Николая угодника церковь


Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса

Содержание статьи

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

  • 6 (19) декабря — день праведной кончины;
  • 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) — рождество святого Николая;
  • каждый будничный четверг.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города — Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Читайте также — Словарь «Правмира» — Святитель Николай Чудотворец

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV — VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X — XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Роспись церкви Санта Мария Антиква. Ок. 720 г. Рим (святитель Николай справа)

Образ святителя Николая (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие.

Мозаика апсиды собора Св.Софии в Киеве. Ок. 1037 г. Фрагмент

Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя — образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

Николай Чудотворец со святыми на полях. Кон.X — нач.XI в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой — модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Никола Можайский. XIV в. ГТГ, Москва

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV — XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной, так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-я половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский».

Фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря. 1103-1113 гг. ГТГ, Москва

Фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге. Посл.четверть XII в.

Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва

Читайте также — Чудо Николая Чудотворца (+ ФОТО)

Свт. Николай с житием. 1-я половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб.

Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник

Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва

Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия

Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония

Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание

Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV — нач.XVI в.

Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб.

Никола Можайский. XVII в. Русский Север

Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва

Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония

Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства

Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва

Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

Дни памяти святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря в 2020 году


Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса. Обратите внимание на другие материалы сайта «Православие и мир»:

Храм Николая Чудотворца Москворецкого — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2019; проверки требует 1 правка.
Христианский храм
Храм Николая Чудотворца Москворецкого

Храм Николая Чудотворца Москворецкого 1882 год. Фото из альбома Н.А.Найденова.
Страна  Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания 1829
Строительство 1829—1832 годы
Статус Уничтожен
Состояние Разрушен в 1930-е годы

Храм Николая Чудотворца Москворецкого — православный храм, существовавший в Москве, в Китай-городе, у въезда на Москворецкий мост со стороны Красной площади.

Первая деревянная церковь в честь Николая Угодника была построена на этом месте в XVI—XVII веках, у Москворецких ворот Китай-города. Каменная церковь появилась при царе Алексее Михайловиче Тишайшем, в 1651 году. В 1730 году впервые возведена тёплая церковь, а та, которая простояла до своих последних дней, была построена в 1832 году. Построили её прямо на фундаменте старого храма у въезда на Москворецкий мост.

Главным храмом в этой церкви считался престол Благовещения Пресвятой Богородицы. Сама же церковь святого Николая Чудотворца была возведена в качестве придела при нём. В 1857 году рядом была выстроена колокольня в виде отдельно стоящего здания.

В 1929 году храм Николая Чудотворца Москворецкого, в ряду многих, был упразднен советской властью. А в 1936—1937 году, когда началось строительство нового Москворецкого моста, был полностью разрушен вместе со всеми зданиями, которые находились на чётной стороне Москворецкой улицы — поскольку её адрес был: Москворецкая улица, д. 26.

Фотогалерея[править | править код]

  • Колокольня Храма Николая Чудотворца Москворецкого. 1920-е годы.

  • Москворечье в начале XX века. Справа — Храм Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях — Википедия

Церковь Николая Чудотворца в Подкопа́ях — православный храм Богоявленского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.

История района[править | править код]

Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.[1]

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских, известный в настоящее время как Храм Трёх Святителей на Кулишках.[2][3]

Село Подкопаево два раза упоминается великокняжеским летописцем в 1493 году, когда государь и великий князь Иван III после сильнейшего пожара, истребившего его дворец в Кремле, некоторое время жил у церкви Николы в Подкопаях, пока не был выстроен новый дворец.

Происхождение названия[править | править код]

Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:

По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.[4]

Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».[4]

Известен также рассказ, опубликованный Сергеем Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.[5]

Ещё одна версия объясняет название также подкопом, — здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины.[6] Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.

Строительство храма[править | править код]

Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.

Реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы[7].

Он сложен из так называемого Грозненского маломера — тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.

Упоминается каменной в 1657 году.

В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.

В 1722 году при церкви было два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца.

В XVIII — начале XIX века главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка храма.

В 1748 году церковь пострадала от пожара. В 1750 году на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Губина был обновлён Казанский придел.

В 1759 году была построена существующая колокольня.

В церкви до нашествия французов было три престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и Святой Мученицы Екатерины.

В 1812 году церковь пострадала от нашествия французов. После разорения храм был приписан к Иоанно-Предтеченской церкви Ивановского монастыря, был частично восстановлен (придел Николая Чудотворца просуществовал до 1842 года, после чего из-за ветхости был закрыт).

