Песни колядные это


тексты, песни, обычаи ~ Проза (Статья)


Колядки — это обрядовые песни, которые поют в святочные дни, в том числе и в ночь перед Рождеством. Это песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства, хорошего урожая. Колядование — старинная народная традиция, которая в особенности была распространена в деревнях и селах.
История колядования в России изначально была связана с языческими Богами. Раньше колядовать ходили в день зимнего солнцестояния. У славян именно этот день являлся рождеством Божества — Солнца. Колядующие ходили по улицам, пели обрядовые песни и возвещали всех о рождении Солнца. Позже, с проникновением христианства, колядование было приурочено к Рождеству Христову. Так, в колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.

Суть Рождественских колядок в том, чтобы возвестить всех людей о рождении Спасителя. Ряженые (именно так назывались те, кто колядовал) стучались в каждый дом и зазывали хозяев колядовальными песнями. Хозяева, по обычаю, должны были дать что-то со своего праздничного стола.
Особое внимание уделялось костюмам: ряженые были одеты в шубы и тулупы наизнанку, на лицах были маски животных, в руках — мешки для сбора даров. Изюминка этой традиции — в песнях-колядках. В словах колядок восхваляется Христос, а также поются поздравления и пожелания добра.

Текст колядок и колядовальные песни

Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!
Коляда, коляда,
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышки,
Мы тому в лоб шишки,
Кто не даст пятачок,
Тому шею на бочок.

Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи, Еще лучше того!
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!

Желаем вам счастливого Рождества и Крещения

«Колядки» - Яндекс.Знатоки

Колядки – народный обычай, принятый в христианстве. В канун Крещения люди (дети и взрослые) ходят по домам и поют коляды (календы), а хозяева должны их отблагодарить за это угощением. Перед тем как начинать петь коляды, нужно обязательно спросить у хозяев дома, можно ли сделать это? И после утвердительного ответа начинать пение

Существует огромное количество коляд, вот только некоторые из них:

Коляда приходит – это сказка

Счастье, снег, коньки, салазки!

Огни на елке и детский смех!

И общая радость для всех-всех!

А теперь нам за поздравленье,

Полагаются конфеты и печенье!

***

Христос Спаситель

В полночь родился.

В вертепе бедном

Он поселился.

Вот над вертепом

Звезда сияет.

Христос Владыко,

В Твой день рожденья

Подай всем людям

Мир просвещенья!

***

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством!

Сеем, веем, развеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Вы Христа прославляйте,

Угощения нам давайте!

***

Дай тебе, Господи,

На поле природ,

На гумне примолот,

Квашни гущина,

На столе спорина,

Сметаны потолще,

Коровы подойны!

***

Ангел с неба к вам спустился

И сказал: «Христос родился!»

Мы Христа пришли прославить,

А вас с праздником поздравить.

***

Мы идем колядовать,

Будем дружно поздравлять!

Стихи короткие читать

И конфеты получать!

***

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Дай Бог тому, кто в этом дому,

Всем людям добра желаем.

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов.

Доброго здоровья,

Маслица коровьего.

***

Коляда, коляда, коляда!

Улыбок лучезарных широта!

Это радость, это детский смех,

Выворачивай карманы-ка для всех!

Мы тебе желаем счастья,

Ждем, что будем угощаться!

***

Добрый вечер добрым людям!

Пусть веселым праздник будет.

С Рождеством вас поздравляем.

Счастья, радости желаем!

Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровье!

***

Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне рождество!

***

Господин, господа

Господин, господа,

Господинова жена,

Двери отворите

И нас одарите!

Пирогом, калачом

Или чем-нибудь еще!

***

Коляда, коляда

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

Кто подаст пирога,

Тому двор живота.

Кто не даст пирога,

Тому сивая кобыла

Да оборвана могила!

Колядки - это... Что такое Колядки?

Колядки — святочные народные песни. Широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (у русских колядки, по-видимому, вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства).

