Знамение пресвятой богородицы икона значение


«В чем помогает икона знамение пресвятой богородицы?» – Яндекс.Кью

Ответ на данный вопрос - однозначное НЕТ. Ни Христос, ни апостолы не молились НА изображения и не учили нигде такой практике. Библия не просто не содержит подобного учения, но наоборот, отвергает категорически что-либо подобное. Данная практика, распространенная сегодня у некоторых христиан, была заимствована из языческих культов во времена, когда христианство приобрело статус государственной религии, что послужило массовому наплыву в церковь необращенных людей. Государственные посты теперь должны были занимать люди, принадлежащие христианско Церкви, и поэтому, естественно, многие неверующие фактически позиционировали себя, как христиан, из политических и социальных привилегий а на самом деле оставались приверженцами языческих культов. Это не проходило без последствий, и в христианскую практику стали протаскивать языческие. Делалось это постепенно, в течении нескольких столетий. Например, возникала у христиан традиция строить культовые строения рядом с могилами известных мученников, и постепенно это превратилось в культ мощей и их магических свойств. Также с изображениями, в которых, по сути, нет ничего запретного. Однако, постепенно данные изображения (картинки, изображающие библейские события и отдельных христиан) становились объектом поклонения, что уже запрещено Писанием. На современных культовых изображениях в известных церквях, можно проследить многие детали, взятые от язычников. Например, тот же нимб, ореол вокруг головы. Его можно наблюдать на некоторых римских фресках, изображающих олимпийских богов. Культ Марии, как небесной царицы, также прослеживается от особенностей языческих культов Средиземноморья. Многие культы того времени имели главой своего пантеона божество женского начала (Астарта, Изида, Иштар, Анат, Луна, Венера, Артемида), которое имело статус небесной царицы и владычицы.В универсальном образе этой богини выделялись три главных формы или титула — царица, дева, мать. Несложно увидеть в "христианской" традиции культа Марии все эти черты.
В Библии мы также можем найти противостояние ветхозаветных пророков и апостолов проникновению этих культов в Церковь или пересечения с ними - упоминания об Астарте (Иер 44:19; 1Цар 12:10; 4Цар 17:10; 23:4,6,7 и др.) и Артемиде эфесской (Деян 19:24-37).
Пытаясь оправдать поклонения изображениям через Библию, сторонники этого культа упоминают о том, что в храме были резные изображения ангелов, пальм, цветов. Затем, приравнивают НАЛИЧИЕ этих изображений к своей современной практике ПОКЛОНЕНИЯ изображениям мужчин, женщин, ангелов, что является, мягко говоря, полным несоответствием и никак не может быть связано, т.к. поклонение самим изображениям и объектам на них изображенным, прямым текстом под страхом смерти запрещено в Библии второй заповедью из декалога и встречается в книге Откровение при попытке апостола Иоанна поклониться ангелу (Втор 4:15-16,19; Откр 19:10; 22:9).
Молиться рядом с изображениями и молиться самим изображениям - две большие разницы. К сожалению, сторонники поклонения изображениям, из "христианской" среды, этот простой факт напрочь игнорируют и стирают эту очевидную разницу.
Так что, подводя итоги, ещё раз убеждаемся на основании Библии, что на изображения и объекты, на них изображённые, не молились и не поклонялись. И ни Христос, ни апостолы этому никогда не учили и сами так не делали.

Икона Божией Матери «Знамение» Абалацкая: значение, в чем помогает

С 12 века на Руси начинается почитание особого типа икон, которые называются Знамение. История этих святых образов неразрывно связана с историей самой страны. Во многом именно благодаря этим образам убереглось много русских людей. К чудотворным относится и Абалацкая икона Божией Матери Знамение, про которую расскажем далее.

Откуда пошло название

Прежде чем говорить о том, чем является Абалакская икона Божией Матери «Знамение» – следует рассмотреть другой образ – новгородский, ведь именно благодаря ему было обретено такое название. Все иконы описываемого типа относятся к каноническому изображению Богоматери Одигитрии. Она воздевает руки к небу, держит ладонями кверху в молитвенной позе, на груди образ еще не родившегося Христа, который еще только грядет. Этот сюжет воспевает такую христианскую добродетель как Вера. Поэтому тут не изображается сам Богомладенец, но только дается намек на его дальнейшее появление.

Такая икона была в Новгороде во второй половине 12 века, в период, когда независимый город хотели покорить другие князья. Городской архиепископ Иоанн тогда получил знамение и последовав ему, вывесил икону на стенах города. В образ вонзилась пущенная штурмующими стрела. Тогда икона обратилась к городу и начала мироточить. Те, кто стоял у города, ощутили необъяснимый страх и начали отступать, а войско новгородское смогло даже преследовать нападавших. Летописец сравнивает оказавшую помощь икону и мироточение с «чудесным знамением». Отсюда и появилось название.

Далее было зафиксировано много чудес, в том числе и исцеление от чумы в середине 14 века. Иконописцы начали делать списки, к числу которых относится и Абалакская чудотворная икона Божьей Матери «Знамение», кстати, данное название (Знамение) является характерным только для русского православия, а в других странах используется иная терминология.

Значение Алабацкой иконы

Этот образ более всего почитают на территории Сибири. Там поблизости от Тобольска располагается поселок под названием Алабак, который и дает название. Заслуга в обретении Абалацкой иконы Знамение принадлежит благочестивой женщине по имени Мария, которая проживала на Алабацком погосте. Ей подряд были сны, где являлись иконы, Знамения, а также Николая Угодника и Марии Египетской.

В итоге женщина поведала об этом священнику, а он в свою очередь постановил устроить в 1636 году и написать соответствующую икону. Заказчиком иконы стал крестьянин Кока, который был первым исцелившимся от святого образа. Далее молитва перед иконой Знамения Абалацкой давала облегчение и утешение многим людям и, конечно, было зафиксировано много чудес.

С самого этого образа было сделано немалое количество списков, которые тоже были признаны чудотворными. К примеру, размещается икона в некоторых храмах, а также в других городах Сибири.

Чудотворные списки

На данный период оригинал не сохранился, Абалацкая икона Божией Матери существует только в форме сделанных между 17-19 веками списков. Эти образы практически всегда идентичны и имеют Богоматерь в форме Одигитрии по центру и по бокам Николая Чудотворца и Марию Египетскую. Тем не менее, есть и некоторые особенности.

Самый известный вариант был выполнен иконописцем, который делал оригинал. Этот список называется Абалацкая икона Семипалатинская. Его создали в 17 веке и использовали для того чтобы возить по другим городам на поклонение верующим.

