В какой день святой на руси начинали мять льны


Параскевы Льняницы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Параске́вы Льняни́цы — день в народном календаре славян, приходящийся на 28 октября (10 ноября). В этот день крестьянки мяли новый лён и приносили «первину» в церковь. Украинские и белорусские женщины почитали Параскеву Пятницу, которую считали хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой»[1].

рус. Льняница, Льняные смотрины, Трепальницы[2], Бабья заступница, Параскева Пятница, Пятина, Петна, Козьмодемьянская Пятница, Великая мать всего живого, Мать — сыра Земля, День Макоши, День Прасковьи-временной, Параскева Льняница, Прасковьи-льняницы, Ненилы Льняницы [2]; белор. Пяцёнка, Макоша, Чернёвка[2].

Параскеве-Пятнице молились при разных болезненных состояниях, о покровительстве семейному очагу, в супружеском бесплодии, о достойных женихах и невестах, а также о здравии младенцев. Преподобному Иову, игумену Почаевскому молились при различных недугах. Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому молились об исцелении от грудной болезни, о просвящении разума, научении духовной грамоте, о помощи в трудном учении, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к нищим и беззащитным, о помощи в бедности и нужде[3]

14 и 28 октября по ст. стилю — даты христианской святой Параскевы, которая заслонила архаичный культ Макоши[4]. Если 14-го октября — день святой Параскевы приходится на пятницу, то она зовётся Параскевой-Пятницей[5].

По болгарским сказаниям, «света Петка-Парашкева» носит на голове лучезарный венок, очень добра и охотно помогает женщинам в их домашних работах; 28 апреля старухи оставляют ей на дворе хлеб и крашеное яйцо, с полным убеждением, что она придёт ночью и съест то и другое; а 28 октября сбирают со всех домов хлеб, вино и мёд и после молебствия празднуют св. Пятнице[6].

У славян считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле её просили дать лёгкие роды и здоровых детей. Макошь считалась, кроме всего указанного выше, и покровительницей торговли. Торговым, базарным днём на Руси с незапамятных времен была пятница[7]. Об уважении к Макоши свидетельствует и специальный «пятничный календарь», в котором указаны двенадцать праздничных пятниц и особая пятничная неделя [8].

28-го октября (по ст. стилю), когда чтится память святой Параскевы, поселяне кладут под её икону разные плоды и хранят их до следующего года[9]. Крестьянки мнут новый лён и приносят «первину» в церковь. С Параскевой связывают оберег-верёвочку, сделанную из шерсти и повязываемую на правое запястье[10].

К этому дню во многих местах приурочивали начало мятья и трепания льна. Первину — первый обтрёпанный пучок льна — женщины освящали в церкви и прикрепляли к иконе святой Параскевы[11].

В этот день женщинам категорически запрещается прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считается, что Пятница может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене[12].

  • На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лён[13].
  • Мни лён доле и волокно будет доле[14].
  • Параскева-пятница — бабья заступница, крестьянок защитница [15].
  • В пятницу нельзя прясть, а шить можно[14].
  • Кто в пятницу много смеётся, тот в старости много будет плакать[16].
  1. ↑ Левкиевская, Толстая, 2009, с. 632.
  2. 1 2 3 Усачева, 2004, с. 93.
  3. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 289.
  4. ↑ Рыбаков, 1994, с. 387.
  5. ↑ Коринфский, 1901, с. 423–424.
  6. ↑ Афанасьев, 1995, с. 123.
  7. ↑ Невский, 1990, с. 71.
  8. ↑ Толстая, 2005, с. 544.
  9. ↑ Чичеров, 1957, с. 58.
  10. ↑ Лаврентьева, Смирнов, 2004, с. 210.
  11. ↑ Мадлевская, 2005, с. 746.
  12. ↑ Чичеров, 1957, с. 59.
  13. ↑ Грушко, Медведев, 1996, с. 567.
  14. 1 2 Некрылова, 2007, с. 523.
  15. ↑ Усов, 1997, с. 153.
  16. ↑ Максимов, 1903, с. 514.
  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1. — 1221 с. — ISBN 5857591420.
  2. Грушко, Е. А., Медведев Ю. М. Словарь имен : Учеб. пособие по русскому яз., литературе, истории в ср.шк., колледжах, гимназиях и вузах. — Нижний Новгород: Русский купец, 1996. — 655 с. — ISBN 5-88204-040-X.
  3. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  4. Коринфский А. А. Октябрь-назимник // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 416—425.
  5. Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор. — СПб.: Паритет, 2004. — 445 с. — ISBN 5-93437-117-7.
  6. Мадлевская Е. Л. Параскева // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 745–746. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13535-6.
  7. Максимов С. В. Двенадцать пятниц // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 514.
  8. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  9. Параскева Пятница / Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 631–633. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  10. Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
  11. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  12. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994. — 608 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-02-009585-0.
  13. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  14. Лен / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 91–96. — ISBN 5-7133-1207-0.
  15. Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  16. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.

