Родительская суббота в августе


что это и когда отмечают (полный список дат)

Многие знают о том, что усопших принято поминать во второй вторник после Пасхи. Однако вместе с тем, интересно и то, когда наступает родительская суббота, что это за день, в чем его особенности.

На самом деле в православном календаре мы можем найти не одну, а целых 8 поминальных дней. Каждый из них имеет свое название и особенности, о которых подробно рассказывается далее.

 

Родительские субботы 2020: полный список дат

Есть несколько ответов на вопрос, когда в этом году наступит родительская суббота:

  1. Вселенскую родительскую Мясопустную субботу отмечают 22 февраля.
  2. Во время Великого поста выпадает сразу три родительских субботы – на 2, 3 и 4 неделях ( 14, 21 и 28 марта).
  3. А дальше делается перерыв, связанный со Страстной неделей и празднованием Пасхи. Следующий день – Радоница (его часто называют родительским), которая выпадает на 28 апреля 2020 года.
  4. Затем вспоминают всех павших, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, т.е. 9 мая.
  5. После этого поминают усопших в день Троицкой субботы – 6 июня.
  6. Затем отдают честь всем павшим воинам за Царя и Отечество 11 сентября.
  7. Последняя родительская суббота отмечается 7 ноября (ее называют Дмитриевская).

Даты этих дней тесно связаны с важнейшими церковными событиями (Великим постом, Пасхой и праздником Троицы). Поэтому все даты являются переходящими – они меняются из года в год. Исключение составляет только день памяти 9 мая, который по понятным причинам отмечается только в эту дату.

Что это такое — родительская суббота

Интересно также понять, что такое родительская суббота – ведь фактически поминальный день может выпасть и на другие дни недели (хотя в большинстве случаев это именно 6 день).

На этот счет существует несколько версий. Заслуживают внимания по крайней мере две из них:

  1. Прежде всего, Библия описывает сотворение мира за 6 дней, после чего Бог отдыхал от в

Родительские субботы. Таблица поминальных суббот в 2020 году

У каждого человека есть свои дни поминок по умершим родным и дорогим людям, совпадающие по дате с днями их смерти. Обычно принято в годовщину кончины родственника посетить храм, поехать на кладбище к могиле, а дома накрыть стол с поминальной трапезой.

Также, в православной церкви девять раз в 2020 году проводятся общецерковные поминовения умерших христиан. По древней церковной традиции дни памяти усопших чаще всего проводятся в субботу, за исключением, например, Радоницы, отмечаемой через 9 дней после Пасхи, во вторник. Такие даты называются родительскими днями или родительскими субботами и прописаны в церковном календаре. Следует отметить, что даты родительских суббот ежегодно меняются, в соответствии с подвижными церковными праздниками, которые в свою очередь связаны по сроку с днем православной Пасхи, которая в 2020 году отмечается 19 апреля.

Среди населения нашей страны приняты также и несколько поминальных дней, сложившихся в народной традиции, но также привязанных к церковным праздникам.

Ниже приводим полный список родительских дней для 2020 года.

Здесь Вы узнаете:

Родительские дни 2020 — какие родительские субботы будут в 2020 году

В 2020 году в календаре русской православной церкви отмечены следующие даты, когда во всех храмах проводятся заупокойные службы, посвященные памяти усопших:

22 февраля 2020 г. — Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Накануне Масленицы 2020 года, в субботу, в церкви совершается служба, посвященная памяти «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».

14 марта 2020 г. — суббота Поминовения усопших на второй седмице (или неделе) Великого поста, с чтением Литургии святого Иоанна Златоуста.

21 марта 2020 г. — суббота Поминовения усопших на третьей седмице Великого поста, также с Литургией святого Иоанна Златоуста.

28 марта 2020 г. — суббота Поминовения усопших на четвертой седмице Великого поста, когда служится Литургия святого Иоанна Златоуста.

