Николай чудотворец икона фото в хорошем качестве


СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ - ИКОНЫ: mon_sofia — LiveJournal

Николай Мирликийский


Николай Мирликийский


Николай Мирликийский


Николай Мирликийский


Николай Мирликийский


Николай Мирликийский, фото


Николай Мирликийский


Николай Мирликийский

http://fotki.yandex.ru/next/users/kondoribbrat/album/184712/view/756027?page=79

Место создания: Россия
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реставрация: Реставрирована в Центральных государственных реставрационных мастерских в 1929 году.
Размер: 57 х 46 см
Материал: Дерево, темпера
Иконографическая справка: Икона первоначально находилась в Николо-Бабаевском монастыре (близ погоста Большие Соли, на берегу Волги), является одним из повторений чудотворной иконы обители, которая, по преданию, явилась на бабайках (веслах от плотов). Данный иконографический тип близок изображению Николы Великорецкого. Для обоих изводов характерно, что средник и клейма имеют одинаковые размеры.
Клейма:
1. Приведение в учение
2. Явление свт. Николы царю Константину во сне
3. Избавление Димитрия со дна моря
4. Никола служит литургию
5. Исцеление бесноватого
6. Избавление трех мужей от казни
7. Возвращение Агрикова сына
8. Преставление свт. Николы
Любопытная иконографическая деталь — «иноземные» одежды Василия в 7-м клейме («Возвращение Агрикова сына»): на нем кафтан с расходящимися полами, из-под которого видны короткое нижнее платье и широкие шаровары, на голове остроконечная шляпа с большими полями. Здесь Василий предстает перед родителями «в свитах срачинских и в фа-кули», согласно тексту Жития.
Стилистическая справка: Авторская


















Фотографии в альбоме «Николай Мирликийский», автор kondoribbrat на Яндекс.Фотках


Серия сообщений "Иконы,церковные праздники":
Часть 1 - С Праздником! Троица!
Часть 2 - Введение. Иконография Праздника.
...
Часть 41 - Художник Симоне Мартини 1284−1344, Италия
Часть 42 - Как создают иконы.
Часть 43 - «Николай Мирликийский»


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Иконы святого Николая Чудотворца: примеры изображений

Николай Чудотворец — один из главных святых православной веры. Место его образов на иконостасе — рядом с Девой Марией и Иисусом Христом. Христиане очень уважали епископа Мирликийского при жизни и продолжают его почитать по прошествии многих веков после приставления.

После крещения Руси Святоникольские храмы занимали первое место по количеству после церквей, посвященных Богоматери. Примерно так же дела обстоят с иконами — их создавалось огромное множество. Точное количество не подсчитать — многие старинные образы уничтожены, другие проданы за границу советской властью, часть вернувшихся на родину находятся у частников. Но то, что по сей день Николай Угодник — одна из самых уважаемых личностей христианской истории, остается бесспорным фактом.

Личность святого

Николай родился в обеспеченной семье, в городе Патаре. С детства проявлял интерес к богослужению, все свободное время посвящал изучению святого писания или молитвам. Священник местной церкви, дядя Николая, заметил его тягу к Господу, сделал сначала чтецом своего храма, а позже священником.

После смерти родителей Чудотворец унаследовал приличное состояние. Сразу он раздал его нуждающимся. Сам отправился учиться в Александрию. После путешествия ушел в монастырь, чтобы посвятить всю свою жизнь молитве. Но Бог явился во сне к Николе, сказал, что он должен служить ему по-другому, уйти из монастыря, чтобы проповедовать, помогать нуждающимся, наставлять на духовный путь, защищать слабых.

Вскоре Никола стал епископом Миры Ликийской. Есть две версии того, как именно он получил столь высокий сан:

  • Совет не мог выбрать достойного, стал молиться, чтобы Господь указал им на человека, который должен занять этот пост. Тогда Святой Дух явился во сне к одному из епископов и сказал, чтобы назначили первого Николая, который войдет в храм. Им оказался Никола Угодник.
  • Он стал им благодаря своим деяниям, известности в православном мире в качестве благочестивого христианина, проповедника, божьего угодника.

