Почему слова волшебные


Проектная работа по русскому языку на тему: "Волшебные слова"

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»

Вежливые слова

Подготовила работу:

учащаяся 5 класса

Пивоварова Анна

г. Биробиджан

2018 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Литературный обзор………………..…………………………………………..2

Методика работы………………………………………………………………..4

План организации……………………………………………………………….4

Основная часть ………………………………………………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….7

Литературные  источники..……………………………………………………...8

Введение.

В мире много слов, среди них есть такие, которые мы называем волшебными.

А что это за слова? Почему они так называются? Какое волшебство они творят?

Зачем они нам нужны? Почему дети редко говорят друг другу вежливые слова?

Актуальность: 

Одно из важнейших качеств культурного человека это вежливое общение. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. В последнее время мы редко слышим «волшебные слова» в обращении, кроме этого в речи появляются и нецензурные высказывания. На мой взгляд, такое поведение неприятно для окружающих людей. Поэтому актуальность моей работы неоспорима. Ведь гораздо приятнее услышать от человека «волшебные слова».

Гипотеза работы: Я считаю, что в результате данной работы я смогу доказать, что частое употребление «волшебных слов» способствует улучшению взаимоотношений между людьми.

Цель: Собрать информацию о волшебных словах.

Задачи:

  1. Выяснить, какие бывают «волшебные слова» и зачем они нам нужны в речи;

  2. Узнать, где и когда мы используем волшебные слова, как они нам помогают;

  3. Рассказать о волшебных словах своим одноклассникам.

Литературный обзор.

Мы можем многого не знать, но о вежливости знает каждый из нас. Знающего, сведущего человека на Руси называли «вежа», вот от него-то и произошло сначала слово «вежество», а потом «вежливость».

Вежливость - повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.

«Волшебные слова» вежливого человека можно разделить условно на несколько групп:  слова приветствия; слова благодарности; слова просьбы; слова извинения.

Всем известно слово здравствуйте, которое выражает пожелание здоровья.  В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения

Своя история у слова благодарности  спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говорить «спаси – бо».

Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.

Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания». Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания! » (пожелание и прощание вместе).

Следовательно:

  • Вежливый человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, умеет вести себя в обществе.  Это тот, кому собственная вежливость не только привычна, но и приятна.

Правила вежливости:

Встречу, новый разговор

Мы со «здравствуйте» начнем.

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим-

Будут все довольны нами.

Если наступил на ножку,

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори «простите»

Или лучше «извините».

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «спасибо»-

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье, Уходя, всем «до свиданья».

Методика работы.

Методы и приемы работы:

1. беседа с родителями, педагогами и одноклассниками;

2. изучение литературы;

3. работа в интернете;

4. обобщение и систематизация материала.

План организации работы:

1. Расспросить о "волшебных словах" взрослых

2. Посмотреть информацию в интернете

3. Проанализировать, в какой речевой ситуации мы используем "волшебные

слова"

4. Поработать со словарями и книгами

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сколько слов в русском языке? Какие бывают слова? А что такое слово? Такие вопросы мы ставили перед собой в начале реализации проекта. Чтобы ответить на них мы взяли Толковый словарь и выяснили: Слово – одна из главных единиц языка. Потому что слова называют всё, что есть на свете: предметы, действия, признаки, чувства и т.д… Словарный состав любого языка очень богат. Каждое слово что-то обозначает (это его лексическое значение). Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Нам удалось рассмотреть и поработать вот с такими толковыми словарями:

Работая со словарями, с интернет-ресурсами нам удалось выяснить значения некоторых "волшебных слов":

- Благодарить - вежливыми словами, жестами выражать свою признательность

за что-нибудь.

- Здравствуй - приветствие при встрече.

- До свидания или до скорого свидания - приветствие при прощании

- Извинить - то же, что простить, сожалеть по поводу причиняемого беспокойства.

- Простить - прошу прощения (форма извинения).

- Спасибо - выражение благодарности.

- Пожалуйста - выражение вежливого обращения, просьбы, согласия, ответа на благодарность.

Мы узнали, что есть наука, которая определяет происхождение слов, она называется "ЭТИМОЛОГИЯ". Откуда пришло в русский язык то или иное слово? Из какого языка оно заимствовано? На все эти вопросы отвечают этимологические словари.

Рассмотрим происхождение “волшебных слов”:

- БЛАГОДАРЯ - исконно русское, от благодарить. Форма благодарности (от "благо дарю").

- ЗДРАВСТВУЙ - исконно русское, от слова здравствовать, имевшего значение "приветствовать, желать быть здоровым".

- ИЗВИНЯТЬ - из славянского языка, где оно обозначает "обвинять".

- СПАСИБО - исконно русское, образовано от "спаси бог".

- ПОЖАЛУЙСТА - исконно русское, образовано от "пожалуй".

Но почему все эти слова называются волшебными, какое волшебство они творят? Что в них общего со словами-заклинаниями, которые произносят многие сказочные персонажи?

Мы едва начинаем говорить, а родители уже учат нас произносить «волшебные слова» – «здравствуйте», «спасибо», «извините». Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

Где и когда используются волшебные слова?