28 апреля 2020 г. — вторник, Радоница. Это особенный день для христиан. В самом названии Радоницы присутствует корень «рад», что свидетельствует о радостном настрое этого казалось бы печального дня поминок. После светлого Христова Воскресения, на десятый день отмечается не трагедия кончины, а победа над смертью каждого христианина, не уход в небытие, а переход к новой вечной жизни. В храмах совершается поминальная служба всех усопших на панихиде. Люди стараются побывать на кладбище, прибрать могилы родных и возложить цветы.

9 мая 2

Большая родительская в 2020 году, какого числа Вселенская родительская суббота

Родительских суббот в году семь. При этом какого числа родительский день в 2020 году зависит от даты других церковных праздников – в большинстве случаев Пасхи.

В эти дни важно и нужно молиться за усопших, ходить в храм, подавать милостыню и делать добрые дела.

Даты родительских суббот в 2020 году

Вселенская Мясопустная родительская суббота — отмечают 22 февраля.

Во время Великого поста выпадает сразу 3 родительских субботы – на 2, 3 и 4 неделях: в этом году — 14 марта, 21 марта и 28 марта.

А дальше делается перерыв, связанный со Страстной неделей и празднованием Пасхи. Следующий день – Радоница (его часто называют родительским), которая выпадает на 28 апреля 2020 года.

Затем вспоминают всех павших, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, т.е. 9 мая.

После этого поминают усопших в день Троицкой субботы – 6 июня. Это вторая Вселенская родительская суббота, которая является особо почитаемой.

Затем отдают честь всем павшим воинам за Царя и Отечество — 11 сентября.

Последняя родительская суббота в 2020 году отмечается 7 ноября (ее называют Димитриевская).

Традиции и обряды Вселенской мясопустной родительской субботы

Особенностью богослужения в этот период является совершение вселенской панихиды – заупокойной службы, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают для них милосердия и прощения грехов. Особых предписаний и запретов в этот день традиции не предусматривают.

В народе мясопустная суббота почиталась как главный зимний поминальный день. В этот день вспоминали умерших родителей. Для них специально пекли блины – и первый блин клали к иконам, на слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детям или нуждающимся с просьбой помянуть кого-то из родственников.

Также устраивали семейные трапезы, во время которых вся семья собиралась за столом, чтобы помянуть усопших родственников.

С мясопустной субботы в народе начинали готовиться к встрече Масленицы.

Как поминать усопших в родительскую субботу

В мясопустную субботу нужно с утра отправиться в храм, для повиновения усопших родителей. Там прихожане подают священнослужителям записки с именами умерших и молятся за упокой их душ в загробном мире.

После храма люди отправляются на кладбище. Там они приводят в порядок могилки покойных родственников и читают молитвы за упокой их души.

Те, кто по какой-либо причине не могут, посетить храм и кладбище, могут помолиться за умерших дома.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Троицкая вселенская Родительская суббота в 2020 году

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

На какое число выпадает Троицкая вселенская родительская суббота в 2019 году? Какова история и предпосылки этого события? Читайте об этом в статье!

Троицкая вселенская родительская суббота в 2020 году — 6 июня

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной родительской субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из этих молитв говорится: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

Источник: Храм Христа Спасителя

Читайте также:

В России наступила Вселенская родительская суббота — Российская газета

Субботний день 2 марта 2019 года в церковном календаре значится как Вселенская мясопустная родительская суббота. И в Интернете к этому дню появляются статьи, подчас с совершенно дикими заголовками: "В родительскую субботу 2 марта у наших умерших можно попросить благополучия и помощи", "Что сделать в родительскую субботу 2 марта, чтобы очиститься от грехов рода", и даже "Родительская суббота 2 марта - день, когда надо успеть очистить кармический грех". Вся эта мешанина напоминает известный церковный то ли анекдот, то ли быль, когда женщина, зайдя в церковную лавку, спрашивает: "Скажите, у вас именные иконы есть?" - "Конечно". - "А если я козерог, то мне какую?" - "О, это, наверное, только ветеринар знает". Но если серьезно, то Вселенская родительская суббота, отмечаемая 2 марта, никакого отношения ни к карме, ни к родовым грехам, ни к просьбам о благополучии, не имеет. Давайте разбираться, что же этот день значит, как его правильно провести, и нужны ли умершим наши молитвы.

