Презентация народные праздники в пору осеннего равноденствия 2 класс


Народные праздники в пору осеннего равноденствия презентация. День осеннего равноденствия. учитель начальных классов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тест «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» Окружающий мир, «Перспектива», 2 класс © учитель нач. кл. ГБОУ СОШ №307 С-Пб Дмитриева А.В., 2018

2. Выбери верное утверждение: А. В день осеннего равноденствия день длиннее ночи. Б. В день осеннего равноденствия день короче ночи. В. В день осеннего равноденствия день равен ночи.

3. Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия А. Окончание жатвы Б. Начало сева В. День Знаний

4. Какой христианский праздник отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия? А. Пасху Б. Рождество Богородицы В. Рождество

(Накануне дня осеннего равноденствия) 5.

6.В чём сходство празднования осеннего равноденствия у земледельцев, охотников и оленеводов? А. Все в этот день обновляли в избах огонь. Б. Все в этот день благодарили природу. В. Все в этот день устраивали большую охоту.

7. Зачем накануне равноденствия гасили огонь в печи, лампадках, светцах? А. Из экономических соображений Б. Было и так жарко и светло В. Традиция обновления огня передавала из поколения в поколение навыки добывать огонь.

9. Какой народ в пору осеннего равноденствия отмечает праздник Хололо? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары

9. Какой народ проживает на востоке между Чукоткой и Кам­чаткой? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары

10. Какой народ проживает в Приамурье? А. Коряки Б. Нанайцы В. Татары


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

Осенние праздники

Подготовила:

Фуфлыгина Наталья Николаевна

зав. библиотекой

ФГКОУ СКК МВД РФ

г. Самара, 2016год

«Сентябрь -

вечер года» - говорили в старину. Завершались сбор урожая и последние работы в поле. Природа готовилась к зимнему покою, а вместе с ней и люди отмечали завершение очередного года.

Сентябрь

Осенью играли свадьбы, устраивали весёлые ярмарки и базары, на которые приезжали скоморохи и шарманщики. Весело провожали летнее изобилие и встречали холода, говорили: «Ноябрь зиме дорогу показывает». Осенние месяцы богаты на обычаи, обряды и народные праздники.

начало Бабьего Лета. В старину именно по Бабьему лету предсказывали погоду: если сухо, то и осень будет суха, если тепло, то и зима будет тёплой.

Оспожинки – «вторая встреча осени». Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник - иногда он длился целую неделю.

Равноденствие

Уже с 22 на 23 сентября наступает день осеннего равноденствия. Именно в это время солнце уходит из Северного полушария в Южное полушарие. А в Северном полушарии наступает астрономическая осень, которая будет длиться 90 дней.

Рябинник. Срывали ягоды рябины кистями и вешали под крышу, заготавливали для рябинового кваса. Оставляли ягод на дереве для птиц.

Лакомый стол или День Трофима: «Ульи в погреб ставь, праздник мёда правь». Девушки устраивали трофимовские вечёрки с играми, песнями и угощениями из мёда.

Капустник. В память о чудотворце Сергии Радонежском этот день стали называть «Сергей-капустник»: всем миром рубили капусту, а вечером устраивали посиделки, пекли капустные пироги.

День Ильи Муромца, народного богатыря-заступника.

Хлебник. В старину готовили лари для зерна и пекли хлеба из нового урожая, шутливо приговаривая: «Хлебная краюха - ломоть во весь каравай».

День иконы Казанской Божьей Матери. Стал особо отмечаться всем русским народом после освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Ополченцы под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского пошли спасать Кремль от захватчиков, взяв с собой икону Казанской Божьей Матери: молились ей и - победили!

День народного единства. В 2005 году праздник победы под предводительством Минина и Пожарского и освобождения от иноземных захватчиков восстановлен под названием День народного единства.

Смотрины Льнам. После хлеба вторым по значению на Руси был лён. Он кормил, согревал, лечил, одевал. В этот день женщины показывали вытрепанный и сотканный лён, спорили, у кого получились лучше рубахи, сарафаны, полотенца.

Смотрины Льнам (продолжение). Девушки-мастерицы до замужества вышивали множество полотенец-оберегов, одаривая ими близких. А значит, смотрины устраивались не только льнам, но и... невестам.

Праздник птицы-синицы: считалось, что в этот день они прилетают к нам: «Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает».

День рождения Деда Мороза. Каков его возраст, никому не известно, но точно больше 2000 лет. В этот день в его вотчину в Великом Устюге съезжаются многочисленные родственники: Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан - якутский Дед Мороз, карельский Паккайнен, Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы.