Удивительным образом этот список Абалакской иконы Божией Матери явил чудо в 1712 году, когда заставил военный корабль плыть против течения Иртыша. Корабль доплыл до Семипалатинска, где икону и оставили.

Из всего, в чем помогает Абалацкая икона Божией Матери наиболее часто говорится о случаях исцеления. Поэтому перед данным образом многие просят о здоровье и о том, чтобы избавиться от различных пагубных страстей. Также следует молиться этому образу для того чтобы обрести более крепкую веру.

Молитвы иконе

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Абалацкая

глас 4

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя раби́ Твои́,/ Богоро́дице пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Абалацкая

глас 4

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Абалацкая

О, Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, милосе́рдия су́щи исто́чник, покро́ве, упова́ние и прибе́жище христиа́н! Тебе́, Всеси́льней Предста́тельнице и Спору́чнице покая́ния и спасе́ния моего́, а́з, гре́шный ра́б Тво́й, вруча́ю ду́шу и те́ло мое́, вхо́ды и исхо́ды моя́, ве́ру и жи́тельство мое́, кончи́ну и число́ дне́й мои́х, глаго́лы и помышле́ния моя́, дела́ и начина́ния моя́; Ты́ же, ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, мно́ю руково́дствуй, покрыва́й, соблюда́й и спаса́й мя́ от все́х вра́жеских ко́зней невреди́мо, да немо́лчно, до после́дняго издыха́ния моего́, взыва́ю Ти́: Ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная! Ра́дуйся, Свята́я, святы́х бо́льшая! Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя́! Ами́нь!

Загрузка...

Курская Коренная икона Божией Матери: значение, в чем помогает

Почитание Пресвятой Богородицы неотъемлемо от православной веры. Существует множество ее икон, но и среди них «Знамение», Курская Коренная икона Божией Матери, поражает своей историей, исполненной чудес и явления Промысла Божьего.

История иконы

Обретение Курской иконы Божией Матери «Знамение» произошло в глубокой древности, в 1295 году, известен даже день – 8 сентября по старому стилю. В те времена Курск был полностью разорен монголо-татарским нашествием, а его окрестности поросли лесами, в которых жители близлежащих деревень добывали себе пропитание.

8 сентября один такой охотник обнаружил под деревом икону, когда же он ее поднял, то с этого места забил родник чистейшей воды

Благочестивый крестьянин спрятал икону в дупле дерева, а затем вместе с товарищами поставил на этом месте часовню, где и поместил икону.

Чудесное явление Курской иконы Богородицы скоро стало широко известно, и к часовне потянулись богомольцы, надеявшиеся на исцеление от болезней и утешение в тяготах жизни. Исцеления действительно происходили, что еще больше прославляло Курскую икону.

Во время нового набега татар часовня была сожжена, служивший в ней священник взят в плен, а икона разрублена пополам и брошена. Несколько лет спустя русские купцы выкупили священника из плена, и он сразу же отправился к сожженной часовне на поиски остатков иконы.

Каково же было его изумление, когда, найдя обе части, он их сложил, и они срослись без малейшего следа!

После известия об этом новом чуде икона была помещена в курский храм Богоматери.

Впоследствии Курская Коренная икона Божией Матери совершила чудесное исцеление мальчика, которому предстояло стать великим святителем земли Русской, — Серафима Саровского. Еще одно чудо произошло в 1898 году, когда группа юных террористов подложила бомбу прямо под икону. Собор потряс мощный взрыв. К счастью, это произошло ночью, так что люди не пострадали, но внутри храма все было разрушено, а на иконе лишь потрескалось стекло. Спустя полвека один из террористов, устроивших взрыв, говорил, что именно тогда-то он и уверовал в Бога.

Описание иконы «Знамение»

На Курской иконе Божией Матери Она изображена в центре с руками, поднятыми в молитвенном жесте.

По иконографическому типу такие иконописные образы Богородицы относятся к одному из самых древних образов – Оранта (Молящаяся), олицетворяющая Заступницу мира

В Ее чреве – образ Младенца Иисуса, будущего Спасителя. Вверху изображен Господь Саваоф с заключенным в Нем Святым Духом в виде голубя и с перстами, сложенными для благословения.

Особенностью иконы является то, что образ Богоматери окружен ветхозаветными пророками со свитками в руках, каждый из которых в разные времена предсказывал приход Мессии из дома Давидова: справа – царь Соломон, Даниил, Иеремия и Илия; слева – царь Давид, Моисей, Исайя и Гедеон; внизу — пророк Аввакум. Все они свидетельствовали, что чудесное знамение, данное Господом через пророка Исайю, истинно. В этом и заключается значение иконы.

В чем помогает Курская икона Божией Матери

Перед Курской иконой Богоматери возносят молитвы о мире и благополучии в семье, о даровании детей и исцелении болезней, особенно обрекающих женщину на бездетность

Такая молитва защитит от недоброжелателей, завистников и всяческого зла, укрепит решимость и стойкость, если предстоит важное дело.

Почитание 8 (21) марта, 8 (21) сентября, 27 ноября (10 декабря), в 9-ю пятницу по Пасхе

Молитва иконе

Царица наша Преблагая, Надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабов Твоих (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим Омофором, яко не имамы иныя Помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

Загрузка...

в чем помогает? Чудеса, связанные с иконой

История помнит множество случаев, когда образы и мощи святых творили чудеса, помогали преодолевать тяжелые недуги и другие жизненные трудности. Оттого православные люди уделяют немалое внимание религиозным атрибутам. Одним из таких считается икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает она и как правильно обращаться к образу?

Описание

Данная икона датируется 12 веком. Автор точно не известен. Божия Матерь изображена в традиционном мафории с молитвенно поднятыми руками (иконописный тип Оранта). На груди ее находится младенец – Иисус Христос. Богоматерь стоит. Оригинальный образ является двусторонним. Оборот содержит изображения праведных Анны и Иоакима, которые находятся в молении перед Иисусом Христом. Изначально святой лик был украшен золотой ризой с драгоценными камнями.

Спустя четыре века после создания икона «Знамение» была отреставрирована. Мастером предположительно был архиепископ Макарий (будущий митрополит Московский). Тогда от древней живописи сохранились лишь фрагменты одежды Богородицы. Оборотная сторона осталась без изменений. В настоящее время образ находится в Софийском соборе (Новгород).