Для непривычного уха название "Вселенская мясопустная родительская суббота" звучит непонятно, хотя это один из основных дней православного календаря, когда верующие поминают усопших. Вообще в Церкви усопших поминают каждую субботу - ведь впереди воскресенье, день, напоминающий нам о Воскресении Христа и о том, что отныне смерть побеждена (поэтому мы чаще и употребляем слово "усопшие", а не "умершие").
Среди этих суббот есть такие, когда во время богослужения мы особенным образом поминаем наших усопших близких - такие субботы и называются "родительские". Родительских суббот много: Церковь осознает важность наших молитв за тех, кто уже не может молиться сам и напоминает верующим о нашем долге перед ушедшими родными и близкими.

А шесть раз в году во время богослужения мы молитвенно поминаем не только тех усопших, память о которых еще жива в роде человеческом, не только наших предков, родных и любимых, но и всех "от века усопших православных христиан". Причем, "как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви". Вот эти дни и называются "вселенскими".

Теперь про слово "мясопустная" в названии субботы 2 марта 2019 года. Церковнославянское слово "мясопуст" эквивалентно греческому глаголу, переводимому как "мясо оставляю", "мясо отпускаю", то есть ем его последний раз. И так как следующий, воскресный день - последний, когда верующие позволяют себе "вкушать мясо", день, когда мы "мясо оставляем", то есть "мясопустный", субботу накануне тоже называют "мясопустной" - для того, чтобы отличить ее от другой вселенской родительской субботы - от Троицкой. И все-таки в этот день для верующих главное не предстоящие пищевые ограничения Великого поста, начинающего через неделю, после Масленицы. Главное - наша молитва за усопших. Завтрашнее воскресенье будет посвящено Страшному суду и сегодня, во время богослужений Вселенской мясопустной родительской субботы, Церковь поминает "всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере". Это день, когда Церковь особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы: "узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша". Молится за тех, кто был похищен внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погиб от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также обо всех бедных и немощных.

Святитель Афанасий (Сахаров) писал: "Если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им мзда, какая была бы им благодать?.. При таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, - а дальше некому уже было бы поминать их". Поэтому Церковь и выделяет особенные дни, когда мы молимся обо всех.

Но нужны ли усопшим наши молитвы? Святитель Феофан Затворник пишет: "Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие, - не разгораживаясь пополам умиранием". Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. "В доме Отца Моего обителей много", - говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.

Тексты богослужения Вселенской мясопустной родительской субботы раскрывают нам "богословие смерти и воскресения". И во время молитв по усопшим, задолго до Пасхи, в храме звучит пасхальное восклицание: "Христос воскресе!", и дальше удивительное обращение ко всем усопшим, поразительный призыв к ним: "Христос воскресе!… Дерзайте вси мертвии!" Завтра в храмах вспоминают Страшный суд, и Церковь "хочет несколько ослабить страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых" (святитель Афанасий (Сахаров).

В этот день православные стараются быть на службе и не только поставить свечу об упокоении, написать записку на панихиду, но и помолиться на службе, исповедоваться и причаститься. После богослужения в день родительской субботы принято приходить на кладбище, но, если погода не позволяет, не стоит расстраиваться: главное, в чем нуждаются наши усопшие близкие - это наша молитва. И в 2019 году будут еще дни церковного поминания усопших: 23 и 30 марта, 6 апреля, 7 мая (Радоница) и 9 мая (поминовение усопших воинов), 15 июня (Троицкая родительская суббота) и 2 ноября (Димитриевская родительская суббота).

