Тибетский далай лама


His Holiness the 14th Dalai Lama

Меню Поиск Социальные сети Язык
  • Далай-лама
  • Расписание
  • Фото
  • Видео
Русский
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ
  • Начало
  • Далай-лама
  • Расписание
  • Новости
  • Фото
  • Видео
  • Прямая трансляция
  • Еще
Выступления и тексты
  • Сострадание и общечеловеческие ценности
  • Тибет
  • Расшифровки видеозаписей и интервью
  • Благодарственные речи
  • Долгьял (Шугден)
Учения
  • Практические советы тем, кто планирует посетить учения Его Святейшества Далай-ламы в Индии
  • Слова Истины
Офис Далай-ламы
  • Публичные аудиенции
  • Личные аудиенции
  • Интервью СМИ
  • Приглашения
  • Контакты
  • Доверительный фонд Далай-ламы
Книги

ru.dalailama.com

Биография Далай Ламы Четырнадцатого - удивительный путь

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Ключевой фигурой и олицетворением тибетского буддизма можно по праву считать Далай-ламу. Сотни лет Авалокитешвара – одно из самых почитаемых буддистами божеств – воплощается в лице Ламы, каждый раз перерождается в виде духовного учителя.

Эта статья есть биография Далай Ламы Четырнадцатого – нашего современника, очередного посланника служить во благо мира. Сегодня этот добродушный старичок в больших очках, с искрометным чувством юмора, улыбается, выступая со своими речами в разных частях и уголках света, а его правдивые высказывания во всем мире разбирают на цитаты.

Однако на жизненном пути его были многие перипетии, и мы кратко расскажем всю историю великого человека, поможем узнать, откуда он родом, как ламы поняли, что именно он – избранный, с какими тяготами и лишениями пришлось столкнуться новоиспеченному Учителю и что помогло посеять ростки примирения на нашей планете.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

В этих краях на выбор имени пол ребенка никак не влияет.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое,  просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.

«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

Трудности юного Ламы

В 1950 году юному ученику переходят все политические полномочия по управлению страной. Тем временем Тибет переживает не самые лучшие времена – коммунистический Китай наступает на его территории и намерен подчинить себе местный народ. Пятнадцатилетний мальчик стал полноправным правителем шести миллионов человек, которым грозила страшная война.

Собрав всю волю в кулак, Далай-Лама отправил свои делегации на Запад, в Америку и Великобританию, в надежде рассчитывать на их помощь, ведь китайская армия намного превосходила по численности их собственную.

Но призыв о помощи не был услышан. Год спустя Тибет стал частью Китайской Народной Республики.

Будучи противником насилия в любых его проявлениях, все пятидесятые годы Далай-Лама пытался мирно сосуществовать с завоевателями. В 1954 году состоялись переговоры с правящей элитой Китая, во главе которой стоял Мао Цзэдун, но это не привело к видимым результатам.

Солдаты китайской стороны продолжали гонения на тибетскую часть населения, и в итоге это вылилось в массовое восстание последних, которое поддержали тибетцы на многих территориях. Бунт был жестоко подавлен противниками.

17 марта 1959 года, под покровом ночи, Далай-Лама вместе со своими приближенными был вынужден, скрываясь, бежать в Индию. Индийское правительство предоставило ему и тысячам выходцев из Тибета политической убежище в северном городке Дхарамсала, где Учитель живет и по сей день.

Постепенно тибетская культура возродилась на индийской земле: силами Ламы и его сподвижников была воссоздана учебная система, открыты основные институты. Здесь же расположилось все тибетское правительство в изгнании.

В то время как на родине тибетского буддизма остались лишь крупицы былых храмов, памятников, шедевров литературы, индийский город стал «маленькой Лхасой».

Духовная деятельность

После печальных событий и изгнания тибетцев из родных просторов Далай-лама не бросил попытки защитить свой народ. Он вновь обращался к Западу, и на этот раз дождался руки помощи – до 1965 года было подписано три резолюции ООН, которые обещали тибетцам защиту.

В этот же период была составлена «Хартия тибетцев в изгнании» – проект конституции, которая выступала за демократию и свободу.

Как тогда, в шестидесятые годы прошлого века, так и сейчас Далай-лама высказывается не за полную независимость Тибета от Китая, а за автономию в составе этой страны. Он искренне желает посеять мир во всем мире и даже предлагал создать для этого специальную зону – зону ахимсы, ненасилия, мира, радости и добра.

Такую зону он хотел бы сделать сначала в Тибете, разоружив его, вернув к истокам – гармонии человека и природы, – а затем расширить границы, распространив ареал мирного существования по всей планете.

За такие добрые намерения и реальные действия для воцарения мира на Тибете Далай-лама XIV в 1989 году был удостоен Нобелевской премии.

