Строгий успенский пост


Успенский пост — короткий, но строгий

Самый короткий пост в году продлится с 14 по 27 августа и завершится праздником Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост почти такой же строгий, как Великий. До революции в России на время Успенского поста отменяли все развлечения. Рыбу разрешается вкушать только в праздник Преображения Господня, который называют в народе "Яблочным Спасом".

Успенский пост был установлен в честь Божией Матери. В эти дни верующие подражают Пресвятой Богородице, которая, будучи непорочной и не имея нужды в покаянии и исправлении с помощью поста, тем не менее, проводила всю жизнь в подвигах поста и молитвы. "…особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас", — пишет об Успенском посте святой Симеон Солунский.

Если у вас есть желание и физические силы соблюдать этот пост строго, то имейте в виду, что в понедельник, среду и пятницу по церковному уставу положено питаться "сухоядением", то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — "с варением пищи, но без елея", то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

Несмотря на строгость устава, в отличие от Петрова поста, прозванного в народе "голодовкой", Успенский пост считался на Руси легким — ведь к этому времени поспевало множество плодов нового урожая. В первый день поста, на который приходится праздник Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, традиционно освящали мед нового сбора, из-за чего этот день называют в народе "Медовым Спасом".

Читайте также: Праздник пчелам, людям пост

Греческий часослов 1838 года так объясняет происхождение праздника Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороге и улицы для освящения мест и в отвращение болезней". Накануне Крест выносили из царской сокровищницы и полагали на престоле церкви Святой Софии. С настоящего дня до праздника Успения Богородицы, т. е. до 28 августа по новому стилю, совершали по всему Констатинополю особый богослужебный поминальный чин — литию, крест предлагался народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста.

В Русской Церкви этот праздник соединился с памятью Крещения Руси. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1", то есть 14 августа по новому стилю.

14 августа Церковь также вспоминает семь святых мучеников Маккавеев, которые пострадали в 166 году до Рождества Христова. Имя Маккавей, что переводится как "Кто подобен Тебе из богов, Господи", носил иудейский вождь Иуда, победоносно сражавшийся с сирийским царем Антиохом Епифаном. Потом Маккавеями стали звать всех его братьев и потомков, которые пострадали за веру в Бога Истинного.

Святые мученики Маккавеи пострадали в годы тяжкого для своего народа рабства. Приверженец эллинского культа Антиох ввел в Иерусалиме и всей Иудее язычество и осквернил храм Господень. Многие отпали от Истинного Бога. Однако оставались и те, кто скорбел о падении народа Божия, продолжая верить в грядущее пришествие Спасителя.

Законоучителя Елеазара привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Во время страшных мучений, уже приближаясь к смерти, он, застонав, сказал: "Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом".

Мужественно претерпели жестокие муки за веру и ученики святого Елиазара — семь братьев Маккавеев и их мать Соломония, отказавшись принести жертву языческим богам. После смерти своих детей святая Соломония над их телами воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, поднявшего восстание против Антиоха. С помощью Божией победа была одержана, а храм Иерусалимский очищен от идолов.

В Киевской Руси в этот день раньше строго соблюдался обычай, связанный с освящением мака по случаю начала его сбора. На Украине по сей день в праздник мучеников-Маккавеев пекут "маковники" — пирожки и булочки с маком.

В праздник Преображения Господня, который называют в народе "Яблочным Спасом", разрешается вкушать рыбу, елей и вино, даже если этот праздник выпадает на среду или пятницу В этот день православные во всем мире приносит в храмы для освящения плоды нового урожая. Это очень древний обычай, засвидетельствованный еще в III веке. На юге традиционно освящают виноград, а в северных районах, где виноград не растет, — яблоки.

Плоды приносятся в церковь для благословения, в знак благодарения Богу за получение этих плодов для пропитания человека. Святитель Иоанн Златоуст учит: "Земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, взращающаго оные".

Кроме того, виноград приносится в церковь для благословения по прямому отношению к таинству евхаристии (причащения). Только после освящения в праздник Преображения Господня разрешается разговляться виноградом и яблоками нового урожая, которые до этого дня нельзя употреблять в пищу. По учению святителя Иоанна Златоуста, "как невоздержанность в пище бывает причиною и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так и пост и презрение удовольствий плотских всегда были для нас причиною несказанных благ… Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают; так пост, делая ум наш более легким, помогает ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным".

"Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния", — писал святитель.

Особенно строго в дореволюционной России в Великий и Успенский пост соблюдался запрета на развлечения. Гражданскими законами в эти дни были запрещены спектакли, балы, маскарады.

"Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают — и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра — и какая им от того польза?" — писал святитель Тихон Задонский.

"Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти"? — учил подвижник.

Почему Успенский пост – строгий?

сайт Горловской и Славянской епархии

Лето ещё не закончилось, и так хочется под конец взять от него по максимуму: добраться, наконец, до моря или речки, посидеть с друзьями в кафе, побаловать себя шашлыками на природе. А тут — Успенский пост, который к тому же ещё и строгий… И совсем не хочется в чём-то ограничивать себя, трудиться духовно, поститься. Может, совсем не обязательно жёстко ограничивать себя?

О смысле и целях Успенского поста мы говорим с протоиереем Георгием Цыгановым, настоятелем храма святого праведного Иоанна Кроштадтского г. Кировское.

В церковной жизни существует четыре многодневных поста. Всем они известны. Первый — Великий пост — перед праздником Пасхи. Второй по счёту, после праздника Пятидесятницы — пост в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Третий — Успенский пост, самый короткий по длительности, начинается он праздником Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и заканчивается праздником Успения Богородицы. Четвёртый — пост Рождественский, перед праздником Рождества Христова.