Соответствия у европейских народов

Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам румынские, называемые colinda, ср. чешское и словацкое название песен — koleda, словинское kolednica, coleda, сербское — koleda, kolenda, албанское — kolĕndŭ. Считается что, перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года — calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога (болгарское — колада, коляда, коленде, французское — tsalenda, chalendes, charandes, провансальское — calendas) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское — коляда). Подробное сличение новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании «языческого» и христианского.

Колядки аграрные и церковные

Яркими выражениями так называемой продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, долженствующие изображением сытости и довольства вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство.

Христианская церковь очень сильно боролась с подобными остатками язычества как путем прямых запрещений, так и конкуренцией, то есть организацией своих торжеств и церемоний или вкладыванием христианского смысла в истолкование традиционных народных обрядов. В VI в., при Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от рождества 25 декабря по крещение 6 января. Это обстоятельство должно было сильно содействовать смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен. Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер. Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных колядок и новогодних «щедривок» на Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских колядок — 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а «щедривок» — 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием). Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-колядок и родственных им щедривок.

Церковно-христианские моменты в содержании и бытовании естественно первоначально должны были преобладать в песнях рождественских, а не новогодних. Христианские колядки в значительной мере питались церковными источниками, приближаясь и в напевах (напр. в Румынии и Украине) к церковным псалмам, распеваясь церковными братствами, напоминающими средневековые рождественские организации (calendae, calandsgilden, fratres calendarum).

Сюжетные мотивы

Обстоятельный анализ образов украинских (наиболее разнообразных и многочисленных) колядок произвёл А. А. Потебня. Связи с балканскими колядками (румынскими, греческими, сербскими) установил Александр Николаевич Веселовский.

Очень многие колядки и щедривки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд (см. «Заговоры», «Гадания»). Ввиду многовековой давности колядок и щедривок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни. Однако в соответствии с магической функцией песни, исполнители её стремятся к созданию образов, идеализирующих реальную бытовую жизнь крестьянина. Стремясь, например, в песне выразить пожелание богатства или заклинание его, крестьянские певцы, естественно, не довольствуются описанием привычного деревенского быта, а рисуют картины роскошной жизни вышестоящих социальных групп: князей, бояр, купцов. При этом надо предполагать, что здесь мы имеем дело не только с поэтической идеализацией крестьянскими поэтами мужицкого быта, а и с воспроизведением по традиции песен или отдельных образов, созданных в поэтическом творчестве самих господствовавших классов, подобно тому, как в крестьянской свадебной обрядности мы также встречаемся и с поэтической творческой идеализацией и с заимствованиями напр. из боярского быта и боярской поэзии. Во многих колядках несомненно сохраняются образы и картины княжеско-дружинного и боярско-феодального строя. Наконец примитивные аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке. Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа, элементы апокрифических рассказов о крестном древе и его целебных свойствах, апокрифический рассказ о проклятии Христом и Богородицей осины и терна и т. д.). Во многих колядках видно явное приспособление христианских легенд и мифов к потребностям аграрной магии. В одной, распространенной во многих вариантах колядок, рассказывается, «как сам милый господь волики гонит, пречистая дева есточки носит, а святый Петро за плугом ходит». Эта колядка, подобно тому, как это часто наблюдается в заговорах, вводит в эпическую часть образы богов и святых, чтобы придать ещё большую магическую силу поэтической формуле. В иных случаях удается, при сравнительном анализе вариантов, с полной очевидностью вскрыть постепенность церковно-христианских напластований на первичные традиционно-поэтические образы. Во многих колядках рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от которых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик часто вступают друг с другом в спор, кто из них выше (важнее) других; и спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца:

Сонечко говорит: «Нет як над мене:
Як я освечу горы, долины,
Церкви, костелы и вси престолы».
Ясен мисячок: «Нет як над мене:
Як я освичу темну ночейку,
Возрадуются гости в дорози,
Гости в дорози, волойки в стози».
Дробен дожджейко: «Нет як над мене:
Як я перейду три разы на ярь,
Три разы на ярь мисяца мая,
Возрадуются жита, пшеници,
Жита, пшеници и вси ярници».