День рождения Деда Мороза. В этот день на родине всеми любимого волшебника в Великом Устюге выставляют специальный почтовый ящик для поздравлений имениннику. Вот и настала пора для санок, лыж и коньков!

Еще больше об осени

Информационные источники:

учитель начальных классов МБОУ «Селекционная СОШ»

Льговского района Курской области

Фон

Запасы 1

Запасы 2

Ветка рябины

Информационные источники:

Бабье лето

Угощения из меда

Праздник урожая

Посиделки

Илья-Муромец

Хлеб

День народного единства

Русская красавица

Синичка

Дед Мороз

Саночник

Осенние праздники – Клёпа. - 2016. - № 10. – с.2-3.

Сканы обложек книг – из фондов библиотеки СКК МВД России

Во 2 классе провожу кружок "Берендейка". Это учебно-воспитательный курс ознакомления детей с основами русской традици

Презентация к уроку (2 класс) по теме: Осенние праздники в русском фольклоре.

«Осенние праздники в русском фольклоре»

Внеклассное мероприятие 2 класс

Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; с осенними циклом народных праздников; с приметами, пословицами, играми, загадками; воспитывать любовь к своему народу, к Родине.

                                                                   Учитель начальных классов

                                                                            Л.А. Нармонева

                                                                            МКОУ ООШ №9

                                                                            г. Биробиджан

«Осенние праздники в устном народном творчестве»

1. Выход под музыку участников. Слайд 1

- Мы живем в великой стране России. Сегодня будем говорить о русском народе, о наших традициях. Русский народ славится своим языком. Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки. Смена времен года отмечалась народом особыми праздниками. Но сегодня наш праздник посвящен осенним русским обычаям.

Слайд 2

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень                                                                                                                По полям и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко – желтым цветом

Землю разукрасила.

- Народ собирается, праздник начинается.

- Для начала поделим наш зал на 2 команды, т.к. сегодня все желающие смогут принять активное участие в празднике.

 А сейчас вопрос:

- Фольклор – что это такое?

……..

Слайд - Правильно, фольклор – это устное народное творчество: это русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки, небылицы.

Слайд - Из произведений устного народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших предков, о том, как4 они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, как проводили свободное от работы время.

Слайд - Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною

Вечно радует кого-то

Как наших предков работа.

 Слайд - Месяц неожиданностей и сюрпризов, самый удивительный месяц – август. Потому его и звали по-разному: то жнивень, то серпень- жатва в разгаре, то зарев – зори ясные, морозные.

В Ильин день (2 августа) в деревнях выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол.

- Начало жатвы называлось «зажинками». На «зажинки», несмотря на всю тяжесть летней страды сельская женщина выходила на ниву, как на своеобразный праздник, одевалась в чистую одежду, чисто убирала в доме.

    Закличка 1.

 Слайд - В конце жатвы на «дожинки» издавна велось, что если кто из мужиков не справлялся с жатвой, он собирал толоку, созывая крестьян со всей деревни, Дружной работой они в один день  снимали весь хлеб, после чего хозяин «помочанам» устраивал угощение.

   Оканчивая жатву, жнеи на сжатом поле катались на спине со словами: «Нивка, нивка, отдай мою силку! Я тебя жала, силку потеряла!- считая, что мать сыра земля возвратит им потерянную силу.

Закличка 2.

Где девушки шли,

Сарафанами трясли

Ивановы жнеи, жнеи льняные,

Серпы лубяные.

Они не жали, а на меже лежали,

Все ворон считали.

А мы жнеи молодые-

У нас серпы  золотые.

Мы все поле пожали

И в копну поклали:

В поле копнами,

На гумне стогами,

На столе пирогами!

- Солнце поднимается, заря разгорается,

А наши жнецы идут, песней заливаются.

- А когда пели, то использовали различные народные музыкальные инструменты.

Песня «Во поле береза стояла».

-Вот уже собран урожай. Наступало обильное щедрое на угощение осеннее время с румяными яблоками, крепкой репой, с пышными пирогами.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим!

(Девочка с караваем на рушнике обходит зал и угощает гостей.)

- Говорят в народе: «Ест хлеб – будет и песня!»

Песня «У Варлама…»

 Слайд - Месяц сентябрь народ метко называл хмурнем. Говорят, что в сентябре одна ягода, да и то только горькая рябина. Из приметных дней – шестое число – Титов день; и поговорка в народе есть : «Тит последний гриб растит.»

- Давайте сыграем в игру «Собери грибы».

(Два игрока с завязанными глазами собирают грибы, разбросанные по полю. Кто быстрее и больше соберет?)

Середина сентября! Прекрасная осенняя пора! Это начало бабьего лета, а длится оно всего одну неделю, до 21 числа. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких осенних красок. В эту пору девушки особенно любили водить хороводы.