Относительно возникновения Успенского поста существует два общепринятых мнения. Первое — он установлен перед двумя величайшими праздниками: Преображения Господня и Успения Божией Матери. Второе основывается на том, что Матерь Божия после того, как Христос был распят, несла с апостолами проповедь в разные страны и проводила свои дни в посте и молитве. Когда архангел Гавриил принёс Ей весть о том, что скоро Она преставится и душой вознесётся к Сыну, Она особо усердно молилась и постилась. Как накануне Воскресения Христова мы постимся в воспоминание о том, как Христос провёл сорок дней в пустыне, так и пред праздником Успения — Богородичной Пасхой — постимся и молимся, вспоминая Её пост.

Мы соблюдаем этот пост также в память о любви Божией Матери к людям, в память о том, что Она никогда не забывает о нас в Своих молитвах к Богу, предстательствует о нас непрестанно. Ведь как мы ко всем святым обращаемся? — «святый угодниче Божий, моли Бога о нас!» И лишь Пресвятой Богородице мы говорим: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Ей дано настолько великое дерзновение перед Богом за Её любовь к Нему, дарована такая милость, что Она может Своими молитвами вымолить спасение любому грешнику, особенно если это грешник кающийся и приходящий к Богу.

И важно помнить, что пост — это ведь не время скорби, уныния, «полужизни». Наоборот, пост — это духовная радость, время, когда человек должен немного отрезвиться. Очень часто наши посты сводятся к тому, что люди просто чего-то не едят. На самом деле это время, когда мы жертвуем пищей Христу и в то же время пытаемся измениться. По крайней мере, должны пытаться.

Нужно поставить себе цель: чего я за этот пост хочу добиться? С чем я хочу прийти к празднику Успения? То ли я приду со словами: «Прости, я был на отдыхе, мне было неудобно поститься. Мы устраивали шашлыки с друзьями, прости, я ничего не смог!» — или, наоборот, я принесу Божией Матери своё чистое сердце. Принесу попытку пусть короткое время, но побороться с какой-то своей страстью. С гордостью, превозношением, сребролюбием. А может, я съезжу в паломническую поездку — например, в ту же Святогорскую лавру, принесу Богородице такой духовный труд, плюс постараюсь больше молиться. Нужно поставить какую-то духовную цель и постараться сделать всё, чтобы к концу поста прийти к этой цели.

Успенский пост важно пройти в любви к Божией Матери. Ведь мы можем идеально строго поститься в еде, но тем же языком язвить ближних, изводить их. Ведь даже у глубоко православных людей бывает так: почитав о подвигах святых угодников, начинают им подражать, не имея для того духовного опыта. Практически перестают есть или приступают к жуткому сухоядению. Из-за этого люди, у которых не хватает сил на такие подвиги, начинают раздражаться, обозляться на всех, и в итоге телесно они вроде бы и в посте, а толку от этого никакого нет. Получается какое-то современное фарисейство. Поэтому во время поста нужно поставить себе адекватные цели, чтобы не «съедать» людей, но, наоборот, приблизить свою душу к Богу.

Записала Екатерина Щербакова

Как провести Успенский пост | Православие и мир

Слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры о том, как провести Успенский пост.

Мы с вами, дорогие во Христе братия и сестры, сейчас вступили в поприще Успенского поста.

И хотя Успенский пост – кратковременный пост, он весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык.

Как провести Успенский пост

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и все свое тело.

Из многих нам известных добродетелей преподобного Сергия автор его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады.

Благодаря своему кроткому слову преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Так, под благодатным влиянием его слова не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный приходил в Рязань. Тихие и кроткие слова старца смягчили сердце его, и он примирился с Московским князем Димитрием Донским. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему.

Наше слово – есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово – это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий. У человека слово – не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение.

Слово – дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку.

Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. За всякое праздное слово, – говорит Спаситель, – какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе.

Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

Как провести Успенский пост

Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного – соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете. У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей – даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся.

При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения. Апостол Иаков говорит: язык небольшой член, но много делает… Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 5, 8–12). А поэтому надо внимательно следить за тем, что мы говорим.

И о чем говорим. Наше слово должно быть только доброе, только к назиданию, только к прославлению имени Божиего. Именно к назиданию и созиданию душевного спасения ближнего. Во все времена люди обращали на это большое внимание. И хотя празднословие иногда люди и терпят ради развлечения, но все равно любящие празднословить теряют уважение в глазах людей. И древние мудрецы всегда, когда принимали к себе учеников, то не спешили, но предварительно испытывали их в продолжительном молчании и только тогда оставляли при себе. Настолько они внимательно относились к подбору, к приему своих учеников.

Слово доброе всегда приносит обильные плоды. Слово злое, гнилое всегда имеет и злые последствия. История Церкви знает много таких примеров: и примеры гибельных последствий праздного злого слова, и наоборот, примеры благотворного влияния доброго и кроткого слова. Так, например, недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в V веке, проживали две постницы, девственницы, которые постом и молитвою служили Богу. Но несмотря на эти свои подвиги, они имели один недостаток – были не воздержаны на язык. Любили укорять и пересуживать ближнего.

Преподобный Венедикт неоднократно делал им замечания и угрожал им: «я вас отлучу от причастия, если вы не исправитесь». Но они так и не исправились и в таком состоянии их застала смерть. Они умерли. Их как постниц, молитвенниц похоронили в притворе. Но благочестивые люди видели во время Литургии, когда диакон возглашал «оглашеннии, изыдите», они вставали из гробов и выходили из храма. Об этом было донесено преподобному, и он с сожалением принес о них молитву и Бескровную Жертву, и только после этого видения эти прекратились.