История

Как утверждают источники, в 1170 году суздальские войска во главе с Андреем Боголюбским осадили Великий Новгород. Силы оказались неравными. И горожане обратились в молитве к Господу о спасении. На третью ночь осады архиепископу Иоанну глас с неба повелел взять образ Богородицы из церкви на Ильинской улице и отнести его к городским стенам. Во время крестного хода противники стали обстреливать крепость. Одна из стрел попала в икону. Из глаз Богоматери потекли слезы. После этого врагов внезапно объял необъяснимый ужас. Бранясь между собой, они устремились прочь от городских стен. Воспользовавшись этим смятением, новгородцы стали преследовать суздальцев и одержали победу.

Данный исторический случай подробно описан в известном иконописном сюжете. А сами новгородцы помнят и почитают икону, на которой изображена спасительница-Богородица («Знамение»). Значение подкрепляют и другие чудеса, которые являл в разные времена святой образ.

Празднование

В 12 веке после военных событий было установлено празднование в честь иконы (10 декабря по новому стилю), которое совершается в Русской церкви и в настоящее время. В этот день проводится служба. Священнослужители читают молитвы-обращения и каноны, просят Богоматерь о заступничестве и утверждении в вере.

Чудеса

Два века образ находился в «родной» деревянной церкви на Ильинской улице. Однако в середине 14 века в ней случился пожар. И икона явила еще одно чудо. Огонь утих как раз возле молебна, где висел святой лик. После этого рядом с пепелищем был построен новый, каменный храм, получивший статус Знаменского монастыря. Икона обрела новый дом.

В 16 веке после реставрации образа в Новгороде случился еще один, более масштабный пожар. Огонь распространился на несколько улиц. Никакие усилия горожан не могли усмирить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий обратился с молитвой к Пресвятой Богородице и с ее известным образом в руках совершил крестный ход по берегу Волхова. Внезапно подул сильный ветер в сторону реки - пожар прекратился.

В 1611 году на Новгород напали шведы. Они жестоко убивали горожан и разоряли дома и храмы, вынося священную посуду и оскверняя иконы. Известен случай, когда несколько чужеземцев подошли к тому самому храму на Ильинской улице. В это время в нем шла служба. Едва ступив на порог, шведы невидимой силой были отброшены назад. Дальнейшие их попытки проникнуть в храм успехом не увенчались. Узнав об этом, враги больше не подходили к храму, а новгородцы, напротив, могли спастись в нем.

Во время Октябрьской революции (1917 г.) икона была перенесена в Новгородский музей, в период Великой Отечественной войны – эвакуирована, а после – возвращена в музей-заповедник. И, наконец, в 1991 году Новгородская епархия отстояла спасительный образ. В Софийский собор в сопровождении удивительного небесного явления – радуги вокруг купола храма – была перенесена икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает святой лик отдельным людям и с какими просьбами можно к нему обращаться?

Значение и молитвы

Известно, что в 1352 году сотни людей во время эпидемии чумы чудесным образом исцелились. А позже были зафиксированы случаи излечения от тяжелых психических недугов и слепоты. Этому, по мнению духовников, благоволила икона «Знамение Пресвятой Богородицы», в чем помогает она и сегодня.

Также к образу приходят люди, которые желают мира в семье или стране, хотят найти пропавших без вести родных. Однако священнослужители убеждены, о чем бы ни попросил верующий, при искренности и чистоте помыслов обязательно поможет Пресвятая Богородица. Значение ее еще с зарождения христианства на земле было огромным. В Евангелии описывается множество случаев, когда она помогала нуждающимся и болеющим людям, обращая их в веру.

Также значимым является вопрос о том, как молиться Пресвятой Богородице. Существует немало строк, написанных специально для обращения к ней. Так, есть и прошение к иконе «Знамение». Однако, по мнению все тех же духовников, с каким бы текстом ни обращался человек к образу, на первом месте всегда будет его внутренняя вера.

Чудотворные списки

История иконописи знает несколько списков или копий, сделанных на основе иконы Богородицы «Знамение». Они находятся в России и за пределами ее. Наименования их соответствуют месту нахождения образов: Абалакская, Курская, Вологодская, Павловская, Соловецкая, Царскосельская и др. Все они обладают святой силой и демонстрируют чудеса, как и оригинальная икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает образ христианам? В первую очередь обрести веру.

С этой целью осенью 2009 года состоялась «Православная экспедиция» - облет иконы на космическом корабле вокруг Земли. В ходе проекта было совершено 176 витков. Разрешение и благословение на такой крестный ход было получено от самого патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» - в чем помогает, значение образа

В православии образ воспринимается как видение духовной реальности. Верующие почитают как саму реликвию, так и незримо являемую через неё Господню благодать, силу, мудрость и поддержку. Поэтому святыня всегда символична – чтобы постигнуть её суть, необходимо знать, что зашифровано в каждом элементе изображения, помнить житие запечатлённого праведника и совершённые им чудеса. Именно об этом и пойдёт речь в нашей статье – из неё Вы узнаете значение иконы Божией Матери «Знамение», связанные с нею легенды, а также то, в каких случаях к ней взывают.

«Знамение» икона Божией Матери Икона Божией Матери «Знамение» из янтаря

 

Как появилась чудотворная икона «Знамение»?

В церковном языке термин «Знамение» употребляется и как обозначение иконографического типа, и как название праздника, посвящённого самой известной из таких святынь. Чествование иконы происходит 10 декабря (по старому стилю – 27 ноября). С чем же связано её обретение?

В XII ст. Новгородская земля была чрезвычайно богатым и развитым краем, одним из крупнейших территориально-государственных образований. Там жили свободные и гордые люди, которые не боялись выражать своё недовольство действиями князя – так, в 1134 г. горожане заключили с владыкой договор, ограничивающий его полномочия, а через некоторое время и вовсе его изгнали. Среди новгородцев было много удачливых купцов и воинов – они торговали с Ганзейским союзом, предпринимали походы на Северо-Восточную Русь.

Однако в 1170 г. город всё же стал жертвой братоубийственной междоусобицы. Тогда соединённые силы Владимиро-Суздальского княжества, а также Полоцкий, Муромский и Рязанский полки атаковали стены Новгорода. Силы были неравны – защитникам оставалось надеяться лишь на помощь Господа. Осада длилась три дня, а на четвёртый архиепископ Иоанн услышал благозвучный голос. Ангел приказал ему взять образ Небесной Царицы, находящийся в храме Спаса Преображения на Ильиной улице, и осенить им укрепления. Созвав паству, священнослужитель поспешил выполнить волю Творца. Но, когда он, читая акафист иконе Божией Матери «Знамение», взошёл на забрало (так называли часть оборонного вала), враги начали осыпать пастыря горящими стрелами. Одна из них вонзилась и в лик Пречистой Девы. И тогда случилось чудо – из глаз Богородицы закапали слёзы, упав на фелонь епископа, святыня внезапно воспарила и повернулась ликом к храбрым воинам.

