Владыка это кто


владыка — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. влады́ка влады́ки
Р. влады́ки влады́к
Д. влады́ке влады́кам
В. влады́ку влады́к
Тв. влады́кой
влады́кою
влады́ками
Пр. влады́ке влады́ках
Зв. влады́ко  —

вла-ды́-ка

Существительное, одушевлённое, общий род (может согласовываться с другими частями речи как мужского, так и женского рода), 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -влад-; суффикс: -ык; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. книжн. повелитель, обладающий всем, властелин ◆ Владыкой мира будет труд. «Интернационал» ◆ В Петербурге нет времени ни для науки, ни для чтения, а владыка — язык французский. А. А. Бестужев-Марлинский, «Фрегат «Надежда»», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Такими простыми мерами, какие мною описаны, княгиня без фраз достигла того, что действительно вошла в народ, или, как нынче говорят: «слилась с ним» в одном русле и стояла посреди своих людей именно как владыка, как настоящая народная княгиня и госпожа… Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. церк. архиерей обычно с оттенком почтительности ◆ Мне было двадцать лет, и уже преосвященнейший владыка нашей епархии назначал меня ставленником в диаконы; из милости к отцу моему и ко мне ожидал только хорошей ваканции, т.е. чтобы поставить меня диаконом в сытное место, где бы мне можно было со временем быть и священником. О. М. Сомов, «Сватовство», 1831 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Я это наверное знаю, потому что наш владыка был здесь в Петербурге, и его регент, который с ним тоже был здесь, все это мне самой рассказывал. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Однажды, по какому-то, чуть ли не официальному случаю, владыка должен был обедать у губернатора. В. В. Крестовский, «Панургово стадо», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. повелитель, властелин, властитель, господин
  2. архиерей
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ВЛАДЫКО - это... Что такое ВЛАДЫКО?

  • Владыко — Сюда перенаправляется запрос Господин. На тему «Господин» нужна отдельная статья. Владыка (от «владеть»; калька c греч. ηγεμον (игемон), титула, принятого у православных греков): обращение к пресвитерам и архиереям в русском, сербском и… …   Википедия

  • владыко — зват. падеж от владыка …   Cловарь архаизмов русского языка

  • владыко — см. владыка …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • Владыко — – 1) так наз. высшие иерархи церкви; 2) в Черногории влад. наз. правители ее, в руках которых находилась церковная и гражданская власть …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Господи владыко, твоя рука велика, а моя хоть и боле, да нет ей воли. — Господи владыко, твоя рука велика, а моя хоть и боле, да нет ей воли. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Господи владыко — Устар. Прост. Выражение сильного удивления, неудовольствия. Прошу не умничать, сказал я своему дядьке; сейчас неси сюда тулуп. Господи владыко! простонал мой Савельич. Заячий тулуп почти новёшенький! (Пушкин. Капитанская дочка) …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • господи владыко — межд. разг. Возглас, выражающий сильные обычно неожиданные чувства: радость, испуг, удивление и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Втор.3:24 — Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? 3Цар.8:42 Пс.67:8 Пс.88:7 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Второзаконие 3:24 — Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? 3Цар.8:42 Пс.67:8 Пс.88:7 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • ВЕНЧАНИЕ БРАКА — [греч. στεφάνωμα (τοῦ γάμου)], основная часть чина церковного благословения брака в правосл. Церкви и у нехалкидонитов. В античной и эллинистической Греции был широко распространен обычай украшать дом, где проходило брачное торжество, цветами, а… …   Православная энциклопедия

  • Почему священников называют "владыка"? Не слишком ли это высоко? Почему тогда не "властелин" или "повелитель"?

    Каков поп - таков и приход )))

    Эротические фантазии?)))

    "Владыка" называют патриарха. И священник и не священник равен перед Богом.

    Не священников а архиереев от «владеть» ; калька c греч. ηγεμον (игемон)

    - Владыко.. . владыко.. . а Россия то на посту. - Да храни её господь...