Историки не исключают ни одну из версий. Сказать, какая из них истинная, на основании существующих документов также не могут.

Иконография

Иконография Николая насчитывает множество разных образов. Основное деление списков проводят по способу изображения святого:

  • поясные — изображен по пояс;
  • ростовые — показан во весь рост;
  • житийные – по центру нарисован Никола (полностью или по пояс), обрамление представляет собой сцены из жизни святого, его деяний, сотворенных чудес, становления в церковной иерархии.

Чаще всего Чудотворца показывают так: в левой руке держит открытое или закрытое евангелие, правой благословляет. Но существуют исключения, которые приведены чуть ниже.

На многих святынях на фоне или сверху, внутри медальонов, художники помещали Иисуса и Деву Марию, которые возвращают Николе атрибуты архиерейских полномочий — Евангелие и омофор. Именно возвращают, так как после Никейского Собора святого лишили сана и воли. Поэтому значение изображений растолковывают так: Николу осудили несправедливо, сам Господь велел исправить это. В церковной истории возвращение епископского сана Николаю Угоднику известно, как «Никейское чудо».

Примеры разных икон и их описание

Самая древняя из сохранившихся икон Николая содержит его изображение и изображение святых Синайского монастыря святой Екатерины. Значение жеста, который делает Никола правой рукой, — не благословляющий, как на большинстве образов. Его толкуют, как указывающий на Евангелие, то есть призыв к изучению Слова Божьего, проведению молитвенных обрядов. Некоторые уверены, что это жест речи, а Угодник запечатлен читающим проповедь, ссылающимся при этом на священное писание.

Епископа Мирликийского изображали не только на иконах. Он есть в декорациях множества древних храмов. Художники помещали святого как отдельно, так и в композициях «Святительский чин». Фрески и мозаики сохранились в соборе Святой Софии (Константинополь), Софийском соборе (Киев), церкви Успения (Дафни), Георгиевском Соборе (Старая Ладога).

Все изображения типичны: правой рукой Николай благословляет, левой держит Евангелие. Из облачения — фелонь, омофор, риза, поручи.

До наших дней сохранился уникальный чудотворный образ. По преданию, новгородскому князю Мстиславу, который тяжело заболел, во сне было явление. Никола Угодник велел перенести свой образ, написанный на круглой доске, из Киева в Новгород. Князь удивился, ведь подобных икон не было в Киевских церквях, соборах и монастырях. Значение сна стало непонятным, загадочным. Тем временем российские послы причалили к острову Липно, пережидая шторм, бушевавший на Ильмен-озере (западная часть современной Новгородской области). На четвертый день стоянки они заметили проплывающую икону, точно соответствующую описанию, данному во сне. После чудесного исцеления князя образ оставили в Никольском соборе, на Ярославовом дворище. Так прижилось название иконы — «Никола Дворищский». На озере Липно основали монастырь.

С XV века на Руси появляются иконы Николы Можайского. Они повторяют деревянную статую, которая покровительствовала Можайску. Легенда гласит, что во время набега на город врагам явился Никола. Он стоял в воздухе, держал в руках поднятый клинком к небу меч и модель храма. Нападающие убежали, испугавшись показавшего им предупреждение святого, а жители создали резную статую своего защитника. Сегодня скульптура хранится в Третьяковской галерее.

О чем просят Николая?

Никола — защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, солдат, путешественников. Этот святой всегда откликается на искренние просьбы, помогает в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Чаще всего к Николаю Чудотворцу обращаются со следующими проблемами:

  • Опасность в пути. Если человек едет в дальнюю дорогу, неизвестно, какие неприятности с ним могут случиться. Нужно обязательно молиться за путешественника Николе, чтобы Чудотворец присматривал и помог в беде.
  • Проблемы в учебе. Епископ Мирликийский всю жизнь учился. Страсть к познанию Божьего Слова была с ним с раннего детства до глубокой старости. Поэтому он всегда готов помочь тем, кому сложно учиться.
  • Несправедливое осуждение. Николу несколько раз заточали в темницу. И каждый из них — несправедлив. Однажды он пострадал за проповедование христианства, потом церковный суд приговорил его к заключению. Ещё при земной жизни Николай запомнился, как ярый заступник невиновных.

