Кузьма демьян праздник


14 ноября – Кузьминки осенние. История праздника, традиции, приметы | Местное время

Фото: pixabay.com

Народный праздник «Кузьминки осенние» отмечается 14 ноября (по старому стилю – 1 ноября). Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии. Другие названия праздника: «Кузьминки», «Кузьма и Демьян», «Рукомесленники», «Бессребреники», «Божьи кузнецы».

История

Косма и Дамиан жили во второй половине 3-начале 4 веков. Их воспитанием занималась мать — святая Феодотия. Она воспитала братьев в христианстве и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда братья достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу, а Господь в благодарность за праведный образ жизни даровал им способность исцелять больных. Косма и Дамиан никогда не брали платы с людей, оттого их и прозвали бессребрениками.

Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы – ковали счастье молодых.

Традиции

14 ноября было принято прикармливать дворового – духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, а затем угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

14 ноября также отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Приметы

  • Кузьминки — встреча зимы.
  • Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
  • Если пошел снег, то весной реки разольются.
  • Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.
  • Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
  • Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
  • Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывала оттепель).
  • Родившиеся 14 ноября проживут долгую и благотворную жизнь. Они могут стать хорошими целителями. Носить им следует кораллы.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

rubtsovskmv.ru

Кузьминки народный праздник на Руси, Кузьминки осенние

Кузьминки осенние — народно-христианский праздник у славян. Далее вы сможете узнать какого числа проходят Кузьминки, историю, значение, традиции праздника.

Какого числа Кузьминки в 2020 году

Каждый год дата празднования является фиксированной. Кузьминки проходят 14 ноября.

История и описание

Осенние Кузьминки в представлениях славян является переходной датой. В этот праздник провожали осень и встречали зиму. По этому поводу существуют и поговорки: «Кузьминки — осени поминки», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».

Название праздника относится к двум святым Косме (Кузьма) и Дамиану (Демьян). Потому данный праздник имеет такие названия, как «Кузьма и Демьян», «Кузьма-Демьян» и др. Кузьма и Демьян — христианские святые, которые имели дар исцелять людей. За свою работу и настоящие чудеса они не брали плату, потому их прозвали бессребрениками. У православных славян считаются покровителями врачевания, здоровья, ремёсел, брака, домашней птицы. С этим связаны некоторые традиции проведения праздника.

Святые Косьма и Дамиан

Традиции и обычаи

На Кузьму и Демьяна в старину проходили последние свадьбы, которые как правило начинались после уборки последнего урожая. Кузнецам в этот день запрещалось работать. После Кузьминок женщины садились за прядение.

Б. М. Кустодиев картина Осенний сельский праздник

Одним из самых известных обычаев на Кузьминки являлись традиция справлять «курьи именины». Празднующие дарили друг другу кур. В курятниках служились молебны, чтобы водилась птица. Традиционными являлись блюда с куриным мясом, куриные яйца.

Курьи именины особо чествовались молодёжью. Известен обычай, когда в старину группа девушек занимала свободный дом, пекли различные блюда и приглашали парней. Веселье с различными праздничными традициями, обычаями и атрибутами зачастую продолжалось до утра. Когда угощения заканчивались, парни шли воровать кур, причём теми, у кого увели курицу, проделки молодёжи не осуждались.

Главными на этом празднике считались девушки на выданье, которые присматривали женихов, проводили различные обряды.

На Кузьминки врачевателям-бессребреникам молятся об исцелении от различных недугов. Незамужние дамы молятся святым о даровании им суженого и счастливой свадьбе. И, конечно же, Кузьминки — это первая встреча зимы. Чтобы проводить осень и встретить зиму, собирали стол, приглашали гостей. В старину считалось, что стол должен быть богатым, чтобы зима прошла благополучно. Так как праздник также называется курьими или курячьими именинами, на столе должны быть блюда с курицей.

В этот день угощали и задабривали домового. Хозяева частных домов со своим двором задабривали и дворового.

art-assorty.ru

День Демьяна и Кузьмы - Праздник

Народно-христианский праздник День Демьяна и Кузьмы отмечается 14 ноября. Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии. Другие названия праздника: Рукомесленники, Бессребреники, Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Козьма и Демьян Курятники, Кузьма и Демьян - рукомесленники, Батюшка Козмодемьян, Курьи именины, Курячий праздник, Куриная смерть, Праздник девичества, Встреча зимы.

