Святые захарий и елизавета


Захария (священник) — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Захария.

Священник Захария (из рода Аарона) — отец Иоанна Крестителя и супруг праведной Елисаветы, порой отождествляется с Захарией, сыном Варахии, упомянутым в (Мф. 23:35)[1]. Происходил из рода священника Авии, потомка Аарона, которому при царе Давиде выпало по жребию совершать богослужения в восьмую седмицу (Лк. 1:5, 8, 1Пар. 24:10).

«Зачатие Иоанна Крестителя» (встреча Захарии и Елисаветы; справа изображена фигура их будущего сына)

Захария вместе с супругой жили в Хевроне и достигли пожилого возраста, но детей не имели. О рождении Иоанна архангел Гавриил предвозвестил Захарии в храме (Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи, Благовестие Захарии).

Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел архангела, стоящего по правую сторону жертвенника.

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

Захария усомнился в вести и был за это наказан немотой: «я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время» (Лк. 1:19-20).

Когда Елизавета родила и настало время давать младенцу имя, его предложили назвать по имени отца — Захарией, но Елисавета отказалась, настояв на том, чтобы он был наречен Иоанном. Захарии дали табличку, и он подтвердил это, написав: «Иоанн — имя ему», после чего смог снова говорить (Лк. 1:76) и произнес пророчество, известное как Benedictus. Житие Захарии, основанное на византийских легендах, сложенных путём компиляций жизнеописания Новозаветного Захарии и Ветхозаветного пророка Захарии, получило широкое распространение в средневековье, в том числе и на Западе [2]. Согласно этим легендам во время избиения младенцев, когда Елизавета с их сыном скрывалась в пустыне, Захарию, служившего в храме, стали допрашивать о том, где его сын. Он отказался отвечать, и его убили прямо в святилище. Данная легенда соотносит Евангельский текст про «кровь Захарии» (Мф. 23:35) с личностью отца Иоанна Крестителя. Большинство библеистов относит этот текст либо к личности пророка Захарии либо к упомянутому во Второй книге Паралипоменон «Захарии, сыну Иодая священника» (2Пар. 24:20)[3]

Память совершается вместе с его супругой Елисаветой:

Считается что дом, где жил Захария и где родился его сын Иоанн Креститель был расположен в предместье Иерусалима Эйн-Кареме. На этом месте в настоящее время построен францисканский монастырь «Святой Иоанн на го́рах»

О местонахождении мощей Захарии существуют различные мнения:[4]

Захария фигурирует в Коране как Закарийа (араб. زكريا‎) — один из пророков — посланный к Сынам Израиля, соответствует библейскому священнику Захарии. Упомянут в Коране 7 раз. Отец пророка Яхьи (библейского Иоанна) (Коран, 19:7).

Бог являет Захарии свое чудо — у престарелого священника и его старой жены, рождается мальчик (Коран 3:40). В Коране утверждается, что имя «Яхья» (Иоанн), которым нарекли ребёнка — уникальное (Коран, 19:7). В качестве ещё одного божественного знамения, Захария не говорил с окружающими в течение трех ночей (Коран 19:10), что созвучно с эпизодом из Евангелия от Луки (Лк. гл.1:19-20). В течение трех ночей Захария мог общаться только с помощью жестикуляции (Коран 3:41).

Захария, согласно Корану, являлся опекуном Девы Марии (Коран 3:37).

Некоторые мотивы попали в цикл о Закарийи из иудейских легенд о другом Захарии — библейском пророке.[5]

В Православной традиции Захария, как отец Иоанна Предтечи, вспоминается за богослужением в дни празднования зачатия Иоанна Крестителя ( 23 сентября (6 октября)) и его Рождества (24 июня (7 июля)). Первые тексты последований святому Захарии содержатся в Типиконе Великой церкви (IX век) и в Студийско-Алексиевском Типиконе (1034 год). Праздничное последование включает 6 стихир на «Господи, воззвах», пение «Бог Господь» на утрене, тропарь 8-го гласа, по 9-й песни канона — светилен; на литургии на блаженнах указывается пение 3 и 6 песни канона святому Захарии, прокимен из 109 псалма. Иерусалимские Типиконы содержат богослужебные указания, схожие со Студийским уставом.

