Святой николай угодник икона фото


Описание типов икон свят. Николая

Краткое описание типов икон святителя Николая

 

Николай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.
Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.
Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.
Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.
Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.
Иконографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.
Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.
Известны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
Память свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.
 Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

 

Иерей Владимир Партала ,

клирик рижского храма Благовещения Пресвятой Богородицы

По материалам сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru

 

 

Следующая страница: Акафист свят. Николаю

 

 

 

Просмотры (15494)

Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса

Содержание статьи

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

  • 6 (19) декабря — день праведной кончины;
  • 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) — рождество святого Николая;
  • каждый будничный четверг.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города — Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Читайте также — Словарь «Правмира» — Святитель Николай Чудотворец

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV — VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X — XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Роспись церкви Санта Мария Антиква. Ок. 720 г. Рим (святитель Николай справа)

Образ святителя Николая (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие.

Мозаика апсиды собора Св.Софии в Киеве. Ок. 1037 г. Фрагмент

Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя — образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

Николай Чудотворец со святыми на полях. Кон.X — нач.XI в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой — модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Никола Можайский. XIV в. ГТГ, Москва

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV — XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной, так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-я половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский».

Фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря. 1103-1113 гг. ГТГ, Москва

Фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге. Посл.четверть XII в.

Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва

Читайте также — Чудо Николая Чудотворца (+ ФОТО)

Свт. Николай с житием. 1-я половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб.

Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник

Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва

Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия

Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония

Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание

Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV — нач.XVI в.

Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб.

Никола Можайский. XVII в. Русский Север

Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва

Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония

Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства

Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва

Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

Дни памяти святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря в 2020 году


Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса. Обратите внимание на другие материалы сайта «Православие и мир»:

Как выглядел Николай Чудотворец? | Милосердие.ru

Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел?

Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, в церковном календаре отмечается дважды: зимой, 19 декабря, и почти летом, 22 мая.

Святитель Николай. Палехская икона начала XX века

Святитель Николай. Новгородская икона XIII века. Происходит из Свято-Духова монастыря

Икона «Николай Угодник». Находится в Государственном русском музее

Святитель Николай. Икона XIII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае

Икона «Святой Николай Мирликийский». Московская школа. XVI век

Образ Свт. Николая из Успенского собора в Лондоне. Написан на оцинкованном металлическом листе. Изображение святого было сплошь изрешечено пулями и осколками снарядов. По преданию, икона находилась на верней палубе одного из кораблей русского флота, участвовавшего в Цусимском сражении. Корабль затонул, а икону моряки пустили в море, но она была спасена (по другой версии, икону сбил артиллерийский выстрел)

Святитель Николай. Фреска церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Конец XII века

Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар. Русская икона начала XX века

Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар. Фрагмент иконы XVII-XIX веков

Святитель Никола Можайский. Изображение на Никольской башне Московского Кремля

Святитель Николай Чудотчовец с храмом свт. Николая в Кленниках. Монахиня Иулиания (Соколова)

Святитель Николай Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Дионисий и мастерская

Святитель Николай избавляет от смерти трех невинно осужденных мужей. Картина И. Репина. 1888 год

Святитель Николай с житием. Икона второй половины XIV века из села Павлово под Ростовом Великим

Избавление Агрикова сына Василия от сарацинского плена – святой приводит отрока к родителям. Фрагмент иконы св. Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим

Спасение Димитрия от потопления. Фрагмент иконы св. Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим

Святитель Николай. XII век. Икона происходит из московского Новодевичьего монастыря, куда была перенесена в середине XVI века из Новгорода

Святитель Николай. XIV век. По монастырскому преданию Троице-Сергиевой лавры, эта икона была келейным образом преподобного Сергия Радонежского

Святитель Николай. Византийская икона XIV века из афонского монастыря Ставроникита

Никола Можайский, рельеф к. XVII — н. XVIII вв. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва

Святитель Николай Чудотворец. Фрески церкви Св. Никиты в Чучере близ Скопье, Македония.Работа иконописцев Михаила и Евтихия из Фессалоник

Никола Зарайский с житием. XVI в

Святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мир Ликийских.Из московского Новодевичьего монастыря

Складень.(Триптих) Центральная часть: Св. Николай-Чудотворец Можайский Россия, XVIII в., Литва, частное собрание

Никола Можайский. Пелена

Свв. Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, пророк Илия, мчн. Кириак и Улита с избранными cвятыми на полях. Россия, ок. 1750. Провинциальный неизвестный мастер. Частное собрание

Фрагмент иконы св. Николая из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия)

Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считается, была написана на основе прижизненного изображения святого. Эта икона — дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения

Иконы Николая Угодника: типы, описание, символизм

Николай чудотворец почитается во всем мире. Даже в других религиях есть прообраз этого святого. У буддистов он — божество процветания и долголетия, в калмыцкой вере — покровитель Каспийского моря, на западе известная всем легенда о святом приняла образ поверья о Санта-Клаусе.