ru.wikipedia.org

Параскева Грязниха — Википедия

Параскева Грязниха

Тип народно-христианский
Иначе Параскева Пятница, Трепальница, Льняница, Порошиха, Прасковьи-трепальницы
Также Параскева (церк.)
Значение начинали мять и трепать лён или коноплю для пряжи
Отмечается православными славянами
Дата 14 (27) октября
Традиции рассказывают поверья о Параскеве Пятнице, женщины старались не работать
Связан с с почитанием культа Параскевы Пятницы

Параске́ва Грязни́ха — день в народном календаре славян, приходящийся на 14 (27) октября. В этот день женщины почитали Параскеву Пятницу, которую считали хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой»[1].

рус. Параскева Пятница[2], Параскевы-льняницы, Параскевы-трепальницы[3], Льняница, Порошиха[2], Прасковьи-трепальницы,[4]; укр. День Параскеви-П'ятниці, свято Параски, Параски[1]; белор. Параскі, Параскева Пяценка, Параскімка, Параскоўя[1], Назар, Параскева, Мікола, Сільван[5]; полес. Параскева, Параскевия, Параски, Параскимка, Парасковея, Парашки, Перши Пятенки, Пятенки, Терновка[6][1]; болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден[7]; макед. Петковден[7]; серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан[7].

По одной из версий, на Параскеву Пятницу и её культ были перенесены некоторые черты главного женского божества восточнославянского пантеона — Мокоши. Также соотносится с Богородицей[8].

Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. С этого дня начинают мять и трепать лён: «мни и толки льны с грязнихи»[2].

Главным содержанием этих праздников является соблюдение запретов на «женские» работы, а также жертвоприношения, хождения к источникам, молебны[9].

У белорусов-католиков и полещуков в этот день: «нельзя прясть, пахать, выносить золу и делать щёлок для стирки белья»[10].

В Полесье существовала особая пятницкая икона: «Пятница такая икона тёмная. Тмяная, грусная сидить жэншчына да праде куделю»[11].

Параскеву Пятницу считали «бабской святой» — «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей». Параскеве, так же, как и Богородице на Покров, девушки молились о замужестве: «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!» (Архангельская губ.)[2]. А могли сделать наговор на гребёнку: «Стану я раба Божия (имя), гребёнку надевать, женихов к себе зазывать. Как пчёлки на мёд летят, на цветки глядят, так бы и ко мне женихи спешили. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После наговора девушка носила гребёнку семь дней подряд[12].

Если какой стук ночью в бабьем куту слышался, то хозяйка, обходя с куделью или с пряжей углы дома, по-доброму ласково говорила[13]:

Шум-шумок, ты чего спохватился?
Аль с радости? Аль с печали?
Коль на радости — стучи,
Коль на горе — молчи!
Приходи вчера!

Среди крестьян повсеместно рассказывалось поверье, будто молодая женщина Пятница ходит по земле и примечает, кто как живёт, соблюдает ли обычаи и пятничные запреты. Одних она наказывает, других милует и даже награждает[14].