Знамение повергло захватчиков в панику. Они начали нападать друг на друга, а новгородцы, не теряя времени, ринулись в бой. Сражение длилось весь день, но всё же горожане одержали блестящую победу, захватив множество пленных. В память об этом архиепископ установил новый праздник, а Пахомий Логофет (иеромонах со святой горы Афон, присутствовавший тогда на Руси), написал два канона, в которых восхвалял милосердие Девы Марии.

Однако исторические факты противоречат церковным летописям – чудесное избавление произошло 25 февраля по старому стилю, праздник же в его честь отмечают 27 ноября или 10 декабря (по юлианскому и григорианскому календарю соответственно). Почему возникло такое несовпадение? Называют две возможные причины. Во-первых, как раз в это время верующие соблюдают Великий пост – и устраивать торжество было бы неуместно. Вторым же мотивом, повлиявшим на изменение даты, могло стать желание священнослужителей почтить память новгородского посадника Якуна (Иоанна) – его именины, согласно святцам, выпадали именно на этот день.

Знаменский собор Новгородской обители Икона Знамения, хранящаяся в защитном футляре

 

После чуда реликвию благоговейно вернули в церковь. Там она пребывала до 1356 г., когда специально ради этой иконы выстроили новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменской Новгородской обители. Кстати, когда через некоторое время в здании вспыхнул пожар, его удалось потушить, только отслужив перед образом молебен. А в 1611 г., когда город захватили шведские войска, он защитил монастырь от разграбления. После Октябрьской революции святыня стала частью музейной коллекции, и вернули её лишь 15 августа 1991 г. В этот день многие верующие наблюдали вокруг куполов яркое сияние – их точно окружила лучистая радуга! Через некоторое время свет начал подниматься вверх и постепенно растворился в вышине.

Многочисленные чудеса совершали Абалацкий, Дионисиево-Глушицкий, Курский-Коренный, Мирожский, Серафимо-Понетаевский и Царскосельский списки реликвии. Они способствовали излечению даже безнадёжных больных, спасали от пьянства, наркомании и других зависимостей, вразумляли детей и ободряли тех, кто страдает от финансовых, личных и рабочих проблем.

Икона «Знамение» Божьей Матери: значение святыни

Этот образ запечатлел Пречистую Деву, воздевшую руки в истовой молитве. На уровне Её груди, на фоне золотого либо алого щита, виден Спас Эммануил – юный Иисус Христос, который благословляет христиан. На разных копиях святыни Небесная Царица предстаёт в полный рост, по пояс или только по грудь. Поэтому, если Вы захотите купить икону Божией Матери «Знамение» в нашем интернет-магазине, Вы можете самостоятельно выбрать её размер, чтобы иметь возможность разместить произведение в своём доме с максимальным удобством.

Однако, несмотря на мелкие отличия, канон реликвии незыблем. Данный тип письма, ещё известный как «Оранта», принадлежит к самым ранним изображениям Богородицы. Так, схожие фрески в гробнице св. Агнии в римских катакомбах датированы IV ст. В Византии имеется святыня Богородицы Никопеи (VI ст.), где Она сидит на царском престоле и держит овальный медальон с ликом Спасителя. А в Киевской Руси первые подобные иконы начали создавать только в XI – XII ст.

На таких образах Она выступает как покровительница обиженных, утешительница скорбящих, предстательница нищих и убогих, неустанная заступница за весь человеческий род, отождествляемая со Вселенской Церковью. Кроме того, икона символизирует откровение, когда рождённый земной женщиной Сын Божий принёс в дольний мир весть о Небесном Царстве. А ещё реликвия подчёркивает значимость материнства, великую жертву Девы Марии, когда Она отдала на муки того, кого носила во чреве.

Не менее значим и жест Пресвятой Девы. На Её поднятых руках словно бы лежит незримый покров, которым Она осеняет всех, кто припадает к иконе. Это позволяет верующим постоянно ощущать защиту и поддержку Господа, уповать на Него в любой сложной ситуации, остерегаться грехов и порочных страстей.

Популярные товары

ЗНАМЕНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород.
"Знамение," икона Божией Матери

Празднование 27 ноября

Знаменская икона Божией Матери, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил.

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.

Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы

Описание иконы

Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.

История

Зимой 1170 года соединенные силы русских удельных князей, - по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72» - возглавляемые Мстиславом, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Еще до подхода к городу они стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Переговоры перед городскими стенами не увенчались успехом и началась битва.

В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром он собрал духовенство и горожан и рассказал им о таинственном голосе, пробудив в них надежду. Архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и обратился к Пресвятой со слезной молитвой. Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй !».

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

Празднование и новые чудеса от Новгородского образа

Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.

В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием [1]. В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.

В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.

Чудотворные списки

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

См. также

  • Васильева, А. В., "Новгородская икона Божией Матери «Знамение»," православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:
  • Кутковой, Виктор, "Икона Божией Матери «Знамение»," 10 декабря 2007:

Использованные материалы

  • Страница сайта Православные имена:
  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал "Отдых христианина"», 2002, "Сказания о чудотворных иконах Богоматери":
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3233.htm
  • Кутковой, Виктор, "Икона Божией Матери «Знамение»," 10 декабря 2007:
  • "Главную святыню русского Севера чтят православные псковичи," Псковское агентство информации, 10 декабря 2009:
  • Васильева, А. В., "Новгородская икона Божией Матери «Знамение»," православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:


[1]  Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

10 декабря — Знамение Пресвятой Богородицы

Воспоминание Знамения Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде во время осады его суздальским войском отмечает Православная Церковь 10 декабря (27 ноября по старому стилю). Иконы Богородицы «Знамение» появились на Руси в XI-II веках и являются одними из наиболее почитаемых богородичных икон.

История праздника

Иконы Божией Матери, известные как «Знамение», называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта.

Списки

На Руси были известны многочисленные списки с этой иконы. Некоторые из них почитаются как чудотворные и названы по месту, где свершилось чудо: Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая.

  1. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои. На груди Её, на фоне круглого щита — благословляющий Божественный Младенец (Спас-Эммануил). Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Её иконописных образов.
  2. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростёртыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Её коленях. Это изображение относится к IV веку.
  3. Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные как «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Знамение 1170 года

В 1170 году великий князь суздальский Андрей Георгиевич, заключив несправедливый союз со многими русскими князьями против Новгорода, послал сына своего Мстислава с многочисленными войсками для покорения города. Стеснённые осадой, жители Новгорода вскоре поняли, что один только Бог может избавить их от угрожающих им бедствий. День и ночь храмы Божии наполнялись рыданиями и молениями о небесной помощи. Третью же ночь добродетельный архиепископ Новгорода Иоанн стоял перед иконой всемилостивого Спаса на молитве об избавлении от осады. Наконец молитва его была принята Богом. Архипастырь услышал голос, повелевающий ему вынести из церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улице, икону Богородицы и поставить её на стене града.