     Православная церковь почитает память бессеребреников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

     Братья не брали с людей никакой платы, за что их прозвали бессеребрениками. Однажды они смогли исцелить безнадежно больную женщину. В благодарность за это она принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Святой не смог ей отказать. Когда об этом узнал Косма, он сильно расстроился, и завещал, чтобы после смерти его похоронили отдельно от брата.

     Врачеванию братья учились у одного старого врача, который со временем стал сильно завидовать их славе. Доведенный этой страстью до исступления, он под предлогом сбора лекарственных растений позвал святых в горы и там убил их, а тела бросил в реку.

     Когда тела братьев были найдены, люди не знали, как их похоронить - вместе или раздельно. Но тут произошло чудо: некогда исцеленный от бешенства верблюд сказал человеческим голосом, что братьев должны похоронить рядом, потому что Дамиан принял дар не от корысти, а по милосердию. Так люди и сделали.

     На Руси Косму и Дамиана, в обыденном языке Кузьму и Демьяна, почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Космодемьян.

     С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами - вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, - какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

     В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений - создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии - творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл, металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги.

     В народном фольклоре часто встречается образ кузнеца, а понятие «ковать» применяют к различным природным явлениям и ситуациям. До сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз». Кузьминики осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.

     Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними.

     В некоторых легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами - они молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотнее всего нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют «кашниками».

     В некоторых местах в день Кузьмы и Демьяна «чествовали овин», приурочив начало молотьбы к этой дате. В овин несли кашу, угощали молотильщиков и угощались сами. Немного каши оставляли в овине для его хозяина - овинника.

     Еще в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, его либо задабривали, оставляя всякие угощения, либо гнали помелом.

     Святых братьев, покровителей любого ремесла, в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября, или с 1 декабря.

     Традиции и обряды 14 ноября:

Главные традиции 14 ноября - вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

- Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму и Демьяна доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых.

- В этот день было принято прикармливать дворового - духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

- Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

- Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

- На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар женам помещиков кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете - кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

     Народные поговорки и приметы 14 ноября:

- Кузьминки - встреча зимы.

- Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.

- Если пошел снег, то весной река разольется.

- Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.

- Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.

- Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.

- Кузьма закует, а Михайло раскует, часто 21 ноября бывала оттепель.

- Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на воде.

- Из кузьмо-демьяновой кузницы мороз с горна идет!

- Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог.

- Кузьма и Демьян «куют» свадьбу.

- Обычно в этот день бывают умеренные морозы.

- К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.

- Петух стоит на одной ноге - к морозу.

     Именины 14 ноября:

Давид, Иван, Адриан, Петр, Александр, Денис, Федор, Дмитрий, Сергей, Кузьма.

ruspekh.ru

какого числа отмечают, дата и история праздника

Народный праздник Кузьминки осенние отмечается 14 ноября 2020 года (дата по старому стилю – 1 ноября). Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.

Содержание статьи
  1. История праздника
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История праздника

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитала их в христианстве, и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда браться достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу. Каково же было удивление многих, когда они стали исцелять от болезней людей, обреченных на смерть. Однако плату за свои старания браться не брали.

Однажды они излечили от смертельного недуга женщину, и та в благодарность, во имя Господа Бога, попросила Кузьму принять у нее 3 яйца. Тот не смог отказать ей и принял дары. Тогда брат обиделся на него, сказав, что Кузьма нарушил данный ими обет и запретил хоронить себя рядом с ним.

После их смерти христиане задумались об исполнении завещания Демьяна. Пока они ломали головы, в толпе появился верблюд, которого браться когда-то спасли. Он заговорил человеческим голосом и повелел положить их вместе, поскольку дары женщины Кузьма принял не из корыстных побуждений. Так и были похоронены братья в одной могиле.

Традиции и обряды

В этот день было принято обмениваться курами, как подарками. Таких кур никогда не забивали, пока они сами не умирали, кормили их овсом или ячменем. Считалось, что яйца, которые снесет такая курица, будут целебными. Некоторые люди верили, что ноги убитого в этот день петуха, заброшенные на крышу дома, помогут в увеличении поголовья домашней птицы.