А вот другой пример утешительного назидания: благотворное влияние слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца, когда доброе слово смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенные. В дни святого Папы Льва гунны, – дикий, воинственный народ – предводительствуемые свирепым Аттилой, покорили всю Европу. На своем пути они разрушали, сожигали все, и без всякой жалости истребляли весь народ. Разрушив 500 городов Европы, они подошли к столице Римского государства – Риму. Весь народ был в страхе и смятении, не находя в себе силы сопротивляться этим полчищам.

Не устрашился только один Папа Лев. По повелению императора он вышел навстречу грозному завоевателю Аттиле, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. «Аттила, – обратился к нему Папа, – ты победил всю вселенную. Теперь мы тебя просим – победи самого себя. Не разрушай нашего города. Пощади нас». Эти убедительные кроткие слова сделали более, чем войско. Аттила ответил: «Твои слова тронули мое сердце. Не знаю, кто ты, человек или Ангел, но только спасением своим Рим обязан тебе. Старец, ты одною минутою, несколькими словами сделал более, чем мои многочисленные воины. Я признаю себя побежденным тобою». Вот примеры благотворного влияния кроткого и доброго слова, которое исходит из благочестивого сердца.

Поэтому, дорогие, когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия — это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова.

Повествуется, как один отшельник, живший в пустыне, когда к нему пришли разбойники с целью ограбить его и убить, исполненный любви, принес умывальницу и предложил им умыть ноги. И, устыженные таким его вниманием, любовью, разбойники отвратились от своего злого умысла, и вообще после этого раскаялись, и от своего грабежа и от злых своих дел отстали.

Вот другой пример благотворного влияния доброго, кроткого слова и худого слова. Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно. Увидев его, этот инок закричал: «Демон, куда спешишь?» Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием. Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал: «Здравствуй, трудолюбец! здравствуй!»

Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его: «За что ты меня так тепло приветствуешь?» Преподобный говорит: «Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя». И тогда жрец сказал: «От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его». И говорит преподобному: «Я не уйду от тебя, пока ты меня не сделаешь монахом». Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь.

Братия, увидев, что преподобный идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство. Вот по этому поводу некто из преподобных говорит: «слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым».

Итак, дорогие братия и сестры, памятуя эти примеры, эти наставления, оставшиеся дни Успенского поста постараемся провести прежде всего не в многословии, а в воздержании языка от всяких лишних речей, памятуя народную пословицу: «слово – серебро, а молчание – золото». Эти дни мы должны провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви. Это будет самой лучшей жертвою для прославления Матери Божией, в честь Которой Святая Церковь и установила этот кратковременный, но строгий Успенский пост. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение (1-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и приятный пост, угодный Господу.

Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. ©Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Москва, 1999

Суть Успенского поста, что можно и чего нельзя есть постящимся.

Один из четырех постов, который заканчивается праздником Успения Божией Матери. Отсюда и его название. Пост считается строгим, приравнивается к Великому, но намного короче.

В чем суть Успенского поста

Всего в году верующие постятся четыре раза:

  1. Великий пост. Самый строгий и длинный. Длится в течение семи недель. Заканчивается Светлым Христовым воскресением  — Пасхой.
  2. Петров пост. Бывает летом. Не имеет установленного количества дней, продолжительность его зависит от того, когда была Троица. Если Пасха ранняя, то пост начинается раньше и бывает длиннее. Существует мнение, что этот пост компенсаторный: те, кто не смогли поститься Великим постом, могут поститься в Петров. Этот пост нестрогий, разрешается рыба.
  3. Успенский пост. Установлен в честь Божией Матери, чтобы достойно подготовиться к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
  4. Рождественский или Филиппов пост, заканчивается в праздник Рождества Христова. Длится в течение шести недель. Пост нестрогий, разрешается рыба.

Пост существует для очищения души и тела. Человек воздерживается от нескоромной пищи, страстей, празднословия и т.д. Целью является просветление души и приближение к Богу. Главное – не воздержание от пищи, а воздержание душевное.


Как говорил протоиерей Андрей Ткачев: «Важен не столько телесный, сколько душевный – информационный пост. Это значит – воздержание от внешней информации. Современный человек столько поглощает за день информации, сколько крестьянин прошлого века за год не мог получить. Важно воздерживаться от празднословия, удерживать слух, зрение, мысли. Это важнее, чем по необходимости съесть бургер, например студенту. Воздержание от лишней информации дает душе целомудрие и здоровье».


Кроме того в пост надо стремиться больше творить дела милосердия: посещать больных, помогать бедным, привечать странников, подавать нищим. Но если это сделать человек не в состоянии по причине финансового положения, то можно сотворить милостыню душевную: утешить страдающего добрым словом, подсказать полезную книгу, помолиться за человека.

В пост надо бороться со своими страстями: обидчивостью, осуждением, тщеславием, гневом, саможалением, ленью и т.д.

Пост в честь Божией Матери

Люди постепенно стали понимать, кто такая Матерь Божия, что Она сотворила для человечества. В Евангелии очень скупо рассказано о Ней. Но это не умаляет Ее роли в истории.

Матерь Божия была смиренна и послушлива воле Божией. Она всегда была милосерда к людям и после смерти продолжает помогать. Она в состоянии умолить Сына Своего о прощении грехов.

