокоятся о своих потомках, желая оградить их от дурного влияния, поделиться личным опытом, воспитать в христианском духе и привить истинные ценности. И незаменимым подспорьем в этом деле будет Тихвинская икона Божией Матери. Значение, в чем она помогает и как была явлена эта святыня, Вы можете узнать из нашей статьи.

Тихвинская икона Божией Матери: история святыни

Икона Божией Матери Тихвинская выполнена в манере «Одигитрия», также известной как «Путеводительница». По преданию, первый подобный образ был написан ещё евангелистом Лукой с благословления самой Пречистой Девы.

Изначально реликвия хранилась в Иерусалиме, но около 439 г. её перенесли в Константинополь. Там для святыни даже выстроили особую церковь, именуемую Влахернской – по названию местности, где она была расположена. Из-за этого образ стал известен как Влахернитисса.

Но вскоре Византийская империя стала утрачивать былое могущество. Постоянные набеги кочевников истощили некогда сильное государство, и в 1453 г. Царьград был захвачен турками-османами. Варвары разрушали христианские храмы, уничтожив множество икон, фресок, скульптур, богословских текстов. Однако образ Богородицы был спасён. Вот как это произошло.

В 1383 г. икона исчезла из Влахернского храма. Монахи решили, что она утрачена, но через некоторое время до них дошли слухи о том, что чудотворная реликвия явила себя… у Ладожского озера! Она парила в воздухе перед изумлёнными рыбаками и крестьянами, вызывая у них восхищение и благоговейный трепет.

Образ шестикратно представал перед людьми, неся свет христианства в те дикие земли, но никому не давался в руки, перелетая с места на место. Каждый раз за ним следовало всё больше и больше неофитов, впечатлённых могуществом и благодатью Богородицы. И наконец, святыня явилась в седьмой – и последний – раз. Это случилось на берегу реки Тихвинки, благодаря чему икона и доныне носит название Тихвинской.

На этом месте в тот же день верующие заложили венец – бревенчатую основу для здания будущей церкви, а ещё сложили тёс для возведения стен. Но, когда работники отправились отдыхать, все заготовленные материалы исчезли! Утром, обнаружив пропажу, они ужаснулись – ведь среди деревянных брусьев была и чудесная икона. Но их горе длилось недолго – и святой образ, и уже построенный венец, и всё остальное обнаружилось на противоположном берегу. Их перенесла сама Небесная Царица, указав окончательное место для своей реликвии.

С тех пор храм Тихвинской иконы Божией Матери на Тихвинской Богородично-Успенской обители прославился многочисленными чудесами. Так, в период наступления Швеции (1611-1617 гг.) захватнические войска неоднократно пытались разрушить монастырь. Но, хоть там и жило очень мало монахов, все они находились под защитой Пресвятой Девы – и превосходящие силы неприятеля каждый раз терпели поражение. Сохранились свидетельства о том, что шведы бежали, устрашаясь видений – перед ними вставали ангельские рати, вооружённые огненными мечами. Из-за этого после окончания войны царский посол попросил изготовить список с Тихвинской иконы. Требуемую реликвию доставили в деревню Столбово, и именно перед ней произошло подписание перемирия в 1617 г.

Тихвинскую Богородицу почитали все представители династии Романовых. Так, в осенённый ею монастырь приезжал Пётр I, Павел I, великий князь Пётр Федорович, императрицы Елизавета и Екатерина II.

Но на этом история иконы не заканчивается. В 1924 г. обитель закрыли, а образ передали в краеведческий музей. Там он пробыл до начала немецкой оккупации – в 1941 г. святыню отправили в Духовную миссию в Пскове, оттуда она попала в Ригу, а затем – в американскую оккупационную зону в Германии. И, наконец, в 1949 г. рижский архиепископ Иоанн (в миру Гарклавс) вывез реликвию в Чикаго, поместив её в Свято-Троицком соборе. Согласно его завещанию, образ следовало вернуть только в восстановленный Тихвинский монастырь. Это радостное событие произошло лишь в 2004 г. – и сейчас икона, как и в древности, хранит православные земли, поддерживая христиан, защищая их и наставляя в вере.

Чудеса, совершённые иконой: о чём молятся Тихвинской Богородице?

Как уже говорилось выше, эта святыня особо защищает младенцев, детей и подростков. Как это случилось и в чем помогает Тихвинская икона Божией Матери, кроме этого? Читайте – и узнаете!

