Успех в нама-садхане

Опубликовано: октября - 30 - 2015

duldnzp1

Харе Кришна Ари Мардан Прабху, примите мои почтительные поклоны. Вся слава Шриле Нараяне Махараджу! У меня к вам есть вопрос относительно вашей хари-катхи. Поскольку Вы мне иногда помогали разобраться с вопросами, которые у меня возникали в связи с изучением писаний, то я хочу устранить ещё одно моё сомнение. Я недавно столкнулся с одним критическим замечанием. Некоторые преданные утверждают, что Вы рекомендуете уменьшить количество кругов джапы за счет изучения философии. Я не слышал в Ваших лекциях подобного, поскольку не смог прослушать их все. Однако, я хотел бы знать, что Вы можете сказать по этому поводу, чтобы я не сомневался в этой Вашей рекомендации?

Ари Мардан дас: Очень хорошо, что Вы решили прямо разобраться с возникшим в процессе практики у Вас вопросом. Да, я действительно так говорил и продолжаю это утверждать в своих лекционных материалах. Примерно месяца четыре назад, я снова повторил подобную мысль в своих лекциях, которые давал преданным из США и Канады. Как правило, в том, что я проповедую, я не оригинал. Нас учат учителя парампары – повторять то, что сказали ачарьи. Мне, как последователю учения Гаудий, следует строго держаться традиционных толкований. За основу моих слов легли несколько моментов, которые выражены в книгах нашей сампрадаи. Я приведу цитаты, связанные с разными категориями преданных на поднятую Вами тему.

Первое обстоятельство, при котором следует акцентироваться на изучении хари-катхи, — это когда ученик усиленно повторяет святое имя больше, чем слушает хари-катху святых. В некоторых случаях, связанных с проповедью и распространением послания учения Гаудий, также рекомендуется уменьшить количество повторяемых кругов. Однако при таких обстоятельствах сокращение кругов джапы должно быть санкционировано учителем. Для распространения сознания Кришны в отдельных случаях Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давал разрешение своим ученикам сократить джапу, чтобы они уделяли больше времени на проповедь. Для доказательства этих двух моментов я приведу соответственно две ссылки.

Первая ссылка находится в книге моего дорогого духовного учителя – Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа «Подлинная жизнь души» (стр. 34-35): «Если преданный памятует, повторяет святое имя и совершает много служения, но при этом у него нет горячего желания слушать хари-катху, все его усилия будут напрасны. Через некоторое время он перестанет повторять харинам и служить своему гурудеву. Этому есть сотни и тысячи примеров.

Где теперь санньяси, у которых были миллионы учеников в Германии, России, Англии и Америке? Где они? Ушли, потому что у них никогда не было настоящего вкуса к слушанию хари-катхи. Лучше повторять меньше кругов, но больше слушать хари-катху от истинного гуру.

В шастрах часто говорится, что сначала шравана, слушание, а потом — киртана. Без шраваны, киртана не имеет смысла. Прежде всего, слушайте, и, достигнув в этом совершенства, вы сможете совершать киртану естественным образом. Благодаря слушанию, можно следовать всем аспектам бхакти. Затем киртана: харер нама харер нама харер намаива кевалам…».

Итак, в приведённой цитате приоритет для неофитов выбран прежде всего в сторону шраваны, хари-катхи, изучения философского наследия. Обратите внимание, что Шрила Гурудев цитирует стих 38.126 из «Брахма-нарадия-пураны», который указывает на юга-дхарму. Этот стих часто цитируют именно для того, чтобы указать на актуальность хари-намы в эпоху Кали. Некоторые думают, что следуя лишь юга-дхарме, преданный станет успешен. Это верно, однако последите за мыслью Гурудева. Он ставит в зависимость юга-дхарму от шраваны! Только благодаря слушанию, возможным станет успех в юга-дхарме. Если же говорить о балансе между одним и другим, то Шрила Гурудев ясно говорит о том, что следует меньше повторять кругов и больше погрузиться в слушание. Естественно, это не означает, что надо повторять очень мало кругов или вообще их не повторять. Минимальный стандарт в шестнадцать кругов сохраняется для всех преданных, фактически без исключения. Тем не менее, можно привести пример с исключением. Например, Шрила Гурудев в 2004 году в Волгограде, во время одного даршана между лекциями, сказал, что женщины, имеющие двух и более детей, при этом работающие на кармической работе, могут повторять по восемь кругов джапы. Однако он подчеркнул, что такое повторение не следует практиковать всю жизнь, так как оно не приведёт к совершенству. Рано или поздно необходимо начать практиковать более полноценный бхаджан. Дети растут, и не стоит думать, что их нужно обеспечивать до самой смерти.