Успенский пост – это время для особого прославления Божией Матери. В это время каждый день надо читать молитвы Богородицы, канон, акафист. Можно просто каждый день читать двенадцать молитв «Богородице Дева, радуйся». При возможности лучше читать акафист Пресвятой Богородице (Благовещенский), поскольку это – первообраз всех акафистов. Все остальные акафисты писались по подобию его. Это – гениальное творение святых, превосходящий по силе слова все остальные, позже написанные акафисты. По сути это – и есть основной акафист, остальные можно подвергнуть сомнению.

Событие в Гефсиманском саду

Пост служит приготовлением к празднику, в который Матерь Божия уснула телом, но Христос Ее воскресил потом. Некоторые говорят: как можно праздновать смерть человека, ведь обычно это событие воспринимается как горе. Но для Божией Матери это был действительно праздник. После отшествия Христа на Небо, Ей стало на земле плохо и одиноко. Она каждый день молилась в Гефсиманском саду, чтобы Сын ее возлюбленный поскорее забрал Ее к Себе. И вот однажды во время такой молитвы Ей явился Архангел Гавриил и сообщил радостную весть о скором Ее отшествии. Он вручил Ей ветвь из райского сада. Эту веточку Она сохранила, ее несли перед Ее гробом.

Пост служит приготовлением к празднику, в который Матерь Божия уснула телом, но Христос Ее воскресил потом. Некоторые говорят: как можно праздновать смерть человека, ведь обычно это событие воспринимается как горе. Но для Божией Матери это был действительно праздник. После отшествия Христа на Небо, Ей стало на земле плохо и одиноко. Она каждый день молилась в Гефсиманском саду, чтобы Сын ее возлюбленный поскорее забрал Ее к Себе. И вот однажды во время такой молитвы Ей явился Архангел Гавриил и сообщил радостную весть о скором Ее отшествии. Он вручил Ей ветвь из райского сада. Эту веточку Она сохранила, ее несли перед Ее гробом.

Что можно и чего нельзя есть во время Успенского поста

Хоть телесный пост не ставится на первое место, но надо знать, что не разрешается употреблять в пищу во время него.

Надо исключить из рациона во время этого поста:

  • мясо и мясные продукты;
  • молочные продукты;
  • куриные яйца.

Во время Успенского поста можно есть растительную пищу: овощи, фрукты, крупы, хлеб. Объедаться постной пищей тоже нельзя.

Во время Успенского поста бывают два церковных праздника: Первый Спас (медовый) – Изнесение Честного Древа Христа и второй Спас (яблочный) – Преображение Господне. На Преображение разрешается вкушение рыбы. В первый Спас освящается новый мед, во второй Спас освящаются яблоки. Третий Спас бывает уже после окончания поста.

С помощью воздержания и молитвы верующие готовятся к празднику Успения, чтобы достойно его встретить и воскликнуть: «Радуйся, Благодатная, и по смерти нас не оставляющая!»

Протоиерей Андрей Ткачев об особенностях Успенского поста

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Успенский пост: смысл, традиции, сроки

14 августа, начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.» (митрополит Антоний Сурожский)
Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвы, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Успенский пост - Спасовка: какого числа, питание, что нельзя делать

Данный пост еще известен в народе как Спасовка. Он - один из самых суровых, но в то же время и самый приятный благодаря обилию свежих овощей и фруктов.

Успенский пост завершает церковный год и открывает дорогу осени / фото: flickr.com

Успенский пост установлен православной церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это единственный пост в церковном году, посвященный Деве Марии. Религиозный смысл Успенского поста - почитание и подражание Божьей Матери, которая, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась.

Согласно церковному и народному календарям, Успенский пост - не летний, а осенний пост. Именно этот пост завершает церковный год и открывает дорогу осени. В народе он известен еще как Богородичный, Спасо-Богородичный или просто Спасовка.

Дата начала и длительность Успенского поста

Длится Успенский пост всего две недели - он является самым коротким из четырех христианских многодневных постов. Его начало и конец имеют фиксированные даты.

Читайте такжеСпас 2019: когда отмечаются три Спаса в августе (календарь)

В 2019 году, как и каждый год, Успенский пост начинается 14 августа. В этот день церковь чтит Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В народе же этот праздник называется Медовый Спас, или праздник Маковея, ведь верующие в этот день святят в храмах мед, маковые головки и фрукты, пекут пряники и пироги с медом и маком.

Завершается Успенский пост 27 августа. Уже 28 августа все ограничения в еде снимаются - в этот день верующие отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Правила питания на время поста

Несмотря на то, что Успенский пост - самый короткий в году, он считается одним из самых строгих, уступая по строгости только Великому посту.

Во время поста церковь рекомендует умеренное употребление пищи и питья, и при этом блюд не скоромных, а постных. Меню Успенского поста исключает мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты.

Основу постного стола составляют богатые витаминами овощи и фрукты, которыми так богат август, а также хлеб, крупы, грибы, орехи и мед. Поэтому этот пост считается самым легким и самым приятным. Даже существует поговорка: "Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка".

Овощи и фрукты - основная составляющая постного стола / фото: kleo.ru

Хотя пост и считается безрыбным, есть один день, когда допускается кушать рыбу и морепродукты, а также выпить немного вина. Такое послабление поста разрешается 19 августа - в праздник Преображения Господня (в народе - Яблочный Спас).

Меню Успенского поста: недельный рацион 

В понедельник, среду и пятницу церковный устав предусматривает сухоядение. Это означает, что можно употреблять сырую пищу, то есть блюда без термической обработки. В эти дни соблюдающие пост люди должны питаться хлебом, солью, сырыми овощами и фруктами, медом. При этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками.

В дни сухоядения можно полакомиться яблоками и медом / фото: gornovosti.ru

По вторникам и четвергам разрешается потреблять вареную пищу. Но использовать растительное масло для приготовления блюд запрещено.