- При приветствии: здравствуйте, доброе утро, добрый день (вечер)

- При обращении с просьбой: пожалуйста, будьте любезны

- При извинении: извините, пожалуйста, простите

- При прощании: до свидания, до новых встреч

- При благодарности: спасибо, вы так любезны

А знаете ли вы, что словом «здравствуйте» мы желаем здоровья; если пожелаем доброго утра, то весь день будет добрым; «до свидания» значит, что скоро снова увидимся; скажем: «Спокойной ночи», и будут сниться красивые и добрые сны

Что нужно делать, чтобы слова не расколдовывались?

Оказывается, все очень просто: надо быть добрым, чаще искренне произносить «волшебные слова», с теплотой относиться друг к другу, нельзя забывать про улыбку. Все это позволит «волшебным словам» творить волшебство, согревать сердца людей. Об этом мы прочитали в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово». Человека, который употребляет в речи "волшебные слова" называю вежливым. А вот основные правила, которые помогут нам всем стать вежливыми:

1. Пользуйся словами вежливого обращения: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

2. Будь приветлив и вежлив со всеми: взрослыми, одноклассниками, соседями.

3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

4. Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в глаза собеседнику.

5. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай. Не шуми, не капризничай.

Не зря в русских народных пословицах и поговорках так говориться о доброте, о вежливости:

- Вежливости открываются все двери

- Если доброта, как солнце светит, радуются и взрослые и дети

- От худого слова, навек ссора

- Доброе слово лечит, а худое калечит

О вежливости, о "волшебных словах" написано много книг:

- В. Осеева "Волшебное слово"

- Стихотворения Натальи Мигуновой "Волшебные слова"

- Виктор Веревка "Хорошие манеры для малышей"

- Агния Барто "Медвежонок-невежа"

- Эмма Мошковская "Кто самый добрый".

Из прочитанных книг можно узнать:

- что такое «волшебное слова», познакомиться с ними поближе

- рассмотреть речевые ситуации их применения

- «волшебные слова» в речи – один из признаков вежливого человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей семье любят “волшебные слова”: спасибо, пожалуйста, простите, доброе утро, добрый день. Мои родные говорят мне доброе утро, когда я каждый день я просыпаюсь. И даже если на улице плохая погода, от этих слов становится теплее и поднимается настроение. Когда мы говорим доброе утро, то это означает что мы желаем доброго и счастливого начала дня. Родные всегда говорят мне спасибо, когда я помогаю им по дому: мою посуду, вытираю пыль, выношу мусор. Я часто говорю родным спасибо, потому что они мне всегда помогают.

Волшебные слова очень помогают в общении. Когда мы их произносим, наши лица озаряются улыбками. Поэтому мы стараемся произносить их как можно чаще. Разговаривать, улыбаться, говорить волшебные слова, видеть улыбки тех с кем разговариваешь - во всем этом тоже заключается счастье. В наше время не многие используют в своей речи волшебные слова. А ведь это не так сложно – говорить друг другу добрые слова. Такие, как, здравствуйте, извините, простите. Другому человеку будет очень приятно. Да и у тебя поднимется настроение. Если ты попросишь что-то и скажешь волшебное слово, то тебе скорей всего не откажут. А люди, которым ты говоришь волшебные слова: доброе утро, добрый вечер, благодарю, будьте здоровы - станут добрее. Потому что всем приятно, когда ты говоришь волшебные слова. Вы никогда не задумывались над тем, почему именно эти слова называют волшебными? Потому что они дарят людям радость, тепло, доброту и любовь, то есть творят волшебство. Ведь все эти чувства не купишь, не за какие деньги. Поэтому нужно чаще говорить волшебные слова. Даже маленькому ребенку будет приятно, если сказать ему волшебное слово. Я советую всем не забывать о вежливых словах. И дарить людям радость и хорошее настроение.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

- http://www.2mm.ru/vospitanie/836 - Вежливые слова

- http://nichikov.narod.ru/Vezhlivye_slova.html - стихи

- http://www.thailanguage.ru/node/21 - вежливые слова

- Детский портал "Солнышко"

ЛИТЕРАТУРА

- Толковый словарь В. Даля

- Толковый словарь Ушакова

- Толковый словарь (Ожегов С., Шведова Н.)

- В. Осеева "Волшебное слово", Издательство «Детская литература», 1988

- Стихотворения Натальи Мигуновой "Волшебные слова"

- Виктор Веревка "Хорошие манеры для малышей", Издательский дом

«Проф-пресс», г. Ростов-на-Дону, 2011

- Агния Барто "Медвежонок-невежа", Издательство «Детская литература»,

2004

- Эмма Мошковская "Кто самый добрый", Издательство «Детская

литература»

- Ирина Они "Спасибо, пожалуйста, здравствуйте", Лениздат, 1991

infourok.ru

Почему мы так говорим: «волшебные» слова русского языка

Лексика русского языка богата «добрыми словами». Например, в уральских деревнях приняты интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: «Море под кормилицу» — желают надоить побольше молока, «целое море». «Свеженько!» — говорят женщине, достающей воду из колодца. «Беленько!» — говорят соседки, проходящие мимо речки, когда они видят женщину, полощущую белье. А когда она еще только стирала белье, ей сказали: «Сто рубах в корыто!» Этим желают достатка, зажиточной жизни. Семье, собравшейся за столом, вошедший скажет: «Сладко кушать!» А если хозяева пьют чай, гость произносит: «Чай с сахаром!» Это приветствие осталось от старых времен, когда чай, да еще с сахаром, был в деревне роскошью.

