Мероприятия 8 сентября международный день грамотности


Материал на тему: 8 сентября - Международный День грамотности.

  •   Проводимый День грамотности заставляет нас задуматься, что мы говорим и как мы говорим.
  •   Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.
  •   Учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться.
  •   Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди.
  •   Быть грамотным – быть престижным.

Как самому стать грамотным.

  • Много читать хорошей литературы.

Необязательно научной, пусть это будут приключения, фантастика или детектив, важно, чтобы их качество было высоким.

  • Поэтому лучше всего читать классику жанра.
  • Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
  • Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
  • Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
  • Разгадывать кроссворды и головоломки.
  • Это не повысит грамотность, но в конечном итоге поспособствует развитию интеллекта и памяти.

Есть такие хорошие пословицы:

  • "Хорошо учиться всегда пригодится"
  • "Кто в науке горазд, тому не пропасть"
  • "Не пером пишут, а умом".

Они отражают народное мнение о том, насколько важно получать новые знания.

Давайте стараться не делать ошибок!

Давайте себя и других уважать,

Чтоб не были правила нами забыты,

Учитесь на совесть и только на 5!

С ошибкой писать - тратить время другого!

Себя вы насмешкой не дайте травить.

Писать без ошибок - основа основы!

Давайте же будем язык свой любить!

Традиции Дня грамотности.

  • 8 сентября в школах России,  проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.
  • Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.
  • В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.
  • Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий. Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.
  • В нашей стране безграмотность была ликвидирована в 20-е годы XX века.
  • Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы .
  • В России в рамках празднования Международного дня грамотности в крупных городах проходят диктанты по русскому языку, среди школьников и студентов. В диктанте может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности. В конце диктанта всем желающим для проверки выдадут правильный вариант написания текста. Все участники акции получают памятные дипломы.

nsportal.ru

Международный день грамотности - РИА Новости, 08.09.2015

Грамотность — один из основных элементов, необходимых для обеспечения устойчивого развития, она помогает людям принимать правильные решения относительно экономического роста, социального развития и экологической интеграции. Грамотность является основой обучения на протяжении всей жизни и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ.

По данным ЮНЕСКО, в мире проживают 757 миллионов взрослых, которые не могут читать или писать простые предложения. Примерно две трети из них составляют женщины.

Начиная с 2000 года, показатели уровня грамотности взрослых улучшились, достигнув 85% в глобальном масштабе, но в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии по-прежнему преобладают самые низкие показатели. В таких странах, как Афганистан, Мали и Сенегал, уровень грамотности взрослого населения составляет менее 50%.

Грамотность среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в настоящее время благодаря доступности школьного образования достигла 91%.

Женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых — 63%, молодые женщины составляют 59% от неграмотной молодежи, что соответствует 115 миллионам человек.

Тема празднования Международного дня грамотности 2015 года — "Грамотность и устойчивые общества". Празднование Международного дня грамотности будет посвящено изучению ключевых связей и взаимодействия между грамотностью и будущими целями устойчивого развития, которые будут приняты в ходе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года.

Главное праздничное мероприятие состоится в штаб-квартире ЮНЕСКО, где будет организован двухдневный симпозиум на тему "Грамотность и устойчивые общества" (8-9 сентября 2015 года).

Ежегодно ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy) за распространение грамотности, учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Седжонга (The UNESCO King Sejong Literacy Prize) за распространение грамотности, учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.

Лауреатами Премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона за распространение грамотности в 2015 году стали неправительственная организация Associação Progresso в Мозамбике и Национальный педагогический институт в Шри-Ланке. Организации Platform of Associations in Charge of ASAMA and Post-ASAMA в Мадагаскаре, Juan Luis Vives School of Valparaiso в Чили и Svatobor в Словакии получат премию ЮНЕСКО имени Конфуция за распространение грамотности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Классный час "8 сентября - Международный День грамотности"

Ст.Раздорская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Раздорская средняя общеобразовательная школа

Классный час

«8 сентября - Международный день

грамотности»

Учитель: Костина Т.А.

2017-2018 уч.год

Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа.

Учитель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

( Через книги, телевизор, компьютер).

Учитель. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?

- Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

- Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Учитель. Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Учитель. Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена  координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет,  Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций".

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
 Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить!!!

infourok.ru

Информационный час "День грамотности" (Внеклассная работа)

Праздник 8 сентября – Международный день грамотности

Быть грамотным необходимо в нашем веке!
Долг каждого - грамотно писать.

Подготовила и провела воспитатель 9 «а» класса

Филимонова Т. В.

