Какой должна быть садху-санга?

Шрила Бхактивинода Тхакур

Какой должна быть садху-санга?

Размышления о природе святого общения

 

Природа человека зависит от общения. С кем он общается, на того и становится похожим. Своим общением в этой жизни мы меняем природу, приобретённую кармой общения в прошлых жизнях. В общении берут начало все личные качества человека. Недаром говорится, что как бесцветный кристалл окрашивается в цвет расположенного рядом с ним объекта, так и человек приобретает качества того, с кем он общается. «Шримад-Бхагаватам» (3.23.55), говорит:

 

санго йах самсритер хетур асатсу вихито ‘дхийа

са эва садхушу крито нихсангатвайа калпате 

 

«Общение с мирскими и неверующими людьми приводит к бесплодной материальной жизни. Такое общение приносит свои плоды в любом случае, даже если не проводить различий между духовным человеком и материалистом. Но общение со святыми избавляет от всех временных связей».

 

О губительном общении «Шримад-Бхагаватам» (3.31.33-34), говорит так:

 

сатйам шаучам дайа маунам буддхих шрир хрир йашах кшама 

шамо дамо бхагаш чети йат-сангад йати санкшайам

 тешв ашантешу мудхешу кхандитатмасв асадхушу

сангам на курйач чхочйешу йошит-крида-мригешу ча 

 

«Следует немедленно оставить губительное общение с людьми мирскими, невежественными, эгоистичными, озабоченными собственным наслаждением и падкими до женщин, потому что в таком общении лишаются правдивости, чистоты, милосердия, сосредоточенности, разума, скромности, доброго имени, умения прощать, обладания чувствами и умом и всякого достоинства».

 

Просто отказаться от губительного общения ещё недостаточно. Всеми силами нам надо стремиться к общению с подлинными святыми. Господь Капила («Шримад-Бхагаватам» 3.25.21-24) говорит о том, что отличает таких святых:

 

титикшавах каруниках сухридах сарва-дехинам

аджата-шатравах шантах садхавах садху-бхушанах

майй ананйена бхавена бхактим курванти йе дридхам

мат-крите тйакта-карманас тйакта-сваджана-бандхавах

мад-ашрайах катха мриштах шринванти катхайанти ча

тапанти вивидхас тапа наитан мад-гата-четасах

та эте садхавах садхви сарва-санга-виварджитах

сангас тешв атха те прартхйах санга-доша-хара хи те 

 

«О Мать! Святого украшают терпимость, сострадательность, желание добра каждому существу, отсутствие враждебности и мирской чувственной жажды. Такова природа чистых преданных Бога. Сердца и помыслы Моих Преданных устремлены ко Мне, поэтому они не истязают себя ни дальновидным благочестием ради небесного счастья (путь кармы), ни аналитическим отрицанием материи (путь гьяны), ни йогой. С чистым сердцем, просто беседами обо Мне, они слушают о Моей славе и говорят о ней друг другу. О святая! Свободные от любого соприкосновения с временным, такие святые избавляют ото всех губительных связей. Горячо молись об общении с ними».

 

Те или иные одеяния не должны служить для нас указанием на святость. Без мнительности, оставив желание искать недостатки в других, мы должны искать в человеке перечисленные признаки святого, но если их нет, мы не должны считать его святым. В век Кали утеряно всякое представление о том, кто такой святой. Увы, любого, кто просто оделся в одежды духовенства, мы склонны принимать за святого, и в общении с такими людьми мы все больше и больше погружаемся в лицемерие. Об этом надо помнить всегда. Святые редки. Сейчас число их настолько мало, что можно исходить множество стран, потратив на поиски годы и годы, но так и не найти ни одного подлинного святого.

 

Махадев (Шива) сказал своей супруге Деви: «О Бхагавати! Из тысяч и тысяч стремящихся к спасению едва ли одному удается обрести признаки освобожденной личности. Из тысяч и тысяч достигших освобождения едва ли одному удается овладеть сверхъестественным могуществом. А из тысяч и тысяч обладающих сверхъестественными силами и полностью свободных от влияния материи подвижников ты едва ли найдешь одного, кто, благословленный святым общением, без остатка посвятил себя Нараяне, Всемогущему Богу».

 

Преданный Нараяны, свободный от личной корысти, не знает ни вожделения, ни гнева, ни страха, и потому очень и очень редок. А теперь взгляни: если преданный, совершающий благоговейное служение Нараяне, Богу в Его величественной ипостаси, настолько редок, то что говорить о преданном, который служит Шри Кришне, Верховному Господу очарования и красоты, подобно девушке которая служит своему возлюбленному! Для нас такой чистый преданный Шри Кришны — святой среди святых. Общение с таким кришна-бхактой — наша первая и единственная необходимость.