В другой местности слова пожелания, приветствия, благодарности могут оказаться иными. Но есть группа слов, которая известна каждому.

Первые слова, которыми мы начинаем день,— это Доброе утро!

Произнося их, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым — добрым.

Откуда пошло слово «здравствуйте» и зачем его говорить?

Солнышко ясное встало
— Доброе утро!— Сказало.
— Доброе утро!—
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим,
— Доброе утро!—
В ответ
Мне улыбнулся сосед.
— Доброе утро!—
Повсюду я слышу.
В глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья,
Все равно.
Доброе утро
И в холод и град.
— Доброе утро!—
— Не зря говорят:
— Доброе утро
— Велит быть добрей,
Честней, и упорней, и веселей…

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: Доброе утро! — и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить доброе утро нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово здравствуйте. А зачем мы его произносим?

Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все эти слова — и доброе утро, и здравствуйте, и добрый день, и спокойной ночи — хороши тогда, когда человек действительно желает другому добра, здоровья.

Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: спасибо, благодарю вас. Народная мудрость гласит: «Девочка спесива, не скажет спасибо».

Вежливое, доброе слово пожалуйста. Его мы произносим в ответ на спасибо и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, в библиотеке, на улице, но и дома. Часто школьники оставляют слово «пожалуйста» для гостей, на праздники.

Как-то один пятиклассник нечаянно сказал младшей сестре:
— Пожалуйста, дай мне твой карандаш.
Бедная девочка так испугалась, что заплакала:
— Почему ты мне говоришь «пожалуйста», разве я тебе чужая?

Как вы думаете, только ли чужим надо говорить пожалуйста?

Слова извинения: извините, простите (к ним добавляется слово пожалуйста) тоже слова вежливости.

Но чтобы эти чудесные слова, как и другие волшебные, не могли «расколдоваться», надо помнить: слово не должно расходиться с делом. Народ давно заметил: «Дела сильнее слов». И еще: «Доброе слово человеку — что дождь в засуху», «Худое слово и сладким медом не запьешь».

«Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности» (Цицерон Марк Туллий)

«Не знать истории — значит всегда быть ребенком» (Цицерон Марк Туллий)

androha.ru

Валентина Осеева - Волшебное слово: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она,

выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

skazki.rustih.ru

Открытый урок по теме «Рассказы В.А. Осеевой: «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:

Рассказы В. А. Осеевой («Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»)

Разработал:

Старцева С.М.

учитель начальных классов

с.п. Алябьевский, 2019

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал по рассказам В.А.Осеевой

Задачи урока:

образовательные: учить детей анализировать литературное произведение, подтверждать свои высказывания цитатами из текста; формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.

развивающие: развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих; способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала; развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией; сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

воспитательные: воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим; развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.

    Тип урока: обобщающий.

    Оборудование: учебник с текстом В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»; иллюстрации; выставка книг В. Осеевой; компьютер; интерактивная доска; мультимедийный проектор; презентация

    План урока

    Организационный момент

    Сообщение темы урока, постановка целей

    Основное содержание

    Рефлексия (подведение итогов урока)

        1. Мини-викторина «Вопросы и ответы об авторе»

          Работа над рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»

          Работа над рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»

          Работа над рассказом В.А. Осеевой «Почему?»

      ХОД УРОКА

      Организационный момент

        (Слайд 1)

        Педагог: Добрый день, ребята!

        Дети: Здравствуйте!

        Педагог: Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Обернитесь и подарите им свою самую искреннюю улыбку, поприветствуйте.

        Дети: Здравствуйте!

        Педагог: А теперь: все захлопаем в ладоши,

        Дружно, веселее!

        Застучали наши ножки,

        Громче и быстрее!

        По коленочкам ударим.

        Тише, тише, тише.

        Ручки, ручки поднимаем,

        Выше, выше, выше!

        Завертелись наши ручки.

        Снова опустились.

        Покружились, покружились

        И остановились.

        Тихо девочки за парту сели,

        Тихо мальчики за парту сели,

        На меня все посмотрели.

        Сообщение темы урока, постановка целей

          (Слайд 2)

          Педагог: Сегодня на урок я пришла с настроением, которое у меня ассоциируется с солнышком. Покажите, пожалуйста, ваше настроение: если оно радостное и спокойное, то солнышко (открывается по щелчку); если с тревогой и печалью – солнышко за тучкой(открывается по щелчку); если пасмурное, хочется остаться дома – просто тучку (открывается по щелчку) (Приложение 1).

          Реакция детей.

          Педагог: Надеюсь, что этот урок укрепит ваше хорошее настроение…(пауза), ребята, извините, мне пришло SMS-сообщение, что на наш почтовый ящик пришло электронное письмо, адресованное всему классу. Посмотрим?! (Слайд 3 (видео включается и после окончания переходит на следующий слайд – автоматически))

          (Слайд 4)

          Педагог (зачитывает электронное письмо):

          «Дорогие ребята!

          Школа чародейства и волшебства «Хогвартс» и весь волшебный мир снова в опасности! Вы получили это письмо, потому, что нам нужна ваша помощь! Сторонники Тёмного Лорда подготовили испытания по тем произведениям, что вы изучали на прошлых уроках, чтобы изменить ход истории. Если им удастся одержать победу, то наш мир погибнет. Мы надеемся на вашу помощь!..»

