pysm6la9

Шриман Према-прайоджан дас

Насколько я понимаю по милости моих духовных наставников, причина конфликта на тему, связана ли Гаудия-сампрадая с линией Шри Мадхавачарьи, заключается не в характере этой связи, а, как ни странно, в том, в чём обе стороны согласны. Большинство соглашается и без сомнений принимает тот факт, что Шри Мадхвачарья учил философии, известной как двайта-вада, тогда как Гаудия-веданта известна как ачинтьябхадабхеда-таттва. Из этого некоторые делают вывод, что эти две доктрины исторически не связаны между собой в силу разницы, которая существует в их метафизической основе. Этого достаточно чтобы поверить, что предположение [об их связи] неверно. Отсюда и причина для безосновательного спора. Сейчас мы приведём важные исторические и шастрические доказательства.

Шрила Джива Госвами в своих «Сандарбхах» называет учение Мадхвачарьи – таттва-вадой. Шрила Кришнадас Кавирадж называет в «Чайтанья-чаритамрите» последователей Мадхвачарьи – таттвавади. Когда я исследовал историю связи Гаудия-сампрадаи с Мадхва-сампрадаей в Удупи, лучший из современных представителей школы Мадхвы – д-р Баннанджи Говиндачарья объяснил, что Мадхвачарья никогда в своих книгах не называл свою философию двайта-вадой. Доктрина Мадхвы называется таттва-вада. Если хотите, вы можете называть её двайта-вадой, но это не является термином, которым пользовался сам Шри Мадхвачарья.

Итак, мы имеем дело с двумя школами философской мысли – таттва и ачинтья-бхадабхедда-таттва. Какая разница между ними? При внимательном анализе становится ясно, что одна из них представляет собой зачаточную форму другой, что вполне понятно для естественного процесса исторического развития. И та и другая доктрина является таттва-вадой, но одна (ранняя) – это лишь зачаточная форма другой (поздней). Более того, зачаточная форма представляет собой не более чем контурное обозначение более поздней доктрины. Хотя Мадхвачарья подчеркнул бхеду (различие) в своих книгах, несмотря на опровержение учения Шанкарачарьи, он вовсе не отвергает шрути, описывающие абхеду (единство). Поэтому корень ачинтья бхедабхеда-таттвы можно увидеть в таттва-ваде Шри Мадхвачарьи.

Некоторых может удивить, что Мадхвачарья подробно описал отношения Бхагавана и Его шакти, как ачинтья-бхедабхеду в своей «Бхагават-татпарье» — комментарии на «Шримад-Бхагаватам», 11.7.51:

вишешасйа вишиштасйапй абхедас татвад ева ту
сарвам сачинтйа-шактитвад йуджйате парамешваре
тач чхактйаива ту дживешу чид-рупа-пракритавапи
бхедабхедау тад-анйатра хи убхайор апи даршанат

«Качества и их основа, несомненно, также неотличны друг от друга. Всё возможно в Верховном Господе, потому что Он един со Своей ачинтья-шакти, непостижимой энергией. Благодаря этой непостижимой энергии Всевышнего, Его взаимоотношения с духовными формами живых существ и с материальной природой носят характер различия и в то же время единства – ачинтья бхедабхеда потому что видимо имеют место оба вида отношений».

Прочитав собственные слова Мадхвачарьи на тему бхедабхеда-таттвы, могут ли остаться какие-либо сомнения относительно философских корней Гаудия-сампрадаи?

Теперь, когда связь Гаудий с Шри Мадхвой установлена на основе «Веданты», рассмотрим эту связь на основе дикши.

Вьяса-вамша – это знаменитая и влиятельная сампрадая во Вриндаване. Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху её главным ачарьей был Шри Хари-рама Вьяса, один из хари-траи – трёх Хари Вриндавана (двумя другими были Свами Харидас, который проявил Банка-бихари, и Хит-Харивамша, основатель линии Радха-валлабхи).

Шри Хари-рама Вьяса описывает свою дикша-парампару в книге «Нава-ратна». В четвёртом стихе он цитирует “сампрадайа вихина йе мантрас те нишпхала матах”**, описывая четыре истинных сампрадаи в Кали-югу. Затем он перечисляет свою гуру-парампару начиная от Шри Кришны и до Шри Мадхвачарьи, продолжающуюся до Шри Мадхавендра Пури. До этого момента – это в точности та же парампара, которая описана Шри Кави Карнапуром, Шри Вишванатхой Чакраварти Тхакуром и Шрилой Баладевой Видьябхушаной.