Существует множество икон Николая Угодника и ещё больше списков, которые можно приобрести в церкви или магазине. Это одна из самых почитаемых святынь среди православных христиан.

Биография и личность чудотворца

Точных дат биографии Николая не сохранилось. По различным летописям ученые смогли восстановить жизнеописание этого человека, основные события. Есть ряд упоминаний о сотворенных им чудесах.

Никола родился в конце III века в греческой колонии Патара. Семья была достаточно обеспечена. Он был необычным мальчиком: шумным играм будущий святой предпочитал чтение Священного Писания, изучение Евангелие, осмысление слова Божьего. Рано овладев грамотой, он все свободное время проводил в молитве, мысленном общении с Господом, чтении.

Тягу к вере и богослужению в мальчике увидел его дядя, настоятель местной церкви. Он сделал его вначале чтецом, а потом посвятил в сан священника, поручив проповедовать слово Божие в приходе.

Мальчик не остановился на достигнутом. Не из честолюбия или тяги к известности, а из-за желания сделать все, что он сможет, чтобы помочь нуждающимся, обратить к истинной вере как можно больше заблудших людей. По одной из версий, он сразу стал епископом Миры: одному из высокопоставленных священников во сне пришло знамение, он собрал совет, который назначил Николая на такую высокую должность.

Священнослужитель родился в непростое для христианства время. Оно получало развитие среди населения, но до сих пор существовали люди, яро противостоявшие этому мировоззрению. Один из них — Диоклетиан, римский император, правивший с 284 по 305 год. Он издал эдикт (указ), узаконивший преследование христианства во всей империи. Николай несколько раз попадал в тюрьму за проповедование. Он не понаслышке знал о несправедливом осуждении, поэтому всегда пытался помочь добиться правды. За такое качество его до сих пор ассоциируют с защитником слабых, оклеветанных людей.

Так или иначе, из Миры юноша отправился в Александрию. В те времена она была самым развитым образовательным центром. Там можно было получить знания, ознакомиться с книгами, которых не добыть в провинции.

Первое сотворенное чудо

В Александрию Никола добирался на корабле. Тогда произошло одно из первых сотворенных им чудес. Начался сильный шторм. Помогая складывать паруса, один из матросов сорвался с мачты. Её высота — несколько метров. Выжить после падения невозможно. Смерть парня до глубины души поразила Николая, так как он подружился с молодым человеком, много общался с ним. Священник пал ниц, начал искренне молиться Богу. Моряк воскрес. Это видела корабельная команда. По прибытии на сушу все до единого приняли христианство. С тех пор Николай считается покровителем моряков.

По жизнеописаниям известно, что после плавания у святого открылся дар. Молитвой он исцелял безнадежно больных, возвращал зрение, обращал на истинный путь духовно заблудших людей. Поэтому исцеление моряка считают первым сотворенным чудом.

Щедрость Николая

Николаю Мирликийскому была чужда жадность. После смерти родителей, получения от них наследства, епископ все раздал нуждающимся. По возможности он старался творить добро незаметно, чтобы никто не знал об этом. Смысл благодеяния не в том, чтобы получить благодарность, повысить самооценку, а в том, чтобы помочь ближнему, сделать богоугодное дело. Поэтому лучше делать это незаметно, чтобы не смущать человека, для которого творится добро.

Многим с детства известна история от трех сестрах. Никола узнал, что трех девушек отец собирается отдать в наложницы. Такой социальный статус равноценен рабству. Решение ему диктовали тогдашние порядки: девушки не мели права сами зарабатывать себе на жизнь, средств, чтобы выдать их замуж, не было (необходимо приданное). Чудотворец начал подкидывать в окно каждой из них увесистые мешочки с золотом. По одному каждую ночь, чтобы никто не заметил. На третий вечер отец девушек все же увидел Николу, пал ниц благодаря за щедрость. Угодник же лишь взял с него клятву, что никто не узнает об этом деянии.

С Чудотворцем связана легенда о Санта Клаусе. По другой версии, Никола подкидывал золото через дымоход, оно попадало в чулки девушек, развешенные перед камином. Так зародились рождественские традиции католицизма.

Пощечина на Никейском Соборе: клевета или правда?

История открывает факты, говорящие не только о благочестивости Николы, его любви к Господу, неслыханной щедрости. Он был также яростным воином за веру. Святому приписывают разрушение храма Артемиды. Писания говорят, что праведный гнев охватил Николая, когда он понял, что это невиданное по красоте место — пристанище демонов. Археологические раскопки показывают, что языческий храм разрушен землетрясением примерно во втором веке, ещё до рождения святого.

