Рождество пресвятой богородицы постный ли день


Рождество Богородицы 2019: какого числа и как отмечаем

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона / http://hram-kupina.ru

Православный народ отмечает три Пречистые – праздники в честь Богоматери.

Первую (Большую) Пречистую мы отметили еще в августе, 28-го числа: это Успение Пресвятой Богородицы 2019. Теперь на очереди вторая Пречистая – Рождество Пресвятой Богородицы 2019. Праздник еще называют осенины (в этот день окончательно наступает осень) или Аспосов день.

Рождество Богородицы: какого числа в 2019 году

Дата Рождества Богородицы установлена ровно через девять месяцев после даты православного праздника Зачатия святой Анны (отмечается 22 декабря).

В православии Рождество Пресвятой Богородицы – праздник 21 сентября, эта дата не сдвигается и не переносится. Рождество Богородицы в 2019 году выпало на субботу.

У Рождества Богородицы один день предпразднства (с 20 сентября) и затем четыре дня попразднства (по 25 сентября).

В старину размах празднования зависел от того, насколько богатым выдался урожай. Если уродила земля, то празднование могло растянуться и на неделю.

Рождество Пресвятой Богородицы: история праздника

О рождении будущей Пресвятой Богородицы мы знаем не из Священного Писания, а из церковного предания.

Родители Марии – Иоаким и Анна из Галилеи – долгое время детей не имели. А бесплодие у иудеев было страшным позором: считалось, что это кара за какой-то жуткий грех. Иоаким и Анна людьми были праведными, но при этом бездетными.

Читайте такжеПомогает с жильем, финансами и здоровьем: в Киев везут мощи великого святителяВ один день, на большой праздник, Иоакиму даже не позволили сделать пожертвование в храме. Первосвященник отказал со словами: "Не дал ты потомства Израилю".

Расстроенный Иоаким ушел в пустыню поститься и молиться о чуде. Анна же осталась дома, но также держала строгий пост и молилась.

И вот спустя 40 дней обоим супругам явился ангел с благой вестью: за свою веру и долготерпение супругам обещалось счастье родительства. Более того, они должны были стать "богоотцами".

Получив такую счастливую весть, Иоаким бросился к супруге – а спустя девять месяцев, как и положено, у супругов появилась на свет дочь Мария (это значит Госпожа и Надежда), будущая мать-человек Сына Божьего, Спасителя Христа. Богородица и поныне символизирует единение Бога с родом человеческим.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы: в чем помогает

Перед иконой Рождество Пресвятой Богородицы, по завету священников, молятся:

  • о спасении души;
  • об исцелении;
  • о нахождении правильного пути.

Но, разумеется, чаще всего молятся у иконы Рождество Пресвятой Богородицы о зачатии и благополучном рождении детей.

В принципе, перед образом молятся о любой жизненной проблеме. Главное – делать это искренне, а слова свои обращать не к самой иконе, а Небесам.

Читайте такжеРождество Пресвятой Богородицы: что нужно и что нельзя делать в этот день

Рождество Пресвятой Богородицы: молитва

Женщины, которые лишились детей, молятся в этот день за нерожденных детей: "Анно Пророчице, наречи іменами моїх ненароджених на світ немовлят! Іване Хрестителю, охрести моїх убитих у лоні дітей! Святі славні і всехвальні апостоли, пророки, мученики і всі святі, моліть Бога за нас, грішних. Амінь" .

Считается, что у чада после подобных крестин появится имя: согласно церковной традиции, за него уже можно будет молиться.

Люди верят: в Рождество Богородицы ни одна молитва не останется без внимания.

Есть и другие молитвы дня:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

***

О, Пресвятая Богородице! Призри с благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да низпослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечней и временней жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего, и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестное имя Твое и покланяемся честному образу Твоему; и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа, со всеми святыми, во веки веков. Аминь .

***

Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Рождество Пресвятой Богородицы: пост

Рождество Пресвятой Богородицы 2019 выпало на субботу, поэтому поста в этот день нет (православные традиционно держат пост по средам и пятницам – в память о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа).

Стол на праздник 21 сентября всегда накрывали богатый. Традиционные блюда на Рождество Богородицы:

  • рыбные (разрешаются, даже если бы праздник выпал на постный день),
  • мясной борщ,
  • голубцы и вареники,
  • запеченное мясо,
  • самые разные пироги, в том числе особый пирог – с инициалами "Р" и "Б" (Рождество Богородицы).

За праздничный стол в первую очередь звать принято было зятя, особенно, если поженилась пара недавно. И отказываться от приглашения не принято.

Как отмечать Рождество Пресвятой Богородицы

Накануне Рождества Богородицы уже прятали пчелиные улья на зиму и заканчивали уборку лука.

В праздник Рождества Богородицы женщины стараются умыться родниковой водой еще до восхода солнца – для красоты и здоровья. Детей же обливают водой на пороге дома – чтоб болячки к ним не цеплялись.

Работать по дому или на земле в Рождество Богородицы не принято. Зато люди, после традиционного посещения церкви утром, ходили затем на ярмарки.

С этого дня уже начинали засылать сватов. Сами свадьбы старались сыграть на Третью Пречистую – Покрова Пресвятой Богородицы.

glavred.info

что нельзя делать в этот день, приметы, традиции

Православные христиане 21 сентября 2019 года отмечают Рождество Пресвятой Богородицы - первый двунадесятый праздник после наступления новолетия, церковного нового года. Мы вам расскажем в чем суть этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день, как попросить у Божьей матери здоровья, достатка, любви и семейного благополучия.

Рождество пресвятой Богородицы: суть и история праздника

Праздник Рождество Богородицы – великое утешение для бездетных супругов. Этот день открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.

Также читайте: РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ - ПРАЗДНИК 21 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА

Праздник установлен церковью в честь чудесного события, которое описывается в Библии: 

Мать Иисуса Христа, Мария, родилась в городе Назарете от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Они дожили до преклонных лет, но были бездетны, что стало источником их горя и вызывало общественное порицание. Однажды первосвященник не принял жертвоприношения у Иоакима, и тот, безутешный, удалился в пустыню, где стал истово молиться. Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима. И вскоре в семье их родилась дочь. Счастливые супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Рождество Богородицы: есть пост или нет, что можно есть

Поститься в день Рождества Богоматери следует только в том случае, если праздник выпадает на среду или пятницу - постные дни. Но даже в таком случае церковь допускает употребление в пищу рыбы и морепродуктов.

В 2017 году Рождество пресвятой Богородицы отмечается в четверг, это не постный день, а значит хозяйки могут готовить как постные угощения, так и блюда из мяса.

В каждой семье в честь этого праздника принято накрывать большой стол. Считается, что чем богаче хозяйка подготовится к Рождеству Пресвятой Богородицы, тем щедрее будет урожай на следующий год. Поэтому не забудьте отдать дань природе, положив на стол корзинку с яблоками, грушами, сливами и виноградом.

Что можно и что нельзя делать в праздник Рождества Богородицы

Каких либо особых или специальных запретов 21 сентября не существует, но, как у в любой другой церковный праздник верующим следует придерживаться некоторых правил.