Слайд -Они плели венки из осенних трав и цветов. Кто знает, что такое вьюн? (венок)

Итак вашему вниманию песня «Со вьюном я хожу».

Слайд

Слайд - Октябрь месяц – от латинского слова «окто», что означает «восемь». У древних славян октябрь также первоначально был восьмым месяцем года , но назывался по- другому- листопадником, листобоем. Так его называли из-за завершения листопада.

 Предлагаем вам листья с загадками.

(Дети срывают листья с загадками, их читают вслух и отгадывают. Если сам не может отгадать, то отгадывает его команда).

- 27 сентября – большой народный праздник – Воздвиженье. Оно «тепло сдвинет, а холод надвинет». С этого дня медведи в берлогу залегают, а змеи в спячку впадают. Теперь у женщин и минутки свободные появились, можно и отдохнуть немного после трудной летней страды. Молодежь по этому поводу затевала вечеринки с песнями, плясками, с играми да частушками.

      Слайд  Вашему вниманию песня «Мы милашки»

-Издавна Русь славилась своими богатырями. И часто добры молодцы состязались в перетягивании каната. А не перевелись ли на Руси богатыри?  

Добры молодцы, не сидите,

Перетягивать канат скорей к нам выходите.

(Команды состязаются в перетягивании каната)

Слайд

- Ни один праздник на Руси не проходил без песен. И сейчас вашему вниманию песня «Топни, ножка моя»

- Хорошо мы потрудились, хорошо повеселились. Но не за горами и зима. У нее свои приметы. А вы их замечали?

Птицы летят высоко или комары вдруг появились поздней осенью – значит, к теплой зиме, а если листопад поздний да быстрый, много желудей на дубу, птичьи стаи летят низко – ну тогда готовься к долгой и суровой зиме.

Но об этом мы поговорим позже.

За то, что слушали нас внимательно

И хлопали вы нам старательно,

Спасибо всем за внимание!

Концерт окончен, до свидания!

Самоанализ к конспекту по окружающему миру "«Народные праздники в пору осеннего равноденствия»" (2 класс)

Самоанализ урока окружающего мира во 2 классе

Предмет: окружающий мир

Тема: Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Форма работы: урок

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России .

Планируемые результаты:

Личностные: формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. -осознавать необходимость проявлять благодарность природе в условиях современной жизни; понимать важность чувства благодарности к природе за её дары людям.

- Метапредметные:

- Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

- Коммуникативные УУД: принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение при работе в группе.

- Познавательные УУД: научить различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Предметные:

-различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия;

- называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе

Методы обучения: фронтальная беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: Окружающий мир+ Литературное чтение+ Музыка

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, задачи урока определяла совместно с учениками, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-познавательной деятельности.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация. И с этой целью я начала урок с нестандартной формы. Праздничный выход учащихся.

Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность учащихся.

Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися  умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов. Самостоятельная работа на соответствие помогла проверить первичное понимание новых знаний и способов действий.

С удовольствием работают в группах: здесь можно показать свои знания и научить другого. Совместная деятельность помогает детям мириться с недостатками, складываются определенные отношения, формируются общеучебные и специальные умения и навыки

Работа в парах позволила организовать взаимодействие между учащимися, создать условия для само – и взаимообучения детей, а также формированию коммуникативных и личностных УУД

 Физминутка была использована для психологической разгрузки учащихся.

     Была организована словарная работа по закреплению новых терминов, мультимедийная презентация, как средство наглядности.    

 

На уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке. Уроки по окружающему миру всегда вызывают у них интерес. Они раскованы , свободны, им есть , что рассказать , чем поделиться.

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.

Итогом урока стала рефлексия. На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу и работу своих товарищей с помощью метода «Благодарю»

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг. Спасибо за внимание!!!

Презентация день осеннего равноденствия. Презентация "осенние праздники". Что жито пожали И в копны поклали

2, 3, 4 слайды презентации : При щелчке на свиток с неверным ответом - свиток исчезает, при щелчке на свиток с ответом верным - свиток меняет цвет.

  1. Актуализация темы урока

5 слайд презентации : тема нашего урока: «Народные праздники древних славян»

Как вы думаете, чему были посвящены праздники?

3. Изучение нового материала.

Информация учителя .

Славянские народы всегда старались жить в гармонии с природой и верили, что все земные процессы зависят от особых дат, которые были обусловлены астрономически. Праздники у древних славян назывались днями силы. День Силы подразумевал под собой прилив определенных энергий на землю, причиной которому было то или иное положение Солнца и Луны. Древние праздники не брались ниоткуда, как это бывает с некоторыми празднованиями в наше время, они отмечали пик определенной активности светила.

