Основные идеи будды


Религия Буддизм: суть, основатель, идеи | SnatchNews

  • Что такое буддизм?

    Это одна из мировых религий, но в отличие от христианства и ислама, буддизм отрицает существование Бога-творца и вечной души. Учение получило своё название от слова «будда», что на санскрите значит «пробуждённый».

  • Где исповедуется буддизм?

    Число буддистов оценивается примерно в 500 млн человек, основное количество приходится на страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Вьетнам, Индия, Камбоджа, Китай, Лаос и прочие.

  • Когда появился буддизм и кто его основал?

    Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама, принадлежавший к сословию воинов, родился в северной Индии в середине VI века до н. э. Он вырос и жил во дворце, не зная горя и лишений. Но однажды, выйдя из дворца, Сиддхартха столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

    Сиддхартха стал буддой в 35 лет во время долгой медитации. Он начал преподавать своё учение - дхарму, и стал буддой Шакьямуни.

    Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века

  • Будда один или несколько?

    Согласно буддизму, будд может быть бесчисленное количество. В будущем ожидается приход ещё одного будды - Майтрейи, который сейчас находится в «Саду радости». Когда он появится на земле, то будет преподавать «чистую дхарму».

  • Будда - это бог или нет?

    Нет. Буддизм отрицает существование единого всемогущего Бога. Однако в буддийской мифологии Будде Шакьямуни приписываются сверхъестественные способности, а его прах окружён особым почитанием.

  • В чём заключаются основные идеи буддизма?

    В буддизме есть четыре благородные истины:

    — мир несовершенен и полон страданий

    — желания и жажда жизни являются источником страданий, и они заставляют вращаться колесо сансары - круговорот жизни, смерти и новых рождений

    — из колеса сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия

    — путь к освобождению состоит из восьми этапов и включает в себя соблюдение этических норм, медитацию и спасительную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удовольствий.

    Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде

  • Каким правилам следуют буддисты?

    Последователи буддизма должны следовать пяти правилам:

    — не причинять вред живым существам

    — не воровать

    — не прелюбодействовать

    — не лгать

    — не употреблять алкоголь или наркотики

  • Чем отличаются буддизм и индуизм?

    Главное отличие в том, что буддизм - мировая религия, к ней могут присоединиться любые желающие, независимо от национальности. Индуизм - национальная религия, закрытая для людей извне, принадлежность к ней определяется по рождению. Сейчас индуизм исповедует 80% населения Индии.

    Изначально буддизм был главной философско-религиозной оппозицией индуизму, так как он ставил на первый план не происхождение человека, то есть касту, а его поступки. Но сейчас буддизм в Индии непопулярен, его исповедует менее 1%.

  • Буддисты ходят в храмы и молятся?

    У буддистов действительно есть храмы и монастыри, в которых обязательно есть статуя Будды, дхарма - в текстах буддийского канона, и сангха, то есть монахи, которые живут при храме или монастыре.

    Но в храме буддисты не молятся, а медитируют и читают мантры. Мантрой может быть фраза, слово, слог или даже просто фонемы на санскрите, которые повторяются много раз.

    Буддийский храм Wat Rong Khun в Таиланде

  • Какие направления есть в буддизме?

    Тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» и ваджараяна — «алмазная колесница». Колесницами называются учения, потому что они являются своего рода транспортом, способным доставить человека к просветлению.

    Тхеравада - древнейшее учение, которое считает, что просветления можно достигнуть только в монашестве.

    Последователи махаяны считают, что и миряне могут достигнуть просветления. И особую роль для махаянистов играет учение о боддхисатхвах — просветлённых людях, которые намеренно решили остаться в колесе сансары, чтобы помогать другим людям из него выбраться. Сейчас боддхисатвой считается Далай-лама XIV.

    Последователи учения ваджраяна утверждают, что просветления можно достичь в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и особых медитативных практик.

  • sntch.com

    про что эта религия и в чем ее уникальность?

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше. 

    Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

    Что же, начнем.

    Содержание:
    Что такое буддизм
    Кто такой Будда
    Развитие учения
    Главные постулаты
    Уникальность дхармы
    Как стать буддистом
    Буддийские монахи
    Школы
    Заключение

    Что такое буддизм

    Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.

    Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.

    Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».

    Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.

    Кто такой Будда

    В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

    Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

    Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.

    Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

    В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

    Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

    Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

    Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.

    Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

    Развитие учения

    Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

    Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

    В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

    В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

    Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.

    Главные постулаты

    Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

    • Сансара – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
    • Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
    • Нирвана – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.

    Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

    1. Есть дукха – страдание.
    2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
    3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
    4. Эта тропа – Восьмеричный путь.

    Восьмеричный путь предполагает правильное:

    • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
    • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
    • речь – соблюдение чистоты слов;
    • поступки – действия, которые приносят только благо;
    • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
    • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
    • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
    • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

    Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

    Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.

    Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

    1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
    2. Не воровать и не присваивать чужого.
    3. Не прелюбодействовать.
    4. Не лгать никому.
    5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

    Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».

    «Трипитака» состоит из нескольких томов:

    • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
    • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
    • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

    Уникальность дхармы

    Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

    Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

    • в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
    • нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
    • количество миров бесконечно;
    • отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
    • нет безоговорочных догматических правил;
    • Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
    • учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
    • учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.

    В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и касты.

    Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

    В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение. 

    Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

    Как стать буддистом

    «Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

    В прибежище принимают три драгоценности:

    • Будду – это Великий Учитель Будда Шакьямуни или другой Пробужденный;
    • Дхарму – Учение Будды, его принципы, заповеди, истины, пути, догмы;
    • Сангху – буддийскую общину, которая живет по законам дхармы.

    Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

    • неведения, слепоты к природе бытия и всего сущего;
    • желаний, эгоизма, страстей, вожделений;
    • гнева и злости.

    На пути истины буддист вооружается специальными методами:

    • изучение Дхармы – в этом должен помочь наставник, учитель или гуру, чтобы подсказать перечень текстов для исследования, ответить на вопросы, направить на правильную тропу;
    • размышления над учением – самостоятельная работа, анализ текстов, сопоставление их с собой и с реальной жизнью;
    • практика – медитации, йогические практики, а также применение основ дхармы в обычной жизни.

    Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

    Буддийские монахи

    Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

    Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

    Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.

    Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

    Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

    Школы

    С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

    К трем основным школам буддийской философии относятся:

    1. Хинаяна – Малая Колесница

    В современности чаще употребляется название Тхеравада – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

    Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.

    Тхераваде присущи следующие черты:

    • Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
    • Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
    • Нет пантеона будд и бодхисаттв.
    • Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
    • Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.

    2. Махаяна – Большая колесница

    Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

    Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.

    Отличительные черты:

    • Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
    • Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
    • Святые выстраиваются в пантеон.
    • Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
    • Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
    • Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.

    3. Ваджраяна – Алмазная Колесница

    Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

    Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.

    Особенности:

    • направленность на самосознание;
    • большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
    • медитативные и йогические практики;
    • чтение мантр;
    • разнообразные обряды, праздники, службы.

    Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

    В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

    Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

    Очень популярное сейчас на Западе направление – дзен-буддизм. Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань». 

    Японский монах дзен-буддизма

    К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

    • неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
    • отсутствие священных сутр, проповедей;
    • цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.

    Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

    Заключение

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.

    Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.

    Пусть истина, любознательность и доброта сопутствуют вам на жизненной тропе. Если вам понравилась статья, оставляйте комментарии, делитесь с друзьями, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.

    o-buddizme.ru

    4 основных принципа буддизма | Astrostar.ru

    Четыре Благородные Истины – это 4 принципа буддизма, провозглашенные Буддой и позволяющие достичь нирваны.  

    Истина о страдании.

    Этот принцип утверждает, что человек страдает не только когда ему плохо, но и когда хорошо. Страдания, как таковые, делятся на три категории:

    1. Страдания телесные – рождение, болезни, старость, смерть;
    2. Страдания чувственные – разъединение с любимыми, принуждение к жизни с нелюбимыми, несвобода;
    3.  Страдания абстрактные – непостоянство мира, наличие страданий в мире, разочарование в достигнутых целях.

    Страдают все – люди, животные и даже боги, которые тоже умирают и рождаются. Согласно первому принципу буддизма, страдание абсолютно.

    Истина о причине страданий.

    Этот принцип можно назвать коротко и всеобъемлюще – карма.  Придавая малейшему жизненному аспекту (положительному или отрицательному) хоть какую-то значимость,  человек испытывает к нему привязанность, которая неизбежно является причиной следующего рождения. В основе любой привязанности лежит желание – желая что-то иметь, человек сосредотачивается на этом желании, желая что-то не иметь, человек, опять-таки, сосредотачивается на этом желании. Попадая в зависимость от собственных желаний, люди перерождаются снова и снова, бесконечно испытывая страдания при этом. И только отсутствие желаний дает избавление от страданий.