По традиции в день Рождества пресвятой Богородицы стараются:

  • не заниматься физическим трудом без крайней необходимости.
  • Нельзя в этот день заниматься «черной» домашней работой – мыть полы, убирать в доме, сжигать мусор во дворе и т.п.
  • Не следует в праздник затевать уборку в доме;
  • большим грехом считается сметать на пол крошки с праздничного стола;
  • В этот день женщины не брали в руки иголку и ножницы, не резали хлеб, не шили и не вышивали.
  • В праздник нельзя ссориться и скандалить.

А вот что необходимо сделать в этот день:

  • Обязательно посетите церковь и искренне помолитесь Деве Марие. Считается, что в этот день все молитвы Пресвятой Богородице будут услышаны.
  • Также поставьте свечку иконе Божьей Матери и просите у нее защиты и помощи.
  • В народе Рождество Пресвятой Богородицы считалось началом нового года. Поэтому в этот день принято было обязательно зажечь в доме новую свечу -  огонь должен привлечь к вам только все самое лучшее.

 О чем молиться в Рождество Богородицы

В этот день молятся о даровании ребенка. Если в семье долго нет детей, то обращаются и к Божией Матери, и к Ее родителям Иоакиму и Анне, которые, как известно, долго не имели детей.

В праздник Рождества Богородицы также молятся при неурядицах и сложностях семейной жизни. Праведные Иоаким и Анна являются христианским примером семейной жизни.

Молитва Божьей Матери в день ее Рождества не останется без ответа: попросите Богородицу о том, чего вы искренне желаете всем сердцем и ваше желание обязательно сбудется.

Молитва Богородице об исцелении от бесплодия и зачатии ребенка

"О Пресвятая Владычице моя Богородице, надежда моя не­сокрушимая, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые, смилуйся над ра­бой Божьей (имя) и даруй мне исцеление от неплодства моего и возможность зачать ребенка от мужа моего."

"О, Пречистая и Преблагословенная Дева, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная, Богом возлюбленная, и чистоты ради души и тела Твоего Матерью Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа избранная. Кто Тебя не ублажит или кто не воспоет Твоего преславного рождества ибо Рождение Твое это начало спасения нашего.

Прими от нас, недостойных, хвалу тебе и не отринь мольбу нашу. Твое величие исповедуем, к Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь просим: испроси Сына Твоего и Бога нашего дать нам грешным, искреннее покаяние и благочестивую жизнь, да возможность жить Богу угодно и душам нашим полезно.

О Преблагословенная Дева Мария, Царице небес и земли, призри милостиво на рабов Твоих которые не смогли еще разродиться потомством и Твоим всесильным ходатайством ниспосли им исцеление от неплодства. О Богородица и Питательница жизни нашей, буди нам в помощь и верные чада Святой Церкви спаси, мольбы наши услышь, болящих уврачуй, скорбь утоли, мужество ко благу направи.

Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: испроси нам у Всемилостивого Господа Бога прощение всех грехов наших вольных и невольных, страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия. И все, что жизни и спасению нашему так необходимо, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего.

Ты надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, и наследие вечных и неизреченных благ Царства Небесного. Со всеми святыми неустанно просим тебя о заступничество и славим единого Истинного Бога, во Святой Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

vedmochka.net

Приметы на 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы

Приметы на 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы — большой праздник верующих всего мира, который входят в число двунадесятых, то есть самых важных после Пасхи. Он связан с библейской историей двух праведников, Иоакима и Анны — они вели благочестивую жизнь, но не имели детей, и постоянно молили Господа о том, чтобы он даровал им первенца. Через некоторое время у них родилась дочь Мария, которой и было предначертано стать матерью Иисуса. Важно знать, как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы, а также приметы и обычаи, что можно и нельзя делать в этот день.

Когда и как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы приходится на 21 сентября, а в народе его называют второй Пречистой. На Руси до наступления этой даты земледельцы старались убрать урожай (на это счёт есть поговорка: «Придёт Пречистая, и будет чисто».), а пасечники начинали готовить пчёл к зимовке. Обязательно нужно было выкопать картофель и засеять землю рожью, чтобы успеть до похолодания и отпраздновать вторую Пречистую, не отвлекаясь на насущные заботы. Длительность празднования зависела от собранного урожая — если он был богатым, отмечание длилось две недели, а если скудным, то всего три дня.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая», «Аспосов день»

Праздник у верующих считается светлым и радостным, поэтому его широко отмечают все христиане и католики. В храмах проводятся торжественные богослужения, а после посещения церкви прихожане отправляются домой (на выходе следует подать нищим, чтобы в доме был достаток), накрывают стол и приглашают гостей.

Говорят, что если угощение богатое и разнообразное, следующий урожай будет на славу.

На стол обязательно нужно поставить блюда из зерна и корзину с осенними плодами — яблоками, сливами, виноградом и грушами в качестве благодарности природе за её дары, а также блюда из зерновых.

Когда-то хозяйки пекли к этому празднику специальный хлеб с «выгравированными» на нем буквами «Р» и «Б» (Рождество Богородицы) и угощали им всех, кто заходил в дом. Кусочек такого хлеба обязательно клали за икону, после чего он приобретал целебные свойства — если кто-то из членов семьи заболевал, угощение давали в качестве лекарства.

Перед застольем нужно обязательно прочитать молитву, а разговоры можно вести только на добрые и позитивные темы. Старики в этот день передавали накопленный опыт младшему поколению, а молодые люди, особенно молодожёны, ходили к своим старшим родственникам и внимательно слушали их советы.

Что нужно делать

В народе считается, что в день Рождества Богородицы небеса наклоняются близко к земле, поэтому Господа можно попросить об исполнении любого желания. Особенно Дева Мария благоволит к незамужним девушкам и бездетным парам — если искренне молиться о семье или ребёнке, молитвы обязательно будут услышаны. Кроме того, можно попросить о здравии и благополучии для близких людей интересным способом — написать просьбу на листке бумаги, прикрепить его к церковной свече и зажечь её. Если свеча прогорит полностью, значит, всё написанное сбудется.

В некоторых храмах после божественной литургии совершают крестный ход

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы девушки на выданье старались встать пораньше и сразу же отправлялись к источнику воды.

Считалось, что если успеть умыться до рассвета, обратившись лицом к востоку, то женская красота не увянет до конца жизни, а к незамужней красавице обязательно придут сваты.

Чтобы укрепить здоровье и не болеть весь следующий год, 21 сентября было принято сжигать изношенную одежду и обувь, а детей выводили на крыльцо и обливали водой. А на случай неожиданной болезни предки заготавливали калину и пили приготовленные из неё отвары и настои – «если выпьешь калины на Пречистую, будешь от всякой хвори чистый».

Если в день рождения Девы Марии с человеком случилось что-то необычное, нужно сразу же схватить веник, положить его на пол и постоять на нем несколько минут — это сулит доход и карьерные успехи. К неожиданному смело можно отнести любое происшествие.