6 слайд презентации (оснащен гиперссылкой для свободного перехода на выбранную страницу данной презентации): Главными праздниками древних славян (днями Силы) были: КОЛЯДА (день Зимнего солнцестояния), МАСЛЕНИЦА (один из самых радостных и светлых праздников, который является продолжением праздника Коляда и символизирует приход весны), ВЕЛИКОДЕНЬ (праздник Весеннего равноденствия), праздник Летнего солнцестояния -ИВАНА КУПАЛЫ и ОВСЕНЬ - СВЯТОВИТ праздник осеннего равноденствия.

Названия каких праздников вам известны, а про какие праздники вы слышите впервые?

7, 8 слайды: Коляда

В самую короткую ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы. Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя че

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

Тема урока: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

Цель урока: формировать целостную картину мира и осознание места в нём

человека на основе единства рационально-научного понимания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи урока:

− познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России;

− научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;

− воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Планируемые результаты:

- видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;

− уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

− называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл – благодарность природе;

− творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор; кукла-зернушка, деревянные палочки, задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени, аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

  1. Актуализация знаний.

  1. Работа в паре.

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Главный признак осени – (похолодание)

4. Легкий мороз – (заморозки)

5. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)

б) Подчерни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. Река покрыта льдом.

  1. Фронтальный опрос.

- Назовите главный осенний признак?

- Чем характерны осенние дожди?

- Как образуются туманы?

- Что такое равноденствие?

- Когда бывает осеннее равноденствие?

-Как меняется уклад жизни крестьян с наступлением осеннего равноденствия?

  1. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки.

1. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? ( Душица)

2.В колыбельке подвесной

Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастёт –

На зубок он попадет

Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдёт его быстрей

Посреди листвы, ветвей* (Орех)

  1. Было зеленое платье атласное,

Нет не понравилось, выбрало красное.

Но надоело также и это,

Платье надела синего света. (Слива)

  1. С ним сдружились мы давно,

Дарит нам он толокно,

И муку, и кашу, и печенье…

Поблагодарим за угощение. (Овёс)

  1. Главный принцип, в общем, постой:

Голова – на солнце, ноги – под водой. (Рис)

  • Как одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов?

  • Какое время года называют урожайным?

  • Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия? (К этому времени убирали урожай.)

  • Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.

- Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час).

- Работай, чтобы потом отдохнуть.

  1. Работа по теме

1.Беседа.

Верно замечено, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться. Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.

- Какие праздники русский народ отмечал осенью? (Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др).

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы. Крестьяне благодарили матушку-землю.

-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)

- Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны

благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

- А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

(Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты. )Учитель делает вид, что прислушивается, и говорит:

- Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

- Нет, не мышь. А очень славная гостья. Как мы назвали эту куклу? Зернушка. Такие куклы-зернушки мастерили в старину бабушки со своими внуками. Сейчас послушаем сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка».

- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах .

-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ? (Трение одного куска дерева о другой)

2. Работа в парах.

Работа в тетрадях (с. 40 № 1; во время выполнения задания звучит осенняя мелодия)

С помощью цветных карандашей мальчики «зажигают» огонь, девочки «украшают» сноп в честь окончания жатвы. Затем поменяться тетрадями, помочь друг другу: мальчики «зажигают» огонь в тетрадях девочек, девочки в тетрадях мальчиков «украшают» сноп.

Русский народ чтит традиции своих предков, бережно их сохраняет.

3.Работа по учебнику

Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.

Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священного дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних ду

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

Тема урока: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»

Цель урока: формировать целостную картину мира и осознание места в нём

человека на основе единства рационально-научного понимания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи урока:

− познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России;

− научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;

− воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Планируемые результаты:

- видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;

− уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

− называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл – благодарность природе;

− творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор; кукла-зернушка, деревянные палочки, задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени, аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

  1. Актуализация знаний.

  1. Работа в паре.

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Главный признак осени – (похолодание)

4. Легкий мороз – (заморозки)

5. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)

б) Подчерни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. Река покрыта льдом.

  1. Фронтальный опрос.

- Назовите главный осенний признак?

- Чем характерны осенние дожди?

- Как образуются туманы?

- Что такое равноденствие?

- Когда бывает осеннее равноденствие?

-Как меняется уклад жизни крестьян с наступлением осеннего равноденствия?

  1. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки.

1. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? ( Душица)

2.В колыбельке подвесной

Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастёт –

На зубок он попадет

Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдёт его быстрей

Посреди листвы, ветвей* (Орех)

  1. Было зеленое платье атласное,

Нет не понравилось, выбрало красное.