Рукопись «Сказания о Тихвинской иконе» гласит, что истовая материнская молитва перед святыней поспособствовала исцелению двухлетнего малыша. Ребёнок не мог ни сидеть, ни ходить, но благодать Пречистой Девы была сильнее любой болезни – и вскоре он уже весело играл со сверстниками. Прослышав об этом чуде, к реликвии потянулись богомольцы. Точно так же излечилась дочь петербургского дворянина, бабушка которой послала деньги на масло для стоящей перед святым ликом лампады. Воззвав к Тихвинской Богородице, избавилась от страданий и 16-летняя Екатерина, страдавшая от туберкулёза, головных болей и мочекаменной болезни. Примечательнее всего то, что девушка происходила из семьи Левёстам, принадлежавшей к лютеранскому вероисповеданию. Это свидетельствует о том, что Дева Мария помогает людям независимо от конфессии – важна лишь искренность и вера.

Тихвинская икона Божией Матери без оклада  Тихвинская икона Божией Матери в окладе

 

При этом все вышеперечисленные чудеса совершил список с оригинального образа – а значит, если Вы дополните свой домашний иконостас высыпанной из янтаря святыней, она так же осенит ваше жилище благодатью, обережёт домочадцев и направит их на верный путь. Кроме того, эта реликвия поддержит Ваших детей и в духовном становлении – поможет в выборе друзей, оградит от дурного влияния, укрепит связь между разными поколениями. Данная икона покровительствует и женщинам, способствуя зачатию, нормализируя течение беременности и обеспечивая лёгкие быстрые роды.

Тихвинская реликвия помогает тем, кто страдает различными душевными заболеваниями, припадками, параличами. А ещё она излечивает любые проблемы с суставами – ревматизм, артрит, артроз.

Так пусть же драгоценная икона станет Вашим сокровищем, духовным прибежищем и спасением от любых невзгод! Кроме изделий и икон, представленных у нас на сайте, наши мастера ТМ «Янтарь Полесья» так же выполняют индивидуальные заказы в кротчайшие строки.

Популярные товары

Тихвинская икона Божией Матери: На страже государственной безопасности

Среди православных Тихвинская икона Божией Матери славится как чудотворная. Но она не только исцеляет тело и душу: со Средневековья Тихвинская Богородица стоит на защите государства, помогая отбиться от захватчиков. Невероятно, что не без ее помощи появились Иван Грозный и императорский дом Романовых, а русские воины победили в войне с Наполеоном и спасли Москву в годы Великой Отечественной.

ЕЕ ПРИНЕСЛИ АНГЕЛЫ

Хотя исследователи относят Тихвинскую икону Божией Матери к концу XIV или началу XV века, по преданию, она была написана самим евангелистом Лукой еще при земной жизни Девы Марии. Святой Лука работал над ликом типа Одигитрия (с греч. «путеводительница») – это когда изображены Пресвятая Дева и Младенец Христос со свитком в руках, обращенные друг к другу, – одновременно с написанием Евангелие.

И Евангелие, и икону Лука отправил в дар правителю Антиохии Феофилу. В V веке икона переехала в Константинополь и стала одной из главных святынь Византии, первой христианской империи.

За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, как гласят летописи, «сия икона взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь»: образ Богоматери явился рыбакам над Ладожским озером. Согласно рукописным «Сказаниям о Тихвинской иконе Богоматери», «ангелами невидимо носима», «светозарно шествуя по воздуху», икона являлась семь раз в разных селениях. Последние два раза – у реки Тихвинки.

Появление образа Богородицы, да еще и в малообжитых и не христианизированных землях, восприняли как чудо. Потрясенный увиденным, народ собрался на берегу, стал молиться – и икона сошла с небес в руки.

ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

В тот же день приступили к строительству церкви, главной святыней которой стала бы икона. Работали до утра. Но на заре возведение храма остановили, выставили стражу. От усталости охрана задремала, а когда проснулась, не увидела ни сруба, ни иконы, ни даже щепок от сваленного леса.

Поднялся шум. Но вскоре святыня нашлась на другом берегу Тихвинки. Вместе… с бревнами и срубом. Богородица выбрала место, где должен был появиться храм, и хотя участок был неровный и болотистый, строительство продолжили там.

Церковь достроили в том же году. Когда пономарь Юрыш отправился оповестить народ о времени освящения храма, ему явились Богоматерь и Николай Чудотворец. Устами святителя Дева Мария повелела увенчать церковь деревянным крестом, потому что именно на таком был распят Иисус.

Потом на этом месте появился Николо-Беседный мужской монастырь. Но тогда пономарю не поверили: на купол стали ставить кованый железный крест. Вдруг рабочий, который это делал, очутился вместе с крестом внизу, невредимый, будто кто-то взял и осторожно поставил его на землю. И по сей день все кресты на соборе деревянные.