Цели: познакомить с историей Дня грамотности;

дать понятие грамотности;

причины безграмотности;

приобщить к богатству русского слова;

вызвать интерес к русскому языку;

повысить грамотность учащихся.

1 ведущий

8 сентября во всем мире традиционно отмечается День грамотности. Этот праздник, пришедший к нам впервые в 1966 году по инициативе ЮНЕСКО, призван обратить внимание человечества на состояние грамотности в современном мире.

Существует ряд причин, в силу которых грамотность является основой для образования всех людей. Приоритетной же остается та, что только общество грамотности сможет более эффективно решать насущные проблемы своего развития.

 Проводимый  День грамотности заставляет нас задуматься, что мы говорим и как мы говорим. Особенно это касается молодежи, которая «живёт» на эсэмэсках, в «Контактах», «Одноклассниках» и других социальных сетях. Мы же скоро разучимся разговаривать.

Давайте любить наш красивый русский язык. Александр Иванович Куприн сказал: «Язык  – это история народа. Язык  – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

2 ведущий

Русский язык считается самым трудным в мире после китайского в плане изучения. Для нас – русских – это дико, а вот иностранцам вполне близко и понятно. И произношение, и диалекты, и обилие уменьшительно-ласкательных словечек, синонимов, омонимов, и, наконец, грамматика – все дается большинству из иностранцев, изучающих «великий и могучий», с большим трудом. Однако если безграмотность им простительна, то нас данный факт позорит. Впрочем, подобное явление имеет место быть независимо от языка, на котором говорит человек. Международный день грамотностипризван устранить пагубный недуг, возникающий как последствие нежелания учиться и осваивать родную или нужную речь.

1 ведущий

История праздника Международный день грамотности

Акция International Literacy Day, посвященная искоренению нежелания человека писать и говорить без ошибок, отмечают ежегодно 8 сентября. Данный праздник учредила ЮНЕСКО чуть менее полувека назад – в 1966 году. Поводом к этому событию послужила рекомендация «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности». Мероприятие проходило в Тегеране на год раньше, осенью.

Известно, что до сих пор в мире множество безграмотных людей, не умеющих толком не писать, не читать, несмотря на явный прогресс во всех сферах жизни, особенно в области информации. Ведь кроме продвинутых Европы и Америки есть также Африка, Азия, где немало народов, не имеющих представления о том, как важно владеть навыками письма, притом уметь правильно применять их на практике.

Статистика подтверждает вышесказанное. Действительно, в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что 2/3 данного показателя приходится на долю женского пола. Почти 40% неграмотных взрослых проживает в Индии, 1/5 часть – в государствах Африки. Впрочем, даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей. В государствах-членах ЕС безграмотны 75 млн. человек. Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения.

Понятное дело, ситуация в середине XX века была хуже в разы. Таким образом, ЮНЕСКО преследовала учреждением Международного дня грамотности самую главную цель: объединить и активизировать усилия мировой общественности в процессе повсеместного распространения грамотности и осуществления ликбеза.

2002 год был очень важен для тех, кто создал Международный день грамотности и прилагал все усилия для его процветания. Генеральная Ассамблея ООН объявила «Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций». А годом позже она же утвердила «План действий ООН для Десятилетия грамотности», поручив ЮНЕСКО «должность» координатора, обязанного проводить специфические мероприятия в рамках данного события.

2 ведущий

Каждый год Международный день грамотности проходит под определенным девизом. Так, в 2006 году тема праздника звучала как «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», в 2007 – «Грамотность и здоровье», а 4 года назад лозунгом даты являлся тезис «Значение грамотности для женщин». В прошлом, 2013 году, мероприятия Международного дня грамотности организовывали под эгидой темы «Грамотность в XXI веке».

1 ведущий

В праздник 8 сентября проводятся множество симпозиумов, церемоний награждения, коллоквиумов и семинаров. Премии вручают за определенные достижения в сфере деятельности, связанной с ликвидацией безграмотности. Например, есть премия имени Кинг Седжонга – обладателями ее становятся лица, добившиеся конкретных результатов в процессе распространения грамотности по земному шару. Другая награда – премия имени Конфуция – находит своих героев в области насаждения грамотности в сельской местности, а также среди женского населения.

Каковы планы ЮНЕСКО на счет дальнейших действий в сфере ликбеза? Основная задача, что стоит перед сотрудниками миротворческой организации, заключается в следующем: добиться к 2015 году сокращения числа безграмотного взрослого населения вдвое, делая особый акцент на женской половине. Иными словами, планируется реализация стратегии «Образование для всех».