Впоследствии он не бросил свою духовную миссию, распространял свои идеи по всему миру, в том числе западному, за что заслуженно получил множество наград, список которых даже сложно перечислить.

Многие годы этот великий человек путешествовал по миру, посетил десятки стран на шести континентах, встретился со многими политическими деятелями, представителями научного мира, участвовал в межрелигиозных диалогах, написал более семидесяти книг, автобиографических и философских трактатов, выступал с важными лекциями.

Многие крупнейшие университеты планеты дали ему степень доктора философских наук, а Канада предоставила гражданство.

Тэнзин Гьяцо первым из Далай-лам стал выдающимся деятелем международного масштаба.

Он также многократно был в России: три раза – еще во времена Советского союза, два раза – в переходный период (1991 и 1992 гг.), а затем – трижды в новое время. Он посещал столицу и «исконно буддийские» республики нашей родины.

Несмотря на то, что 82-летний духовный лидер сложил свои политические полномочия еще в 2011 году, он продолжает сеять добродетель и бороться за мир. Его искренняя улыбка, подкрепленная ясным добрым взглядом, дарит миллионам веру в свет, мирное небо и безбедное будущее.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем вам благодарны, если вы поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

До новых встреч!

o-buddizme.ru

Далай-лама: человек, умеющий сострадать

Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Буддизм считается самой миролюбивой религией в мире: ни одной мировой войны не было развязано под ее флагами, никогда сторонники буддизма не пытались насаждать религию насильно. И поистине воплощением духа буддизма является Далай-лама, нравственный ориентир для всех, кто придерживается этой религии.

Кто такой Далай-лама? 

В переводе с монгольского «далай лама» означает «Великий учитель» или «Океан мудрости». Но этот перевод лишь частично описывает, кто же такой Далай-лама для буддистов. Сторонники этой религии верят, что Далай-ламы — это земное воплощение идеи сострадания, они приходят в мир, чтобы служить людям. Именно Далай-ламы становятся духовными, а до недавнего времени еще и светскими правителями и лидерами Тибета — китайской провинции, долгие десятилетия борющейся за свою независимость.

«Церемониальная роль? Это не для меня. Стать кем-то вроде королевы Великобритании? Я лично очень уважаю королеву, она замечательный человек. Но сама система? Если вы принимаете церемониальную должность, вы должны что-то делать! Иначе, вы будете просто куклой. Кто-то пишет заявление, а я должен его зачитать? Кажется, это называется марионетка». (Далай-лама XIV)

В поисках ламы

Далай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.

Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение. Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего. Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы, рождается в Тибете, Монголии или Китае. Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается.

Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится. Это и будет направление поисков. Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера. Есть в Тибете и специальный монах-пророк, который разгадывает различные знамения.
После обнаружения ребенка, который может служить воплощением Далай-ламы, ему необходимо пройти испытания. В частности, из предложенных вещей определить те, которые принадлежали прежнему Далай-ламе. Пройдя все эти ступени, даже самый обычный ребенок может стать духовным лидером Тибета.

Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян. А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой. Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол.

Духовный лидер

Достаточно долгое время Далай-лама, как было заведено испокон веков, совмещал духовную и светскую власть, являясь единоличным правителем Тибета. К сожалению, история распорядилась так, что Далай-лама XIV уже несколько десятков лет живет в изгнании. В 1950 году армия Китая, недовольного независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году поднялось жестокое восстание против Китая. Стараясь погасить конфликт и по возможности избежать жертв, Далай-лама XIV и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня существует так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета). Он сложил с себя политическое руководство Тибетом, которое перешло к премьер-министру, и, насколько это известно, ведет с Китаем переговоры о предоставлении Тибету большей автономии.

«Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы. Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре. Я один из них». (Далай-лама XIV)

Биография Далай-ламы

Конечно, Далай-ламу нельзя назвать «человеком, как все», хотя иногда кажется, что это так и есть. Тем не менее, чтобы стать духовным лидером и нравственным ориентиром для буддистов всего мира, он прошел очень долгий путь.

Который начался с обучения. Тэнзин Гьяцо изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию, поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал экзамены на степень доктора богословия. Прекрасное образование не заставило его забыть о своих корнях, и он даже подшучивает над собой: «Я родился в глубинке, там не было школы, скорее всего, без образования я стал бы крестьянином. Хотя я всегда интересовался техникой, так что был шанс стать трактористом».

Он много ездит и выступает с лекциями. Он встречается с верующими и отвечает на их вопросы. При этом организаторы его встреч подчеркивают, что Далай-лама не обращает внимания на одежду собеседника и обязательно угостит его чаем. А также рекомендует взять с собой на лекцию головной убор — часто Далай-лама общается с людьми прямо на улице и заботится о том, чтобы всем было комфортно. Он также предлагает своим сторонникам отказаться от мяса, но не настаивает на этом. А если у него выдается день без поездок и большого количества встреч, то он начинает его в 4 утра с медитации, а заканчивает около 7 вечера молитвой. Те, кто близко сталкивались с Далай-ламой, отмечают, что он очень прост в общении и молод душой. И что у него прекрасное чувство юмора.