Также можно привести из работ наших ачарьев, и другие моменты, подтверждающие мысль о первостепенной важности изучения философии Гаудий, для того, чтобы практика повторения святых имён стала подлинной. Они содержатся в комментариях Шрилы Гурудева на первые главы «Джайва-дхармы», которые легли в основу работы «Секреты бхаджаны». Предлагаю серию цитат из этой книги:

«Чтобы подняться на уровень каништха-адхикари, преданный должен обладать самбандха-гьяной, то есть знать все основные таттвы и то, как они соотносятся друг с другом. Кто-то может думать, что совершает арчану, но если у него нет самбандха-гьяны, то это даже не арчана. На самом деле, если у человека нет самбандха-гьяны, он вообще не занимается практикой бхакти (включая джапу или киртану). Кто-то может повторять хари-наму, заниматься шраваной, киртаной, вишну смараной, арчаной, ванданой и т.п., однако если у него нет самбандха-гьяны, его нельзя причислить даже к каништха-адхикари» (стр. 4-5).

     «Если мы не понимаем значения мантр и молитв, которые они содержат, то всё это (джапа и бхаджаны) будет впустую. Конечно, не совсем впустую. Какой-то результат будет, например, освобождение из круговорота рождения и смерти (самсара-мукти), но кришна-премы мы не получим» (стр. 34).

Можно закончить цитировать слова Шрилы Гурудева на эту тему двумя ссылками. Первая из книги «Подлинная жизнь души» (стр. 45): «Ни арчана, ни преданное служение не имеют смысла, если вы не постигли эти (духовные) истины от своего шикша-гуру». И вторая из «Бхагавад-гиты» (13.19, комм.): «Гьяна представляет собой не что иное, как трон Бхакти-деви».

Теперь я приведу ссылки для уже продвинутых преданных, которые занимаются проповедью согласно традиции и настроению Шрилы Сиддханты Сарасвати. Хочется отметить, что таковые проповедники не являются лишь только мадхьяма— или уттама-адхикари. Речь идёт в основном о проповедниках уровня каништха-адхикари, поскольку в любой общине, в любой религии каништха-адхикари составляют преобладающее большинство*.

Одна из интересующих нас ссылок находится в Главе 3 книги «Наши учителя» (стр. 37-38) выпущенной в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Два фрагмента из этой главы легли в основу того, что я говорил о приоритетах между джапой и проповедью, как самой лучшей формой преданного служения, о чём, собственно, говорит Сам Кришна в «Бхагавад-гите» (18.68-69)*.

Итак, в книге «Наши учителя» приводятся слова Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа о его учителе: «Шрила Прабхупада (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) говорил, что подлинное служение Кришне – это санкиртана (проповедь), а не перебирание чёток (джапа). …. Некоторым ученикам он рекомендовал ежедневно повторять сотню тысяч святых имён (шестьдесят четыре круга на чётках), но большинство из них он целиком занимал в проповеди. Шрила Сарасвати Тхакур утверждал, что дух служения, преданности Миссии – вот что действительно важно. Он говорил, что гопи никогда не перебирают чётки, но заняты высшим служением Шри Кришне во Вриндаване. Ученик, отдающий все силы и время проповеди, мог снизить норму повторения даже до четырёх кругов в день. Настроение смирения и самоотдачи – суть послания Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Сарасвати Тхакур недвусмысленно давал понять, что бхакти измеряется не внешними вещами, такими как количество кругов джапы или прочитанных книг, а глубиной преданности. Киртан означает проповедь и войну с невежеством…».

Если Вы совершаете подлинный киртан, значит, вы будете радеть о том, чтобы уничтожить своё невежество в отношении послания Махапрабху. Если говорить принципиально, то когда киртан или джапа не позволяют человеку устранить невежество, тогда это не киртан и не джапа, а безучастное перебирание бусин джапа-малы и формальное шевеление языком. Повторять святое имя по-настоящему может лишь тот, кто знает философское наследие учителей нашей линии. В редчайших случаях возможны исключения. Эти исключения основаны на беспричинной милости – ахайтуки-крипе.