          Педагог: Предполагаю, что у нас сегодня будет много интересных и в то же время сложных испытаний, будут они по тем произведениям, что мы изучали на последних уроках. Кто был их автором?

          Дети: В.А. Осеева.

          Педагог: Со сколькими произведениями Валентины Александровны мы познакомились?

          Дети: С тремя («Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»).

          Педагог: Первое наше знакомство с этими произведениями произошло на прошлых уроках, но ведь при первичном чтении трудно все понять, осмыслить. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Мы тоже попробуем в уже знакомых рассказах открыть что-то новое, а еще, преодолевая испытания сторонников Темного Лорда, ощутим себя настоящими волшебниками, спасающими мир чародеев. Вы готовы?!

          Ответы детей.

          Педагог: Тогда начнем!!!

          Основное содержание

            (Слайд 5)

            Мини-викторина «Вопросы и ответы об авторе»

              Педагог: Новичков в Хогвартсе встречает волшебная Распределяющая Шляпа, чтобы определить, кто на какой факультет должен попасть. А нас Шляпа встречает хитроумными вопросами, связанными с жизнью и творчеством В.А. Осеевой, чтобы убедиться, достойны ли мы, провести целый день в знаменитой школе волшебства и чародейства, а также справиться с предстоящими испытаниями.

              1 – Найдите портрет В.А. Осеевой (Слайд 6 (по щелчку неправильные ответы пропадают, а правильный остается)).

              2 – В каком городе родилась В.А. Осеева? (Киев) (Слайд 7(по щелчку неправильные ответы пропадают, а правильный остается)).

              3 – Кем мечтала стать В.А. Осеева в юные годы? (Актрисой) (Слайд 8(по щелчку неправильные ответы пропадают, а правильный остается)).

              4 – Однако, все изменил переезд семьи в Москву, а затем в … (Солнечногорск) (Слайд 9(по щелчку появляется правильный ответ)).

              5 – Назовите рассказ по картинке («Хорошее») (Слайд 10(по щелчку появляется правильный ответ)).

              6 – Из какого произведения этот отрывок: Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
              — С тобой что-то случилось? («Волшебное слово») (Слайд 11(по щелчку появляется правильный ответ)).

              7 – Как вели себя герои рассказа «Почему?», когда мальчик признался в своём поступке? ( У каждого из троих было своё почему) (Слайд 21(по щелчку появляется правильный ответ)).

              Педагог: Молодцы ребята! Вы доказали, что с лёгкостью сможете справиться с любым испытанием.

              Работа над рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»

                (Слайд 13 (по щелчку появляется портрет сторонника Темного Лорда – Люциуса Малфоя))

                1) Волшебные слова

                Педагог: А вот и первое, испытание от верного сторонника Темного Лорда – Люциуса Малфоя.

                Кто из вас был внимательным: с какого волшебного слова я начала наш урок?

                Педагог: Давайте вспомним другие волшебные слова:

                Растает ледяная глыба

                От слова теплого…спасибо.

                Зеленеет старый пень,

                Когда услышит …добрый день.

                Мальчик, вежливый и развитый,

                Говорит, встречаясь…здравствуйте.

                Когда нас бранят за шалости,

                Говорим… прости, пожалуйста.

                И во Франции и в Дании

                На прощанье говорят…до свидания.

                Педагог: Но почему эти слова называют волшебными?

                Дети: Потому что они дарят людям радость, тепло, доброту и любовь, то есть творят волшебство.

                Педагог: Значит, говорить волшебные слова хорошо? Потому, что, когда мы их говорим, то выражаем свое доброе отношение к людям, показываем свою вежливость.

                Дети: Да.

                Педагог: А давайте вспомним рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово»! Назовите его главного героя.

                Дети: Главный герой рассказ – мальчик, которого зовут Павлик.

                Педагог: Как вёл себя Павлик? Можно ли его назвать вежливым?

                Дети: Павлик вел себя недоброжелательно, невежливо, грубо. Нет – его нельзя назвать вежливым.

                Педагог: Кто помог мальчику изменить характер, открыв тайну волшебного слова?

                Дети: Старик.

                Педагог: Сразу ли Павлик поверил старику?

                Дети: Нет.

                Педагог: Как подействовало волшебное слово на Лену? Выберите из текста.

                Дети: Широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала, удивилась, предложила краски.

                Педагог: Найдите и прочитайте, что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово?

                Дети: Выпрямилась, «волшебное» слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

                Педагог: Как повёл себя Павлик?

                Дети: Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

                Педагог: Какое самое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз «Беседа за обедом»?

                Дети: Уговорить брата, чтоб тот взял покататься на лодке.

                Педагог: Прочитайте, как он обратился к брату?

                Дети: Положил руку на плечо и сказал, возьми, пожалуйста.

                2) Работа с пословицами

                Педагог: У вас на столе лежат карточки, в них слова. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Работать будете в парах (Приложение 2).

                Педагог: Какие пословицы у вас получились?

                Дети: За добро добром и платят. (Слайд 13(по щелчку появляется первая пословица))

                Педагог: Как вы понимаете значение этой пословицы?

                Дети: Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят.

                Педагог: Какую еще пословицу вы сложили?