Цитаты Далай-ламы

«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно».

«Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».

«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.

Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.

Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.

Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.

Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.

Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.

Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».

lifestyle-journal.ru

Где живет Далай-Лама - лидер тибетской школы буддизма?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня вам предстоит заглянуть в гости к Далай-ламе XIV, главе всех буддистов тибетского направления. Где живёт Далай лама, при каких обстоятельствах он туда попал, кто его сопровождал и какие интересные достопримечательности есть возле этого места, – всё это мы рассмотрим в нашей статье.

Содержание:
Правительство Тибета
Рождение нового тулку
Бегство
Обычный монах
Жизнь в посвящении своему народу
Нобурлинка
Окрестности Дхарамсалы
Заключение

Правительство Тибета

Резиденция Далай-лам раньше находилась в Лхасе, столице Тибета, во дворце Потала. Последний называют жемчужиной на крыше мира, так как он расположен на высоте около 3800 метров над уровнем моря, на Красной горе.

Все Далай-ламы, а их 14, были и есть эманацией Авалокетишвары, который является бодхисаттвой сострадания и сознательно рождается в этом мире, чтобы помочь другим его обитателям выйти из круга сансары. Такие люди называются «тулку».

Рождение нового тулку

Последний из них, Лхамо Дхондруб, родился у крестьянки в 1935 году. После признания в нём тулку – перерожденца, его назвали по-новому: Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо.

Лхамо Дхондруб, будущий лидер Тибета в детстве

Февраль 1940 года – время наделения его государственной властью, а было ему всего пять лет. А в 1950 году в Тибете стали властвовать жители Китая. Правители Поднебесной считали Тибет китайской территорией. 

Но тибетцы хотели жить независимой жизнью, как раньше. Поэтому они предложили Тэнцзину Гьямцхо управлять страной. И он в пятнадцать лет становится религиозным и гражданским главой своей Родины.

Далай-лама в возрасте 15 лет

Девять лет тибетцы пытались мирно сосуществовать с захватчиками, но антикитайское выступление неизбежно назревало. 

Бегство

Когда оно вспыхнуло, и было жёстко подавлено захватчиками, Далай-ламе пришлось покинуть в марте 1959 года Тибет и искать политического укрытия в соседней Индии. С ним ушли тысячи его приверженцев.

Сейчас местом его пребывания считается индийский штат Химачал-Прадеш. В Дхарамсале располагается и Тибетское правительство в изгнании, которое с 2002 года он более не возглавляет, но остаётся одной из значимых фигур на политической арене мира. В 2011 году он отказался и от светской власти, которая перешла к председателю правительства.

Далай-лама XIV объявил о своем уходе с политической арены

Обычный монах

Тэнцзин Гьямцхо считает себя простым монахом. Жизнь его посвящена процветанию буддийского учения и защите свободы своего народа ненасильственными методами. Режим дня его обычно такой:

  • подъём утром, в 4;
  • медитация;
  • чтение молитв;
  • приём посетителей;
  • деловые встречи;
  • религиозные ритуалы;
  • учебные мероприятия;
  • вечерняя молитва.

Далай Лама XIV принимает тайских монахов в своей резиденции

Путешествия занимают значительное место в расписании этого удивительного человека — он посетил пятьдесят стран, поэтому в индийской резиденции его встретишь не часто. Тэнцзином Гьямцхо написано много философских трактатов, статей, автобиографических произведений. Многие его высказывания стали крылатыми. 

Как и у любого человека, у Далай-ламы есть свои увлечения, например, садоводство. Также он любит повозиться с ремонтом часов, в молодости самостоятельно отремонтировал прожектор, не имея на руках никаких технических документов к нему. Он считает, что если бы ему не случилось стать монахом, он обязательно стал бы инженером. 

Его Святейшество интересуют и современные направления в науке, особенно ему близка нейрофизиология, занимающаяся проблемами мозга. Он склоняется к тому, что буддизм и наука должны вместе заниматься поисками истины, и согласен внести изменения в буддийское учение, если наукой будет доказано, что какие-то его положения ошибочны.

Жизнь в посвящении своему народу

Город, в котором сейчас живёт буддистский лидер, имеет неофициальное название «маленькая Лхаса». Так как буддийская религия на родине Учителя с приходом китайцев была под запретом, практически все монастыри уничтожены, а с ними и сокровища буддийского искусства и литературы, то он прилагает титанические усилия, чтобы сохранить духовные памятники родины и помочь выжить своим соотечественникам.

