Праздник богоявления господня


Богоявление 19 января: в чем суть праздника

Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот же праздник, ведь оба события выпадают на 19 января. Однако изначально Богоявление имело совсем другой смысл.

История праздника

Богоявление — один из древнейших христианских праздников, прежде называемый «Явлением» или «Просвещением». Он был посвящен сразу трем эпизодам евангельской истории: рождению Спасителя, пришествию Волхвов и крещению Христа в водах реки Иордан. Богоявление праздновалось 6 января, и главное внимание уделялось именно факту появления Спасителя на свет — явлению Богочеловека в земном мире.

Вместе с тем расстановка смысловых акцентов у разных христианских общин различалась. Кто-то придавал первостепенный смысл Рождеству, кто-то выделял Крещение. Именно поэтому с течением времени Рождество Христово разделили с Богоявлением, выделив его в отдельный праздник 25 декабря, и именно в эту дату Рождество до сих пор отмечается католической церковью. Богоявление же по-прежнему праздновали 6 января, чествуя в этот день два события: приход Волхвов и Крещение Спасителя.

Последующее развитие праздника в католицизме и православии проходило по-разному. В католической традиции Богоявление все больше связывалось с поднесением Волхвами даров, а в православной — с Крещением Господним.

Суть Богоявления в православной традиции

В наши дни Крещение и Богоявление — один и тот же праздник. Суть Богоявления по сравнению с тем смыслом, который этот праздник имел в древности, существенно изменилась. Сейчас под словом «Богоявление» подразумевают то, что в момент таинства крещения на Спасителя сошел Святой Дух в образе голубя, а с Божественный глас возвестил, что в мир пришел Сын Божий. Таким образом, во время омовения Христа в водах Иордана Господь явил себя в трех ипостасях: Бог-Сын, Бог-Отец, ниспославший свой голос с небес, и Святой Дух, сошедший в образе птицы. Верующим была открыта тайна Божественного Триединства.

Празднование Богоявления

Праздничные богослужения начинаются вечером 18 января, в Крещенский сочельник, называемый также Навечерием Богоявления. В это время происходит водосвятие: священнослужители освящают воду в иорданях — крестообразных прорубях, куда верующие в ночь с 18 на 19 января и в течение всего праздника окунаются для духовного очищения. Считается, что крещенская вода обладает особыми целебными свойствами, а потому омовение ею способствует избавлению от моральных и физических недугов. Также на Богоявление следует набрать крещенской воды домой. Небольшую емкость с ней нужно поставить в красный угол, а часть сохранить на весь год — крещенская вода не может испортиться.

Крещение, или Богоявление, — важнейший праздник для каждого верующего человека. Встречайте его с радостью в сердце и миром в душе, творите добро и дарите окружающим положительные эмоции — в светлые даты календаря это особенно важно. Мы желаем вам благополучия и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и 

Крещение Господне и Богоявление: два события в одном

Праздник Крещения Господня установлен как воспоминание евангельского события (Мф. 3:13-17, Лк. 3:31-22) о том, как Христос пришел на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи.

Иоанн Предтеча

Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Предтечи, который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мать пророка — Елизавета), на служение.

До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни – носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, – быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа – именно поэтому его называют Предтечей Господа.

Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (Ин. 1, 28). Видя Спасителя, Который пришел на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа – пострадать за грехи мира,  а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.

Зачем крестился Иисус Христос?

Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов:

во-первых, Иисус Христос, как рожденный в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет; в более широком смысле - просто следовать воле Божьей.

во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берет на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути.

в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.

После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершенного греха, отрицанием греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие – в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.

Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей – Адама и Евы – из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Свое служение.

Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошел Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времен праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращения людей к своему Творцу.

 

Читайте также:

О Крещенской воде: когда набирать, каким образом употреблять, как хранить и другие вопросы

Как родился праздник Крещения Господня

Евангелие о Крещении Иисуса Христа 

 

Праздник Богоявления 19 января: история и традиции

Богоявление Господне — один из важнейших православных праздников. Ежегодно в честь этого события проходят торжественные богослужения, а христиане исполняют традиционные обряды, пришедшие к нам из глубины веков.

Многие верующие задаются вопросом, в чем суть праздника Богоявления. В настоящее время это второе название Крещения, однако так было не всегда. В древние времена Богоявление отмечалось в другую дату и имело совсем иной смысл, нежели сейчас. Католическая церковь и по сей день считает Богоявление отдельным праздником, не связанным с Крещением.

История праздника Богоявления

Изначально праздник Богоявления отмечался 6 января и был посвящен трем знаковым эпизодам из жизни Спасителя: Рождеству, поклонению Волхвов и Крещению. Особое чествование воздавалось появлению Христа на свет, поэтому праздник чаще всего именовали «Явлением» или «Просвещением» — ибо Спаситель явился для того, чтобы даровать знание тем, кто находится во тьме греховных заблуждений.

По прошествии определенного времени христианские общины разошлись во мнениях, что в дату Богоявления необходимо чествовать в первую очередь. Кто-то настаивал на первостепенной значимости Рождества, кто-то считал главным событием Крещение — ведь именно после него Спаситель начал нести людям Слово Божие. Это привело к тому, что празднование Рождества было вынесено в отдельную дату — 25 декабря.

На этом расхождения не закончились. В католичестве все большее значение придавалось пришествию Волхвов, в православии — Крещению Господню. В итоге в православной традиции Крещение и Богоявление стали названием одного праздника. Под словом «Богоявление» стали понимать то, что во время омовения Спасителя в водах реки Иордан Господь явил миру свою Триединую Сущность: Бог-сын, Бог-отец, с небес признавший Спасителя, и Святой Дух, который снизошел на Христа в виде голубя.

Традиции Богоявления

В канун праздника — Крещенский сочельник, или Навечерие Богоявления, — устанавливается строгий пост. По традиции верующие не вкушают пищу до тех пор, пока не закончится вечерняя служба и не произойдет обряд водосвятия. Разговлялись сочивом — особым постным блюдом, но перед этим непременно выпивали немного крещенской воды. В это время она обретает необычайные свойства, оказывает на тело и душу целебный эффект.

Крещенской воды нужно набрать с собой, чтобы сохранить на весь год, ведь она не может испортиться. Кстати, для этого совсем не обязательно наполнять огромные емкости: любая вода, в которую добавлена капелька крещенской, становится освященной, поэтому можно взять из храма минимальное количество. Крещенской водой следует окропить все углы в доме: считается, что это помогает избавить жилище от негатива. С этой же целью на Богоявление рисуют кресты над входом в дом: по поверьям, они защищают семейное гнездо от недоброжелателей и бед.