                Дети: Добрый человек добру и учит. (Слайд 13(по2-му щелчку появляется вторая пословица))

                Педагог: Как вы понимаете значение этой пословицы?

                Дети: Если человек хороший, то он и учит хорошему.

                Педагог: Какая пословица подходит к рассказу В.А. Осеевой «Волшебное слово»? (Слайд 13(по 3-му щелчку появляется вопрос))

                Дети: Вторая.

                Педагог: Почему?

                Дети: Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо.

                Педагог: Молодцы! Первое испытание позади.

                Работа над рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»

                  Физминутка

                    Вы, наверное, устали?

                    Ну, тогда все дружно встали.

                    Ножками потопали: раз, два, три.

                    Ручками похлопали: раз, два, три.

                    Вправо ниже наклоняйся.

                    Влево тоже наклоняйся.

                    Покрутились, повертелись

                    И за парты все уселись.

                    Глазки крепко закрываем,

                    Дружно до пяти считаем.

                    Один, два, три, четыре, пять.

                    Открываем. Поморгаем

                    И читать мы начинаем.

                    2) Чтение по ролям

                    (Слайд 14(по щелчку появляется портрет сторонника Темного Лорда – профессор Сквирел))

                    Педагог: Так, как следующее испытание от еще одного сторонника Темного Лорда – профессора Сквирела, заключается в прочтении рассказа В.А. Осеевой «Хорошее» по ролям. Кто вспомнит, сколько действующих лиц в рассказе?

                    Дети: Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор.

                    Педагог: Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»?

                    Дети: Тот, кто читает за Юру.

                    Педагог: Есть ли слова у Трезора?

                    Дети: Да, что он думает, как будто хочет сказать.

                    Педагог: Как нужно читать мысли Юры?

                    Дети: Мечтательно.

                    Педагог: А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору?

                    Дети: Грубо, резко.

                    Педагог: И так, за автора читает …………, за Юру –………….., за сестру –……….., за маму………….., за няню – …………за Трезора –………… .

                    Работа над содержанием текста

                      Педагог: Что же хорошего в рассказе?

                      Дети: Хорошие мечты.

                      Педагог: Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале.

                      Дети: Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас.

                      Педагог: Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая?

                      Дети: Хорошая.

                      Педагог: О чем он мечтал потом? Что можете сказать об этой мечте?

                      Дети: Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил.

                      Педагог: Прочитайте, о чем он еще мечтал? Что можете сказать об этой мечте?

                      Дети: Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил.

                      Педагог: Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры?

                      Дети: Мечты у Юры были хорошие.

                      Педагог: А теперь посмотрим на его реальные поступки. Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой. Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры?

                      Дети: Погулять с ней.

                      Педагог: А как он поступил?

                      Дети: Он обидел сестру, грубо ее прогнал.

                      Педагог: Прочитайте диалог Юры и няни. Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни?

                      Дети: Убрать посуду.

                      Педагог: А как он поступил?

                      Дети: Обидел няня, грубо сказал, что ему некогда.

                      Педагог: А когда мы говорим, что нам некогда?

                      Дети: Когда у нас очень много дел.

                      Педагог: Действительно ли у Юры было очень много дел?

                      Дети: Нет, он просто сидел и думал.

                      Педагог: Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора?

                      Дети: Дать ему попить.

                      Педагог: Как он поступил с Трезором?

                      Дети: Прогнал его.

                      Педагог: Скажите, что же было хорошее в рассказе?

                      Дети: Мысли и желания Юры.

                      Педагог: А что же было не очень хорошее?

                      Дети: Поступки Юры.

                      Педагог: Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле?

                      Дети: Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.

                      Педагог: Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры (Слайд 14 (все качества появляются по 1-му щелчку и пропадают по отдельному, при этом, остаются только те, которые соответствуют характеру героя)).

                      Педагог: Какой совет вы можете дать Юре?

                      Ответы детей.

                      Педагог: Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.

                      Работа над рассказом В.А. Осеевой «Почему?»

                        Работа с ассоциациями

                          Педагог: Ну что ж, второе испытание позади! А вот и последнее от коварной сторонницы Темного Лорда – Белатрисы Лестер Эйдж, нам нужно понять, о чем это говорится (Слайд 15):

                          она бывает чиста, спокойна. 

                          она может мучить, грызть. 

                          её можно потерять, запятнать. 

                          она может проснуться, подсказать. 

                            Дети: Совесть.

                            Педагог: Но это еще не все, объясните, как связано содержание рассказа «Почему?» со словом совесть?

                            Дети: Именно совесть не давала покоя главному герою рассказа, когда он разбил чашку у свернул все на Бума.

                            Педагог: Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

                            Дети: Взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.

                            Педагог: А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?

                            Дети: Я думаю, можно понять, что она знает, кто разбил чашку, по ее виду.

                             «У нее лицо потемнело, а потом она о чем-то задумалась».

                            Педагог: Как вы думаете, о чем могла думать мама?

                            Дети: Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?».

                            Педагог: А пыталась ли она помочь сыну сказать правду?

                            Дети: Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: «Если ты нечаянно...»

                            Педагог: Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?

                            Дети: Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.

                            Педагог: Легко ли было маме принять такое решение?

                            Дети: Нелегко. Ведь и она любит Бума!

                            Педагог: А как вы относитесь к поступку мальчика?