В современном богослужении последование Захарии включает:

  • тропарь 4-го гласа;
  • кондак 3-го гласа;
  • канон 1-го гласа авторства Феофана с акростихом греч. Τὸν Προδρόμοιο τοκῆα κροτῶ σοφὸν ἀρχιερῆα (Предтечи родителю рукоплещу премудрому архиерею)[6];
  • ирмос;
  • цикл из 3 стихир-подобнов;
  • 3 стихиры-самогласна, седален и светилен.

Захария и Елисавета. Праведники, подарившие миру Крестителя Иисуса | События | ОБЩЕСТВО

18 сентября в православии отмечается день пророка Захария и праведной Елисаветы (Елизаветы) - родителей святого Иоанна Предтечи. Примечательно, что праздник отмечается незадолго до рождества Пресвятой Богородицы.

Роль Захария и Елисаветы в истории христианства столь же велика, как и роль родителей Иисуса Христа. Ведь именно их сыну – проявлению великой божественной силы, предстояло предречь пришествие Мессии, а затем крестить Спасителя мира в водах Иордана. Рассказ именно об этой паре открывает Евангелие от Луки. Их история подготавливает читателя к восприятию чудесного непорочного зачатия Девы Марии.   

«Зачатие Иоанна Крестителя» (встреча Захарии и Елисаветы; справа изображена фигура их будущего сына). Фото: wikipedia.org

Великое чудо бездетной пары

По преданию, священник Захария из рода Аарона и его жена праведная Елисавета из рода царя Давида, двоюродная сестра Девы Марии, прожили в браке до глубокой старости, однако детей у них так и не родилось. В ветхозаветные времена бесплодие пары считалось великим божьим наказанием. Бремя бездетности для священнослужителя тех времен было еще более тяжким, так как он должен был являть гражданам пример неукоснительного исполнения божьих заповедей, среди которых одной из главных  считалась обязанность продолжения рода. Несмотря на то, что его союз с Елисаветой не дал потомства, Захария не оставил свою жену и вместе с ней нес это тяжкое бремя.

Чудесную весть немолодому священнику принес архангел Гавриил. Именно он возвещал о тех рождениях, которых, по логике вещей, состояться просто не могло. Ангел явился мужчине во время очередного богослужения в храме и возвестил о том, что его жена подарит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». 
«Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн», - обратился небесный посланник к пророку. Именно со слов «не бойся!» Гавриил начнет и свое обращение и к Богородице спустя несколько месяцев.

Встреча Захария и архангела Гавриила. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»/ Фото: wikipedia.org

Усомнившись в словах архангела, Захария был немедленно поражен немотой. Ему, как священнику, а не простому человеку, ставить под сомнение благую весть, принесенную ангелом, было непростительно вдвойне.

После того, как Дева Мария узнала, что ее сестра Елисавета ждет ребенка, она пришла навестить ее.  В тот миг, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа». Именно так Иоанна, находясь во чреве матери, предсказал рождение Мессии. 

Фреска «Встреча Марии и Елизаветы». Капелла Скровеньи, Падуя. Первое десятилетие XIV века. Фото: wikipedia.org

Все произошло так, как и предрек Гавриил. Согласно Евангелию, Иоанн появился на свет на полгода раньше Иисуса. После родоразрешения Елисавета сообщила родственникам, что наречет младенца Иоанном, хотя такое имя никто из их семьи раньше не носил. Тогда родня спросила немого Захарию, как он назовет первенца и тот написал на доске: «Иоанн имя ему». И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним».