После вечерней литургии и в течение всего 19 января верующие окунаются в иордани — крестообразные освященные проруби, — чтобы очиститься от грехов и укрепить тело и дух. Жестких правил купания нет, но по традиции верующие погружаются в воду три раза, крестясь и вознося хвалу Господу. Священники предостерегают от погружения в ледяную полынью тех, кто слаб здоровьем: в Крещение достаточно просто умыться святой водой — это будет иметь то же значение, что и омовение в проруби.

Встречайте праздник Богоявления с радостью и дарите светлые эмоции окружающим. В этот день каждое дело следует начинать с молитвы, и оно обязательно увенчается успехом. Мы желаем вам благополучия и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и 

Праздник Крещения Господня или Богоявления в православной церкви

Сила крещения заключается в том, что крещеный получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать грехи.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день — 6 января — и назывался этот праздник Богоявлением. Затем празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название "сочельник" (сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский Сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.

В Сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой.

Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII веков водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления.

Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие. Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.

В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать "иордань" и в других местах, где были реки или озера.

К освященной богоявленской воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, она является святыней. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. И эта вода не портится и иногда два и три года остается свежей.

В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню. Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней.

В России, Греции и некоторых других странах также существует народная традиция купаний в ночь на Крещение, когда верующие троекратно с молитвой погружаются в холодную воду в прорубь ("иордань"). В России на крещенские купания прорубается лед обычно в форме креста.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Крещение Господне (Святое Богоявление) . В 2020 году отмечают 19 Января.


"Приходит светлое Крещенье."

Приходит светлое Крещенье.
И вместе с ним идет любовь.
Метель кружится в нетерпении.
И для стиха не хватит слов.
И где-то снова, слово в слово,
Нам скажут старые слова -
Для новой жизни всё готово,
И пусть кружится голова!

Отправить другу

3


"Поздравляем Вас с крещеньем"

Поздравляем Вас с крещеньем,
И желаем от души!
Чтоб крещенские морозы,
Радость в дом ваш принесли!
Чтоб водицею святою,
Смылись прошлые грехи!
Чтоб Господь дарил вам милость,
На всём жизненном пути!

Отправить другу

2


"Сегодня праздник - Христово Крещенье."

Сегодня праздник - Христово Крещенье.
Сегодня будет метели круженье.
Сегодня встретим праздник мы вместе.
И будет судьба благосклонна, и песня.
Любовь эту песню тебе напевают,
Сегодня твоя я, и это я знаю.
Сегодня всю ночь напеваем мы вместе.
Сегодня звучим вдвоем, одной песней...

Отправить другу

2


"Приходите к нам в Крещенье"

Приходите к нам в Крещенье,
Мы готовим угощенья,
Всем нальем святой водицы,
Чтоб в честь праздника умыться.
И покрепче вам нальем,
Чтоб очистился ваш дом,
Соль положим к образам,
Чтоб жилось счастливей вам.

Отправить другу

1


"Как сильны январские морозы"

Как сильны январские морозы,
Будет ваша крепкою семья,
Что бы беды и простые вздоры,
Не касались вас больше никогда.
И желаем в этот день Господний,
Волшебство и чудо повидать,
Чтобы в доме был всегда достаток,
Чтобы вам и близким не хворать!

Отправить другу

1


"Сегодня смельчаки ныряют в прорубь"

Сегодня смельчаки ныряют в прорубь,
А кто-то умывается водой,
Пусть всем теперь живется хорошо,
И пусть отступят страхи под руку с бедой.
Давайте выпьем по сто грамм,
Попробуем хозяйки угощенья,
Желаем здравия, богатства вам,
Любви и небывалого везенья.

Отправить другу

1


"Замерзшей речки снежный панцирь"

Замерзшей речки снежный панцирь,
А в нем пробита полынья,
Народ собрался окунуться,
Ну а зачем припёрся Я ?
Зачем то я вчера хвалился,
Что я купался, и не раз?
(Однажды в воду провалился,
То не считается сейчас...)
До самого конца казалось,
Что обойдется, может быть,
Отмазок больше не осталось,
Как видно мне придется плыть...
Стою в трусах, грызут сомненья,
Свинцова темная вода,
Прости мне Боже прегрешенья,
Я врать не буду никогда...

Отправить другу

1


"Торжественно молчит народ у иордани"

Торжественно молчит народ у иордани,
Священная купель парует на ветру…
Что ж необычного в январской тихой рани,
Что даже ветра нет сегодня поутру?
Вы знаете, мой друг, особый день сегодня,
И надобно внимать всем сказанным словам:
Хочу поздравить Вас с Крещением Господним!
Здоровья, светлых дней, добра и мира Вам!

Отправить другу

1


"Девятнадцатое января."

Девятнадцатое января.
Жаль: не все знакомы с этой датой.
Наши предки верили когда-то:
Этот праздник важен для всея...
Вы Крещению всегда верны,
Значит, вас от сердца поздравляем,
И всего вам доброго желаем.
Пусть вам снятся радужные сны,
Наяву пусть будет всё легко,
Пусть Господь в стремленьях вам поможет,
Вашим детям пусть поможет тоже,
И уйдут печали далеко!

Отправить другу

1


"Крещенским снежным вечерком"

Крещенским снежным вечерком,
В тот день, когда Христа крестили.
Звучали шутки, смеха звон,
Заботы люди отложили.
Пусть будет счастлив каждый дом,
Пускай исчезнут все ненастья,
И колокольни чистый звон
Посеет в сердце только счастье!
Желаю всем я в этот вечер
Зажженные надеждой свечи!
С Крещением!

Отправить другу

1


"Вновь, подтверждая все прогнозы"

Вновь, подтверждая все прогнозы
И предсказанья стариков,
Пришли крещенские морозы
С великолепием снегов,
С хрустальным гребнем вдоль карниза
И огоньками снегирей...
Ведь не бывает без сюрпризов
И без подарков январей.

Отправить другу

1


"Вас с Крещеньем поздравляем"

Вас с Крещеньем поздравляем,
Вам здоровья и тепла!
Чтобы жизнь несла лишь радость
И счастливою была!
Чтобы гордились дети,
Чтобы струился свет,
И чтобы ваши просьбы
Не знали слова «Нет».
С Крещением вас Божьим,
Любви, добра, заботы,
Мы вам во всем поможем,
Что будет нам по силам!

Отправить другу

1

Крещение Господне - что произошло в этот Праздник и как его встречать

Рубрика: Основы веры, Церковные праздники

Крещение Господне — события Праздника

Крещение Господне ярко описано в трёх Евангелиях  —  (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22). Евангелие от Иоанна тоже содержит в себе описания этого события. Но они лишь косвенные, больше связанные с историей Иоанна Предтечи. Этот пророк был назван Предтечей за то, что предшествовал явлению Христа и готовил людей к Его пришествию.

Много лет Иоанн провёл в пустыне, ведя жизнь аскета и праведника. По наступлении тридцати лет он, подобно Спасителю, вышел на проповедь. Иоанн Предтеча предрекал пришествие Мессии (Христа) и призывал людей покаяться. Омывая людей в проточной воде и налагая на них руки, святой свидетельствовал их раскаяние в грехах, очищение от них и стремление изменить свою жизнь в соответствии с Заповедями.