Николай Чудотворец поможет вернуться на истинный путь заблудшим, найти правильное решение в сложной ситуации. Важно искренне молиться ему, во время произношения святых слов откинуть все дурные, греховные помыслы.

Чудо Николая Чудотворца (+ ФОТО)

Наверное, самый естественный и лучший результат осмысления подвига новомучеников и исповедников Русской Церкви XX столетия — это возвращение настоящей святости. XXI век — время возвращения святости в личную жизнь, в семью, в церковную общину и в жизнь общества (даже если мы трезво понимаем, что общество несвято, в худшем даже значении этого слова — «unholy» по-английски).

Я говорю о святости реальной, а не сказочной, которой пропитаны многие тома житий святых. Прошу понимания — я не подвергаю сомнению подвиги древних мучеников, преподобных и праведных. Святитель Николай для любой эпохи может быть настоящим маяком простой святости — жизни по заповедям и в любви Христовой.

Икона и ковчег с мощами свт. Николая, Бейт-Джала

Нам много известно о его святых поступках, но, я думаю, большинство его деяний остались неизвестными — так же, как и в жизни, наверное, почти всех святых. И поэтому главные уроки нам стоит выводить из неизвестного, но понятного.

Святые жили по заповедям Христа. Как говорил преподобный Иоанн Дамаскин, «не бойся того, что заповеди трудны для исполнения — они не трудны, многие святые исполнили гораздо больше того, что предписано заповедями».

Святые жили в действенной и сострадательной любви к людям — без различия социального и религиозного. Именно эта любовь ко Христу и ближнему запечатлелась в памяти людской более всего — она расцвечивает жития святых известными нам деяниями.

Как жить по заповедям? Чтобы по ним жить — их надо узнать, с любовью принять и не забывать. «Согрешать» почаще деятельной сострадательной любовью и перенести центр Вселенной с себя любимого на других любимых — на супругу, детей, родителей, на тех, кто остро нуждается в нашей помощи — в той мере, в какой мы можем ее оказать.

Просить Бога дать возможность помогать людям. Мы хорошо умеем просить для себя, но не всегда получаем просимое — потому как надо сначала научиться просить для других.

Я знаю одного священника, который служил на очень небогатом приходе и сам часто нуждался, но когда случалось ему или совершить «богатую требу», или получить какое-то личное пожертвование, делился средствами с тем, кому они были очень нужны, и при этом всегда говорил так: «Мне Господь самому не дает лишних денег, наверное, я не смогу ими правильно распорядиться — растрачу по мелочам и пустякам, пропью, не дай Бог. Но я счастлив, что могу эти «лишние» деньги давать тому, кто нуждается и практически не имеет надежды. И больше всего я благодарю Бога, что Он дает мне возможность помогать людям — в этом мое счастье».

Этому, наверное, его научили Христос, Матерь Божия и святитель Николай. Недаром любовь человеческая дала в житиях доброе прозвище «Милостивый» самым любимым святым, которые всегда были около людского горя и нужды. Никола Милостивый, Иоанн Милостивый, Филарет Милостивый, Павлин Милостивый…

Причем милость каждого раскрывалась по-своему. Это свидетельство многогранности таланта милосердия, которое может жить в сердце только по вдохновению Святого Духа.

Так было всегда, и так есть сейчас: одни наживали себе капитал около человеческой беды — голод, засухи, моровые болезни, войны и изгнания, а другие расточали свою жизнь, но вытаскивали других от смерти и отчаяния к жизни. И мы на примере Николая Чудотворца видим, что не только в денежном эквиваленте меряется милостыня.

Это и денежка, и кусок хлеба, и одежда для нагого, и посещение больных и заключенных. И то, что может быть в наше время важнее всего — просто подержать человека за руку, согреть его теплом своего (теплохладного даже) сердца, сказать слово утешения.