Во время избиения младенцев царем Иродом, в «список» подлежащих уничтожению детей в возрасте до двух лет попал и маленький пророк Иоанн. Ирод, хорошо знавший о чудесном рождении мальчика, опасался, что он и есть Мессия. Узнав об этом, Елисавета укрылась с сыном в пустыне. Увидев преследователей, праведница стала слезно молить Бога о спасении и, тотчас скала расступилась и укрыла мать и дитя в себе. Муж Елисаветы в эти бедственные дни вел службу в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, схватили мужчину и требовали выдать место, где прятались его жена и сын. Но Захария не сказал им и был заколот прямо в храме, между жертвенником и алтарем. Согласно преданию, праведная Елисавета умерла в пустыне спустя 40 дней после гибели мужа. Их сын, святой Иоанн, которому судьба уготовила роль Предтечи и Крестителя Господня, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Убийство Захарии (миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.). Фото: wikipedia.org

Праздничные народные приметы

Согласно житию, рождение Спасителя Деве Марии первая предсказала именно Елисавета. Потому в народе день памяти родителей Иоанна Предтечи считался подходящим для предсказаний и ворожбы. Девушки, естественно, гадают на суженого.

В этот день принято топить баню и выгонять березовыми вениками из тела кумоху, то есть лихорадку. Дом же лучше обмести ветками этого дерева и тогда ему до самой весны будет не страшна любая нечистая сила.

В народе существует поверье, что человек, рожденный на Захария и Елизавету, обладает особой силой и недоступен для оборотней и леших. Таких счастливчиков обычно старались нанимать в пастухи, так как люди верили, что он сможет защитить стада от сверхъестественной силы и от вполне земных волков. Волшебной силой наполнял такой человек и свою косу, которой косил сено. Согласно примете, коровы будут есть его с особым удовольствием и дадут хороший надой вкуснейшего молока.

Также в этот день люди смотрели на рябину – если деревья были усыпаны тяжелыми гроздьями, значит, впереди ждала дождливая осень. Желтые рябиновые листья сулили раннюю холодную зиму.

По следам библейского мифа

В современном мире существует несколько мест, связанных со священником Захарией и его женой Елисаветой. Считается что дом, где они жили и где родился Иоанн Креститель, находился в предместье Иерусалима Эйн-Кареме. В настоящее время на это месте построен францисканский монастырь «Святой Иоанн на го́рах».

Мощи святого Захарии в церкви Сан-Заккариа. Фото: wikipedia.org

Что касается места нахождения мощей святого Захарии, существует несколько предполагаемых мест. В православно христианстве принято считать, что их перенесли из Иерусалима в Константинополь в 415 году и поместили в храме Богородицы рядом со Святой Софией. Об этом месте сообщает латинское описание Константинополя XII века «Аноним Меркати». В 1185 году паломник Иоанн Фока видел гробницы с мощами Захарии и Елисаветы в севастийской церкви Иоанна Предтечи, возведенной на месте его темницы. Сейчас мощи (или их часть) находятся в афонском монастыре Констамонит. В католической традиции считается, что мощи Захарии находятся в Латеранской базилике в Риме и церкви Сан-Заккариа в Венеции.

День памяти Святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Глас 4. Сегодня святая Церковь чтит память святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Праведные супруги, “поступая по всем заповедям Господним беспорочно” (Лк. 1, 5 – 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который “будет велик пред Господом” (Лк. 1, 15) и “предъидет пред Ним в духе и силе Илии” (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета, молите Бога о нас!

 

 

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)1

День Захарии и Елизаветы: история и традиции

В среду, 18 сентября, православные празднуют день памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы, которые были родителями святого Иоанна Предтечи.

Этот праздник также имеет другие наименования: "Изгнание Кумахи", "Кумоха осенняя", "День Захарии и Елизаветы". OBOZREVATEL предлагает читателям узнать историю дня памяти и его традиции.

День Захарии и Елизаветы - история

Пророк Захария, праведная Елисавета и Иоанн Предтеча

Dogma

Святой пророк Захария и праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Захария был священником. Они с женой жили по всем Господним заповедям, соблюдали пост и молились, однако страдали бесплодием, что в давние времена считалось божьим наказанием.

Однажды Захария получил весть от Ангела, что его супруга родит сына, который "будет велик пред Господом". Священник сомневался и был за это наказан немотой. Когда же у Елисаветы родился сын, она и супруг назвали младенца Иоанном. И уверовал священник, и вернулся к нему дар речи.