2 ведущий

Понятие грамотности

Со школьной скамьи нам внушают, что необходимо уметь бегло и правильно читать и писать без ошибок. Иными словами, приучают к грамотности. Ведь человеку грамотному открыты многие двери по жизни. Но грамотность – это не только определенные навыки письма, чтения, правильная речь и умело построенные предложения. Грамотность – это еще и двигатель прогресса (имеется в виду личностное и духовное развитие). Грамотный человек ощущает себя на высоте, умным, компетентным и чувствует, что многое ему по плечу. Благодаря грамотности субъект в состоянии раскрыть в себе заложенный потенциал, развить природные задатки, способности и таланты, а заодно продемонстрировать их публике.

Уровень грамотности человека на определенном этапе жизни служит критерием, по которому можно определить – вероятно ли дальнейшее обучение и развитие индивидуума или нет. Вы можете возразить, что сегодня «деньги решают все». Действительно, множество некомпетентных сотрудников в настоящее время наводняют фирмы различной направленности труда. И это очень плохо – страдает качество производимых товаров и услуг, процесс контактирования производителя и реализатора. Реализатора и потребителя. На основании всего перечисленного можно сделать вывод: грамотность – это право и одновременно обязанность каждого из нас, а также инструмент культурного и цивилизованного развития общества

1ведущий

Причины безграмотности

Почему ребенок вырастает неграмотным, несмотря на то, что и родители с ним регулярно занимаются, и в школу он ходит, и от природы дана умная голова? Если обратиться с таким вопросом к специалистам, а именно психологам и социологам, то мы получим следующие ответы:

  • Отсутствие любви к чтению. Как следствие – нет привычки ежедневно брать в руки интересную книгу и погружаться в вымышленный, такой притягательный мир. Сегодня мало кто читает, а лица, которые не игнорируют данный процесс, выбирают совсем не то для чтения.

  • Интернет-общение – достаточно влиятельный фактор. Пользователи Сети уже давно выработали свой виртуальный сленг. Вдобавок частое сокращение слов и допущение орфографических ошибок невольно дублируются в стандартную письменную речь.

  • Учебная подготовка. К сожалению, в школах и ВУЗах сегодня она хромает. Все потому, что компетентность педагогов зачастую оставляет желать лучшего. А еще многие преподаватели ленятся выполнять в полной мере свои обязанности.

  • Лень самого обучающегося. Тоже немаловажный фактор развития безграмотности в человеке. Зачем читать книгу, если можно поиграть в увлекательную компьютерную игру или погонять мяч во дворе с друзьями?

Каждый из нас должен ратовать за грамотность – по крайней мере, свою и своих близких. В противном случае произойдет обратное развитие личности, и теория Дарвина осуществится на практике, только в обратную сторону…

ВИКТОРИНА

"РАЗНОРОДНЫЕ СИНОНИМЫ"

 

Подберите к предложенному слову  синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода.

  • «Удача» мужского рода. (Успех.)

  • «Фотография» мужского рода. (Снимок, кадр.)

  • «Окно» мужского рода (Иллюминатор.)

  • «Болезнь» мужского рода. (Недуг.)

  • «Картина» мужского рода. (Рисунок.)

  • «Обоняние» мужского рода. (Нюх.)

  • «Кокетство» мужского рода. (Флирт.)

  • «Туловище» мужского рода. (Корпус, торс.)

  • «Ткань» мужского рода. (Материал.)

  • «Успех» женского рода. (Слава.)

  • «Дом» женского рода. (Изба.)

  • «Лес» женского рода. (Роща, чаща, пуща, тайга.)

  • «Стол» женского рода (Парта.)

  • «Веник» женского рода. (Метла.)

  • «Автомобиль» женского рода. (Машина.)

  • «Затор» (дорожный) женского рода. (Пробка.)

Конкурс - «Диалекты» 


В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? 
Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает
Ноговицы – носки
 
Юница - девочка-подросток
 
Издёвленок – шутник, острослов
 
Хлопанцы – шлёпанцы
 
Шмыгало – подвижный человек
 
Седмица – неделя
 
Подлокотник – помощник (ср. подручный)
 

Конкурс – «Устаревшие слова» 
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят? 
Задание: назвать современные названия частей тела. 

Око – глаз 
Чело – лоб
 
Выя – шея
 
Чрево – живот
 
Перст – палец
 
Перси – грудь
 
Вежды – веки
 
Ланиты – щеки
 
Уста – губы
 
Рамо – плечо
 
Длань – ладонь
 
Шуйца – левая рука
 
Десница – правая рука
 
Чресла - поясница, бедра
 
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)
 
Рыло – нос
 
Пясть – ладонь с пальцами
 

Конкурс - «Старое – новое» 
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
 
Задание: определить лексическое значение. .
 


• Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
 


• Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
 


• Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
 


• Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
 


• Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
 


• Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
 


• Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
 


• Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)
 

Конкурс – «Иноязычные слова» 
Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении. 
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.  

Мыльня – баня 
Любомудр – философ
 
Позорище – зрелище
 
Говядо – скот
 
Топталище – тротуар
 
Лечезнание – медицина
 
Силоделие – механика
 
Ветродуй – вентилятор
 

Конкурс «Найди ответ»

  1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
    а) коня;
    б) бегуна;
    в) сапожника;
    г) 
    волка.

    2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
    а) соловей-разбойник;
    б) президент;
    в) 
    рак;
    г) милиционер.

    3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
    а) клоп;
    б) волк;
    в) медведь;
    г) 
    кот.

    4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
    а) земляника;
    б) 
    малина;
    в) вишня;
    г) крыжовник.


5. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) 
Иван-да-Марья.

6. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) 
кисельные;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) 
серенький;
г) шоколадный.

7. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) 
антарктическая.

Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.    

infourok.ru

Материал на тему: Классный час Международный день грамотности

Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника .

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа.

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

( Через книги, телевизор, компьютер).

Учитель: Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
- Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

- Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Учитель: Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Учитель: Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена  координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

Ученик 3. И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет,  Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
 Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить

nsportal.ru

Методическая разработка общешкольного мероприятия "Международный день грамотности"

ГКОУ РО Донецкая школа-интернат

Учитель русского языка Е.Ф. Крестина

Общешкольное мероприятие


Тема: «Международный день распространения грамотности»

Цель: ознакомление  с историей возникновения праздника.

 Задачи: развивать навык осознанного грамотного письма;

-обсудить с обучающимися вопросы: почему нужно быть грамотным, какие преимущества у грамотного человека и как повысить свою грамотность;

-подвести детей к выводу, что уметь грамотно выражать свои мысли нужно для того, чтобы правильно, понимать друг друга;

-развивать речь через работу при разборе речевых ошибок;

-развивать память, внимание, умение работать в коллективе.
- воспитание стремление  повысить грамотность  у учащихся.                                                

Оборубование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, с буквами.

Форма проведения: соревнование.

Ход мероприятия

Вступление. Сообщение темы занятия

Внимание на экран.

-Что вы видите? (буквы)

ОМТГАРА

- Из этих слов можно составить слово.

- Какое это слово? (грамота)

-Как вы понимаете значение этого слова?

ГРАМОТА - умение читать и писать.

– А так ли важно быть грамотными?

С таким вопросом мы обратились к обучающимся нашей школы. Послушайте их ответы. Хорошая есть пословица: грамоте учиться всегда пригодиться.

- От грамотного письма зависит, понял ли тебя человек, правильная ли дана инструкция к действию, а может зависеть и сама жизнь. Вспомните мультфильм о Вовке в Тридевятом царстве. (Просмотр отрывка мультфильма о Вовке в Тридевятом царстве).

-Поучается, что одна запятая в предложении «Казнить нельзя помиловать» могла решить судьбу человека.

– Представьте, что вы – работник отдела кадров крупного предприятия. К вам пришел устроиться на работу гражданин и написал заявление, а там сплошные ошибки, опечатки, маленькие буквы вместо больших, нет ни одной запятой. Примете ли вы на работу такого сотрудника? Скорее всего, нет. Гражданин –то неграмотный.

– О важности грамотности свидетельствует тот факт, что каждый год 8 сентября во всем мире отмечается Международный день распространения грамотности. Основной целью дня является добиться того, чтобы все люди умели читать и писать. В сентябре 1966 года Генеральная конференция ЮНЕСКО (ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) признала необходимость совместных энергичных мер в международных условиях по содействию грамотности и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности.

А знаете ли вы, какое количество грамотных людей насчитывается на сегодня в мире? На сегодняшний день во всем мире их насчитывается в среднем четыре миллиарда. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых людей не имеют возможности посещать школу.

1 чтец
Есть день грамотности в мире.
Значит, встретим мы его.
Он нам дорог, очень сильно,
Этот день важней всего.

2чтец

Ни к чему тут сомневаться.
Всем ведь грамотность нужна.
Без нее не расписаться,
Эта тонкость так важна!
3 чтец

Пожелаем мы всем в мире
Правил горы изучать.
Пусть познанья станут шире.
Время книгу открывать!