Для беженцев, последовавших за ним, были организованы поселения в Непале и в Индии, главный упор в них делался на занятие сельскохозяйственным трудом. Создали образовательную систему. Дети, хотя и жили в изгнании, отлично знают родной язык, сведущи в национальной истории, культурном наследии и религии.

День Рождения Далай-ламы, Дхарамсала

Более 200 храмов воссозданы и хранят теперь религиозные труды, связанные с национальным направлением буддистского учения, являющегося основой тибетского образа жизни. Беженцы из Страны Снегов имеют в настоящее время свой вуз – Центральный институт высшей тибетологии. Организовали и Тибетский институт драматических искусств.

Нобурлинка

Учреждение с таким названием образовалось в Дхарамсале в конце XX века, чтобы сохранить тибетское культурное наследие, включая язык. Историческую Нобурлинку основал в тибетской столице седьмой Далай-лама ещё в XVIII столетии. Главное строение индийского института имеет сходство с лхасской Нобурлинкой, выполнявшей функции летнего представительства Далай-лам.

Нобурлинка, Дхарамсала

Комплекс включает:

  • Академию тибетской культуры;
  • Центр искусств;
  • библиотеку;
  • культурный и литературный исследовательский центр;
  • гостиницу;
  • святилище, выполненное в традициях Японии;
  • Фонд охраны ремёсел и традиционных искусств;
  • помещения мастеровых людей, где изготавливаются традиционные сувениры из металла, дерева, с инкрустацией и прочие. 

Окрестности Дхарамсалы

Сам городок маленький, его окружают лесистые горы со множеством тропинок. В хвойных лесах много диких обезьян. Неподалёку расположен лагерь Триунд. Это начальная точка для восхождения на перевал Индри, за которым город Манали. 

Лагерь Триунд, окрестности Дхарамсалы

Когда хорошая погода, напрямую добраться в окрестные места быстрее, чем ехать на транспорте окружной дорогой. Однако такой период довольно короткий, так как даже в мае у тропинок ещё есть лёд, а на перевале – снег.

Рядом с городом есть Гьюто, тибетский монастырь. В нём расположена резиденция Кармапы XVII. Титул Кармапа третий по значимости в иерархии тибетского учения. Первое и второе места занимают Панчен-лама и Далай-лама.

Кармапа XVII также уехал из Тибета. В монастыре живут ещё полтысячи монахов, изучающие основы буддийской философии и тантру.

Заключение

Далай-лама XIV, удостоенный Нобелевской премии мира, – умнейший и добрейший человек, выделяющихся в кругу политиков настоящего времени. Вполне справедливо, если такая выдающаяся личность будет продолжать воплощаться в своих преемниках. Это желание он выражает и в своём обращении: 

Покуда длится пространство, пока живые живут, пусть в мире я останусь страданий рассеивать тьму.

На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами.

Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — рекомендуете статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные посты о буддизме и восточной культуре себе на почту)

До встречи!

o-buddizme.ru

13 вопросов о Тибете • Arzamas

История, Антропология

Что такое Тибет? Это горы? Это часть Китая или отдельная страна? Какое отношение к Тибету имеет йога? А далай-лама? И вообще, кто это такой? 

Автор Анна Цендина

В этом году в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ впервые открыт набор на новую бакалаврскую программу «Монголия и Тибет». Чтобы помочь будущим студентам определиться с выбором, Arzamas попросил академи­ческого руководителя программы, профессора Анну Цендину рассказать о том, что из себя представляет Тибет.

1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы? 

Николай Рерих. Эверест (Джомолунгма). 1936 годNicholas Roerich Museum

И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодо­родные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путеше­ственники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы. 

2. Что древнее — Тибет или Русь? 

Янь Либэнь. Император Тайцзун дает аудиенцию Гару, послу короля Тибета, прибывшему для сватовства принцессы Вэньчэн. 641 годПо легенде, китайская принцесса Вэньчэн принесла буддизм в Тибет.
故宫博物院 (Музей императорского дворца, Пекин)

Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя  До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений. В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самар­канда.. На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в 988-м. Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

3. Что такое Тибет: государство, религия или место?

Карта Тибета и прилегающих территорий. 1906 годRoyal Geographical Society

Скорее место. Тибет — это географический район, состоящий из большого числа отдельных областей. В них живут народы, которые говорят на одном языке. Кроме того, у них общая религия, культура и история. Сегодня эти области относятся к разным административным районам и даже странам. Центральный Тибет образует Тибетский автономный район Китайской Народной Республики, северный регион Амдо частично входит в провинции Цинхай и Ганьсу КНР, восточный Кхам — в провинции Сычуань и Юньнань КНР, западные районы (Ладакх и другие) принадлежат Индии. 

4. То есть Тибет — это часть Китая?