Развитие эпической части в колядках способствовало легкому проникновению в них мотивов из других самых разнообразных фольклорных жанров: эпических песен, в частности былин, сказок, духовных стихов, заговоров, загадок, лирических, свадебных и других обрядовых песен. Это создает особое значение материала колядок для этнографических исследований.

Бытовые особенности колядок

Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12.

См. также

Литература

Песни колядки. Рождественские колядки в стихах

Колядки на рождество. Рождественские стихи и песни

Песни-колядки – это бесценное творение нашего народа. Небольшие, часто безграмотные в литературном аспекте песни, имеют большую смысловую нагрузку и повествуют о знаменательном Событии всего христианского мира – рождении Спасителя. Люди передают эти рассказы из поколения к поколению. Эти песни не имеют авторов, но их искренность и великолепие завораживают наши сердца.

В колядках прославляют не только Христа, но и всех участников этой Великой ночи. В них поется о том, как небесный Ангел, явился пастухам, чтобы поведать о рождении сына Божьего. Изумленные пастухи вернулись в вертеп и увидели в яслях свечение, которое исходило от новорожденного младенца. В это время в небе загорелась яркая звезда. Так волхвы узнали о Великом Чуде. Они пришли с богатыми дарами поклониться Деве Марии и маленькому Иисусу. С тех пор, каждый год в ночь перед Рождеством ярко светит звезда, напоминая миру о Великом христианском празднике.

Церковные и народные традиции переплелись. Песни-колядки славят Бога, в них звучат пожелания добра, богатства, они призывают нас жить в мире и счастье. Согласно давним традициям, дети и переодетая молодежь ходят в этот вечер по домам с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ, добродушные хозяева дают колядникам колбасу, пироги, калачи, сладости и деньги. Рождество – это любимый праздник всех детей. Давным-давно волхвы подарили Иисусу золото и ладан. С тех времен традиция дарить детям подарки под Рождество укрепилась. Взрослые тоже обмениваются подарками, поют колядки и славят этот Великий праздник – Рождество Христово.

Песни колядки

В Колядках поется о Чуде Великом
Знакомы с рождения мы с его ликом.

О том, что родился и жил среди нас,
Мы все вспоминаем в рождественский час.

С учением в мир наш был послан Учитель,
Для грешников добрый и мудрый Спаситель.

Родился и жил он во имя народа,
Был вечным хранителем нашего рода!

Поднимем бокалы во славу Христову,
Хвала его мужеству, доброму слову!

Пускай же хранит нас Сын Божий навек!
Будь доблестным, верным ему, человек!

Рождественские стихи

То, что стужа - не беда,
В дверь стучится Коляда.
Рождество в наш дом идет,
Много радости несет.

Много лет звезды горенье
Извещает о рожденье.
И Вселенная неспроста
Славит нашего Христа.

Вот, Господь звезду на небе
Зажигает в быстром беге.
Он спешит поздравить вас
С торжеством в сей добрый час.

В этот день он стал Отцом
Миру Сына дал с венцом.
Чтобы дух земных людей
Стал богаче и добрей.

Ты скорее дверь открой
Дух впусти с небес домой.
Чтоб любви огонь горел,
С Рождеством, мир в ваш удел!

Ульянич Надежда специально для http://otebe.info/  

Рождественские колядки
К нам приходит коляда
Накануне Рождества.
Просит, просит коляда
Хоть кусочек пирога.

Кто пирог колядке даст,
Будет тот во все горазд!
Будет скот того здоров,
Полон хлев будет коров

Кто зажмет же свой кусок,
Будет год весь одинок.
Не найдет удачи, счастья,
Год промается в ненастье.

Не жалей ты пирожок,
А не-то создашь должок!

***
Калядую для того,
Кто мне рублик даст всего,
И сплясать нетрудно мне,
За десяточку в руке.

Если в доме есть сынок,
Дай хозяйка/хозяин мне сырок,
Раз имеешь в доме дочку,
Попрошу я меда бочку.