В 1855 году церковь была передана под Александрийское патриаршее подворье. Никольскую церковь восстановили по проекту архитектора Николая Козловского иждивением московских купцов — ктитора церкви Николая Каулина и Алексея Шевелкина:

При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, при Александрийском Патриархе Иерофее II, по благословению Московскаго Митрополита Филарета и Преосвященного Никанора Епископа Фиваидскаго, ревностным старанием и собственным капиталом Ктитора онаго храма Московскаго Купца и Кавалера Николая Ивановича Каулина и его усерднейшаго сотрудника Алексея Гавриловича Шевелкина, приведен в надлежайшее благолепие и снабжен в изобилии утварью и ризницею Архиерейскою и Священническою и освящен 1858 года Января 26-го дня, оными: Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом, и Преосвященным Никанором Епископом Фиваидским.

Новые иконостасы выполнил резчик В. И. Астафьев и золотильщикДмитрий Иванов, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо — иконописец Рогожин; утварь работы Фадеева.

В 1874 и 1889 годах церковь была обновлена на средства потомственного почётного гражданина Алексея Расторгуева; освящения церкви — 6 декабря 1874 года и 8 июля 1889 года.

В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.

Церковь Николая Чудотворца является объектом культурного наследия, охранный № 114.

Советский период[править | править код]

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта и осквернена в 1929 году.

Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свой инструментальный цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи — закрашены, объём был разделен на два этажа. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. В доме причта располагались конструкторский отдел завода (2-й этаж) и раздевалка рабочих инструментального цеха (1-й этаж). Каменный одноэтажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.

Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Никольская церковь

Возрождение церкви[править | править код]

Храм возвращён Русской православной церкви и вновь освящён 29 сентября 1991 года.

На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.

В ходе реставрации 1994—1996 годов (мастерская № 13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошники XVII века.

При обследовании четверика в 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из «грозненского маломера», датированная реставраторами 1550-и годами.

При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведётся воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии.

Настоятель храма — иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии.

  • План земельного участка церкви святителя Николая в Подкопаях. Арх. Василий Яковлев. 1759. РГАДА.

  • План владения артиллерии капитана Ф. Д. Колтовского и земельного участка церкви святителя Николая в Подкопаях. 1786. ЦИАМ.

  • План двора священника церкви святителя Николая в Подкопаях Семёна Иванова. 1802. ЦАНТДМ.

  • План владения Александрийского Патриаршего подворья в Москве. 1862. ЦАНТДМ.

Храм-маяк Николая Чудотворца — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Храм-мая́к Святи́теля Никола́я Чудотво́рца — храм Украинской православной церкви (Московского патриархата)[2]. Храм расположен в селе Малореченском (юго-восточное побережье Крыма). Храм-маяк является самым высоким храмом в Крыму. Храмовый комплекс входит в состав Мемориала всем погибшим на водах. Автор и главный художник комплекса — народный художник Украины Анатолий Гайдамака.

Церковь-маяк построили по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основными меценатами были Александр Лебедев, российский Национальный резервный банк, банк «НРБ-Украина» и пансионат «Море». Общий бюджет проекта составил 5 млн долларов США при первоначальном бюджете в 3,5 млн[3]. Задолго до начала строительства геологи искали место для храма, так как храм должен стоять на берегу, а юго-восточное побережье Крыма подвержено частым оползням. Тем не менее, в 2017 году потребовались берегоукрепительные и противооползневые работы на общую сумму 3 млн долларов[4][5] из бюджета Российской Федерации[6]. Первый камень был заложен в октябре 2004 года. Работы по проектированию и строительству проводились в очень короткие сроки. В середине 2006 года строительство храма было завершено, а 15 мая 2007 года храм-маяк был торжественно освящён. Церемонию освящения храма совершил митрополит Киевский Владимир (Сабодан)[7].

Внешние элементы храма-маяка

Храм[править | править код]

По своей высоте храм не имеет аналогов в Крыму. Общая высота храма составляет по разным оценкам до 65 метров. На всех четырех фасадах храма в форму огромного креста вписаны изображения святых. Высота каждого панно 15 метров, а площадь 60 м.кв. Восточную часть храма украшает изображение Святителя Николая, а остальные три части фасада украшены изображениями Богоматери: Афонской Божьей Матери, «Знамение» и Покрова Богородицы. В оформлении использованы корабельные якоря и якорные цепи[8].

Под главным крестом, ниже маячного фонаря размещается колокольня с электрическим приводом колоколов. Это нововведение позволяет исполнять разнообразные колокольные мелодии. Росписи в храме посвящены жизни Николая Мирликийского. На потолке одного из портиков изображены знаки Зодиака, символы созвездий, по которым ориентируются мореплаватели. В оформлении церковной площади использованы якоря, якорные цепи, кнехты. Одной из важнейших архитектурных деталей является стена, на которой каждый желающий может поместить табличку с информацией о погибших на воде[8].

