Религия – означает занять правильное положение

Садху-санга и самбандха-гьяна

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

«Мгновения прекрасной реальности»

Часть 2.2

От следствия к причине и от причины к следствию. Мы должны понять это. Религия – означает занять верное положение. Таким было выражение нашего Гуру Махараджа. Он всегда говорил: «Религия – означает занятие верной позиции». Или правильного положения. Занять верное положение и исполнять свой долг.

Самбандха-гьяна – знать, полностью знать своё положение и исполнять свой долг. Если вы исполняете свой долг совершенным образом, тогда, соответственно, придёт достижение высшей цели – прайоджана-таттва. Когда долг исполняем, то према (любовь к Богу) не может не прийти. Но необходимо занятие верного положения. Каково моё подлинное положение? Кто я? Только плоть и кровь? Или ментальная система, в которой я живу во время сна и сновидений? Эта градация описывается в «Гите» (3.42):

индрийани паранй ахур индрийебхйах парам манах
манасас ту пара буддхир йо буддхех йах паратас ту сах

Как найти верное понимание того кто я? Я принадлежу к этой материальной стороне или я – нечто большее? Превосходя материальное бытие, я обладаю положением, я занимаю место в мире знания и любви? Мир божественного знания (духовная реальность) – ещё выше этого знания (дивья-гьяны). Экстаз, любовь. Эксплуатация, отречение, преданность и преданность высочайшего порядка. Предание себя Всевышнему – вот что действительно необходимо.

Где ты хочешь жить? Такой вопрос иногда задают нам. Ты должен выбрать, где ты хочешь жить, в каком измерении бытия. И это не поэзия и даже не философия, но это внутренняя потребность души. Это искреннее желание и решение. Это не философия, не поэзия, не преувеличение. Это очень серьёзно. Мы должны решить сами для себя, где мы хотим жить, в каком мире бытия. В мире Гунды-пандита, в мире патриота? Существует так много разных уровней бытия. В мире эксплуатации есть своя градация. Какое измерение бытия мы должны искать и найти для себя? Какое место я выберу своим домом? Домой, назад к Богу! Где мой дом? Необходимо самоопределение. Существует проблема самоопределения, она перед нами. И мы должны решить это для самих себя. Перед тем, как говорить об этом другим, мы должны позаботиться о себе. Мы должны найти своё положение, искренне. А следующий вопрос таков, что мы также должны помогать другим, занять это положение. В то же самое время следует знать, что лицемерная проповедь не принесёт плодов и не принесёт высшего блага.

Но если под руководством подлинного наставника я начинаю мой труд, то моё лицемерие может уйти. И это произойдёт благодаря моему предыдущему бхактисукрити (духовного благочестия). Это возможно. Бхакти-сукрити не может не связать меня с неким божественным посредником. И тогда, со временем, лицемерие и самоубийственные склонности человека покинут его. Лицемерие и… Как это называется по-английски? Самообман. Склонность к самообману, лицемерие – всё это уйдёт, полностью исчезнет. Бхакти-сукрити – моя удача, моё везение, могут связать меня с подлинным наставником, тогда все изъяны уйдут, в процессе очищения, следуя его духовным наставлениям. Это возможно. Насколько я буду искренен, настолько мои слова будут обладать ценностью и другие люди получат подлинное благо от моей вибрации, от моих слов.

Вновь и вновь шастры просят нас. Они говорят нам о садху-санге, общении. Они говорят: «Выбери общение, выбери наставника!» Общение в целом и наставника в частности. Это всё обладает первостепенной важностью в нашей жизни. Мы живём в вечности, где всё неопределённо. Мы должны стараться обрести безопасное положение и в этом нам помогут общение и наставник. Они могут помочь нам в наибольшей степени, в нашем движении, в нашем походе. И тогда мы не будем потеряны в вечности.

Переведено в Чайтанья Сарасват Матхе (Россия).

Редакция: Ари Мардан д.

Стихи о садху-санге

 

кришна-бхакти-джанма-мула хайа садху-санга

кришна-према джанме, тенхо пунах мукхйа анга

«Садху-санга – коренная причина кришна-бхакти. Садху-санга поливает лиану кришна-бхакти водой шраваны и киртаны, пока эта лиана не принесёт плод в виде кришна-премы. С пробуждением кришна-премы в сердце преданного садху-санга остается для него самой важной составляющей бхакти» («Ч.-чаритамрита», Мадхья, 22.83).

тулайама лавенапи на сваргам напунар-бхавам

бхагават-санги-сангасйа мартйанам ким уташишах

«Даже мгновение общения с чистым преданным Кришны не сравнить с достижением райских планет или освобождением от материального бытия. Что же тогда говорить о материальных благословениях тем, кому суждено умереть?» («Ш.-Б.», 1.18.13).