                            Ответы детей.

                            Педагог: Почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?

                            Дети: Совесть.

                            Педагог: Да! И именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Что теперь вы можете о нем сказать?

                            Дети: Сначала мальчик мне не понравился, потому что по его вине страдал Бум. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него./ А мне было жалко и маму, и Бума, и даже мальчика, когда он мучился, переживал за собаку.

                            Педагог: Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись не только к этому, но и к другим рассказам В.А. Осеевой через некоторое время, вы откроете в них для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.

                             

                            Рефлексия (подведение итогов урока)

                              (Слайд 16)

                              Педагог: На этом наш урок подошел к концу. Ребята понравилось ли вам, может, на чуточку, но быть волшебниками, справляться с испытаниями сторонников Темного Лорда, спасать мир чародеев?

                              Реакция детей.

                              Педагог: Все испытания были связаны с произведениями В.А. Осеевой. Какие из них были для вас самыми сложными, а какие легкими?

                              Ответы детей.

                              Педагог: Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы В.А. Осеевой?

                              Дети: Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки.

                              Педагог: А теперь я вас попрошу приклеить звездочку к волшебной шляпе

                              если вы считаете, что урок прошел успешно и вы довольны собой – звездочка желтого цвета;

                              если вам было трудно, но вы справлялись с заданиями и вполне довольны собой – звездочка серого цвета;

                              если вам было очень трудно и еще нужна помощь, то звездочка красного цвета.

                              Педагог: Сегодня у нас на уроке прозвучало так много волшебных слов, хороших дел и поступков, ведь вы справились со всеми испытаниями, а значит волшебный мир в безопасности, что я от всей души хочу вам сказать: Спасибо за урок! (Слайд 16)

                              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                              Арзамасцева И. Н. Осеева Валентина Александровна // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 319—322.

                              Борщева, Л.И. Организация инновационной проектной деятельности в образовательных учреждениях [Текст]: монография / Л.И.Борщева, В.В. Лезина. - Пятигорск: ПГЛУ, 2012. - 98 с.

                              Валентина Осеева: повести, рассказы, стихи и сказки читать детям. // chudo-kit. URL: http://www.chudo-kit.ru/ (дата обращения: 19.02.2019).

                              Гофаров P.M. Современные проблемы нравственного воспитания [Текст] / Гофаров P.M. // Воспитание школьников, 2010. - №9. - C. З - 7.

                              Селевко Г.К. Педагогические технологии [Текст] / Селевко Г.К. М.: ИКЦ: «МарТ» - Ростов н/Д: «МарТ», 2006. - С. 32 -33.

                                 

                                ПРИЛОЖЕНИЯ

                                Приложение 1


                                 

                                 


                                 

                                 

                                 


                                 

                                 

                                 

                                Приложение 2

                                человек

                                Добрый

                                учит.

                                добром

                                и

                                добру

                                и

                                добро

                                За

                                платят.

                                человек

                                Добрый

                                учит.

                                добром

                                и

                                добру

                                и

                                добро

                                За

                                платят.

                                человек

                                Добрый

                                учит.

                                добром

                                и

                                добру

                                и

                                добро

                                За

                                платят.

                                человек

                                Добрый

                                учит.

                                добром

                                и

                                добру

                                и

                                добро

                                За

                                платят.

                                человек

                                Добрый

                                учит.

                                добром

                                и

                                добру

                                и

                                добро

                                За

                                платят.

                                xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                Урок литературного чтения во 2 классе по теме Осеева В.А. «Волшебное слово»

                                                                                                               

                                Урок литературного чтения во 2 классе

                                по теме Осеева В.А. «Волшебное слово»

                                 

                                Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.

                                Задачи

                                 1) познакомить  детей  с  рассказом  В. А Осеевой  «Волшебное  слово»;

                                 2) развивать  внимание, навыки  чтения, умение  подтверждать  свои  высказывания  цитатами  из  текста;

                                 3) воспитывать  вежливое  поведение, доброжелательное  отношение  к  окружающим.

                                Оборудование:

                                 портрет  В.А. Осеевой, книги  «Волшебное  слово», «Добрая   хозяюшка»;  эпиграф  «Ничто  не  обходится  нам  так  дёшево  и  не  ценится  так  дорого  как  вежливость»

                                 учебник «Родная речь» 2 класс автор Климанова Л.Ф.   

                                Ход      урока:

                                 1. Организационный  момент.

                                 - Ребята, я хочу начать урок с замечательного стихотворения

                                 

                                Придумано кем-то                                1 слайд

                                Просто и мудро

                                При встрече здороваться:

                                - Доброе утро!

                                - Доброе утро солнцу и птицам,

                                - Доброе утро улыбчивым лицам.                                                         

                                И каждый становится

                                Добрым, доверчивым…

                                Доброе утро длится до вечера.

                                (Рефлексия)

                                - Улыбнись друг другу и гостям.         2 слайд

                                - Радуйся успеху.

                                - Не бойся ошибок, помни - в классе тебе всегда помогут.

                                 

                                 2. Проверка  домашнего  задания.

                                            -Дома вы читали рассказ Юрия Ермолаева «Два пирожных» с. 85

                                1) Учитель зачитывает отрывки предложений, дети их отыскивают и зачитывают полностью.