Что запрещено делать 21 сентября

Постный ли день или разрешено вкушение скоромной пищи, необходимо выяснять с учётом дня недели
  • На Рождество Пресвятой Богородицы нужно отказаться от тяжёлой работы и домашних дел: мытья полов, уборки и сжигания мусора, рубки дров и т. д.
  • Женщинам не стоит брать в руки иголку и ножницы, шить, вышивать и резать, причём запрет распространяется даже на хлеб.
  • Нельзя конфликтовать с окружающими, повышать голос, желать кому-то зла и даже допускать негативные мысли — все помыслы должны быть чистыми и светлыми.
  • Во время празднования второй Пречистой не рекомендовалось употреблять мясо (готовили постные блюда) и категорически запрещался алкоголь. В современной православной культуре, если день не попадает на постные среду и пятницу, то ограничений нет.

Так как 21 сентября 2018 года выпадает на пятницу, то день считается постным, однако православный календарь оповещает, что в случае такого большого праздника разрешено употребление блюд из рыбы и морепродуктов.

  • Со стола в этот день нельзя стряхивать крошки и тем более выбрасывать хлеб — всё нужно аккуратно собрать и отдать домашним животным или птицам.

Приметы

21 сентября считается днём, когда осень становится полноправной хозяйкой, а по погоде можно сделать прогноз на будущее:

  • если день выдался солнечный, значит, до конца октября за окном будет светить солнце, а если небо затянуто облаками, можно ожидать осенних холодов с дождями;
  • если с утра льёт дождь, следующие 40 дней будут дождливыми;
  • если трава покрыта утренней росой, то ровно через месяц её место займёт иней и наступят первые заморозки, а если солнце взошло рано и высушило росу — зима будет бесснежной.
Все сельскохозяйственные работы к этому времени заканчивали, наступала луковая неделя — период сбора лука

Есть в день рождения Пресвятой Богородицы и другие приметы, не связанные с погодой.

Считается, что все младенцы, появившиеся на свет 21 сентября, будут здоровыми и счастливыми, так как сама Дева Мария укроет их от врагов, болезней и несчастий.

Обряды и ритуалы

День рождения Пресвятой Богородицы – «сильный» день, который подходит для проведения всевозможных ритуальных действий. Единственное условие заключается в том, что все обряды должны быть направлены исключительно на добро — наводить порчу или каким-то другим образом вредить окружающим нельзя, иначе Дева Мария может разгневаться.

Оберег для всей семьи

В день рождения Девы Марии можно сделать мощный оберег, который будет защищать дом от врагов, дурного глаза и бед. Предки использовали для его изготовления ожинковый (последний) сноп, но можно просто пойти на поле и сорвать несколько колосков. Вместе с ними нужно подготовить веточку рябины, калины, сосны или ели, церковную свечку, красную нить и лоскут натуральной ткани. Срывая ветки с деревьев, обязательно попросить у них прощения. Из всех выбранных материалов собрать красивый букет так, чтобы в центре была свеча, обмотать его тканью, обвязать нитью и побрызгать святой водой.

Над готовым оберегом следует прочитать молитву «Отче наш» и три раза окропить его святой водой

Получившуюся композицию нужно повесить возле входной двери.

Обряд на исполнение желания

Яблоня в православии считается символом удачи, рождения чудес и новой жизни

Ещё один обряд, который можно провести 21 сентября, нацелен на реализацию заветного желания. Взять по три веточки с трёх разных деревьев: яблони, орешника и берёзы, а также ленту зелёного цвета и ёмкость с чистой родниковой водой. Все прутики собрать вместе, обвязать зелёной лентой, после чего загадать желание и обмакнуть их в воду, думая о своей мечте. Далее композицию нужно закопать под яблоней и желание вскоре сбудется.

Ритуал на замужество

Девушки, которые хотели как можно скорее выйти замуж, проводили ритуал с ветками орешника. Их нужно связать в круг с помощью красной нити, положить его на большую круглую тарелку и зажечь, произнося заговор: «Как быстро огонь идёт по кругу, так быстро и я пойду под венец». Когда веточки полностью прогорят и останется только зола, её нужно смести в лоскут ткани, вынести на улицу и пустить по ветру. Девушка, которая провела этот ритуал, должна встретить свою судьбу в течение года.

Обряд на беременность

Следующий обряд предназначен для женщин, которые мечтают о ребёнке. Нужно набрать в ёмкость чистой ключевой воды и умыться ею, после чего жидкость освящали в церкви. Если пить эту воду по глоточку на протяжении 40 дней, долгожданная беременность не заставит себя ждать.

Рождество Пресвятой Богородицы — светлый и позитивный праздник, который нужно провести с чистыми помыслами и намерениями, и тогда Дева Мария обязательно подарит вам своё благословенье и будет защищать от неприятностей на протяжении всего года.

junona.pro

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. Суть праздника, традиции, запреты, приметы | Местное время

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – важный церковный праздник, в православии он относится к числу двунадесятых и отмечается 21 сентября. Установлен в 4 веке.

Суть праздника

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара – Иоаким и Анна. Они были праведны и благочестивы, но бездетны. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.

Анна узнала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности, и что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Католическая церковь празднует Рождество Божьей Матери 8 сентября.

Традиции

Рождество Пресвятой Богородицы – великий праздник. В храмах всегда проходят торжественные службы, и все верующие стараются посетить богослужение.

Женщины украшают иконы Богородицы калиной и поздними цветами, ставят свечки у иконы Божьей Матери в церкви. Бездетные женщины обращались в с особой молитвой к Пресвятой Богородице: считалось, что в этот день их желание иметь детей сбудется.

Раньше на этот праздник пекли хлебец с выдавленным на них буквами «Р» и «Б» (Рождество Богородицы). Такими хлебцами угощали всех, кто заходил в дом.

Хозяйки обязательно готовили грибной или рыбный суп, а также пекли пироги с рыбой и грибами. На Рождество Пресвятой Богородицы заготавливают калину.

В это  день особое внимание уделялось благотворительности: считалось, что если женщина одарит в этот день неимущих – Богородица дарует ей достаток в доме.

Особенно действенными считались женский молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице: женщины просили у Матушки-Заступницы мира и семейного счастья, здоровья детям.

Доброй приметой было умыться в речной воде на рассвете: девушкам это обещало скорое замужество, а замужним женщинам – то, что они долго будут оставаться молодыми и красивыми. Считалось обязательным навестить тех, кто недавно отпраздновал свадьбу, семейные дети посещают родителей.

Запреты

Особых церковных запретов на этот день нет, но по традиции принято придерживаться таких ограничений.

Нельзя заниматься «черной» домашней работой: мыть полы, убирать в доме, сжигать мусор во дворе и т.п.

По традиции женщины не брали в руки иголку и ножницы, не резали хлеб, не шили и не вышивали.

Церковь настоятельно рекомендует соблюдать пост. И это касается не только еды, но и поведения: не ссориться с близкими, не конфликтовать, стараться решить любые спорные моменты мирным путем. Помыслы в этот день должны быть чисты. Нельзя повышать голос, нельзя желать другому зла или думать о ком-то плохо.

Приметы

  • Если день выдался ясным, то такая погода сохранится и до конца октября.Если утром туман – пойдут дожди.
  • Если туман рассеется неожиданно быстро – погода будет переменчивой.
  • Если утром пошел дождь, то будет лить он еще 40 дней, а зима выдастся холодной.
  • Если яркое солнце утром быстро высушивает росу на траве – не стоит ждать много снега зимой.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

rubtsovskmv.ru

Рождество Пресвятой Богородицы-2018: что нужно и что нельзя делать в этот день

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона / http://hram-kupina.ru

Вслед за Михайловым чудом православные на этой неделе отмечают и Вторую Пречистую. Праздник еще называют Рождество Пресвятой Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы: когда

Отмечается Рождество Пресвятой Богородицы ежегодно 21 сентября. В 2018 году праздник выпал на пятницу.