Ведущий
В международный грамотности день
Мне пожелать вам лучшего не лень:
Чтобы запас словарный пополняли,
Про грамотность свою не забывали!
Чтоб речь всегда была приятна,
Чтобы она звучала складно,
И чтобы лучшее случилось —
Чтоб люди знания свои
Всегда старались приумножить,
Ведь это сделать нам несложно —
Лишь нужно больше всем читать,
И речь, и разум развивать!

Учитель
Пусть текст набирается и ручкой пишется
По правилам, а не просто как слышится!
Без грамоты, друзья мои, да-да-да,
Я вам точно говорю – никуда.
Все хотят быть грамотными и хотят учиться.
В этом деле очень важно вовсе не лениться.
И тогда все двери – только для тебя!
Улыбнется нежно, ласково судьба.
Все, что ты захочешь, только не ленись,
Все тебе на блюдечке сама предложит жизнь.

Видеоролик «С днем грамотности»

Основная часть

Учитель -Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире.

Предлагаю вам показать свой уровень грамотности. Сейчас мы проведем соревнование, на котором выявим самый грамотный класс.

За ходом соревнований будут наблюдать жюри.(представление жюри)
За правильные ответы вы получите баллы. В конце мероприятия подведем итоги.

Конкурс-разминка  «Вопрос-ответ»

 

5 класс – Какой первый звук в слове грамота? (г)

6 класс - Сколько букв в русском алфавите? (33)

7класс- Сколько гласных букв? (10)

8класс- Как называется часть речи, обозначающая предмет?  (существительное)

9класс- Как называется часть речи, обозначающая признак предмета?  (прилагательное)

10класс- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (предмет)

11 класс - Как называется главные члены предложения ? (подлежащее и сказуемое)

Задание1 «Пословица недаром молвится»

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

- Продолжите пословицы о грамотности:

  • 11 Ученье – свет, а неученье – тьма.

  • 10 Золото добывают из земли, а знания из ( книг.)

  • 9 Выбирай книгу, как выбираешь (друга.)

  • 8 Мир освещается солнцем, а человек (знанием.)

  • 7 Грамоте учиться – всегда (пригодится.)

  • 6 Неграмотный как слепой, книга глаза (открывает.)

  • 5 Хорошая книга – лучший (друг.)

Задание2 «Загадки»
- А то, что поможет нам в преодолении неграмотности, вы расскажете, отгадав загадки:


5 Сама молчит,
А сто друзей научить может.(Книга.)

6 Грамоты не знаю, а весь век пишу.(Карандаш, авторучка.)

7 На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.(Алфавит.)

8 Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.(Книга.)


9 Прилетели галки в поле и уселись на снегу (буквы)

10 Стану я учиться в школе - разобраться в них смогу.(буквы)

11 На базаре не купишь, на весах не взвесишь.(Знания)

Задание3. «Говори правильно»

-Важно не только правильно писать, но и правильно говорить.

Очень часто в разговоре друг с другом мы произносим слова с неправильным ударением, не замечая того, что нарушаем нормы ударения.

Необходимо отгадать загадки и с правильным ударением назвать отгадку:

5Наша баба Фёкла

Красная, как свЁкла!»

6 Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты.

7Прежде чем дела кончать,

Нужно их сперва начАть.

8Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталОг

9Раздаётся громкий звон.

То в квартире телефон

Целый день к себе манит,

Очень громко он звонИт.

10Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ.

11Красит стены нам маляр.

Полки делает столЯр.

Задание4 «Найди ошибки »

-Реклама в нашей жизни встречается очень часто: на улицах, по телевидению и т.д. Иногда в рекламах по причине низкой грамотности люди допускают ошибки. Ребята, давайте найдем ошибки.

Задание5 «Новое слово»

– Вы знаете, что слова делятся на слоги , например, де-рево - ти-шина- дети

Задание: Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:

  • 11телок, лето, фонтан(те-ле-фон)

  • 10баран, рана, банщик (ба-ра-бан)

  • 9кора, лото, боксер (ко-ло-бок)

  • 8молоко, нерест, таракан (мо-не-та)

  • 7колос, рота, ваза (ко-ро-ва)

  • 6автомобиль, тормоз (ав-тор)

  • 5игла, рана (иг-ра)

Задание6 «Замени словом»

– Объясните одним словом, что означают данные выражения, например: водить вокруг пальцев, значит, обманывать.

Задание7«Шуточные вопросы»

11. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (нос)

10.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова те, кто их не ценит. Что это? (ветер)

9. Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это?

8. Его любимый праздник масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего - то не хватает, говорят, что это он наплакал. Кто это?

7. Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник всё перепутал, учитель утверждает, что она у ученика в голове; а если все выучил, но невнятно излагает мысли — она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом. Что это?

6.Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они — главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился, можно красить. Можно использовать вместо компаса. Что это?

