Шрила Нараяна Махарадж об экадаши-врате

Опубликовано: февраля - 14 - 2014

Шрила Нараяна Махарадж об экадаши-врате

 Что же это за феномен – любовь Шримати Радхики? Что же это за любовь такая у Шримати Радхики, ради которой даже Верховный Господь, творец всех миров, Тот, кто управляет временем и пространством, из пор тела которого исходят бесчисленные вселенные, владыка всего сущего, вдруг бреет свою голову, одевает одежды саннйаси, спит на полу, постится, соблюдает Экадаши? Для того, чтобы достичь этой любви!?

Манджари-сева очень сокровенна. Все их поступки скрыты. Если бы учение об этом было прямым, это была бы уже не манджари-сева, это было бы что-то ещё. Когда звучит катха о манджари, неофиту очень трудно её понять. Потому что их представление о настроении манджари будет всего лишь настроением Вайкунтхи. Поэтому мы стараемся повторять мантру и медитировать, особенно во время Экадаши; с большим почтением мы вспоминаем гопал-мантру и кама-гайатри, и через какое-то время, таким образом, мы обязательно обретём самбандхагйану.

***

Шьямарани диди: Гурудев, некоторые преданные утверждают, что если поститься без воды в день Пандаваэкадаши, это нейтрализует ошибки, совершенные при соблюдении всех остальных Экадаши прошедшего года. Правда ли это?

Гурудев: Я никогда и нигде не читал такого – ни в Пуранах, ни в Ведах, нигде. Я читал всё, но нигде такого нет. Пандава-экадаши – рядовой Экадаши, как и все остальные. В Пуранах приводится лишь прославление Экадаши: если поститься в такой-то из них, будет то-то, а в такой – то-то… Их так много – Джая, Виджая…

Парджанья дас: Гурудев, а если случайно, по небрежности, пропускаешь или нарушаешь Экадаши, что тогда делать?

Гурудев: Тогда нужно поститься на следующий день.

Парджанья дас: В Двадаши?

Гурудев: Да. И нужно очень сожалеть и сокрушаться, и молить Кришну и Экадаши Дэви о прощении. Тогда пост в Двадаши нейтрализует совершенную ошибку.

***

Шрила Гурудев говорил, что минимальный стандарт для установленных Божеств, которым поклоняются индивидуальные преданные (то есть не Божества, установленные в храме), может быть такой: полная арчана-пуджа Божествам – хотя бы в Экадаши и по большим праздникам; бхога – хотя бы один раз в день; полное арати (или хотя бы благовоние и лампада) – можно один раз в день; укладывать каждый вечер и пробуждать утром.

Сегодня Экадаши. И если кто-то, не зная об этом, не ест целые сутки просто потому, что ему нечего есть, это станет его «неосознанным» источником получения сукрити. И это приблизит его к бхакти. А если человек специально что-либо жертвует садху, то он обретает сукрити осознанно.

***

Вопрос: Почему в дни явления Вишну-таттв принимают только экадашный прасад? Можно ли на эти праздники использовать те овощи и специи, которые не разрешаются в Экадаши?

Ответ: В традиции гаудия матхов «Шри Гаудия Веданта Самити» все дни явления Вишну-таттвы отмечаются соблюдением такого же поста, как в Экадаши. Таким постом преданные хотят удовлетворить Господа и посвятить больше времени шраване и киртану и служению во время праздника (любой значительный праздник по традиции называется махотсав» – «великое празднество»). Дни явления Вишну-таттвы следующие: Шри Рама-навами, Шри Нарасимха-чатурдаши, Шри Баладева-пурнима, Шри Джанмаштами, Шри Вамана Двадаши, Шри Нитьянанда-Траёдаши, Шри Вараха-Двадаши, Шри Адвайта-Саптами, Шри Гаура-пурнима. В эти дни, а также на Шива-ратри, необходимо соблюдать пост как в Экадаши (всего получается: 24 Экадаши + 10 праздников = 34 дня такого поста в течение года). В шастрах рекомендуется поститься полностью в эти дни, но как уступка тем, кто не может делать это, разрешается принимать прасад, который уместно принимать в Экадаши. Это называется анукалпа («то, что допускается как уступка при невозможности соблюдения первого условия, то есть полного поста»). Время для принятия анукалпа-прасада в такие дни указывается в календаре (напр.: пост до полудня, или до появления луны, или до полуночи и т.д). Все правила для поста те же, что и в Экадаши, с ограничениями на определенные специи и овощи. Хотя в эти праздники греховные реакции не входят в злаки и бобовые, поскольку это не Экадаши, но тем не менее, шастры предписывают поститься как в Экадаши. Принятие прасада, приемлемого в дни Экадаши, без злаков и бобовых и определенных овощей и специй – это и есть пост с анукалпой. Если мы используем неразрешенные продукты в дни Вишнутаттв, мы нарушаем пост и наносим оскорбление этой Вишну-таттве. Если бы эти ограничения, которые приняты в Экадаши, были не существенны в дни явления Вишну-таттв, то не указывалось бы время прерывания поста (парана) на следующий день. Какой смысл прерывать пост, если он уже был прерван в день праздника Вишну-таттвы теми продуктами, которые запрещены во время поста? (Как выразился один старший ваишнав Матха: «Те, кто не соблюдают эти правила, таким образом «показывают фигу» шастре. Мол, «я не буду следовать указаниям шастр, мне до них нет дела». Пренебрежение правилами и предписаниями – это явное проявление сахаджии») В грантхе «Хари-бхакти-виласа» Шрилы Санатаны Госвами ясно говорится, что дни явления Вишну-таттвы отмечаются постом для удовлетворения Господа. ИСККОН и другие Гаудия Матхи могут отмечать праздники и соблюдать правила так, как хотят, но мы следуем линии Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и нашего Гурудева.