"Попался ей раз навстречу по дороге работник, который отошёл от хозяина. Сел этот прохожий закусить, а к нему и напрашивается неведомая красавица, чтобы разделить с нею хлеб-соль. Поели они. «Вот тебе за то награда: иди в это село, найди там богатую девушку-сиротку, бери её за себя замуж. А я даю тебе сто лет веку». Он так и сделал. Жил он ровно сто лет, и пришла к нему Пятница с тем сказом, что пора-де умирать. Умирать не хочется: «Прибавь еще одну сотню!» Прибавила. Когда исполнился последний день второй сотни лет, она опять пришла. «Еще прибавь сотню!» Прибавила[15].

Жил-жил человек, и самому даже надоело, и такой он стал старый, что по всему телу мох вырос. Приходит святая Пятница и смерть с собой привела: «Ну, теперь пойдём. И вот тебе хорошее местечко здесь остаться». Место очень понравилось, но она повела на другое, которое ветхому старику ещё больше полюбилось. Когда привела его на третье, то отворила дверь и пихнула его прямо в ад и промолвила: «Когда бы ты помер на первой сотне лет своих, то жил бы в первом месте, на второй — на втором месте, а то в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?»[2].

  • Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей»[2].
  • На грязнуху не бывает сухо[2].
  • На грязниху большая грязь — четыре седмицы до зимы[2].
  • Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь[2].
  • Мни и толки льны с грязнихи[16] .
  • Мни лён доле и волокно будет доле[2].
  1. 1 2 3 4 Левкиевская, Толстая, 2009, с. 632.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Некрылова, 1991, с. 381.
  3. ↑ Тульцева, 2000, с. 132.
  4. ↑ Калинский, 2008, с. 46.
  5. ↑ Васілевіч, 1992, с. 593.
  6. ↑ Толстая, 2005, с. 164, 171, 201, 247.
  7. 1 2 3 Левкиевская, Толстая, 2009, с. 633.
  8. ↑ Левкиевская, Толстая, 2009, с. 631.
  9. ↑ Левкиевская, Толстая, 2009, с. 631–632.
  10. ↑ Сахараў, 1936.
  11. ↑ Толстая, 2005, с. 203.
  12. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 281.
  13. ↑ Рожнова, 1992, с. 35.
  14. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 280.
  15. ↑ Некрылова, 1991, с. 382.
  16. ↑ Мадлевская, 2005, с. 697.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Эксмо, 2008. — ISBN 978-5-699-27691-2.
  • Параскева Пятница / Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 631—633. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Мадлевская Е. Л. Иван Купала // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 736. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13535-6.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Рожнова П. Обереги Полины // Наука и религия. — М., 1992. — № 1. — С. 32–35, 39. — ISSN 0130-7045.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  • Тульцева Л. А. Календарные праздники и обряды (по материалам ХІХ–XX века) // Русские: народная культура (история и современность) / отв. ред. И. В. Власова. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — С. 128–205. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Сев / Узенёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 602—607. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Беларускі календар. 1937 год / Уклад. С. П. Сахараў. — Рыга, 1936. (белор.)
  • Сахараў С. П. Народная творчасць латгальскіх і ілукстэнскіх беларусаў. — Рыга, 1940. (белор.)