Кто может проповедовать? Только тот, кто изучает духовную философию. А на это нужны и милость, и талант, и время. Согласно вышеприведённой ссылке, Сиддханта Сарасвати был не против того, чтобы его ученики активно изучали сиддханту и проповедовали её, и делали акцент на проповедь учения даже в большей степени, чем погружались в джапу без проповеди. Чем руководствовался в своём выборе и указаниях основатель Гаудия Матхов? Он писал в «Пракрита-раса-шата-душини» следующее (стих 74):

  • наме джада-вйавадхане руподайа хайа на
  • наме джада-вйавадхане гунодайа хайа на

«Если ум полон ложных идей, повторение святого имени не поможет осознать духовного облика, достоинств и деяний Кришны».

  • севопакарана карне на шуниле хайа на

«Человек не может преданно служить Господу, не изучив все тонкости духовной науки, передаваемой от учителя к ученику» (стих 77).

Также следует обратить особое внимание на другие части этого произведения («Пракрита-раса шата-душини», 26-28):

  • сиддханта вихина хоиле кришне читта лаге на
    самбандха-хинера кабху абхидейа хайа на
  • самбандха-вихина джана прайоджана пайа на
    ку-сиддханте вйаста джана кришна-сева коре на
  • сиддханта-аласа джана анартха то чхаде на
  • джаде кришна бхрама кори кришна-сева коре на

«Если в сердце у человека отсутствует знание, данное Господом и ачарьями прошлого о духовной практике, то в таком сердце никогда не поселится Шри Кришна. Поэтому, находясь вне самбандхи, такой человек не способен на настоящее преданное служение, абхидхею (например, на практику джапы или киртану). Не имея в сердце самбандха-гьяны, према-бхакти становится недоступной. Кто имеет своё личное понимание и восприятие духовной жизни, отличное от того, что излагается в шастрах — попросту одурачен. Такой человек даже если и думает, что занимается служением Богу, в действительности даже не приблизился к совершению бхакти. Пытающийся заниматься кришна-севой и не радеющий о своём духовном образовании, и желающий сохранять невежество в своей духовной жизни никогда не освободится от анартх, мешающих ему на пути к Кришне. Воспринимая Господа ограниченным образом, такой человек не сможет удовлетворить Кришну своим служением».

Из вышеприведенного следует, что изучение истин шастр ставится снова на первое место, как приоритетный вид бхакти. Следующая цитата также принадлежит Бхактисиддханте Сарасвати и также устанавливает зависимость даршана харинамы от погружения в шастрия-шравану и правачану: «Ты достигнешь всего совершенства, без оскорблений повторяя святое имя, а шри нама явит себя тому, кто слушает, изучает и обсуждает шастры» (Слова Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в статье «Шастрия садху-санга» Б.П.Кешавы Махараджа. «Враджа-према», стр. 51).

Говоря от обратного, можно сказать следующее: шри нама не явит себя тому, кто не изучает, не вопрошает об истине, не слушает и не обсуждает сиддханту. Шри нама явит себя только тому, кто акцентируется на шраване и хари-катхе. Так, снова прослеживается одна и та же мысль. Шри нама не являет себя тому, кто просто услышал о ней или прочитал её в книжке. Никогда не следует забывать, что нама отлична от намакшара – букв святого имени. Господь входит в форму только тогда, когда форму принимают с любовью и преданностью.

Нам милостиво дарована «Бхаджана-рахасья» Шрилы Бхактивиноды Тхакура с комментариями Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Там, в Главе 1, говорится о важности понимания и знания того, о чём следует думать, когда повторяешь мантру (стр. 74-76). Также сказано о результате такого повторения. Без этого знания никто не преуспеет в мантра-упасане.

«В «Хари-бхакти-виласе» говорится:

  • манах самхаранам шаучам
  • маунам мантрартха-чинтанам
  • авйагратвам анирведо
  • джапа-сампатти-хетавах

«Повторять (мантру на чётках) нужно сосредоточенно, избегая разговоров на мирские темы. С чистым сердцем нужно думать о значении, сокрытом в святом имени, оставаться непоколебимым и терпеливым во время повторения и памятования святого имени»».