Много споров ведется о происшествии на Никейском Соборе — первом сборе всех православных священнослужителей Рима, который инициировал император Константин. Здесь Никола слышит богохульные, кощунственные изречения некоего Ария, дает ему пощечину. Это неприемлемо с точки зрения христианства, поэтому над митрополитом сразу устраивают суд. Авторитетные ученые заявляют, что ни одно упоминание о Никейском Соборе не содержит имени митрополита Мирликийского. Поэтому святого там в принципе не было. Но факт суда опровергнуть невозможно — есть прямые свидетельства этому. По какому именно поводу он случился, остается неизвестным.

О чем молятся святому?

Молитва — это общение с Богом. Молящийся обращается напрямую к Господу или к святым, чтобы они заступились перед Ним. Поэтому священнослужители сходятся во мнении, что не важно, о чем молиться тем или иным святым. Главное, чтобы все слова шли от чистого сердца, а на уме не было греховных помыслов. Но можно посмотреть на все под другим углом. Разные святые чаще внемлют определенной категории людей, быстрее отзываются на их молитвы. Угодника считают защитником путешественников, воинов, детей, несправедливо осужденных. Поэтому ему чаще всего молятся о следующем:

  • Помощи при поисках справедливости, когда человека осудили несправедливо.
  • Защиты в пути. Путешественники берут с собой иконы Николы Угодника. На многих кораблях и суднах есть специальные каюты под них. К Николаю обращаются родственники, переживающие за путников.
  • Помощь при учебе. Николай всегда тяготел к знаниям, любил учиться, читать. Поэтому часто ученики, студенты молятся святому о помощи при преодолении трудностей, связанных с обучением.
  • Возвращение веры, наставление на истинный духовный путь.

Иконография

Существует несколько иконографических типов изображения Святого Николая. Первые из них датируются 10-12 веком. Представляют собой фрески Михайловского Златоверхого монастыря (Киев). Ныне хранятся Третьяковской галерей. На изображениях Никола изображен в полный рост, одна рука застыла в благословляющем жесте, другая держит раскрытое Евангелие.

Поясной иконографический тип по древности не уступает ростовому. Он изображен на иконах. Древнейшая из сохранившихся находится в России, Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Вероятнее всего, написана в Российской Империи, датируется XII веком. Доподлинно известно, что икона сначала располагалась в Новгороде, после перевезена Иваном Грозным в Москву. Сегодня хранится Третьяковской галерей. Ещё один подобный образ (даже более древний) пропал во время Второй мировой войны.

Интересны житийные иконы Николая Угодника — на них изображены определенные моменты из жизни Чудотворца. Первые такие святыни появились в XI веке. Популярны среди иконописцев они стали к XIV столетию. Наиболее древние из сохранившихся святынь — новгородская (XIV век) и коломныцкая (сейчас находится в Третьяковской галерее).

Житийные иконы Николы Чудотворца делят на 3 типа:

  • детство — изображено рождение, обучение грамоте;
  • посвящение в духовные саны;
  • помощь ближним, сотворение чудес.

Считается, что Никола — защитник слабых, несправедливо осужденных, покровитель воинов, путешественников, моряков. Подобные поверья устоялись ещё при жизни святого. На самом деле он готов помочь каждому, кому это нужно. Главное, чтобы просьба была произнесена от чистого сердца.

Икона Святителя Николая Чудотворца фото

Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых на Руси. Существует множество вариантов  икон святителя, иллюстрирующих его житие и многочисленные чудеса. Священное Придание в виде икон и фресок на протяжении веков сохранило и донесло до наших дней портретные черты святителя Николая. Они ярко индивидуальны,  так что легко узнаваемы и любимы каждым православным христианином. Нет такого православного  храма, в котором не было бы образа Святителя и Чудотворца Николая.

Святитель Николай мирно скончался 6 (22 по новому стилю) декабря 342 года и был погребен в соборной церкви города Миры. В 1087  году 9 (22 ) мая его нетленные мощи были перенесены в итальянский город Бари где, прославились многими чудотворениями и почивают и поныне. Память святого празднуется 19 декабря и 22 мая.

На иконах святитель изображается в полном епископском облачении: саккосе и омофоре, с Евангелием в руке. Часто по правую и левую сторону от святого изображают полуфигурные изображения Спасителя и Богородицы, которые протягивают святому атребуты епископского достоинства: Евангелие омофор. Эта иконография именуемая «никейским чудом» отображает события VII Вселенского Собора, когда святой был лишен этих атрибутов за пощечину еретику Арию, но Богоматерь и Спаситель, явившиеся отцам собора, Сами восстановили святителя Николая в его сане.