ru.wikipedia.org

Русский месяцеслов — Википедия

1 августа
(01.08/14.08)
Медовый спас, Маккавей
Называется Медовым, так как считается, что с этого дня пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов. «Пасечники заламывают (подрезают) соты». Первые оводы лета.
2 августа
(02.08/15.08)
Сеновал, Степан
К этому времени в лугах отрастала отава — «второе сено». Начинали косьбу: Отава (осеннее сено) летнее прибережёт". Дни 2 — 6 августа считаются показателями погоды на сентябрь — январь.
3 августа
(03.08/16.08)
Вихревеи, Малинник, Антон
Каковы Антоны-вихревеи, таков октябрь. Допрашивают вихри о зиме: берут нож етуха, выходят на пересечение дорог, втыкают нож в перекресток и ждут вихрь.
4 августа
(04.08/17.08)
Малиновка, Огуречница, Сеногной, Авдотья
Поспевает малина лесная. Последний сбор огурцов. Другое названия дня — Сеногной. Раньше скошенная трава на граблях сохла, а сейчас — сено в зародах сгорается, коли смётано впопыхах.
5 августа
(05.08/18.08)
Житник, Евстигней
На Евстигнея жнивы заклинали на все четыре стороны, призывали Мать-сыру землю на помощь. Жали всегда молча. Гадали о погоде в декабре.
6 августа
(06.08/19.08)
Яблочный спас, Преображение
До яблочного спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот с этого дня, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
7 августа
(07.08/20.08)
День больных и сирот, Пимены-Марины
Полагалось потчевать больных и сирот яблоками, мёдом и пирогами. Ночи становятся прохладными. По аистам гадают об осени: «Если аисты готовятся к отлёту, осень будет холодной».
8 августа
(08.08/21.08)
Ветрогон, Мирон (ранний)
Предки говорили: «Ветер — Божие дыхание. Оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким». Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным.
9 августа
(09.08/22.08)
Змеесос коров, Матфей
В этот день сушат зелень. День Матфея — змеесоса коров. Считают, что в этот день змей сосёт коров, поэтому их не выгоняют на паству.
10 августа
(10.08/23.08)
Праздник мельника, Лаврентий
Почёт водяной мельнице. Первый сноп несут на мельницу, чтобы испечь первый хлеб и караваи из муки нового урожая. На Лаврентия день обычно тихий. Гадают о погоде по воде.
11 августа
(11.08/24.08)
Козы, Василий, Евпл
Василий «овцам шерсть даёт» зимнюю. Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой, песни, и бегает белый конь.
12 августа
(12.08/25.08)
Праздник огня, Фотя-поветенный
Фотя-поветенный хозяину покоя не даёт — на поветь зовёт. Надо было разобраться там, чтобы было куда убирать летнюю упряжь, соху, борону. С 12 августа возможны первые заморозки в воздухе.
13 августа
(13.08/26.08)
Спасовские деды, Максим-исповедник
В этот день убираются в погребах, проверяют, не завелось ли там гнили или сырости. В субботу перед Максимом-исповедником поминают предков.
14 августа
(14.08/27.08)
Тиховей, Михей
День известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. хеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается. На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени.
15 августа
(15.08/28.08)
Обжинки, Дожинки, Большая пречистая, Успение
К середине августа заканчивается жатва, отсюда и название праздника — Спожинки. этого дня вновь начинают водить хороводы. С Успенья солнце засыпает.
16 августа
(16.08/29.08)
Хлебный спас, Ореховник
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах».
17 августа
(17.08/30.08)
Вдовьи помочи, Мирон-ветрогон
В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Не забывали о домах, где хозяина не было.
18 августа
(18.08/31.08)
Лошадиный праздник, Флор и Лавр
Лошадей по общему и неизменному правилу в этот день кормят в полную сыть ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято.
19 августа
(19.08/01.09)
Тепляк, Андрей Стратилат
В этот день отмечался южный ветер — тепляк. И, одабривая его, кивали на поле: «Хороши нынче овсы стоят». Когда тепляк распускал тёплые туманы — то косы ждать не заставляли.
20 августа
(20.08/02.09)
Свекольница, Самойлин день
Наступает пора дергать свеклу, морковь. Свекольница — девкам невольница. добно своему огороду кланяться. В этот день «Самойло Пророк сам о мужике молится».
21 августа
(21.08/03.09)
Льняница, Василиса
Судили-рядили крестьяне: не пора ли дергать лен? В прозелень лён выбирать — волокна не потерять. Мол, семя — оно и в снопах дозреет.
22 августа
(22.08/04.09)
Огуменник, Потехи лешего, Агафон
Ночь под Агафона отличается, по поверью крестьян, проделками леших: «На Агафона леший из лесу в поле выходит», — бегает по сёлам и деревням, раскидывает снопы по гумнам.
23 августа
(23.08/05.09)
Брусничник, Луппа
Луппа ходит. Рыжий мужик по спинам лупит. Нагнись — брусника поспела, шевелись — овёс в поле дошёл. Луппенские заморозки на овёс садятся, брусникой сластятся.
24 августа
(24.08/06.09)
Заря тихая, Евтихий
Зоря эта сентябрьская окликает будто всякого, кто в одиночку собирается в лес. В этот день то ли цветок какой по полянам катается, то ли огонь ожечь норовит, манит в глубокую чащу.
25 августа
(25.08/07.09)
Гриборост, Замолотки, Тит
Тащит Тит в корзине последний гриб. Самый ядрёный, без червоточинки. Ягоды на столе — подспорье, грибы — снедь. Грибы грибами, а молотьба за плечами.
26 августа
(26.08/08.09)
Овсяницы, Наталья Овсяница
С этого дня в одних местах начинают косить овёс, а в других оканчивается уборка овса. Поселяне в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп, несут его с песнями в свои избы.
27 августа
(27.08/09.09)
Рябинник, Пимен
Первый поклон рябиннику. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.
28 августа
(28.08/10.09)
Скирдник, Савва
В эту пору идёт усиленный вывоз снопов, хлеб складывается в одонья, кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья.
29 августа
(29.08/11.09)
Полетовщик, Иван-постный, Головосек
День — осени отец крёстный. Окончание мужицкого и начало «бабьего» лета. трогий однодневный пост. «Репный» праздник отмечается без песен, но обильной едой и угощением нищих и странников.
30 августа
(30.08/12.09)
Свытник, Александров день
До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли. Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай.
31 августа
(31.08/13.09)
Журавлиное вече, Куприян
Журавли покидают родные Болота. Будто слышим из осеннего неба мы в сентябре: Прощай, матушка-Русь, я к теплу потянусь". Это слово журавлиное, горькое.