Подписание Соглашения по мирному освобождению Тибета, или Соглашения из 17 пунктов. Пекин, 1951 годབོད་མིའི་སྒྲིག་འཛུགས། (Правительство Тибета в изгнании)

Сегодня Китаем часто называют КНР, но на самом деле это только часть Китайской Народной Республики. Исторически Китай — это государство, в котором в основном жили ханьцы  Хань — этническая группа сино-тибетской языковой семьи. Это самый многочисленный народ Земли и крупнейшая народность в КНР.. В эпоху Маньчжурской империи, установившей в Китае династию Цин, правившую с XVII по XX век, власть Пекина стала распространяться на соседние территории Восточного Туркестана, Монголии, Тибета. После революции 1949 года образовалось новое государ­ство, КНР: части этих районов вошли в него на правах автономий. В 1951 году в Пекине было подписано соглашение о присоединении к КНР Тибета, и Народно-освободительная армия Китая заняла Лхасу  Лхасу — бывшая столица независимого Тибетского государства, а сейчас городской округ в Тибетском автономном районе КНР.. Так был образован Тибетский автономный район, который вошел в состав КНР. Другие области, населенные тибетскими наро­дами, стали частью провинций КНР: Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань. Однако многие тибетцы живут за пределами КНР — в Индии (в частности, в Сиккиме), Непале, Бутане.

5. Кто правит Тибетом? 

Далай-лама XIV в изгнании в Индии. 1959 год © John Topham / Public domain

Правительство КНР  Речь идет о той части Тибета, которая входит в состав КНР.. Оно управляет всеми сторонами жизни — государ­ственной, административной, политической, экономи­ческой, культурной и прочими. Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четыр­надцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев. Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании. Таких насчитывается около 150 тысяч человек.

6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Василий Верещагин. Жители Западного Тибета. 1874–1876 годыГосударственная Третьяковская галерея

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы)  Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и мон­голы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос. 

7. В Тибете говорят на тибетском?

Образец древнетибетской письменности, найденный в Турфане. 618–907 годыBerlin-Brandenburgische Akademie der Wissenschaften

Совершенно верно. Тибетский язык входит в тибето-бирманскую подсемью языков сино-тибетской семьи. Классический письменный язык появился в VII веке. При этом различные этни­ческие группы, живущие на территории Тибета, говорят на разных диалектах и не всегда друг друга понимают. Нап­ример, амдосец  То есть житель Амдо, региона Тибета, разделенного теперь между китай­скими провинциями Цинхай, Сычуань и Ганьсу. из провинции Цинхай может не понять жителя Центрального Тибета. И наоборот. 

8. В Тибете все буддисты? 

Йохан Ниухоф. Четверо мужчин с буддистскими четками. 1665 годBibliotheek van het Vredespaleis

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций. В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и какого-то числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

9. Кстати, кто такой далай-лама? 

Далай-лама XIV. Тибет, 1939 годབོད་ཀྱི་འགྲེམས་སྟོན་ཁང་།་ (Музей Тибета, Дармсала)

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо. 

10. Монахи Шаолиня тоже из Тибета? 

Фреска из монастыря Шаолинь. Династия Цин嵩山少林寺 (Монастырь Шаолинь)

Монастырь Шаолинь расположен в Центральном Китае и никакого отношения к Тибету не имеет. Шаолинь и Тибет объединяет только буддизм: Шаолинь, который сначала был даосским монастырем, стал буддийским почти на век раньше, чем Тибет. 

11. Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему? 

Участник демонстрации за свободный Тибет. Лондон, 1999 год© Walter G. Allgöwer / Getty Images

Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоя­тельности и собственную государственность, очень болезнен­ный. После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада. Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская). Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или кого-то еще. 

12. Йогу придумали в Тибете?

Йог, сидящий в саду. 1620–40-е годыColumbia University

Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, пись­менность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете. 

13. Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибетский кочевник. 1938 год © Das Bundesarchiv

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электро­станции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы по-прежнему верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

Изображения: Юго-восточная историческая область Тибета Кам
© Diomedia

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Антропология

11 слов, помогающих понять норвежскую культуру

Красный уродец, всенародное шествие детей, любовь к походам и отсутствие плохой погоды

arzamas.academy

Тибетские ламы - кто эти люди в буддизме и какие они бывают?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы хотим рассказать вам, кто такие тибетские ламы, какую роль они выполняют, какими способностями обладают и где их можно встретить. А также вы узнаете, какова иерархия лам и как приходят к такому высокому сану.

Что ж, начнем!

Понятие

Слово «лама» переводится как «высший», «духовный учитель». Санскритский эквивалент ему – гуру.

Лама – уважаемый в тибетском буддизме человек. Монахи и миряне относятся к нему с благоговением, как к духовному отцу. Он действительно таковым является, ведь свою жизнь лама посвятил помощи другим людям на тропе освобождения.