Освящение воды в речной купели на Праздник Крещения Господня

Когда к Иоанну пришёл Господь, тот Его узнал и поразился — зачем Безгрешному принимать крещение? На это Господь ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Это означало исполнить Закон, данный еврейскому народу Богом. Создатель повелел Иоанну Предтече уйти из пустыни к людям и в знак очищения грехов крестить людей. Поэтому Иисус, в силу богочеловеческой природы, должен был исполнить Божественное установление.

Когда Господь выходил из воды, на него сошёл Святой Дух в виде белого голубя:

«и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22).

Это первое в Новом Завете явления Святой Троицы — Глас Бога Отца, Святой Дух в образе голубя и Сын Божий Иисус Христос. Это свидетельство пребывания с Иисусом Христом Бога Отца и Святого Духа и является основой и главным содержанием праздника. Крещение Спасителя в водах Иордана было лишь поводом к явлению Святой Троицы.

Праздник Богоявления — история формирования

Согласно Преданию, Церковь уже при жизни апостолов праздновала Богоявление. Вспоминались события Рождества Христова, поклонения ему волхвов и знамения Святой Троицы во время Крещения. Традиция праздновать три эти праздника в один день сохранялась до V века, когда состоялся Халкидонский Вселенский Собор. На нём было решено разделить праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Обычай одновременно праздновать эти события священной истории  осталась только в Армянской Церкви. Она отринула решение Халкидонского собора и начала исповедовать монофизитское учение. В России Рождество и праздник Богоявления остались связаны Святками (святые дни; период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника), Рождество празднуется 7 января, а Крещения — 19-го. Некоторые Православные Церкви (Константинопольская, Кипрская, Элладская, Антиохийская и другие) отмечают Крещение 6 января по новоюлианскому календарю. В католицизме празднование Крещения приходится на отдание Богоявления, на ближайшее воскресенье после праздника.

Значение и символика Праздника Крещения

Значение Богоявления для нас действительно колоссально. Этот праздник напоминает нам о тех обетах, которые мы дали принимая крещение в Православии. Христианское крещение людей проводится схожим образом с обрядом, проводимым Иоанном Предтечей. 

Ещё у древних иудеев погружение в проточную воду считалось знаком отречения от грехов, очищением от страстей и символом новой жизни. Ритуальное омовение присутствует в обрядах буддистов и мусульман. В христианстве этот обряд совершается во время крещения новообращённых в веру и на праздник Богоявления. Кроме того, сюда относится и омовение священником рук во время Литургии.

Крещение Господне — иконография праздника 

На иконах Крещения в центра обычно изображается Иисус Христос, стоящий в водах Иордана. Часто возникает вопрос о значении фигур странных существ, которые видны в воде. Эти силуэты символизируют либо человеческие грехи, которые как бы смывают реки Иордана, либо языческих богов воды, которых Господь попрал, освятив реку.

Рядом со Спасителем (чаще всего слева) располагается фигура Иоанна Предтечи простирающего руки над Его головой. Обычно пророк, согласно евангельскому описанию, облачён во власяницу (верблюжьи шкуры).

Над Господом в сияющем облаке изображается белый голубь, символ Святого Духа. От Него тянется луч троического света к голове Иисуса. Из-за возникших в древности и продолжающихся до сих пор спорах, можно ли на иконах и храмовых фресках изображать Бога Отца в виде старца, на многих иконах Богоявления Его фигуру заменили на изображение Благословляющей длани. Напомним, что в VIII веке изображения Бога Отца в образе старца были запрещены на Седьмом Вселенском Соборе. В России их запретил Большой Московский Собор в XVII веке)

Несмотря на отсутствие в Евангелии указания на присутствие при Крещении ангельских сил, на правом берегу реки иконописцы часто изображают ликующих ангелов. Также с течением времени в сюжет попали и фигуры других людей, ждущих крещения.

Особенности богослужения и празднования

Крещение — Великий Господский Двунадесятый праздник, поэтому богослужение в этот день соответствующее — торжественное и величественное. Канун праздника называют сочельником или навечерием Богоявления. Служба в этот день очень похожа на Рождественский Сочельник. В этот день традиционно держится строгий пост — есть можно только после чина освящения воды. 

Часто Крещение называют праздником Просвещения из-за древней традиции именно в канун Богоявления крестить новообращённых христиан. Когда желающих принять крещение стало столько, что крестить всех в один день было невозможно, обряды стали проводить и в другие дни православного календаря.

В Навечерие читаются Великие часы, изобразительны (служба суточного цикла, совершаемая как в составе Литургии, так и отдельно) и служится вечерня Литургии святого Василия Великого. После этого обычно проводится первое освящение воды. В этот день священники обычно освящают воду в купели. На следующий день чаще всего служится литургия Иоанна Златоуста (кроме годов, когда праздник выпадает на воскресенье или понедельник). Поются праздничные антифоны и вместо Трисвятого — “Елицы во Христа крестистеся…”.

Крещенская вода — традиции и суеверия

Особое место занимает второе освящение воды. В день самого праздника воду освящают не в купели, а на улице любой ближайший водоём — озеро, реку, море. В этот день все воды земные объединяются с Иорданом — рекой, в которой крестили Иисуса Христа. Чаще всего в водоёмах вырубается полынья в виде креста (называемая Иордань), куда окунаются все желающие, повторяя путь Спасителя.

Чин Великого освящения воды приписывают евангелисту Матвею. Окончательный состав текстов молебна принадлежит святому Софонию, патриарху Иерусалимскому. Изначально набирать воду в тот праздник предписывалось в полночь.

«Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника» — писал Иоанн Златоуст (37 беседа на Крещение Господне).

С полуночи на навечерие водосвятие перенесли только в X веке.

С освящённой в день Богоявления водой связано немало народных суеверий. Часто люди считают её лекарством от всех болезней или средством, способным смыть все грехи без совершения при этом осознанного Таинства покаяния. Освящённая вода действительно как святыня имеет особые свойства, но не стоит относиться к ней, как к магическому снадобью.

Так же и с купанием в проруби — благочестивой традицией, помогающей человеку приобщиться к празднику и через испытание прикоснуться к толике Божьей благодати.

12 вопросов о празднике Богоявления: fomaru — LiveJournal

На заставке: Крещение Господне (фрагмент). Парис Бордоне. 1548-1551 гг.

В православном литургическом цикле каждая пора года освящена каким-либо праздником. Сакральным стержнем весны, бесспорно, является Пасха, лета – День Святой Троицы. Осень венчается праздником Покрова, а украшение зимы – это, конечно же, Рождество и Крещение. И даже в советские времена в народе хранилась память об этих датах. Бесспорно, она была очень смутной и искаженной – примерно такой же, как воспоминания раннего детства. Но все равно – была.