Но утешение тоже должно быть христианским, не пассивным гипнотизированием или аутотренингом — «тебе хорошо», «ты достоин лучшего и получишь это». Утешение — это слово того, кто верует в милость Спасителя, которая дается измученной окружающим Вавилоном душе за верность Христу и за покаяние.

Ведь покаяние — самая активная позиция, какая только может быть на земле. Это пересмотр всех жизненных установок, «перемена ума» — метанойя. Эта перемена может быть хотя бы в том, что я — больше не «Я», не центр мира. В центре мира — Христос и правда Его, а мы, перефразируя Тертуллиана, «маленькие рыбки, плещущиеся в кристальной воде Его милосердия».

В наше время, когда добро девальвировалось, очень немало — быть просто хорошим и порядочным человеком. Что это значит? Например, делать добрые дела, а не только философствовать о добре на кухне. Человек происходит с неба — в Боге его корни. Для земной жизни может быть достаточно просто быть порядочным и милосердным. Чтобы быть гражданином вечности, недостаточно просто носить белую ленточку.

Надо, чтобы действующей силой в нас, ведущей к добру и побуждающей его делать — был Христос, Духом Святым преображающий нас в святость. Надо мыслить христиански-стратегически — не на 20-30-50-70 лет вперед, а на вечность. Жить делами святых, а не просто умилением над реальными и приукрашенными в житиях фактами. Не в святой виртуальности, и а в реальности святых — тут, сейчас и всегда.

Но наших сил тут не достанет… И Господь дает нам помощников, среди которых святитель Николай — один из первых. Люди забыли многих святых, которых прославил Бог, но Он их всех помнит, и они также всех нас помнят!

Нам только надо поверить в то, что есть «инструменты» в Церкви, которые помогут каждому преодолеть его несовершенство. Инструменты эти нам знакомы: молитва, пост, милостыня. И если относиться к ним как к вещам живым, а не механически, молиться с умилением, но без истерики, поститься в меру ради Христа, а не ради проверки своих сил, милостыню творить в тайне ради милости и Христа, а не ради рекламы — добрый плод обязательно будет.

* * *

Храм в честь свт. Николая, Бейт-Джала

В пригороде Вифлеема есть город Бейт-Джала, в котором стоит храм святителя Николая, построенный в XIX-XX веках. Он возведен над пещерой — в ней святитель жил во время своего паломничества в Святую землю в IV веке.

В Бейт-Джале Николая Угодника почитают с самых древних времен. Из пятнадцатитысячного населения — 13 тысяч православных, два больших храма, крепкая православная община. В храме есть две чудотворных иконы святителя — старая и новая.

Новая написана англичанином — православным реставратором, который работал тут над воссозданием росписей и, вдохновленный рассказами о чудесах святителя Николая, написал в 2007 году его образ. Икона в сентябре 2010 года замироточила, и миро исходит до сих пор. На ней в клеймах изображены чудеса Николая Чудотворца, которые он сотворил в наши дни над храмом.

В годы арабо-израильской войны, когда бомбили храм, ни одна ракета или бомба не попали в церковь. Есть свидетельство многих простых людей и священника католического храма, который стоит через улицу: во время бомбежек над православным храмом являлся святитель Николай и собирал бомбы себе в мантию. Ничто не повредило храм…

Старая икона — XIX века — тоже имеет свою историю. Православный мирянин Майкл регулярно приобретал в одной антикварной лавке в Иерусалиме старинные вещи. Однажды ему понравилась икона святителя Николая.

Майкл честно сказал, что хотел бы приобрести икону для храма — и неверующий хозяин магазина, почувствовав, что на горячем желании верующего можно неплохо подзаработать, загнул жуткую цену. Опечаленный покупатель ушел без иконы.

И вот, через три дня ему звонит хозяин магазина и просит срочно приехать за иконой. Майкл приехал — хозяин отдает ему икону. — Сколько стоит? — Денег не надо, — отвечает и рассказывает такую историю. В первую ночь ему явился ангел со словами «Верни икону домой!»

Лавочник посчитал это простым совпадением, но на другую ночь ему явился некий старый человек и сказал: «Ты меня не знаешь и не знаешь, где мой дом, а Майкл знает, где мой дом. Отдай ему икону, и он отвезет ее в мой дом».