Это праздник двунадесятый, то есть один из 12 самых важных после Пасхи торжеств в православии. К тому же это праздник женский: в этот день ее принято почитать как продолжательницу рода.

Стоит отметить, что перед иконой "Рождество Пресвятой Богородицы" как раз молятся о зачатии и благополучном рождении детей, особенно, если Бог долго не дает дитя.

Рождество Пресвятой Богородицы: история праздника

Впервые праздник упоминается в IV веке.

Что означает праздник Рождество Пресвятой Богородицы? Этот день призван напомнить верующим о чуде рождения будущей Матери Христа – Девы Марии.

Читайте также17 сентября – какой сегодня праздник: от чего защищает Неопалимая купина и именины ЛеныСчитается, что именно в этот день в семье праведных Иоакима и Анны и родилась Мария. Эти супруги долгое время были бездетны. При этом бездетность в те годы в иудейской религии считалась наказанием за грехи, и на таких людей в обществе смотрели косо. Однако Иоаким и Анна не теряли надежды, продолжали молиться Богу – и в конце концов им воздалось за их веру: Господь именно их благословил стать Богоотцами, то есть родителями Богоматери.

Празднование праведных Иоакима и Анны приходится на следующий день после Рождества Богородицы – 22 сентября.

Подробнее об истории праздника Рождество Пресвятой Богородицы читайте здесь.

Рождество Пресвятой Богородицы: что нельзя делать

По традиции в этот день категорически воспрещается:

Рождество Пресвятой Богородицы: пост

Читайте такжеЧто и как лучше всего приготовить из грибов в Успенский пост-2018: подборка видеорецептовОтдельно стоит остановиться на запретах в еде. В Рождество Пресвятой Богородицы верующие придерживаются поста: под запретом мясо и алкоголь (разрешается лишь немного вина за праздничным столом), однако дозволяется рыба.

Стоит отметить, что пост распространяется не только на еду, но и на поступки и помыслы человека: нельзя думать дурного, заниматься сексом и т.п.

Рождество Пресвятой Богородицы: что нужно делать

В этот день стоит сходить в церковь и помолиться. Причем Пресвятой Богородице можно молиться обо всем, что тревожит человека – ни одна молитва в этот день не останется без внимания.

При этом у женщин, потерявших ребенка, в этот день принято молиться за нерожденных детей: "Анно Пророчице, наречи іменами моїх ненароджених на світ немовлят! Іване Хрестителю, охрести моїх убитих у лоні дітей! Святі славні і всехвальні апостоли, пророки, мученики і всі святі, моліть Бога за нас, грішних. Амінь". Считается, что после таких крестин у малыша появится имя и за него можно будет молиться согласно церковной традиции.

Дома в этот день устраивают семейные застолья. В старину верили, что чем хлебосольнее стол, тем лучше будет урожай в следующем году.

Хлеб стараются выпекать небольших размеров, но с инициалами "Р" и "Б" (Рождество Богородицы). Такими хлебцами угощают всех, кто заходит в гости, а также один хлебец непременно оставляют под иконами: считается, что он обладает целебными свойствами, так что впоследствии его ели при болезнях и моральном истощении.

Рождество Пресвятой Богородицы: приметы

Наши предки верили: если женщина в этот день умоется водой до восхода солнца, то до самой старости будет красивой. А если незамужняя девушка умывалась до восхода солнца — то ждать ей сватов уже в этом году.

Хорошей приметой считается испачкать в этот день руки в чем-то черном – это якобы сулит хорошее предложение на работе (новый перспективный проект, прибавку к зарплате или даже повышения по службе). А чтобы закрепить действие этой приметы – нужно обеими ногами встать на веник и постоять так пару минут. Иначе примета может не сработать как надо.

Также считалось, что 21 сентября осень окончательно вступает в свои права. В этом году точно так и есть, ведь уже с этих выходных украинцам пообещали резкую смену погоды и похолодание.

Есть такие приметы на Рождество Пресвятой Богородицы, связанные с погодой:

  • если погода в этот день выдастся хорошей, то и осень будет пригожей;
  • если пойдет дождь – то лить будет еще 40 дней, а осени жди сырой и дождливой, плюс зима будет холодной.
  • если утром туман – то жди дождливой погоды, но если туман быстро развеется, то погода будет переменчивой;
  • если утром солнце быстро высушит росу – много снега зимой не жди.

glavred.info

что нельзя делать в этот праздник

Вид на Барнаул. Иоанно-Богословская церковь. Храм.

Анна Зайкова

Что такое Рождество Богородицы?

21 сентября (8 сентября по старому стилю) православные празднуют очень важное событие — рождение Пресвятой Богородицы, матери Иисуса Христа. Дева Мария родилась в семье праведных родителей Иоакима и Анны.

Рождество Богородицы описано не в Евангелии, а в Протоевангелии Иакова, написанном во II веке. Отмечать же это событие как отдельный праздник христиане начали только ко второй половине V века. Об этом сообщает журнал «Фома».

В праздник Рождества Богородицы верующие ходят на службу в храм, стараются исповедаться и причаститься.

Осень.

СС0

Рождество Пресвятой Богородицы: народные традиции

Рождество Богородицы в народном сознании соединилось с праздником Осенины. Смысл этого события такой: завершаются полевые работы, лето уходит, жизнь переходит в следующую стадию.

Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия. Рано утром женщины выходили к берегам водоемов, чтобы встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём: они устраивали трапезу, пели песни, плясали и играли, сообщает pravmir.ru. Образ Осенины слился с образом Пресвятой Богородицы, поэтому к ней обращались так: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освяти!»

Что можно есть на Рождество Богородицы-2018?

21 сентября в 2018 году — это пятница, постный день. В честь праздника Рождества Богородицы верующим можно есть рыбу. Но постящимся нельзя употреблять мясные, молочные продукты и яйца.

Церковь.

Михаил Хаустов

Что нельзя делать в праздник Рождества Пресвятой Богородицы?

Церковь советует в праздник Рождества Богородицы не увлекаться различными поверьями и приметами. Например, в интернете пишут, что если женщина 21 сентября откажется подать милостыню, это может грозить бесплодием или неудачами в семейной жизни. В православии подобные приметы считают суевериями.

Покров Пресвятой Богородицы-2017: что можно и что нельзя делать в этот праздник

Жизнь

Существует распространенное, но неверное мнение, что в православные праздники (и в том числе в Рождество Богородицы-2018) запрещено работать на огороде, шить, делать уборку. Это не так. Рекомендуется посвятить праздничный день Богу и общению с близкими, но если такой возможности нет, осуждать человека не будут.

В православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы не нужно сквернословить, завидовать, ругаться с окружающими.

В церкви советуют в православные праздники (как и в другие дни) воздержаться от заговоров, оккультных и магических обрядов. К этому в церкви относятся однозначно негативно.