ru.wikipedia.org

В день какой святой на Руси начинали мять льны, готовить их для пряжи?

1

В день какой святой на Руси начинали мять льны, готовить их для пряжи? В этот день лён приносили в церковь для освящения, в этот день зимней работы, в первую очередь готовились к пряжам. О какой святой идёт речь?

9 букв

11 ответов:

2

Речь о святой, которую при рождении назвали в честь пятницы - кануна праздника. Она жила в 3-м веке, пострадала во времена Диоклетиана за христианскую веру и была казнена.

Зовут эту святую - Параскева. По другому ее еще называют Параскева- Пятница. Она покровительствует полям и скоту. День святой - 28 октября.

Ответ отмечен как лучший!

3

Каждый год 28 октября на Руси в церкви освящали отпаренную первину льна. В этот день поминали святую Параскеву. Она являлась покровительницей всех зимних работ, а так же полей и скота.

Верный ответ: ПАРАСКЕВА.

2

Эта святая считалась покровительницей зимних работ, а именно прядения.

в день ее памяти раньше в церковь ей приносили оттрепанную первину льна.

Также ее считают покровительницей полей и скота.

Верный ответ - Святая великомученица ПАРАСКЕВА Пятница.

1

Не начинали 10 ноября (или 28 октября) работать, праздник же, под запретом труд находился-). А вот после, пожалуйста, готовьте лен для пряжи, ибо грядут долгие зимние вечера, когда рукоделие спасает от скуки.

И не только с женскими делами эта великомученица связана, она и с путешественниками, и с торговцами, и с семейным благополучием тесно переплетена. И

также от этой святой пошли. ПАРАСКЕВА здесь упоминается

1

День о котором идет речь в вопросе приходится на глубокую очень, в этот праздник люди готовили лен для пряжи и приносили его в церковь. Святая, которую поминали в этот осенний день была очень почитаема на Руси, ее имя- Параскева. Перевод ее имени с греческого будет означать- пятница.

1

в день святой Параскевы.Празднуется осенью.

0

Чтобы подготовить лён для пряжи, обработав его соответствующим образом, его необходимо было прежде освятить в церкви. Также таким образом крестьяне воздавали почести святой великомученице Параскеве, считающейся покровительницей в том числе и зимних работ. Её день отмечается 28-го октября. Ответ: "Параскева".

0

Правильный ответ это ПАРАСКЕВА. Её ещё иначе называли Параскева-Пятница. Именно в этот день начинали готовить пряжу, и мять для неё нужные составляющие. Такие как например лён. Правильный ответ Параскева. Её день отмечается 28 октября. Параскева. Как раз нужные девять букв.

0

Имя этой святой может быть и очень-то знакомо большому количеству людей. Это ПАРАСКЕВА, в данном случае речь идет про ПАРАСКЕВу Пятницу.

Её день осенью, 28.10, когда уже поля убраны и нужно готовиться к зимней работе - прядению, шитью, вышиванию.