«Совершая мантра-джапу, то есть повторяя харинаму и дикша-мантры, садхака должен думать об играх Радхи-Кришны при встрече (милане) и в разлуке (випраламбхе). При этом нужно придерживаться следующих пяти принципов:

  1. Намартха-чинтана. Садхака должен знать смысл мантры, а также медитировать на господствующее Божество мантры (мантра-девату) и свои отношения с этим Божеством.
  2. Ньяса. «Божество мантры защищает меня», — такая убеждённость называется ньяса. Успеха можно достичь, повторив мантру только один раз, тем не менее мантру повторяют 10 или 108 раз, чтобы доставить удовольствие мантра-девате. Это тоже называется ньяса.
  3. Прапатти. «Я принимаю прибежище у лотосных стоп мантра-деваты», — это называется прапатти.
  4. Шаранагати. «Я — джива, подверженная бесконечным страданиям, и поэтому я предаюсь Божеству», — такое намерение называется шаранагати.
  5. Атма-ниведана. «Всё, чем я обладаю, принадлежит Ему. Это не моё. Я сам не принадлежу себе. Я отдаю себя Ему, чтобы доставить Ему удовольствие». Это называется атма-ниведана.

Следуя процессу, состоящему из этих пяти принципов, садхака быстро обретает совершенство в повторении своих мантр».

Как возможно успешно повторять махамантру, если не знаешь лила-таттву и не слышал лила-катху? Это невозможно. Обратите внимание на пункт первый. Мы должны знать смысл мантры. Слово «должен» указывает на долг. Кто ЗНАЕТ о сокрытом значении намы? Кто ЗНАЕТ лилу Бхагавана? Кто ЗНАЕТ природу миланы и вирахи? Кто ЗНАЕТ смысл мантры? Кто ЗНАЕТ свои отношения с Божеством мантры? Кто ЗНАЕТ составляющие прапатти? Если НЕ ЗНАЕШЬ, то и нечего надеяться на успех.

Наши ачарьи очень серьёзно ставили в зависимость киртану от изучения шастр. С одной стороны — киртана, как самостоятельная анга бхакти, не зависит от шастр, олицетворение шри намы – Нама Прабху не зависит ни от чего. С другой стороны — мы. В своей хари-нама-садхане каждый преданный зависим от понимания нама-таттвы и других таттв. Можно не верить в это, но реальность не зависит от нашей веры или неверия. Например, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж говорил: «Для слабого, начинающего садхаки величайшей необходимостью является садху-санга, а писания необходимы для знания. Садху-шастра-крипа. Тогда (при таких условиях) киртана будет наилучшей…» («Бхаджан реальный и воображаемый»).

Возлюбленный духовный учитель моего Шрилы Гурудева писал: «Нам ничего не известно о Кришне, поэтому мы не в состоянии совершать кришна-киртан, делать то, что для души важнее всего. По этой причине, Шри Ведавьяса, движимый состраданием к таким глупым дживам как мы, составил нам на благо «Шримад-Бхагаватам». Обсуждение этой парамахамса-самхиты немедленно пробуждает бхакти к Пурушоттаме Кришне и изгоняет скорбь, иллюзию и страх» (Б.П.Кешава Махарадж, «Шастрия садху-санга». «Враджа-према», стр. 51).

Шрила Бхактиведанта Свами также утверждал подобное тому, чему учили вайшнавы до него: «Киртанам» на самом деле означает «описание». Шравану (слушание, изучение, чтение) нельзя отделить от киртаны, ибо, не услышав, невозможно описать (прославить). Единственное, что необходимо, — это слушать тех, кто обладает истинным знанием, и повторять услышанное, не искажая его» (Бхактиведанта Свами, «Царь знания», стр. 41).

Теперь пришло время представить мнение Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он пишет в «Харинама-чинтамани» следующее: «До тех пор, пока живое существо пребывает в неведении относительно самбандха-гьяны – природы дживы, Бога, материи и их взаимодействий, – оно будет оставаться в тени нама-абхасы. До тех пор пока не усвоено трансцендентное знание самбандхи, у человека будут сохраняться анартхи и невежество, и жизнь его будет проходить на уровне нама-абхасы» («Харинама-чинтамани». Издательство «Философская книга». Второе издание, стр. 34-35).

Если кто-то желает всю жизнь без изучения шастр повторять нама-абхасу, я не против, это их личный выбор. Но я не сторонник такого подхода, поэтому делаю акцент на изучении шастр, слов садху и вайшнавов. Цель подлинного ученика — оставить нама-апарадху и нама-абхасу и получить даршан шуддха-намы. Только шуддха-нама приведёт к према-наме. Нама-абхаса никогда не даст даже соприкоснуться с чистой намой, исполненной любви к Богу.