И наконец, нельзя злоупотреблять алкоголем. Православный праздник — это повод для молитвы, духовного общения с Богом, а не для бурного праздника.

altapress.ru

чего нельзя делать, приметы, молитва

Дева Мария в православии всегда почиталась особенным образом и потому в её честь установлено множество праздников. Примером тому служит и Рождество Святой Богородицы. Однако, мало кто знает, что большинство православных праздников установлены отнюдь не из-за почтения к святым, а для того, чтоб предоставить альтернативу языческим после Крещения Руси. Раньше вместо этого праздника отмечали день осеннего равноденствия, именно поэтому многие обряды и традиции так не похожи на христианские. Давайте же подробнее узнаем об этом празднике.

История о Рождестве Пресвятой Богородицы

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

Родители Девы Марии пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, Однажды он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.” По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Традиции на Рождество

Пресвятой Богородицы 2017 в году приходится на пост, но церковь разрешает рыбу и морепродукты. В качестве традиционных блюд, к столу подавались пироги с начинкой из рыбы.

В ходу были и грибные пироги. Все женщины в каждом доме должны были щедро одарить нищих и малоимущих. Если этого по какой-либо причине сделать не удавалось, то считалось большой бедой — женщина рисковала остаться бесплодной, а из дома могло уйти благополучие и достаток.

У восточных славян день посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считалось, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.

Приметы

    • Ранее считалось, что к 21 сентября празднику должен быть собран весь урожай с полей. По этому праздничному поводу люди устраивали великие застолья. Чем богаче был накрыт стол, тем богаче уродится урожай на следующий год. Это своего рода дар природе за ее щедрость. Зависимо от того, какой урожай собрали, столько и длилось празднование: великий урожай отмечали две недели, а маленький – всего три дня.
    • В церковный праздник 21 сентября 2016 старики передавали свой опыт молодым парам. Ходили молодоженам и передавали мудрость от бабушек и дедушек. Если молодые внимательно слушали и следовали всем советам, считалось, что жизнь у них будет счастливая и безбедная.
    • Пресвятая Богородица праздник 21 сентября считался днем, когда осень полностью вступала в свои законные права. С этого дня начиналось похолодание. Если в этот день погода порадует своим хорошим теплом и солнцем, то и осень будет теплой и ясной. Если наоборот, хмуро и пасмурно на рождество Пресвятой Богородицы, не обойтись без зонтов и теплой одежды осенью.
    • Также смотрели на овощи. Чем больше шелухи на луке, тем, если верить приметам, более суровой и холодной будет зима.
    • Существует даже примета, касающаяся домашних животных, на этот день. Так как ранее все в деревнях держали скотину или других домашних животных, считалось, что увидеть приведение в доме – к скорой кончине кого-то из питомцев. Но этого можно было избежать, взяв шерсть с животного, нужно было сжечь ее в том месте, где привиделось приведение. В этом случае несчастья удавалось избежать.

Что нельзя делать в Рождество Пресвятой Богородицы

    • Заниматься тяжёлым физическим трудовм: работать по дому, в саду и огороде.
    • Сметать крошки на пол во время семейного застолья. Если после еды оставался хлеб, его отдавали домашним животным.
    • Ссориться с близкими и конфликтовать с окружающими (старайтесь решать любые спорные моменты мирным путём).
    • Повышать голос на близких людей (это грех!), другим зла или думать о ком-то плохо.
    • Употреблять мясо и алкоголь. На Рождество Пресвятой Богородицы полагалось соблюдать пост.

Молитва

Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,
и, разрушив клятву, даде благословение,
и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак праздника Рождества Пресвятой Богородицы (глас 4)

Иоаким и Анна поношения безчадства
и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,
во святем рождестве Твоем.
То празднуют и людие Твои,
вины прегрешений избавльшеся,
внегда звати Ти:
неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Величание Богородице (глас 4)

Величаем Тя,
Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим рождество Твое.

Задостойник праздника Рождества Пресвятой Богородицы (глас 8)

Величай, душе моя,
преславное рождество Божия Матере.
Чужде матерем девство,
и странно девам деторождение:
на Тебе, Богородице, обоя устроишася.
Тем Тя, вся племена земная, непрестанно величаем.

yur-gazeta.ru

Рождество Богородицы — праздничная обыденность

В сегодняшний день – отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы – еще раз мысленно обратимся к этому событию и вновь задумаемся о подвиге Той, перед Которой склоняются Силы Небесные.

Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством, и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нем — последнего смысла, последнего содержания самого человечества.

Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и — повторяю еще раз — радостного любования Ею с самого начала было и остается ее Материнство, Ее кровная связь с Иисусом Христом.
Православный Восток прежде всего радуется тому, что в пришествии Сына Божьего на землю, в спасительном явлении Бога, ставшего человеком, чтобы воссоединить его, человека, с Его Божественным призванием, что в пришествии этом приняло участие и само человечество.

Если самое радостное и глубокое в христианской вере — это «соприродность» Христа нам, то, что Он подлинно человек, а не призрак, не таинственное явление, что Он — один из нас, навеки с нами своим человечеством связанный, то тогда понятным становится и любовное почитание Той, которая Ему это человечество, нашу плоть и кровь, дала. Той, благодаря которой Он, Христос, мог называть себя так, как Он всегда себя называл: «Сын Человеческий». Сын Божий, Сын Человеческий…
Бог, снисходящий до человека, чтобы человека сделать Божественным, или, как говорят учителя Церкви, — обожить, сделать причастником Божества. Именно тут, именно в этом потрясающем откровении о подлинной природе, о подлинном призвании человека — источник благодарного, любовного отношения к Марии как нашей связи со Христом, и в Нем — с Богом.
И нигде это не раскрывается с большей ясностью, чем в празднике Рождества Богородицы. Об этом событии ничего не сказано в Священном Писании. Да и что особенного можно сказать о рождении ребенка, рождении, подобном всякому рожденью. И если Церковь стала в особом празднике вспоминать и праздновать это событие, то не потому, что оно было чем-то исключительным, чудесным, из ряда вон выходящим, нет, а как раз потому, что сама обыденность его раскрывает новый и лучезарный смысл во всем том, что мы называем «обыденным», придает новую глубину тем подробностям человеческой жизни, о которых мы так часто говорим, что они «ничем не замечательны».
Но посмотрим на икону этого праздника, вглядимся в нее духовным нашим взором. Вот на постели — только что родившая дочь женщина. Церковное предание утверждает, что звали ее Анна. Рядом с нею — отец, имя которого, по тому же преданию, — Иоаким. Рядом с постелью женщины совершают первое омовение новорожденной. Самое обыденное, ничем не замечательное событие. Но так ли это? Не хочет ли иконой этой сказать нам Церковь, прежде всего, что рожденье в мир, в жизнь нового человеческого существа — это чудо всех чудес, чудо именно разрывающее обыденность, ибо тут начало, у которого уже нет и не будет конца. Начало единственной, неповторимой человеческой жизни, возникновение новой личности, в появлении которой как бы заново творится мир, и вот — дарится, дается этому новому человеку как его жизнь, как его путь, как его творчество.
Итак, первое, что мы празднуем в этом празднике, это пришествие в мир самого Человека, пришествие, о котором в Евангелии сказано, что когда совершается оно, мы не «помним уже скорби из-за радости, что родился человек в мир».