 

О том, что можно обрести в обществе кришна-бхакты, Брахма говорит так:

 

тавад рагадайах стенас тават кара-грихам грихам

таван мохо ‘нгхри-нигадо йават кришна на те джанах 

 

«Привязанность и отвращение к вещам этого мира расхищают наши последние достояния. Наш дом превратился в тюрьму. Уныние, сменяющее обманчивую надежду, — кандалы на наших ногах. Что с нами стало! О Кришна, пусть наступит тот день, когда в общении с чистым преданным мы поймем своим сердцем, что Ты наш, а мы — Твои. В этот день мы вступим в Твою семью. И тогда привязанность перестанет вести себя как грабительница, а поступит как друг, навсегда привязав нас к стопам Твоего преданного. С этого дня дом наш станет духовным миром и будет дарить нам вечную радость. С этого дня уныние превратится в печаль разлуки с Тобой, которая, помогая чистой преданности, будет облагораживать наши души» («Шримад-Бхагаватам» 10.14.36).

 

Поэтому Брахма молится:

 

тад асту ме натха са бхури-бхаго

бхаве ‘тра ванйатра ту ва тирашчам

йенахам эко ‘пи бхавадж-джананам

бхутва нишеве тава пада-паллавам 

 

«О Кришна! Сейчас, когда я Брахма, или в следующей жизни, кем бы — зверем или птицей — я ни стал, я молюсь об одном: жить среди Твоих преданных и служить Твоим лотосным стопам» («Шримад-Бхагаватам» 10.14.30).

 

Такова безграничная жизнь, которую открывает перед душой общение с чистым преданным Шри Кришны. Но необходимо понять, каким образом происходит такое святое общение? Многие считают, что общение со святой личностью состоит в том, чтобы омыть и массировать его стопы, поклониться ему, выпить воду, омывшую его стопы, вкусить за ним остатки его пищи и пожертвовать ему какое-то количество денег. Нет сомнения, всё это почтительно по отношению к святому и тоже приносит определенную пользу, но садхусанга, святое общение, есть нечто иное. Как происходит садху-санга?

 

Чистые преданные Шри Кришны живут только ради своего Господа, изумляясь Его путям. Тот, кто со всем усердием берет уроки из деяний и личных качеств таких преданных, обязательно поймет, как действует майа — иллюзия Всевышнего, — прочие останутся в невежестве. Только он сможет оставить позади океан майи.

 

те ваи видантй атитаранти дева-майам

стри-шудра-хуна-шабара апи папа-дживах

йадй адбхута-крама-парайана-шила-шикшас

тирйаг-джана апи ким у шрута-дхарана йе 

 

«Женщины, шудры, выходцы из диких племен, грешники, и даже животные и птицы, могут учиться на примере кришна-бхакты и легко преодолеть океан материальной жизни. Можно ли сомневаться, что мыслители, знающие шастры, без усилий пересекут этот океан, следуя по стопам преданных?» («Шримад-Бхагаватам» 2.7.46).

Смысл стиха в том, что даже обладая обширным знанием священных писаний, майу не пересилить; рождением в известной или родовитой семье не приобрести ничего вечного; и даже отречение, основанное на рассудочном истолковании Вед, не поможет устоять перед бесконечным разнообразием форм эгоизма, предлагаемых майей. Здесь бесполезны и деньги, и красота. Только изучая с преклонённой головой, святые дела и природу чистых преданных, а затем без притворства претворяя эти уроки в свою жизнь, можно обрести кришна-бхакти — беспримесную преданность Шри Кришне.

 

Люди, живущие, чтобы доставить удовольствие собственным чувствам, поклоняются святому и говорят: «Будьте добры, благословите! Я человек падший, погрязший в мирских заботах. Как мне избавиться от такого материализма?» В их устах такие слова — лицемерие и не более того. Они думают, что деньги — это главная ценность, а смысл жизни заключается в наслаждении своих чувств. «Хочу иметь» — стучат их сердца. И только погоня за престижем, да страх, что «если садху проклянет меня, то пострадает моё наслаждение», приводят его к святому и заставляют изображать смирение и готовность служить. Если святой благословит такого человека: «Пусть пройдет жажда мирского счастья, пусть тебя оставят друзья и родные и ты лишишься денег», тот тут же воскликнет: «Святой отец! Садху Махарадж! Вы меня так не благословляйте. Такие благословения — сущее проклятие, ведь так можно лишиться всего самого дорогого!»

 

Подобное отношение к святому — крайнее проявление двуличия. Многих святых встречаем мы за свою жизнь, но неискренность по отношению к ним лишает нас блага святого общения. Поэтому, встретив возвышенного преданного Господа, мы должны последовать за ним в простоте и с искренней верой: тогда святое общение омоет душу и заберёт ее ввысь. Помнить об этом всегда; оказавшись близ подлинного святого, постараться понять, чем он живет, ради чего каждое его слово и дело; и посвятить всю свою жизнь тому, чтобы мои устремления, мое отношение к миру, мои мысли, мои слова и мои поступки были проникнуты тем же смыслом, что и его, — таково учение «Шримад-Бхагаватам».