В истории вайшнавизма есть одна замечательная история о том, как важно понимать не просто философию бхакти-йоги, а даже слоги мантр, которые даруют нам выход в мир трансцендентности. История, которую я хочу привести здесь, связана с биографией Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Эта история уже не про каништха-адхикари или проповедников уровня каништха-уттама, а это история о маха-бхагавате, уттама-адхикари, который, пребывая даже на совершенном уровне бхакти, чувствовал, что его практика повторения мантры зависит от знания. Вишванатха Чакраварти понимал лучше всех нас вместе взятых приоритеты в преданности. Его стремление познать мантры, прежде чем повторять их, успешно было описано Шрилой Гурудевом в «Рагавартма-чандрике» (стр.10-13). Без понимания всех деталей структуры мантры, он считал себя полным неудачником, не имеющим смысла жить. Повторяя мантру гаятри и лишь частично понимая её секреты, он не надеялся на милость мантра-деваты – Божества мантры. Оказывается, без знания и понимания мантры, мурти мантры не проявит себя садхаку! Вероятно, это будет открытием для некоторых начинающих преданных. Однако, это нужно знать. Киртана и джапа – это не просто внимательное повторение мантры, но и ещё ожидание даршана Божества святого имени. От чего зависит этот даршан? От наличия соответствующей гьяны! Приведу фрагмент этой поучительной истории из катхи Шрилы Гурудева.

«В своей книге «Мантра-артха-дипика» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает один совершенно поразительный случай. Однажды, читая «Шри Чайтанья-чаритамриту», он остановился на стихе, в котором объясняется смысл кама-гаятри-мантры:

  • кама-гайатри-мантра-рупа, хайа кришнера-сварупа
  • сардха-чаббиша акшара тара хайа
  • се акшара ‘чандра’ хайа, кришне кари’ удайа
  • три-джагад каила камамайа

«Кама-гаятри-мантра не отлична от Шри Кришны. Эта царица мантр состоит из двадцати четырёх с половиной слогов, каждый из которых подобен полной луне. В этом собрании лун восходит луна Шри Кришны, наполняя премой все три мира» (Мадхья, 21.125). Таким образом, в этом стихе утверждается, что кама-гаятри-мантра состоит из двадцати четырёх с половиной слогов. Но Шри Вишванатха Чакраварти, несмотря на долгие раздумья, не мог определить: какой же слог кама-гаятри считается половиной слога? Он внимательно просмотрел книги по грамматике, Пураны, Тантры, а также шастры, описывающие театральное искусство и стилистику, а также много другой литературы, однако нигде не нашёл упоминания о подобном явлении. Повсюду говорилось лишь о гласных и согласных, которые составляют пятьдесят букв санскритского алфавита. В «Шри Харинамамрита-вьякаране», грамматике санскрита Шри Дживы Госвами, говорилось о тех же пятидесяти буквах. Шрила Вишванатха Чакраварти изучил «Матрика-ньясу» и другие книги, в которых содержатся правила расположения слогов (матрика), но ничего не нашёл о половине слога. В «Брихан-нарадия-пуране» и «Радхика-сахасра-нама-стотре» упоминалось одно из имён Вриндаванешвари Шримати Радхики — Панчашад-варна-рупини, «Та, чей образ соткан из пятидесяти слогов».

В результате его сомнения только усилились. Он задумался: мог ли Кавираджа Госвами ошибиться, когда писал этот стих? Разве он мог допустить ошибку? Он обладает полнотой знания и свободен от материальных недостатков, таких, как иллюзия, склонность совершать ошибки и т.д. Но если половинным слогом считать неполную букву та на конце кама-гаятри-мантры, то Кришнадас Кавираджа Госвами в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 21.126-128) перепутал порядок слогов:

  • сакхи хе! кришна-мукха — двиджа-раджа-раджа
  • кришна-вапу-симхасане, васи’ раджйа-шасане,
  • каре санге чандрера самаджа
  • дуи ганда сучиккана, джини’ мани-сударпана,
  • сеи дуи пурна-чандра джани
  • лалате аштами-инду, тахате чандана-бинду,
  • сеи эка пурна-чандра мани
  • кара-накха-чандера хата, вамши-упара каре ната,
  • тара гита муралира тана
  • пада-накха-чандра-гана, тале каре сунартана
  • нупурера дхвани йара гана