В субботу и воскресенье можно отваривать крупы и овощи, добавляя в блюда растительное масло. Также разрешается выпить немного вина.

Что нужно делать в период поста

Успенский пост - призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чего является Дева Мария. Дни этого поста следует проводить в молитве, не допускать злых мыслей, не ссориться с близкими, не гневаться на окружающих и не делать плохих поступков.

Читайте такжеВыходные в 2020 году: сколько дополнительных дней отдыха будет у украинцев

Во время Успенского поста, как заповедует церковь, нужно регулярно посещать храм и хотя бы раз исповедоваться и причаститься. Следует примириться с теми, с кем случилась ссора или недоразумение. В целом на время поста стоит проявлять милосердие и снисхождение. И конечно же, надо соблюдать установленные церковными канонами ограничения в питании.

В данный пост желательно делать маленькие добрые дела: помочь соседям, посетить больных или сирот, поддержать нуждающихся, накормить бездомных животных.

Чего не следует делать в Успенский пост

Соблюдая все предписания по питанию, не стоит забывать, что главным в период Успенского поста должно оставаться воздержание от греха.

Так, церковью на время поста запрещаются различное разгульное веселье, пьянство. Нельзя ругаться, сквернословить и оскорблять людей. Рекомендуется отвлечься от телевизора, от излишней музыки и светской литературы.

Многих влюбленных волнует вопрос, можно ли играть свадьбу в пост / фото: wedding.ua

В период Успенского поста запрещено гулять свадьбу. Церковь рекомендует ограничиться только росписью, а шумное празднование и венчание перенести на дни после завершения поста.

Что касается того, можно ли крестить ребенка в пост, то сказать однозначно, что существует такой запрет - нельзя. Но священнослужители отказываются проводить обряд из-за сильной загруженности в данный период.

Ранее УНИАН публиковал календарь питания на время Успенского поста, в котором указано, что и в какие дни разрешается есть.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

14 августа — начало Успенского поста

 

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост — время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост — это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (митрополит Антоний Сурожский)

 

Успенский пост

Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост — единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Начинается этот пост с еще одного праздника — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход». Успенский пост — это подготовка православных христиан к двум двунадесятым праздникам — Преображения Господня и Успения Божией Матери. Так называемые двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

Успенский пост — самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково. Даты Успенского поста: с 14 по 27 августа.

На Руси Успенский пост также называли Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки.
Даты Успенского поста

Успенский пост наступает ровно через месяц после Петрова поста. Успенский пост — самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково. Даты Успенского поста: с 14 по 27 августа.
Что можно есть в Успенский пост

Как говорит церковный Устав, Успенский пост — такой же строгий, как и Великий. Это значит, что с 14 по 27 августа православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продукты и от яиц. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается есть рыбку. 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет.
История Успенского поста

Успенский пост был установлен в память двух двунадесятых праздников. Первый — Преображение Господне. Второй — Успение Божией Матери. А начинается этот многодневный пост с еще одного праздника — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход».

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году.

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века — 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.
«Медовый Спас»
«Медовый Спас» — это сугубо народное название одного из праздников Успенского поста. 14 августа православные христиане отмечают Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года.

По обычаю, на «Медовый Спас» в храмах освящали мед из нового сбора. Кроме того, именно с этого дня (14 августа по новому стилю) мед начинали подавать к столу.

Хозяйки пекли на «Медовый Спас» медовые коврижки и пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.
«Яблочный Спас»
«Яблочный Спас» — народное название еще одного праздника, который приходится на период Успенского поста. 19 августа мы празднуем Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина.

В народе Преображение Господне связывали со сбором урожая винограда (на юге) и яблок. Начиная с 19 августа (по новому стилю) крестьяне начинали есть плоды нового урожая. В церкви приносили корзины, полные до краев яблоками, и священник освящал дары природы. Дома пекли яблочные пироги, варили варенье.
«Ореховый Спас»
Был на Руси и третий «Спас» — «Ореховый». Так простой народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или третий) спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. Еще его именовали «Хлебным».
Народные традиции Успенского поста

В народе в Успенский пост постились строго. У этого поста было три вершины — три праздника, которые простые люди называли «Спасами».

«Медовый Спас» (Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня) отмечали скромно. Этот день выпадал на период активных работ в поле. С 14 августа (по новому стилю) начинали собирать мак, поэтому почти вся праздничная выпечка делалась с маком. Еще собирали ягоды черемухи.
В народе верили, что на «Медовый Спас» заканчивается лето и начинается осень. Угощали свежим медом родственников, друзей и, вообще, всех желающих — в том числе нищих. Считалось, что щедрое угощение — залог доброго урожая в следующем году.
«Яблочный Спас» (Преображение Господне) приходился на пору сбора яблок. Корзины, полные до краев, несли в церкви, где священник освящал новый урожай. После этого можно было есть яблоки. Пекли яблочные пироги и коврижки, варили компоты и варенье.

Третий «Спас» (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа) на Руси называли по-разному: «Спас на полотне», а также «Холщовый», «Хлебный», «Ореховый». С этого дня верующим можно было есть орехи из нового урожая.
«Хлебным Спасом» называли праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы. В этот день пекли пироги из муки нового урожая и приговаривали: «Третий Спас — хлеба припас» или «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».
Приметы и поговорки об Успенском посте

У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.
На первый Спас и нищий медку попробует.
Дождь на Макавея — мало пожаров бывает.

На Макавея (медовый Спас) собирают мак.
На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи.
Отцветают розы, падают холодные росы.
На Первый Спас святили колодцы.

Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.

Кто как (когда) хочет, а журавль в спасовку (летит в отлет).

Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка.

Во что Маккавеи, в то и разговенье.

Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продавать.
Как нужно поститься?

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

 

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

 

Успение Пресвятой Богородицы

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

 

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

( статья взята на портале «Православие и Мир»  : http://www.pravmir.ru/uspenskij-post-2/ )

(1487)

Успенский пост: обычаи и традиции

Успенский пост — две недели строгого телесного и душевного воздержания. Пост начинается 14 августа в день Медового Спаса и продолжается до праздника Успения Пресвятой Богоматери 28 августа. Это особое время для каждого верующего человека, к которому православные подходят со всей серьезностью. Узнайте какие обычаи и традиции хранит в себе августовский пост.

Праздники во время Успенского поста

Первый день Успенского поста, 14 августа, совпадает со Спасом, который называют Медовый или Маковый. В этот день верующие несут освящать новый урожай меда и мака в церковь. Только после этого лакомства пробуют и готовят угощения. Несмотря на пост праздничный стол богат на разнообразные блюда из постного теста с добавлением различных пряностей и плодов. Для вечерних застолий варили напитки из меда, в том числе и медовуху.

Второй Спас ежегодно отмечается 19 августа и называется — Яблочный. До этого дня верующие воздерживаются от употребления в пищу яблок и винограда нового урожая. Несмотря на строгий пост, праздник Спаса всегда широко отмечался православными. Не зависимо от того на какой день недели выпадает Спас, постящиеся могут позволить себе горячею пищу с маслом, рыбу и немного вина.

Последний день поста — 28 августа, самый главный праздник, к которому и приурочен пост — Успение Пресвятой Богородицы. Если этот день выпадает на пятницу или среду, то люди соблюдающие пост могут есть рыбу и пить вино.

В народе Успенский пост называют Спасовка из-за трех Спасов, которые выпадают на время воздержания. Еще одним распространенным названием является Лакомка, так как в это время легко можно заменить запрещенные продукты плодами нового урожая.

Какие обычаи соблюдают в Успенский пост

Успенский пост — время когда наступает осень и заканчивается лето, в этот период люди молят Господа о хорошем урожаи и сытой зиме. В церквях освящаются всевозможные обереги и талисманы.

Колосья ржи, освященные в это время, оставляют в доме до следующего августовского поста, чтобы запасов сделанных в этом году хватило на весь год.

В народе считается, что человек который не сдержит слово данное перед Богом и нарушит пост, следующий год проведет в нужде.

Успенский пост это не только время, когда нельзя вкушать некоторые продукты, это период строгого душевного воздержания. Любые торжества и праздники возбраняются церковью, также в пост запрещены свадьбы и зачатие детей.

Соблюдая Успенский пост вы сможете очиститься от греха, укрепить в себе веру и стать ближе к Господу. Придерживаясь всех правил и традиций, вы сможете провести время с пользой для тела и духа. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

Успенский пост повторяет саму жизнь Богородицы – путь любви к долгожданной встрече

Иногда спрашивают: Успение – радостное событие, Матерь Божия обретает вечную жизнь в Царстве Небесном, соединяется с Сыном, почему мы должны как-то по-особенному готовиться к этому, соблюдая строгий пост? Рассказывает священник Андрей Мизюк.

Загонят в загон, отлучат от воли, посадят на цепь

Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова / eparhia-saratov

Вроде бы вот только месяц прошел, а мы снова на пороге поста. И вообще кажется, что пост был все лето. Впрочем, оно и понятно, потому что ранняя Пасха и долгий Петров, апостольский пост. И вот теперь Успенский.

Тут можно, конечно, запустить привычную в сетевых разборках нотку: как же так, лето, самое время отдохнуть, набраться сил, витаминов, впереди сезон простуд, ОРВИ и гриппов. Но стоп: при чем тут пост? Что он может отменить в жизни христианина? Человек, далекий от Церкви, не постящийся и не заглядывающий в календарь, и так будет жить, как жил, в привычном ему ритме и с привычным рационом. А что произойдет с нами?

Загонят в загон, отлучат от воли, посадят на цепь? Тогда это как минимум очень странное понимание поста: в пост я человек добродетельный, питаюсь зеленью и рыбкой в положенные дни, а после него вдруг полнолуние, и я покрываюсь шерстью?

Когда-то я задал себе сам вопрос: зачем мне необходим пост? Ну, вот молочное я в жизни вообще почти не ем и не пью, из мяса в моем рационе бывает разве что только курица, да и та – нечасто, да и вообще по большому счету я не особо прихотлив, мне не важно, есть ли что-то скоромное на столе или нет. Жареную картошку больше всего люблю. О! Прекрасно же! Вот и постная вполне себе еда, никаких нарушений. И мне хорошо, и по «закону» – чистенький.

Смех смехом, но в этих размышлениях я, кажется, сам с собой очень легко договорился. Сам себя убедил, что я пощусь и ничего не нарушаю. Мне стало комфортно и хорошо, жизнь продолжается, сколько там в календаре? Две недели? А что изменилось во мне, кроме содержимого желудка на какой-то короткий срок? И ведь на самом деле по поводу еды я совершенно не зря тут размышления эти привел. Какое первое чувство накануне всякого поста, какой первый вопрос бывает в разговоре в храме? Правильно, о еде.

Пост – это лампочка в темной комнате

Да, далеко не всегда и не со всеми бывают эти разговоры, но все же хлеб наш насущный – это совсем не отвлеченное прошение Бога в прекрасной ежедневной молитве о том, что нам нужно в день грядущий, это и вполне конкретное «что я буду/не буду есть». Установили: хранение себя, воздержание от скоромной пищи – не есть цель поста. Во всяком случае, основная. Кому-то по состоянию здоровья просто противопоказано отказываться от многих продуктов.