Если есть еще вкусняшки,
Приючу себе в кармашке.
Ну, хозяйка/хозяин, не робей!
Угости меня скорей!

***
Колядую, колядую,
Вот и запахи я чую.
Не забудьте мне налить,
А потом дать закусить!

С колядою поздравляю
И хозяевам желаю,
Чтобы в доме был достаток
И в семье все было гладко!

***
Колядуем, колядуем
От семьи, к семье кочуем
Мы расскажем вам стишки,
Вы нам дайте пирожки

Ну, а лучше бы монет,
Сами купим мы конфет,
А еще орехов горстку,
И вина возьмем наперсток!

***
Открой незнакомец
И дай мне червонец.
А-то я колядки
Пою без оглядки
Могу ночь не спать
И песни орать.
Подумай, как сладко
Поспишь без колядки!
Акмалова Анна для http://otebe.info/

Рождественские колядки
Ночь волшебная идет,
Ночь идет святая,
Радость светлую несет,
Души озаряя.

Открывайте ворота
Коляде идущей,
Накануне Рождества
Счастье вам несущей.

Чтобы полон был ваш дом
И добром и благом,
Хорошо чтоб жили в нем
Без забот и тягот.

Колядует коляда
Из веков сегодня,
Чтоб сияла вам звезда
Милости Господней.

***
Колядуем, колядуем,
Как на воду ветер, дуем,
Чтобы к вашим берегам
Плыли радости-блага.

Открывай, хозяин, двери,
Не страшись пурги-метели,
Пусть метет она, метет,
Вести добрые несет.

В эту ночь спасемся снова
Мы Рождением Христовым,
Дух Святой сойдет во плоть,
В души к нам придет Господь.

Так возрадуемся вместе
Божьей милости чудесной
Да прольется Его свет
В вашу жизнь на много лет.

И что коляде дается,
Во сто крат пусть к вам вернется,
Пусть по щедрости придет
Вам с торицей в этот год.
Наталья Планида для http://otebe.info/

***
Коляда, коляда,
Чуда жди, пришла пора -
Жениха лицо узнать,
Темной ночью колядать.
Башмачок бросать туда,
Где заветная судьба.
Свечи в полночь зажигать,
Песни звонко распевать.
И надеяться на то,
Что все будет хорошо!

***
Колядать идут девчата,
Им гурьбой ходить приятно,
Распахнулся небосвод,
Чудо каждый обретет.
Рождество полно загадки,
Удивительных минут,
Колядуют, колядуют,
Значит радость обретут.

***
Напечем мы пироги,
В час Великой Коляды,
И семьей к семье пойдем,
Радость людям понесем.

Будем воспевать Христа,
В теле пусть поет душа,
Пусть добро с добром идет,
Счастье светлое несет.

Наш спаситель и творец,
Чуда светлого кузнец,
Прославляем мы тебя,
С нами рядом будь всегда.

Пожелаем в этот час,
Чтобы было все у вас,
И терпение и мир,
Чтобы каждый жизнь ценил.

***
К вам с поклоном,
С дома к дому,
С распротертою душой,
Будем в двери мы стучаться,
Угостите нас едой.
Угощение примите,
Лишних слов не говорите,
Говорите о любви,
О спасителе души.
Веселитесь и гуляйте,
Песни дружно напевайте,
Коляда пришла не зря,
Разомкнулись небеса.
Удивительная ночь,
Все тревоги гонит прочь,
Коляда — коляда,
Восхитительна она!
Елена Степанова для http://otebe.info/

Еще почитать поздравления:

Поздравления с Новым годом
Поздравления со Старым Новым годом
Поздравления с Рождеством
Посевалки и колядки на украинском языке

 

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

О колядовщиках слышали все. Все знают, что колядовщики — это весёлые ватаги ряженых, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки в Рождественские праздники. О волочебниках знают немногие. Между тем, это те же весёлые компании, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки. Только не в Рождество, а на Пасху!