Девицы 14 ноября устраивали Кузьминские вечеринки. За несколько дней до праздника они снимали избу, собирали продукты и варили пиво. Вечером приходили молодые люди и начиналось веселье, пляски и заигрывания. Когда продукты заканчивались, молодежь шла воровать курей. В этот день такие кражи считались простительными.

На Кузьминки осенние справлялись последние свадьбы.

Женщины начинали заниматься пряжей.

Кузнецы в этот день не работали, так как это считалось большим грехом.

Приметы

Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.

Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой и урожай не уродится.

Если пошел снег, то весной река разольется.

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 2
Сколько всего было просмотров: 235

my-calend.ru

какого числа, дата и история праздника

Дата в 2020 году 14 ноября 2020 года, Суббота
Церковное название: День памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии
Значение: почитание святых Космы (Кузьмы) и Дамиана (Демьяна)
Другие названия: Кузьминки, Кузьма и Демьян – рукомесленники, курьи именины, Кузьма и Демьян, Козьма и Демьян, Куретники или Курятники, кузнецы, батюшка Козмодемьян, курячий праздник, куриная смерть, праздник девичества, встреча зимы
Традиции: чтение молитв, службы в православных церквях, в народе игрались последние свадьбы, в этот день дарили кур, проходили девичьи вечеринки, кузнецам было запрещено работать

Кузьминки осенние празднуют 14 ноября. По старому стилю праздник отмечали 1 ноября и называли встречей зимы.

В православии в этот день вспоминают пресвятых Косму и Дамиана из Азия и их мать преподобную Феодотию.

На курячий праздник крестьяне заканчивали молотьбу, праздновали последние осенние свадьбы и дарили родственникам куриц.

Народно-церковный праздник не является официальным выходным днем.

История праздника

По церковному преданию в городе Азий жили два брата Косма и Дамиан. Мать, пресвятая вдова Феодотия воспитала их в христианской вере. За распространение православия они были изгнаны из родного города и поселились в Парфии.

Когда братья выросли, они выучились у персов врачеванию и стали безвозмездно помогать людям. За это Господь наградил их даром исцеления любых болезней у человека и животного.

Однажды они вылечили тяжелобольную женщину. В награду она уговорила Косму взять в благодарность 3 куриных яйца. Дамиан разозлился на брата. Он посчитал, что тот нарушил обещание не брать платы за помощь. Он наказал, чтобы его похоронили подальше от брата.

После смерти чудотворцев люди решили выполнить требование Дамиана и похоронить их в разных частях города. В этот момент в толпе появился верблюд, которому помогли братья, и потребовал, чтобы братьев похоронили вместе, потому что Косма взял яйца не в награду, а чтобы не обидеть бедную женщину. Не смогли люди противиться воле Господа и похоронили их в одной могиле.

На месте захоронения построили храм. Считалось, что святые после смерти продолжали лечить людей.

Однажды юноша тяжело заболел, перестал узнавать своего отца. Старик привел сына в храм и молился святым чудотворцам об его исцелении. Невидимые святые возложили руки на голову молодого человека, и он выздоровел.

Братья лечили не только христиан, но и язычников. Один раз с просьбой о помощи пришел в храм некий эллин. Чудотворцы вылечили его. Тот поверил в Господа и стал распространять христианство в родном городе.

Часть мощей святых бессребреников сегодня хранится в афонском монастыре.

Святые Косма и Дамиан считаются также покровителями детей. Они защищают их от бед, наставляют в вере, как учителя. Их житие как пример грамотности и стремления к обучению читают ученикам воскресных церковных школ.

По народному поверью Кузьмодемьян был первым кузнецом на Руси. Он придумал и выковал осенью первый плуг, чтобы весной землю вспахать.

В тот день прилетел на охоту Змей. Кузьмодемьян заманил его хитростью в кузницу, схватил за язык горячими клещами и предложил разделить плугом землю, чтобы тот поедал людей только со своей половины. Много километров пропахал Змей, устал и захотел пить. Пил он из реки долго, пока не лопнул.

Традиции и обряды

В этот день православные верующие молятся святым бессребреникам об исцелении от тяжелых болезней, просят о физическом и душевном здоровье для себя и своих детей, о преодолении трудностей в обучении. В церквях проходят службы и молебны в память о святых братьях.