После Мадхавендры Пури приходит Мадхава дас, дикша-гуру Шри Хари-рама Вьясы. Таким образом, в лице Мадхавы даса мы имеем современника Шри Чайтаньи Махапрабху, только родом не из Бенгалии, а из Враджи, который не является последователем Шри Чайтаньи, но принадлежит к той же парампаре, которая берет начало от Мадхавендры Пури и вверх до Мадхвачарьи. Поэтому никак нельзя сказать, что эта парампара позже была описана Гаудиями с целью присвоить себе легальный статус Мадхва-сампрадаи.

Шрила Кави Карнапур, другой современник Шри Чайтаньи Махапрабху, описал ту же самую гурупарампару. Недавно найденный манускрипт «Шри Гаура-гана-сварупа-таттва-чандрика»* Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура подтверждает эту же линию преемственности. Связь Мадхвы даса со Шрилой Мадхавендрой Пури признавали также Шри Гопал-гуру Госвами и Шри Нарахари Чакраварти в его «Бхакти-ратнакаре». Теорию четырёх сампрадай в то время также поддержала Валлабха-сампрадая и позже — Шри Набхаджи, автор «Бхакта-малы».

Я не понимаю, почему люди до сих пор пытаются возложить на Шрилу Баладеву Видьябхушану ответственность за установление связи с Мадхва-сампрадаей, тогда как существует неопровержимое документальное доказательство того, что эта связь существовала ещё две сотни лет до рождения Шри Баладевы Видьябхушаны.

До настоящего времени гуру в линии Мадхвы дают панча-самскары преданным-грихастхам. Предмет спора, что каждый в линии Мадхвы должен именоваться Тиртха, безоснователен. Доктор Баннанджи Говиндачарья не носит имени Тиртха, как и его ученики. Вызывает ли у кого-либо сомнение, что он является вайшнавом Мадхва-сампрадаи? Если грихастха в Мадхва-сампрадае, такой как Шри Мадхавендра Пури в его предыдущем ашраме, получил санньясу от того, кто носит титул Пури, очевидно, что он не станет Тиртхой.

Некоторые возражают, что Мадхва никогда бы не принял санньясу у шанкарита дасанами санньяси. Хотя на сегодняшний день так оно и есть, сам Мадхвачарья получил санньясу у шанкарита дасанами санньяси, Шри Ачьютапрекши Тиртхи. Это говорит о том, что здесь нет строгого соответствия между внешним формальным и внутренним содержанием в жизни великих вайшнавов.

Таким образом, мы показали непрерывность Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи с точки зрения философии и ученической преемственности. Пусть это смиренное подношение доставит удовольствие предыдущим ачарьям.

Према-прайоджан дас.

—————————————————-

* Манускрипт был найден в частной коллекции манускриптов царя Джайпура, доктором Демианом Мартинсом, исследователем вайшнавизма.

** Хотя обычно эта шлока приводится как цитата из «Падма Пураны», учёные по сей день не нашли её ни в одной из ныне известных копий «Падма Пураны». Однако эта цитата использовалась ещё Шри Хари-Рамой Вьясой, и это говорит о том, что она была хорошо известна во Врадже уже во времена Шри Чайтаньи Махапрабху. Другой знаменитый Госвами – Шри Нараяна Бхатта Госвами, современник Шести Госвами – также перечислял свою парампару, начиная от Гададхары Пандита вверх вплоть до Мадхвачарьи. Пуджари Шри Мандира на Варшане – все ученики его прямых потомков. Они называют себя Мадхва Гаудешвара, также как это делают и Госвами Радха-рамана, и Госвами Мадан-мохана, и потомки сына Адвайты Ачарьи, Шри Кришна Мишры. Поэтому абсолютно ясно, что Гаудии причисляют себя к Мадхва-сампрадае с самого раннего периода своего существования, независимо от того, нашёл ли кто-либо приведённый выше стих из ныне известных копий «Падма Пураны».

Комментарии закрыты.