И все-таки отношение к этим праздникам среди людей сформировалось не самое правильное. Не является исключением и день Богоявления, который за последние десятилетия народная традиция наделила большим количеством несвойственных ему смыслов и символов. Но что в действительности хочет сказать Церковь, вспоминая Крещение Господне в Иордане? На вопросы, связанные с праздником Богоявления отвечает теолог Александр Моисеенков.

Крещение Господне. Фреска. Афон, монастырь Дионисиат. XVI в. акреше

1. Как и когда появился праздник Богоявления?

Конкретную дату назвать практически невозможно. Единственное, что можно утверждать, опираясь на сохранившиеся исторические упоминания, – это то, что в конце II века он уже был известен Церкви. Вообще, Богоявление, несомненно, восходит к апостольским временам и относится к триаде самых древних праздников – вместе с Пасхой и Пятидесятницей. Но если два последних возникли практически сразу после образования первых христианских общин (как правопреемники ветхозаветных Песаха и Шавуота), то Богоявление – праздник изначально христианский, и для его идейной кристаллизации понадобилось несколько десятилетий. Можно предположить, что к концу I века он получил свое смысловое наполнение, а в течение последующего столетия обрел некие литургические формы.

2. Почему у него два названия – Крещение и Богоявление? Или это разные праздники?

Сейчас в православной традиции эти названия относятся к одной и той же дате – 6 (19) января, однако мало кто знает, что древние христиане в этот день отмечали целых три события – Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне!

Дело в том, что до IV века Церковь знала один-единственный праздник – Богоявление, который включал в себя всю палитру рождественско-крещенских смыслов. Но со временем каждый евангельский эпизод стал вспоминаться особо, и за ним закреплялась отдельная календарная позиция. Особенно интенсивно этот процесс шел на западе, где Богоявление праздновалось целых две недели – начиная 25 декабря и кончая 6 января. Вполне естественно, что главенствующая роль в этом четырнадцатидневном периоде отводилась Рождеству, за которым «подтягивались» все другие новозаветные события.

На востоке все происходило гораздо медленнее, и вплоть до V века существовал единый для всех день Богоявления – 6 января. Ситуация изменилась в середине столетия, когда Халкидонский собор 451 года постановил, что отныне христиане империи будут праздновать Рождество 25 декабря, как это давно уже практиковалось на западе. Прежняя же дата после этого постепенно приобрела свою нынешнюю крещенскую «смысловую нагрузку».

Однако решения Халкидонского съезда признали не все. Так, монофизиты, которые были оппонентами православных на соборе, остались верны древней традиции, и до сих пор отмечают Рождество и Крещение в один день.

В наше время, относясь к одному дню, слова «Крещение» и «Богоявление» выражают разные грани единого целого. Первое название говорит об омовении на Иордане, а второе возвещает о том, что Бог явился людям во плоти и стал истинным Человеком.

3. Какова центральная идея праздника?

Главную мысль, которую Церковь положила в основу праздника Богоявления, очень ярко и точно выразил апостол Иоанн Богослов: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1: 14). Говоря проще, Богоявление – это торжество людей, к которым пришел их Бог и Создатель. В принципе, ту же идею заключают в себе и все другие христианские праздники, поскольку само христианство является религией, в которой Творец нисходит к Своему творению, становясь его частью, но, не сливаясь с ним и не переставая оставаться Творцом. Однако именно Богоявление в своих литургических текстах наиболее полно обыгрывает эту мысль – Тот, Кто создал всю вселенную, Кто повелевает стихиями, Кому подвластны ангелы и демоны, смиряет Себя до уровня простого Сына Человеческого, принимает нашу природу, подчиняет Себя законам материального мира и в конечном итоге погружается в воды Иордана. Явление Бога человеку – стержневая идея и Святок в целом, и современного праздника Богоявления в частности.

4. В мифах народов мира есть немало упоминаний о явлениях богов людям. Есть такие упоминания и в Библии. В чем между ними разница?

Разница огромная. Языческие боги не были божествами в собственном смысле этого слова. Да, они были сильнее, долговечнее и умнее людей, но над ними был еще Тот, Кто действительно создал и вселенную, и человека, и их самих.

По большому счету, практически все более-менее развитые религии знают о существовании Единого Бога. Но до Него, по мысли древних людей, очень далеко, Он недоступен простым смертным, и земные проблемы Его не волнуют. Иное дело – представители классических пантеонов – Зевс, Ра, Мардук, Молох. Конечно, им ли соперничать с Единым Творцом! Однако для обывателя они куда ближе и роднее, чем Он, с ними проще договориться и выклянчить те или иные блага в обмен на очередную жертву.

Явления языческих богов людям – это события по своему значению принципиально неотличимые от, скажем, встречи Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Согласно мифам, боги много раз вступали с человеком в контакт, от этих связей рождались дети-полубоги. Но сколько бы ни приходил на Землю Митра, сколько бы ни рождалась из пены Афродита, сколько бы земных женщин ни соблазнил Зевс – все равно проблема зла, смерти и греха как была нерешенной, так и оставалась. Языческие теофании (так древние греки называли явление божества в тварном мире) не устраняли самой главной проблемы – проблемы бессмысленности жизни.

Зачем я живу? Какова Цель моей жизни? – эти вопросы оставались без ответа в рамках любой, даже самой развитой языческой мифологии. И только Библия говорит нам: Бог есть Личность, и Бог есть Любовь.

Теофания Библии – это явление Бога, которому дорого Его творение и которому очень хочется, чтобы все созданные Им разумные существа соучаствовали в Его радости. Он является человеку и до грехопадения, и после него, тем самым показывая, что никакая внешняя случайность не изменяет главной цели нашей жизни – стать причастниками Жизни Вечной. В день Своего омовения в водах Иордана Христос впервые является миру во славе – благословляемый гласом Отца и осеняемый Духом Святым. Это была самая полная Теофания в земных условиях – Теофания, о которой язычники могли только мечтать, поскольку нам явились не мелкие духи, а Сам Бог – Пресвятая Троица.

5. Зачем в Иордан погружался Христос? Ведь Он безгрешен.

Да, Христос безгрешен, а Иоанново омовение было символом покаяния и веры в грядущего Мессию. Иисус лично не нуждался в таком омовении, но Он все-таки совершил обряд, и Церковь усматривает в этом поступке Спасителя очень глубокий смысл.

Прежде всего, погружением в реку наравне с другими кающимися Христос показывает, что добровольно и всецело подчиняет Себя всем условиям падшего мира. А раз грешники должны были пройти очистительный ритуал во имя Того, Кто искупит их грехи, то и Сам Искупитель проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между Ним и теми, кто в Него верует.

Своим омовением Иисус исполнил последнюю заповедь Ветхого Завета, и одновременно – освятил грядущее новозаветное Таинство Крещения. Теперь всякий, над кем оно совершается, незримыми ниточками соединен с Богом, Который пришел в мир ради спасения каждого из нас.