Но надоело также и это,

Платье надела синего света. (Слива)

  1. С ним сдружились мы давно,

Дарит нам он толокно,

И муку, и кашу, и печенье…

Поблагодарим за угощение. (Овёс)

  1. Главный принцип, в общем, постой:

Голова – на солнце, ноги – под водой. (Рис)

  • Как одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов?

  • Какое время года называют урожайным?

  • Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия? (К этому времени убирали урожай.)

  • Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.

- Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час).

- Работай, чтобы потом отдохнуть.

  1. Работа по теме

1.Беседа.

Верно замечено, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться. Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.

- Какие праздники русский народ отмечал осенью? (Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др).

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы. Крестьяне благодарили матушку-землю.

-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)

- Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны

благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

- А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

(Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты. )Учитель делает вид, что прислушивается, и говорит:

- Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

- Нет, не мышь. А очень славная гостья. Как мы назвали эту куклу? Зернушка. Такие куклы-зернушки мастерили в старину бабушки со своими внуками. Сейчас послушаем сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка».

- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах .

-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ? (Трение одного куска дерева о другой)

2. Работа в парах.

Работа в тетрадях (с. 40 № 1; во время выполнения задания звучит осенняя мелодия)

С помощью цветных карандашей мальчики «зажигают» огонь, девочки «украшают» сноп в честь окончания жатвы. Затем поменяться тетрадями, помочь друг другу: мальчики «зажигают» огонь в тетрадях девочек, девочки в тетрадях мальчиков «украшают» сноп.

Русский народ чтит традиции своих предков, бережно их сохраняет.

3.Работа по учебнику

Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.

Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священного дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные – на колесах, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.

Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение – мясо и кашу. Домой с собой брали воду или лёд. А в благодарность воде-поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетённых из прутьев лодочках.

Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. Коряки с древности пасут стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.

Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жиром», «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщины плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травяных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалась добыванием огня ритуальным способом, очищением жилища от злых духов.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на стр.64учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

- Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.

  1. Итог урока.

- Чем похожи праздники русского, нанайского, корякского народа?

- Чем эти праздники отличаются?

- Как вы думаете, почему у разных народов празднование проходило в одно и то же время, в пору осеннего равноденствия?

- Как бы вы объяснили одинаково бережное отношение к природе различных по своей культуре народов?

- Нужно ли сохранять народные традиции и праздники? Почему? Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

VIII.Рефлексия.

- Что было интересным на уроке?

-Что вызвало у вас затруднения?

Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - зелёный, «Хорошо» - жёлтый. «Старался, но не всё получилось» - красный).

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Конспект урока по окружающему миру "Народные праздники в пору осеннего Равноденствия", 2 класс

Технологическая карта урока.

2. Класс: 2-б Дата: Предмет: Окружающий мир

3. Тема урока: Народные праздники в пору осеннего Равноденствия.

4. Цель урока: познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; воспитывать бережное отношение к природе

5. Вид урока: формирование новых знаний

6.Методы обучения: фронтальный, парный, индивидуальный

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постанов

ка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

1.проверка дом задания: фронтальный опрос

2.коллективная работа : назовите осенние природные явления

3.индивид задания на карточках: вставить недостающие слова

4. отгадай загадки: отгадки записываем на доске

-какие овощи, крупы знаете?

Что можно из них приготовить?

-как назвать такое изобилие припасов?

-какое время года называем урожайным?

Значит, о чем будем говорить на уроке?

Тема:

Учатся слушать, думать, анализиро

вать

Ставят цели и формулируют тему урока

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совмест

ное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

1. беседа: чтение обрядовых песен

-чему радовались крестьяне в пору осеннего равноденствия

2.работа с презентацией

Учащиеся высказывают свои мысли :

Дают характеристику осенним месяцам

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

1.Работа по учебнику. с.62

-постарайтесь мысленно войти в эту картину и прогуляться.

--как бы вы назвали этих кукол?

-почему они выполнены из контрастных тканей?

2. работа с презентацией

Учащиеся высказывают свои мысли вслух

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

1.Работа по учебнику:

-чтение текста

2Вывод:

Физкультминутка

Высказывают свои мнения, учатся слышать ответы своих одноклассников

Проводят коллективное исследование,

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

1.Выполнение заданий в р.т.с.40 (1, 3,4) - с комментированием

Работают в своих рабочих тетрадях

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Работа по учебнику: рубрика «Обсудим вместе» - ответы на вопросы

Обобщают полученные знания

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

1.Рефлексия: какое задание вам понравилось? (показ смайликов)

2.Работа по учебнику: ответ на вопрос.