Маяк[править | править код]

Храм может играть роль маяка. Под главным крестом храма, внутри позолоченного шара, который символизирует планету Земля, установлен маячный фонарь[8]. Среди туристов популярна версия, что это единственный храм-маяк в Крыму, однако Форосская Церковь также может играть роль маяка. Но несмотря на технические возможности, данные объекты не внесены в лоции Черного моря[9].

Музей катастроф на водах[править | править код]

В цокольной части храмового комплекса в 2009 году открыт Музей катастроф на водах[10]. В 17 помещениях, декорированных в виде затонувшего корабля, каждое из которых повествует с помощью видео и стендов о наиболее резонансных трагедиях на водах Мирового океана. Одна из экспозиций посвящена трагедии теплохода «Армения», которая унесла жизни, по разным оценкам, от 3000 до 7000 человек[11].

Храм-маяк на берегу Черного моря Въезд в с. Малореченское Храм-маяк и вдалеке маяк «Рыбачий» Церковная площадь вечером

Храм Святителя Николая в Котельниках — Википедия

Православный храм
Храм Святителя Николая в Котельниках
Страна  Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Архитектурный стиль ампир
Архитектор Осип Иванович Бове
Дата основания XVII век
Строительство 1822—1824 годы
Реликвии и святыни Частицы святых мощей святых мучеников Людмилы и Вячеслава Чешских, частица святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Феодоровская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, икона с частицей святых мощей святой великомученицы Варвары, икона с частицами мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев, икона с частицей святых мощей святителя Нектария Эгинского, икона великомученика Георгия Победоносца с частицей святых мощей, икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей святого, икона великомученика и целителя Пантелеймона с частицей мощей святого.
Статус  Объект культурного наследия № 7710337000№ 7710337000
Состояние действует
Сайт pccs.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Храм Святи́теля Никола́я в Коте́льниках — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии. Подворье патриарха Московского и Всея Руси; подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии.

Храм расположен в Таганском районе Центрального административного округа города Москвы, по адресу 1-й Котельнический переулок, дом 8. Главный престол освящён в честь Николая Чудотворца; приделы в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в честь преподобномученицы Евдокии (с правой стороны трапезной части храма).

История района[править | править код]

Никольская церковь расположена на берегу Москвы-реки у подножья Швивой горки — юго-западного склона большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников, поселившихся в Котельнической слободе [1][2]

Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного Никольского храма относятся к 1547 году. Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. Память о слободе котельников сохранилась в местных названиях: Котельническая набережная, 1-й Котельнический переулок.

Никольский храм[править | править код]

В 1625 году на месте сгоревшей Троицкой церкви была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Согласно архивным данным, в 1657 году купцы Строгановы построили на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей. Строгановы на тот момент являлись крупными купцами и промышленниками, их усадьба была расположена на соседней Гончарной улице.

В 1688 году на средства Строгановых Никольская церковь вновь была перестроена, в ней появился придел, освящённый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В последующие годы при церкви были похоронены Григорий Строганов (1715), его супруга Марья (1734), а также многие другие известные члены семейства Строгановых[3]

К началу XIX века церковь обветшала. В 1812 году пострадавший во время большого московского пожара Никольский храм был приписан ко храму Косьмы и Дамиана Старого (храм Косьмы и Дамиана Старого был расположен в 3-м Котельническом переулке, разрушен в 1936 году[4])

Современный храм[править | править код]

В 1822 году на средства Сергея Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Автором проекта стал архитектор Осип Бове[5]. 24 августа 1824 года (по старому стилю) Никольский храм был освящён митрополитом Московским Филаретом.

Храм был построен в стиле ампир. Главный объём храма — четверик, на котором установлена ротонда с полуциркульными окнами, разделёнными пилястрами. Южную часть здания, выходящую на переулок, украшает декоративный портик с тремя скульптурными барельефными композициями — «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». С северной стороны храма, обращённой внутрь квартала, устроен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Из-за сильного перепада рельефа повышена цокольная часть под трапезной и колокольней. В 1873 году на средства вдовы диакона Евдокии Виноградовой в трапезной был устроен придел великомученицы Евдокии, к новому приделу и колокольне пристроены входные лестницы. В 1892 году перестройку храма осуществил архитектор Николай Марков[6][5].

Советский период[править | править код]

Никольский храм был закрыт и осквернён в 1932 году. Небольшая часть церковных ценностей была передана в Коломенский музей и в один из храмов в Коломенском, всё остальное было разграблено или уничтожено. С храма были сняты кресты и глава, сбиты рельефы, разрушена церковная ограда. После перестройки в здании храма разместилась химическая лаборатория управления геологии.