Обрадованный святитель послал избранных лиц из своего клира, дабы они принесли икону Богоматери в соборную церковь. Но, при всех усилиях их поднять икону Владычицы, она осталась неподвижной. Узнав об этом, архиепископ сам отправился в указанную церковь и упал в слезах перед иконой Богоматери. Во время молебного пения, когда возглашена была песнь: «предстательство христиан непостыдное», — внезапно святая икона Владычицы подвиглась сама собою. Предстоящий народ в ужасе воззвал: «Господи, помилуй!». Архипастырь принял святую икону в свои руки и вынес её на стену града.

Между тем враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её потекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

Установление праздника

В честь воспоминания о чудесном заступничестве Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник Знамение Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для неё был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

После революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. 15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Русской православной церкви из Новгородского музея-заповедника.

Значение

Знамение — пророческий знак, явленное чудо в Новгороде при истечении слёз из иконы.

Слово «знамение» по происхождению тесно связано со знаменем, то есть знаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы творим перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) верующего. Явила такое знамение и икона Божией Матери, что означает знак милости и заступничества с Её стороны. Таким образом, знамение можно понимать как некий пророческий знак, а также явленное чудо, как это случилось в Новгороде при истечении слёз из иконы.

Говоря об иконе «Знамение», необходимо учитывать, что явленное ею чудо произошло во времена кровавой и, по сути, братоубийственной междоусобной распри между раздробленными русскими княжествами, ослаблявшей Русь и сделавшей её легкой добычей для монгольского завоевания, причём все князья были православными и молились одному и тому же Богу. Поэтому Знаменская икона Божией Матери плакала не только о горестной судьбе, ожидавшей Новгород, но и оплакивала судьбу Руси, впавшей в грех братоубийственной войны.

Насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от неё помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» — то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Её заступничество и помощь в скорбях. А через Её образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

Молитвы

Молитва перед иконой «Знамение»
  • Тропарь, глас 4

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.

  • Молитва перед иконой «Знамение»

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

10 декабря — престольный праздник Знаменского храма в Суздале

Не забываем, что 10 декабря — это престольный праздник Знаменского храма в Суздале, в котором служит настоятель нашего прихода, Пророка Божия Илии в селе Янёво, иерей Алексей Чесноков. Ждём всех на праздничное Богослужение!

Читайте также:

.

Глава 5. Образ Божией Матери "Знамение", Божия Матерь в Её иконах

О.В. Губарева

«Радуйся, чаше, черплющая радость…»

Мистическое значение иконографии образа «Знамение» очень точно передается ее названием. Корневое слово «знамя» с церковнославянского переводится как знак или печать, свидетельство и доказательство о чувственном явлении или его предвестии. В иконах «Знамение» Богородица изображается с воздетыми руками124 и перед Ней поясной образ Младенца Христа в золотом круге – символе Неба и Вечности. Отделенный от Матери кругом, Предвечный Младенец только является в Ее лоне, оставаясь всегда пребывающим в Пресвятой Троице как Бог Сын и Вторая Божественная ипостась.

Существует также извод без круга. Это иконография «Воплощение», которая показывает исполненное обетование.

Образ «Знамение» основан на видении пророка Исайи, которое и дало ему название. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7 14). Вместе с тем для этой иконографии большое значение имеет и другой ветхозаветный образ, рассказывающий о битве Израиля с войсками Амалика: И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус АмаликаИ устроил Моисей жертвенник (Господу) и нарек имя Иегова Нисси (Господь знамя мое) (Исх. 17, 10–11; 12–13; 15).

Изображение Богоматери с воздетыми руками («Оранта») встречается среди первых памятников христианской культуры, найденных в катакомбах Древнего Рима. С незапамятных времен подобный образ соотносился с молитвой за мир. Моисей молился за врученный ему Богом еврейский народ, ведя его по пустыне в землю обетованную, а Пресвятая Богородица вечно предстоит Богу в молитве за все творение и ведет из духовной пустыни в Царство Божие. Беззаветна вера народная в то, что пока Божия Матерь молится, пока Ее руки подняты к Небесам, христианам дано одерживать победу в невидимой брани против сил ада.

На Руси образ Божией матери «Оранта» получил название «Нерушимая стена», по имени чудотворной мозаичной иконы в апсиде киевского Софийского собора. Эта одна из первых русских икон датируется началом XI века. В общей храмовой композиции на этой мозаике Богородица изображена в рост без Христа, руки Ее воздеты в молитве. Почти в то же время появляются иконографии, где Божия Матерь предстоит с Младенцем, «в недрах имуща» Его. Образ символически осмысляется как образ предстоящей за мир Церкви, например, «Великая Панагия» (Ярославская «Оранта») с первоверховными архангелами Михаилом и Гавриилом, по преданию, написанная прп. Алипием Печерским. Позднее на Руси усваивается также поясное изображение иконографии «Знамение». На таких иконах Пресвятая Богородица, как в «Одигитрии», являет Собой образ храма, и, как в «Умилении», раскрывает литургическую символику Агничной Прософры и образ соборной Церкви.

Воздетые руки Божией Матери и четко прорисованные между ними складки мафория образуют как бы чашу, вмещающую фигуру Младенца Христа и Саму Богородицу. Это знамение Небесной Литургии, в которой Богородица являет Собой Храм, Престол и Просфору. Она молится за весь мири как бы сораспинается со Христом: «Прямостоятельное моление, распростертые руки предпосылающа, страсть креста в подобии изображает»125. Начало и конец времен заключены в круге вечности. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и этот рожденный Бог станет Жертвенным Агнцем Христом, восстанет из гроба и вновь соединится с Матерью в Небесном Иерусалиме, как соединяется Богородица-просфора с Телом и Кровью Христа в Чаше на Литургии. «Помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь; юже (сущую) от конец даже до конец вселенныя и умири ю (Ее), юже наздал (поставил) еси честною Кровию Христа Твоего; и Святой Храм сей утверди даже до скончания века»126, – молится Церковь на Литургии.