Праздник также называется «Кузнецы» или «Кузьма и Демьян – рукомесленники». Братья считались покровителями кузнецов. Работать в их праздник считалось большим грехом.

На Кузьминки задабривали дворового, который следил за домашним скотом. Для него варили пшенную кашу и ставили возле хлева или курятника.

Если дворовой осенью хулиганил и мучил животных, хозяин брал метлу, окунал в деготь и оставлял во дворе, чтобы вредное существо испачкалось и прекратило безобразничать.

В этот день заканчивали молотьбу. Крестьяне готовили на праздничный стол блюда из зерна нового урожая и курицу. Женщины и девушки обязательно съедали утром вареное яйцо, чтобы не было бесплодия.

С Кузьминок крестьянки заканчивали работу во дворе и начинали прясть лен.

В овинах хозяин дома выбирал самого крупного петуха и отрубал ему голову. Курятину готовили на праздничный стол, а петушиные ноги закидывали на крышу курятника, чтобы на следующий год появилось много птицы.

На праздник девичества незамужние девушки справляли вечеринки. Для этого подготавливалась отдельная изба. Девушки готовили угощения, а старики варили пиво. В гости приглашали юношей. Непременным условием праздника была кража еды. Для этого хозяйки специально оставляли на столе яйца, молоко, картошку и другие продукты. За воровство в этот день не наказывали.

На курьи именины богатые родственники присылали бедным куриц. Крестьянки приносили несушек на барский двор, меняли их на ленты. Несушек не забивали, а кормили зерном. Яйца, которые несли подаренные куры, считались лечебными. После смерти птиц хоронили и загадывали на могилах желания.

Приметы

  • Если на Кузьминки идет снег, то весной будет половодье.
  • Свадьбу на Кузьму и Демьяна справляют – молодым счастливую жизнь куют.
  • Если 14 ноября тепло, то зима будет мягкой.
  • Если случайно сломать во время еды куриную косточку, на следующий год родится уродливый цыпленок.
  • Если на Кузьму и Демьяна на деревьях остались листья – в январе и феврале будет холодно. Весна придет поздно. А лето будет неурожайным.
  • Если в этот день на реке встанет лед, значит 21 ноября, на Михайлов день, будет оттепель.
  • Если на деревьях иней – к морозу.
  • Если к вечеру потеплеет, на следующий день будет пасмурно.
  • Снег в этот день к богатому урожаю хлеба.
  • Петух встал на одну ногу – к холодам.

365calend.ru

Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна)

14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана, известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.

Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».

Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.

По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.

«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли ка нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!

День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. 

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия. Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка
Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

10.12.2011

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

villina.net

Кузьма и Демьян, Летние Кузьминки

На Кузьму и Демьяна также собирали крыжовник (Фото: Krzysztof Slusarczyk, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 1 июля.

В этот день Православная церковь чтит память двух бессребреников — братьев Космы и Дамиана, которые жили в Риме при царе Карине. Будучи искусными врачами, братья исцеляли больных людей и скот, не требуя вознаграждения за свои труды, помогали нуждающимся и своими поступками обратили многих в христианскую веру. За свои дела Косма и Дамиан получили прозвище «безмездные (то есть бескорыстные) врачи». Однако нашлись недоброжелатели, которые оклеветали братьев; бессребреники были безжалостно убиты.

На Руси в этот день в самом разгаре был сенокос. По этому поводу говорили: «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут»; «Козьма и Демьян пришли — мы на покос пошли». В трудах проводили свои дни и огородники: нужно было полоть гряды и начинать собирать первые корнеплоды, в том числе для продажи. «Огород — бабий доход», — приговаривали крестьяне.

На Кузьму (Косьму) и Демьяна (Дамиана) также собирали ягоды - малину и крыжовник, из которых варили варенье, делали компоты. Кстати, малиновое варенье, сваренное в этот день, получается особенно вкусным. Крыжовник использовали и при приготовлении вторых блюд: с ним, например, тушили цыплят.