                                а) В это время…

                                б) … вечер лепить буду                      3 слайд

                                в) … вдогонку Наташа…

                                г) … я путешествую сейчас…

                                д) … губы вымазала?

                                 

                                 2) чтение  по  ролям  рассказа  Ю. Ермолаева «Два  пирожных».

                                          - Назовите действующих лиц (Оля, Наташа, мама, автор)

                                 Вопрос: Какова  главная  мысль  рассказа?

                                 3. Актуализация  знаний.

                                 - Прочтите  высказывание  знаменитого  испанского  писателя  Мигеля  Сервантеса, жившего  в  15  веке.

                                 /Дети  читают  эпиграф, последнее  слово  в  котором  закрыто/       4 слайд

                                 -Как  вы  считаете, что,  по  мнению  Сервантеса,  дороже  всего  ценится  окружающими?

                                 /Дети  высказывают  разные  предположения/

                                 - Сегодня мы прочитаем  рассказ  В.А. Осеевой «Волшебное слово»,  возможно, он  поможет  вам  решить  эту  проблему.                           5 слайд

                                4. Справка об авторе

                                - В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки.    Вот такие произведения написала В.Осеева                                       

                                Стадия вызова.                                                                                                           - О чем может быть рассказ с таким названием?                                                   - Почему вы так считаете?                                                                                                                                          5.Словарная  работа.

                                -Прежде чем познакомиться с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово» мы поработаем  над трудными словами и объясним  их  значение.

                                 Чтение  трудных  слов  по  слогам  и целым словом, объяснение  их  значений.

                                про - бор - мо-та-ла  -    пробормотала                               6 слайд

                                противень - сняла с про-тив-ня

                                Пробормотала - сказать  быстро и невнятно.

                                Противень– металлический  лист с загнутыми  краями  для жарения, печения в духовом шкафу.

                                 

                                - А теперь давайте,  обратим  внимание на текст в учебнике и посмотрим, какие  слова и выражения  предлагает нам  объяснение  учебник. (Дети находят и читают).

                                Чуть не поддал хорошенько

                                Стряпает

                                -А почему это выражение и слово? (Они считаются трудными и выделены синей полосой в тексте).

                                -Давайте в словарике найдём и прочитаем объяснения этого слова и выражения.

                                Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

                                Стряпает – готовит пищу.

                                 

                                Физминутка.

                                Вы, наверное, устали?

                                Ну, тогда все дружно встали.

                                Ножками потопали: раз, два, три.

                                Ручками похлопали:  раз, два, три.

                                Вправо ниже наклоняйся.

                                Влево тоже наклоняйся.

                                Покрутились, повертелись

                                И за парты все уселись.

                                Глазки крепко закрываем,

                                Дружно до пяти считаем.

                                Один, два, три, четыре, пять.

                                Открываем. Поморгаем

                                И читать мы начинаем.

                                6. Стадия «Осмысление»

                                Прием «Чтение с остановками»

                                 

                                Дети читают текст. Рассказ разбит на смысловые части. Учитель останавливает чтение и предлагает вопросы разного уровня.

                                      Чтение подготовленным учеником

                                Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком

                                чертил что-то на песке.

                                    - Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

                                Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

                                    - С тобой что-то случилось?

                                ………………………………………………..

                                    - Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.- Брат на лодке едет кататься, а меня

                                не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу,

                                 сам в лодку залезу!”

                                Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

                                1 остановка:

                                - Как вы думаете, почему старичок обратил внимание на мальчика?   слайд 7

                                - Из–за кого Павлик решил убежать из дома?

                                - Почему мальчик рассердился на сестру?

                                - За что он обиделся на бабушку?

                                - О чем Павлик просил своего брата? Правильно ли он это делал?

                                - Как бы вы поступили на месте мальчика?

                                - Как вы думаете, что будет дальше?

                                  Чтение учителем  

                                    - Что же, не берёт тебя брат?

                                    - А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

                                    - Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

                                Павлик раскрыл рот.

                                    ……………………………………………………..

                                Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась

                                Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

                                    - Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

                                    - Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

                                2 остановка:

                                -       Почему Павлик «раскрыл рот» от удивления?           слайд 8

                                -       Как нужно произносить это слово?

                                -       Как вы думаете, почему «волшебное слово» нужно произносить по-особенному?

                                -       Знаете ли вы, какое слово сказал Павлику старичок?

                                -       Поверил мальчик старичку или нет?

                                -       Зачем Павлик побежал домой?

                                -       Как вы думаете, что будет дальше?

                                                      Чтение подготовленным учеником

                                Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали

                                 перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

                                ……………………………………………………………………

                                Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола,

                                 она смущённо пробормотала:

                                    - Какую тебе?

                                    - Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках,

                                походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска.

                                 Он думал теперь только о волшебном слове.

                                3 остановка:

                                -       Почему Лена сначала спрятала краски от брата?                слайд 9

                                -       Как вы думаете, воспользовался Павлик советом старичка?

                                -       Почему он вернул краску сестре?

                                -       Как вы думаете, к кому он пойдет дальше?

                                Чтение подготовленным учеником

                                “Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”

                                Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

                                ………………………………………………………………………

                                    - Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала

                                 она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

                                Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

                                “Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.

                                4 остановка:

                                -       Зачем Павлик пошел к бабушке?                                 слайд    10                  

                                -       Вы действительно думаете, что он просто хотел получить пирожок?