Второе: мы знаем теперь, чье рожденье, чье пришествие мы празднуем. Мы знаем единственность, красоту, благодатность именно этого ребенка, его судьбы, его значения для нас и для всего мира.

И третье — мы празднуем и все то и всех тех, которые как бы подготовили Марию, наполнили Ее этой благодатью и красотой.

Вот в наши дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то рабий, детерминистский смысл. Церковь тоже верит в наследственность, но духовную. Сколько веры, сколько добра, сколько поколений людей, живших высшим и небесным, нужно было, чтобы на древе человечества вырос этот изумительный и благоуханный цветок — пречистая Дева и всесвятая Мать! И потому это также и праздник самого человечества, веры в него, радости о нем. Увы, нам виднее и понятнее наследственность зла. И действительно, сколько зла вокруг нас, что эта вера в человека, в его свободу, в возможность доброй и светлой наследственности уже почти выветрилась в нас и заменилась скептицизмом и недоверием. Однако именно этот злой скептицизм, это унылое недоверие призывает нас оттолкнуть от себя Церковь в день, когда празднует она — и с какой радостью и верой — рожденье маленькой девочки, в которой как бы сосредоточилось добро, нравственная красота, совершенство, которые составляют подлинную человеческую природу. Ею, этой рождающейся девочкой, и в Ней встречает мир идущего к нему Христа. Он наш дар — Ему, наша встреча с Богом. И вот мы уже на пути к Вифлеемской пещере, к радостной тайне Богоматеринства.

***

Приснодевство, то есть вечное Девство Марии, прославляет Церковь, ежедневно повторяя молитву, к ней обращенную: «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою…». Нужно ли доказывать, что эта вера в непорочное зачатие, в девство Марии составляет для очень многих людей своего рода «камень преткновения и соблазна», предмет недоумения и непонимания, предлог для обвинения христианства в суеверии и т. д. На недоумения эти верующие обычно отвечают: это чудо, в которое мы верим, в которое нужно верить» а понять его нельзя…
Ответ этот, для верующих самоочевидный, необходимо все-таки уточнить. С одной стороны, само собою разумеется, что если, как верят верующие, есть Бог — Творец мира и жизни и всех ее законов, то Бог всесилен законы эти нарушать, то есть совершать то, что на обычном человеческом языке называется чудом.

Чудо — это нечто, выходящее за пределы ведомых нам законов природы, то, что, в противоположность «естественному», мы ощущаем как сверхъестественное. Если Бог — Бог, то Он, очевидно, бесконечно возвышается над «законами природы», всесилен, всемогущ и абсолютно свободен.
Все это так, и вера, отрицающая чудо, то есть подчиняющая Бога ограниченным законам природы, — уже, конечно, не вера. Но это не значит, что нам — верующим христианам — запрещено спрашивать себя, спрашивать свою веру — о смысле чуда. Ибо в том-то и дело, что христианское понимание чуда, понимание, идущее от Евангелия, от Самого Христа, — понимание это особенное, требующее от нас углубленного духовного внимания.

Прежде всего, образ Христа. Евангелие исключает понимание чуда как доказательства, как факта, принуждающего человека поверить. Я говорю — образ Христа… Действительно, если что доминирует в этом единственном образе, то это отнюдь не желание «доказать» при помощи чуда свою Божественность, а напротив — предельное смирение. Апостол Павел пишет о Христе удивительные слова: «Он, будучи образом Божиим, … уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти крестной…».
Нигде, никогда, ни разу Христос не сказал, что Он родился чудесным образом — не употребил этого «доказательства». И когда Он висел на Кресте, всеми оставленный в страшной своей агонии, окружающие издевались над Ним требованием именно чуда: «сойди с креста, и мы поверим в Тебя». Но Он не сошел со креста, и они не поверили в Него. Те же, кто поверил, — поверили именно потому, что Он н е сошел со креста, ибо ощутили всю Божественность, всю бесконечную высоту именно смирению, именно всепрощения, воссиявшего со Креста: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят…».
Я повторяю, нет в Евангелии, нет в подлинной христианской вере отношения к чуду как к доказательству. И нет потому, что такое доказательство — при помощи чуда — лишает человека того, что христианство считает в нем самым драгоценным, лишает его свободы. Христос хочет, чтобы люди поверили в него свободно, а не принуждаемые к вере «чудом». «Если любите меня, — говорит Он, — заповеди Мои соблюдите…». И любим мы Христа — в ту, увы, слишком слабую меру, в какую любим, — ни за что, не за всесилие, нет, а за Его любовь, смирение, за то, говоря словами слушавших Его, что «никогда не говорил человек так, как этот Человек».
Но Христос творил чудеса: Евангелие наполнено рассказами об исцелении Им болящих, оживлении умерших и т. д. И потому уместно спросить: в чем же тогда их смысл, этих чудес, которые Христос все же являл миру? Если Христос, по словам евангелиста, не совершал чудес там, где не верили в Него, если Он обличал людей за то, что они ждут и хотят от Него чуда, то почему же Он творил их?

Только ответив на этот вопрос, сможем мы, может быть, понять и чудо всех чудес — приснодевство Марии, Матери Его, и недрогнувшую веру Церкви в это чудо.

Прежде всего, все чудеса, о которых мы знаем из Евангелия, совершены были Христом по любви. «Он сжалился над ними…», — говорит евангелист. Сжалился над родителями умершей девочки, над вдовой, потерявшей единственного сына, над празднующими и радующимися, у которых не хватило вина, над слепыми, хромыми, страдающими. И это значит, что источником чуда была и остается любовь. Не для себя, не для того, чтобы прославить себя, явить себя, свою Божественность, доказать ее людям, творит чудо Христос, а только потому, что любит и, любя, не может вынести страдания безнадежно плененного злом человека.

Объяснение это, однако, как будто, не относится к тому чуду, о котором идет речь: к рождению Христа от Девы, к Ее приснодевству… Это действительно единственное по существу своему чудо, если так можно выразиться, тайное, только вере открытое и только верою удостоверяемое, источник свой имеет в нашей вере в то, что Христос есть Бог, ставший человеком, принявший на себя наше человечество, чтобы его спасти.

Спасти от чего? Да как раз от полного, безысходного порабощения природе и ее неумолимым законам, что делает нас только частью природы, только материей, только «плотью и кровью». Но человек — не только от природы. Он, прежде всего, от Бога, от свободной Божьей любви, от Духа.
И вот только это утверждает наша вера: Христос от Бога, Божий, Его Отец — сам Бог. С Него, с Его рождения, с Его пришествия в мир начинается новое человечество, которое не от плоти и не от похоти, которой мы подчинили себя, а от Бога. Сам Бог обручается с человечеством в лице лучшего плода Его: пречистой Девы Марии, а через Нее, через Ее веру и послушание дает нам Сына Своего единородного. В мир входит, с нами соединяется Новый Адам, и восстанавливает того — первого, — который был создан не «природой», а Богом. Вот что — с трепетом и радостью — узнаем мы, если верим во Христа, вот почему, принимая Его как Бога и Спасителя, мы узнаем в Матери Его лучезарное приснодевство, и через него — победу в мире Духа и Любви над материей и ее законами.