махат-сангама-махатмйам эваитат парамадбхутам

критартхо йена випро сау садйо бхут тат-сварупават

«Общение с махабхагаватой (махат-санга) обладает чудодейственной силой: благодаря такому общению брахман Джана-шарма в одно мгновенье стал таким же совершенным, как и его Гурудев Шри Сварупа» («Брихад-бхагаватамрита», 2.7.14).

ата атйантикам кшемам приччхамо бхавато нагхах

самсаре смин кшанардхо пи сат-сангах шевадхир нринам

«О безгрешные, даже доля мгновения общения с чистым преданным в этом мире рождения и смерти – величайшее сокровище. Поведай же, в чём заключается высшее благо!» («Ш.-Бхагаватам», 11.2.30).

кришна, томара ханайади бале эка-бара

майа-бандха хаите кришна таре каре пара

«Если джива искренне молится: «О Кришна! Я Твой!» – Кришна даст ей садхусангу и тем самым позволит преодолеть все препятствия, чинимые майей» («Ч.-чаритамрита», Мадхья, 22. 33).

бхактис ту бхагавад-бхакта-сангена париджайате

сат-сангах прапйате пумбхих сукритаих пурва-санчитаих

«Бхакти проявляется в общении с чистыми преданными Господа. Такое общение можно обрести только благодаря духовному благочестию, накопленному на протяжении многих жизней в результате осознанного и неосознанного общения с садху и служения им» («Брихан-нарадия-пурана», 4.33).

йасйа йат-сангатих пумсо маниват сйат са тад-гунах

сва-кула-риддхйаи тато дхиман сва-йутхан эва самшрайет

«Подобно кристаллу, отражающему цвет находящихся рядом предметов, человек приобретает качества тех, с кем общается. Поэтому разумный человек ищет общения со святыми, которые духовно более зрелы, любят его и пребывают в том настроении, которое он стремится развить» («Хари-бхакти-судходая», 8.51). 

садху-санге кришна-бхактйе шраддха йади хайа

бхакти-пхала  према  хайа самсара йайа кшайа

«Общаясь со зрелыми расика-вайшнавами, в совершенстве постигшими суть богооткровенных писаний, обладающими таким же настроением (саджатия), которое садхака-бхакта стремится обрести, и относящимися к нему с любовью, он развивает трансцендентную веру (парамартхика-шраддху) и вслед за нею – према-бхакти. Тогда его материальная обусловленность с лёгкостью отступает. («Ч.-ч.», Мадхья, 22.49).

шримад-бхагаватартханам

асвадо расикаих саха

саджатийашайе снигдхе

садхау сангах свато варе

 «Познать смысл «Шримад-Бхагаватам» садхака сможет только в общении с расика-вайшнавами, которые духовно более зрелы (свато варе), обладают таким же настроением в служении Господу (саджатийа-ашайе) и относятся к нему с любовью (снигдхе) («Ч.-ч.», Мадхья, 22.131).

тато дух сангам утсриджйа

сатсу саджджета буддхиман

санта эвасйа чхинданти

мано-вйасангам уктибхих

Господь Кришна говорит Уддхаве: «Поэтому разумный человек избегает дурного общения, отдавая предпочтение общению с преданными Господа, наставления которых разрубают узел материальных привязанностей» («Ш.-Б.», 11.26.26).

садху-санге кришна-нама эи матра чаи

самсара джините ара кауна васту наи

 «В этом мире нет ничего более важного, чем садху-санга и кришна-нама. Поэтому мое единственное желание – повторять шри-кришна-наму в общении с садху. Это дарует освобождение из самсары, круговорота рождения и смерти» («Према-виварта»).

шрейо-мадхйе кона шрейах дживера хайа сара?

кришна-бхакта-санга вина шрейах нахи ара

Шри Чайтанья Махапрабху спросил: «Среди всех видов благоприятной деятельности, какая приносит наибольшее благо живому существу?» Шри Рая Рамананда ответил: «Общение с чистыми преданными Кришны – единственное, что приносит благо» («Ч.-чаритамрита», Мадхья, 8.251).

бхавапаварго бхрамато йада бхаведж

джанасйа тархй ачйута сат-самагамах

сат-сангамо йархи тадаива сад-гатау

паравареше твайи джайате ратих

«О Ачьюта, с незапамятных времён джива вращается в круговороте рождения и смерти. Когда для неё наступает время освобождения, она обретает общение со святыми (сат-сангу) и развивает сильную привязанность к Тебе, повелителю духа и материи, высшей цели всех садху» («Ш.-Бхагаватам», 10.51.53).