«Когда будет родительская суббота в апреле?» – Яндекс.Кью

Отвечают священники: Традиционно на кладбище после Пасхи ходят — на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи). — Посещать могилы на саму Пасху — верх непонимания смысла празднования Воскресения Господня. — Поход на кладбище — в Пасху распространенная ошибка, так как — это праздник живых. То же касается церковных праздников — Рождества, Троицы, Благовещения и т.д. — крайне не рекомендуется ходить в эти дни на кладбища. Ведь покойные люди — уже не относятся к этому миру, а находятся в Царстве небесном. — Радоница, после Пасхи — есть родительский день. В этот день вспоминают родителей.. — Согласно православным церковным традициям и Уставу — кладбище нужно посещать — на 9-й день после Пасхи — Радоницу — усопшие тоже должны чувствовать — праздник Пасхи. — Название этого дня — Радоница — говорит о том, что и живые, и усопшие радуются Воскрешению Христа. — На пасхальной неделе, которая проникнута радостью от Воскресения Христа, в храмах даже не принято подавать записки о поминовении усопших. — Для того чтобы разделить радость Пасхи — этого события с усопшими, принято приходить на их могилы — в Радоницу, которая празднуется на 9-ый день — от главного праздника Пасхи. — Радоница (Радуница) — поминальный день приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Название — "радоница", происходит от слова "рад" — радость о грядущем воскресении мёртвых, а также от литовского — rauda — "плач с причитанием". Радоница — это Пасха для тех, кто находится в мире ином. Радоница — выпадает на вторник второй недели после Пасхи. — «Христос Воскресе!» — также можно поздравить и своих усопших, мы приходим к своим родным, поздравляем их, говорим. Главное, что эти дни проникнуты не скорбью, а радостью и надеждой, что мы все воскреснем. — В Радоницу — поминовение усопших совершается в понедельник или вторник недели, следуемой за пасхальной. Его чаще в просторечии называют родительским днем для посещения погоста. Посещение кладбища — на Радоницу относится к числу обязательно и ознаменовывает собой тот факт, что — Христос сошел в ад и победил смерть. Такой день считается своеобразным праздником для усопших. Ведь родственники, собираясь на могилке, поздравляют их с воскресением Господним. После Пасхи же 1-м днём, когда служатся панихиды об умерших, является — Радоница — в этот день верующие стараются посетить богослужение в храме и прийти на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших сродниках.

Дмитриевская суббота — Википедия

Дми́триевская суббо́та, Дмитриева суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в традиции Русской[2], Сербской[3] и Болгарской[4]православных церквей.

При этом в богослужебном уставе этот день не является заупокойным[5]. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября). У русских[1] последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.

В православной литературе приводится мнение, что поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле[6]. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой[7].

С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…

В русских рукописях Дмитриевская суббота упоминается редко и не отмечается в переводных литургических книгах. Она известна лишь по соборным «Чиновникам» и монастырским «Обиходникам», в которых отраженны особенности реальной богослужебной практики древнерусских храмов и монастырей. В последних под ней указывается поминовение только усопшей монастырской братии. Одним из первых упоминаний Димитровской субботы как дня поминовения всех усопших является указание в сборнике XV века новгородского происхождения[5].

По письменным источникам ещё в XVII веке Дмитриевская суббота, предположительно, не связывалась с поминовением воинов, погибших в Куликовскую битву. Уже позже появился духовный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского». В стихе описывается видéние Димитрия Донского во время Божественной литургии воинов, павших на поле брани, слышит предсказания о своей смерти. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Этот стих считается аргументом в пользу установления Дмитриевской субботы, как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом[8].

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян[9][10]. Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение, как остаток древней практики, совершалось в Покровскую субботу[9]. В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал[11]:

О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим.

В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»[12].

У старообрядцев-беспоповцев служба Димитровской субботы совершается по уставу вселенской родительской субботы[5].

C 1968 года Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминание предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница»[4][13].

Сербские задушницы. Ранее 1918 года

Другие названия[править | править код]

рус. Дмитровская, Дмитриевская родительская, Поминальная, Вселенская[14], Дедова суббота[15]; белор. Асяніны, Змітроўскія дзяды, Змітроўка[16]; укр. Вечеря дідів, Діди, Осінні Діди, Дідівські суботи, Дідівська днина, Баби[17], Дмитрівська поминальна субота, Дмитрівська батьківська субота, Поминальниця[18]; болг. Димитровска задушница, Голяма задушница, Митровско одуше, Усенско одуше, Архангелова задушница; макед. Митровденска задушница, Митровски мртвен; серб. Митровске задушнице, Затворне задушнице.