В Пасхальное воскресенье после вечери идут-бредут-волочатся по деревне десять мужиков. Это не так много — бывало, что и до тридцати собиралось. Впереди — «починальник», запевала. За ним — музыканты с дудой, со скрипкой, или с гармоникой, или с цимбалами. Следом — «подхватчики», которым после каждого запева повторять христославие, и замыкает шествие «мехоноша», самый крепкий парень, способный унести увесистый «мех», мешок.

Заходят волочебники в ворота на хозяйский двор. Становятся полукругом под окном. «Починальник» спрашивает у хозяев разрешения: «Довольте дом развеселить, Христа прославить?» — «Дозволяем! Во славу Божью!» Тогда запевала заводит на распев:

— Пойдём, братцы, вдоль улицы!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — подхватывают «подхватчики».
— Зайдём, братцы, в хозяйский двор!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — повторяет общий хор после каждого запева.
— В хозяйском дворе серебряный тын...
Зайдём, братцы, в хозяйский дом!..
Там свечи горят, иконы стоят...
Одна икона — Егорий Свят...
Другая икона — Никола Свят...
Егорий Свят коров пасёт...
Никола Свят засевает яр...
В одной руке — коровы ялы...
В другой руке — ячмень златоуст...

Волочебными песнями поздравляли со Святой Пасхой, с Воскресением Христовым, но традиция их исполнения восходит к архаическому аграрному циклу. В волочебных песнях проговаривалась календарная очерёдность весенних и летних хозяйственных работ восточных славян, привязанная к христианским праздникам, начиная с Пасхи: в какое время выгонять коров, когда сеять, когда убирать... «Святая Вербина – возьми вербинку, выгони животинку; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий – бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает...» А христославия звучали рефреном после каждой строки запева:

Пришли встали — Христос: Сыне Боже Воскрёс!
Под окошком — Христос: Сыне Боже Воскрёс!
Стоит церква, Христос. Сыне Боже Воскрёс!..

И дальше с повторениями христославий:

«Встань, хозяин — Христос, Сыне Боже Воскрёс... И с хозяйкой — Христос... С малым детком... В твоём саде... Чудо чудес... Церкву рубят... А в той церкви... Стоит престол... На престоле... Ляжить Книга... А в той Книге... Усе празднички... Первый праздник... Свята Пасха... Другий праздник... Свят Егорий... Третий праздник... Свят Никола...»

Волочебные песни в разных местах называли по-разному — «хрисовские», «пасочные», «лалым», «волын». Лучше всего они сохранились в Белоруссии, в Западной Украине и в наших западных, северо-западных областях — Смоленской, Псковской, Тверской... Отголоски пасхальных христославий зафиксированы в Калужской, Орловской, Белгородской, Воронежской областях. Ещё к началу сороковых годов ХХ века пасхальные христославия были достаточно широко распространены.

«Волочёбники — это мужики. Бяруть иконы и ходят с этими иконами под каждый двор — и Христа славють! А им уже дають буханку хлеба, сала, грошей, яечки. И потом эти волочёбники збираюцца, гуляють — празднують!»

Волочебниками ходили взрослые мужчины и молодые парни. Как исключение могли взять в компанию старика или замужнюю женщину. А вот детей и девушек, как правило, не брали. Если колядовщики на Святки рядились в цыган, водили медведя и козу, надевали всякие «рожи», изображая пришельцев с того света, что было явным отголоском языческого прошлого, то волочебники ничего подобного себе не позволяли. Ряженых среди них не было.

По улице, по широкой — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
По траве-мураве, по зялёной — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Там шли-прошли волочебнички... (повтор христославия)
Волочебнички, люди Божии...
Тащилися, волочилися...
И ко двору ко богатому...
Ко хозяину тороватому...
Уж как мы тебя величаем!
И с праздничком поздравляем!
Одари, Господь, и житьём-бытьём!
И житьём-бытьём, и богачеством!..