Пророк Захария и праведная Елисавета

Слухи о рождении Мессии быстро дошли до царя Ирода, который решил умертвить всех младенцев в Вифлееме, чтобы из пророка не вырос Царь Иудейский. Елисавета услышала о намерениях Ирода и спряталась с ребенком в горах, но долго подвергалась преследованию. Праведница начала молить Господа о спасении, и гора укрыла мать с ребенком от Царя.

Тем временем, Захария проводил служения в Иерусалимском храме, пока воины Ирода выпытывали у него о местонахождении младенца. В результате пророка закололи между жертвенником и алтарем. Елисавета же умерла через 40 дней после мужа, а святой Иоанн находился в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

День Захарии и Елисаветы – традиции

Веники из березы для бани

В этот день было принято проводить обряд по изгнанию Кумохи (лихорадки). Для этого шли в баню, хорошенько парились, использовали березовый веник для изгнания нечисти. Это растение также развешивали по дому.

Также было принято ходить к знахарям и ведунам, которые могли предсказать судьбу. Чаще всего гадали девушки.

Как сообщал OBOZREVATEL, среда для многих будет удачным днем, а вот некоторым знакам стоит поостеречься.

Как там дела у Насти с Потапом - читайте у нас в Instagram!

РОДИТЕЛИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ — ПРОРОК ЗАХАРИЯ И ПРАВЕДНАЯ ЕЛИСАВЕТА « Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск

Святые пророк Захария и праведная Елисавета

5/18 сентября Церковь чтит память пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.

 Житие

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.

Пещера, где скрывалась св. Елисавета с младенцем Иоанном Предтечей

 

Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

«Зачатие Иоанна Крестителя» (встреча Захарии и Елиcаветы; справа изображена фигура их будущего сына)

 

Захария и Елисавета (Рождество Иоанна Предтечи). XV век, Россия

Святой пророк Захария

«Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи», фреска Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони

Убийство Захарии
(миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.)

 

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва третья

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2

Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

Тропарь святому пророку Захарии, глас 4

Священства одеждею обложен, премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре, и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

Кондак святому пророку Захарии, глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисавете, глас 4

Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Источник: Pravmir.ru

Праведные Захария и Елизавета — Радио ВЕРА

Поделиться

Захария возжёг фимиам и смотрел, как дым благовония поднимается под купол. «Вот так и душа моя устремляется к тебе, Господи!», – с благодарностью думал пожилой священник. Он принадлежал к роду Аарона, и это давало ему право служить Богу в Иерусалимском храме. Не так часто, как хотелось бы – недельная череда служения выпадала по жребию раз в полгода, и это время Захария считал самым счастливым в своей жизни. Для него не было ничего страшнее потерять право священства – а такая угроза была реальной! Служить в храме мог лишь тот, чью праведность не оскверняли страсти. А у Захарии и его жены Елизаветы не было детей – и в народе это считалось Божиим наказанием за грехи. «Боже, будь милостив ко мне, грешному!», – помолился священник, отгоняя досадные мысли.

Вдруг Захарии показалось, что у входа в Святая святых кто-то стоит. Сквозь густой кадильный дым проглядывалась фигура в белых одеждах. Но как незнакомец дерзнул войти в святилище, и почему его стан источает свет? Священника охватил страх, и тут раздался голос, возвещающий, что бесплодность Елизаветы разрешится рождением сына Иоанна. Но разве у стариков родятся дети? «Этого не может быть», – фраза, пульсировавшая в висках у Захарии, сорвалась с языка. Вестник возразил грозно: «Я – Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пред Бо­гом. За то, что не по­ве­рил мне, ты будешь молчать до тех пор, по­ка ни ис­пол­нит­ся предречённое».

Бессловесным вернулся Захария в родной Хеврон. Вскоре Елизавета заметила, что ждет ребенка. В этой беременности, которая сама по себе была чудом, женщина угадывала примету неких великих событий, которые вскоре грядут. Присутствие Бога было столь явственным, что дни протекали торжественно, как храмовая молитва. В это благословенное время Елизавету навестила родственница, юная Мария, обручённая плотнику Иосифу из Назарета. Эта девушка, воспитанная при храме, с детства отличалась боголюбием и той разумностью, которую дарит молитвенный настрой души. Едва жена Захарии увидела Марию, как младенец радостно взыграл у нее во чреве. «Это же Мать Мессии, Спасителя!», – осветила сердце мысль. И все происходящее с ней самой, с Елизаветой, исполнилось глубочайшего смысла.