В 1970-х годах Никольский храм был частично реставрирован и «поставлен под охрану государства» как памятник архитектуры. В это же время были уничтожены располагавшиеся в храме семейные захоронения Голицыных и Строгановых.

Возрождение храма[править | править код]

Указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 14 августа 1991 года храму святителя Николая в Котельниках был присвоен статус патриаршего подворья. Настоятелем храма стал иерей Михаил Жуков. В 1992 году состоялось малое освящение храма и начались реставрационные работы. После открытия в храм вернулись старинные иконы, которые были вынесены из него тайком, перед самым закрытием, последним священником протоиереем Николаем (Чертковым). Феодоровская икона Божией Матери тайно сохранялась дома в семье протоиерея Николая. Две иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких были отданы на сохранение в церковь Николая Чудотворца в Клённиках.

В 1998 году в отреставрированном храме было открыто представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Присутствовавший на освящении Никольского храма митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма.

28 января 2020 года здания храма и дом причта переданы в собственность Русской православной церкви (распоряжения Департамента городского имущества города Москвы № 2282 и 2287)[7].

Представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии в Москве[править | править код]

5 октября 1999 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии в городе Москве и определил в качестве такового храм Святителя Николая в Котельниках[8].

В 2000 году был назначен первый представитель Православной церкви Чешских земель и Словакии в Москве, ставший настоятелем храма святителя Николая Мирликийского, — протопресвитер Михаил Дандар[9].

В 2005 году исполняющим обязанности настоятеля стал игумен Симеон (Шевцов). Под руководством игумена Симеона был отреставрирован иконостас в приделе преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, был добавлен верхний ряд главного иконостаса[9].

С 25 июня 2006 года по 2 октября 2013 года настоятелем храма был протоиерей Алексий Ющенко[9].

С 3 октября 2013 года по 26 марта 2014 года обязанности настоятеля храма святителя Николая в Котельниках исполнял иерей Андрей Никольский[9].

27 марта 2014 года решением Священного синода Православной церкви Чешских земель и Словакии представителем при патриархе Московском и всея Руси и настоятелем храма святителя Николая Мирликийского был назначен архимандрит Серафим (Шемятовский). Архимандрит Серафим является автором икон и фресок в храмах России, Чехии, Словакии, США, Швеции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии. С 2010 по 2014 годы был клириком кафедрального собора во имя святых Кирилла и Мефодия города Михаловце (Словакия) и личным секретарём архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия. Имеет степень магистра богословия[9].

  • Настоятель храма святителя Николая в Котельниках представитель Православной церкви Чешских земель и Словакии при патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский).
  • Иеромонах Александр (Галушка)[11].

Храм Святителя Николая в Пыжах — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2018; проверки требуют 6 правок.

 памятник архитектуры (федеральный)

Храм святи́теля Никола́я в Пыжа́х — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века.

Храм расположен в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, № 27/6. Стоит между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — памятник архитектуры XIX века, архитектор Александр Никифоров (1890).

Настоятель — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.

Деревянный храм на месте нынешнего был основан не ранее 1593 года, вероятно, одновременно с учреждением стрелецкой слободы. Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов, давший своё имя местности, храму и Пыжевскому переулку. Постройка основного объёма Благовещенского храма датируется 1672 годом (по другим источникам, 1657-м). В 1691 году устроены приделы в честь Антония и Феодосия Печерских и в честь святителя Николая, имя которого со времени и стало главным для «Николы в Пыжах». После разорения в 1812 году храм был восстановлен, начиная с 1848 года, на деньги купцов Ляминых.

Храм был закрыт в 1934 году, последним настоятелем до закрытия был преподобноисповедник Гавриил (Игошкин, 1888—1959). Храм возвращен Русской православной церкви в 1990 году, служба началась в 1991 году. Иконостасы — современные, работы И. В. Клименко; в Никольском приделе — росписи конца XIX века работы А. Соколова[1].