За что благодарили природу в день равноденствия?

3.Обобщение

4..Дом задание: с.62-65, ответить на вопросы, р.т.с.40

Учащиеся читают вопросы и отвечают на них

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Презентация по окружающему миру для 2 класса «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Урок по окружающему мируУчитель: Фокина Лилия Фархатовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №55» Московского района г. КазаниТема: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»Ноябрь, 2016 Закончи предложенияЯвление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – ледостав.2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября – бабье лето.3. Главный признак осени – похолодание.4. Легкий мороз –заморозки.5. 23 сентября – день осеннего равноденствия.Актуализация
Отгадайте загадки  2.В колыбельке подвесной Спит в тиши жилец лесной. Пополнеет, подрастёт – На зубок он попадетМальчикам и девочкам, Хлопотуньям-белочкам. Кто найдёт его быстрейПосреди листвы, ветвей?  1. Травка та растёт на склонахИ на холмиках зелёных.Запах крепок и душист,А её душистый листНам идёт на чай.Что за травка, отгадай! 

 Было зеленое платье атласное, Нет не понравилось, выбрало красное.Но надоело также и это,Платье надела синего цвета.   С ним сдружились мы давно,Дарит нам он толокно, И муку, и кашу, и печенье…Поблагодарим за угощение.   Главный принцип, в общем, простой:Голова – на солнце, ноги – под водой.

23 сентября день и ночь уравниваются по времени. Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяни благодарили матушку-землю.

Работа по учебникуСтр.62-63 Нанайцы
Коряки Выводы: В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.  Домашнее задание:Прочитать текст в учебнике (стр.62-65), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (стр.40)


Приложенные файлы

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

I.Организационный этап

- Здравствуйте ребята!

- Посмотрите в окно:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс

Урок окружающего мира начинается у нас.

- Здравствуйте!

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

2.Актуализация знаний.

- Ребята, давайте проведем с вами небольшую работу в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями.

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Главный признак осени – (похолодание)

4. Легкий мороз – (заморозки)

5. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)

б) Подчеркни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход.Река покрыта льдом.

- Проработали в парах, а теперь давайте проверим это и сверимся с эталоном. Слайд.

-Поставьте, пожалуйста, плюсик возле первого номера те, у которых совпал ответ.
Проверяется каждое задание.

- А теперь поднимите руку те, у кого получилось 5 плюсиков. Вы большие молодцы.

Работа в парах.

Выполнение задания в карточках

Проверяют правильность выполненных заданий.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

3. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите пожалуйста на доску, кто отгадал первую загадку поднимите руку.

Слайд 2-3

1.В колыбельке подвесной
Спит в тиши жилец лесной.
Пополнеет, подрастёт –
На зубок он попадет
Мальчикам и девочкам,
Хлопотуньям-белочкам.
Кто найдёт его быстрей
Посреди листвы, ветвей* (Орех)

2.Было зеленое платье атласное,
Нет не понравилось, выбрало красное.
Но надоело также и это,
Платье надела синего света. (Слива)

3.С ним сдружились мы давно,
Дарит нам он толокно,
И муку, и кашу, и печенье…
Поблагодарим за угощение. (Овёс)

4.Главный принцип, в общем, постой:
Голова – на солнце, ноги – под водой. (Рис)

- Какое время года называют урожайным?

- Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Отгадывают загадки представленные на слайде 2-3

- Орех

- Слива

- Овёс

- Рис


- Осень

- К этому времени убирали урожай

- Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.

Коммуникативные:

высказывать свои предположения, выражать свои мысли.

Регулятивные: уметь формулировать тему и учебную цель урока

Познавательные:

Раскрывать значения новых понятий, активно использовать их в своей речи

4. Работа по теме

1.Беседа.

Слайд 4- 5

- Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.

- Какие праздники русский народ отмечал осенью?

- Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне благодарили матушку-землю.

-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю.

- Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

- А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах .

-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ?

2. Работа в парах.

- Ребята, а теперь давайте откроем свои рабочие тетради на с. 40 и выполним задание под номером 1.

- С помощью цветных карандашей «зажигите» огонь и «украсьте» сноп в честь окончания жатвы.

3.Работа по учебнику

-Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.

- Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

- Ребята, а вы знаете, чем занимался этот народ?

- Откройте пожалуйста учебники на стр. 64.

Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.

- Остальные поставили пальчик и следят за чтением, я могу поменять чтеца.

- Давайте же посмотрим как проходил этот обряд. Слайд 6-8

- Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости.

- Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки.

- А сейчас у нас будет читать о коряках …..

- Праздник хололо проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.

- А теперь посмотрите на отрывки из празднования праздника хололо коряками Слайд 9- 0

- Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др.

Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются

- Работников в поле.

Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты

- Трение одного куска дерева о другой

Работают в тетрадях с. 40 № 1

Слушают учителя

- Рыболовством и охотой , рыбу ловили, содержали ездовых собак.

Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.

Слушают одноклассника и следят по учебнику за его чтением.

Смотрят слайд 6-8
Слушают учителя.

Ученик читает о коряках.

Смотрят на слайд 9-0

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

5.Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем.

По тропинке леший шёл.

На полянке гриб нашёл

(ходьба на месте).

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок

(приседания).

Леший охает- устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся

(потягивания – руки вверх),

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку

(присаживаемся за парты).

Дети выполняют движения.

6. Закрепление полученных знаний.

- Откройте пожалуйста свои тетради

и выполните упражнение 3.

-Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на стр.64учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

- Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.

Итог урока.

- Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия ?

- Какой праздник отмечали в это время нанайские охотники?

- За что коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия?

- Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

Выполнение задания в рабочей тетради.

- Накануне осеннего равноденствия в праздник Рождества богородицы крестьяне отмечали окончание жатвы.

- Нанайцы отмечали праздник моления небу-кормильцу.

- Коряки благодарили природу за оленей, рыбу, ягоды, дикорастущие травы, коренья.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах, группе.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

7. Рефлексия.

- Что было интересным на уроке?

-Что вызвало у вас затруднения?

- Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Я вам предлагаю дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию. Ели ваш смайлик будет улыбаться - значит, вы довольны своей работой на уроке. Если смайлик будет грустным – вы не довольны своей работой.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Ответы детей.

Оценивают работу на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:

Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Проверочная работа по окружающему миру 2 класс Осенние изменения в неживой природе , Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1.Зачеркни лишнее.
  1. К осенним явлениям в неживой природе относится:

  • листопад,

  • заморозки,

  • ледостав на озерах и реках,

  • утренний туман,

  • паутинки на траве,

  • перелёт птиц в теплые края,

  • моросящий дождь,

  • 2. Из-за чего осенью холодает?

  • А) солнце меньше нагревает землю

  • Б) постоянные дожди понижают температуру воздуха

  • В) опадают листья

  • 3. Что такое иней?

  • А) снег

  • Б) замерзшие капли воды

  • В) пух

  • 4. Что такое заморозки?

  • А) легкий мороз

  • Б) сильный мороз

  • В) затяжное похолодание

  • 5. Чем осенние дожди отличаются от летних?

  • А) летом дожди ливневые

  • Б) осенью дожди мелкие, моросящие, затяжные

  • В) летом дожди с грозами, а осенью гроз нет

  • 6. Из-за чего осенью часто образуются туманы?

  • А) высокая влажность

  • Б) частые дожди

  • В) заморозки

  • 7. Как называется явление природы при котором устанавливается теплая, сухая погода на одну – две недели в сентябре?

  • А) продолжение лета

  • Б) второе лето

  • В) «бабье лето»

  • 8. Как называется день 23 сентября, когда день равен ночи?

9. Зернушка—это …

а. кукла из глины.

б. кукла из соломы

в. кукла из зерна нового урожая.

10. Соедини линиями:

рыба

медведь

Хололо

нанайцы вода-поилица коряки

стада оленей

охота

тайга

Камчатка

.11 Чему учились молодые мужчины у старых в пору праздника осеннего равноденствия?

а. сеять хлеб

б. добывать огонь

в. косить траву

12. За что благодарили матушку-природу в дни осеннего равноденствия?

а. за хороший урожай

б. за тёплую погоду

в. за частые дожди

  • 1.Чем осенние дожди отличаются от летних?

  • А) летом дожди ливневые

  • Б) осенью дожди мелкие, моросящие, затяжные

  • В) летом дожди с грозами, а осенью гроз нет

  • 2. Из-за чего осенью часто образуются туманы?

  • А) высокая влажность

  • Б) частые дожди

  • В) заморозки

  • 3. Как называется явление природы при котором устанавливается теплая, сухая погода на одну – две недели в сентябре?

  • А) продолжение лета

  • Б) второе лето

  • В) «бабье лето»

  • 4. Как называется день 23 сентября, когда день равен ночи?

  • 5. Из-за чего осенью холодает?

  • А) солнце меньше нагревает землю

  • Б) постоянные дожди понижают температуру воздуха

  • В) опадают листья

  • 6. Что такое иней?

  • А) снег

  • Б) замерзшие капли воды

  • В) пух

  • 7. Что такое заморозки?

  • А) легкий мороз

  • Б) сильный мороз

  • В) затяжное похолодание

8.Зачеркни лишнее.