ЦАРСКОЕ БОГОМОЛЬЕ

Трижды церковь сгорала дотла, но всякий раз икона оставалась невредимой. К концу XV века в явлении иконы на Тихвинке стали видеть подтверждение особого статуса Святой Руси перед Богом. Москва же утвердилась как третий Рим, «а четвертому не бывать».

В 1507-1515 годах по указу князя Василия Иоанновича построили каменный Успенский собор. Большой пятиглавый храм, прообразом которого стал главный собор государства, Успенский в Московском Кремле, – и в глубинке? Отношение к иконе у княжеской семьи явно было особое. Тихвин становится местом «царского богомолья», а икона обретает название Тихвинская. С чудотворного образа пишут многочисленные списки.

В 1525-ом в Тихвин приезжает князь Василий. Туда его приводят личные дела: развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. На следующий год князь женится на Елене Глинской – и, начиная новую жизнь, снова совершает паломничество и усердно молится.

Спустя два года после моления Тихвинской Богородице о чадородии на свет появляется наследник – Иван IV, который останется в истории как Иван Грозный. Первый российский царь пронесет благоговение перед Тихвинской иконой через всю свою жизнь.

СВЯТЫНЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

За 15 дней до венчания на царство и венчания с Анастасией Иван Грозный спешит в Тихвин получить благословение.

– Любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая, – ведают летописцы.

Прежде чем превратиться из князя в первого русского царя, Грозный вновь едет в Тихвин. На царство Ивана IV венчали в Москве, но списком с чудотворной иконы.

В походе на Казань ночью, во время привала на реке Пьяне, икона Тихвинской Богоматери явилась царю во сне. Благодаря видению в Иване Васильевиче укрепилась вера в победу. Спустя годы на этом месте появится монастырь, которому государь подарит список с чудо-иконы.

В 1560-ом, по велению царя, в Тихвине закладывают Богородичный Успенский мужской монастырь.

– Царь с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил и до самой кончины все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, – говорится в летописях.

Сюда Грозный сошлет свою четвертую жену Анну Алексеевну. В монашестве Дария, она станет ктиторшей Тихвинского Введенского монастыря, одной из самых богатых женских обителей вплоть до Революции. Дарью очень чтил Михаил Федорович Романов – человек, который прервет череду Рюриковичей на российском престоле. Кстати, и благословят на царство первого Романова списком Тихвинской иконы.

ПРОТИВ ШВЕДОВ И ФРАНЦУЗОВ

В Смутное время «царское богомолье» стало и военным объектом: соседство с границей заставило монастыри Тихвина укрываться за рвами и частоколами. В 1610-ом обитель была разорена литовским войском, а до 1613-го неоднократно подвергалась нападкам шведов и в результате стала их гарнизоном. Тихвинцы восстали: в условиях, когда вокруг были одни враги, они напали на захватчиков и выбили их из обители.

Но враг вернулся с подкреплением, желая сравнять Тихвин с землей. Когда надежды почти оставили тихвинцев, одному из послушников было видение – Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. Чудотворец пообещал, что общая молитва избавит от врага и поможет одержать победу.

Тихвинцы вышли на стену монастыря с иконой Богоматери. И свершилось очередное чудо: шведам показалось, что со всех сторон идет несметное русское войско, – и они обратились в бегство.

Освобождение Тихвина, который в дальнейшем становится центром борьбы с интервентами, стало первой победой при царствовании Романовых. Под Тихвином же заключили Столбовский мир, который фактически значил, что Романовых на международном уровне признали как правящую династию России.

Во время Полтавской битвы, генерального сражения Северной войны, фельдмаршала Бориса Шереметева спас от пули образок Тихвинской иконы. В своем имении полководец основал Борисовский Тихвинский женский монастырь, а чудотворную икону одаривали многие поколения его потомков.

Тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном, благословили списком с чудотворной иконы. Список прошел с воинами всю Отечественную. Чудо произошло снова: «врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней».

СССР – США – РОССИЯ

В середине 20-х Успенский монастырь закрыли и разорили, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея.

Во время Великой Отечественной войны немцы оккупировали и Тихвин. Чудотворную икону враг отправил в Псков, где в течение двух лет ее выдавали по воскресеньям для богослужений: так гитлеровцы рассчитывали снискать расположение на захваченных территориях.

По легенде, в 1941-ом Сталин призвал духовенство, чтобы совершить в Кремле молебен о даровании победы. Тогда же список с чудотворной иконы погрузили на самолет и обнесли вокруг Москвы. Верующие полагают, что это помогло спасти белокаменную от врага.