Богоявление Господне. Владимирский собор Сретенского монастыря

6. Что символизирует собою погружение в воду? Почему именно вода является ключевым образом праздника?

Для людей погружение в купель связано с покаянием – то есть с радикальной переменой своего внутреннего мира и очищением от тех духовных язв, которые поразили всех нас после грехопадения Адама.  А очистившись, человек становится способным принять ту благодать, которая даруется Христом через Крещение.

Почему именно воду избрал Христос? Потому что это как раз то вещество, вне которого и без которого немыслима сама биологическая жизнь. Это первоэлемент всего земного бытия. Например, посылая космические аппараты на другие планеты, ученые ищут в первую очередь воду в любом ее виде. Без воды невозможно протекание большинства химических реакций. Она всегда была символом жизни и чистоты, и неудивительно, что Христос освящает вещественный мир через воду, а не каким-либо иным способом.

7. Как изображается событие Богоявления на православной иконе?

Праздничная икона Крещения Господня содержит очень мало подробностей, акцентируя внимание молящегося лишь на главном. В центре иконописец изображает Иордан, в котором по колени (иногда – по пояс или по грудь) стоит Христос. Спаситель – обнажен. Существуют древние фрески, где Он вовсе наг, безо всякой одежды. Однако такие росписи – довольно редки, и в основном на иконе Иисус либо в набедренной повязке, либо в полуспущенном хитоне с обнаженным торсом. Возле Спасителя на берегу стоит Иоанн и правой рукой льет на голову Христа зачерпнутую ладонью воду.

Над Спасителем или рядом с Ним часто изображаются ангелы, как символ духовного мира. Еще выше размещается одна из ключевых деталей – отверстое небо (в виде темно-синего полукруга в мелких звездах) и исходящий от него луч. Он касается головы Спасителя, а в самом луче изображается голубь как символ Святого Духа, сошедшего на Христа. Бога Отца символизируют луч и небо. Иногда на украинских и северорусских иконах луч подписывался евангельскими словами: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Нем же Мое благоволение».

Еще важная деталь – в воде иногда изображается темный человечек со страшной гримасой. Это – сатана, которого Своим погружением Христос изгоняет из воды, а потом Своей смертью победит окончательно.

8. Праздник Крещения и Таинство Крещения – взаимосвязаны ли эти понятия?

Конечно! Более того, на заре христианства это был один из немногих дней в году, когда совершалось Крещение бывших язычников, и они, пройдя многолетнюю подготовку-оглашение, становились членами Церкви. И даже сейчас на Богоявление во время Литургии можно услышать, пожалуй, одно из красивейших и древнейших песнопений: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся! Аллилуйя!». Этот гимн напоминал людям, которые только-только вышли из крещальной купели, что теперь смысл их жизни составляет только Христос, и все остальные ценности рассматриваются только через призму Его учения.

По большому счету, 6 января – это именно тот день, когда Церковь с особой силой говорит о том центральном месте, которое занимает в жизни человека Таинство Крещения. Как иорданское погружение Спасителя было началом Его земного служения, так и Крещение является для верующего началом его спасения. К сожалению, сейчас многими это восприятие праздника Богоявления утрачено, и на первое место ставится иная цель – заполучить заветный сосуд с водой, которую священнослужитель торжественно освящает во время богослужения. Но как бы там ни было, Богоявление – это именно крещенский праздник, несущий очень важную идею того, что без принятия Таинства Крещения человеку спастись не возможно.

9. На Богоявление освящают воду. Каковы ее свойства? Правда ли, что она особенная? Как ее используют, и для чего она нужна?

Начнем с того, что вода освящается особым чином, который совершается лишь раз в году – именно в этот день. Этот чин так и называется – великое освящение. Вне богослужебного календаря он совершается только во время Таинства Крещения – именно его молитвы произносит священник, благословляя купель, в которую погружается крещаемый человек (кстати, это еще один намек на связь праздника и Таинства).

По традиции Русской Церкви, Богоявленская вода освящается утром и вечером. Среди прихожан распространен взгляд, что «вечерняя» и «утренняя» вода имеют различную «энергетику», но такие заявления глубоко чужды церковному преданию. Традиция двукратного освящения – чисто историческая: со временем прихожан в храмах стало так много, что освященной за один раз воды не хватало на всех желающих ее получить. Но никакой разницы не существует между той водой, которая была освящена на малой вечерни Сочельника, и той, которую освятили после Литургии в сам праздник.

Вода эта – действительно особенная. Издревле ее называют Агиасмой (в переводе с греческого – «великая святыня»), и она почитается лишь немногим меньше Причастия. Даже молитвы великого чина освящения напоминают Анафору – самую главную молитву, во время которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Церковь верит, что после великого чина крещенская вода необъяснимым образом становится той самой водой, в которую вошел Спаситель две тысячи лет назад. Отсюда – и такое огромное благоговение к этой великой святыне.  В некоторых случаях Агиасма становится эквивалентом Причастия. Например, когда из-за тяжких грехов человеку запрещено приступать к Чаше, ему разрешено пить Агиасму как некое утешение в период исправления.

Принимают Агиасму только внутрь, иногда каплями можно окроплять лицо. Пьется она натощак и обязательно – с молитвой и верой. Как и у всякой другой святыни, цель Агиасмы – внести в обыденную жизнь сакральный элемент и на вещественном уровне обеспечить максимально возможное единение Бога и человека. Ведь человек состоит не только из души, но и из тела, и материальная природа тоже участвует в процессе богообщения.

10. Чем Агиасма отличается от воды, освящаемой в другие дни года?

Кроме Богоявленской православная традиция знает и другую святую воду – она благословляется «малым» чином в остальное время. Это тоже святыня, но меньшего порядка, чем Агиасма. Ее святость сродни святости любого посвященного Богу предмета – то есть на нем благодать Божья почивает, но каких-либо существенных преобразований с ним не происходит. А вот в случае с Агиасмой и с Причастием все как раз наоборот – вода, хлеб и вино, сохраняя свои физические свойства, приобретают новые качества и являют собою совершенно иную, отличную от земной, реальность.

11. Правда ли, что на Крещение освящается не только та вода, над которой священники молятся, но и вообще вся вода на Земле?

Да, правда! В одном из праздничных гимнов поется: «Днесь вод освящается естество». Но между Агиасмой и водой, например, в каком-либо болоте разница все же есть. Агиасма – это святыня в самом полном смысле слова, а вода в реке – в переносном. Мы называем воду в источниках святой в знак того, что своим погружением на Иордане Христос наполнил всю окружающую природу новым смыслом. Что каждая капля воды, каждая травинка и каждый атом с пришествием в мир Спасителя в перспективе становятся вместе с человеком наследниками Вечности. Освящение воды в водоемах на Богоявление – это напоминание о том, что нынешнее состояние природы – противоестественно, и подлинный образ твари – совсем иной: он лучше, чище, светлее ее теперешнего падшего состояния. Каковой является обычная вода в день Крещения Господня, таковой она станет после второго пришествия Христа. Весь мир тогда будет великой Агиасмой, ибо каждая молекула будет пронизана благодатью Божьей. И это блаженное состояние природы мы отчасти можем ощутить уже сейчас – на праздник Богоявления.