Традиции[править | править код]

Ещё в начале XX века русские Дмитровскую субботу проводили торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души»[19].

В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим (в отличие от весенних: радоницких и троицких). В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец[20].

Во многих местах России поминовение близких в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось трапезой с выпивкой, воспоминанием добрых качеств и поступков усопшего. Обычной едой на поминках были: кутья, овсяный кисель с сытой и молоком, пироги, блины, коржи, кныши, лепёшки. Также могли принести молочную кашу, яйца всмятку, калачи, сытники. Из напитков — пиво, а с середины XIX века — водка. Верили, что покойник также участвует в поминальной трапезе на могиле, поэтому не пировать над прахом считалось грехом. Во время трапезы вспоминали добрые качества и поступки усопшего[15]. Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к этому дню особые «поминальные пироги» и относили их на кладбище, оставляя там на могилах[21].

В Вятской губернии в Дмитриевскую субботу или другой осенний праздник молили старую наседку, трижды высидевшую цыплят (троецыплятница, куретёна): птицу закалывали и устраивали трапезу для вдов и старух[22].

Родительский день в Белоруссии. XIX век.

В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У хорватов подобный обычай существовал в «день душ» или «день мёртвых» (хорв. dusnidan, mrtvi dan) 2 ноября[23]. Македонцы называли этот день — митровденска задушница, митровски мртвен. Так же, как у соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойникам, причем различные по форме для мужчин и для женщин[24].

В Сербской православной церкви Дмитриевская суббота (серб. Митровске задушнице, затворне задушнице[3]) входит в число четырёх главных поминальных суббот в году[25]. В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу[26].

Болгары осенний поминальный день (задушницы) отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него (болг. Димитровска задушница, голяма задушница, страндж. Митровско одуше, есенско одуше) или в субботу перед Михайловым днём, 8 ноября (болг. Архангелова, Рангелова задушница, Рангелска душница, Архангелска одуша, капанск. душна събота)[27]. Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года[3]. В Дмитриевскую субботу служба ведётся только в нескольких храмах Болгарской православной церкви[28], тогда как Михайловская суббота считается поминальным днём всей Болгарской церкви[29].

Поговорки и приметы[править | править код]