В дом волочебников, как правило, не пускали, все песни исполнялись под открытыми окнами, из которых выглядывали хозяева и слушали исполнителей. К каждому дому их ждали и за доброе пение подавали «зачинальнику» из окон щедрое вознаграждение — сало, хлеб, крашеные яйца, пироги, домашнюю колбасу, масло, сыр, мёд, горилку, деньги...

Все набранные продукты обходчики складывали в мешок, в корзины, а потом собирались в одном из домов и праздновали — ели, пили, плясали, пели...

За пасхальный вечер и ночь волочебники могли не только обойти все дворы в своей деревне, но и заглянуть в соседние, принадлежащие одному церковному приходу. Если же все дома обойти не успевали, с рассветом петь волочебные песни заканчивали и продолжали христославить в следующие две ночи.

Известно, что в некоторых уездах Смоленской и Воронежской дворы на Пасху обходили и дети — за поздравления «Христос Воскресе!» весенним колядовщикам дарили крашеные яйца. Нести сельским жителям весть о Воскресении Спасителя мог и местный священник. Батюшка пел хозяевам пасхальный тропарь, и его тоже одаривали.

Если обходчиков, всё же, пустили в дом, они могли посвятить особую песню незамужней девушке или неженатому парню.

После исполнения христославий и получения подарков волочебники христосовались с хозяином и всей его семьёй, поздравляли с праздником.

 «Волочилися волочебнички! Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Здорово, здорово, добрый хозяин! Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Ти ты спишь, ляжишь, аль почиваешь?..
Куда спишь, ляжишь, дак и спи с Богом...
А когда не спишь, посмотри в окно...
Отвори окно, посмотри в окно...
На твоём дворе чудо чудится...
Чудо чудится, церква рубится...
А у той церкви усе празднички...
Первый праздничок — Христовый денёк...
Яичком качал, Христа величал...
Ещё праздничок Юрья-Егорья...
Юрья Егорья коров запасал...
Ещё праздничок Святой Николай...
Святой Николай коней запасал. Христос Воскрёс, Сыне Божий!..»

Сегодня православные энтузиасты, изучающие традиционную культуру, пробуют реконструировать волочебные обходы.

На фото Валентина Харпалева — праздник "Егорий Вешний" в дачном посёлке Сергиево-Посадского района Московской области. Фольклористы обходят дворы с пасхальными волочебными песнями и играют с детьми возле храма Георгия Победоносца.

колядка - это... Что такое песня-колядка?


песня-колядка

пе/сня-коля/дка, пе/сни-коля/дки, род. мн. пе/сен-коля/док

Слитно. Раздельно. Через дефис.. Б. З. Букчина.

  • песня-гимн
  • песня-марш

Смотреть что такое "песня-колядка" в других словарях:

  • песня-колядка — сущ., кол во синонимов: 1 • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • песня-колядка — песня колядка, песни колядки …   Орфографический словарь-справочник

  • песня-колядка — (1 ж 1 ж), Р. пе/сни коля/дки …   Орфографический словарь русского языка

  • песня — См. песнь затягивать песню, пропеть лебединую песню, старая песня... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. песня песнь, песнопение, песнопения, гомофония, песенка, распев,… …   Словарь синонимов

  • КОЛЯДКА — КОЛЯДКА, колядки, жен. (Этногр., обл.). Обрядовая рождественская песня (срн. коляда). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КОЛЯДКА — КОЛЯДКА, и, жен. Песня, исполняемая во время обряда коляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • колядка — сущ., кол во синонимов: 3 • коляда (9) • обряд (64) • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Колядка — (от лат. Calendae первый день каждого месяца)         обрядовая песня у народов Восточной Европы, главным образом у славян; исполнялась в ночь под христианский праздник рождество. В К. звучали пожелания богатства, доброго здоровья, хорошего… …   Большая советская энциклопедия

  • колядка — и; мн. род. док, дат. дкам; ж. Старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня …   Энциклопедический словарь

  • колядка — и; мн. род. док, дат. дкам; ж. Старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня …   Словарь многих выражений


Смотрите также