Особенностью церкви является планировка ее двух приделов, «вдвинутых» в северо-восточный и юго-восточный углы основного кубического объема и почти заслоненных широкими полукружиями своих апсид, которые, будучи равновеликими и расположенными на одной линии с апсидой алтаря главного храма, выглядят традиционной трехчастной апсидой. Стройная шатровая колокольня с великолепно декорированной «висящей» аркой входа принадлежит к лучшим образцам этого типа сооружений в московском зодчестве. Примыкающие к храму трапезная и колокольня поставлены по главной оси, то есть «кораблем», как это стали делать со второй половины XVII в. Типичный пятиглавый, бесстолпный храм с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, богато декорированный кирпичными деталями «штучного набора».[2]

  • Никольская церковь

  • Никольская церковь

  1. ↑ История Никольской церкви (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 октября 2009. Архивировано 20 февраля 2009 года.
  2. ↑ Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель / М. Ильин, Т. Моисеева. — Москва, Лейпциг: Искусство, Эдицион, 1979. — С. 492. — 584 с.
  3. ↑ О храме (неопр.). www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai. Дата обращения 26 сентября 2019.

Расписание Богослужений . Храм Святителя Николая в Хамовниках

Вс

1

Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье

7:00

10:00

17:00

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

Вечерня с чином прощения

Пн

2

Свт. Льва, Папы Римского

7:00

 

18:00

Утреня, часы, изобразительны, вечерня

Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

Вт

3

Апп. От 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии

7:00

 

18:00

Утреня, часы, изобразительны, вечерня

Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

Ср

4

Прп. Льва, еп. Катанского

7:00

 

 

 

18:00

Утреня, часы, изобразительны, вечерня,

Литургия Преждеосвященных Даров

Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

Чт

5

Прп. Тимофея в Символех. Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского

7:00

 

18:00

Утреня, часы, изобразительны, вечерня

Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

 

Пт

6

Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа

7:00

 

 

 

18:00

Утреня, часы, изобразительны, вечерня,

Литургия Преждеосвященных Даров Общая исповедь,

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Сб

7

Вмч. Феодора Тирона. Обретение мощей блж. Матроны Московской

8:00

17:00

Литургия, исповедь

Всенощное бдение

Вс

8

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

7:00

10:00

17:00

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

Великое повечерие,утреня, 1 час

Пн

9

Свт. Тарасия, Патриарха Константинопольского

8:00

 

 

17:00

3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня

 

Великое повечерие, утреня и 1-й час

Вт

10

Свт. Порфирия, архиеп. Газского

8:00

 

 

17:00

3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Ср

11

Прп. Прокопия Декаполита, исповедника

8:00

 

 

 

17:00

Часы, изобразительны, вечерня,

Литургия Преждеосвященных Даров.

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Чт

12

Прп. Василия исповедника. Сщмч. Арсения, митр. Ростовского

8:00

 

17:00

3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Пт

13

Прп. Иоанна Кассиана Римлянина

8:00

 

 

17:00

Часы, изобразительны, вечерня,

Литургия Преждеосвященных Даров

 

Заупокойное богослужение

Сб

14

Прмц. Евдокии. Прмц. Ольги. Cщмч. Александра пресвитера.

8:00

17:00

Литургия, исповедь Панихида

Всенощное бдение

Вс

15

Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы

7:00

10:00

17:00

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

Вечерня с Акафистом Страстям Христовым

Пн

16

Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Волоколамской иконы Божией Матери

8:00

 

17:00

Утреня, часы, изобразительны, вечерня

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Вт

17

Блгв. кн. Даниила Московского.

8:00

 

17:00

3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Ср

18

Сщмч. Николая пресвитера. Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

8:00

 

 

 

17:00

Часы, изобразительны, вечерня,

Литургия Преждеосвященных Даров.

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Чт

19

Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского

8:00

 

17:00

3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня

Праздничное богослужение

Пт

20

Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных»

8:00

 

 

 

17:00

Часы, изобразительны, вечерня,

Литургия Преждеосвященных Даров

 

 

Заупокойное богослужение

Сб

21

Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского. Ап. Ерма.

8:00

17:00

Литургия, исповедь, панихида

Всенощное бдение

Вс

22

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

7:00

10:00

17:00

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

Вечерня с Акафистом Страстям Христовым

Пн

23

Прп. Анастасии Патрикии. Сщмч. Димитрия пресвитера

8:00

 

17:00

Утреня, часы, изобразительны, вечерня

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Вт

24

Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского.

8:00

 

 

17:00

3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Ср

25

Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова

8:00

 

 

 

17:00

Часы, изобразительны, вечерня,

Литургия Преждеосвященных Даров.

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Чт

26

Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского

8:00

 

 

17:00

3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Пт

27

Прп. Венедикта Нурсийского. Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России

8:00

 

 

17:00

Часы, изобразительны, вечерня,

Литургия Преждеосвященных Даров

 

Заупокойное богослужение

Сб

28

Сщмчч. Алексия пресвитера. Сщмч. Михаила пресвитера

8:00

17:00

Литургия, исповедь Панихида

Всенощное бдение

Вс

29

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника

7:00

10:00

17:00

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

Вечерня с Акафистом Страстям Христовым

Пн

30

Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца

8:00

 

 

17:00

Утреня, часы, изобразительны, вечерня

 

Великое повечерие, утреня, 1-й час

Вт

31

Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского.