Читайте также:

О Тебе радуется

www.pravmir.ru

Почему мы празднуем Рождество Богородицы?

Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством, и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нем — последнего смысла, последнего содержания самого человечества.

Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и — повторяю еще раз — радостного любования Ею с самого начала было и остается ее Материнство, Ее кровная связь с Иисусом Христом.

Православный Восток прежде всего радуется тому, что в пришествии Сына Божьего на землю, в спасительном явлении Бога, ставшего человеком, чтобы воссоединить его, человека, с Его Божественным призванием, что в пришествии этом приняло участие и само человечество. Если самое радостное и глубокое в христианской вере — это «соприродность» Христа нам, то, что Он подлинно человек, а не призрак, не таинственное явление, что Он — один из нас, навеки с нами своим человечеством связанный, то тогда понятным становится и любовное почитание Той, которая Ему это человечество, нашу плоть и кровь, дала. Той, благодаря которой Он, Христос, мог называть себя так, как Он всегда себя называл: «Сын Человеческий». Сын Божий, Сын Человеческий…

Бог, снисходящий до человека, чтобы человека сделать Божественным, или, как говорят учителя Церкви, — обожить, сделать причастником Божества. Именно тут, именно в этом потрясающем откровении о подлинной природе, о подлинном призвании человека — источник благодарного, любовного отношения к Марии как нашей связи со Христом, и в Нем — с Богом.

И нигде это не раскрывается с большей ясностью, чем в празднике Рождества Богородицы. Об этом событии ничего не сказано в Священном Писании. Да и что особенного можно сказать о рождении ребенка, рождении, подобном всякому рожденью. И если Церковь стала в особом празднике вспоминать и праздновать это событие, то не потому, что оно было чем-то исключительным, чудесным, из ряда вон выходящим, нет, а как раз потому, что сама обыденность его раскрывает новый и лучезарный смысл во всем том, что мы называем «обыденным», придает новую глубину тем подробностям человеческой жизни, о которых мы так часто говорим, что они «ничем не замечательны».

Но посмотрим на икону этого праздника, вглядимся в нее духовным нашим взором. Вот на постели — только что родившая дочь женщина. Церковное предание утверждает, что звали ее Анна. Рядом с нею — отец, имя которого, по тому же преданию, — Иоаким. Рядом с постелью женщины совершают первое омовение новорожденной. Самое обыденное, ничем не замечательное событие.

Но так ли это? Не хочет ли иконой этой сказать нам Церковь, прежде всего, что рожденье в мир, в жизнь нового человеческого существа — это чудо всех чудес, чудо именно разрывающее обыденность, ибо тут начало, у которого уже нет и не будет конца. Начало единственной, неповторимой человеческой жизни, возникновение новой личности, в появлении которой как бы заново творится мир, и вот — дарится, дается этому новому человеку как его жизнь, как его путь, как его творчество.

Итак, первое, что мы празднуем в этом празднике, это пришествие в мир самого Человека, пришествие, о котором в Евангелии сказано, что когда совершается оно, мы не «помним уже скорби из-за радости, что родился человек в мир».

Второе: мы знаем теперь, чье рожденье, чье пришествие мы празднуем. Мы знаем единственность, красоту, благодатность именно этого ребенка, его судьбы, его значения для нас и для всего мира.

И третье — мы празднуем и все то и всех тех, которые как бы подготовили Марию, наполнили Ее этой благодатью и красотой. Вот в наши дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то рабий, детерминистский смысл. Церковь тоже верит в наследственность, но духовную. Сколько веры, сколько добра, сколько поколений людей, живших высшим и небесным, нужно было, чтобы на древе человечества вырос этот изумительный и благоуханный цветок — пречистая Дева и всесвятая Мать! И потому это также и праздник самого человечества, веры в него, радости о нем.

Увы, нам виднее и понятнее наследственность зла. И действительно, сколько зла вокруг нас, что эта вера в человека, в его свободу, в возможность доброй и светлой наследственности уже почти выветрилась в нас и заменилась скептицизмом и недоверием. Однако именно этот злой скептицизм, это унылое недоверие призывает нас оттолкнуть от себя Церковь в день, когда празднует она — и с какой радостью и верой — рожденье маленькой девочки, в которой как бы сосредоточилось добро, нравственная красота, совершенство, которые составляют подлинную человеческую природу. Ею, этой рождающейся девочкой, и в Ней встречает мир идущего к нему Христа. Он наш дар — Ему, наша встреча с Богом. И вот мы уже на пути к Вифлеемской пещере, к радостной тайне Богоматеринства.

***

Приснодевство, то есть вечное Девство Марии, прославляет Церковь, ежедневно повторяя молитву, к ней обращенную: «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою…».

Нужно ли доказывать, что эта вера в непорочное зачатие, в девство Марии составляет для очень многих людей своего рода «камень преткновения и соблазна», предмет недоумения и непонимания, предлог для обвинения христианства в суеверии и т. д. На недоумения эти верующие обычно отвечают: это чудо, в которое мы верим, в которое нужно верить» а понять его нельзя…

Ответ этот, для верующих самоочевидный, необходимо все-таки уточнить. С одной стороны, само собою разумеется, что если, как верят верующие, есть Бог — Творец мира и жизни и всех ее законов, то Бог всесилен законы эти нарушать, то есть совершать то, что на обычном человеческом языке называется чудом. Чудо — это нечто, выходящее за пределы ведомых нам законов природы, то, что, в противоположность «естественному», мы ощущаем как сверхъестественное. Если Бог — Бог, то Он, очевидно, бесконечно возвышается над «законами природы», всесилен, всемогущ и абсолютно свободен.

Все это так, и вера, отрицающая чудо, то есть подчиняющая Бога ограниченным законам природы, — уже, конечно, не вера.

Но это не значит, что нам — верующим христианам — запрещено спрашивать себя, спрашивать свою веру — о смысле чуда. Ибо в том-то и дело, что христианское понимание чуда, понимание, идущее от Евангелия, от Самого Христа, — понимание это особенное, требующее от нас углубленного духовного внимания. Прежде всего, образ Христа. Евангелие исключает понимание чуда как доказательства, как факта, принуждающего человека поверить.

Я говорю — образ Христа… Действительно, если что доминирует в этом единственном образе, то это отнюдь не желание «доказать» при помощи чуда свою Божественность, а напротив — предельное смирение. Апостол Павел пишет о Христе удивительные слова: «Он, будучи образом Божиим, … уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти крестной…».

Нигде, никогда, ни разу Христос не сказал, что Он родился чудесным образом — не употребил этого «доказательства». И когда Он висел на Кресте, всеми оставленный в страшной своей агонии, окружающие издевались над Ним требованием именно чуда: «сойди с креста, и мы поверим в Тебя». Но Он не сошел со креста, и они не поверили в Него. Те же, кто поверил, — поверили именно потому, что Он не сошел со креста, ибо ощутили всю Божественность, всю бесконечную высоту именно смирению, именно всепрощения, воссиявшего со Креста: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят…».