В 1944-ом Тихвинскую Богоматерь перевезли в Ригу, но, отступая, забрать не успели. Через лагерь беженцев, рискуя жизнью, икону вывез в США рижский епископ Иоанн (Гарклавс). В 1950-ом Тихвинская Дева Мария обосновалась в Свято-Троицком соборе в Чикаго, где отец Иоанн стал настоятелем. Всю жизнь Иоанн и его приемный сын, протоиерей Сергий, посвятили сохранению святыни. Отец Иоанн завещал вернуть икону только в восстановленную Тихвинскую обитель.

В 1995-ом Успенский собор восстановили и освятили. А в 2004-ом Тихвинская Богородица вернулась домой. Любопытно, что Владимира Путина в день инаугурации в 2004 году благословили именно этим чудотворным образом.

Списки с удивительной иконы есть практически во всех храмах России. И они тоже обладают чудодейственной силой. Так, список, хранящийся в киргизском Караколе, испещрен следами от выстрелов: в икону палили в упор, но пули просто отскакивали от дерева.

КОМУ ПОМОЖЕТ:

Тихвинская икона Божией Матери традиционно считается не только заступницей России при угрозе иноземного вторжения, но и помощницей в зачатии. Перед нею молятся о здравии своем и своих детей, причем не только физическом, но и душевном. Свидетели чудес говорят, что после молитвы перед Тихвинской Богородице излечиваются суставы, возвращает зрение и слух.

КАК МОЛИТЬСЯ:

«Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну.

Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Тихвинская икона Божией Матери - это... Что такое Тихвинская икона Божией Матери?

Тихвинская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Икона существует в нескольких списках с иконы, находящихся в различных городах. Она стала, по сути, иконографическим подтипом образа Одигитрии ('Путеводительницы'), к примеру, списки в Храме Спаса на Сенной, Афанасьевском монастыре в Мологе.

История

Тихвинская икона Божией Матери при снятом окладе

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI вв., ее появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.

Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.

Как свидетельствует легенда, её появление в малообжитых и еще не христианизированых землях демонстрировало её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным согласно преданию евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века.

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы в Тихвине.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство,

Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

В 1507—1515 году по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для списка, покровительствовавшему Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории.

В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство —Иоанн Васильевич Грозный, который основывает здесь в 1560 году Богородицкий монастырь

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

Список XIX века

После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах, икона была экспонатом местного краеведческого музея.

До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии.

В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс) , всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Предварительно церковью была организована круглосуточная экспозиция иконы в храмах по пути следования иконы, включая Троицкий собор Александро-Невской лавры в г. Санкт-Петербург.

Иконография

Относится к иконографическому типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия, характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие в наклоне головы.

Чудотворения

Предание говорит о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 г., возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. «Скажи воеводам и всем людям», — сказал Чудовторец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу»[1]. Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.

Почитание

Список иконы, хранившийся до 1941 в Тихвине, был и остается важнейшей святыней Новгородской земли и всего Русского государства.

Ныне икона хранится в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. Празднование иконе совершается 26 июня (9 июля).

Примечания

Список чудотворной иконы Тихвинской иконы Божией Матери был привезен в г. Каракол в 1897 году, преосвященным Аркадием епископом Туркестанским. Сей список он получил от Афонского монастыря в дар. Первоначально икона находилась в Свято-Троицком монастыре на берегу озера Иссык-Куль (Светлый мыс - сегодня), но после разграбления и разрушения монастыря икона была перенесена в Свято-Троицкий храм Каракола, где и прибывает доныне. Местно чтится как чудотворная. На самой иконе имеются следы от выстрелов. (В икону в упор стреляли, но пули отскакивали от доски, оставив только следы). В 2012 году со дня перенесения на Кыргызскую землю чудотворного списка Тихвинской иконы исполнилось 115 лет.

  1. Чудотворные иконы Богоматери / Составители А.А Воронов, Е.Г. Соколова — М., 1993. — С. 120

Литература

  • Предисл., пер., комм. Е. В. Крушельницкой. Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской. СПб. Изд. дом «Русская симфония», 2004.- 256 с. ISBN 5-98447-004-7
  • Шалина И. А. Тихвинская икона Божией Матери /Чудотворные иконы России. Изд-во РПЦ.2004
  • Соснин Д. О святых чудотворных иконах в церкви христианской. СПб., 1833. С. 4.
  • Кондаков Н. П. Русская икона. Альбом, т. II, Прага, 1929, Табл. XII.
  • Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигидрии»//Литература Древней Руси. Источниковедение, Л., 1988. С. 129—143.
  • Копылова О. Н. Судьба Тихвинской иконы Божией Матери в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы //Вестник церковной истории. 2007. № 1(5). С. 78-114.
  • Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия» //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 1 (15). С. 102—120.

Ссылки


Смотрите также