Некоторые воззрения, в основном европейские, некорректно называют ламой любого тибетского монаха или монахиню в знак уважения – точно так же, как тибетский буддизм не совсем корректно называют «ламаизмом».

На деле ламой можно назвать человека, который достиг определенного духовного уровня, принял обеты и делает все для духовного совершенствования других. Причем ламой может быть не только настоятель монастыря, но и мирянин, отличающийся духовностью и добродетельной натурой.

Возраст – не помеха для становления учителем при условии, что все ступени были пройдены. Нынешние ламы традиционно соблюдают догматы буддизма, живут довольно аскетично. Однако при этом современный мир им не чужд – они любят веселиться и общаться, неплохо владеют английским языком и знают, что такое социальные сети.

Распространение

Ламы встречаются в школах тибетского буддизма: кагью, сакья, ньингма, гелуг, а также в тантрическом учении. Географически они представлены везде, где присутствует буддизм Тибета:

  • Китай;
  • север Индии;
  • Бутан;
  • Монголия;
  • Россия.

На российских территориях они встречаются в буддийских республиках: в Бурятии, Тыве и Калмыкии.

Тэло Тулку Ринпоче, Калмыкия

Роль

Задача ламы – найти ученика, выявить его таланты и способности, обучить дхарме. Для него важно не просто передавать знания, а самому постоянно совершать практики, черпать все новые и новые знания, совершенствоваться, оттачивать мастерство и наполняться состраданием. Он должен в первую очередь свято чтить то, что открывает другим.

Лама – синоним помощи и милосердия. Он должен помогать не только передачей дхармы, мантрами, обучением медитативным практикам, советами, но и решительными действиями. Так, например, нередки случаи, когда вместе с военными и спасателями ламы помогали людям после стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, дождей – возводя заново дороги, разбирая завалы, развозя продовольствие.

Иерархия

Среди лам есть строгая иерархия, которая может зависеть как от духовных достижений, так от рождения:

  • невоплощенные;
  • ученые;
  • тулку.

Невоплощенные

Это самый низкий ранг лам, которые позже могут перейти выше. К ним относятся простые буддисты, которые принимают решение отречься от мирской жизни и поселиться в монастыре.

С приходом в монастырь его называют банди или рабжунгом. Не один год ученик доказывает, что он может стать ламой, соблюдая обеты и обязанности.

Раньше стать банди могли шестилетние мальчики, а сейчас только 17-18 летние юноши, которые получили школьное образование.

Позже монахи поэтапно принимают два сана и связанные с ними обеты:

  • гецул – 36 обетов;
  • гелонг – 253 обета.

Ученые ламы

Чтобы стать ученым ламой, монаху потребуется 10-20 лет непрерывного обучения буддийской философии, медицине, астрологии. Этот процесс состоит из нескольких этапов, в ходе которых лама по очереди приобретает пять титулов, последний из которых называется «геше». Его можно сравнить с должностью доктора наук в миру.

Тулку

Так называются ламы, которые постоянно перевоплощаются. Ими не становятся – ими рождаются. Считается, что они имеют все духовные качества, чтобы уйти в нирвану и тем самым вырваться из круговорота сансары, но вместо этого они каждый раз перерождаются в этом мире, чтобы нести всем живым существам дхарму и приближать их к освобождению.

Когда тулку умирает в этом рождении, он оставляет какие-либо знаки, чтобы было проще найти его новое воплощение. Особые признаки ищут также приближенные к нему ученые ламы.

Спустя 1-3 года после смерти специальный отряд отправляется на поиски маленького мальчика, который укажет на личные вещи умершего ламы. Обычно это книга, амулет, очки, платок, колокольчик. 

Если малыш прошел это и несколько других испытаний, то он и есть новое воплощение ламы. Тогда его забирают из родительского дома, совершают ритуал посвящения и обучают.

Тулку, в свою очередь, тоже имеют свою иерархию:

Он главный, «великий» лама в тибетском буддизме и воплощение Авалокитешвары – будды сострадания. Первый Далай-Лама Гендун Дуб появился в конце 14 столетия, и с тех пора линия преемственности не прерывалась.

Одним из самых могущественных был Далай-лама V. Он жил в 17 столетии – тогда буддизм в Тибете процветал, а благодаря Его Святейшеству главный город Тибета Лхаса преобразился и «оброс» красивейшими дворцами.

Нынешний Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо является ключевой фигурой мировой религии, светской власти и великим миротворцем.

Далай-лама XIV

Второй по значимости лама, воплощение Амитабхи – будды безграничного света. Ветвь преемственности начинается с 1385 года. Он имеет духовное влияние без светско-политического характера.

Третий лама в иерархии, который особенно почитается в направлении карма-кагью. Он олицетворяет всех дхьяни-будд. 

Кармапа имеет духовные полномочия, но никак не связывается с политической жизнью. Его считают главным тибетским йогином.