    Им нравится.... а Богу- отвратительно такое.

    Можете называть их и так. Я думаю они на Вас не обидятся.

    Обычно, подходя ко священнику, совершают небольшой кивок-полупоклон и просят благословения: "Благословите, батюшка". Священник отвечает "Бог благословит". После этого уже приступают к разговору. Прощаются также, при этом складывают руки крестообразно лодочкой. Впрочем, если поздороваетесь по-мирски, ничего страшного не произойдет, хуже если промолчите. А вот рукопожатие со священником не принято. О церковном этикете: <a rel="nofollow" href="http://www.zavet.ru/novo/novo.php?itemid=172" target="_blank">http://www.zavet.ru/novo/novo.php?itemid=172</a> В устной речи затем допустимо, с тем, чтобы не нагромождать всякий раз эти наименования, именование архиереев "Владыка": "владыка Мефодий", "владыка Кирилл", "владыка Евгений… " Когда мы в третьем лице говорим об архиерее, то в устной речи допустимо несколько вариантов. Можно сказать: "Митрополит Кирилл сказал… ", "Владыка Иоанафан подписал обращение… ", можно сказать "Его Высокопреосвященство (когда понятно, о ком речь идет) обратился к собравшимся со словом приветствия… " И такие формы будут взаимозаменяемы и корректны. Если мы в письменной форме обращаемся к архиерею, то обычно начало письма, начало обращения следует сделать в такой форме: "Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек" от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага) ". И далее в письме мы излагаем: "Ваше Преосвященство, спешу доложить вам и т. д. " Такого рода обращение покажет церковную корректность и знание церковного этикета со стороны людей, которые будут так обращаться к архиерею. <a rel="nofollow" href="http://homutovo.ru/questions/q_etiket.html" target="_blank">http://homutovo.ru/questions/q_etiket.html</a>

    Священников не называют "Владыка".

    Владыками называют епископов, а священник это вторая степень священства. Без епископа нет Церкви, они приемники апостольской благодати, только епископ может совершить рукоположение в священную степень: диакона, священника. Он собой олицетворяет самого Христа, взявшего заблудшую овцу- человечество- на свои плечи, что символизирует амофор- часть архиерейского облачения. Он управляет и несет ответственность за епархию, вверенную его руководству.

    Владыка - это относится к епископскому сану (епископам, архиепископам, митрополитам, а к патриарху добавляется святейший)!! ! К священникам – (иереям, протоиереям, иеромонахам, игуменам, архимандритам) можно обращаться просто: батюшк

    Вот интересно, есть ли конфессии, которые запрещают детям говорить слово "отец", обращаясь к папе, или "учитель", говоря про школьных учителей или учителей танцев? В соответствии с недвусмысленным словом Писания отныне верующий должен называть школьных учителей инструкторами (инструктор по математики ), а к папе обращаться - "родитель". "Владыко" - в основном это обращение к архиереям, то есть, к епископам, управляющим и паствой, и хозяйством той или иной епархии. Но это звание имеет и богословский смысл указывая, что священник преимущественно являет образ Христа, носит на себе благодать священства. "Где епископ - там и Церковь"

    Епископ — Википедия

    Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й (греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + ἱερεύς — «священник», «жрец»).

    Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали за христианами конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над пресвитерской и диаконской.

    С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — архиепископа, митрополита, патриарха, папы, термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиере́й (греч. ἀρχιερεύς). В греческом православии общим термином обычно является греч. ιεράρχης’ (иера́рх — «священнонача́льник»).

    Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем (первосвяще́нником)[1] по чину Мелхиседекову во веки»: греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα» (Евр. 6:20).

    Епископ в Новозаветное время[править | править код]

    В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим пять упоминаний слова «епископ» (греч. ἐπίσκοπος):

    В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем (в подлиннике — „Епископ“) душ Ваших» (1 Петр 2, 25): греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν».

    Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви[править | править код]

    Канонические основания и роль епископа в Церкви[править | править код]

    По учению как Православной, так и Католической церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть прямое принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

    Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться собором епископов (то есть несколькими епископами) — минимум двумя епископами (Первое Апостольское Правило).

    Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии[2]. Всякий священник может совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

    Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии (кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно Патриарху — Предстоятелю поместной Церкви).

    К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12-м и 48-м Правилах Трулльского собора (Известного также как «Пято-шестой»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа». В практике Русской Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать хиротонию в епископа только над лицами, принявшими монашеский постриг в малую схиму. Примерно в это же время исчезли хорепископы — епископы сельских округов и отдельных приходов (епископы, не имеющие ни епархий, ни высоких должностей).

    Епископ в православии[править | править код]

    Епископство в России[править | править код]
    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

    В 961 году состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого архиепископа Магдебургского), подчинявшегося Римскому папе.

    В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич с подданными принял христианство от греков. Первый Митрополит Киевский и всея Руси Михаил, прибывший в Киев для постоянного пребывания, был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

    В истории Русской церкви было несколько случаев политических разногласий и даже конфликтов между епископами и государственными властителями — князьями, царями. До 1448 года русские епископы обычно утверждались на служение решением Константинопольских патриархов и обычно были греками. Первым Киевским митрополитом из русских был Иларион Киевский.

    В 1155 году Юрий Долгорукий изгнал митрополита Киевского Климента Смолятича, поставленного в 1147 году на митрополичью кафедру по инициативе великого князя Изяслава II Мстиславича без санкции патриарха. За приверженность церковной дисциплине епископа Новгородского Нифонта во время киевского раскола патриарх Константинопольский предоставил Новгородской кафедре автономию от Киева. Новгородцы стали избирать ставленника в архиепископа Новгородского на своём вече из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 году новгородцы впервые самостоятельно избрали ставленником в архиепископа Новгородского Аркадия, а в 1228 году сместили Арсения.

    Наиболее острый конфликт случился между Новгородскими архиепископами и великими князьями Московскими в XIV—XV веках.

    Избрание в Москве епископа Рязанского Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 году ознаменовало фактическую автокефализацию Московской церкви (северо-восточной части Русской церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

    Имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривал минимальным 35-летний возраст для ставленника (кандидата) во епископы, а в исключительных случаях — 25-летний.

    В синодальную эпоху (1700—1917) возведение в епископский сан, равно как и перемещение архиереев в иную епархию, производилось по указу императора Святейшему синоду. После падения монархии (1917) в течение нескольких лет имела место выборность епископата (духовенством и мирянами епархии). В современной Русской православной церкви архиерейские хиротонии и назначения производятся решением Священного синода, наблюдается процесс деления епархий и увеличения количества епископов для активизации церковной деятельности. Порядок совершения церковного поставления во епископа находится в Чиновнике архиерейского священнослужения[3].

    Епископ в Римско-католической церкви[править | править код]

    Герб епископа.

    В Римско-католической церкви епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

    Совершенно особое место в епископате принадлежит Епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями I Ватиканского собора.

    В соответствии с догматической конституцией II Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы»[4].

    Епископ в протестантизме[править | править код]

    Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые (или избираемые) административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Это связано с отрицанием апостольской преемственности в понимании исторических церквей.

    С началом эпохи Реформации служение стало рассматриваться не как «sacerdotium» — «жертвенное служение», но как «ministerium» — «обслуживающее служение», которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании (артикул V) служение называется «ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta» — «служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств», которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквях и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются также председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на конференциях, делать назначения и рукополагать в диаконы и в пресвитеры и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

    Отличие протестантского епископа от простого пастора заключается в практике визитации (посещения приходов) подчинённой ему епархии[5].

    Исключением являются лишь епископальные протестантские церкви (например, Англиканская церковь), где епископы, как и в Католической церкви, считаются священнослужителями-преемниками апостолов, имеющими в своих епархиях всю полноту апостольской власти.


    Смотрите также