Когда родился сын, Захария и Елизавета пригласили гостей, чтобы поделиться радостью. Среди них были почтенные мужи из рода Аарона, мнение которых уважали не только в Хевроне, но и в самом Иерусалиме.

Родственник:

Каким же именем вы наречете младенца?

Обратился один из гостей к Елизавете.

Елизавета:

Его будут звать Иоанном, что означает «благодатный дар Божий»!

Родственник:

Странный выбор! В нашем роду никто еще не носил этого имени! Не лучше ли назвать мальчика в честь отца, Захарией, что значит «Бог вспомнил»? Создатель и вправду вспомнил о вас, даровав дитя на склоне лет.

Елизавета:

Давайте спросим Захарию. Он не может сказать, но пусть напишет имя, которое хочет дать сыну.

Захария взял в руки дощечку для записей, и начертал на ней: «Имя младенцу Иоанн». В тот же момент способность говорить вернулась к нему, и он поведал собравшимся, что сам Господь дал имя ребенку, который станет пророком и Предтечей Спасителя людей.

Вскоре царь Ирод, напуганный вестями о пришествии в мир Мессии, повелел истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Зная о чудесном рождении сына у священника Захарии, он отправил палачей и в Хеврон, чтобы убить Иоанна, подозревая в нем грядущего Царя. Елизавета успела бежать с ребенком в пустыню, и страшные гонцы вернулись к Ироду ни с чем. Разгневанный правитель повелел допросить Захарию, где тот скрывает сына.

Солдаты застали священника в храме и, угрожая убийством, приступили к нему с расспросами. «Я не знаю, где находится мой сын, и надо мной вы не властны. Можете убить мое тело, а душу мою воспримет Господь, Которому я служу», – спокойно ответил Захария. Священник упал, заколотый мечом, возле жертвенника всесожжения. Теряя сознание, он увидел у входа в святилище светлую фигуру архангела – и улыбнулся.

Елизавета укрывалась с младенцем в пустынной пещере, пока силы ее не угасли. Она ушла из этого мира в надежде, что Бог не оставит мальчика, появление которого на свет было столь чудесным. И не обманулась – укрепляясь и возрастая, год за годом шел навстречу своему служению её сын Иоанн – аскет, великий пророк и Предтеча Иисуса Христа.

Захария, Елизавета и их сын Иоанн Предтеча — Радио ВЕРА

Поделиться

Захария и Елисавета (Рождество Иоанна Предтечи). XV век, Россия

Говорят, что если искренне и сильно верить, мечта обязательно сбудется. Главное — не отчаиваться и не прекращать движение к намеченной цели. Ведь помощь от Бога нередко приходит именно тогда, когда её меньше всего ждёшь...

Священник Захария и его жена Елизавета жили в Иерусалиме около двух тысяч лет назад и были известны как одна из самых благочестивых супружеских пар в своём городе. Они много лет прожили вместе, и знакомые удивлялись той атмосфере взаимопонимания и любви, которая царила в этой семье. Супруги кормили голодных и одевали нищих, никого не обижали злым словом, держались всегда скромно. В городе Захарию и Елизавету любили, но они не чувствовали себя счастливыми — у них не было детей.

Общее горе ещё сильнее объединило супругов, они с особым усердием молились Богу, продолжали верить и ждать, но с каждым годом надежда родить ребёнка становилась всё слабее.

Однажды Захария по привычной дороге не спеша шёл к храму. Годы были неумолимы к нему и Елизавете, которая, как всегда, на прощание махала ему рукой из окна. Разве можно думать о наследнике, когда они с женой уже седые и дряхлые? С этими мыслями Захария вошел в храм и стал готовиться к богослужению. Когда он встал у жертвенника и вознёс к Богу свою обычную молитву о рождении ребёнка, то вдруг услышал удивительный голос: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн».