Пост в дни явления Вишну-таттвы и Экадаши означают или полный пост, или только прасад без злаков и бобовых. Дни явления Вишну-таттвы и Экадаши – это врата (принятие обета поста для удовлетворения Господа). И врата должна прерываться параном. На следующее утро после праздника явления Вишну-таттвы необходимо прервать пост (парана) в определённое время, указанное в календаре, иначе врата будет считаться незавершённой. Таким образом всегда соблюдал дни явления Вишну-таттвы Шрила Парам-Гурудев, Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, и так их соблюдают Шрила Гурудев и все ваишнавы «Гаудия Веданта Самити».

***

Ученик должен внимательно соблюдать Экадаши, принимая на себя соответствующие обеты, усердно поклоняясь Господу (шри виграхе), повторяя святые имена Бога и читая священные писания.

***

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.36) говорится: «Какие бы действия преданный ни совершал своим телом, речью, умом, чувствами, разумом или собственной атмой, а также в силу своей природы, он всё предлагает Шри Нараяне». Может возникнуть вопрос: «Если совершение йагйи (джухоши) суть то же самое, что арчана (как составляющая практики бхакти), и если эта йагйа совершается ради удовлетворения Шри Вишну, а также если тапасйа состоит в том, чтобы поститься в дни Экадаши, почему такие действия нельзя отнести к категории ананйа-бхакти?» На это Господь отвечает: «Всё хорошо, только на уровне ананйа-бхакти действия предлагаются Бхагавану не после того как они совершены, а до этого – преданный сначала предлагает Господу свои усилия, а потом их совершает».

***

Шрила Нарайана Махарадж: «Сегодня экадаши-врата. Я думаю, многие из вас соблюдают её. Редко встретишь человека, который соблюдает Экадаши, подобно Амбарише Махарадже. Он жил в Сатья-йугу и был таким сильным, что мог поститься без воды и сна, не дыша и стоя на одной ноге.

Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, что в Экадаши, чувствуя голод, можно поесть немного фруктов, выпить сока или молока. Но не надо есть постоянно: пить по литру сока каждые полчаса, потом браться за варёную картошку и другие овощи, через час съедать полкило панира с сахаром и пол-литра рабри, запивая все это стаканами воды. Есть нужно столько, чтобы не чувствовать сонливости и лени.

Экадаши нужно проводить в повторении святого имени Бога и памятовании о Шри Кришне и при этом бодрствовать день и ночь, как это делал Амбариша Махараджа».

***

Дурваса Муни никогда не соблюдал Экадаши.

Однажды в Мадхуване, в Матхуре, Амбариша Махараджа совершал маха-двадаши, отказавшись от воды и сна. День и ночь он повторял святое имя Бога, памятовал о Нём, служил Божествам у алтаря и молился. На следующий день, совершив поклонение Шри Кришне, он готов уже был прервать свой пост, но неожиданно у него во дворце появился Дурваса Муни. Дурваса был подобен Богу. Он достиг самоосознания в Брахмане и считался брахмавади. Но он никогда не соблюдал Экадаши. Амбариша Махараджа предложил ему прервать Экадаши, приняв маха-двадаши парану, что позволило бы и ему почтить прасадам. Но Дурваса Муни ответил:

«Сначала мне нужно совершить омовение в реке Ямуне. Я не задержусь».

Однако Дурваса Муни долго не возвращался, а время, благоприятное для того, чтобы прервать пост, было на исходе. Амбариша Махараджа стал думать, что делать: «Брахма-риши, сиддха-маха-йоги посетил мой дом. Это необычный гость, и я должен выразить ему почтение, предложив ему маха-прасадам. Я могу принять прасадам только после него, а иначе я нарушу обычай гостеприимства и, возможно, отправлюсь за это в ад. Но с другой стороны, я должен завершать экадаши-врату. Это не мирская деятельность, а трансцендентное служение Господу. Если я не приму вовремя маха-прасад, я нарушу свой пост и потеряю бхакти. Что же мне делать? Кому отдать предпочтение – этому брахману или бхакти?» Обдумав всё, он сделал выбор в пользу бхакти: «Я не могу поступать вопреки бхакти и непочтительно относиться к Экадаши, даже если из-за этого мне придется потерять какую-то собственность или отправиться в ад. Я прерву Экадаши в предписанное время».