                                -       Почему бабушка не прогнала внука?

                                -       «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке» Как вы это понимаете?

                                -       Прочитаем строчку с нужной интонацией

                                -       Чему так обрадовался мальчик?

                                -       Как вы думаете, брат возьмет Павлика кататься на лодке?

                                  Чтение по ролям

                                За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

                                Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо

                                 и тихо попросил:

                                ……………………………………………………….

                                    - Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

                                “Помогло! Опять помогло!”                                      слайд 11    

                                -       Почему сестра и бабушка попросили взять Павлика покататься на лодке?

                                Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика.

                                Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.                                                    слайд 12

                                -       Как вы думаете, что подумал Павлик, увидев, что скамейка пуста?

                                -       Подумайте, что было бы, если бы старичок не обратил внимания на Павлика?

                                -       Давайте вспомним,  и проверим наши предположения: «О чем рассказ?»

                                7. Закрепление нового материала.

                                - Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебные слова? (хорошим, радостным)

                                - Изменился ли Павлик после того, как стал говорить волшебное слово? Что с ним хорошего произошло? (ответы детей)

                                Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? (Старичок был очень мудрым человеком.) Он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

                                - Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.

                                - А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)          слайд 13

                                - Какова  главная  мысль  рассказа? ( В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми - "За добро добром платят, волшебные слова действительно существуют).

                                Чтение пословиц    - Как понимаете?

                                                                 -Какая подходит к нашему рассказу?

                                8. Итог урока

                                 - Перечитайте  ещё  раз  высказывание  Сервантеса.

                                 Как  вы  думаете, что  же, по  мнению  знаменитого  писателя, дорого  ценится  окружающими?                                                             слайд 14

                                9 Оценивание.

                                10. Домашнее задание

                                Прочитать рассказ, вопрос 4 с. 92

                                 

                                 

                                 

                                 

                                 

                                 

                                 

                                 

                                infourok.ru

                                Читать книгу «Волшебное слово (сборник)» онлайн полностью — Валентина Осеева — MyBook.

                                Волшебное слово

                                Синие листья

                                У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены не было ни одного. Вот и просит Лена Катю:

                                – Дай мне зеленый карандаш.

                                А Катя и говорит:

                                – Спрошу у мамы.

                                Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

                                – Позволила мама?

                                А Катя вздохнула и говорит:

                                – Мама-то позволила, а брата я не спросила.

                                – Ну что ж, спроси еще у брата, – говорит Лена.

                                Приходит Катя на другой день.

                                – Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

                                – Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

                                – Я осторожненько, – говорит Лена.

                                – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

                                – Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

                                – Это очень много,– говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

                                Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

                                – Ну, что ж ты не берешь? Бери!

                                – Не надо, – отвечает Лена.

                                На уроке учитель спрашивает:

                                – Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

                                – Карандаша зеленого нет.

                                – А почему же ты у своей подружки не взяла?

                                Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

                                – Я ей давала, а она не берет.

                                Посмотрел учитель на обеих:

                                – Надо так давать, чтобы можно было взять.

                                На катке

                                День был солнечный. Лед блестел.

                                Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

                                – Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.

                                Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

                                – Я нечаянно... – сказал он, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?

                                Девочка улыбнулась:

                                – Коленку...

                                Сзади раздался смех.

                                «Надо мной смеются!» – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

                                – Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

                                – Иди к нам! – позвали они.

                                Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

                                Отомстила

                                Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.

                                – Алешка! – закричала Катя. – Алешка!.. – И, закрыв лицо руками, громко заплакала.

                                Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

                                – Ничего я тебе не сделал! – быстро сказал он.

                                Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

                                – Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.

                                Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

                                – Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!

                                – Ты у меня тоже заплачешь! – кричала Катя. – Еще как заплачешь!

                                – Это я-то заплачу? – Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. – А ты сначала поймай меня!

                                Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.

                                Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

                                – Алеша! – кричала она. – Алеша!

                                Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

                                – Встань! Встань!

                                Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

                                – Не можешь? – кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. – Держись за меня. – Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. – Больно тебе?

                                Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

                                – Что, не можешь стоять? – спросила Катя.

                                Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.

                                – Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!

                                Плохо

                                Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

                                – Как вам не стыдно!

                                – А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

                                – Вот это и плохо!– гневно ответила женщина.

                                Волшебное слово

                                Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

                                – Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

                                Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

                                – С тобой что-то случилось?

                                – Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

                                – Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

                                – Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

                                – Убежишь?

                                – Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

                                – Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

                                – Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

                                Павлик засопел от обиды.

                                – Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

                                – Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»

                                Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

                                – Что же, не берет тебя брат?

                                – А почему вы все спрашиваете?

                                Старик разгладил длинную бороду:

                                – Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

                                Павлик раскрыл рот.

                                – Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза...

                                – А какое слово?

                                Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

                                – Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

                                – Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

                                Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

                                «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..»

                                Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

                                – Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

                                Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

                                – Ка-кую тебе?

                                – Мне синюю, – робко сказал Павлик.

                                Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

                                «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

                                Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

                                Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

                                – Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

                                Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

                                – Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

                                Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

                                «Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.

                                За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

                                – Возьми меня, пожалуйста.

                                За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

                                – Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

                                – Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.

                                – Пожалуйста, – повторил Павлик.

                                Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

                                – Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

                                «Помогло! Опять помогло!»

                                Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

                                mybook.ru


                                Смотрите также