В иконе «Знамение» образ страдания преобразуется в то, ради чего оно претерпевалось – в бесконечную радость будущего века, где творение соединяется со Христом. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 2–3). Такой онтологический план есть в любой иконографии Божией Матери, но художественный образ «Знамение» сообщает ему абсолютную форму. Мистическая глубина образа «Знамение» определила его важное место в богослужении. Эта иконография издревле помещалась в алтарной апсиде и на запрестольном образе.

Запрестольная икона всегда выносная и двусторонняя. Первоначально на ее обороте писали страсти Господни или образы мучеников. Но со временем возобладала традиция помещать изображение свт. Николая, архиепископа Мирликийских, воплотившего идеал совершенного пастырского служения. С тех пор на запрестольной иконе с одной стороны находится образ Вселенского Тела Церкви и Ее Собора, а с другой – епископа, поставленного во образ Христа собирать в Нее верующих своим омофором. Соединение этих образов символизирует мистическое единство Небесной и земной Церквей, претворяемое в Евхаристии и исполняющееся в конце времен, как было открыто апостолу и евангелисту Иоанну.

В XV веке, когда сформировался русский высокий иконостас, икона «Знамение» стала центральным образом пророческого ряда: ведь именно в ней языком живописи была истолкована и раскрыта вершина всех пророческих обетований и надежд человеческих.

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

Самая знаменитая чудотворная икона «Знамение» – Новгородская127. В течение веков с нее было сделано огромное количество списков, особенно в Новгородских землях, но ни один из них не повторяет ее. Древний образ почти полностью утрачен. Сейчас колорит иконы далек от первоначального, фон и фигуры прописаны темными, тяжелыми красками. Освобожденное от многих слоев позднейших записей изображение восстанавливается по небольшим фрагментам на лике, мафории и рукавах хитона Богородицы, а также на одеждах Христа и в золотом круге.

Икона Божией Матери «Знамение». XIII в. Новгород

Попробуем мысленно представить эту икону. Богородица окружена золотым сиянием Вечной Славы в ярко-синем, написанном лазуритом мафории. Его цвет подчеркивают вспышки белильных высветлений и розово-сиреневые рукава туники. На груди Богородицы в золотом хитоне очерченный контуром золотого круга Вечности Младенец Христос.

Руки Божией Матери подобны горящим свечам и, словно дикирий, знаменуют собою две природы воплотившегося Христа128. Весь образ Богородицы – молитвенное горение, «огненный столп, наставляяй сущия во тьме». Мы «зрим Святую Деву» как «Светоприемную свещу», «невещественный огнь», как «светило незаходимого света» «многосветлое просвещение»129. Так в Церкви во время богослужений возжигаются свечи и лампады, символизирующие молитвенное приношение. На иконе мы видим, что Христос, принимая соборную молитву, благословляет через Богородицу-Церковь Свое творение.

Изображенные на обороте апостол Петр и мученица Наталия – видимо, святые, соименные заказчику этой иконы, так как новгородцы любили помещать на иконах своих небесных патронов. Но эти образы не случайны. Они соответствуют символике иконографии «Знамение». Апостол Петр почитается вместе с Павлом первоверховным. Он всю жизнь проповедовал Евангелие и собирал в Церковь стадо Христово. Укреплялась Церковь кровью мучеников, и, по апостольскому правилу, частицы мученических мощей полагаются в основание престолов и в антиминсы. Поэтому на иконе написана мученица Наталия.

В XVI и XVII веках новгородская икона поновлялась. Тогда на полях лицевой стороны были написаны новые фигуры святых и замене золотой фон.

Икона прославилась в 1170 году. Рассказ об этом удивительном событии записан в летописях, позже возникли устные легенды, а в середине XIV в. было создано известное в нескольких списках «Слово о знамении святой Богородицы»

Сейчас святыня находится в Софийском соборе Новгородского Кремля.

Богоматерь «Великая Панагия» («Оранта» Мирожская)

Впервые эта икона130 упоминается в псковских летописях под 1192 годом, где говорится о бывших от нее знамениях в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре. Но особую известность она приобрела во время морового поветрия в 1567 году, когда из глаз Пресвятой Богородицы истекли слезы и всем болящим, по молитве их к этой иконе было даровано исцеление. Видимо, в это время с иконы «в меру и подобие» была сделана копия, сохранившаяся поныне. Существует предание, что первообраз увезен в XVI веке Иоанном Грозным. Далее след его теряется.

Богоматерь «Оранта» Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. Псков

Настоящий список представляет собой одну из редких икон, на которой Пресвятая Богородица изображена в рост с вознесенными в молении руками. В символической чаше, образуемой складками мафория, – поясное изображение Богомладенца Христа без круга, как в иконографии «Воплощение». С двух сторон Божией Матери предстоят благоверные супруги Довмонт (†1299) и внучка св.блгв.кн. Александра Невского Мария Димитриевна (в иночестве Марфа, †1300). Эти образы без нимбов были написаны к древней святыне или при жизни супругов, или вскоре после их упокоения. Вверху справа и слева от Пресвятой Богородицы – поясные изображения архангелов. Насквозь пронизанная золотым сиянием монументальная фигура Божией Матери на каменной высеченной плите величественно неколебимо поднимается от земли до Неба.

В свете Божественной славы, Вся покрытая Ее золотыми лучами, Богородица будто застыла на той мистической грани, которая отделяет Царство Света от бренного тварного мира. Могучий купол мафория, неподвижные, почти архитектурные складки хитона не составляют сомнения в том, что здесь Богородица являет Собою зримый образ Церкви.

Церковь есть Тело Христово. И в Мирожской иконе дается этому наглядное художественное истолкование. Богородица и Христос показаны в совершенном единстве, так, что фигура одного является продолжением другого. Образ этого единения поддерживается также символически, запечатленный знаком литургической чаши. Тайна сия велика, – говорит апостол Павел, – по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32).

В Мирожском изводе образ Церкви предстает во всей полноте. Она «Столп и утверждение Истины», молитвенница за мир, соединяющая его с Богом. Она образ вечной Церкви, являющей грядущее, в котором все мироздание сошлось в едином Граде Святом Иерусалиме (Откр. 21, 18, 22–23).

Древняя святыня сейчас находится в псковском Мирожском монастыре.

Богоматерь на Престоле. Икона. Первая половина XVI в. Русь

В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы?

Икона Богородицы «Знамение» получила свою славу еще в XII веке, когда было страшная война на новгородской земле. Защитники этих земель понимали, что сила не на их стороне, поэтому они начали молиться Богу и Богородице, прося Высшие силы о помощи. На третьи сутки непрекращающихся молитв архиепископ услышал голос, который сказал о том, что необходимо в храме взять икону Божьей Матери и поместить ее на стену города. Все указания были выполнены, но враг не отступал. В итоге одна из стрел попала в икону, и лик Девы Марии обратился к городу и оросил его слезами. Это знамение напугало врагов и многие из них потеряли зрение. В итоге они начали стрелять друг в друга, и новгородцы легко разбили вражеское войско. С той поры эта икона стала храниться в Новгороде, где для нее построили отдельный храм.