Несмотря на жаркую страду, женщины в этот день успевали не только поработать, но и отметить свой праздник — Летние Кузьминки. Бабы и девки собирались на пиры, варили кашу-сыпчину или сборную кашу (в котел попадало все, что каждый принес: кто крупу, кто муку, кто молоко, кто яйца), пили пиво. Застолье сопровождалось песнями, обменом полезными советами и задушевными разговорами.

Именины в этот день

Алексей, Ангелина, Аркадий, Василий, Иван, Константин, Демьян, Кузьма, Лев, Никон, Павел, Петр, Тихон

www.calend.ru

Кузьминки осенние — история, приметы и традиции

Народно-христианский праздник Кузьминки осенние отмечается 14 ноября (1 ноября по старому стилю) каждого года. Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.

Другие названия праздника: Рукомесленники, Бессребреники, Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Козьма и Демьян Курятники, Кузьма и Демьян – рукомесленники, Батюшка Козмодемьян, Курьи именины, Курячий праздник, Куриная смерть, Праздник девичества, Встреча зимы.

В представлениях восточных славян в этот день осень провожают, а зиму встречают. В Российской империи день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки — снимали избу и справляли «курячьи именины».

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитала их в христианстве, и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда браться достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу. Каково же было удивление многих, когда они стали исцелять от болезней людей, обреченных на смерть. Однако плату за свои старания браться не брали.

Однажды они излечили от смертельного недуга женщину, и та в благодарность, во имя Господа Бога, попросила Кузьму принять у нее 3 яйца. Тот не смог отказать ей и принял дары. Тогда брат обиделся на него, сказав, что Кузьма нарушил данный ими обет и запретил хоронить себя рядом с ним.

После их смерти христиане задумались об исполнении завещания Демьяна. Пока они ломали головы, в толпе появился верблюд, которого браться когда-то спасли. Он заговорил человеческим голосом и повелел положить их вместе, поскольку дары женщины Кузьма принял не из корыстных побуждений. Так и были похоронены братья в одной могиле.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября - вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

- Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых.

- 14 ноября было принято прикармливать дворового — духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

- Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

- Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

- На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Приметы и поговорки на Кузьминки осенние

  • Кузьминки — встреча зимы.
  • Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
  • Если пошел снег, то весной река разольется.
  • Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.
  • Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
  • Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
  • Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывала оттепель).
  • Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде.
  • Из кузьмо-демьяновой кузницы мороз с горна идёт!
  • Батюшка Кузьма-Демьян — куриный Бог.
  • Кузьма и Демьян «куют» свадьбу.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Легенда о Кузьмодемьяне

Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеренье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кузьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказался y самой кузни, кузнец предложил емy: «Пролижи в дверях дыркy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кузни, а кузнец в это время pазогревает клещи. Когда Змей просунул язык в пролизанную им дыpy, кузнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». На что Кузьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей — бери только своих». Запряг его в выкованный им плуг и начал орать на нём гигантскую бороздy. Проорал ровную бороздy аж от Черниговской губернии так прямо до Днепра. И где они прошли остался вал со pвом на южной стороне, который есть и поныне. Как проорал до Днепра, змей дюже утомился и хотел пить. Дорвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнул.

Именины 14 ноября

Давид, Иван, Адриан, Петр, Александр, Денис, Федор, Дмитрий, Сергей, Кузьма.

boooh.ru

День Кузьмы и Демьяна: что нельзя делать 14 ноября

Православные христиане отмечают 14 ноября день Кузьмы и Демьяна. Бог даровал братьям возможность избавлять других от болезней, и они посвятили исцелению ближних всю свою жизнь. За помощь в обретении здоровья товарищи ничего не брали с пациентов. Кузьма и Демьян строго следовали принципу Иисуса Христа «даром получили, даром давайте». За это святых прозвали в народе бессребрениками.

По одному из преданий, Кузьму и Демьяна погубил их наставник во врачебном искусстве. Мастер позавидовал ученикам из-за популярности и дара свыше, увел братьев в горы и покончил с ними.

Что нельзя делать в этот день:

В этот праздник принято подавать милостыню. Однако ни в коем случае нельзя заглядывать в глаза тому, кому даете деньги. Иначе — быть беде.

Стоит оставить ссоры с ближними. Пригласите родственников, с которыми находитесь в затяжном конфликте, к себе домой на ужин. Кузьма и Демьян оценят ваши старания и даруют вам крепкий брак, где муж — верный семьянин, а жена — добрая хозяйка.