12. Крещенские купания – имеют ли они сакральный смысл, или это сугубо народная традиция?

Скажем так – и да, и нет. Какого-то магического или сверхъестественного значения они не имеют. Хорошо, если человек, окунаясь в прорубь, делает это с верой и молитвой для того, чтобы очистить себя от душевной скверны. По вере его и будет ему. Если же купание в полынье воспринимается как некая оккультно-оздоровительная практика либо совершается во имя «спортивного интереса», то духовная польза от такого мероприятия весьма сомнительна.

cайт «Фомы»: https://foma.ru/12-voprosov-o-prazdnike-bogoyavleniya.html

Крещение, Богоявление - христианский праздник - Русские Афины

Крещение Господне, или Богоявление (Θεοφάνεια), православные христиане Греции празднуют 6 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Крещение Господа Бога — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын.  И было засвидетельствованно, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Греческая Православная Церковь празднует 6 января.
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы  Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному), Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными). Поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Водосвятие

На Крещение 6 января совершают обряд Великого Водосвятия. Длинная процессия горожан направляется к водоему — морю, реке или озеру. Священнослужитель по завершению службы освящает воду в водоеме (в северной части Греции в специально обустроенной проруби). После этого он бросает крест, которым только что освятил воду и благословил присутствующих, в водоем, а за ним ныряют верующие. При этом в ледяную воду ныряют не только юноши и молодые мужчины, но и люди постарше, имеющие отличное здоровье.

Богоявление Господне - что это такое, чем отличается Богоявление от Крещения и что нельзя делать в этот день?

Церковные праздники имеют свои названия. Что это такое - Богоявление Господне, можно узнать, прочитав об истории возникновения торжества, и событий связанных с земной жизнью Христа. Церковные правила проведения праздника и возникшие на его основе народные традиции -имеют различия и смешивать их нельзя.

Что такое Богоявление?

В день Крещенья Господнего на речке Иордан явилась Троица Пресвятая зримым для простого человека образом. Иисус Христос предстал сыном Божьим, о нем с небес был услышан голос отца - Бога небесного, который провозгласил Иисуса сыном, и спустился Святой Дух в виде голубя – случилось святое Богоявление - было засвидетельствовано очевидцами и записано Евангелии. Этот праздник называют двунадесятым, что означает - он тесно связан с земной жизнью Спасителя. Крещение и Богоявление – празднуются в один день.

Самое точное воспроизведение произошедших событий изображено на праздничной иконе, её на Богоявление выставляют для поклонения верующими. В центре картины изображен Спаситель, стоящий в водах Иордана, а над ним свершает таинство Крещенья, вознесший десницу (правую руку) пророк Иоанн, с неба на Христа сходит Дух Святой – изображенный голубем излучающим свет.

Богоявление у католиков

Празднуют католическое Богоявление христиане западной церкви 6 января. Главный смысл праздника у католиков, связывают с событиями, произошедшими после Рождества. Торжество поклонения младенцу Иисусу волхвами, называют праздником «Трех царей». Языческие царские особи – Каспар, Мельхиор, Вальтасар пришли с дарами в город Вифлеем, где родился Спаситель. С собой они принесли: золото – дар царю, ладан – дар Богу, миро – дар человеку. Проводимая в костеле месса имеет торжественный порядок - проходит освящение мела и ладана, которые приносят в дом и хранят целый год.

Богоявление у православных

В православном контексте праздник имеет более важное значение. Он тесно связан с Рождеством и причисляется к «Святкам». Иисус Христос принял крещение в возрасте тридцать лет - что значит Богоявление одно из основных радостных торжеств, связанное с жизнью Спасителя, оно следует в чреде Рождественских праздников. Церковные песнопения с 14 января, в праздник Обрезания Господнего, предвозвещают своими словами, что скоро наступит торжественный час – в водах Иордана крестится Спаситель.

Что такое навечерие Богоявления?

Навечерие Богоявления 18 января – день строгого поста, если навечерие припадает на субботу или воскресный день, то строгий пост заменяют на разрешение употреблять постную еду 2 раза в день. В канун праздника – в навечерие, в храмах служиться служба Божья, после которой происходит Великое Освящение воды. Навечерие празднования Богоявления ещё называют крещенским сочельником, что связывают с приготовлением в старину блюда на основе круп, меда и изюма – сочива.

Чем отличается Богоявление от Крещения?

Богоявление и Крещение - один праздник. До четвертого века 6 января все земные явления Господа людям праздновались в один день, то есть праздник Рождества и Крещенья отмечались вместе, но впоследствии они были разделены на отдельные праздничные дни. Богоявлением назвали не Рождество, а день Крещения Иисуса, потому что как сын Божий он явился людям, находившимся рядом с ним, при крещении в реке, а не в день своего рождения. Это и есть ответ на вопрос, Богоявление Господне - что это такое и с чем связан этот праздник.

Праздник Богоявления Господня

Праздник Богоявления еще называют Просвещенья или праздником Светов. В древних церковных традициях в этот день крестили тех, кто был оглашен (являлся кандидатом, получившим устное наставление и разъяснение) в день навечерия Богоявления. Крещенье для каждой личности – духовное просветление, дающее возможность достигать духовного развития, светлая одежда в которую облекается душа.

Какого числа Богоявление Господне?

Богоявление православная церковь празднует 19 января. После торжественного Богослужения, во второй раз (первое освящение воды в навечерие Богоявления 18 января) освящается вода в храмах. Существует народная традиция, после утреннего Богослужения, приходить на прорубь для Крещенских купаний. По одной из версий обычай окунуться у проруби, в день Богоявления, возник после того как христиане Палестины совершали торжественные ходы к речке где Господь принял крещение.

Пост на Богоявление

Подготовительными этапами великих церковных торжеств являются посты. Богоявление Господне – что это такое и как можно питаться в эти дни: 18 января первый постный день после Рождества Христового, до этой даты - дозволено вкушать не постную пищу в любой день недели. Церковный праздник Богоявление (19 января) по уставу не имеет поста, даже в те периоды, когда выпадает на среду или пятницу, позволено употребление вина.