5. Им можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать, заменяя аплодисменты. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь, они есть даже у стен. Что это?

Задание 6«Исправьте ошибки»

-Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. (Задание на листочках) Исправьте то слово, в котором допущены ошибки.

  • На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

  • Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.

  • Жучка будку не доела: неохота, надоело.

  • Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

  • Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.

  • На глазах у детворы крысу красят маляры.

Итог мероприятия

-Дорогие ребята, вот и закончились соревнования, и мы подведем итоги. Слово предоставляется жюри.

- Ну а сейчас настало время определить самых грамотных нашей школы. В России ежегодно проводится Тотальный диктант. Что это значит? Это когда в один определённый день и час желающие люди пишут один и тот же текст под диктовку. Их работы проверяют и определяют количество грамотных людей. А самых грамотных награждают.

- Мы не можем провести один и тот же диктант в нашей школе, так вы учитесь в разных классах и имеете разный уровень подготовки. Одиннадцатиклассники знают гораздо больше правил, чем пятиклассники. И 5 и 6 сентября обучающиеся 3-11 классов писали каждый свой диктант.

Самыми грамотными» оказались следующие обучающиеся:

Учитель

Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще,
За книгу вечерком садись, читай.
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.

- Сегодня, в 21 веке, быть грамотным  — значит быть образованной личностью. 

Грамотным быть модно. Грамотные люди обладают лучшими возможностями, быстрее приспосабливаются к новым обстоятельствам, легче решают возникающие проблемы. С грамотным человеком приятно не только общаться, но и дружить.

Давайте учиться правильно говорить и грамотно писать!

infourok.ru

Международный день грамотности — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Международный день грамотности
Иначе

англ. International Literacy Day
исп. Día Internacional de la Alfabetización
фр. la Journée internationale de l'alphabétisation

араб. اليوم العالمي للتحصيل‎
кит. 国际扫盲日
Значение активизация усилий общества по распространению грамотности
Установлен 1966
Создатель Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965)
Дата 8 сентября

Междунаро́дный день гра́мотности (на других официальных языках ООН: англ. International Literacy Day, араб. اليوم العالمي للتحصيل, ‎исп. Día Internacional de la Alfabetización, кит. 国际扫盲日, фр. la Journée internationale de l'alphabétisation) — отмечается 8 сентября. Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.

Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.

  • В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/56/116) провозгласила Десятилетие грамотности Организации Объединённых наций.
  • В следующем году Генеральная Ассамблея (резолюция № A/RES/57/166) утвердила представленный Генеральным секретарём ООН «План действий ООН для Десятилетия грамотности» и объявила ЮНЕСКО координатором для стимулирования и активизации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия. В этот день присуждаются специальные премии ЮНЕСКО (в сумме 15 000 долларов каждая), которыми отмечают наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего, это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах и Китае[1].

В 2016 году во многих странах под девизом «Читая прошлое, пишем будущее» проводились праздничные мероприятия по поводу пятидесятилетия учреждения этого международного дня.

В 2005 году менее 50 стран обеспечивали всеобщий доступ к начальному образованию. В 2005 году около 20 % взрослого населения мира были неграмотны.

  • 2006 год — «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие»
  • 2007 год — «Здоровье и грамотность»
  • 2008 год — «Грамотность и здоровье»
  • 2009 год — «Грамотность расширяет личные возможности»
  • 2010 год — «Значение грамотности для женщин»
  • 2011 год — «Грамотность и мир»[2][3]
  • 2012 год —
  • 2013 год — «Развитие на пути к грамотному 21-му веку»[4]
  • 2014 год — «Грамотность и устойчивое развитие»[5]
  • 2015 год — «Грамотность и устойчивые общества»
  • 2016 год — «Читая прошлое, пишем будущее»

ru.wikipedia.org

какого числа отмечают, дата и история праздника

В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность – не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью ее распространения среди населения Земли был утвержден всемирный праздник.

Содержание статьи
  1. Когда отмечают
  2. Кто празднует
  3. История праздника
  4. Интересные факты

Когда отмечают

Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. В 2020 году эту дату справляют 55-й раз.

Кто празднует

Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, селах и поселках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.

История праздника

В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению ее участников был утвержден данный праздник.

7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции № A/RES/42/104 провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года в аналогичном документе под № A/RES/56/116 она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 г. Через год резолюцией № A/RES/57/166 был одобрен и утвержден «План действий ООН для Десятилетия грамотности», в котором ЮНЕСКО назначено координирующим органом.

Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошел в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна – повышение показателей грамотности населения.