Что можно делать в этот день:

В день Кузьмы и Демьяна принято ставить на стол блюда из курицы. Обычно праздник отмечали с размахом. Стол ломился от вкусных яств и пива. В древние времена люди сами варили хмельной напиток.

Важное поверье для страдающих от недуга людей: нужно съесть в этот день куриное сердце и помолиться о здоровье святым. Заболевание оставит вас после искренней просьбы Кузьмы и Демьяна.

Известно, что идеи, которые приходят в этот день в голову, посланы свыше. Любой, даже самый невероятный замысел, который вы сегодня задумали, при должной работе и усердии — сбудется.

Приметы:

— днем тепло — зима будет такой же;

— на деревьях остались листья — зима будет долгой и суровой;

— на дорогах грязно и сыро — настоящие холода придут только в конце января.

Именины у Елизаветы, Ульяны, Александра, Давида, Дениса, Ивана Петра, Сергея, Федора и Якова.

Ранее 5-tv.ru рассказывал, что нельзя делать в день преподобных Никодима и Спиридона.

www.5-tv.ru

приметы и традиции народного праздника

В давние времена считалось, что в праздник Кузьминки можно кардинально изменить свою жизнь к лучшему. Соблюдайте народные традиции и приметы, связанные с этим днем, чтобы привлечь счастье, удачу и защитить себя от невзгод.

14 ноября 2018 года православные верующие почтят память бессребреников Космы и Дамиана, которых на Руси обычно именовали «Кузьма и Демьян». За долгие годы это событие вобрало в себя множество традиций и примет — как церковных, так и народных. В этот день наши предки прощались с осенью и встречали зиму, и делали это в соответствии с определенными правилами. Эксперты сайта dailyhoro.ru расскажут вам, как правильно провести этот день, чтобы избежать неприятностей и привлечь удачу.

Традиции Кузьминок

Особую важность этот день имеет для тех, кто страдает от различного рода заболеваний и недугов. 14 ноября 2018 года православные верующие смогут обратиться к Кузьме и Демьяну с просьбами об исцелении и защите. На Руси в это время проводили обряды и ритуалы, нацеленные на скорейшее выздоровление.

Чтобы избавиться от болезней, в этот день зажиточные люди посылали в дар малоимущим домашнюю птицу и яйца. Считалось, что яйцо, снесенное курицей в этот день, обладает сильными целебными свойствами, а с его помощью можно избавиться от любой хвори.

Кузьминки — праздник, во время которого наши предки провожали осень и готовились к встрече зимы. Считается, что отмечать событие нужно с размахом, иначе весь следующий год можно провести в горе. В этот день принято приглашать в дом гостей и готовить праздничный ужин из многочисленных блюд. Если на столе будет скудно, то домочадцы будут страдать от нищеты. Традиционным напитком праздника является свежесваренное пиво, которым необходимо угощать не только своих гостей, но и всех соседей.

14 ноября отмечали курьи именины, поэтому главным блюдом на праздничном столе была птица. Чаще всего в качестве угощений подавали лапшу и выпечку с курицей, считая, что при помощи этих блюд можно привлечь счастье и здоровье.

По традиции девушки на выданье самостоятельно устраивали праздник в своем доме, убирались и готовили блюда из курицы, а затем приглашали гостей, в том числе и неженатых молодых людей. Каждый из присутствующих одиноких мужчин должен был попробовать угощения, приготовленные девушкой.

Задабривание домового — одна из самых важных традиций праздника. Для этого наши предки варили кашу из пшена, расставляли миски с лакомством во всех углах дома. Если на следующий день количество каши в одной из мисок уменьшилось, значит, домовой попробовал угощение. В таком случае верили, что в будущем защитник будет оберегать жилище от бедствий, врагов и грабителей.

Народные приметы 14 ноября

Чтобы весь год в доме деньги водились, 14 ноября необходимо съесть хотя бы кусок курицы. В первую очередь эта примета касается тех, кто занимается разведением домашних птиц.

Если на Кузьминки вам посчастливилось найти кошелек, значит, весь год прибыль расти будет. Потерять бумажник — к нищете.