Но вот что я могу реально полезного сделать для своей духовной жизни, в чем мне поможет пост? Может быть, вернуться на фарватер, вспомнить, что в море житейском тоже вообще-то должны быть буйки, что я нередко за них заплываю, что в мире стихий я песчинка, и куда меня понесет ветер в открытом плавании, вопрос вообще-то очень большой и важный.

Потому что важно, чтобы не понесло. А еще мне думается, что пост – это такая лампочка, которая на короткое время каким-то чудом сама включается в моей темной комнате. Темной настолько, что я почти забыл, где из нее выход и где, в конце концов, выключатель, чтобы уже самому как-то наладить освещение в этом пространстве.

Фото: tatmitropolia.ru

Не забирают у меня любимую еду, привычный образ жизни, интересный фильм, встречу с друзьями, не сажают меня на диету, не вручают Псалтирь и скорбное выражение лица. Пост – это шанс остановиться и посмотреть на себя самому и по собственному решению.

Это действие, которое может состояться только при условии собственной воли: это я себя могу ограничить в чем-то, от чего-то отказаться, с чем-то, а еще важнее, с кем-то примириться и еще, конечно же, довериться. Тому, кто очень хотел бы, чтобы в моей жизни были минутки и мгновения честности. Не с Ним, а с самим собой.

С Ним нельзя быть нечестным, так же бессмысленно от рентгена скрывать больной орган, ведь иногда даже: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный» – это честнее, чем просто договориться с совестью в обход Бога и думать, что ничего и не случилось.

Пост – это время честности, потому что это осознание и принятие того, что мне плохо, когда мне некомфортно.

Потому что некомфортное состояние чаще всего наша объективная реальность, а вот иллюзия, что все хорошо и нормально при полном разладе во всей жизни, – это самообман, причем очень опасный.

И единственный вопрос, который Господь может помочь решить в осознании себя в этом мире, – это вопрос: что я могу сделать? Не вопрос Чернышевского в пустоту к кому-то: что делать, а именно что я могу сделать. И в этом смысле все то, что связано с постом, те действия, которые мне в нем даны: воздержание, терпение, смирение, – это вспомогательные инструменты. Другое дело, что из них мне будет нужнее.

Если с больным желудком человек не может без молочного, то зубовный скрежет и упорство «а я все равно не буду есть или пить» может привести к унынию и обиде. Потому что сохранить себя от невидимой глазу грязи иногда проще со стаканом молока, чем при помощи упрямства и неумного, строгого следования букве. Потому что пост – это упражнение в сохранении равновесия, а не длительный марафон к бутерброду в день праздника.

Можно прекрасно и исправно ежедневно читать Псалтирь где-нибудь при тусклой лучине, но если глаз слеп при дневном свете к боли другого человека, если ухо реагирует на колокольный звон, но при этом не слышит просьбы ближнего, то всякий пост – это в лучшем случае ролевая игра, а в худшем язва лицемерия на душе. И для уврачевания ее нужны будут не сотни поклонов или строгая епитимья от батюшки, а те уроки, которые иногда преподает Сам Господь.

Разве не было печально тем, кто расставался с Богородицей

Успенский пост предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. Церковь вспоминает об окончании земной жизни Божьей Матери и Ее исходе в мир горний. А еще это напоминание о том, что сама жизнь Пречистой Девы по сути своей была постом в истинном смысле этого слова. Предсказанное Симеоном пророчество было тем знанием, с которым Она прошла через всю Свою жизнь. И знание это было Ее крестом, прежде чем на Кресте голгофском был вознесен от земли Ее Сын.

Неслучайно и сам Успенский пост начинается с воспоминания о Кресте праздником Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.

И где-то в своей строгости этот пост повторяет саму жизнь Богородицы. Жизнь – венцом которой была встреча с Сыном и Богом, вознесение от которой стало свидетельством о том, что род человеческий обретает особую Молитвенницу, присутствие Которой на земле не завершилось с Ее земной кончиной.

Иногда вот спрашивают: но ведь это же радостное событие, Матерь Божия обретает вечную жизнь в Царстве Небесном, возносится в мир горний телом, соединяется с Сыном, что тут может быть грустного и почему мы должны как-то по-особенному готовиться к этому?

Фото: tatmitropolia.ru

Все это верно. Но задумайтесь: меняется ли жизнь целой семьи, в которой один из ее членов вдруг тяжело, а иногда и смертельно заболевает? Да, если мы христиане, мы верим, что смерть – это не конец, но мысль о предстоящей разлуке все равно не оставляет, а иногда становится и ключевой в привычном течении жизни, меняя ее полностью. И тут важно понять, как в этой ситуации можем жить мы, можем ли мы измениться и в какую сторону. Разве не было печально тем, кто расставался с Богородицей здесь на земле, разве они не знали, что Она готовится не к смерти, а к встрече?

И тем не менее… Иногда боль от разлуки способна укрепить человека в его усилии и старании стремиться к долгожданной встрече. Идти через время и испытания жизни к этой встрече бывает тяжело, а иногда и нестерпимо больно, но если это путь любви, то каждый уходящий день – это напоминание о том, что мы его проходим не в одиночестве, а вместе с теми, кто ждет нас в конце этого пути, с Тем, кто ведет нас этой дорогой, с Той, что незримо сопутствует нам во всех ее сложностях.