Интересные факты

В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Перепись населения 2010 г. показала, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием. Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 2
Сколько всего было просмотров: 327

my-calend.ru

8 сентября - международный День грамотности

Международный день грамотности один из международных дней, отмечаемых под эгидой Организации Объединенных Наций.

Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», прошедшей в Тегеране 1965 году.

8 сентября — день торжественного открытия этой конференции. Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по Распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.

Из истории празднования «Дня грамотности»

С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.

В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.

В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.

Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными

Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».

Интересные факты о грамотности

  • 1 В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
  • 2 Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
  • 3 В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
  • 4 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.
  • 5 Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Методическая разработка для  среднего   звена школы (для старшеклассников – на следующей странице), посвященная международному Дню грамотности. Праздник отмечается  в соответствии с Календарем образовательных событий,  приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры,  (Минпросвещения РФ, 27 апреля 2020 года).

Разработки могут быть использованы при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков. В основу сценария положены: Методические рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка. А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, Н. А. Нефедова «РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».  М., 2016.

Викторина (для учащихся 5-8 классов)

Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным.

Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.

Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.

Викторина 1. Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)

  • 1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ
  • 2 Слово шампунь мужского рода. ДА
  • 3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ
  • 4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА
  • 5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ
  • 6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то
  • далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для
  • создания видимости благополучия.

7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА. Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».

8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА

9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА

10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА

11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,

постоянный.

12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ

Викторина 2. Нормы правописания (орфография, пунктуация)

  • 13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА
  • 14 В слове одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА
  • 15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.
  • 16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА
  • 17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ
  • 18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ
  • 19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ
  • 20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ

21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ

22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА

23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА

24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА

Викторина 3. Художественная литература

  • 25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»
  • 26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА
  • 27 «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое выражение
  • – из фильма «Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».
  • 28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста
  • Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.

29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА

30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.

31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ

32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений

33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.

34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.

35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.

litemove.ru

Классный час "Международный день грамотности"

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича»

Классный час

«Международный день

грамотности»

Провела: Колмакова Е.Ю.

с. Нялинское

Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника .

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа.

Воспитатель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

( Через книги, телевизор, компьютер).

Воспитатель. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?

- Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

- Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Воспитатель. Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Воспитатель.

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена  координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

3 ученик

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет,  Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
 Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить

infourok.ru

Международный день грамотности, День танкиста в России, День финансиста в России, День памяти жертв фашизма, Всемирный день журавля / 2020

Сегодня в нашем обзоре календарь событий на воскресенье, 8 сентября 2019 года: праздники и памятные даты, прогноз лунного календаря, персоны дня.

Праздники сегодня. Важные события дня

Каждый день в жизни нашей страны и других регионов мира происходят интересные события: государственные и профессиональные праздники, фестивали и культурные мероприятия, религиозные праздники, крупные спортивные соревнования и многое другое.

Сегодня, 8 сентября, в календаре праздников отмечены следующие важные мероприятия:

  • Международный день грамотности
  • День танкиста в России
  • День Новороссийской военно-морской базы ВМФ России
  • День Бородинского сражения
  • День финансиста в России
  • День памяти жертв фашизма
  • Международный день солидарности журналистов
  • Всемирный день журавля
  • День семьи в Казахстане
  • День танкиста в Беларуси
  • День танкиста на Украине
  • День работников нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности на Украине
  • Рождество Божьей Матери у западных христиан
  • День дедушек и бабушек в Канаде
  • Праздник Девятнадцатого дня месяца Иззат в календаре бахаи
  • Празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
  • День коронации Витаутаса Великого и благодарения за защиту независимости и свободы Литвы
  • Наталья Овсяница и Адриян Осенний в народном календаре

С Натальи (Наталии) Овсяницы на Руси начинали косить овес. «К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез», — говорили в народе. Первый сноп овса по обыкновению несли с песнями в избу и ставили в красный угол — под образа. Хозяин и работники садились за стол, а хозяйка угощала их деженем — овсяным толокном, замешанным на молоке или на воде с ягодами, а также овсяными блинами. «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Адриян (Адриан) — в горшке толокно», — приговаривали за обедом. Запивали кушанья овсяным же киселем на бруснике. Угощение в этот день доставалось также лошадям: им насыпали овса вдоволь. При этом к овсу относились уважительно, помнили: «Не кони везут, овес везет»; «У сытого коня восемь ног»; «Не погоняй кнутом, погоняй мешком».

С этого времени день убавляется примерно на три часа от летнего солнцестояния. В народе примечали: «Петр и Павел на час день убавил, Илья Пророк два уволок, а Адриян и Наталья три утащили, канальи». Обращали внимание и на приметы погоды. Холодный утренник на Наталью предвещал раннюю и холодную зиму. Если к этому дню не опали листья с березы и дуба, это означало, что зима будет суровой.