Вот так икона пришла в храм Николая Чудотворца. В этом же храме хранится частица мощей святителя Николая, ее передал в дар из Бари Папа Римский после того, как от католического священника Бейт-Джалы услышал историю о чудесном спасении православного храма во время бомбежек.

Бейт-Джальские события — как раз то, что может помочь нам почувствовать, что святитель Николай тут, рядом, и скор на помощь. Господь ясно дает понять, что вечность действует сию минуту — а не наступит когда-нибудь потом. На то она и вечность. А святые — живые свидетели этому.

«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 46-48).

Храм свт. Николая, Бейт-Джала

Пещера свт. Николая, Бейт-Джала

Пещера свт. Николая, Бейт-Джала

Пещера свт. Николая, Бейт-Джала

Новая мироточивая икона свт. Николая, Бейт-Джала

Клеймо новой иконы свт. Николая

Клеймо новой иконы свт. Николая, Бейт-Джала

Мраморное изображение свт. Николая, Бейт-Джала

Читайте также:

Современные чудеса святителя Николая

Арабский святитель Николай

Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование

Словарь «Правмира» — Святитель Николай Чудотворец

Прижизненное изображение Николая Чудотворца .


Икона из крипты (нижнего храма) Базилики св. Николая в г. Бари. Икона находится за мраморным надгробием, под которым покоятся мощи св. Николая 

Фрагмент иконы св. Николая из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия). Эта икона  - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Николая Чудотворца  

Рака с мощами св. Николая (г.Бари, Италия)

Развалины храма древнего г. Миры, в котором служил св. Николай (Анталия, Турция)

Базилика Сан Никола, в которой покоятся мощи св. Николая (г.Бари, Италия)

http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/index.htm

Иконография образа святителя Николая - Православный журнал "Фома"

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером…
Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Православной Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения по молитвам святителя, города Можайска от нападения врагов.
Этот образ — особый. О его происхождении известно мало — летописных свидетельств до наших дней не дошло.

Прорись монахини Иулиании (Соколовой М. Н.). Середина XX века

Традиционно cвятителя Николая Мирликийского изображали с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. Неоднократно к ней приезжали цари и другие сановники.
Скорее всего скульптура связана с образом Николая как молитвенного защитника Московского княжества. По преданию именно он избавил в свое время Можайск от разграбления татарами. Святой Николай исстари считался защитником и покровителем москвичей. В XVI-ХVII веках он представал уже в виде Меченосца Можайского на Никольских воротах Московского Кремля.

Скульптурная икона святителя Николая Чудотворца. Государственная Третьяковская галерея.

В 1938 году Можайск снова утратил свою главную святыню. Образ Николы Можайского лишили драгоценного одеяния и отправили в Москву, в реставрационную мастерскую И. Грабаря, а затем в Третьяковскую галерею, где он и поныне находится как «образец древнерусского средневекового искусства».

Смотрите также:

Николай Чудотворец - Иконы Святого Николая Чудотворца | Per aspera ad astra

Страница 6 из 7

 

Икона из Базилики Святого Николая в г. Бари (Италия). Эта икона подарена сербским царем Стефаном Урошем III в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение ему зрения Святым Николаем Чудотворцем. Считается что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника.

 

 

 

Иконы Святителя Николая Чудотворца

Основные иконографические образы Святителя Николая:
Поясной - Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и евангелием, открытым или закрытым, в левой руке.
В полный рост - Святой изображен в полный рост, с благословляющей правой рукой и закрытым евангелием в левой руке. Чаще изображается вместе с другими Святыми, которые написаны также в полный рост.
Никола Можайский - Николай Чудотворц изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ "Можайским" в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске.
Житийные иконы - Существуют образы Николая Чудотворца с 12, 14, 20 и 24-мя клеймами. Клеймы на иконах в основном описывают события из жития Святого. 

В иконографии святителя иногда выделяют иконы Николы зимнего и Николы вешнего, соответствующие дням почитания. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

 




Смотрите также