Один из высших тулку, имя которого в переводе значит «драгоценность». Тибетские и бутанские буддисты ассоциируют Ринпоче с духовным деятелем Падмасабхавой, который положил начало тантрическому учению. Больше он известен под именем Гуру Ринпоче.

Такое название носит титул монастырского настоятеля в российских регионах, где распространен буддизм, – на бурятских, алтайских, тувинских территориях. Пандито Хамбо-лама – руководитель российской традиционной сангхи буддистов.

Хамбо лама Аюшеев

Способности

Многие ламы, долгое время обучавшиеся в монастыре, имеют целительские способности. Эта традиция зародилась еще несколько веков назад, когда при монастырях стали появляться школы врачевания и монахи изучали антропологию, свойства лекарственных трав и альтернативные традиционной медицине способы лечения. Даже сегодня во многих монастырях ламы-целители принимают прихожан и оказывают им медицинскую помощь.

Стоит отметить, что сами ламы – в большинстве своем долгожители.

Другая важная способность лам – познания в сфере астрологии и умение составлять гороскопы. На основе них они рассчитывают благоприятные и неблагоприятные дни, лучшие даты для праздников и знаменательных событий.

Как достичь звания

Чтобы стать ламой, нужно пройти посвящение, принять обеты для санов гецул и гелонг, о которых мы говорили выше. Кроме того, будущие ламы обязательно должны избегать:

  • убийства живых существ;
  • краж;
  • прелюбодеяния;
  • вранья;
  • одурманивающих веществ.

Ламы-миряне имеют право вступать в интимную близость только в браке.

Ламы Иволгинского дацана

Для повышения собственного ранга лама низшего звена должен:

  • избрать путь бодхисаттвы и стараться приобрести его черты;
  • расти духовно, учиться, заниматься саморазвитием;
  • изучать буддийское учение и священные тексты;
  • прислушиваться к советам своего учителя, наставника.

Заключение

На этом мы сегодня закончим.  Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что вам понравилась статья, и вы узнали что-то новое для себя.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, оставляйте комментарии. Будем рады развиваться вместе!

o-buddizme.ru

ТИБЕТ И ДАЛАЙ-ЛАМА. Тибет и далай-лама. Мертвый город Хара-Хото

Без знанья нет и созерцанья; Без созерцанья знанья нет: В ком созерцанье, свет и знанье, Тому преград к нирване нет.

Тибет – высокий и заветный край – привлекает внимание европейцев-путешественников малоизвестностью своей оригинальной природы и едва ли не более всего замкнутостью своих главных центров и монастырей, в особенности Лхасы – столицы Тибета, резиденции буддийского первосвященника Далай-ламы.

В запретную дверь Тибета тщетно стучались Пржевальский, Кэри, Литльдэль, Бонвало с принцем Орлеан, Свен Гедин и другие путешественники. Тем не менее, все они должны были уступить фанатизму тибетского народа и с болью в сердце повернуть в иную сторону.

Мой учитель Н. М. Пржевальский особенно настойчиво стремился в сердце Тибета и в свое третье путешествие, стоя у цели его, вынужден был сказать (на решение важных сановников Тибета не пропускать русских в Лхасу): «Пусть другой, более счастливый путешественник, докончит недоконченное мною в Азии. С моей стороны сделано все, что возможно было сделать». В этих простых, искренних словах великого путешественника передавалось завещание его последователям.

Таким образом, европейские исследователи не проникали в центральный Тибет, под которым, как известно, подразумеваются две провинции: Уй и Цзан. На их долю выпадали другие части Тибета, с которыми они в значительной степени и познакомили свет. Однако несмотря на то что центральный Тибет после 1845 года европейцами не посещался, по крайней мере в главных его частях, тем не менее, литература о нем растет, и ученый мир знает о Тибете весьма многое. Тибет ежегодно посещается русскоподданными бурятами и калмыками вот уже непрерывно свыше сорока лет. Многие из этих паломников вели свои записки или составляли воспоминания о Тибете.

Кроме русских, изучением центрального Тибета усердно занимались англичане, командируя из Индии пандитов – обученных съемке и описательной географии индусов, из трудов которых наибольшего внимания заслуживает книга Сарат Чандра-Даса. Впрочем, работы последнего Лондонское географическое общество не публиковывало до тех пор, пока не проник в Лхасу наш соотечественник Г. Ц. Цыбиков, в 1899 году, в качестве образованного паломника. С тех пор у России и Англии проявляются еще большие стремления попасть в заветную страну, и в то время, когда первая вела войну с Японией, вторая, в 1904 году снарядила дипломатическую, или, вернее, военную экспедицию в Лхасу.

Движение английского военного отряда в глубь Тибета, ряд стычек и избиение тибетцев англичанами у «источников хрустального глаза» вынудило главу Тибета поспешно искать спасения на севере, в Монголии.