    Истина о прекращении страданий.

    Третий принцип буддизма говорит о том, каким образом можно избавиться от страданий, о контроле над ними. Человек, овладевший своими желаниями и привязанностями, в дальнейшем сможет полностью отрешиться от них и достигнуть состояния, где страдание отсутствует как таковое, то есть, нирваны.

    Истина о Пути.

    Четвертый принцип является конкретной духовной практикой, называющейся Благородным восьмеричным путем. Этот путь, состоящий из трех этапов, ведет к полному избавлению от любых зависимостей, а значит и от страданий.

    1. Этап мудрости, на котором человек усваивает и принимает все 4 принципа буддизма, а так же становится на путь просветления.
    2. Этап нравственности, на котором слова человека не могут кому-то навредить, поведение и действия никому не причинят вреда, а образ жизни исключительно честный и порядочный.
    3. Этап сосредоточения – достижение всеохватывающего контроля над всеми психофизическими процессами при состоянии полной осознанности.

    автор: OleMash

    www.astrostar.ru

    Главные идеи философии Будды — Студопедия

    Философия древней Индии и Китая.

    1.Философия Древней Индии 2.Философия Древнего Китая

    1вопрос.

    Основой многих философских систем Древней Индии явилась ведическая литература и связанная с ним древняя религия брахманизм (по имени Верховного Бога - Брахма). Веды считаются в Индии священным писанием или откровением, которые записали древние мудрецы. Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, песен и заклинаний, философские комментарии (Упанишады). Многие философские проблемы затрагивались в поэмах Древней Индии - эпосах Махабхарата и Рамаяна. Например, впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Философские школы Индии делятся на две группы: Ортодоксальные, признающие авторитет Вед - это веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

    Неортодоксальные, не признающие авторитет Вед, это - чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

    В VI-V вв. до н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизм. Основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама, получивший духовный титул «Будда» - Просветленный (560-483 гг. до н.э.). Его прозвали Шакьямуни (отшельник из рода Шакьев), сын царя, живший в достатке, но осознавший непостоянство жизни, наполненность ее страданиями, отказавшийся от дворцовой роскоши, ставший отшельником. Спустя много лет, скитаясь, он достигает Озарения и раскрывает причину человеческих страданий, а также другие тайны человеческого бытия. До конца своих дней Гаутама проповедует дхарму - учение о преодолении земных страданий и достижении нирваны. Свое учение он излагал в устной форме - в беседах, притчах, наставлениях, которые позже были записаны его учениками и составили «Трипитаку» («Три корзины учения») - собрание буддийских канонов.


    Четыре «благородные истины»

    1. Истина страдания:рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание.

    2. Истина причины: основная причина страданий - это наши желания: нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого.

    3. Истина освобождения:чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется.


    4. Истина пути:чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды:

    1.Правильные взгляды - знание о четырех благородных истинах и буддийского учения в целом. 2.Правильная решимость - твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением. 3.Правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров. 4.Правильное поведение - отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний. 5. Правильный образ жизни - обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода.

    6.Правильные усилия - постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими.

    7.Правильное направление мысли - постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело - преходящи: мое тело - еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах. 8. Правильное сосредоточение -

    - наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; - осознание радости и покоя; - совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; - избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояния совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения.

    Теория причинности (нет поступков и деяний в жизни, которые не имеют последствий, потому что все в мире взаимосвязано и имеет свою причину). Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного - все изменяется, это значит, что нет гарантии благополучия, избавления от страданий; человек сам - причина этих страданий). «Срединный путь» (Будда призывал к умеренности во всем, и избегать крайностей).

    studopedia.ru

    Учение Будды. Основные идеи и направления буддизма — Студопедия

    В своих проповедях Будда критиковал как брахманизм, так и джайнизм. В брахманизме его не устраивало пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а в джайнизме – аскетизм (отказ от одежды, а в конце жизни от пищи, чтобы освободиться от кармы). Он за средний путь. Рассмотрим ядро учения Будды.

    Главное открытие Будды – это 4 истины:

    1.жизнь есть страдание

    2.причина всех страданий – желания

    3.страдания можно прекратить путем избавления от желаний

    4.чтобы прекратить страдания нужно вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания», т.е. следовать благородному восьмеричному пути.