Успенский пост - традиции, приметы и ограничения » Женский Мир

  • Главная
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Картинки Аватарки Картины и картинки Открытки Смайлики Узоры и орнаменты Шаблоны и трафареты
  • Администрация
  • Обратная связь

☰ Меню

  • Главная
  • Разделы сайта
    • Помощь новичкам
    • Досуг
        Игры и загадки Тесты
    • Живой мир
        Дикая фауна Домашние любимцы Обитатели морей и рек Природа Фотовыставка живности Болезни животных Птицы
    • Звёзды
        Гороскопы, нумерология Мистика, гадания, приметы
    • Красота
        Мода Волосы. Прически Секреты красоты Худеем!
    • Кулинария
        Выпечка. Тесто Десерты Заготовки на зиму Закуски и салаты Мясо Овощи Рыба Супы Напитки Новогодние блюда Пасхальные блюда Праздничные блюда Для микроволновки Для мультиварки
    • Отношения
        О любви Семья и дети Советы для родителей
    • Поэзия и проза
        Притчи и сказки Рассказы и истории Русский язык. Наша речь Стихи Цитаты, афоризмы, пословицы
    • Рукоделие
        Бисер Бросовый материал Букеты и цветы Вышивка Вязание и плетение Идеи для дома Декупаж Детские поделки Канзаши Копилка творческих идей Куклы и игрушки Лепка Новогоднее рукоделие Пасхальное рукоделие Поделки из бумаги Похвастушки Природный материал Роспись Шитьё Костюмы Самоделкин
    • Сад-огород
        Дачный дизайн Советы дачникам Овощи на грядке Цветы комнатные Цветы садовые Ягоды и фрукты
    • Советы
        Компьютеры и телефоны Осторожно, мошенники Советы для дома Советы по кулинарии Советы на все случаи Советы для водителей Советы для фотографов Чистка и стирка
    • Это интересно
        Искусство и ремёсла Уникальные места Интересные факты
    • Юмор
        Анекдоты, байки, приколы Говорят дети Прикольные картинки Юмор в стихах
    • Вера и религия
        Приметы и суеверия Вера Церковные праздники и посты Церковные обряды Иконы и молитвы
    • Знаменитости
        Великие люди Великие истории любви Из жизни известных
    • Праздники
        Все праздники Народные праздники Новый год и Рождество Пасха Церковные праздники Церковные посты
    • Здоровье
        Народная медицина Советы от доктора Полезные и вредные продукты
    • Для детей
        Детские сказки и рассказы Игры для детей Занятия с детьми Стихи и загадки для детей
  • Православный август. Успенский пост и три спаса

    14 августа начинается Успенский пост. Он самый короткий из всех постов, длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным Медовым Спасом, центр его - Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

    С Медовым Спасом!
    Успенский пост считается таким же строгим, как и Великий - на протяжении всего поста нельзя есть мясо, молочные продукты и морепродукты. Лишь 19 августа - в день Преображения Господня разрешается есть рыбу. Но, несмотря на воздержание от скоромной пищи, Успенский пост православные часто называют «лакомкой», ведь именно на это время приходится урожай и три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый.
     

    В первый день Успенского поста православные отмечают Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. На Руси этот праздник ввел князь Андрей Боголюбский в 1164 году. В этот же день святили воду, освящали новые колодцы, чистили старые, купали скот и сами купались.
     

    На первый день Успенского поста выпадает первый - Медовый Спас. Свое название Медовый Спас получил потому, что к этому времени приходит время сбора меда - соты наполнены им до отказа.
     

    В наши дни в этот праздник принято покупать мед и освящать его в церкви, после чего его разрешается есть или использовать при приготовлении блюд.


    Яблочный Спас
    19 августа - праздник Преображения - середина Успенского поста, его вершина. В народной традиции - Яблочный Спас. Существовало поверье: родители, не евшие яблок до Второго Спаса, заслужили для своих детей на том свете райское яблочко, дети несознательных родителей оставались без угощения. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание  уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели. В день Яблочного Спаса, в праздник Преображения Господня дозволяется послабление поста: можно употреблять в пищу рыбу, растительное масло и вино; с этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.


    Ореховый, или Хлебный, Спас
     

    Ореховый, или Хлебный, Спас отмечают 29 августа. Это второй день после окончания Успенского поста. Первое название закрепилось за ним из-за того, что на эту пору проходилось начало сбора орехов. А Хлебным его называют потому, что с этой датой связывалось окончание жатвы хлебов. Есть и третье название - Спас на полотне, так как он совпадал со временем, когда крестьяне заканчивали ткать и белить полотна, освящали их и выставляли на продажу.
     

    В церковной традиции в этот день отмечается перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь. По православной традиции художник пытался запечатлеть образ Христа - считалось, что один его вид мог исцелить от недуга князя Эдессы. Однако изобразить лик у него не получалось. Тогда Иисус умыл лицо и высушил его холстом, на котором остался отпечаток. Кода князь прикоснулся к этому полотенцу, сразу же исцелился.
     

    В третий Спас принято освящать в церкви орехи, хлеб нового урожая (его можно испечь самостоятельно), а потом употреблять их в пищу. Также верующие освящают воду. Кроме того, в этот день можно делать обереги из ореховых веток, которые потом нужно держать в доме на счастье.


    Пост для души
    Во время Успенского поста, как и во время всех постов, следует не забывать, что пост - это не только и не столько ограничение рациона. Постясь телесно, необходимо поститься и духовно. И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям: в дореволюционной России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
    В России сегодняшнего дня, когда развлечения и соблазны повсюду, стоит использовать время поста для борьбы с искушениями, одолеть их, и с радостью встретить праздник Успения Пресвятой Богородицы.
     

    Подготовила Лидия Степанова,

    Ульяновск

     


    Смотрите также