Захария должен был обрадоваться, но он, забыв, о чём только что молился, засомневался: в его-то возрасте — и сын? За своё недоверие он был наказан — архангел Гавриил, посланный сообщить ему благую весть, предупредил, что Захария не сможет произнести ни слова до тех пор, пока не родится его долгожданный ребёнок...

Немота, вместо того чтобы огорчить, вселила в Захарию надежду. Если у него родится сын, он был готов вытерпеть не только это! Скоро Захария заметил, что его жена как будто светится изнутри — такая радость её переполняла. На вопрос, что у неё случилось, Елизавета прошептала мужу, что она беременна.

За три месяца до родов произошло ещё одно знаменательное событие. К Елизавете в гости пришла её двоюродная сестра — Дева Мария, получившая от архангела Гавриила весть о том, что она родит Иисуса Христа, Сына Божьего. Между родственницами состоялся необыкновенный разговор, подробности которого дошли до наших дней. Немало наших современников могут воспроизвести этот разговор наизусть и почти дословно.

Следующие месяцы были для Захарии и Елизаветы самыми счастливыми в жизни. Знакомые удивлялись переменам, которые произошли в пожилых супругах. Они словно помолодели на десятки лет, ведь мир для них снова начал сверкать разнообразными красками, а в жизни появился новый смысл.

Когда младенец появился на свет, Захария и Елизавета не могли на него насмотреться. Он был настоящим чудом — самым главным сокровищем для своих родителей. Родственники хотели, чтобы ребёнок носил такое же имя, как у отца — Захария. Елизавета воспротивилась этому — она желала назвать сына Иоанном, что означало «дар Божий». Решающее слово должен был сказать сам Захария. Священник взял дощечку — он до сих пор не мог говорить — и твёрдой рукой написал на ней имя Иоанн. В тот же миг немота оставила его, и Захария смог возблагодарить Бога за принесённую ему радость.

Так началась удивительная история Иоанна Предтечи, подробно описанная в Евангелии от Луки. История человека, который стал величайшим пророком и святым христианской Церкви. Именно он, сын Захарии и Елизаветы, совершил крещение Иисуса Христа на реке Иордан.

Церковь чтит память родителей Иоанна Предтечи – святых Захарии и Елисаветы

В среду 18 сентября 2019 года Православная Церковь вспоминает пророка Захарию и праведную Елисавету – родителей святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Пророк Захария был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалима священнослужители. Праведная Елисавета происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.

Читайте также

Предтеча: Идущий впередиСвятые Захария и Елисавета долго не имели детей и, казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Однако, как повествует святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына.

Захария смутился от такого видения и обетования архангела, за что на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.

Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которого и нарекли Иоанном. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. По материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа по плоти.

Во время наречения имени, народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь в то время имена давали по роду.

В тот момент, когда народ дивился этому, Захария снова смог говорить, при этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя.

Читайте также:
О святом Иоанне Предтече, его жизни и служении читайте здесь.

Новый Завет1. Захария и Елизавета, Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста

Прошло много лет (около пятисот) с того времени, как построен был второй Иерусалимский храм. Евреи в Палестине за это время подпадали под власть многих языческих царей; потом свергали с себя их власть и управлялись своими собственными царями; а наконец подпали под власть римлян (железное царство, предсказанное Даниилом), которые поставили над ними чуждого им царя из идумеян (потомков Исава), Ирода. Он назывался царем иудейским, начал управлять иудеями, жившими в Палестине, сам находясь под властью римского императора, Августа.

В царствование Ирода царя иудейского, в одном иудейском городе, Хевроне, жил один священник, по имени Захария, с женою своею, Елизаветою. У них не было детей, и они много скорбели об этом.

Однажды Захария пришел для служения в Иерусалимский храм, и ему по жребию досталось войти в храм Господень для каждения.

Захария вошел в святилище, положил ладан на кадильный жертвенник и начал молиться. В это время ему явился ангел Господень по правую сторону жертвенника кадильного (по левую от входа в святилище).

Захария смутился и испугался. Но ангел сказал ему, чтобы он не боялся и что молитва его услышана. Жена его Елизавета родит ему сына и Захария назовет его Иоанном.