Если человек соблюдал Экадаши, не принимая даже сока или воды, он может прервать пост глотком чаранамриты. Но если он соблюдал Экадаши, принимая воду, фрукты, сок, молоко или овощи, то ему нужно прервать пост небольшим количеством зерна. В любом случае пост нужно прервать вовремя, а иначе Экадаши будет неполным. Амбариша Махараджа думал: «Я соблюдал Экадаши даже без капли воды, поэтому я могу прервать пост глотком чаранамриты. Но я воздержусь от зерна и тем самым окажу почтение этому брахману».

Как только Амбариша Махараджа выпил каплю чаранамриты, вернулся Дурваса Муни и сказал: «Я все знаю! Ты – бхакта только на словах! Я – сиддха-брахман. Ты знаешь о моём происхождении и великом могуществе, но ты посмел быть непочтительным со мной. Сейчас же я обращу тебя в пепел!»

Он вырвал с головы клок волос, бросил его оземь и приказал ему превратиться в огненного демона, который бросился на Амбаришу Махараджа с попыткой обратить его в пепел. В этот момент на месте событий появилась сударшана-чакра. Шри Кришна приказал Своей чакре всегда покровительствовать ваишнавам, которые приняли у Него прибежище, поэтому сударшана в одно мгновенье сожгла огненного демона и направилась к Дурвасе Муни, который бросился бежать изо всех сил с криком: «Спасите, спасите, спасите!»

Когда огненный демон направился к Махарадже Амбарише, царь продолжал бесстрашно повторять святое имя Бога. Он думал: «В жизни и смерти я завишу от Шри Кришны». Он целиком положился на Шри Кришну, и сударшана-чакра спасла его. А Дурваса Муни, могущественный брахман, достигший совершенства в йоге, испугался смерти и побежал. Сначала он решил принять прибежище у своего отца Господа Шивы. Но Господь Шива, увидев его, сказал: «Уходи отсюда! Ты оказался в этом положении, потому что был непочтителен с ваишнавом. Я знаю, как могущественны и влиятельны ваишнавы, и боюсь оскорбить их. Если я дам тебе прибежище, то сударшаначакра обрушится на меня».

шри бхагаван увача

ахам бхакта-парадхино хй асватантра ива двиджа

садхубхир граста-хридайо бхактаир бхакта-джана-прийах

Личность Господа, Верховный Господь, сказал брахману: «Я целиком нахожусь во власти Моих преданных. Конечно, у Меня нет независимости. Поскольку Мои преданные не имеют материальных желаний, Я нахожусь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, если даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» (Ш.Б., 9.4.63).

***

Нужно быть смиренными, сохраняя стойкую величайшую веру в преданное служение Шри Кришне. Мы готовы отдать жизнь за то, чтобы соблюдать Экадаши. Экадаши – это мать према-бхакти, которая защитит нас. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет:

мадхава титхи бхакти джанани джатане палана кори

Это бхакти-джанани, мать према-бхакти. Нужно соблюдать Экадаши, по возможности стараясь не есть и не пить на протяжении всего дня. Соблюдайте Экадаши, не принимая даже воду (нирджала), а если не можете, поешьте чуть-чуть прасада один раз в день. Многие тощие старики соблюдают нирджал- экадаши. Почему же вы, молодые и сильные, не делаете этого? Старайтесь соблюдать. Но если из-за поста у вас кружиться голова, и вы засыпаете, то какой в этом толк? Старайтесь помнить о Кришне, общайтесь с ваишнавами, читайте шастры, молитесь день и ночь, повторяя, например:

хе кришна каруна синдху дина бандхо джагат пате

гопеша гопика канта радха канта намо ‘сту те

Соблюдайте Экадаши, и это принесёт вам больше блага, чем брахма-джнана и брахма-йога-самадхи.

Таким образом, рагануга-бхакти-садхаки должны полностью следовать бхава-самбандхи-садхане, то есть совершать шраванам, киртанам, служить Туласи, носить тилак, соблюдать обеты в дни Экадаши, Джанмаштами и т.д. – все эти виды служения развивают бхаву, которую преданный желает обрести. Одновременно с этим необходимо совершать служение Радхе-Кришне во Врадже, медитируя в сердце на свою сиддха-деху.

***

Основатель-ачарйа «Гаудия Веданта Самити» Бхакти-прагьяна Кешава Махарадж стал также известен тем, что в своих матхах он ввёл строгие правила следования обетам Экадаши, Чатурмасьи, картиквраты, пурушоттам-враты, дней явления Вишну-таттвы и пр. В этом, как и во всём остальном, он бескомпромиссно следовал своему гурудеву, Шриле Прабхупаде Сарасвати Тхакуру.

Ачарйадев Кешава Махарадж показал идеальные стандарты следования постным дням. Что касается Шри Джанмаштами, Шри Экадаши, Шри Гаура Джаянти, Шри Рама-навами, Шри Нрисимха-чатурдаши, Шри Адвайта-саптами, Шри Нитьянанда-Траёдаши и других постных дней, он решительно отвергал соблюдение поста в те титхи, когда было наложение с предыдущими титхи.