    «правильное поведение» включает в себя:

    1) не убей

    2) не причиняй никому вреда

    3) не укради

    4) не лги

    5) не прелюбодействуй

    6) не употребляй дурманящих разум напитков

    7) основная линия монашества – аскетизм (не спать на мягкой постели, не умываться душистым мылом и т.д.)

    «правильное знание» включает в себя:

    8) самоуглубление и внутреннее созерцание - медитация

    Этот восьмеричный путь позволит вырваться из бесконечной цепи перерождений и достичь нирваны.

    Учение Будды призывает человека не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому, не прелюбодействовать, не употреблять спиртного и т.д. Человек должен избегать «красного петуха» - гордыни, тщеславия и эгоизма, «черной свиньи» - невежества и неразборчивости, «зеленой змеи» - коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, дарить людям часть своей собственности, щедро делиться с ними собственным опытом и познаниями. Но Будда не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям.


    Система буддизма направлена главным образом на то, чтобы регулировать поведение человека. Буддийская этика – пассивная этика. Следует доброжелательно относиться и к добрым и к злым людям, преступникам, убийцам. Не защищать других людей от зла и насилия. Нежелательно мстить и наказывать за преступления. Осуждается привязанность к какому-либо человеку. Учение Будды глубоко нравственно. Он учит, что «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью».

    Священные книги. До начала нашей эры священных книг в буддизме не было. Легенды буддизма столетиями передавались из уст в уста. Поэтому, когда была составлена Священная книга, каждая глава в ней начинается со слов «так я слышал». Священная книга буддизма была впервые составлена в 80 г. до н. э. на Шри-Ланке, и называется «Типитаки» или «Трипитаки», что означает «три корзины» или «три сосуда», так как все тексты разделены на три части – питаки.


    1. Винная-питака. Посвящена правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах.

    2. Сутта-питака. Рассказывает о жизни Будды в его прежних воплощениях.

    3. Абхиддама-питака. Содержит проповеди, поучения на этические и абстрактно-философские темы. В Трипитаке содержится 84 тысячи поучений Будды.

    Древние тексты выполнялись на узких полосках пальмовых листьев, и хранились в специальных корзинах. В 1871г. на V Соборе было решено начать работу по собиранию буддийских текстов в разных странах Востока. Собранный материал составил 729 текстов (столько текстов в Трипитаке). При издании получилось 39 томов большого формата. Многие тексты представляют собой повторение сказанного. Из 39-ти томов 19 томов - комментарии. Одновременно необходимо отметить, что священная книга в буддизме-ламаизме включает в себя 333 тома. Многие из текстов – комментарии на комментарии. По внутреннему содержанию буддийские тексты очень противоречивы.

    studopedia.ru

    Восьмеричный путь — Википедия

    восемь спиц колеса Дхармы — символ Благородного Восьмеричного Пути

    Восьмеричный путь, Благородный восьмеричный путь (санскр. арья-аштанга-марга; пали арья-аштанга-магга)[1] — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания[2] и освобождению от сансары[3]. Лежит, будучи срединным путём[4], посередине между приверженностью мирским удовольствиям и самоистязанием.

    Четвёртая благородная истина буддизма указывает путь (марга) к освобождению от страданий, путь, по которому прошёл Будда и могут следовать другие — и монахи, и миряне. Указанный Буддой путь состоит из восьми правил и называется поэтому «благородным восьмеричным путём».

    Благородный восьмеричный путь состоит из следующих ступеней, разделяемых на три группы[5][6]:

    Русский Пали Санскрит Китайский Японский Тайский Тибетский
    Мудрость Paññā Prajñā
    I Правильное воззрение sammā-diṭṭhi IAST[7] samyag dṛṣṭi IAST 正見 正見, сё: кэн สัมมาทิฏฐิ yang dag pa’i lta ba
    II Правильное намерение sammā-saṅkappa IAST samyak saṃkalpa IAST 正思惟 正思惟, сё: сиюи สัมมาสังกัปปะ yang dag pa’i rtog pa
    Нравственность Sīla Śīla
    III Правильная речь sammā-vācā IAST samyag vāc IAST 正言 正語, сё: го สัมมาวาจา yang dag pa’i ngak
    IV Правильное поведение sammā-kammanta IAST samyak karmānta IAST 正業 正業, сё: го: สัมมากัมมันตะ yang dag pa’i las kyi mtha'
    V Правильный образ жизни sammā-ājīva IAST samyag ājīva IAST 正命 正命, сё: мё: สัมมาอาชีวะ yang dag pa’i 'tsho ba
    Духовная дисциплина Samadhi Samadhi
    VI Правильное усилие sammā-vāyāma IAST samyag vyāyāma IAST 正精進 正精進, сё: сё: дзин สัมมาวายามะ yang dag pa’i rtsol ba
    VII Правильное памятование sammā-sati IAST samyak smṛti IAST 正念 正念, сё: нэн สัมมาสติ yang dag pa’i dran pa
    VIII Правильное сосредоточение sammā-samādhi IAST samyak samādhi IAST 正定 正定, сё: дзё สัมมาสมาธิ yang dag pa’i ting nge 'dzin

    «Путь» не следует понимать линейно, как простое перешагивание со ступени на ступень. Это, скорее, развитие по спирали. Все составляющие части важны на протяжении всего Пути и должны практиковаться постоянно. По мере развития возникают зависимости между отдельными направлениями Пути. Так, например, в соответствии с «правильным намерением» выделяется время в «правильном поведении» для «правильного сосредоточения» (медитации). По мере углубления медитации (правильного сосредоточения) вы убеждаетесь в правильности Учения Будды (правильного воззрения) и практикуете медитацию (правильное сосредоточение) уже и в повседневности (правильное поведение).

    Правильное воззрение[править | править код]

    Правильное воззрение в первую очередь включает в себя постижение четырёх благородных истин[4]. После этого буддисту необходимо постигнуть и прочие основные положения учения, которые необходимо «внутренне пережить» и реализовать в виде главной мотивации своего поведения[8].

    Правильное намерение[править | править код]

    Буддисту необходимо принять твёрдое решение следовать буддийскому пути, ведущему к освобождению и нирване. Также ему необходимо взращивать в себе метту — любящую доброту по отношению ко всем живым существам[4][9].

    Правильная речь[править | править код]

    Правильная речь включает в себя отказ от лжи, неприличных и грубых слов, непристойности, глупости, клеветы и сеющих распри слухов[4][9].

    Согласно Махасатипаттхана сутре, правильная речь означает[10]:

    • воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать;
    • воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;
    • воздержание от грубых слов: говорить мягкие слова, проникающие в сердце, вежливые;
    • воздержание от пустословия: говорить достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с Дхармой.

    В некоторых сутрах[11] даётся более подробное разъяснение этих правил.

    Правильное поведение[править | править код]

    Буддисту необходимо отказаться от убийства, воровства и неправильного поведения в целом[4]. Мирянам необходимо придерживаться пяти заповедей: воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи и опьянения[9]. Соблюдение этих заповедей ведёт к гармонии на разных уровнях — социальном, психологическом, кармическом и созерцательном. Упражнения в моральной дисциплине являются основой для упражнений следующих ступеней, в сосредоточении и мудрости. При дальнейшем углублении сознания этические запреты, служащие для сдерживания аморальных действий в начале пути, переходят в потребность учитывать чувства других живых существ.

    Эта ступень связана с деятельностью физического тела, но оценивается с моральной точки зрения. Согласно Махасатипаттхана сутре, она включает три аспекта[10]:

    • воздержание от желания убивать всех других живых существ,
    • воздержание от воровства,
    • воздержание от супружеской неверности.

    Правильный образ жизни[править | править код]

    В первую очередь в это понятие входит отказ от профессий, причиняющих страдания живым существам[4]. Поскольку труд занимает большую часть времени, то для обретения внутреннего мира следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями. Необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности[12]:

    • связанными с торговлей живыми существами, людьми или животными: работорговля, проституция;
    • так или иначе связанными с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств. Но буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии (но если эта армия сама является агрессором, буддист не должен служить в ней), тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создаёт предпосылки для них;
    • связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ;
    • связанными с одурманивающими веществами: производство алкоголя и наркотиков, торговля ими;
    • любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество[13].

    Правильный образ жизни включает также отказ от излишеств, богатства и роскоши. Только при этом условии можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.

    Последующие три этапа обычно используются монахами в их психопрактиках[14].