Если в этот день вы решите подать милостыню, ни в коем случае не смотрите в глаза нуждающемуся, иначе в будущем его судьба может настигнуть и вас.

Услышать мяуканье кошки утром — к счастью. Если кошка мяукает прямо у вас дома, значит, вскоре вас ожидает позитивное событие.

Если 14 ноября одинокая девушка познакомится с мужчиной, это сулит счастливое замужество. Не обязательно, что женихом будет новый знакомый.

Женщинам в этот день нельзя умываться ключевой водой, чтобы не смыть красоту и здоровье.

В ноябре 2018 года православным верующим предстоит отметить множество церковных событий, и ко многим из них нужно подготовиться. Чтобы не пропустить ни одного важного праздника, рекомендуем вам заглянуть в православный календарь. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Святые чудотворцы бессребреники Косма и Дамиан – САЙТ О МЕТАЛЛЕ

Обращаясь к первоисточникам можно найти три жизнеописания святых Космы и Дамиана, возникших в разное время и разных странах. Поэтому и отмечается день этих святых три раза в году – 1/14* июля, 17/30 октября и 1/14 ноября. Несмотря на фактические расхождения в текстах житий, по своей сути духовный облик святых оставался неизменным.

Деяния святых Космы и Дамиана
Древние тексты сообщают, что искусные врачи исцеляли больных людей и скот, не беря вознаграждения за свои труды. Отсюда их названия – «безмездные врачи», «бессребреники». Подвижники помогали нуждающимся, обращали многих людей в христианскую веру.
Человеческие добродетели часто сталкиваются с завистью, и в двух жизнеописаниях оклеветанные братья погибают мученической смертью.

Святые Косма и Дамиан

Чудотворцы Косма и Дамиан в христианстве
К святым Косме и Дамиану относились с особым почтением во всех восточнославянских землях. На Руси им посвящались монастыри и храмы. Так, во всех городах, возникших до XVII века были построены церкви во имя Космы и Дамиана. В одном только Великом Новгороде с XII по XVI век существовало пять таких церквей. Строились космодемьянские монастыри и церкви и в других городах — Москве, Твери, Холме, Владимире, Муроме, Суздале, Нижнем Новгороде, Пскове и т.д. На иконах Косма и Дамиан изображались с коробочками-аптечками в руках, говорившими об их врачебном искусстве. Помещались изображения Космы и Дамиана и на полях икон, посвященных Богоматери и другим святым. Иконы с ликами Космы и Дамиана входили в деисусный чин и в двухрядницы, хранились во многих крестьянских домах.
Христианские образы Космы и Дамиана органично и полно вошли в народное сознание, о чем говорит русская легенда «Чудо святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана о братчине», возникшая в Великом Новгороде в XIV веке.

Святые Косма и Дамиан

Святые угодники в славянских традициях
Славяне отмечают православный праздник День Кузьмы и Демьяна (Космы и Дамиана, бессребреников и чудотворцев Асийских) 14 ноября. Святые считаются покровителями кузнечного дела, а также хранителями очага и благополучия семьи. Первые упоминания братьев-святых на Руси относится к последней четверти XI века. (новгородские берестяные грамоты).
В восточнославянском фольклоре связаны главным образом с кузнечным делом и выступают в облике кузнецов-змееборцев. Божий Коваль — Кузьма-Демьян — сковал людям первый плуг; ухватил клещами за язык змея, истреблявшего людей, запряг змея в плуг и заставил его пропахать землю от моря и до моря.
В русской традиции святые Кузьма и Демьян “куют” свадьбу и брак. В свадебных песнях обращаются к святым покровителям с просьбой “сковать сватьбу крепкую” и “случить молодых”. В поговорках Кузьма и Демьян “куют” поздней осенью ледяные мосты на реках: “Закует Кузьма-Демьян — до весны не расковать”, “Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна”.
Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота. Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1/14 ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.
Кузьма и Демьян считались покровителями не только мужского ремесла, но и различных женских работ, недаром эти святые особо почитались женщинами и девушками, которые обращались к ним с просьбами о помощи: в летнее время, когда начинали жатву: «Кузьма и Демьян, идите с нами жать», а в осеннее, собираясь прясть зимнюю пряжу (с ноябрьского дня Кузьмы и Демьяна начинались женские зимние работы — пряденье, тканье), призывали “батюшку Кузьму-Демьяна”.