Монголия и Китай приютили буддийского владыку на целых четыре года, прежде нежели политические события позволили Далай-ламе завязать лучшие отношения с Россией и последним китайским императором и отправиться домой в Лхасу. По дороге в Тибет Далай-лама довольно долго отдыхал в одном из больших амдоских монастырей – Гумбуме, родине знаменитого реформатора буддизма Цзоихавы, последователем учения которого, между прочим, является и сам тибетский первосвященник.

Во время моей Монголо-Сычуаньской экспедиции, весною в 1909-м году, я посетил вторично хорошо известный мне монастырь Гумбум, где в течение двух недель имел возможность ежедневно видеть, беседовать и изучать Далай-ламу, с которым я уже был знаком по Урге 1905 года, выражая ему тогда приветствие от Русского географического общества.

После второй встречи с Далай-ламой я имел основание мечтать о выполнении самого главного из заветов моего учителя – посещении Лхасы. Но судьба устроила иначе. Разгорелась европейская война, и меня не пустили. До сего времени я не могу понять, каким доводом мотивировало мою задержку бывшее старое правительство? Что я мог представить собою здесь или даже на войне со своими спутниками в количестве двадцати с небольшим человек? Я глубоко верил только в один исход[3]: отправиться в Тибет, использовать время, отпущенные средства, превосходное снаряжение и новое доверие Географического общества. Тот состав экспедиции, горевший нетерпением отправиться в путешествие, по моему мнению, стоял на высоте задачи и мог добыть много нового, интересного. Все мои спутники были один другого лучше: ведь я их выбирал более строго, нежели выбирают невест.

Первый раз в моей жизни судьба не пощадила меня, а может быть, и пощадила. Ожидая лучших дней, я составил отчет о Монголо-Сычуаньской экспедиции; к сожалению, еще не успел его напечатать. Я очень истомился, проживая вне активной деятельности в родной для меня тибетской атмосфере, и благосклонный читатель поймет мое желание взяться за перо и чуть-чуть забыться в беседе с ним о Тибете, Лхасе и о том Тибетском первосвященнике, которого я много, много раз видел и слышал.

Вместе с тем в этот труд вложена и основная мысль: «Как установить сношения России с Тибетом?»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Лама (буддизм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Лама.

Ла́ма (тиб. བླ་མ་, вайли: bla ma) — в тибетском буддизме — религиозный учитель.

Название «лама» соответствует санскритскому понятию «гуру» и может быть использовано в качестве уважительного обращения к монаху (монахине) для того, чтобы подчеркнуть их уровень духовного совершенства и мастерства, или же может быть составной частью титула в религиозной иерархии тибетских лам, как то: Далай-лама, Панчен-лама (Тулку). Также является частью титула иерархов северного (Бурятия, Тыва, Алтай, Калмыкия) буддизма — Хамбо-лама, Камбы-лама, Шаджин-лама

Возможно, из-за неоднозначного восприятия тибетского буддизма западными учёными, термин лама исторически и, зачастую, ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов. Аналогично, тибетский буддизм часто назывался ламаизмом, поскольку западные учёные и путешественники не воспринимали его как одну из форм буддизма вообще. В настоящее время использование понятия ламаизм считается некорректным.

Название используется для того, чтобы оказать честь монахам или монахиням в школах Ньингма, Кагью и Сакья, передовых практиках Тантры, чтобы указать их уровень духовности и/или власти. Также может быть использовано для обозначения тулку и линий перерождения ламы, например, Далай-лама или Панчен-лама.

На Западе ламами называют также тех, кто добился значительных достижений в духовном самосовершенствовании.

Роль ламы — выявление ученика, его обучение практике[1].

«Буддийский учитель должен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхармы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием — он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передаёт другим», — указывает Тринле Тхае Дордже

Ринпоче́ (также Римпоче) (тиб. རིན་པོ་ཆེ་, Вайли: rin po che) — буквально означает «драгоценный» — уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев (тулку) в тибетском буддизме и в религии Бон. Титул Ринпоче прибавляется к имени ламы. В Тибете и Бутане слово Ринпоче, стоящее отдельно, обозначает Падмасамбхаву, которого именуют «Гуру Ринпоче».

  1. ↑ «Le rôle du lama extérieur est donc de révéler au disciple, grâce aux enseignements et à la pratique, le lama intérieur qui n’est autre que la nature de bouddha en lui. Dès qu’il l’a réalisé, le disciple n’est plus jamais séparé du maître et toutes les circonstances deviennent des rappels du maître intérieur.» — Philippe Cornu Dictionnaire encyclopédique du Bouddhisme. — Paris: éditions du Seuil, 2001.— P. 346. (ISBN 2-02-036234-1)

ru.wikipedia.org


Смотрите также