И по теме вопроса.

0

Конечно же в данном вопросе речь идет о святой Параскевы Пятницы, чьим днем считалось 28 октября. Именно на нее перешло почитание языческой славянской богини Макоши, и связанные с ней традиционно женские занятия, в том числе и прядение. Ответ тут ПАРАСКЕВА.

0

Речь идет об октябрьском дне, точнее о 28 октября, этот день на Руси был праздником святой Параскевы, в церкви в этот день освящали отпаренную первину льна. Именно святая Параскева считалась покровительницей всех зимних работ.

ПАРАСКЕВА - верный ответ.

otvet.ws

Как на Руси отмечали именины — Рамблер/субботний

Фото: Кириллица

Многие современные люди путают понятия «День рождения» и «именины». Считают, что это синонимы, тождественные названия одного и того же явления. На самом деле, день рождения празднуют в дату, когда человека физически произвела на свет мама.

Именины же — праздник святого, в честь которого новорожденного нарекли в момент крещения в церкви. Исключение касается только монахов. Они принимают имя святого во время пострига. В этот момент инок как будто заново рождается на свет для новой, духовной жизни. У царских особ России именины назывались «тезоименитством» (Толковый словарь Ожегова). Сейчас этим словом называют именины патриархов церкви.

Главное в праздновании именин

До XX века День рождения считался более мирским, не очень важным праздником. Совсем иначе дело обстояло с именинами, которые еще называли «Днем ангела». Принимая при крещении имя святого, человек получал в его лице защитника и духовного заступника перед Ликом Божьим. По этой причине празднование именин было исключительно важно. Торжество это по традиции начиналось не с подарков имениннику, а с церковной службы.

Поскольку имя при крещении выбирали по церковному календарю Месяцеслову, то и именины человека обычно совпадали с днем памяти его небесного защитника. С самого утра именинник, его родители и другие родственники, пожелавшие принять участие в торжестве, отправлялись в храм. Там они молились, ставили свечи. Именинник обязательно должен был причаститься. Если в этот день в церкви проводилась служба в честь означенного святого, семья должна была отстоять ее. Также за здравие именинника заказывали молебен.

Особое угощение

После завершения церковной службы семья отправлялась домой. Нужно было пригласить гостей на вечернее торжество. Для этого накануне пекли большие караваи, пироги и булочки с изюмом. Всю эту выпечку после церковной службы разносили по домам крестных отца-матери, а также дедушки-бабушки и другой родни. Этот жест был символическим приглашением на именины. Его сопровождали словами «Именинник велел кланяться пирогами и звал хлеба откушать». На именинный стол ставили кувшины со свежесваренным квасом, разные кушанья и большой именинный каравай со сладкой начинкой. Позднее это лакомство превратилось в праздничный торт, утыканный свечками по числу лет «новорожденного».

В разгар торжества, когда гости уже вовсю шутили и приплясывали, родители брали каравай и, подняв над головой именинника, разламывали его на две части. Сладкая начинка начинала сыпаться на виновника торжества. Окружающие улыбались и приговаривали: «Чтоб на тебя так сыпалось серебро и злато». После этого гости еще долго веселились, дарили подарки и желали имениннику всего наилучшего.

Видео дня. Кошка ошалела от запаха мужских носков

Читайте также

weekend.rambler.ru

Как праздновали Новый год на Руси

Празднование Нового года на Русской земле относится к глубокой седой старине. Здесь перекликаются и накладываются языческие и христианские традиции, смешения гражданского и церковного календарей.
В языческие времена у восточных славян Новый год начинался весной - первого марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы. С кормилицей-землёй была тесно связана жизнь древнего человека, поэтому новый год и приходился на весеннюю пору. Новый год славяне отмечали на масленицу, где-то 20-го числа во время первого весеннего равноденствия.