В этих строках он говорит, что лицо Шри Кришны — первая полная луна. Две Его щёки также полные луны. Точка из сандаловой пасты, украшающая верхнюю часть Его лба, — это четвёртая полная луна. А нижняя часть лба, под этой точкой, — луна в аштами, то есть половина луны. Согласно этому описанию, половиной является пятый слог. Если неполную букву та на конце мантры принять за половину слога, тогда пятый слог не может быть половиной. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур оказался в трудном положении. Он подумал, что, если слоги мантры не откроют себя, Божество мантры не явится перед ним. А если он не может лицезреть Божество мантры, которому он поклоняется, тогда лучше умереть. С этими мыслями он отправился ночью на берег Радха-кунды, чтобы расстаться с жизнью.

Миновала вторая часть ночи, он начал дремать, как вдруг перед ним появилась Шри Вришабхану-нандини, Шримати Радхика.

С большой любовью Она обратилась к нему:

— О Вишванатха! О Хари-валлабха! Не печалься! Всё, что написал Шри Кришнадас Кавираджа, является непогрешимой истиной. По Моей милости он знает все сокровенные чувства Моего сердца. Не сомневайся в его словах. Кама-гаятри — это мантра, предназначенная для поклонения Мне и Моему дорогому возлюбленному (прана-валлабхе). Мы являем Себя преданному в слогах этой мантры. Никто не способен постичь Нас без Моей милости. Объяснение половины слога ты найдешь в книге «Варна-гамабхасват». Шри Кришнадас Кавираджа обратился к ней и разобрался, как составлена кама-гаятри. Изучи эту книгу и сделай это знание доступным всем, у кого есть вера. Как только Вришабхану-нандини, Шримати Радхика, произнесла эти слова, Вишванатха Чакраварти Тхакур очнулся ото сна. Взывая: «О Радха! О Радха!» — он плакал в великой скорби. Придя в себя, он отправился выполнять Её приказ.

Благодаря подсказке Шримати Радхики, выяснилось, что половиной слога в этой мантре считается слог ви, который следует после слога йа; все остальные слоги — полные луны. Так Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур по милости Шримати Радхики постиг смысл мантры. Он увидел Божество мантры и в своём вечно совершенном духовном теле (сиддха-дехе) стал участвовать в нитья-лиле Господа как Его вечный спутник. На берегу Радха-кунды он установил Божество Шри Гокулананды. Живя там, Шрила Вишванатха Чакраварти созерцал сладостные игры, которые вечно происходят в Шри Вриндаване. Именно в это время он написал «Сукхавартини» — комментарий к «Ананда-Вриндавана-чампу», книге Шрилы Кави Карнапура».

Вот это и есть то, на чём я делаю акцент, когда говорю о важности духовной гьяны в нама-садхане. Без этой гьяны — нама-садхана не будет иметь большого смысла или результата. До тех пор, пока не будет осознана актуальность этой гьяны и нама-таттвы, повторение мантры будет изнуряющей обязанностью, которую бросают большинство преданных, тем самым дискредитируя себя, мантра-гуру и всю школу Гаудий, в которую пытаются войти как ученики. После неправильных попыток практиковать мантра-йогу, они говорят: «Я пробовал, не работает». Никогда не верьте тем, кто невежественен, кто не обладает духовным знанием.

Моя обязанность — передать послание моего духовного учителя другим. Я это делаю, когда пытаюсь проповедовать. И я не виноват в том, что некоторые люди не знают учения нашей школы и приписывают мне «недостатки», выискивая ошибки в моих словах. Чтобы избежать проблем в практике служения в будущем, я рекомендую им больше слушать хари-катху, как учил наш Шрила Гурудев.

Ари Мардан д.
Редакция: Ананга-манджари д.д.

* «Нужно понять, что крайне редко в этом мире можно встретить преданных уттама-адхикари (обладающих према-бхакти), мадхьяма-уттама-адхикари и даже мадхьяма-мадхьяма-адхикари» (Шрила Нараяна Махарадж «Шри гуру сама моя жизнь», Глава «Если гуру не достиг совершенства»).

** йа идам парамам гухйам мад-бхактешв абхидхасйати
бхактим майи парам критва мам эваишйатй асамшайах

«Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно обретёт дар чистого преданного служения и в конце жизни вернётся ко Мне».

Комментарии закрыты.