Освящение воды на Богоявление

Существует мнение, что освященная в день Богоявления и накануне, в Крещенский сочельник, вода имеет отличительные целебные различия, но это суждение ошибочно, она идентична и имеет определенные свойства:

  1. Сам факт того, что священная вода долгими годами сохраняет свежесть и имеет приятный вкус (как бы почерпнута из источника недавно) уже – чудо, которое пытаются объяснить ученые.
  2. По одной из выдвинутых теорий вода имеет память – сохраняет в себе силу молитв прочитанных на Богослужении.
  3. Освященная в храмах на Богоявление вода имеет благотворные свойства. Ею окропляют жилища, принимают как действенное лекарство. Дорожат водой как святыней, бережно хранят.
  4. На протяжении нескольких лет, Богоявленская вода не портится, если надо, её можно разбавлять – доливая до нужного объема, причем благодатные свойства в изначальном виде она сохраняет.
  5. Принимают воду натощак, после утренних молитв. Но если человек нуждается в помощи – болеет или ощущает упадок сил, воду можно и нужно пить в любое время.
  6. Принято считать, что в день Богоявления Господнего все источники с водой становятся целебными. В воде Иисус крестился и незримым, для людского ока, способом в праздничные дни она становиться освященной.

Богоявление - что нельзя делать?

Учитывая, что празднование Богоявления относиться к великим церковным торжествам следует посетить храм Божий – принять участие в Богослужении, принести домой освященную воду, при желании, если позволяет здоровье, искупаться в Крещенской проруби – Иордани. Праздник дарует радость для души, он напоминание о том, что надо обращаться лицо к Творцу, молясь о спасении души и о здравии дорогих для сердца людей, поэтому такие действия нежелательны:

  1. В этот день по возможности не занимаются тяжелым физическим трудом, строительными или ремонтными работами.
  2. Отголосок язычничества - на Богоявление небо открывается значит, в праздник надо гадать и запоминать приметы. Современный человек, который порою не верит в Божью Благодать, с удовольствием берется за возможность заглянуть в туманное будущее при помощи непонятных ритуалов – чего делать категорически нельзя.

Приметы на Богоявление

Существуют поверья или приметы на Богоявление и Крещение - искупавшись в проруби, человек смывает все грехи, но он является ошибочным. Для оставления грехов надо прийти в церковь на исповедь и причаститься. Купание в проруби повышает иммунитет – подтверждают медики, чему верят не все, а доверять гаданиям или выдуманным приметам – на самом деле грех. Многие все же прислушиваются к народной мудрости и не считают это не угодным Богу. Среди примет в этот день можно выделить те, которые проверены веками:

  • если этот день морозный, то жатва будет солнечной и жаркой;
  • метель в праздник Богоявления говорит о хорошем сборе меда в сезон;
  • яркие звезды предвещают прирост поголовья скота и хороший ягодный сезон;
  • синие облака говорят о хорошем и богатом урожае;
  • услышать лай собак в этот день - к финансовому благополучию.

Мистика на Богоявление

Связывать термины магия Богоявления или традиция праздничных гаданий – не совсем уместно. Взрослый человек должен понимать, что церковь место, приходя куда, он общается с Богом, а праздник - напоминание о делах Господних, конкретных событиях, записанных на страницах Библии. Он дан человеку для того торжества душевного - особой праздничной молитвы, когда Бог принимает возносимые к нему прошения.

Богоявление Господне – что это такое и какую душевную благодать приносит посещение праздничных Богослужений, можно ощутить, придя в храм. Проникновенные песнопения и особое состояние духа в такие праздники укрепляет в жизненных заботах, дает человеку возможность пообщаться с Богом, выразить свои молитвы и принести домой частичку священной воды имеющей целебную силу, в которой так часто нуждается каждый. Это и есть мистика Богоявления Господнего.

 

история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Православный праздник Крещение Господне празднуют 19 января. Почему этот праздник чрезвычайно важен для христиан? Все дело в том, что в этот день христиане вспоминают событие, записанное в Евангелии — крещение Христа. Это произошло в водах реки Иордан, где в то время крестил евреев Иоанн Предтеча или Креститель.

История праздника

Православный праздник Крещение Господне называется также Богоявлением как напоминание о произошедшем чуде: Святой Дух сошел с неба и коснулся Иисуса Христа сразу же, как он вышел из воды после погружения и громогласный голос произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный» (Матф. 3:13-17).

Таким образом, во время этого события людям явилась Святая Троица и было засвидетельствовано, что Иисус — это Мессия. Именно поэтому этот праздник называют еще и Богоявлением, который относится к двунадесятым, т.е. тем празднованиям, которые доктриной Церкви обозначены как события, связанные с жизнью Христа.

Православной Церковью Крещение отмечается всегда 19 января по юлианскому календарю, а сам праздник разделяется на:

  • 4 дня предпразнества — перед Богоявлением, в которые в храмах уже звучат литургии, посвященные грядущему событию;
  • 8 дней попразднства — дни после великого события.

Первое празднование Богоявления началось еще в первом веке в первоапостольской церкви. Главная идея этого праздника — память и прославление того события, в котором Сын Божий явился во плоти. Однако существует и еще одна цель празднования. Как известно, в первые века возникло множество сект, которые отличались по догматическим принципам от истинной церкви. И еретики также праздновали Крещение, но объясняли это событие иначе:

  • евиониты: как соединение человека Иисуса с Божественным Христом;
  • докеты: не считали Христа получеловеком и говорили только о Его Божественной сути;
  • василидиане: не считали, что Христос был полубогом получеловеком и учили, что сошедший голубь был Божьим умом, который вошел в простого человека.

Учения гностиков, которые имели лишь полуправду в своем учении, очень привлекали христиан и их большое количество перешло в ересь. Чтобы это остановить, христиане решили праздновать Крещение, попутно подробно объясняя, что это за праздник и что произошло в это время. Назвала Церковь этот праздник Богоявлением, подтверждая догмат о том, что тогда Христос явил себя Богом, будучи изначально Богом, Единым с Троицей Святой.

Чтобы окончательно разрушить ересь гностиков по поводу Крещения, Церковь соединила Крещение и Рождество в единый праздник. Именно по этой причине до IV века эти два праздника отмечались верующими в один день — 6 января, под общим названием Богоявления.

Впервые их разделили на два разных празднования лишь в первой половине 5 века священнослужителями под руководством папы Юлия. Рождество стало праздноваться 25 января в западной Церкви, чтобы язычники отвратились от празднования рождения солнца (было такое языческое празднование в честь бога солнца) и стали прилепляться к Церкви. А Крещение стало праздноваться через несколько дней после, но так как Православная церковь отмечает Рождество по новому стилю — 6 января, то и Крещение празднуется 19 числа.

Важно! Смысл же Богоявления остался прежним — это явление Христа как Бога своему народу и воссоединение с Троицей.Икона «Крещение Господне»

События

Праздник Крещения приурочен к событиям, которые изложены в 13 главе евангелия от Матфея — Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан, как и написано было у пророка Исаии.