Главный зимний праздник наших предков носил названия Коляды. Он отмечался в день зимнего солнцеворота и длился с 25 декабря по 6 января. Зимние солнцестояние, как и весеннее равноденствие, славяне связывали с очередным пробуждением природы и поворотом к весне. Коляду отмечали 12 дней. Это число считалось сакральным и использовалось старцами - жрецами в период новогодних празднеств. До нас дошло предание о том, что в это время 12 языческих жрецов руководили ритуальными действиями. Они гадали о будущем урожае по 12 снопам, пользовались водой из 12 колодцев для подблюдных гаданий, 12 дней горел священный огонь в период празднования Коляды. 26 декабря прибавлялся световой день, и по представлению древних славян нарождалось новое солнце. Символически солнце представляло особое полено - Бадняк, который зажигали на Коляду. Считалось, что в это время там, в пламени, зарождается новое солнце, дающее всем жизнь и благополучие.


Одна из главных частей праздника Коляды - новогодние песни и колядование. Из восхвалений Коляды они постепенно превратились в форму своеобразных поздравлений и шуточных песен. Накануне праздника славяне украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, позже стали ёлки, которые должными были, по древним поверьям, своими колючими и острыми иглами отгонять злых духов и не пустить их в дом.

Добрые зимние духи славян Морок, Трескун и Морозко сковывали реки льдом, приносили метели и насылали лютые морозы. Чтобы они не очень расходились, приходилось их задабривать разными способами. Обычно на окна выставляли подарки духам: кисель, кутью и блины. С годами эти дары стали отдавать ряженым, которые ходили по деревни с песнями, шутками и плясками.
У Коляды был ещё и брат-близнец Овсень, который появился на свет чуть позже и потому считался младшим. Обеих братьев отмечали в один и тот же сезон - зимой. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили "овсенщики", славившие Овсеня. В древности Овсень почитался на Руси как божество, зажигающее солнечное колесо и несущее свет всему миру. Чествовали Овсеня 1 марта на Новый год, поэтому он считался весенним богом. Верили, что Овсень приезжает на большом коне и привозит с собой Новый год.

Праздновали Овсеня как зимой, так и весной, согласно древнему славянскому календарю. Обычно встречали Овсеня кашей, которую хозяйки варили накануне ночью. Приносили из амбара крупу и начинали топить печь. По традиции нельзя было касаться крупы, пока не истопится печь. Во время приготовления каши необходимо было шептать заклинания на будущий урожай. Затем кланялись горшку с кашей и ставили в печку. Потом начинали гадать - если каша вылезла из горшка или горшок лопнул, значит, в дом могла прийти беда. А если каша удалась - значит Овсень остался доволен хозяевами, и надо ждать удачи и радости в доме.
С принятием христианства на Руси новый год начал отмечаться 1 сентября. Этот день считался Новолетием, так как согласно Библии Бог сотворил мир именно в сентябре. Сентябрьский Новый год на Руси встречали благоговейно и чинно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, где устраивались пышные торжества. В храмах проходила торжественная служба, повсюду звенели колокола. Вечером перед новогодней ночью все собирались в доме главы семейства. Гостей угощали мёдом, винами пивом и медовухой.
С приходом к власти Петра Первого в России грянули перемены. Не обошли они и календарь. В декабре 1699 года император Петр Первый издаёт указ о том, что с 1 января 1700 года Новый год в России будет отмечаться 1 января. Петр повелел "учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых", потешаться с огнем - разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом предписывалось поздравлять друг друга с праздником. И теперь гражданский новый год праздновали в начале января, а церковный новый год остался прежним - 1 сентября.


Праздник Нового года имел свой народный аналог - Васильев вечер, который чествовали в ночь на 1 января. Это был церковный праздник, посвященный дню памяти святого Василия Великого. Вечером устраивали пышный пир, где главным блюдом был жареный поросенок. Он считался символом плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. На стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме - сытные пироги, блины, кутью. В изобилии была водка, медовуха, пиво. Принято было надевать новую неношеную одежду, чтобы весь следующий год хорошо одеваться. В этот день нельзя было давать в долг деньги, а вот получать их считалось хорошей приметой, которая сулила прибыль и достаток.

В наши дни Новый год - любимый праздник всех людей. С ним связывают свои надежды и желания, этот праздник не носит никакой идеологической нагрузки. Он просто добрый, веселый и радостный.

С Новым годом!

В публикации использованы материалы из интернета и статьи Олега Полонского.

www.livemaster.ru


Смотрите также