Есть праздник, который посвящен иконе «Знамение», отмечают его 10 декабря. Образ можно купить в любой церковной лавке и поместить у себя дома.

В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы?

Для начала разберемся в иконографии образа. На иконе Божья Матерь изображена по пояс и с распростертыми руками, направленными к небу, а также Младенец, показывающий правой рукой благословляющий жест, а в левой он держит свиток. Также есть варианты, где Богоматерь изображается в рост.

Молитвы перед иконой «Знамение» Пресвятой Богородицы возносят для прекращения бедствий и трагедий. Этот образ является прекрасной защитой от видимых и невидимых врагов. Если в доме поместить икону, то можно не бояться пожаров, врагов и других проблем. Молитвы перед образом помогают возвратить потерянные вещи и наладить отношения в семье. Еще одно особое значение иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы – она помогает защититься от конфликтов и наладить отношения, как между соседями, так и между странами. Отправляясь в путешествие, рекомендуется молиться перед иконой «Знамение». Просить перед образом можно и об исцелении от разных заболеваний. К примеру, есть подтверждения, что многочисленные молитвы перед иконой помогли избавиться от слепоты и других заболеваний глаз.

Учитывая наличие большого количества икон Божьей Матери, которые схожи композицией, многие люди путают образы. Именно поэтому хочется сказать о том, что икона Тихвинской Божьей Матери и «Знамение», являются разными образами, у которых свое значение и история.

 

Икона-заступница: как найти свою икону

В советское время, когда государство всячески боролось с церковью, а все ее традиции считало «пережитками», для многих людей понятия «день рождения» и «именины» стали тождественными. А ведь это совершенно неверно – на протяжении многовековой истории христианства в России именины, то есть день святого, имя которого носит человек, всегда было важнее того дня, когда он появился на свет.

В старину в доме всегда была икона покровительница того святого, имя которого дано человеку при рождении.  Такая икона сопровождала его всю жизнь. Нередко это были иконы святых женщин, и в первую очередь, конечно же, икона Матери Божией, которая имелась в каждом, даже самом маленьком домашнем иконостасе.

Огромную роль играют святые женщины в православии. Их глубоко почитали и прославляли в дни их памяти. Сегодня далеко не всем знакомы женские иконы и их значение, но все больше женщин хотят узнать о том, в честь какого святой их назвали и какой именно подвиг совершила эта святая, ведь во времена гонений на христиан в первые века распространения истинной веры женщины проявляли не меньшее мужество под пытками, чем мужчины, и не отрекались от веры в Христа.

У православных принято дарить при рождении девочки женские иконы той святой, в честь которой ей нарекли имя. Но самая главная заступница – это икона Богородицы. В православной иконографии немало образов Богоматери, каждый из которых носит свое название. Считается, что людям, рожденным в определенный период времени, покровительствует определенная икона-заступница Матери Божией. Перед ней молятся об укреплении в вере, о даровании здоровья близким или исцелении от тяжких недугов, о преодолении жизненных трудностей, — словом, обо всем том, что составляет нашу земную жизнь, не забывая при этом возносить Богородице благодарность.

23 декабря — 21 января

Вы находитесь под защитой иконы Божией Матери «Державная». Она – ваша заступница перед Отцом Небесным, ей молятся и о личных нуждах, таких как исцеление от болезней или обретение любви, и о нуждах всего государства: о мире, о спасении земли Русской и избавлении ее от врагов.

22 января — 21 февраля

Вы находитесь под защитой иконы Божией Матери «Владимирская», обладающей чудотворной силой исцелять телесные недуги, особенно болезни сердца. Молитва ей помогает отводить от молящегося удары судьбы и поддерживает в тяжелых жизненных обстоятельствах; укрепляет веру, умиротворяет душу, помогает при природных бедствиях и смертельных опасностях.

22 февраля — 21 марта

Вы находитесь под защитой иконы Божьей Матери «Иверская». По преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой при жизни Богоматери, и она наставляла верующих смотреть на него, чтобы они получали частицу Ее силы и рожденного Ею Сына. Молитва перед этой иконой приносит в сердце умиротворение и утешение, укрепляет веру, исцеляет телесные недуги и помогает в сложных финансовых ситуациях.

22 марта — 21 апреля

Вы находитесь под защитой иконы Божьей Матери «Казанская», которая является списком с иконы византийского письма, именуемой «Одигитрия», то есть «Путеводительница». Она действительно сопровождает нас по жизненному пути, укрепляя веру и силу духа, возвращая здоровье, защищая от недругов и колдовских чар.

22 апреля — 21 мая

Вы находитесь под защитой иконы Божьей Матери «Споручница грешных». Живя в грешном мире и сами нередко греша, мы особенно нуждаемся в заступнице перед Господом, которой будет Богоматерь. Она поддержит в минуту отчаяния и ослабления веры, исцелит от скорби душевной и недугов телесных, не даст впасть в грех.

22 мая — 21 июня

Вы находитесь под защитой иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», у которой есть и другое название — «Избавление от бед страждущих». Она ограждает от искушений, а молитва перед ней вселяет в душу силы, очищает ее от пороков и пагубных пристрастий, помогает обрести мир в семье.

22 июня — 21 июля

Вы находитесь под защитой иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», где Богородица явлена во всем своем величии и окружены людьми, которые со всех сторон обращаются к ней со своими бедами и упованиями. Чудотворные свойства иконы неоднократно подтверждались, а молитвы перед ней избавят от бед и просветлят душу.

22 июля — 21 августа

Вы находитесь под защитой иконы «Покров Пресвятой Богородицы». Как Своим покровом, укроет она молящихся от житейских бед, дарует благодать и станет истинной заступницей перед Господом. Главное – чтобы молитва шла от чистого чердца.

22 августа — 21 сентября

Вы находитесь под защитой иконы Божьей Матери «Страстная», которая помогает сберечь счастье и гармонию в семье, сохранить домашний очаг, защититься от сплетен и зависти, от козней  недоброжелателей.

22 сентября — 21 октября

Вы находитесь под двойной защитой: иконы Божьей Матери «Почаевская» и «Воздвижение Креста Господня». Крест, на котором был распят Спаситель, простирает на вас свою животворящую силу, а Матерь Божия защитит от предательства, сплетников и завистников, дарует справедливость и укрепляет веру.