8:00

 

 

17:00

3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня

 

Великое повечерие, утреня, 1-час

Храм Николая Чудотворца (Воронеж) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требуют 16 правок.

Храм Николая Чудотворца — православный храм в Воронеже.

История строительства[править | править код]

Храм Николая Чудотворца был построен в период между 1712 и 1720 годами, и, в отличие от множества других храмов Воронежа, практически всё время использовался по своему прямому назначению. История Никольского храма восходит к началу XVII века, когда здесь, в Напрасной слободе, был поставлен деревянный храм в честь св. Димитрия Углицкого. В Писцовой книге 1615 года он значился так:

Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, а другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государево грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень; а на той земле во дворе поп Матвей Афанасьев, дьячок Савка Филипов, пономарь Петрушка Кондратьев; да на той же земле дворишки бобыльские.

В Димитриевской церкви находился почитаемый чудотворный образ Николая Чудотворца. Написан он был не позднее середины XVII века; о нём сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте:

Лета 7160 (1652) построен сей крест на Воронеже городе к церкви Благоверного Царевича Димитрия, что стоит образ чудотворца Николы.

Эти реликвии стали единственными из сохранившихся после пожара в 1703 году, были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там ещё в начале XX века. В 1712 году на пожертвования горожан церковь была отстроена в камне и в 1720 году освящена в честь Святителя Николая.[1] По своей композиции она чрезвычайно близка к построенной в те же годы церкви Иоанна Воина в Москве.

Пожар 1748 года вновь повредил Никольский храм: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь во имя великомученика Димитрия Солунского в трапезной. В 1768 году вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1788 году в главном храме был обновлён иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. В XVII и XVIII веках храм был одним из самых богатых в городе. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков устроил в храме придел в честь своего митрополита Алексия, освящённый 27 сентября 1831 года. В 1831 году, во время эпидемии холеры, прославилась особо чтимая Толгской иконы Божией Матери, икону носили по улицам и домам горожан. В 1836 году на деньги купцов Лялиных в храме в честь этой иконы был сооружён правый придел. Придел разместили на месте Димитриевского, который был отнесен влево, для чего пробили капитальную стену. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний перед революцией ремонт был проведён в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всём храме появилось водяное отопление.

Советское время[править | править код]

В 1920-х годах Никольский храм становится оплотом обновленцев. В 1930-х годах ряд священников храма был репрессирован. В 1940 году храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны были разрушены два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. Война заставила власти пересмотреть своё отношение к Русской православной церкви. 5 февраля 1942 года храм вернули церкви. В 1943-1949 годах Свято-Никольский храм - единственный действующий в городе, становится кафедральным собором. В период оккупации правого берега Воронежа, с июля 1942 по январь 1943 года, храм не действовал. Первый послевоенный архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (1866-1945) покоится сейчас за алтарём храма. К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанский и Покровский собор, к последнему перешёл статус собора.

Восстановление и реставрация[править | править код]

В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, храм был заново расписан внутри, но сохранились и иконы XIX века. В 1996 году художником К.Д. Ясиновским была исполнена мозаичная надвратная икона, а в 2005 году на колокольне появилась мозаичная икона св. Николая Воронежского художника Чурюмова. В июне 2001 года, по благословению Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, храм был освящен в честь Толгской иконы Божией Матери и состоялось первое богослужение.[2][3]

В 2016 года началась масштабная реконструкция храма: был отреставрирован алтарь, проведена система отопления, подключена вода, перекрыты полы, проведена сигнализация и видеонаблюдение, укреплена подпорка стены, обновляются орнаменты. Капитальные работы планируется завершить к 300-летию храма (2020 год).

Работы ведутся при финансовой поддержке бизнесмена Петра Вьюнова, а также прихожан церкви.[4]

Настоящее время[править | править код]

Каждый день в храме проводятся богослужения. Сейчас при нём работает воскресная школа, действует клуб Православные богатыри.

В Свято-Никольском храме находятся следующие святыни:[5]

25 московских храмов, где есть мощи святителя Николая Чудотворца

Мы подготовили для вас список известных нам московских храмов, в которых хранятся частицы мощей святителя Николая Чудотворца.

1. Данилов Свято-Троицкий монастырь

Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

2. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Ул. Большая Лубянка, д.19.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца была передана Московскому Сретенскому монастырю 21 мая 2014 года.

3. Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1.

В монастыре хранится икона с частицей мощей святителя Николая.