Сын Захарии, говорил ангел, будет велик пред Господом; не будет пить никакого вина; исполнится Духа Святого и обратит сынов Израилевых к Господу Богу их.

Захария пожелал удостовериться в том, что обещание ангела исполнится. «Откуда мне знать, что слова твои истинны?» спросил он ангела.

Ангел же сказал ему в ответ: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою. Вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим».

Захария вышел из храма и хотел благословить народ. Но не мог сказать ни одного слова, потому что сделался нем.

Встреча Марии и Елизаветы — Википедия

Якоб Стрюб. «Встреча Марии и Елизаветы», ок. 1505. Эта необычная картина отличается тем, что в чревах обеих женщин обозначены плоды — Иоанн Креститель и Иисус Христос

Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) — встреча Девы Марии и Праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк. 1:39-56).

В Католической церкви это событие вспоминается на празднике Посещения Пресвятой Девы Марии (31 мая или 2 июля).

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39). Евангелие описывает встречу так:

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Слова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат. В Русской Церкви эта Песнь поется почти всегда во время утрени перед пением 9-й песни канона праздника. Исключение составляют только Двунадесятые праздники, во время которых вместо этой Песни поются особые припевы (обычно начинаемые словами «Величай, душе моя…»).

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

В Русской Православной Церкви Евангельский рассказ об этом событии читается каждый раз на всенощном бдении при праздновании Богородичных праздников.

Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.

Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) — женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.

Интересный момент — так как Елизавета замужняя женщина, а Мария — Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.

В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века. Эпизод встречи Марии и Елизаветы — сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.[1]

Фреска под куполом Нижней Церкви Посещения в Эйн-Кареме, посвящённая этому событию

Празднование дня Встречи (чаще используется термин «Посещение») имеет средневековое происхождение. Он отмечался францисканским орденом ещё до 1263 г., когда он был письменно рекомендован Святым Бонавентурой. Благодаря влиянию ордена он распространился, но всецерковное одобрение он получил только в 1389 г., по приказу Урбана VI.

Ранее отмечался 2 июля, потом дата была уточнена и перенесена на 31 мая, чтобы попасть между Благовещением и рождением Иоанна. Тем не менее, в некоторых Церквях она осталась фиксированной на прежней дате.

В честь праздника Посещения была названа женская монашеская конгрегация визитанток, созданная в 1610 году святым Франциском Сальским и святой Иоанной де Шанталь.

В Горненском монастыре[править | править код]

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина), Святейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он празднуется через пять дней после Благовещения — 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг или пятницу Светлой седмицы[2][3]. Богослужебное последование праздника включено в месячные минеи, изданные Издательским Советом Русской Православной Церкви в 2002 году[4].

Захарий и Елизавета - Праздник

Народно-христианский праздник Захарий и Елизавета отмечается 18 сентября. В православных храмах в это день чтят память пророка Захария и праведной Елисаветы. Другие названия праздника: День Захарии и Елизаветы, Кумоха осенняя, Изгнание Кумахи, Елизавета Предсказательница, День Кумохи, День пророка Захарии и праведной Елисаветы.

     В этот день Православная церковь вспоминает пророка Захария и его жену, Праведную Елисавету - родителей Иоанна Крестителя. Они, будучи праведными перед Богом и беспорочно всем Господним уставам и заповедям поступая, долгое время оставались бездетными. Но однажды Захарию явился архангел Гавриил и возвестил о будущем рождении у него сына, которому суждено выполнить великую миссию - приготовить людей к пришествию Спасителя.

     Когда Елисавета уже шесть месяцев в чреве своем носила сына, архангел Гавриил явился к Деве Марии и возвестил Ее о том, что Она родит Сына и назовет Его Иисус, и что будет Он велик и наречется Сыном Всевышнего. Мария направилась в город Иудим, в дом Елисаветы и из ее уст услышала подтверждение своего избранничества стать Матерью Спасителя. В этот день принято молиться пророку Захарию и праведной Елисавете о зачатии и рождении ребенка.