22 октября — 21 ноября

Вы находитесь под защитой иконы Божьей Матери «Скоропослушница», неоднократно являвшей чудеса исцеления от смертельных недугов, физических и душевных. Молитва перед ней даст духовное прозрение и избавление от сомнений, поможет разобраться в самой сложной ситуации.

22 ноября — 22 декабря

Вы находитесь под защитой двух икон Божьей Матери – «Тихвинская» и «Знамение». Мать Божия Тихвинская оберегает детей. Ей молятся об их здоровье, о защите от дурных влияний, о крепости уз между ними и родителями, а также о верных друзьях.

Икона «Знамение» убережет от грабителей и лиходеев, вернет то, что было утеряно или украдено, поможет в исцелении болезней, а также в прекращении междоусобных войн.

Загрузка...

Тайны канонической иконы. Богословие одежды

Читайте также: О чем говорят жесты на иконах?

Иконы, словно раскрытые книги, которые говорят лучше слов – надо только научиться читать их. И тогда любая, даже незаметная деталь иконы – бахрома, застежка плаща или нашитая на одежду полоска – раскроет перед нами глубокие богословские тайны, укрепит в вере и научит истинам Православия. Сестры-иконописцы Ново-Тихвинского монастыря рассказывают о том, что означают на иконах детали одежды.

Иконы Спасителя. Господь Иисус Христос, как Царь царей и Господь господей, традиционно изображается в одеждах, которые носили знатные сановники Римской Империи: хитоне, напоминающем длинную рубашку, и гиматии, верхней одежде (по сути, это прямоугольный отрезок ткани, наброшенный поверх хитона в качестве плаща). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности.


Господь — Вседержитель

На правой стороне хитона Господа Иисуса Христа изображается клав — нашивная вертикальная полоса, символ царской власти византийских императоров. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.

На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя. В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, могли носить только царственные особы. Это одеяние было окрашено чрезвычайно редким красящим веществом — пурпуром, который добывался из пурпурных желез морских моллюсков. Пурпур был настолько дорогим, что даже самые знатные римские граждане могли позволить себе только пурпурные полоски на своих одеждах. А когда изнашивалась царская порфира, окрашенная пурпуром, ее не уничтожали, а разрезали на небольшие лоскутки, которые раздавали как награду отличившимся государственным деятелям.

Иногда Спасителя изображают и в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. Так, на иконе «Спас в Силах» Господь изображен в одеждах золотого цвета, напоминающих нам о сиянии Его небесной славы.


Преображение

На иконе «Преображения» Спаситель облачен в белые одежды, в соответствии с Евангельским описанием преображения Господня: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Белый цвет, как и золотые лучи, символизирует нетварный Божественный свет.


Икона Пресвятой Богородицы из деисисного чина.

Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Царя Христа.


Икона Божией Матери «Знамение.

По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту.


Владимирская икона Божией Матери

Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи, которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.


Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский

Святители , то есть прославленные Церковью архиереи, например, святые Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и другие, изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у святителей может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями. Архиерейская митра символизирует терновый венец Спасителя.


Святитель Тихон Задонский

Отличительная деталь облачения святителей – саккос, который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.

Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст

Иногда на иконах святители, например святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, изображаются не в саккосе, а в фелони – длинном и широком одеянии без рукавов, в которое в наше время облачаются при совершении богослужений иереи. Особенность этих фелоней в том, что они украшены множеством крестов, отчего и называются полиставрии (с греческого «многокрестие»). Дело в том, что в древности именно полиставрий был облачением архиереев, а саккос стал постепенно заменять его только в XV столетии, и поэтому архиереев, проводивших свою жизнь до этого времени, часто изображают в древнем одеянии.


Фрагмент иконы «Учители умного делания». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Нередко встречаются изображения святителей и в архиерейской мантии. У плеч и спереди внизу на мантию нашивают скрижали – платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Например, на иконе «Учители умного делания» на архиерейской мантии святителя Игнатия (Брянчанинова) внизу изображены скрижали с вензелем «Е» — епископ и «И» — Игнатий.


Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий.

По традиции епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов – в голубых мантиях, а патриархов – в зеленых. Мантия, сама по себе символизирующая особое Божественное покровительство, имеет на себе еще один символ – так называемые источники, или струи. Три ряда красных и белых полос, во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости, припадая к которым церковный иерарх черпает мудрость и благодать Божию, чтобы передавать их своей пастве.


Вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Фрагмент иконы.

Мученики и благоверные князья нередко изображаются на иконах в одеждах воинов, подобных тем, какие носили в Византии и Древней Руси. Хитон воины носили короткий, назывался он тельник, на него одевали латы, защищавшие воина от вражеского оружия. На иконах угодников Божиих латы напоминают о том, что благодать защищает воинов Небесного Царя от невидимых врагов. Латы бывают нескольких видов, но чаще всего на иконах изображают кольчуги – кольчатые «рубахи» с короткими рукавами и чеканным щитком на груди. Одеяние воинов на иконах полностью совпадает с древними одеждами. Например, если мученики изображены в рост, то на ногах у них обычно бывают ноговицы – они соответствуют современным брюкам, и кампаги – обувь византийских воинов, напоминающая сапоги.


В центре иконы — благоверный князь Александр Невский.

.

Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он назывался хламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье.


Вмц. Ирина Македонская

На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство. На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно.


Царственные Страстотерпцы

Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник. Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия.


Равноапостольная княгиня Ольга

Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя.


Преподобный Сергий Радонежский

Преподобные имеют особенные одеяния — хитон, мантию, клобук. Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.


Преподобный Серафим Саровский

Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать!» Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему   великому Царю-Христу.

Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного.


Икона «Учители умного делания»

Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве, называемом иначе схимой. Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль — остроконечный головной убор — напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.


Вмц. Анастасия Узорешительница

Святые жены: мученицы, праведницы, жены-мироносицы на иконах изображаются с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению.


Прп. Мария Египетская

Но иногда святых жен изображают и с непокрытой головой. Например, так пишут преподобную Марию Египетскую в напоминание о том, что она лишилась своих одежд за время долгого пребывания в пустыне — они истлели. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии не только от мирских удовольствий, но даже и от того, что необходимо для жизни, знак исключительной аскетически-покаянной жизни этой преподобной, восшедшей из глубины греха на непостижимую высоту святости.


Мц. Вера

Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

В следующих материалах вы узнаете об особенностях иконографии пророческого лика, а также ангельских чинов.

В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.

Словарь «Правмира» — Икона


Смотрите также