4. Новодевичий женский монастырь 

Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

В Успенском соборе обители находится икона свт. Николая с частицей мощей.

5. Николо-Перервинский монастырь

 Ул. Шоссейная, 82.

Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

6. Богоявленский кафедральный собор в Елохове 

Ул. Спартаковская, 15

В храме хранится частица мощей свт. Николая Чудотворца.

7. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище

Ул. Рябиновая, д. 18

В храме находится икона с частицами мощей святителя Николая Чудотворца.

8. Храм Архангела Михаила в Тропареве

Проспект Вернадского, д. 90

9. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее

Малый Толмачевский переулок, д.9

По решению руководства Третьяковской галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее для поклонения и молитвенного почитания верующих был перенесен ковчег с мощами более 30 святых, в том числе — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Драгоценный ковчег XVIII века ранее хранился в запасниках музея.

10. Храм Всех Святых на Кулишках

Славянская площадь, д. 2

В Всехсвятском храме каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей святителя Николая после окончания Божественной Литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения. В 17.30 перед святыми мощами святителя Николая и у его святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом ковчеге.

11. Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Сокольническая пл. 6.

В храме хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей

12. Храм свт. Николая на Трёх Горах

Нововаганьковский пер., д. 9.

В храме хранится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях.

13. Храм святителя Николая в Котельниках

1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1.

Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Она хранится в особой подвеске из серебра перед иконой святителя Николая. Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент. Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг.

14. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе

Новоясеневский пр-т., д. 42

15. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове

Староваганьковский переулок, 14.

В храме хранится чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

16. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках 

Лубянский проезд, 9, стр. 2.

Частица мощей святителя Николая была принесена в храм 30 марта 2011 года и помещена в специальный мощевик, который затем был вставлен в икону святителя Николая.

17. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине

1-й Голутвинский пер., 14

В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

18. Храм святителя Николая в Покровском

Ул. Бакунинская, 100.

В храме хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца

19. Храм свт. Николая в Хамовниках

Ул. Льва Толстого, 2.

Частицу мощей святителя Николая передал на хранение в храм Святейший патриарх Кирилл в декабре 2010 года.

20. Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове

Ул. Солдатская, 4.

Ковчег с частицей мощей свт. Николая и других святых находится в главном приделе справа у амвона.

21. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле

Ул. Радио, 2.

В храме находится крест-мощевик с частицей мощей свт. Николая.

22. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино 

Большая Косинская улица, 29, стр. 3.

В храме хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

23. Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове

Ул. Байкальская, 37А.

Частица мощей святителя хранится в мощевике, где собраны мощи около ста святых, с левой стороны солеи.

24. Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель»

Ул. Б. Ваганьковская, 3.

Крупная частица мощей была передана благотворительному фонду в 2012 году.

25. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке

Брюсов переулок, 15/2.

В храме хранится образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение святителю совершается в храме обычно после вечерни по четвергам.

Московская область

Николо-Угрешский монастырь

Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1.

В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Словарь «Правмира» — Святитель Николай Чудотворец

Храм святителя Николая Чудотворца Адлерского района г. Сочи — Приходской сайт

Поздравление пациентов МБУЗ г. СОЧИ «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА №7» с праздником Сретения Господня.

15 февраля 2020 года, волонтеры храма свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца Адлерского района, посетили МБУЗ г. СОЧИ «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА №7», чтобы поздравить с праздником Сретения Господня,...

Рождественское поздравление пациентов МБУЗ г. СОЧИ «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА №7»

7 января 2020 года, волонтеры и учащиеся воскресной школы храма свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца Адлерского района, посетили МБУЗ г. СОЧИ «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА №7», чтобы поздравить со светлым праздником...

ПРАЗДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ.

Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их...

Поездка детского хора на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла с храм св. вмч. Георгия Победоносца села Лесное.

В храме св. Николая Чудотворца радует прихожан своим пением детский хор младшей группы воскресной школы, который каждое воскресенье после долгих и упорных репетиций исполняет взрослый...

ПРАЗДНИК ДНЯ ЛЮБВИ, СЕМЬИ И ВЕРНОСТИ, ПРОШЕДШИЙ В СТЕНАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДЛЕРСКОГО РАЙОНА.

8 июля 2019 года, в День семьи, любви и верности, в день памяти благоверных Муромских князей Петра и Февронии, в Управлении социальной защиты населения Адлерского...

» ПРАВО НА ПАМЯТЬ»

  19 мая 2019 года, в День памяти геноцида греков Понта и Малой Азии, в храме святителя Николая Чудотворца в Адлерском районе была совершена панихида по...