  • Дмитриева суббота — кутейникам работа[30].
  • Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут[31].
  • На дедовой неделе и родители вздохнут[32].
  • Жили деды́ — не знали беды́, а внуки познали муки (белор. Жылі дзяды — не бачылі бяды, а ўнукі набраліся мукі)[33].
  • Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу[34].
  • Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота[35].
  1. 1 2 Толстая, 2009, с. 161.
  2. ↑ Заупокойное богослужение // Заупокойное всенощное бдение Архивная копия от 1 октября 2015 на Wayback Machine
  3. 1 2 3 Виноградова, Толстая, 1999, с. 248.
  4. 1 2 Димитриевская родительская суббота
  5. 1 2 3 Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV. — С. 719—721. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  6. Киктенко Е. Родительские субботы // Фома : журнал.
  7. ↑ Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы
  8. ↑ Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота // Православная энциклопедия. — Т. 14. — С. 719—721.
  9. 1 2 Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу Православной церкви» — С. 33.
  10. Протоиерей Александр Бутрин День особого поминовения
  11. ↑ Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832—1867). К., 1869. С. 167—169
  12. ↑ Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. 1993. Ч. 1. С. 428.
  13. ↑ Димитриевская родительская суббота
  14. ↑ Снегирёв, 1837, с. 49.
  15. 1 2 Терещенко, 1848, с. 129.
  16. ↑ Васілевіч, 1992, с. 593.
  17. Стішова Н. С. Календарні свята осіннього циклу в звичаєво-обрядовій культурі українців (ХХ – початок ХХІ століття) Архивная копия от 22 марта 2018 на Wayback Machine — Київ – 2017
  18. ↑ Поминальниця // Українська мала енциклопедія: У 8 т.[uk] — Т. 6. Кн. 11: Пере—По — Буенос-Айрес, 1963. — С. 1434
  19. ↑ Коринфский, 1901, с. 451.
  20. ↑ Забылин, 1880, с. 108.
  21. ↑ Чичеров, 1957, с. 39.
  22. ↑ Бушкевич, 1999, с. 212.
  23. ↑ Кашуба, 1978, с. 218.
  24. ↑ Кашуба, 1978, с. 219.
  25. ↑ Култ мртвих (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 марта 2015. Архивировано 1 октября 2015 года.
  26. Милетић Г. Резултати рекогносцирања сеоских насеља Смедеревске општине обичаји животног циклуса
  27. ↑ Архангелова задушница
  28. ↑ Вижте кога се пада Задушница през 2017
  29. ↑ Днес е Архангелова задушница
  30. ↑ Усов, 1997, с. 377.
  31. ↑ Власова, 2002, с. 180.
  32. ↑ Коринфский, 1901, с. 450.
  33. ↑ Лозка, 2002, с. 197.
  34. ↑ Даль, 1880—1882.
  35. ↑ Аникин, 1957, с. 25.
  • Жертва, жертвоприношение / Бушкевич С. П. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 208–215. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Задушницы / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 248. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Дмитровка // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Забылин М. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
  • Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — С. 200—222. — 296 с.
  • Коринфский А. А. Последние назимние праздники // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 445—456.
  • Лукашевич А. А. Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV. — С. 719—721. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832—1867). — К., 1869.
  • Русские: народная культура (история и современность) / отв. ред. И. В. Власова. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. — Т. 5: Духовная культура. Народные знания. — 376 с. — ISBN 5-201-14610-4.
  • Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 1). — М.: Университетская типография, 1837. — 243 с.
  • Терещенко А. В. Быт русского народа. Часть III. — СПб.: Типография военно-учебных заведений, 1848. — 130 с.
  • Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издат. дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 237 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  • Стішова Н. С. Календарні свята осіннього циклу в звичаєво-обрядовій культурі українців (ХХ – початок ХХІ століття). Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук. — К., 2017. Архивная копия от 22 марта 2018 на Wayback Machine (укр.)

Большой грех. Что нельзя делать в Родительскую субботу 21 марта

Большой грех. Что нельзя делать в Родительскую субботу 21 марта. Фото: pxhere.com

Сегодня, 21 марта, у православных особый день поминовения усопших – вторая Родительская суббота Великого поста.

Всего в году семь подобных суббот. Три их них приходятся на Великий пост, который является самым строгим и продлится в 2020 году до 18 апреля.

 

В Родительскую субботу в храмах совершаются особые богослужения. Родственники молятся за усопших и просят отпустить их грехи. Пишут имена умерших на листочках, передают их священникам, чтобы те упомянули их в своих молебнах. Также по традиции приносят в храм постные продукты и освящают их, а потом раздают всем желающим.

После церковной службы принято отправляться на кладбище, чтобы навести порядок на могилах родственников, передает cheltv.ru.

Что нельзя делать в Родительскую субботу 2020 года 

Православные праздники. Фото: unsplash.com

С Родительской субботой связан ряд запретов. Во-первых, в этот день принято раздавать милостыню и ни в коем случае в ней не отказывать. Милостыня – это не только деньги, но и пища.

Также считается, что в Родительскую субботу нельзя поминать самоубийц и некрещеных умерших.

Большой грех. Что нельзя делать в Родительскую субботу 21 марта

Большой грех. Что нельзя делать в Родительскую субботу 21 марта. Православные праздники 2020 года. Фото: pxhere.com

Запрещено сквернословить, конфликтовать, а еще употреблять алкоголь. Церковь не рекомендует на этот день планировать развлечения и пышные торжества.

Также, считается, что в родительскую субботу нельзя убираться в доме, лучше это сделать заранее.

Следующая Родительская суббота в 2020 году выпадает на 28 марта, это четвертая неделя Великого поста.

Коридор затмений 2020. Когда на небе взойдет черное Солнце


Смотрите также