Святитель Николай является скорым помощником и заступником всем притекающим к нему. Еще при жизни  святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти, покровитель мореплавателей и всех путешествующих. Ему молятся о благополучном вступлении в брак и рождении детей. К нему обращаются в финансовых затруднениях, болезнях и скорбях. 

В чем поможет икона святого Николая Угодника (Чудотворца)? | Культура

Житие архиепископа Николая

Свои два имени — Угодник и Чудотворец — будущий святой Николай получил, можно сказать, ещё при жизни. С детских лет он вел строгую, праведную, подвижническую жизнь, стремился стать священнослужителем, позже был посвящен в сан архиепископа.

Жил священнослужитель Николай в III веке в Малой Азии. Унаследовав от родителей немалое состояние, он раздал его бедным. И помимо этого, всеми делами своими он старался помогать, угождать людям и Богу, за что и получил первое свое имя.

За множество чудес, совершенных архиепископом Николаем, его не только возвели в ранг православного святого, но и окрестили Чудотворцем. Он не жил уединенно в монастыре, а всецело был отдан людям, совершал подвиги, широкие дела, а порой и чудеса, до самой своей кончины. Более всего он помогал рыбакам и морякам, спасая их от смерти в море, девицам, вынужденным из-за бедности отправляться в публичные дома, детям-сиротам, тяжелобольным и несправедливо осужденным. Потому и сейчас святой Николай Чудотворец (Угодник) считается их покровителем. Фото: Depositphotos

Всемирная любовь и почитание

Немного найдется христианских стран, православных и католических, где не был бы воздвигнут храм имени святого Николая. В его честь даже назван главный собор ВМФ России в Санкт-Петербурге. Также его имя носит знаменитая башня Московского Кремля — Никольская башня. Все потому, что к нему идут верующие и с радостью, и с благодарностью, и в поисках поддержки или утешения. Иконе Николая Чудотворца также придается большое значение, она одна из самых почитаемых в христианстве, наряду с ликами Христа Спасителя.

Святого Николая славяне боготворят и уважают, считают заступником рода людского, в особенности обездоленных и несправедливо наказанных. Он является символом справедливости, благородства, широты души и чистоты помыслов. Николаю Чудотворцу неважно, кто просит его о защите, беден ли тот, или богат и какие у него религиозные верования. Наверно, потому икона с его ликом является своеобразным талисманом для всех: её часто ставят в машину, берут с собой в путешествия, дарят больным и родителям новорожденных. Морской собор святителя Николая Чудотворца
Фото: Depositphotos

Чудотворные и мироточащие иконы

Икон с изображением этого святого множество, и многим из них предписывают чудесные исцеления, некоторые лики даже мироточат. Наиболее известна легенда о чудотворной иконе «Николы Мокрого» — образа, пред которым нашли спасенного утонувшего накануне младенца. Собственно иконография святого Николая, пожалуй, самая широкая, разнообразная среди святых христианской церкви.

Наиболее часто Николай Чудотворец изображен по пояс с приподнятой в жесте благословения правой рукой и с Евангелием в левой руке как символ призвания к вере. Пред верующими он предстает строгим, но милосердным седовласым старцем в церковной ризе. Фото: top55.info

Кроме этого, в одеянии святого на иконах присутствует омофор (широкая, вышитая орнаментами лента, перекинутая через плечо) как символ всенепременной заботы священника о своих прихожанах. Также чаще всего на шее Николая Угодника изображается панагия (круглая икона на цепочке), которую носят архиереи, а на голове — митра (высокий головной убор) как символ преданности священнослужителя церкви, вере и Христу на всю жизнь.

Также на иконах Николая Угодника нередко наверху, по обе стороны от лика святого, изображаются фигуры Иисуса Христа и Божьей Матери. Спаситель символизирует, что сам Господь направляет дела святого Николая, дав ему в руки Евангелие. А Богородица, как считается, дала ему сан архиепископа, возложив на него омофор. Фото: Источник

Святой «скоропослушник»

В народе святого Николая Угодника или Чудотворца также называют «скоропослушником», потому как он быстро приходит на помощь к просящим и скоро дает ответ на молитву, обращение к нему. А обращаются к этой иконе с самыми разнообразными просьбами: защитить от болезни и вернуть утраченное здоровье, при телесных и душевных недугах, за помощью в бедственном положении, также чтобы он дал силы справиться с жизненными трудностями и неурядицами.

И, конечно, святой Николай помогает восстановить справедливость, защитить невиновных, уберечь от смертельной опасности.


Смотрите также