Я повторяю, нет в Евангелии, нет в подлинной христианской вере отношения к чуду как к доказательству. И нет потому, что такое доказательство — при помощи чуда — лишает человека того, что христианство считает в нем самым драгоценным, лишает его свободы. Христос хочет, чтобы люди поверили в него свободно, а не принуждаемые к вере «чудом». «Если любите меня, — говорит Он, — заповеди Мои соблюдите…». И любим мы Христа — в ту, увы, слишком слабую меру, в какую любим, — ни за что, не за всесилие, нет, а за Его любовь, смирение, за то, говоря словами слушавших Его, что «никогда не говорил человек так, как этот Человек».

Но Христос творил чудеса: Евангелие наполнено рассказами об исцелении Им болящих, оживлении умерших и т. д. И потому уместно спросить: в чем же тогда их смысл, этих чудес, которые Христос все же являл миру? Если Христос, по словам евангелиста, не совершал чудес там, где не верили в Него, если Он обличал людей за то, что они ждут и хотят от Него чуда, то почему же Он творил их? Только ответив на этот вопрос, сможем мы, может быть, понять и чудо всех чудес — присно девство Марии, Матери Его, и недрогнувшую веру Церкви в это чудо.

Прежде всего, все чудеса, о которых мы знаем из Евангелия, совершены были Христом по любви. «Он сжалился над ними…», — говорит евангелист. Сжалился над родителями умершей девочки, над вдовой, потерявшей единственного сына, над празднующими и радующимися, у которых не хватило вина, над слепыми, хромыми, страдающими. И это значит, что источником чуда была и остается любовь. Не для себя, не для того, чтобы прославить себя, явить себя, свою Божественность, доказать ее людям, творит чудо Христос, а только потому, что любит и, любя, не может вынести страдания безнадежно плененного злом человека.

Объяснение это, однако, как будто, не относится к тому чуду, о котором идет речь: к рождению Христа от Девы, к Ее приснодевству… Это действительно единственное по существу своему чудо, если так можно выразиться, тайное, только вере открытое и только верою удостоверяемое, источник свой имеет в нашей вере в то, что Христос есть Бог, ставший человеком, принявший на себя наше человечество, чтобы его спасти. Спасти от чего? Да как раз от полного, безысходного порабощения природе и ее неумолимым законам, что делает нас только частью природы, только материей, только «плотью и кровью». Но человек — не только от природы. Он, прежде всего, от Бога, от свободной Божьей любви, от Духа.

И вот только это утверждает наша вера: Христос от Бога, Божий, Его Отец — сам Бог. С Него, с Его рождения, с Его пришествия в мир начинается новое человечество, которое не от плоти и не от похоти, которой мы подчинили себя, а от Бога. Сам Бог обручается с человечеством в лице лучшего плода Его: пречистой Девы Марии, а через Нее, через Ее веру и послушание дает нам Сына Своего единородного. В мир входит, с нами соединяется Новый Адам, и восстанавливает того — первого, — который был создан не «природой», а Богом. Вот что — с трепетом и радостью — узнаем мы, если верим во Христа, вот почему, принимая Его как Бога и Спасителя, мы узнаем в Матери Его лучезарное приснодевство, и через него — победу в мире Духа и Любви над материей и ее законами.

Источник: Сайт об отце Александре Шмемане

Читайте также:

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября в 2011 году

www.pravmir.ru

Рождество Пресвятой Богородицы | Православие и мир

Житие Пресвятой Богородицы

Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка – «от Назарета может ли что добро быти», — говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий Пророк Иисус. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду; когда наступило железное, все разбивающее царство Римское; когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, — тогда иудеи с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит им господство над другими народами.

В Назарете жила благочестивая чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были бы счастливы, если б не бесплодие, преисполнявшее скорбью их сердца. По понятиям того времени бесчадие считалось бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обетованного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели поношение бездетства. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Безропотно несли они тяжесть испытания, продолжая вести жизнь в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию.

В великие праздники они посещали Иерусалим. Так ко дню обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив его бесчадием: «Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение». Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно и, не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему чадо в старости. В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Там, под лавровым деревом, с глубокой верой на милость Божию приносила она Ему свои слезные молитвы, прося послать ей в старости радость чадородия. И вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру». Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя Святое Имя Его». Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это».

Супруги встретились, принесли благодарственные жертвы в храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования Господа. Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, для того, чтобы рожденное Дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. Един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете от некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже свое величие. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира.

По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения. В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV в. равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, совершается 21 сентября (н. ст.). Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость. Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

С праздником, православные!

Источник: Никольский благовест, № 23(73), 16 сентября 2001 г.

www.pravmir.ru

Что категорически нельзя делать на Рождество Пресвятой Богородицы :: Новости :: ТВ Центр

На время забудьте об уборке и спрячьте старую обувь

21 сентября православные россияне отмечают Рождество Пресвятой Богородицы. Этот важный церковный праздник посвящен Деве Марии, подарившей человечеству Спасителя. 

Священник выступил против крещения детей, родившихся благодаря ЭКО

По легенде, Богородица появилась на свет в семье престарелых жителей Иерусалима Иоакима и Анны. Они так усердно молились о даровании потомства, что к ним явился ангел. "Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире", - обратился он к Анне. Через девять месяцев родилась Дева Мария. Родители пообещали посвятить дочь Богу, поэтому отдали ее в храм. Там она служила до совершеннолетия, после чего стала женой Иосифа и чудесным образом родила Иисуса Христа. 

Рождество Пресвятой Богородицы считается светлым и радостным днем. У славян он ассоциировался с окончанием сельскохозяйственных работ, они благодарили Богородицу за собранный урожай и молили ее о благополучии и семейном счастье. 21 сентября женщины украшали иконы Девы Марии калиной и цветами, пекли хлеб и пироги, а также варили грибной или рыбный суп. Бездетные жены просили святую о первенце и легких родах. 

Несмотря на праздничное настроение, православные в этот день вынуждены соблюдать некоторые запреты. Строго-настрого запрещено заниматься тяжелым физическим трудом и уборкой. Мытье полов и даже посуды желательно отложить на следующий день. Женщинам нельзя шить и вышивать, а также брать в руки иголки и ножницы, поскольку это отвлекает от молитвы.  

21 сентября нельзя ходить в старой одежде и неудобной обуви. Если человек в этот день натрет мозоль, то в скором времени с ним приключится большая беда. На Руси во время праздника было принято сжигать ветхие вещи, чтобы избавиться от сглаза и болезней. 

На праздник возбраняется резать хлеб, который символизирует тело Христово. Хлебные крошки рекомендуется не смахивать со стола, а собирать и скармливать домашним животным. 

Как и в другие христианские праздники, 21 сентября под запретом оказываются ссоры, дурные мысли и сквернословие. Вместо того чтобы ругаться с родными, лучше пойти в церковь и помолиться. Считается, что весь негатив, выплеснутый вами в праздничный день, вернется к вам в двойном размере. 

На Рождество Пресвятой Богородицы принято помогать нуждающимся. В народе верят, что сердобольным женщинам, которые 21 сентября подадут милостыню, Бог обязательно дарует достаток и семейное счастье. Отказ в помощи, напротив, сулит неприятности. 

Подписывайтесь на наш канал в "Яндекс.Дзен"

www.tvc.ru


Смотрите также