  1. К осенним явлениям в неживой природе относится:

  • листопад,

  • заморозки,

  • ледостав на озерах и реках,

  • утренний туман,

  • паутинки на траве,

  • перелёт птиц в теплые края,

  • моросящий дождь,

9. Зернушка—это …

а. кукла из глины.

б. кукла из соломы

в. кукла из зерна нового урожая.

10. Соедини линиями:

рыба

медведь

Хололо

нанайцы вода-поилица коряки

стада оленей

охота

тайга

Камчатка

.11 Чему учились молодые мужчины у старых в пору праздника осеннего равноденствия?

а. сеять хлеб

б. добывать огонь

в. косить траву

12. За что благодарили матушку-природу в дни осеннего равноденствия?

а. за хороший урожай

б. за тёплую погоду

в. за частые дожди

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Урок 17. Народные праздники в пору осеннего равноденствия

сформировать целостную картину мира и осознание места в нём

человека на основе единства рационально-научного понимания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Цель для учащихся

познакомиться с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России

Задачи

− научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;

− воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Планируемые результаты

- видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;

− уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

− называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл – благодарность природе;

− творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II. Актуализация знаний.

Работа в паре.

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Главный признак осени – (похолодание)

4. Легкий мороз – (заморозки)

5. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)

б) Подчерни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко.Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. Река покрыта льдом.

Фронтальный опрос.

- Назовите главный осенний признак?

- Чем характерны осенние дожди?

- Как образуются туманы?

- Что такое равноденствие?

- Когда бывает осеннее равноденствие?

-Как меняется уклад жизни крестьян с наступлением осеннего равноденствия?

III. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки.

1. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? ( Душица)

2.В колыбельке подвесной

Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастёт –

На зубок он попадет

Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдёт его быстрей

Посреди листвы, ветвей* (Орех)

Было зеленое платье атласное,

Нет не понравилось, выбрало красное.

Но надоело также и это,

Платье надела синего света. (Слива)

С ним сдружились мы давно,

Дарит нам он толокно,

И муку, и кашу, и печенье…

Поблагодарим за угощение. (Овёс)

Главный принцип, в общем, постой:

Голова – на солнце, ноги – под водой. (Рис)

Как одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов?

Какое время года называют урожайным?

Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия? (К этому времени убирали урожай.)

Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.

Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час).

- Работай, чтобы потом отдохнуть.

IV. Работа по теме урока

1.Беседа.

Верно замечено, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться. Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.

- Какие праздники русский народ отмечал осенью? (Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др).

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы. Крестьяне благодарили матушку-землю.

-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)

- Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны

благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

- А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

(Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты. )Учитель делает вид, что прислушивается, и говорит:

- Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

- Нет, не мышь. А очень славная гостья. Как мы назвали эту куклу? Зернушка. Такие куклы-зернушки мастерили в старину бабушки со своими внуками. Сейчас послушаем сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка».

- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах .

-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ? (Трение одного куска дерева о другой)

2. Работа в парах.

Работа в тетрадях (с. 40 № 1; во время выполнения задания звучит осенняя мелодия)

С помощью цветных карандашей мальчики «зажигают» огонь, девочки «украшают» сноп в честь окончания жатвы. Затем поменяться тетрадями, помочь друг другу: мальчики «зажигают» огонь в тетрадях девочек, девочки в тетрадях мальчиков «украшают» сноп.

Русский народ чтит традиции своих предков, бережно их сохраняет.

3.Работа по учебнику

Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.

Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священного дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные – на колесах, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.

Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение – мясо и кашу. Домой с собой брали воду или лёд. А в благодарность воде-поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетённых из прутьев лодочках.

Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. Коряки с древности пасут стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.

Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жиром», «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщины плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травяных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалась добыванием огня ритуальным способом, очищением жилища от злых духов.

V. Физкультминутка (танцевальная)

VI. Продолжение работы по теме урока.

Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на стр.64учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

- Раскрасьте рисунок в листочках, которые лежат перед вами.

VII. Рефлексия

- Что было интересным на уроке?

-Что вызвало у вас затруднения?

Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - зелёный, «Хорошо» - жёлтый. «Старался, но не всё получилось» - красный).

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

VIII. Подведение итогов урока

Чем похожи праздники русского, нанайского, корякского народа?

- Чем эти праздники отличаются?

- Как вы думаете, почему у разных народов празднование проходило в одно и то же время, в пору осеннего равноденствия?

- Как бы вы объяснили одинаково бережное отношение к природе различных по своей культуре народов?

- Нужно ли сохранять народные традиции и праздники? Почему? Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

IX. Домашнее задание


Смотрите также