     Еще этим святым молятся при трудных родах. Скорее всего, основанием для этого послужило предание о том, что Захария за свои сомнения по поводу рождения сына был поражен немотой. Обрел он способность говорить лишь тогда, когда его супруга родила. Еще этот день считали удачным для гаданий, предсказаний и других тайных дел, поэтому у знахарей и ведунов 18 сентября просто не было отбоя от посетителей.

     В народе этот день прозвали Кумохин или Кумокин, кумоха осенняя, изгнание кумохи, а все потому, что существовало поверье, якобы 18 сентября из лесу выходит кумоха - лихорадка и нападает на деревенских женщин. Оборачивается злой дух в старушку-странницу, которая просит подать хлеба и пустить переночевать. Если же пустить ее в дом, то она принесет болезни.

     Кумоха - сестра двенадцати лихорадок, каждой из которых приписывались человеческие черты. Их представляли в виде уродливых простоволосых женщин. Вообще распущенные волосы на Руси считались признаком женской нечистой силы. Число 12 тоже было не случайным. Вера в 12 сестриц-лихорадок корнями уходит в библейские тексты и связана с Иродиадами - дочерьми царя Ирода, по приказу которого отрубили голову Иоанн Крестителю.

     По народным представлениям, кумоха живет в лесу на болотистой местности и дружит с лешим. Чтобы избавиться от нее, 18 сентября убирали в доме, топили баню и парились с березовым веником, потому что береза способна исцелить многие болезни.

     Существовали и другие способы избавления от кумохи. Например, на листе бумаги писали первую главу из Евангелия от Иоанна. Этот листик шесть недель носили на нательном кресте, а затем сжигали и пепел съедали. Если же человек сильно заболел, и ждать шесть недель не было возможным, то на бумаге писали первые и последние буквы молитвы Господу Иисусу Христу «Иже на всякое время» и давали эту бумагу съесть больному.

     Традиции и обряды 18 сентября:

Главные традиции 18 сентября - обряд обметания дома березовым веником, парение в бане, гадания.

- По традиции в этот день положено обмести весь дом березовым веником. Это защитит жилище от нечистой силы до весны.

- Также считается очень полезным попариться в бане для придания организму сил и здоровья на целый год.

- По легенде, именно святая Елисавета предсказала Марии рождение сына. Поэтому с давних пор этот народный праздник славится на Руси как один из наиболее благоприятных дней для гадания на любовь, судьбу, суженого.

- Считалось, что рожденный на Захария и Елизавету обладает особой силой: его не трогают ни оборотни, ни лешие. Поэтому такого человека старались нанять в пастухи, чтобы он берег скотину от нечистой силы, да от злого волка. Также верили, что если рожденный в этот день накосит сена, то коровы будут есть это сено с особым удовольствием, а после дадут вкуснейшее молоко.

     Народные поговорки и приметы 18 сентября:

- В лесу много рябины - осень будет дождливая, а мало - сухая.

- Если листья на рябине пожелтели рано, осень будет ранняя и ранняя холодная зима.

- День считался счастливым для гадания и предсказания в память того, что святая Елисавета предсказала в этот день пресвятой Деве Марии рождение Иисуса Христа.

- Если на рябине рано пожелтели листья, то будет ранняя осень и ранняя зима.

- Если рябины много, то осень будет дождливой, мало - засушливой.

- На луковицах цветов и овощей тонкая кожура - к теплой зиме.

- Сны с 17 на 18 сентября вещие. Они могут исполниться в ближайшие 7-12 дней. Если этого не произойдет, то ждите их осуществления через год.

- До восхода солнца облака красного цвета - к дождю и ветру.

- Скотина в ясный день начала под навес прятаться или спешить с пастбища домой - к скорому ненастью.

- В этот день нельзя стирать, в противном случае заболеете.

- Если человек 18 сентября поклянется, но в будущем не сдержит своего обещания, то он погибнет.

- Считалось, что людей, рожденных 18 сентября, кумоха не зацепит, ведь они обладают колдовской силой. В качестве талисмана им подходит амазонит. В былые времена именинников этого дня предпочитали нанимать в пастухи.

     Именины 18 сентября:

Глеб, Максим, Давид, Федор, Елизавета, Ираида, Раиса, Ефим, Афанасий, Алексей.


Смотрите также