    Правильное усилие[править | править код]

    Правильное усилие включает в себя стремление сосредоточить свои силы[14] и реализовать следующие состояния, способствующие пробуждению: самоосознавание, усилие, концентрация, различение дхарм, радость, спокойствие, умиротворение[4].

    В Саччавибханга и Вибханга[15]суттах буддийского палийского канона оно объясняется следующим образом:

    И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи,

    Монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
    Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
    Он порождает желание к возникновению невозникших благих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.

    Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Это называется правильным усилием.

    Правильное памятование[править | править код]

    Правильное памятование (смрити) включает в себя «осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов»[4] с целью достижения «непрерывной осознанности». В качестве методов используется шаматха (успокоение сознания и устранение аффектов) и випашьяна (созерцание, направленное на закрепление позитивных и устранение негативных состояний сознания)[16].

    Профессор Роберт Лестер отмечал, что практика смрити или сати состояла в том, что Будда не пытался подавить различные образы, мысли и ощущения, а «просто сидел, наблюдая за своими чувствами и мыслями, за тем, как они возникают и складываются в случайные узоры». В результате чего он последовательно увидел себя как «скопление физических и психических состояний», непостоянных и взаимозависимых друг от друга; увидел, что причиной физического состояния является действие желания, а желание является поверхностным слоем «эго», являющимся «представлением о собственном „я“». Более внимательно рассмотрев «эго», Будда увидел его как следствие кармы, представляющей собой действие «результирующей энергии» прошлого. Наблюдая за потоком кармы, идущим из прошлого, Будда осознал, что «один поток жизни даёт начало другому, и так без конца». Увидев всю цепочку причин с помощью практики смрити, Будда окончательно осознал, что страдание и волнение является следствием желания и связанного с ним «эго» и может быть прекращено разрушением иллюзии «эго»[17].

    Правильное сосредоточение[править | править код]

    Правильное сосредоточение включает в себя глубокую медитацию или дхьяну[18], а также развитие концентрации и ведёт к достижению предельной созерцательности или самадхи, а затем и к освобождению[4][16].

    Данный этап являлся базисом, на основе которого была создана школа дзэн[18].

    Буддолог Б. И. Кузнецов после изучения большого количества наиболее древних текстов выразил мнение о том, что восьмеричный путь и некоторые другие основные буддийские концепции сформировались окончательно только в сарвастиваде — одной из относительно ранних буддийских школ. Более поздний характер основных буддийских концепций, по сравнению со временем жизни Будды, предполагают и некоторые другие исследователи[19].

    1. ↑ Жуковский, Копцева, 2005, с. 64.
    2. ↑ Жуковская, 1992, «Истоки и основные концепции».
    3. ↑ Лысенко, 2003, с. 3—4.
    4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Лысенко, 2011, с. 228.
    5. ↑ Жуковский, Копцева, 2005, с. 64-67.
    6. ↑ ДН 22: Махасатипаттхана сутта; Сатипаттхана-вибханга Сутта.
    7. ↑ Термин «sammā» также можно перевести как «безупречный», «превосходный».
    8. ↑ Торчинов, 2002, с. 46—47.
    9. 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 47.
    10. 1 2 ДН 22: Махасатипаттхана сутта.
    11. ↑ Абхая сутта, Каммарапутта сутта.
    12. ↑ Ангуттара-Никая, V. 177.
    13. ↑ Мадджхима-Никая, 117.
    14. 1 2 Торчинов, 2002, с. 48.
    15. ↑ Вибханга сутта (АН 45.8) Тхеравада.ру
    16. 1 2 Торчинов, 2002, с. 49.
    17. ↑ Лестер, 1996, с. 277—278.
    18. 1 2 Пивоев, 2013, с. 52.
    19. ↑ Лысенко, 2003, с. 45—46.
    • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
    • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5.
    • Лестер Р. Ч. Буддизм: Путь к нирване // Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2 / пер. А. Н. Коваля. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — С. 264—394. — 640 с. — ISBN 5-232-00311-9, ISBN 5-232-00313-5 (Том 2).
    • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
    • Лысенко В. Г. Восьмеричный путь // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Вост. лит.,ИФ РАН, 2011. — С. 228—229. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
    • Пивоев В. М. Философия: Учебное пособие для гуманитарных факультетов. Часть I. История философии. — 2-е изд.. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 359 с. — ISBN 978-5-4458-3483-0.
    • Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.

    ru.wikipedia.org


    Смотрите также