Иоанн Креститель учил народ о грядущем Мессии, который будет крестить их в огонь, а также крестил желающих в реке Иордан, что символизировало обновление их от старого закона в новый, который принесет Иисус Христос. Он говорил о необходимом покаянии и омовение в Иордане (что евреи делали и раньше) стало прообразом Крещения, хотя Иоанн об этом и не подозревал тогда.

Иисус Христос в то время начинал свое служение, Ему исполнилось 30 лет, и он пришел к Иордану, чтобы исполнить слова пророка и объявить всем о начале Своего служения. Он попросил Иоанна окрестить и Его, на что пророк, очень удивившись, ответил, что он недостоин и обувь снять с Христа, а Тот просить его крестить. Иоанн Креститель уже тогда знал, что перед ним стоит сам Мессия. Иисус Христос на это ответил, что им следует сделать все по закону, чтобы не смущать людей.

Во время погружения Христа в воды реки небо раскрылось, и белый голубь опустился на Христа, а все рядом услышали голос «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Таким образом, народу явилась Святая Троица в виде Святого Духа (голубь), Иисуса Христа и Господа Бога.

После этого за Иисусом последовали первые апостолы, а сам Христос отправился в пустыню для борьбы с искушениями.

Совет! Полную историю события прочитать можно в Евангелиях.

Традиции в праздник

Служба на Крещение очень схожа с Рождественской, поскольку Крещение также имеет свой Сочельник, когда Церковь придерживается строгого поста до самого освящения воды. Кроме того, служится особенная литургия.

Соблюдаются и другие церковные традиции — освящение воды, крестный ход к водоему, как это делали палестинские христиане, которые шли подобным образом на крещение к реке Иордан.

Литургия в день богоявления

Как и в любой другой важный христианский праздник, в храме служится праздничная литургия, во время которого духовенство облачается в праздничные белые ризы. Главной особенностью служения становится освящение воды, которое происходит после службы.

В Сочельник служится литургия святого Василия Великого, после которой освящается купель в храме. А на Крещение служится литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается причастие и вновь освящение воды и крестный ход к ближайшему водоему для освящения.

О других значимых православных праздниках:

Тропари, которые читаются, рассказывают про разделение Иордана пророком Илией и про крещение Иисуса Христа все в той же реке, а также указывают на тот факт, что верующие духовно обновляются в Господа Иисуса Христа.

Читаются места из Писания про величие Христа (Деяние, евангелие от Матфея), могущество и власть Господа (28 и 41, 50, 90 псалмы), а также про духовное возрождение путем крещения (пророк Исаия).

Архиерейская служба на Крещение Господне

Народные традиции

Сегодня православие напоминает смешение двух рек с чистой и мутной водой: чистая — это доктринальное православие, а мутная — это народное, в котором чрезвычайно много примесей совсем нецерковных традиций и обрядов. Происходит это из-за богатой культуры русского народа, которая смешивается с богословием церкви, и в итоге получается две линии традиций — церковные и народные.

Важно! Знать народные традиции стоит, потому что их так можно отделить от истинных, церковных, и потом, знать культуру своего народа — просто обязательно для каждого.

На Крещение по народным традициям приходился конец святок — в это время девушки прекращали гадание. Писание запрещает гадание и всякое колдовство, поэтому святочные гадания лишь исторический факт.

В Крещенский Сочельник освящали купель в храме, а 19 числа освящали водоемы. После церковной службы люди крестным ходом шли к проруби и после молитвы окунались в нее, чтобы смыть с себя все грехи. После освящения проруби люди набирали с нее воды в емкости, чтобы унести домой освященную воду, а затем окунались сами.

Купание в проруби — это сугубо народная традиция, неподтвержденная доктринальным учением православной церкви.

Что поставить на праздничный стол

На Крещение верующие не постятся, но делают это заранее — в Крещенский Сочельник, канун праздника. Именно в Крещенский Сочельник необходимо соблюдать строгий пост и кушать только постные блюда.

Статьи о православной кухне:

На Крещение на стол можно ставить любые блюда, а в Сочельник только постные, причем обязательно присутствие сочива — блюдо из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом и сухофруктами (изюмом, курагой и т. д).

Также пекут постные пироги, а запивают все узваром — компотом из сухофруктов.

Вода на Крещение

Вода имеет особый смысл во время праздника Крещение. Люди верят, что она становится чистой освященной и святой. Церковь же говорит, что вода — это неотъемлемая часть праздника, но освятить ее можно молитвой в любом месте. Освящают воду священнослужители дважды:

  • в Крещенский Сочельник купель в храме;
  • принесенную людьми воду к храмам и водоемы.

В тропаре Богоявления записано необходимое освящение жилища святой водой (также для этого используется церковная свеча), но вот купание в проруби — это сугубо народная традиция, необязательная к исполнению. Освящать и пить воду можно целый год, главное — хранить ее в стеклянных емкостях, чтобы она не зацвела и не испортилась.

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Духом Святым освящается вся вода и она считается в этот момент святой.

Совет! Рекомендуется воду употреблять во время причащения вместе с вином и просфорой, а также выпивать ежедневно по несколько глотков и особенно в дни болезни. Следует помнить, что, как и любой другой предмет, она освящается в храме и требует к себе уважительного отношения.

Святая ли вода на Крещение

Священнослужители отвечают на этот вопрос неоднозначно.

Освященная вода, принесенная в храмы или в водоемах перед купанием по Преданиям старцев, освящается. Предания говорят, что в эту ночь вода становится подобной воде, которая текла в Иордане в тот момент, когда там крестился Христос. Как говорит Писание, Дух Святой дышит там, где хочет, поэтому есть мнение, что на Крещение вода святая везде, где молятся Господу, а не только в том месте, где священник совершил службу.

Сам процесс освящения воды — это церковное торжество, говорящее людям о присутствии Бога на земле.

Крещенская прорубь

Купание в проруби

Раньше на территории славянских стран Богоявление называлось (и продолжает называться) «Водохрещи» или «Иордань». Иорданью называется прорубь, которая вырублена крестом во льду водоема и которую освятил священнослужитель на Крещение.

Издревле существовала традиция — сразу после освящения проруби искупаться в ней, поскольку люди верили, что таким образом можно смыть с себя все грехи. Но это относится к мирским традициям,

Важно! Писание учит нас, что грехи наши омыты Кровию Христа на Кресте и принять спасение люди могут только через покаяние, а купание в ледяном водоеме лишь народная традиция.

Это не грех, но духовного смысла в этом действии нет. А купание лишь традиция и к ней нужно относится соответственно:

  • это необязательно к исполнению;
  • но исполнение можно проходить благоговейно, ведь вода была освящена.

Таким образом, купаться в проруби можно, но делать это надо с молитвой и после праздничного богослужения в Церкви. Ведь главное освящение происходит через покаяние грешника, а не через купание, поэтому не стоит забывать о личных взаимоотношениях с Господом и посещении храма.

Посмотрите видео о празднике Крещения


Смотрите также