Больше информации обо всех праздниках и событиях дня читайте в обзоре Calend.ru «8 сентября 2019 года».

Сегодня всемирный день журавля. Фото: © v-strelok / Фотобанк Фотодженика

Памятные даты. Исторические события. Персоны дня

Каждый день в мировой истории отмечен интересными фактами, памятными датами, открытиями и курьезами.

Что интересного произошло 8 сентября в истории? В нашем досье значатся следующие события:

  • в 1504 году во Флоренции была установлена скульптура Давида — шедевр гениального Микеланджело
  • в 1636 году был основан Гарвардский университет – один из ведущих вузов США
  • в 1801 году в Санкт-Петербурге был заложен Казанский собор
  • в 1941 году началась блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
  • в 1946 году на Красной площади в Москве прошел парад гвардейской танковой Кантемировской дивизии
  • в 1967 году была введена в постоянную эксплуатацию Братская ГЭС

С какими известными людьми связан день 8 сентября? Вот только некоторые, на наш взгляд, самые яркие персоны дня:

  • в 1157 году родился Ричард I Львиное Сердце, английский король (1189—1199), крестоносец
  • в 1812 году родилась Наталия Гончарова (Пушкина-Ланская), русская аристократка, супруга великого русского поэта А.С. Пушкина
  • в 1841 году родился Антонин Дворжак, чешский композитор
  • в 1923 году родился Расул Гамзатов, аварский поэт, писатель, публицист, переводчик, Герой Труда

Узнать подробнее о каждой из перечисленных нами памятных дат, а также о всех выдающихся личностях, родившихся в этот день, вы можете в обзоре Calend.ru «8 сентября — этот день в истории».

Именины по православному календарю

8 сентября празднуют именины обладатели имен Адриан, Виктор, Георгий, Дмитрий, Мария, Наталья, Петр, Роман. Поздравляем именинников и поподробнее расскажем об имени Наталья.

В детстве Наталья — жизнерадостный ребенок. Любит играть и шалить, большая выдумщица — в известных играх будет стараться придумать что-то новое и интересное, чтобы было еще веселей. В школьные годы проявляет бурную активность. Она хорошо учится, стремится стать отличницей. Успевает участвовать во всех общественных делах, любит слышать похвалу в свой адрес. У нее добрый и веселый характер, она решительна и деятельна. Способна защитить слабого и обиженного. Недостатком является ее нетерпимость к критическим замечаниям — может внезапно вспыхнуть из-за сказанных мимоходом нескольких слов.

Замуж выходит рано. Выбирая будущего супруга, серьезных колебаний не испытывает. Все члены семьи будут чувствовать себя любимыми и нужными ей. Наталья гостеприимна и любит путешествовать. В редкие минуты отдыха может увлекаться рисованием или игрой на гитаре.

Наталья — самолюбивый человек и похвала для нее является мощнейшим стимулом в жизни. Мужу необходимо почаще пользоваться этой слабостью своей жены, и в то же время постараться навсегда избавиться от привычки делать замечания и давать ценные указания по всяким пустякам. Это очень раздражает Наталью, выбивает ее из работоспособного состояния.

Узнать больше информации об именинниках сегодняшнего дня вы можете на странице Calend.ru «Именины 8 сентября».

Какой лунный день сегодня?

До 16:52 по московскому времени — девятый лунный день, после — десятые лунные сутки.  Полную версию прогноза на день читайте в заметке Calend.ru «Лунный календарь на 8 сентября», а мы сейчас обозначим кратко основные моменты.

Рекомендации на 9-й день лунного календаря: возможно, что сегодня вас посетят тревожные чувства, страхи, мрачные мысли. Может даже проявиться повышенное самомнение. В любом случае, постарайтесь этого избежать, в противном случае, есть вероятность быть наказанным за гордыню. Замечено, что сегодня большинство людей склонны к конфликтам, оправдывают свои собственные ошибки, перекладывают ответственность за свои промахи на чужие плечи.

Рекомендации на 10-й день лунного календаря: возможно, что сегодня вас посетят тревожные чувства, страхи, мрачные мысли. Может даже проявиться повышенное самомнение. В любом случае, постарайтесь этого избежать, в противном случае, есть вероятность быть наказанным за гордыню. Замечено, что сегодня большинство людей склонны к конфликтам, оправдывают свои собственные ошибки, перекладывают ответственность за свои промахи на чужие плечи.

Желаем всем нашим читателям отличного дня!

www.calend.ru


Смотрите также