«ПОСТ – МАТЕРЬ ЦЕЛОМУДРИЯ». ЗАВЕРШИЛОСЬ ЧТЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОКАЯННОГО КАНОНА ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО.

Великий пост – время, которое часто называют духовной весной. Но не потому, что этот период совпадает с календарным временем года. Весна – период возрождения. После...

Изучение Библии, Священного Писания Ветхого и Нового Завета — всему этому уделяется большое внимание в общине храма святителя Николая.  Членам и друзьям прихода предлагается большое...

Открытые уроки в 4-х классах школы №25.

28 и 29 января состоялись открытые уроки в 4-х классах школы №25 по предмету Основы Православной культуры. Уроки провел прот. Михаил Петухов.      ...

ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

«Ты свет к просвещению язычников и слава людей Израиля…». 15 февраля, в день Сретения Господа, в храме святителя Николая Чудотворца протоиерей Димитрий совершил праздничную Божественную...

Церковь Святителя Николая Чудотворца (Командорские острова) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Церковь Святителя Николая Чудотворца — храм Петропавловской и Камчатской епархии Русской православной церкви в селе Никольское, Алеутского района Камчатского края. Единственный действующий храм на Командорских островах. Часто называется самым восточным храмом России.

Самостоятельный православный приход на Командорских островах был образован в 1887 году. На островах тогда не было храма, но действовало несколько старых обветшавших часовен. Для постройки нового храма, начало которой было намечено на весну 1888 года, был привезён лес из Америки. Строительство церкви продолжалось до 1892 года. На 1892 год приходилась годовщина чудесного избавления от опасности цесаревича Николая, а само село ещё с 1880-х годов называлось Никольским, но старая часовня была освящена в 1842 году епископом Иннокентием (Вениаминовым) во имя святителя Иннокентия Иркутского, который считался небесным покровителем села, поэтому новая церковь была освящена одновременно и во имя Николая Чудотворца, и во имя Иннокентия Иркутского. Несколькими годами позже в селе Преображенском на острове Медный построили ещё одну церковь (посвящённую Преображению Господню) по проекту Никольско-Иннокентиевского храма[1]. В 1920-х годах оба храма были закрыты. Спасо-Преображенская церковь была разобрана в 1930-х годах. В Никольско-Иннокентиевской церкви разместили сельский клуб, а затем общежитие и художественную школу. В 1983 году здание бывшего храма сгорело[2].

В 1991 году на Командорских островах были обнаружены останки Витуса Беринга и пяти других участников Второй Камчатской экспедиции. Останки были отправлены в Москву, где после тщательного исследования было решено перезахоронить их на острове Беринга. Для этого на остров прибыл о. Ярослав Левко, который совершил панихиду по погибшим морякам, ставшая первой церковной службой на острове с 1926 года. В 1998 году на островах три дня находился игумен Диомид (Дзюбан), бывший тогда настоятелем Елизовской Свято-Троицкой церкви, крестил людей и служил литургию. В феврале 2000 года на остров отправлен иеромонах Аркадий (Смекалов). В общине тогда были всего 3—4 человека. Летом того же года настоятелем прихода назначен иерей Константин Бацаценко, а в 2007 году его сменил иерей Виктор Музыкант. В 2009 году община была наконец зарегистрирована в Министерстве юстиции и приступила к вопросам постройке храма[2].

17 сентября 2010 года патриарх Кирилл посетил Командорские острова и освятил место строительства нового храма[3]. Ровно через год было освящено основание церкви, а 3 ноября 2011 года на остров доставлен разобранный храм. Из Кирова до Владивостока его везли на железной дороге, где церковь погрузили на теплоход. Весь путь занял полтора месяца. Затем вятские мастера восемь недель собирали храм на месте[4]. В сентябре 2012 года в церкви установили иконостас, сделанный художниками мастерской «Абрамцево» из Сергиева Посада, а Алеутский краеведческий музей вернул колокол Никольско-Иннокентиевской церкви, вылитый в 1891 году в Санкт-Петербурге на заводе В. Орлова. 27 октября 2012 года епископ Петропавловский и Камчатский Артемий совершил освящение храма[5]. К тому времени у прихода не было своего настоятеля, а богослужения осуществляли священники Камчатской епархии вахтовым методом[6]. В январе 2013 года на острова прибыл иерей Евгений Цукало[7]. В октябре 2015 года о. Евгений отправлен для дальнейшего служения в Москву, а новым настоятелем сроком на два года назначен иерей Владимир Миронов[8]. В октябре 2017 года о. Владимир был награжден правом ношения камилавки, а срок его командировки продлён ещё на год[9].


Смотрите также