Покровители кузнечного дела
Восточные славяне называли Косму и Дамиана Божиими кузнецами. Считая их своими патронами в старину кузнецы считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. В то же время во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1/14 ноября какие-либо обетные работы, а продав их, вырученные деньги употреблять на покупку свечей к иконам или для раздачи нищим.
По народным представлениям, Кузьму и Демьяна считали ремесленниками («рукомесленниками»), основным занятием которых было кузнечество. Их называли божьими или святыми кузнецами, кузнецами-бессребрениками, работавшими не за вознаграждение.
В народной загадке кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».
Святые Косма и Дамиан сливались в народном сознании в одно лицо и назывались зачастую “Кузьма-Демьян”. Созвучие имени Кузьма со словами «кузня», «кузница», «кузнец», а также с «кузлом» (народным названием, обозначающим ковку – новгородск., нижегородск., пермск.), а также приходящиеся на период празднования зимние погодные явления, давали возможность народу представить Кузьму и Демьяна кузнецами Бога и Зимы, заковывающих землю и воду в ледяные оковы, создающих мороз и зимнюю стужу. Отсюда происходит и большинство пословиц и поговорок, относящихся к этому дню: «Кузьма-Демьян — божий кузнец, дороги и реки кует»; «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются»; «Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!»; «Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом». С днем святых связывались и другие зимние приметы: «Кузьминки — от осени одни поминки»; «Кузьма и Демьян — проводы осени, встреча зимы, первые морозы»; «Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз».
Кузьму и Демьяна связывали с кузнечным ремеслом и народные легенды и сказки, которые повествуют о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду. В загадках кованую железную цепь называют Кузьмою — «Узловат Кузьма, развязать нельзя». А по северному поверью, цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном, Михаил-архангел налагает на дьявола. Известны поверья о Кузьме-Демьяне как двух кузнецах, выковывающих звезды на луне или небе. Кроме того, произведения восточнославянского фольклора создают из святых Космы и Дамиана образ кузнецов-змееборцев, борющихся с нечистой силой — Змием.
Так, в белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав победителя змея у себя в кузнице от змеихи, защемляют ее язык раскаленными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (иногда – Борис и Глеб), поймав змея, истреблявшего людей и собиравшего человеческую дань, запрягают его в первый выкованный ими плуг, и пашут на нем землю от моря и до моря.
Святые кузнецы Кузьма и Демьян наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом — молотом, и кроме изготовления ледяных цепей для земли, выковывали свадьбы (отсюда, «Кузьма-Демьян — свадебный кузнец»), свадебные венцы и брачные узы (цепи), становясь, таким образом, покровителями брака, семьи и домашнего очага.

Кузьминки – День кузнеца
Современные кузнецы сохранили традицию отмечать Кузьму-Демьяна до наших дней. Каких-то общепринятых и повсеместно распространенных традиций не осталось, но кузнецы многих регионов поздравляют друг друга и отмечают каждый по-своему.
В 2014 году с инициативой праздновать Осенние Кузьминки как профессиональный праздник День кузнеца и проводить кузнечные акции и мероприятия для широкой общественности выступила Гильдия кузнецов Донбасса. Идею поддержали мастера Белгорода, Калининграда, Перми и других городов. С этого момента во многих регионах стали формироваться традиции по ежегодному празднованию профессионального праздника, а праздник все чаще называют именно Днем кузнеца.
Примечательно, что в Белоруссии празднование Дня кузнеца принято на государственном уровне и день празднования – именно 14 ноября, – День святых чудотворцах бессребреников Космы и Дамиана.

Кузьма-Демьян в фольклоре
Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Ты и скуй нам,
Кузьма-Демьян, свадебку!
Чтобы крепко-накрепко,
Чтобы вечно-навечно,
Чтобы солнцем не рассушивало,
Чтобы дождем не размачивало,
Чтобы ветром не раскидывало,
Чтобы люди не рассказывали!

_____________________
* – здесь и далее через символ “/” приводятся даты по старому/новому стилю.

Обзор Евгения Лавриненко по материалам опубликованным ранее на “Сайте о металле”

site-metall.com


Смотрите также